Регулировка клапанов ЗИЛ 130 своими руками порядок

Регулировка клапанов ЗИЛ 130 своими руками порядок

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.

Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности.

Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком.

Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается.

При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.

Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков.

Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.

При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.

Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14×12мм девять гаек 1 (рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя 10

(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).

При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра и снимать крышку рас-

пределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров.

Регулировку выполняют в такой последовательности:

устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:

Впускного и выпускного 1-го цилиндра Выпускного. 5-го »

Выпускного. 2-го » Впускного. 7-го »

Впускного. 3-го » Впускного. 8-го »

Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на место и закрепить их гайками.

Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)

Регулировка клапанов зил 130 своими руками

Array( => 29.05.2020 10:40:00 => 29.05.2020 10:40:00 => 509162985 => 509162985 => Как отрегулировать клапаны ЗИЛ 130 => Как отрегулировать клапаны ЗИЛ 130 => 33 => 33 => => =>

Мотор грузового автомобиля состоит из разных комплектующих и запчастей. Для обеспечения нормального функционирования требуется своевременная и периодическая регулировка клапанов ЗИЛ-130. Водители могут обратиться на станцию технического обслуживания или выполнить настройку своими руками, если будут следовать правилам.

ЗИЛ (колхозник д240) Зил Зилыч 1993, двигатель дизельный 4.7 л., 80 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками

Suzuki SX4, 2010

Hyundai Getz, 2008

Lexus RX300, 2004

Toyota Cresta, 1999

Посмотреть больше машин на Дроме

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Процесс регулировки и порядок выполнения работы

Головка цилиндров находится удаленно от корпуса. Между ними есть специальная перегородка. Для крепления и надежной фиксации применяются болты. Проводить регулировку необходимо в том случае, когда возникают посторонние звуки в виде стука. Чтобы устранить их, необходимо отрегулировать зазоры. Для выполнения работы, требуется отключить все провода электрического тока, которые подают высокое напряжение к отдельным элементам двигателя. Их обязательно отсоединяют от свечей зажигания. Для этого требуется провернуть гайки, которые находятся в месте крепления крышки головки цилиндра. Далее происходит демонтаж крышки, на которой есть прокладки.

Чтобы выполнить регулировку клапанов и зазоров, необходимо дождаться, когда полностью остынет мотор. Для настройки применяют винт с контргайкой. Порядок регулировки выглядит следующим образом:

  • сначала необходимо установить поршень первого цилиндра;
  • в момент его прокручивания два клапана ЗИЛ 131 и 130 закрываются (между стержнем и нажимным кольцом появляется максимально допустимый зазор);
  • для измерения используют щуп, а при отклонениях от допустимой нормы применяют регулировку.

Этот способ решает проблему, как отрегулировать клапана на ЗИЛ 130. Он наиболее простой и доступный для многих автомобилистов, которые могут устранить зазор самостоятельно.

Правила и рекомендации по сборке головки цилиндра

Важно помнить, что работы по монтажу головки цилиндров, необходимо выполнять на специально предназначенном стенде. Это обязательное условие, чтобы правильно собрать их, предотвратить еще более серьезные поломки. Ниже приведен правильная техника и алгоритм:

  • все отверстия в клапанных втулках нужно продуть, чтобы убрать загрязнения;
  • перед установкой впускных и выпускных стержней их нужно тщательно обработать маслом;
  • плавность движения и функционирования клапанов требуется проверить на специальном стенде (если они работают не правильно, обязательно осуществляется замена на новые детали);
  • на каждый впускной клапан перед монтажом и установкой на предыдущее место, необходимо надеть манжет (их производят из прочной резины).

Во время сборки клапанов, пружинные тарелки нужно установить на стержни. Для этого выполняют поворот рукоятки на кране в несколько оборотов. Они позволяет равномерно и правильно распределить воздух. Важно добиться, чтобы все пружины сжимались одновременно.

Шпильки нужно вворачивать в специально предназначенные плоскостные проемы. Они находятся в верхней части, где происходит прилегание выпускного и впускного трубопровода. После этого нужно перевести головку цилиндра в оптимальное положение. Необходимо в обязательном порядке проверить работоспособность всех систем и деталей.

Мотор грузового автомобиля состоит из разных комплектующих и запчастей. Для обеспечения нормального функционирования требуется своевременная и периодическая регулировка клапанов ЗИЛ-130. Водители могут обратиться на станцию технического обслуживания или выполнить настройку своими руками, если будут следовать правилам.

Процесс регулировки и порядок выполнения работы

Головка цилиндров находится удаленно от корпуса. Между ними есть специальная перегородка. Для крепления и надежной фиксации применяются болты. Проводить регулировку необходимо в том случае, когда возникают посторонние звуки в виде стука. Чтобы устранить их, необходимо отрегулировать зазоры. Для выполнения работы, требуется отключить все провода электрического тока, которые подают высокое напряжение к отдельным элементам двигателя. Их обязательно отсоединяют от свечей зажигания. Для этого требуется провернуть гайки, которые находятся в месте крепления крышки головки цилиндра. Далее происходит демонтаж крышки, на которой есть прокладки.

Чтобы выполнить регулировку клапанов и зазоров, необходимо дождаться, когда полностью остынет мотор. Для настройки применяют винт с контргайкой. Порядок регулировки выглядит следующим образом:

  • сначала необходимо установить поршень первого цилиндра;
  • в момент его прокручивания два клапана ЗИЛ 131 и 130 закрываются (между стержнем и нажимным кольцом появляется максимально допустимый зазор);
  • для измерения используют щуп, а при отклонениях от допустимой нормы применяют регулировку.

Этот способ решает проблему, как отрегулировать клапана на ЗИЛ 130. Он наиболее простой и доступный для многих автомобилистов, которые могут устранить зазор самостоятельно.

Читайте также  Регулировка педали сцепления дэу нексия

Проверка крепления блочной головки

Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.

Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.

Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей

Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.

К крепящим элементам относятся и регулировочные осевые болты коромысел. Их также проверяют на степень зажима, контролируют наличие или отсутствие зазоров. Если проблема связана с прокладками, их меняют, предварительно очистив в охлаждающей «рубашке» все проемы.

Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130

Монтаж головки цилиндров выполняют на специальном стенде, следуя такому алгоритму:

Установка двух шатунов на одной шатунной шейке двигателя ЗИЛ-130

  • установкой сжатого воздуха в клапанных втулках и седлах продувают все отверстия;
  • втулки направляющие и стержни (впускные, выпускные) до установки на свои места обрабатывают маслом;
  • проверяют плавность движений клапанов в цилиндрах, в случае необходимости заменяют новыми;
  • у ЗИЛ-130 в клапанах впускных надевают на втулки шайбы пружинные, на выпускных – механизм вращения;
  • на впускные надевают манжеты из резины, с направлением витков шайб к цилиндровой головке;
  • клапанные тарелки пружинные монтируют на стержни; повернув на кране рукоятку, распределяющую воздух, добиваются сжатия всех пружин (одновременно);
  • смазав «сухарики» солидолом, вставляют их в стержневые канавки, стараясь полностью вклинить в конусные отверстия;
  • стендовое нажимное приспособление возвращают в исходник;
  • ввертывают шпильки в плоскостные проемы – сверху и в зонах, где прилегают впускной трубопровод и выпускной; головку цилиндров переводят в оптимальное положение;
  • расположив головки от коромысел в расстоянии 5-6 мм, в проемы последних вкручивают винты и гайки;
  • загнав в осевой проем на коромысле шплинт, собирают узел, надевая поочередно желоб маслосливной, шайбы, стойки и т.д.

Все действия по монтажу цилиндровых головок ЗИЛ-130 выполняются без спешки, с использованием стендовых приспособлений.

Отладка зазора клапанов ДВС

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в двигателе ЗИЛ-130

Вверху блочной головки с наклоном к цилиндрической оси одним ярусом закрепляются клапаны ЗИЛ-130. Фаска седла рабочая выпускного клапана ЗИЛ-130 установлена под углом в 45°, впускного – 30°. Для повышения эксплуатационного срока в рабочем состоянии мотора специальными механизмами проводят принудительные повороты.

Если появится стук, без регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 не обойтись. Проверяется (на моторе холодном) клапанно-коромысловый промежуток, выдерживая 0,25-0,3 мм контргайкой в малом плече.

Поршень цилиндра № 1 вводят в верхнюю тактовую мертвую точку. С помощью ограничительного датчика контролируют положение шкивного отверстия коленчатого вала — непосредственно под меткой ВМТ.

В процессе регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 выдерживают цилиндровую очередность:

  • впуск и выпуск 1;
  • впуск 2, выпуск 3;
  • выпуски 4 и 5;
  • впуски 7, 8.

При обнаружении серьезных дефектов производят замену клапанов ЗИЛ-130.

Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130

Устройство ГРМ двигателя ЗИЛ-130

Распределительные шестерни в ГРМ закрыты крышкой, параллельно являющейся опорой для мотора ЗИЛ-130. Основное требование здесь – отсутствие сколов. В противном случае крышку меняют, в то время как небольшие трещины заваривают, делая ровный шов высотой 0,5-1 мм, без вкрапления шлака и наличия раковин.

Если трещины обнаружены в местах, где нет существенной нагрузки, достаточно заделать швы эпоксидкой. Стертые сальниковые отверстия наплавляют после предварительной расточки на станке.

Обнаружив износ фланца крышки, делают наплавления, увеличивая у бобышек высоту до параметра в 1,4 см. Проводят контроль толщины, выдерживая параметр в 0,63 см. Выполнив все необходимые действия, между плитой контрольной и крышкой распределительных шестерен проверяют зазор щупом в 0,02 мм.

Видео по теме: Регулировка клапанов — ремонт двигателя Зил 130

Как отрегулировать клапаны ЗИЛ 130

Проверка крепления блочной головки

Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.

Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.


Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей

Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.

К крепящим элементам относятся и регулировочные осевые болты коромысел. Их также проверяют на степень зажима, контролируют наличие или отсутствие зазоров. Если проблема связана с прокладками, их меняют, предварительно очистив в охлаждающей «рубашке» все проемы.

Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130

Монтаж головки цилиндров выполняют на специальном стенде, следуя такому алгоритму:


Установка двух шатунов на одной шатунной шейке двигателя ЗИЛ-130

  • установкой сжатого воздуха в клапанных втулках и седлах продувают все отверстия;
  • втулки направляющие и стержни (впускные, выпускные) до установки на свои места обрабатывают маслом;
  • проверяют плавность движений клапанов в цилиндрах, в случае необходимости заменяют новыми;
  • у ЗИЛ-130 в клапанах впускных надевают на втулки шайбы пружинные, на выпускных – механизм вращения;
  • на впускные надевают манжеты из резины, с направлением витков шайб к цилиндровой головке;
  • клапанные тарелки пружинные монтируют на стержни; повернув на кране рукоятку, распределяющую воздух, добиваются сжатия всех пружин (одновременно);
  • смазав «сухарики» солидолом, вставляют их в стержневые канавки, стараясь полностью вклинить в конусные отверстия;
  • стендовое нажимное приспособление возвращают в исходник;
  • ввертывают шпильки в плоскостные проемы – сверху и в зонах, где прилегают впускной трубопровод и выпускной; головку цилиндров переводят в оптимальное положение;
  • расположив головки от коромысел в расстоянии 5-6 мм, в проемы последних вкручивают винты и гайки;
  • загнав в осевой проем на коромысле шплинт, собирают узел, надевая поочередно желоб маслосливной, шайбы, стойки и т.д.

Все действия по монтажу цилиндровых головок ЗИЛ-130 выполняются без спешки, с использованием стендовых приспособлений.

Правила и рекомендации по сборке головки цилиндра

Важно помнить, что работы по монтажу головки цилиндров, необходимо выполнять на специально предназначенном стенде. Это обязательное условие, чтобы правильно собрать их, предотвратить еще более серьезные поломки. Ниже приведен правильная техника и алгоритм:

  • все отверстия в клапанных втулках нужно продуть, чтобы убрать загрязнения;
  • перед установкой впускных и выпускных стержней их нужно тщательно обработать маслом;
  • плавность движения и функционирования клапанов требуется проверить на специальном стенде (если они работают не правильно, обязательно осуществляется замена на новые детали);
  • на каждый впускной клапан перед монтажом и установкой на предыдущее место, необходимо надеть манжет (их производят из прочной резины).

Во время сборки клапанов, пружинные тарелки нужно установить на стержни. Для этого выполняют поворот рукоятки на кране в несколько оборотов. Они позволяет равномерно и правильно распределить воздух. Важно добиться, чтобы все пружины сжимались одновременно.

Шпильки нужно вворачивать в специально предназначенные плоскостные проемы. Они находятся в верхней части, где происходит прилегание выпускного и впускного трубопровода. После этого нужно перевести головку цилиндра в оптимальное положение. Необходимо в обязательном порядке проверить работоспособность всех систем и деталей.

Мотор грузового автомобиля состоит из разных комплектующих и запчастей. Для обеспечения нормального функционирования требуется своевременная и периодическая регулировка клапанов ЗИЛ-130. Водители могут обратиться на станцию технического обслуживания или выполнить настройку своими руками, если будут следовать правилам.

Отладка зазора клапанов ДВС


Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в двигателе ЗИЛ-130

Вверху блочной головки с наклоном к цилиндрической оси одним ярусом закрепляются клапаны ЗИЛ-130. Фаска седла рабочая выпускного клапана ЗИЛ-130 установлена под углом в 45°, впускного – 30°. Для повышения эксплуатационного срока в рабочем состоянии мотора специальными механизмами проводят принудительные повороты.

Если появится стук, без регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 не обойтись. Проверяется (на моторе холодном) клапанно-коромысловый промежуток, выдерживая 0,25-0,3 мм контргайкой в малом плече.

Поршень цилиндра № 1 вводят в верхнюю тактовую мертвую точку. С помощью ограничительного датчика контролируют положение шкивного отверстия коленчатого вала — непосредственно под меткой ВМТ.

В процессе регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 выдерживают цилиндровую очередность:

  • впуск и выпуск 1;
  • впуск 2, выпуск 3;
  • выпуски 4 и 5;
  • впуски 7, 8.

При обнаружении серьезных дефектов производят замену клапанов ЗИЛ-130.

Регулировка тепловых зазоров клапанов ЗИЛ-131

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов). Регулировка зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным в коротком плече коромысла.

Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов.

Читайте также  Кран регулировки тормозных сил прицепа

В этом положении нужно производить регулировку зазора следующих клапанов;

  • — впускного и выпускного первого цилиндра
  • — выпускного второго цилиндра
  • — впускного третьего
  • — выпускного четвертого
  • — выпускного пятого
  • — впускного седьмого
  • — впускного восьмого

Зазоры у остальных клапанов необходимо регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

Особенности регулировки клапанов ЗИЛ-130

Со временем части ГРМ изнашиваются и это приводит к увеличению температурного зазора. Чтобы избежать серьезных проблем с ДВС, периодически требуется регулировка клапанов ЗИЛ-130.

Следующие действия производятся на остывшем моторе:

  • подняв капот, выкручивают гайки крепления крышек;
  • у 1-го цилиндра выводят поршень в ВМТ;
  • вывернув в зажигании свечу и сняв крышку распределительную, проверяют тактовое сжатие;
  • контролируют щупом зазор у коромыслового носка с клапанным стержнем цилиндра.

Регулировка:

  • удерживая винт регулировочный, ослабляют контргайку;
  • поместив в зазор щуп, поворачивают винт до нужного размера;
  • закрепляют контргайкой.

Следующие 7 цилиндров регулируют поворотом коленчатого вала, выдерживая очередность: 1=5=4=2=6=3=7=8. Своевременная регулировка клапанов ЗИЛ-130 поможет избежать многих неприятностей в работе ДВС.

Регулировка клапанов ЗИЛ-130, клапана

Клапаны ЗИЛ-130 — верхние, расположены в головке блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от рас­пределительного вала через штанги, толкатели и коромысла. Клапаны ЗИЛ-130 изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускно­го клапана 30°, выпускного 45°; стержень выпускного клапан имеет отверстие, заполненное на­трием. Выпускные ЗИЛ-130 клапана для повышения срока их службы принудительно поворачива­ются во время работы двига­теля специальным механизмом. Механизм для поворачивания вы­пускного клапана показан на рис. 16.

Рис. 16. Механизм для поворачивания выпускного клапана ЗИЛ-130: 1 — клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана ЗИЛ-130; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана ЗИЛ-130; 9 — дисковая пружина механизма; 10 — возврат­ная пружина; 11 — наполнитель; 12 — наплав­ка; 13 — заглушка

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо прове­рить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов ЗИЛ-130). Регулирование зазоров в клапан­ном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировоч­ным винтом g контргайкой, расположенным в коротком плече коро­мысла. Для регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 в клапанном механизме нужно устано­вить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажи­гания, расположенном на датчике ограничителя максимальной ча­стоты вращения коленчатого вала.

В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов ЗИЛ-130

впускного и выпускного 1-го ци­линдра выпускного 2-го цилиндра впускного 3-го » выпускного 4-го цилиндра выпускного 5-го » впускного 7-го » впускного 8-го »

Зазоры у остальных клапанов ЗИЛ-130 регулируют после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот).

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130


Устройство ГРМ двигателя ЗИЛ-130

Распределительные шестерни в ГРМ закрыты крышкой, параллельно являющейся опорой для мотора ЗИЛ-130. Основное требование здесь – отсутствие сколов. В противном случае крышку меняют, в то время как небольшие трещины заваривают, делая ровный шов высотой 0,5-1 мм, без вкрапления шлака и наличия раковин.

Если трещины обнаружены в местах, где нет существенной нагрузки, достаточно заделать швы эпоксидкой. Стертые сальниковые отверстия наплавляют после предварительной расточки на станке.

Обнаружив износ фланца крышки, делают наплавления, увеличивая у бобышек высоту до параметра в 1,4 см. Проводят контроль толщины, выдерживая параметр в 0,63 см. Выполнив все необходимые действия, между плитой контрольной и крышкой распределительных шестерен проверяют зазор щупом в 0,02 мм.

Видео по теме: Регулировка клапанов — ремонт двигателя Зил 130

Публикации по теме


Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ 238


Особенности регулировки клапанов ГАЗ-53


Выполнение регулировки клапанов УМЗ 4216

Порядок регулировки зазора между клапаном и носком коромысла в двигателе ЗИЛ-131

Проверка компрессии в цилиндрах двигателя карбюраторного двигателя и сделать заключение

Компрессометр Мод. 628

Проверка компрессии в цилиндрах двига­теля. По мере износа поршневых колец и стенок цилиндров давление сжатия в ци­линдрах двигателя (компрессия) снижается.

Нормальная величина компрессии в ци­линдрах прогретого двигателя должна быть в пределах 6,0—6,8 кг/см 2 . Снижение ком­прессии в процессе эксплуатации двигателя допускается для линейного двигателя до 5,5—6,0 кг/см 2 .

Разница между показаниями компрессометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,7—1,0 кг/см 2 .

Компрессия проверяется на прогретом двигателе. Для проверки компрессии необ­ходимо:

очистить грязь, собравшуюся в углуб­лении для свечи зажигания; отсоединить провод от свечи зажигания и вывернуть ее;

открыть полностью воздушную заслонку и дроссель карбюратора;

вставить резиновый наконечник шланга компрессометра в отверстие свечи зажига­ния первого цилиндра и плотно его при­жать;

провернуть при помощи стартера коленча­тый вал, сделав несколько оборотов, чтобы компрессометр зафиксировал максимальное давление в цилиндре;
вынуть из отверстия свечи зажигания ре­зиновый наконечник компрессометра, запи­сать показания, открыть выпускной клапан компрессометра и выпустить воздух;

повторить операции для остальных ци­линдров.

При разнице давления более 0,7— 1,0 кгсм 2 в цилиндр с пониженной ком­прессией залить 20—25 см 2 свежего масла и вторично проверить компрессию. Если по­казание компрессометра поднялось, это ука­зывает на наличие утечки воздуха через поршневые кольца. Если величина компрес­сии после заливки масла в цилиндр остается такой же, как и при замере без масла, то это указывает на неплотное прилегание кла­панов к седлам или на их прогорание.

Порядок регулировки зазора между клапаном и носком коромысла в двигателе ЗИЛ-131

Снять ремень привода насоса гидроусилителя руля.

Отвести насос гидроусилителя.

Отсоединить провода свечей от зажимов на крышках голо­вок блоков цилиндров. На ЗИЛ-131 отсоединить провода вместе со сборным коллектором.

Снять провод высокого напряжения со свечи 1-го цилиндра и вывернуть ее.

Снять воздухоочиститель на автомобиле ЗИЛ-131.

Отвернуть гайки крепления шпилек крышки головок блоков и снять крышки с прокладками.

Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Для этого, закрыв свечное отверстие пальцем руки, проворачивать коленчатый вал до выхода воздуха из-под пальца. Далее, провора­чивая коленчатый вал, совместить углубление (засверловку) на шкиве 2 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе 1 установки момента зажигания, расположенном на датчике ограни­чителя максимальной частоты вращения.

Проверить величину зазоров между торцами клапанов и носками коромысел следующих клапанов:

впускного и выпускного 1-го цилиндра;

выпускного 2-го цилиндра;

впускного 3-го цилиндра;

выпускных 4-го и 5-го цилиндров;

впускных 7-го и 8-го цилиндров.

Провернуть коленчатый вал на 360° (полный оборот) и про­верить зазоры остальных клаланов:

впускного 2-го цилиндра;

выпускного 3-го цилиндра;

-— впускных 4-го и 5-го цилиндров;

выпускного и впускного 6-го цилиндра;

выпускных 7-го и 8-го цилиндров.

Величина зазора должна быть равной 0,25-0,30 мм, щуп тол­щиной 0,25 мм должен проходить свободно, а щуп толщиной 0,30 мм должен «закусывать».

Проверять и регулировать клапанные зазоры на холодном дви­гателе. Нумерация цилиндров указана на впускном трубопроводе.

При необходимости отрегулировать величину зазоров, для чего:

удерживая отверткой регулировочный винт, освободить контргайку винта;

повертывая отверткой регулировочный винт, установить не­обходимый зазор;

удерживая винт отверткой, ключом затянуть контргайку.

Установить свечи на место и присоединить провода высо­кого напряжения.

Пустить двигатель и прослушать его работу. Двигатель должен работать без стуков клапанов, «чиханий» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.

Остановить двигатель, установить крышки головок блоков цилиндров с прокладками на место и закрепить их.

Надеть ремень на шкив гидроусилителя руля, отрегулиро­вать натяжение ремня и закрепить гайки шпилек крепления крон­штейна. Прогиб ремня в средней части под усилием 4 кгс должен быть равным 10—15 мм.

Вставить провода свечей в их зажимы, а на автомобиле ЗИЛ-131 установить и закрепить сборный коллектор проводов.

Установить на место воздухоочиститель на автомобиле ЗИЛ-131.

Проверять и регулировать зазоры между торцами клапанов и носками коромысел в такой последовательности:

установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия;

отрегулировать зазоры в клапанах 1-го цилиндра;

Регулировать зазоры, проворачивая коленчатый вал каждый раз на 90° в последовательности, соответствующей порядку зажи­гания.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Ремонт гбц зил 130 своими руками

Array ( [DATE_ACTIVE_FROM] => 29.01.2021 04:38:00 [

DATE_ACTIVE_FROM] => 29.01.2021 04:38:00 [ID] => 511400389 [

ID] => 511400389 [NAME] => Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 [

NAME] => Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 [IBLOCK_ID] => 33 [

IBLOCK_ID] => 33 [IBLOCK_SECTION_ID] => [

IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] => Указанный в инструкции по эксплуатации порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 — не пустая прихоть разработчиков. Пренебрежение требованиями технического регламента становится причиной возникновения серьезных, подчас неустранимых неисправностей. Зная это, квалифицированные специалисты, занимающиеся обслуживанием двигателей внутреннего сгорания, используют в процессе ремонта только информацию, взятую из достоверных источников.

Конструктивные особенности ДВС

Силовой агрегат, устанавливаемый на грузовые автомобили ЗИЛ-130 разных модификаций, надежен и неприхотлив. Особенностями традиционной для шестидесятых годов двадцатого века компоновки являются:

  • Архитектура V8 с углом развала цилиндров 90°, обеспечивающее удобство компоновки мотора в подкапотном пространстве.
  • Блок цилиндров, отлитый из серого ковкого чугуна.
  • Нижнее расположение распределительного вала, соединенного с коленвалом передачей из двух косозубых шестерен.
  • Раздельные головки блоков цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава АЛ4 и упрочненные до максимальной твердости HB 70 с помощью технологий закалки и старения.
  • Верхнее расположение клапанов. Усилие открытия передается на них посредством толкателей и установленных на валах коромысел.
  • Жидкостная система охлаждения, способная быстро отводить излишки тепла и поддерживать оптимальную для работы ДВС температуру даже при высоких нагрузках.
Читайте также  Регулировка фар на хендай акцент

Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 определены при выполнении расчетов и подтверждены в ходе натурных испытаний.
Перечисленные технические решения хорошо зарекомендовали себя на практике. Разработчикам завода имени Лихачева удалось создать надежный и неприхотливый силовой агрегат, пробег которого, до капитального ремонта, составляет 500 тыс. км и более. Но это не означает, что выпускавшийся с 1962 по 2010 год движок стерпит откровенно варварское обращение. Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 необходимо соблюдать для сохранения ресурса двигателя и достижения расчетных характеристик.

Устройство двигателя ЗиЛ 130

Двигатель ЗИЛ-130 — V-образный, восьмицилиндровый, четырех­тактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Устройство двигателя ЗИЛ-130 приведено ниже. Подвеска дви­гателя ЗИЛ-130, его продольный и поперечный разрезы показаны на рис. 9—11.

Блок цилиндров двигателя ЗИЛ-130 — чугунный, со вставными мокрыми гильзами из серого чугуна, с кислотоупорной вставкой в верхней части. Для уплотнения верхней части гильзы бурт гильзы зажат между блоком и головкой блока с асбостальной прокладкой, нижняя часть уплотнена двумя резиновыми кольцами. Головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 — из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки из асбостального полотна. Каждая головка блока прикреплена к блоку цилиндров семнадцатью болтами. Отвер­стия в блоке цилиндров под болты цекуются. Следует помнить, что че­тыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами креп­ления головки блока цилиндров ЗИЛ-130 двигателя и входят в указанные выше семнад­цать болтов.

Рис. 9. Подвеска двигателя ЗИЛ-130: а — передняя опора; б — задняя опора; 1 — защитный колпак; 2 — болт крепления передней опоры; 3 — кронштейн передней опоры; 4 и 12— болты крепления двигателя; 5 — передняя крышка блока цилиндров; 6 — верхняя подушка передней опоры; 7 — нижняя подушка пе­редней опоры; 8 — шайба; 9 — распорная втулка; 10 — поперечина рамы; 11 — картер сцепле­ния; 13 — болт крепления задней опоры; 14 — крышка; 15 — кронштейн задней опоры; 16 — башмак; 17 — подушка задней опоры; 18 — регулировочная прокладка.

Болты крепления головок к блоку необходимо затягивать специаль­ным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, так как алюминиевая головка блока при нагреве увеличи­вается в высоту больше, чем стальные болты, крепящие ее. При про­греве двигателя затяжка головок блока увеличивается, при охлажде­нии — уменьшается, поэтому болты крепления головок должны быть затянуты на холодном двигателе ЗИЛ-130. Момент затяжки должен составлять 90—110 Н • м (9—11 кгс • м), причем при температуре двигателя около 0° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пре­делу 90 Н • м (9 кгс • м), а при температуре от + 20 до + 25° С — ближе к верхнему пределу 110 Н • м (11 кгс • м). Запрещается подтя­гивать болты крепления головок блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 при температуре двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель, а затем подтягивать болты. Одновременно с подтягиванием болтов крепления головок блока необходимо подтягивать болты крепления выпускных газопроводов. После подтягивания болтов крепления головок блока цилиндров необ­ходимо проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры в клапанном механизме. Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок к блоку двигателя ЗИЛ-130 надо соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рис. 12. Затя­гивать болты головок блока цилиндров надо равномерно в два приема. Сначала затянуть все болты, а затем дополнительно болты 1, 2, 3, 4 и 5, При смене прокладок надо очистить от отложений все водяные от­верстия в головках блока и блоке цилиндров, а также камеры сгора­ния. Прокладку крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к крышке головки цилиндров. Гайки крепле­ния крышки головки двигателя автомобиля ЗИЛ-130 нужно затягивать равномерно; момент затяжки должен быть равен 5—6 Н • м (0,5—0,6 кгс • м).

Актуально:

Система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос и радиатор ЗИЛ-130

Чередование рабочих ходов в двигателе

Вероятные поломки

При нагреве до рабочей температуры алюминиевый сплав, из которого изготавливаются головки блока цилиндров V-образного восьмицилиндрового мотора, используемого на грузовиках популярной модели, расширяется. Если порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 не соблюден, это может стать причиной прогорания прокладки головки блока, образования трещин в стенках цилиндров, каналов смазки, рубашки охлаждения. Как следствие, возникают предпосылки для утечки охлаждающей жидкости и ее попадания внутрь:

  • Цилиндров. В небольших количествах вода или содержащиеся в антифризе спирты, присутствующие в составе топливной смеси, не способны причинить двигателю вред. Но увеличение их концентрации становится причиной сильной детонации, приводящей к прогоранию клапанов и компонентов цилиндропоршневой группы.
  • Системы смазки. При смешивании лубриканта и охлаждающей жидкости образуется эмульсия цвета кофе с молоком, не обладающая необходимой для работы ДВС консистенцией. Давление масла падает, что становится причиной разрушения сопрягаемых деталей, требующих постоянной подачи смазочных материалов.

Возможно и обратное. В отдельных случаях отработавшие газы или моторное масло попадают в систему охлаждения, ухудшая отвод тепла, и двигатель перегревается. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЗИЛ-130, закручивая болты с усилием, оговоренным в технической спецификации.

Последовательность действий и необходимые инструменты

Прежде чем приступать к работе, следует убедиться, что на сопрягаемых поверхностях отсутствуют загрязнения. Если детали ранее находились в эксплуатации, их следует очистить, используя специальный инструмент, растворители и моющие средства. Головку обязательно проверяют на плоскость и, если есть необходимость, шлифуют. После этого:

  • Проверяют целостность резьбы в отверстиях блока.
  • Укладывают прокладку головки блока.
  • Устанавливают узел на штатное место.
  • Ставят вал коромысел и шайбы.
  • Наживляют крепеж.
  • Соблюдая порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130, закручивают болты с моментом 90 – 110 Нм.

Чтобы развить необходимое усилие не повредив ответственные детали, рекомендуется использовать:

  • Динамометрический ключ с длинным, не менее 1 метра, воротком. Как вариант – вороток, оснащенный динамометрической насадкой.
  • Шестигранную торцевую головку соответствующего размера, изготовленную из хромованадиевой стали. Применяя многогранные ключи из стали, упрочненной методом наклепа, вы рискуете слизать грани на болтах и повредить руки.

Тяните плавно, обеспечивая равномерный момент затяжки двигателя ЗИЛ-130. Рывки и ударные нагрузки недопустимы! Целесообразно выполнять все операции, закрепив мотор на специальном стенде. Но можно, если другого выхода нет, производить ремонт без снятия силового агрегата с автомобиля. Для удобства имеет смысл демонтировать крышку капота.

Проверка затяжки болтов и гаек крепления головки цилиндров

Проверку затяжки болтов и гаек креп­ления головки цилиндров рекомендуется производить динамометрическим ключом (рис. 1). Момент затяжки должен быть в пределах 10—12 кГм.


Затяжку болтов и гаек крепления головки цилиндров следует производить в определенной последователь­ности (рис. 2) на холодном двигателе.

Зазоры между клапанами и толкателями проверяют при появлении стуков в клапа­нах, после чего их регулируют. Регулировку зазоров в клапанах рекомендуется произво­дить отдельно для каждого цилиндра в соот­ветствии с порядком зажигания в цилинд­рах (1—5—3—6—2—4). Зазор между тол­кателем и клапаном для впускных и вы­пускных клапанов должен быть 0,20— 0,25 мм для двигателей со степенью сжатия 6,2 и 0,23—0,28 мм для двигателей со сте­пенью сжатия 6,5. Перед регулировкой зазоров необходимо: отсоединить затрудняющий доступ к кла­панным коробкам топливопровод от топлив­ного насоса к карбюратору;

отсоединить трубку вентиляции картера двигателя и отвести ее в сторону;

отвернуть болты крепления крышек кла­панной коробки и снять крышки с проклад­ками. Снимать крышки клапанных коробок следует осторожно, стараясь не повредить пробковые прокладки.

Регулировку зазоров у впускных и вы­пускных клапанов следует начинать с пер­вого цилиндра, для чего установить пор­шень в в. м. т. при такте сжатия при помо­щи установочного пальца или по метке ма­ховика.

При установке поршня первого цилиндра в в. м. т. вывернуть установочный палец 1 (рис. 3, а) и вставить его в это же от­верстие другим концом, затем, провертывал коленчатый вал, держать до совпадения штифта с лункой на шестерне распредели­тельного вала. Закончив установку поршня первого цилиндра в в. м. т., ввернуть уста­новочный палец на свое место.

При установке поршня первого цилиндра в в. м. т. по метке маховика надо открыть крышку смотрового люка на картере сцеп­ления так, чтобы был виден обод маховика, повернуть коленчатый вал двигателя руко­яткой и установить поршень первого ци­линдра в в. м. т. так, чтобы риска 3 (рис. 3, б) в. м. т. на маховике совпала с риской 2 на картере сцепления. После установки поршня первого цилиндра в в. м. т. опустить крышку смотрового люка и закрепить ее.

Проверить величину зазора между регу­лирующими болтами толкателей и стерж­нями клапанов при помощи щупа (рис. 4, а). Если зазоры выходят из ука­занных пределов, их следует отрегулировать. Регулировку производят так:

придерживая одним ключом толкатель за лыску, другим ключом освободить контр­гайку регулировочного болта толкателя;

продолжая удерживать толкатель, пово­рачивать регулирующий болт толкателя до получения необходимого зазора;

придерживая одним ключом регулировоч­ный болт толкателя и другим ключом толка­тель, затянуть контргайку третьим ключом (рис. 4, б).

После проведения регулировки клапанов первого цилиидра необходимо таким же способом провести регулировку остальных клапанов и установить на место снятые перед регулировкой узлы двигателя.

Пустить двигатель и прослушать его ра­боту. Прогретый двигатель должен рабо­тать без стуков клапанов, «чихания» в кар­бюраторе и «выстрелов» в глушителе.

По теме:

Установка карбюратора и фильтра тонкой очистки