Проверка и регулировка углов установки колес

Углы установки колёс, регулировка, диагностика

Углы установки колес – один из главных факторов, который определяет поведение автомобиля на дороге. Правильная регулировка этих углов помогает обеспечить отличную управляемость, устойчивость ТС при езде по прямой дороге и на поворотах. Каждая марка авто имеет свои параметры элементов подвески, которые устанавливаются на заводе. Во время эксплуатации они могут сбиваться из-за износа элементов ходовой и других частей. Поэтому угловые зазоры необходимо периодически регулировать.

В статье мы расскажем о назначении и видах углов установки колес, рассмотрим способы настройки этих параметров.

Зачем колеса ставят под углом?

Каждый производитель автомобилей проектирует для своих моделей определенное расположение колес относительно друг друга и плоскости дорожного полотна. Установка наклона позволяет улучшить характеристики управляемости и устойчивости ТС.

Правильно отрегулированная подвеска обеспечивает автомобилю лучшую сцепляемость колес в точке контакта с дорожным полотном при быстрой, медленной езде, во время плавного или резкого торможения. Верно установленный угол будет положительно влиять на движение по прямой и на поворотах.

Если заводские регулировки нарушаются не сильно, то водитель может долго не замечать проблем при езде. Чем больше сбиваются угловые параметры, тем хуже машина ведет себя на дороге. При прямом движении автомобиль будет уводить в сторону, возникнут трудности при поворотах. Кроме того, наклон влияет на износ покрышек. При сбитых углах установки покрышки стираются неравномерно, что приводит к разбалансировке колес.

Например, разница износа протектора на передней и задней покрышке более 1,5 мм может вызывать вибрацию и удары в руль при езде. При неправильной настройке углов и разбалансировке водитель будет часто менять авторезину.

Производитель задает оптимальные параметры установки для выпускаемой марки с учетом конструктива подвески. Эти углы спроектированы так, чтобы их можно было регулировать самостоятельно или на СТО при необходимости.

Популярные модели шин

Типы углов установки колес

В заводском техпаспорте указываются несколько значений настройки. Рассмотрим, как называется угол колёс и какие у него параметры:

  • Схождение – это угловой зазор между плоскостью вращения колесного диска и продольной осью машины. Этот параметр может рассчитываться в виде разности длины между задними и передними бортами ободов. В этом случае значение высчитывается не в градусах, а в миллиметрах. Схождение может быть отрицательным или положительным. В первом варианте плоскости вращения дисков пересекаются сзади автомобиля, а во втором случае – спереди. Отрицательное схождение нежелательно. При нём снижается управляемость и ТС «виляет» по дороге, возникает опасность неуправляемого заноса. При положительных значениях управляемым колесам придается дополнительная маневренность, машина лучше управляется, легче входит в повороты.
  • Развал – наклон колесных дисков к плоскости дороги. Угол образуется между вертикалью и средней плоскостью шины. Может быть минусовым – диск имеет уклон внутрь к кузову, а также плюсовым – уклон наружу от кузова. На что влияют значения развала? Они определяют площадь контактной области покрышки в момент сцепления с дорожным полотном. При больших отрицательных значениях снижается устойчивость машины при прямом движении, но улучшается при поворотах. При завышенных положительных значениях все наоборот – прямо движется хорошо, а на поворотах заносит.
  • Кастер – продольный угловой зазор, который образуется между осью поворота колесного диска и вертикальной плоскостью. Такой параметр обеспечивает возврат колес в нейтральное положение после прохождения поворота. Кастер может иметь плюсовые и минусовые значения.

Эти настройки воздействуют на управляемые и задние колёса в большей или меньшей степени. Однако для ведущей оси есть ещё одна важная регулировка – плечо обкатки. Это зазор между колесным центром и точкой пересечения линий поперечного наклона оси поворота с вертикалью. Значение может быть положительным, когда точка пересечения находится справа от оси колесного центра. При нулевом значении точки совпадают.

Положительное и нулевое значение повышают устойчивость ТС на поворотах, хорошо стабилизируют оси при передвижении по прямой дороге. Отрицательные значения этого параметра сильно снижают управляемость авто.

Проверка и регулировка углов колес

Если на СТО предлагают сразу после постановки машины на стенд отрегулировать развал схождения, лучше отказаться от услуг такого сервиса. Опытные мастера сначала проводят техосмотр автомобиля, чтобы установить причины неисправности. Проверяют люфт в рулевом колесе и подшипниках ступицы, осматривают узлы подвески, определяют наличие осевого и радиального биения дисков.

Углы установки сбиваются по разным причинам. Самый распространенный вариант – это естественный износ деталей подвески. Например, если тяги невозможно отрегулировать, то их придется менять. Всё это скажет мастер только после техосмотра.

Регулировка выполняется на разгруженном автомобиле – в салоне, в багажнике, на крыше не должно быть лишних предметов. Также необходимо привести рулевую рейку в нейтральное положение. Установкой передней оси выравниваются радиусы поворота автомобиля вправо и влево, что позволяет точно выставить зазоры. После подготовки выполняется регулировка управляемых колес в такой последовательности: установка кастера – развал – схождение.

Чем создают правильный зазор? Тяги, наконечники рулевого управления имеют резьбовые соединения. Гаечным ключом можно уменьшить или увеличить длину тяг и соответственно изменить величину нужного зазора. Схождение можно отрегулировать для передней и задней оси практически на всех видах подвесок.

Кастер и развал настраивается не на всех марках авто. Например, некоторые модели Daewoo и BMW конструктивно не имеют регулирующих элементов. Схождение настраивается только изменением длины рулевых тяг. На других видах подвесок развал и кастор устанавливается добавлением/удалением шайб, эксцентриковыми болтами, специальными ползунками.

Последствия неправильной установки

Неверная настройка развала-схождения передних колес повлияет на управляемость автомобиля при езде по прямой и в поворотах. Кроме того, возникнет неравномерный износ покрышек. Для переднеприводного авто сбитые зазоры на задней оси менее критичны, чем на передней. Однако из-за неравномерного износа протекторов появляется опасность разбалансировки колесных дисков.

Как проверить, какие настройки лучше? Оптимальный вариант для большинства автолюбителей – это придерживаться заводских параметров. Нужно открыть техпаспорт машины, найти название угла развала, схождения или кастера и руководствоваться этими значениями при регулировке. Различные эксперименты с настройками подойдут любителям спортивной езды. В повседневной жизни отрицательные значения развала и схождения не оправдывают себя. Руль становится тяжелее, устойчивость на поворотах чувствуется только на максимальной скорости движения.

«Цена от» означает минимальную (ориентировочную) цену на товар, предоставленную дилерами GOODYEAR на территории Таможенного Союза, которые выразили желание размещать данную информацию на настоящем ресурсе. Минимальна цена может отличаться в зависимости от региона и/или дилера. Окончательная цена на товар рассчитывается на сайте соответствующего дилера и может отличаться от заявленной на данном ресурсе. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.

* Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ

Что проверить, а что отрегулировать? Развал-схождение в вопросах и ответах

От правильности установки углов зависят и управляемость автомобиля, и степень износа шин. Но все ли параметры можно отрегулировать, от чего зависит точность измерений, стоит ли уповать на 3D-стенд? Об этом и не только — в нашем материале.

Куда сходятся и зачем разваливаются?

Основными параметрами, которые проверяются на стенде, являются:

схождение — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля;

развал — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью;

кастер — продольный наклон оси поворота (угол между вертикалью и осью поворота управляемого колеса в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля).

Углы установки колес измеряются в градусах и минутах (в одном градусе 60 минут). Параметры и допуски, а также дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при проверке углов, определяет производитель.

Несмотря на то что кастер — параметр также изменяемый, чаще всего в контроле и регулировке нуждаются развал и схождение. Причем на многих современных автомобилях, оснащенных независимыми многорычажными подвесками задних колес, углы могут выставляться и на задней оси. На компактных моделях и машинах старых поколений, где сзади чаще всего можно видеть полунезависимую подвеску, развал-схождение регулируется только на передней оси.

Впрочем, на некоторых моделях развал нельзя откорректировать даже для передних колес — заложенные заводом углы обеспечиваются взаимным расположением деталей. Так что если развал «ушел» и причина кроется в деформации одного из узлов подвески (рычага, поворотного кулага, сайлент-блока), то проблема устраняется путем замены поврежденной детали.

Как часто надо проверять углы установки колес?

Периодичность зависит и от интенсивности эксплуатации, и от конструктивных особенностей автомобиля. Если у одних моделей достаточно большие допуски (например, суммарное схождение колес на оси от -10 до +40 минут), то вполне достаточно проверять развал-схождение раз в год-полтора, или через 20-30 тысяч километров. А если допустимая разбежка всего плюс-минус три минуты, это как раз тот случай, когда углы установки колес стоит проверять в два раза чаще, например, после каждой сезонной смены резины.

Также проверка требуется после сильных ударов, от которых могли пострадать детали подвески: при попадании в яму, наезде на бордюр, после аварии. Именно в этих случаях углы установки могут серьезно отличаться от заводских параметров.

Читайте также  Регулировка клапанов ниссан альмера n16

После каких работ с ходовой частью нужно проверять углы установки колес?

Само собой, велика вероятность того, что после замены рулевых тяг и наконечников и ремонта рулевой рейки углы установки колес могут измениться. Рекомендуется проверять схождение и после обратной установки тех же деталей, даже если они ставились по сделанным до демонтажа меткам.

Если говорить о передней подвеске, то на стенд придется ехать после работ, связанных со снятием/установкой рычагов, сайлент-блоков, пружин и шаровых опор. О последних чуть подробнее. Если шаровая опора крепится несколькими болтами к рычагу, то ее положение может изменяться даже при повторном монтаже: она может смещаться в силу того, что в местах посадки имеются небольшие люфты. Для развала это не так критично — он изменился, скажем, на 3 минуты. А вот схождение «уйдет» уже на 30 минут! То есть если с двух сторон крепление шаровых опор просто отпустить, а затем зажать, то вместо 0 можешь получить уже 1 градус при допуске 10 минут.

Что касается задней подвески, то здесь все зависит от ее конструкции. Во-первых, далеко не во всех автомобилях имеется сама возможность какой-либо регулировки углов установки колес. Во-вторых, замена тех или других деталей на развал или схождение попросту не влияет. Впрочем, изменив высоту положения кузова при помощи задних пружин или проставок, также можно нарушить углы установки колес.

Можно ли, проверив углы установки колес, сделать заключение о «геометрии» кузова?

Если по поводу геометрии кузова появились сомнения, в первую очередь нужно проверить развал-схождение. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема, а если да, то насколько она критична. Например, можно ли выставить развал, схождение, кастер в заводские допуски. Если это удается (а на некоторых моделях можно регулировать все эти параметры), считайте, что вам повезло.

Но мы уже говорили о том, что развал, а в случае с задней осью и схождение колес могут не иметь регулировки. Еще хуже, если нарушена соосность: когда одно колесо «обгоняет» второе, регулировки не помогут. Ну а самое главное — показания стенда лишь укажут на проблему, но с его помощью нельзя определить, возникла она по причине повреждения элементов подвески (рычагов, поворотных кулаков, амортизационных стоек), смещения или деформации подрамника или собственно нарушение геометрии кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно — машину придется промерять.

Правда ли, что 3D-стенд точнее обычного?

Высокая скорость и точность работы, сведение до минимума пресловутого человеческого фактора — основные преимущества 3D-стендов, которые в первую очередь интересны самим СТО, так как без ущерба для качества можно увеличить скорость обслуживания и за одну смену «прогонять» больше автомобилей.

Помимо стандартных параметров (развал, схождение, кастер, соосность) современный стенд позволяет замерить, например, предельный угол выворота управляемых колес, что не будет лишним после ремонта рулевого управления.

На самом деле опытный и ответственный мастер может обеспечить высокую точность измерений и на старом оборудовании, просто времени на это уйдет больше, а на конечный результат человеческий фактор влияет в большей степени. Старые стенды чаще нуждаются в калибровке. А необходимость следовать «протоколу» и на 3D-стенде никто не отменял!

От чего тогда зависит точность измерений?

От правильности проведения процедуры проверки и регулировки углов установки колес напрямую зависит как точность измерений, так и конечный результат. Поэтому в любом случае мастер должен следовать процедуре.

Начинать надо с проверки состояния сайлент-блоков, шаровых опор, рулевых тяг и наконечников. Если имеются люфты, проводить измерение углов установки колес бессмысленно. Также необходимо проверять давление в шинах (хотя некоторые 3D-стенды могут «видеть» отличное по внешнему диаметру колесо).

Также нужно разгрузить подвеску, правильно установить датчики на колеса и обязательно произвести компенсацию биения: в компьютер стенда необходимо ввести корректировки по возможному несовпадению измерительной плоскости датчиков и плоскости вращения колес, что обычно происходит из-за неровных колесных дисков.

Еще один нюанс — многие модели, например BMW и Opel, требуют дополнительной загрузки автомобиля, как если бы в нем находились водитель и передний пассажир. В BMW нужно загружать еще и заднее сиденье по центру. Так что технологии технологиями, но от педантичности оператора стенда по-прежнему зависит многое.

Ну и не забудем про саму поверку сложного и точного оборудования, которая должна проводиться с регулярностью раз в год. Сама плоскость, на которой измеряется автомобиль, должна быть идеально ровной. Это к вопросу о качестве монтажа стенда.

На стенд съездил, а машину все равно ведет в сторону — в чем причина?

Достаточно часто на «развал» приезжают потому, что машину начало тянуть в сторону. При этом далеко не всегда посещение стенда дает результата: или все оказывается в норме, или регулировка ничего не меняет. Конечно, есть определенная вероятность того, что причина бокового увода все же кроется в нарушении углов установки колес, а мастер этого не выявил. Но ведь машину может вести в сторону и по другим причинам!

Перечислим от простого к сложному. Если увод появился после замены колес, то следует проверить давление, правильность установки направленных шин, равномерность износа протектора, наконец, переставить колеса местами. Но машину может тянуть в сторону и по другим причинам: подклинивающие тормоза или поворотные подшипники, просевшие или обломанные пружины и т.д. Причины могут быть различными.

Наш вердикт

Проверять углы установки колес нужно не только после ремонта подвески или хорошего удара, но с регулярностью хотя бы раз в год. При этом решающее значение в вопросе точности измерений и регулировок имеет не «навороченность» оборудования, а правильность его монтажа и калибровки, компетентность и порядочность мастера. Хотя и он не волшебник: на стенде вам могут рассказать много интересного о ходовой части вашего автомобиля, но все же далеко не все.

Углы установки колес автомобиля

Правильные углы установки колес – один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.

  1. Назначение углов установки колес
  2. Виды основных углов установки колес автомобиля
  3. Развал колес
  4. Схождение колес
  5. Поперечный угол наклона оси поворота колеса
  6. Угол продольного наклона оси поворота колеса
  7. Плечо обкатки
  8. Изменение значений углов установки колес и их регулировка

Назначение углов установки колес

Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.

Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.

Виды основных углов установки колес автомобиля

Параметр Ось автомобиля Регулируемый параметр На что влияет
Угол развала колес (Camber) Передняя
Задняя
Да
(зависит от автомобиля)
Устойчивость движения в повороте
Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe) Передняя
Задняя
Да Устойчивость при прямолинейном движении
Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) Передняя Нет Стабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster) Передняя Да
(зависит от автомобиля)
Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкатки Передняя Нет Стабильность автомобиля при торможении
Стабилизация автомобиля при движении

Развал колес

Развал колес (англ. camber) – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:

  • положительный (+) – когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
  • отрицательный (-) – когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).

Положительный и отрицательный углы развала колес

Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • хорошая устойчивость авто в поворотах;
  • ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
  • повышенный износ внутренней стороны шины.

Слишком большой положительный угол:

  • хорошее сцепление колес с дорогой;
  • ухудшается устойчивость в поворотах;
  • повышенный износ наружной стороны шины.

Схождение колес

Cхождение колес (англ. toe) – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.

Схождение колес автомобиля

Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out) – наружу.

Положительное и отрицательное схождение колес

Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шины с внутренней стороны;
  • острая реакция авто на рулевое управление.

Слишком большой положительный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шин с наружной стороны.

Поперечный угол наклона оси поворота колеса

Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы,
стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.

Угол продольного наклона оси поворота колеса

Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.

Плечо обкатки

Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика – плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают – то плечо обкатки нулевое.

Значение плеча обкатки

Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.

Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.

Изменение значений углов установки колес и их регулировка

Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.

Регулировка развала на стойке Макферсон

Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки – это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.

Неправильный сход-развал задних колес на переднеприводном автомобиле оказывает меньшее влияние на его управляемость и неравномерный износ шин, поскольку задняя часть менее нагружена. Параметры caster и KPI, регулировка которых в конструкции подвески автомобиля, как правило, не предусмотрена, должны всегда соответствовать допустимым значениям.

Различные параметры углов установки колес, регулировка и проверка

Поведение автомобиля на дороге определяется многими факторами, основными среди которых можно назвать конструкцию его подвески, тип и размерность шин, а также углы установки передних колес. От последних, к слову, зависит не только то, как машина поведет себя на дороге, но и износ шин и элементов подвески.

Чтобы сопротивление качению было минимальным, передние колеса авто должны вращаться в вертикальных плоскостях, параллельно продольной оси машины. Однако для того, чтобы повысить устойчивость автомобиля, улучшить управляемость и обеспечить после поворота самостоятельный возврат управляемых колес в положение, которое соответствует прямолинейному движению, передние колеса устанавливают под определенными углами относительно друг друга и кузова автомобиля.

По мере эксплуатации автомобиля, значения углов меняются и выходят за допустимые пределы, установленные заводом-изготовителем. Если регулировки сбиты не сильно, водитель долгое время может этого не замечать. По мере усугубления проблемы машину постоянно будет уводить в сторону при прямолинейном движении, начнется неравномерный износ резины и т.п.

Во избежание подобных проблем требуется периодическая проверка и регулировка углов установки передних колес. Желательно проводить эти процедуры не реже, чем раз в 30 тысяч км, а также после сильных ударов по ходовой (например, после попадания колесом в яму на высокой скорости).

  1. Какие углы нужно регулировать
  2. Кастор
  3. Схождение колес
  4. Развал колес
  5. Как выполняется проверка и регулировка углов установки колес
  6. Как влияют углы установки передних колес на управляемость
  7. Вариант первый: отрицательный кастор
  8. Вариант второй: правильные настройки
  9. Вариант третий: излишне положительный кастор
  10. Вариант четвертый: спортивный
  11. Какие настройки лучше?

Какие углы нужно регулировать

Проверка и регулировка углов установки колес проводится по трем параметрам, описанным ниже.

Кастор

Это угол продольного наклона оси поворота колеса относительно вертикали. Его значение может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря кастору, передние колеса стремятся самостоятельно вернуться в нейтральное положение. От него зависит изменение развала колес при повороте руля и стабилизация автомобиля при движении по дуге. Чем больше его значение, тем сильнее выражен стабилизирующий эффект.

При вывернутом руле колеса наклоняются в сторону поворота, обеспечивая вышеупомянутый стабилизирующий эффект. Значение кастора на современных заднеприводных машинах может достигать 10-12 градусов, на автомобилях с передним приводом кастор выставляют меньше, порядка 5-8 градусов.

Схождение колес

Эта величина также может быть как положительной, если линии, проведенные вдоль управляемых колес пересекутся перед автомобилем, так и отрицательной, если точка пересечения окажется позади. Следует отметить, что чем ближе к нулю угол схождения, тем меньшее сопротивление качению испытывает машина.

Отрицательное схождение – явление крайне нежелательное. Оно вызывает ухудшение управляемости, худший отклик на работу рулем приводит к рысканию автомобиля по дороге и повышает опасность возникновения неуправляемого заноса.

При положительном схождении управляемых колес машина лучше отзывается на работу рулем, легче входит в повороты, а, кроме того, обретает дополнительную поворачиваемость. Колеса задней оси также устанавливаются с положительным схождением, в результате машина становится более устойчивой при прямолинейном движении.

При сильном отклонении углов схождения от нормы, возникает повышенный пилообразный износ протектора шин:

  • при положительном – его внешней части;
  • при отрицательном – внутренней.

Развал колес

Развалом называется угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Если колеса наклонены к центру автомобиля, угол развала отрицательный, при наклоне наружу угол положительный. Отклонение углов развала от нормы ведет к усиленному износу протектора, кроме этого, машину будет постоянно уводить в сторону колеса, имеющего больший угол развала.

Как выполняется проверка и регулировка углов установки колес

Многие недобросовестные автомастера сразу, как только автомобиль заехал на стенд, принимаются регулировать углы установки колес. В этом случае лучше сразу отказаться от услуг таких «специалистов». Первое, с чего начинается комплекс процедур – проверка технического состояния автомобиля, а именно:

  1. наличие люфта в рулевом колесе и ступичных подшипниках;
  2. наличие радиального и осевого биения колесных дисков;
  3. исправность узлов подвески;
  4. давление воздуха в шинах.

Кроме того, проверка и последующая регулировка должна выполняться только когда автомобиль полностью разгружен, т.е. ни в салоне, ни в багажнике не должно быть ничего лишнего, и если мастер не поинтересовался, полностью ли автомобиль разгружен, это серьезный повод усомниться в его квалификации.

Последний подготовительный этап – установка рулевой рейки в нейтральное положение. Вычисляется требуемое положение вручную путем вращения руля от упора до упора. Половина общего числа оборотов и будет серединой рулевой рейки. Если эту процедуру пропустить, радиусы поворота автомобиля влево и вправо будут различаться, что не добавит комфорта управлению.

После выполнения всех необходимых приготовлений можно приступать к регулировке углов установки управляемых колес. Процедура выполняется в три этапа со строгим соблюдением последовательности: установка кастора – установка развала – установка схождения.

В зависимости от типа подвески установка углов кастора и развала выполняется различными способами: добавлением или удалением регулировочных шайб, ползунковыми механизмами, эксцентриковыми болтами. Многие автомобили конструктивно лишены возможности регулировать развал и угол продольного наклона оси поворота колес, в их числе BMW, некоторые модели Mercedes и Daewoo. Схождение управляемых колес на всех машинах регулируется единственным способом: изменением длины рулевых тяг.

Как влияют углы установки передних колес на управляемость

Для наглядной демонстрации влияния углов установки управляемых колес на поведение машины были проведены практические испытания на автомобиле ВАЗ-2114. Автомобиль новый, после предпродажной подготовки. Поездка со штатными регулировками выявила «легкий» руль и «ватные» отклики на его работу. Проверка казала, что все углы, за исключением кастора находятся в пределах заводских допусков.

Вариант первый: отрицательный кастор

Угол продольного наклона стоек был выставлен максимально отрицательным. Передние колеса при этом максимально смещаются назад. Подобное можно наблюдать на старых «ушатанных» автомобилях, либо на машинах с сильно задранной задней частью.

Тестовая «Самара» после регулировки стала четко реагировать на малейшие движения рулем, руль стал очень «легким», однако машина начала проявлять склонность к рысканию, поведение стало нестабильным, управление стало требовать от водителя максимальной концентрации. В поворотах необходимо постоянно подруливать, выполнить «переставку» на высокой скорости практически невозможно.

Вариант второй: правильные настройки

Кастор выставлен нормально-положительным, развал и схождение выставлены «в ноль». Характер ВАЗ-2114 резко изменился: руль стал упругим и информативным, для его вращения требуется больше усилий. Автомобиль сохраняет траекторию при движении по прямой, его поведение на дороге стало предсказуемым, и правильным.

Вариант третий: излишне положительный кастор

Продольный наклон стоек выставлен на максимально положительный угол. Поскольку такой угол без коррекции схождения выставлять опасно, угол схождения также выставляется «в плюс». На первый взгляд, в сравнении с предыдущим вариантом изменения не сильные: руль стал легче, кузов стал немного сильнее раскачиваться в поворотах, машина стала «ленивее» отзываться на работу рулем. Однако в быстрых поворотах переднюю ось начинает сносить, а скорость, на которой можно безопасно выполнить «переставку», снижается.

Вариант четвертый: спортивный

Кастор остается положительным, все остальные углы выставляются на отрицательные значения. В результате руль стал значительно «тяжелее», управление при этом четкое. Автомобиль входит в повороты и выполняет «переставку» на существенно больших скоростях, чем при всех предыдущих настройках.

Какие настройки лучше?

Предпочтительнее выбирать углы установки управляемых колес, рекомендованные заводом-изготовителем, поэтому для большинства автовладельцев самым приемлемым будет второй вариант. «Спортивные» параметры в повседневной жизни себя вряд ли оправдают, поэтому их можно рекомендовать только околоспортивной публике, любящей ставить эксперименты над автомобилями.

Регулировка развала схождения. Сход развал своими руками

    113 6 159k

Ни для кого не станет новостью, что неверно налаженный сход развала колеса, может привести не только к ухудшению качества покрышки, но и к большому расходу топлива. Именно поэтому, к выставлению схода развала стоит подойти ответственно.

Своими силами настроить сход развал совсем не сложно, как может показаться сначала. Мы попытаемся рассмотреть этот вопрос подробно и дать оптимальные советы новичкам механикам. Стабилизация пары управляющих колес – это тот самый важный аспект, который влияет на устойчивость машины на дороге. Что это значит? Колеса должны двигаться по прямой линии, а минуя поворот возвращаться в исходное положение.

Следуя из этого, острая необходимость процедуры стабилизации колес разъясняется очень просто. Когда автомобиль двигается, колеса, которые не стабилизированы, уходят в сторону в результате толчков от дороги. Тогда водитель должен возвращать колеса в нужное (прямолинейное) положение. Учитывая то, что это происходит постоянно, человек за рулем сильнее устает. К тому же, контакты рулевого привода быстрее износятся. А с увеличением скорости, растущая неустойчивость становиться не безопасной.

От чего зависит стабилизация управляемых колес? Ответ простой: от их схождения или развала. Регулировка схода развала колес может быть произведена в автомастерских, но вполне возможно решить эту проблему и своими руками.

Признаки что нужно регулировать сход развал

Первое, что необходимо сделать, это определить необходимость регулировки схода развала.

Рассмотрим это по пунктам:

  1. Непрерывный уход авто от заданного курса прямолинейного движения в ту или иную сторону.
  2. Неоднородная изношенность покрышек.
  3. При осмотре желобка протектора переднего колеса вдоль оси вращения, необходимо осмотреть края этого желобка. Кромки одинаковые – это значит, что нет причин для беспокойства, если же одна из них имеет некоторую заостренность, а другая – нет, значит у вас есть проблема. Но на это стоит обращать внимание лишь при спокойной езде. Если же вы являетесь поклонником быстрой скорости, то это условие может быть обманчивым.
  4. Трудность управления при маневрах.

Наличие хотя бы одно из таких симптомов говорит, что нужно устанавливать развал схождения. Водители имеющие некоторый опыт в ремонте авто своими руками при большом желании могут выполнять сход развал самостоятельно.

Как регулируется сход развал?

Для ремонта вам будут необходимы:

  • линейка;
  • мел;
  • стандартный набор инструментов;
  • шнур с отвесом;
  • ровная площадка с ямой или подъемником.

Сначала потребуется выяснить: насколько точно было произведено схождение раньше. Т.е. «нулевое» ли положение у рулевой рейки при прямолинейном движении. Как это сделать? Следуем дальнейшим указаниям:

  1. Поставить автомобиль на ровной поверхности.
  2. Затем повернуть максимально руль в одну сторону, сделав метку сверху на руле (посередине круга) повернуть руль до упора в другую сторону. При этом необходимо посчитать количество целых оборотов и частей целой окружности (долей).
  3. Когда посчитали поделить полученное количество на 2 и повернуть руль в это положение.

Если данный результат совпадает с привычным положением руля, то «нулевое» положение рейки выставлено. Если нет, это придется сделать самим.

Как выставить «нулевое» положение?

Необходимо снять руль, для этого отвинтите гайку. После зафиксировать его в посчитанном нами «нулевом» положении (спицы руля должны располагаться симметрично). Теперь мы будем ориентироваться по этому положению. Дабы себя проверить, нужно поочередно вращать руль влево/право — в обе стороны он должен поворачиваться на одинаковое количество оборотов, по этому поворачивая колесо до предела в стороны, подсчитывайте их.

Далее нужно ослабить стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Одну тягу следует немного выкрутить, а вторую закрутить на такое же самое количество оборотов (это очень важно!). Такую процедуру можно сделать один раз и более не менять положение руля. А в дальнейшем – лишь регулировать схождения.

Как отрегулировать схождения колес?

После проверки прямолинейности нужно проверить степень загруженности транспорта, давления в покрышках, надежно ли крепление подвески и механизма руля на предмет наличия стука при повороте руля. После этого уже можно приступить непосредственно к проверке и настройке схождения.

Для определения уровня схождения колес, следует вычислить разницу между точками на ободе спереди и сзади его оси геометрии. Для этого нужно использовать специальную цепь с линейкой или натяжной прибор.

Чтоб измерить схождение линейка устанавливается меж колес, таким образом, чтоб наконечники труб уперлись в бок покрышек, а цепочки дотрагивались до земли. Когда вы установите стрелку на нулевое положение, машину следует немного перекатить вперед, чтобы линейка очутилась сзади оси колес. При этом стрелка должна показывать уровень схождения. В случае несовпадения с нормой она должна быть откорректирована.

Для того, чтобы отрегулировать схождение колес нужно вращать соединительные муфты боковых рулевых тяг. Когда эта операция проведена, контрольные гайки необходимо надежно затянуть.

Регулировка угла развала колес

Самым сложным процессом выступает проверка и регулировка развала колес, но и ее возможно выполнить своими силами. Чтоб это сделать машина поднимается так, чтоб колеса не дотрагивались до земли. После этого нужно вычислить места одинакового биения на боковых частях шин. Выставив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом следует подвесить груз. Мелом делаются метки по окружности колеса сверху и снизу. С помощью шнура с отвесом вычислите дистанцию от обода до шнура.

Разница дистанций между нитью груза и верхней частью обода и есть уровень развала.Для точности выполнения процедуры прокатите машину, чтоб колесо повернулось на 90. Повторить несколько раз и записать результаты.

Далее снимаем колесо автомобиля и отпускаем 2 болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Затем сдвигаем вовнутрь или наружу поворотный кулак, в каком направлении, и на какое расстояние, зависит от результатов ваших замеров. Именно таким образом вы сможете установить необходимый угол развала. После процедуры нужно подтянуть болты, поставить колесо и вновь провести замеры.

Делая сход-развал собственноручно, помните, что необходимо проводить замеры несколько раз (не меньше трех), после чего взять среднеарифметическое значение. Если развал-схождение отрегулированы правильно, транспортное средство не будет уходить в сторону при движении, а износ протектора шин будет равномерный.

Вся процедура регулировки проводится заново в том случае, если после проведенных работ машина всё равно «уходит» с траектории прямолинейного движения. О неправильном развале или схождении также скажет неравномерный износ покрышек, по этому диагностика шин также будет не лишней.

Самостоятельное выполнение такой нелегкой процедуры сэкономить приличную сумму денег, однако помните, что для большинства современных автомобилей рекомендуется проведение сход/развал в автосервисах. Дополнительно вы можете посмотреть обучающее видео, как самому сделать развал схождение тут.