Порядок регулировки клапанов 402 мотор

Грамотная регулировка клапанов двигателя ЗМЗ-402

Газораспределительный механизм восьмиклапанного ЗМЗ-402 предназначен для выпуска газов и своевременной подачи горючей смеси или воздуха в силовой агрегат. ГРМ должен быть грамотно настроен, иначе ДВС начинает шуметь, а расход горючего увеличивается. Один из базовых способов эффективной настройки — регулировка клапанов 402 двигателя своими руками.

Когда нужна регулировка клапанов

Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.

Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.

Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.

Необходимые инструменты

Для грамотной регулировки клапанов Газели с 402 двигателем надо подготовить следующие инструменты:

  • комплект отвёрток;
  • щупы разного размера или универсальный щуп;
  • трещотку с удлинителем и головкой на 10 мм;
  • набор ключей, размерами с 8 по 14 мм;
  • свечной ключ;
  • молоток;
  • ветошь.

Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402

Калибр теплозазора, в соответствии с паспортными данными двигателя, должна составлять 0,4 мм. Показатель этот отличается между впускными и выпускными клапанами, так как последние элементы нагреваются сильнее. Измерения должны проводиться щупами, оснащёнными шагом в 0,05 мм или меньше.

Параметры также могут отличаться из-за различных условий эксплуатации и манеры езды:

  • постоянная перевозка тяжёлых грузов, периодическая езда по горам, применение нестандартного бензина — 0,4 мм;
  • питание двигателя газом — 0,35 мм и 0,45 мм (выпуск);
  • постоянные резкие старты, спортивная манера езды — 0,3-0,35 мм.

К тому же, можно путём уменьшения теплового зазора увеличить тягу двигателя и снизить расход топлива. Но это будет работать только на режимах спокойной езды, без нагрузки.

Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402

Ниже приведён подробный порядок действий:

  • скинуть клеммы с аккумулятора;
  • поставить нейтральную передачу;
  • отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
  • скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
  • демонтировать воздушный фильтр;
  • отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
  • вывернуть свечи зажигания;
  • поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
  • снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
  • начать регулировку клапанов.

Клапана желательно регулировать только на холодный двигатель! С другой стороны, мотор ЗМЗ-402 оснащён алюминиевой головкой. Штанги имеют свойство расширяться по мере нагрева ДВС, а зазоры уменьшаться. По этой причине опытные мастера рекомендуют регулировать систему 402-го на прогретом движке, выставляя зазоры 0,3 мм на всех элементах. Исключение — автомобили Газель.

Что касается меток: они могут совпадать при ВМТ с первым или четвёртым цилиндром. Как это проверить помимо направления бегунка? Если зажаты клапаны 1, 2, 4 и 6, а остальные свободны — метка совпадает с 4-м цилиндром. И наоборот, если зажаты 8, 7, 5 и 3 — метка совпадает с 1-м цилиндром.

Регулировка клапанов 402 двигателя в два приема осуществляется по следующей схеме:

  • сначала первые клапаны впуска и выпуска;
  • затем вторые впуска и выпуска;
  • третий впускной;
  • проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
  • регулировка оставшихся клапанов.

Коротко порядок регулировки клапанов выглядит так: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажаты, затем — от кабины 8, 7, 5 и 3.

Регулировка клапанов ЗМЗ 402 по инструкции:

  • подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
  • несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
  • гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
  • щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
  • зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
  • повторить операцию со всеми клапанами.

На некоторых автомобилях клапана регулируются с помощью шайб. Вместо родной устанавливается кольцо меньшей или большей толщины. Альтернативный вариант — замена толкателей на варианты с нужными параметрами. Известны моторы, на которых регулировка вообще не предусмотрена — на ДВС с гидрокомпенсаторами. Клапаны ЗМЗ-402 настраиваются специальным регулировочным винтом.

Затем надо установить на место свечи, крышку распределителя и навесное оборудование. Потом осуществить тестовый запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла на все толкатели. Если смазка не будет поступать на какой-либо элемент, следует ослабить крепёжную гайку оси коромысел в зоне четвёртого цилиндра. Также надо будет прочистить всю маслосистему автомобиля.

В конце остановить мотор, собрать все демонтированные компоненты на место. Болты клапанной крышки закрутить с нужным усилием. После установки всех нужных шлангов и трубок, заново завести движок. Дать ему прогреться до 80-90 градусов, затем послушать работу клапанов — они не должны звенеть или цокать.

Как часто необходимо проводить настройку

В условиях эксплуатации автомобиля с высокой нагрузкой — перевозка тяжёлых грузов, езда по горам и на малой скорости, срок регулировки сокращается до 8-10 тыс. км. А если в бак заливается не соответствующий ГБЦ бензин, клапаны нуждаются в настройке уже каждые 5-6 тыс. км пробега. Иначе они прогорят, а двигатель потеряет компрессию.

Чтобы не сорвать резьбу в процессе регулировки клапанов, в начале откручивания и на последнем обороте закручивания гайку нужно вращать ключом очень плавно. Наконечники штанг клапанного механизма двигателя ЗМЗ-402 сделаны из дюралюминия, а не стали, как на ЗИЛ-130, например. Поэтому настраивать клапаны на слух крайне сложно. Бряцанье и стуки могут издавать:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
  • выработанная ось;
  • расшатанные сухари пружин.

Клапаны с дефектным распредвалом не получится нормально отрегулировать. Поэтому целесообразнее будет заменить распределительный вал. То же касается и сработанных сухарей пружин, так как коромысла в этом случае будут упираться не в клапаны, а в чашки пружин.

ЗМЗ 402 регулировка клапанов своими руками (инструкция с видео и фото).

Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу о том как осуществляется регулировка клапанов на ЗМЗ 402, в два этапа (так быстрее).

По этой же инструкции можно регулировать клапаны на аналогичных моторах (ЗМЗ 21, умз-421, умз-417, ЗМЗ 24, газ-21)не важно карбюратор или инжектор. Традиционно для нашего сайта, статья представляет собой подробную пошаговую инструкцию с большим количеством фото и видеоматериалов.

Читайте также  Регулировка фар Лада гранта своими руками

Для тех кто не любит читать, ниже приведено подробное видео:

Инструкция по регулировке клапанов.

Необходимый инструмент:

  • отвертка.
  • ключ рожковый (10,12,13,14).
  • щупы измерительные на 0.35 и 0.45мм.

Необходимые запчасти и расходные материалы:

  • прокладка клапанной крышки. (обязательно).
  • герметик (если устанавливаете резиновую прокладку).
  • шланг отвода картерных газов (если высох).
  • шпильки, шайбы от умз 421, гайки, шайбы гровера (по желанию, если хотите убрать подтеки масла).

Как на змз-402 осуществляется регулировка клапанов?

Внимание — регулировка клапанов выполняется на холодном двигателе!

  1. Снимаем клапанную крышку.
  2. Подводим поршень в первом цилиндре верхней мёртвой точке такта сжатия.

Самый простой способ определить верхнюю мертвую в первом цилиндре — подвести метку на шкиве (демпфере) к отливке на передней крышке и сняв крышку трамблера убедиться, что бегунок смотрит на свечной провод идущий к первому цилиндру.

По большому счету можно это и не делать, достаточно совместить метку, при снятой клапанной крышке поболтать толкатели чтобы понять какие свободны (на инжекторе так и делал).

Если вы не видите метку, верхнюю мертвую точку можно найти вывернув свечу из цилиндра и вставив ответртку в свечной канал провернуть коленчатый вал.

  1. Регулируем выпускной клапан первого цилинда (0.35 мм.), выпускной клапан второго цилиндра (0.45мм), впускные клапаны первого и третьего цилиндров (0.45мм).
  2. Проворачиваем коленчатый вал на 360 градусов (полный оборот т.е. снова ставим на эту-же метку)
  3. Регулируем тепловой зазор выпускного клапана четвертого цилиндра (0.35 мм),выпускного клапана третьего цилиндра (0.45 мм), впускных клапанов второго и четвертого цилиндров (0.45 мм).
  4. Закрываем клапанную крышку, собираем навесное оборудование.

Если после прогрева вы слышите подстукивание клапанов допустимо уменьшить тепловой зазор с 0.45мм до 0.4мм. уменьшать зазор крайних клапанов нежелательно (сильно увеличивается вероятность прогара).

Небольшой тюнинг.

Двигатель змз-402 широко известен своей способностью поливать маслом дорогу, порой, кажется, что масло может просачиваться через стенки блока. Именно поэтому я, в начале статьи, рекомендовал купить шпильки и шайбы от двигателя умз-421.

Ранее, когда я сам регулировал клапаны, всем автовладельцам я рекомендовал переделывать стандартное винтовое крепление клапанной крышки на шпильки и гайки от УМЗ.

Никакой сложности в переделке нет, всё устанавливается БОЛТ-ON.

  1. За место винтов заворачивайте шпильки от УМЗ.
  2. На них одеваете прокладку (лучше пробковую, я пришел к этой переделке так как так ее монтаж значительно ускоряется).
  3. Устанавливаете на место клапанную крышку.
  4. Последовательно устанавливаете шайбы от УАЗ, гроверы и закручивайте гайки.
  • нет риска свернуть слабую резьбу в ГБЦ при установке клапанной крышки
  • значительно сокращается течь масла, так как, благодаря шайбам от УМЗ, меньше деформируется клапанная крышка.
  • упрощается установка пробковой прокладки.

Как часто необходимо регулировать клапаны?

Заводом-изготовителем установлен регламент по регулировке клапанного механизма — один раз 15.000 км, но, на практике, обычно клапана регулируют раз 40.000 км, или когда они застучат, в зависимости от того что случится раньше. При использовании гбо рекомендуется соблюдать регламент!

Особенности регулировки клапанов на змз-402 при установленном ГБО?

На тематических форумах часто можно найти рекомендацию — увеличить на 0,05 мм тепловой зазор для выпускных клапанов. в качестве обоснования увеличения теплового зазора, указывается повышенная температура горения газа.

делать это ни в коем случае не надо — разница в температуре выхлопа между бензином и газом не более 10%, вот вам наверное картинка:

Поверьте 10% в температуре выхлопа, это не существенная разница, а увеличенный зазор в клапанном механизме будет раздражать неприятным стуком, постоянно сбивающейся регулировкой и ускоренным износом.

Заключение.

На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь что статья была вам полезна и полностью ответила на вопрос как на змз-402 осуществляется регулировка клапанов. если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.

Регулировка клапанов Газель 402 двигатель

Регулировка клапанов на автомобиле газель на которой установлен двигатель ЗМЗ 402 начинается с установки поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки при такте сжатия. Для этого на шкиве коленчатого вала имеется метки. Если считать по часовой стрелке

Метка положения первого цилиндра

Интересует первая по счету метка. Её необходимо совместить с отливом на передней крышке двигателя. Но этого не достаточно. За полный цикл работы двигателя поршень дважды подходит в ВМТ. Первый раз в интересующий нас такт сжатия. И второй раз поршень становится в ВМТ в такте выброса отработанных газов. В первом и во втором случае если поршень выставлен строго по метке распредвал не будет оказывать давление на клапана. В такте сжатия кулачки будут развернуты от толкателей коромысел. В такте выпуска газов в ВМТ выпускной клапан закроется а впускной ещё не откроется. Поэтому необходимо точно установить поршень первого цилиндра именно в такте сжатия.

Установка ВМТ 402 двигателя

Установку ВМТ 402 двигателя сделать это можно несколькими способами:

  • Самый простой способ. Снять крышку трамблёра. Контакт бегунка при положении поршня первого цилиндра в ВМТ находится приблизительно под контактом высоковольтного провода идущего на первый цилиндр. Совмещаем более точно первую мету шкива и отлив на передней крышке. В этом положении начинается регулировка клапанов первого цилиндра и далее.
  • Можно убедиться, что поршень находится в такте сжатия не снимая крышку. Достаточно включить зажигание. В колпачок первого цилиндра установить свечку. Прислонить свечку к массе. Прокрутить двигатель до появления искры на контактах свечи. Искра должна проскочить до того как поршень достигнет ВМТ. Как только искра проскочила довести метку то совмещения с отливом на передней крыше.
  • Самый надежный способ определения ВМТ в такте сжатия заключается в следующем. Необходимо вывернуть свечу первого цилиндра. В свечное отверстие вставить бумажный кляп. уплотнить его. При проворачивании коленчатого вала пробка выстрелит. После этого останется только совместить метки.

В этом положении производится регулировка клапанов первого цилиндра автомобиля Газель двигатель 402.

Расположение цилиндров на двигателе 402

Первый цилиндр считается от радиатора охлаждения

Для дальнейшей регулировки необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя.

Порядок работы 402 двигателя

То есть после регулировки клапанов первого цилиндра коленвал проворачивается на 180 градусов. Половина оборота. Регулируются клапана второго цилиндра. Еще на 180 градусов регулируются клапана четвертого цилиндра. И окончательно повернув коленвал на половину оборота, регулируются клапана третьего цилиндра.

При каждом повороте коленчатого вала необходимо правильно выставить поршень следующего цилиндра в ВМТ. Проще всего после регулировки первого цилиндра провернуть коленчатый вал на половину оборота и убедится что поршень второго цилиндра встал ВМТ . для этого достаточно вставить в свечное отверстие тонкий металлический щуп диаметром 3 мм. Или отверткой.

Чтобы он уперся в поршень. По мере поднятия поршня щуп будет выдвигаться. Когда он выйдет на максимальное расстояние это будет ВМТ. С четвертым цилиндром проще. ВМТ поршня цилиндра можно выставить по метке. Он а снова подойдет к отливу на передней крышке. Третий цилиндр после проворота от четвертого снова можно определить с помощью щупа.

Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402

Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402 производится на всех клапанах одинаково. Раскручивается стопорная гайка регулировочного винта. Вставляется щуп между коромыслом и верхней шейкой клапана. Щуп прижимается регулировочным винтом. Так чтобы он двигался между ними с небольшим усилием.

Величина зазора для впускных клапанов составляет 0,3 мм для выпускных 0,4 мм. Отличить какой клапан впускной какой выпускной можно просто. Впускные клапана расположены напротив каналов впускного коллектора. Выпускные клапана расположены напротив каналов выпускного коллектора. После того как щуп необходимого размера прижат регулировочным винтом следует его застопорить гайкой. Сам винт требуется придерживать от прокручивания отверткой.

Читайте также  Карбюратор газель 406 регулировка и настройка

Двигателя ЗМЗ 402 ранее устанавливались на автомобиль «Волга» Начиная с модели ГАЗ 24. До появления двигателя ЗМЗ 406. Конечно, ЗМЗ 406 во многом превосходит старые двигателя. И в мощности и в долговечности. К тому же расход топлива на змз 406 ниже. Не требуется регулировка клапанов. Потому что применяются гидрокомпенсаторы. ЗМЗ 402 постепенно уходят из нашей жизни. Но автомобилей с этими двигателями еще очень много.

Регулировка клапанов газель 402 двигатель аналогична способу регулировки на двигателе УМЗ 417. Который устанавливается на автомобиле УАЗ. Конструктивно моторы очень похожи. Хотя существует множество отличий. Некоторые детали этих двигателей взаимозаменяемы.

Регулировка клапанов ЗМЗ-402 — порядок настройки

Газораспределительный механизм восьмиклапанного ЗМЗ-402 предназначен для выпуска газов и своевременной подачи горючей смеси или воздуха в силовой агрегат. ГРМ должен быть грамотно настроен, иначе ДВС начинает шуметь, а расход горючего увеличивается. Один из базовых способов эффективной настройки — регулировка клапанов 402 двигателя своими руками.

Периодичность процедуры

Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, по своим техническим характеристикам ЗМЗ-402 получился не слишком удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных тяг толкателей, да не слишком высокое качество деталей, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит, сокращает временной промежуток между регулировками. Если мотор используется бережно, без работы под максимальной нагрузкой и резких стартов, то регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если же водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, то пробег сокращается до 10 тысяч километров. Если же вы используете не соответствующий головке блока цилиндров (ГБЦ) бензин, то вне зависимости от настроек зажигания клапаны необходимо регулировать через 5–6 тысяч километров. Это позволит снизить вероятность прогара клапанов и потери компрессии.

Регулировка клапанов ГАЗ 402

Мотор ЗМЗ-402 производится с 1985 года, впервые он появился на переходных моделях ГАЗ 24М. Он также широко используется на Газелях. Восьмиклапанный двигатель имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов, в его газораспределительном механизме присутствуют следующие детали:

  • распределительный вал, он вращается в пяти опорах блока цилиндров;
  • распредшестерня, передает движение от коленвала распределительному валу;
  • 8 толкателей, приводятся в движение кулачками распредвала;
  • 8 алюминиевых штанг;
  • ось коромысел, на которой находится сами коромысла (8 шт.) с регулировочными винтами;
  • выпускные и впускные клапана, расположенные в головке блока цилиндров.

Когда распределительный вал вращается, происходит поднятие и опускание клапанов в головке блока. Точно так же, как и все другие современные двигатели, ЗМЗ-402 работает по четырехтактной схеме:

  • сначала в ДВС происходит впуск, топливовоздушная смесь заполняет цилиндр;
  • затем в цилиндре совершается сжатие смеси, и она поджигается искрой от свечи зажигания;
  • происходит рабочий ход;
  • последний этап в процессе – выпуск отработанных газов.

Когда совершается сжатие, оба клапана закрыты и герметичны – регулировку клапанов выполняют именно в таком положении. Чтобы камера сгорания была герметичной в момент сжатия, между штоком клапана и коромыслом должен быть тепловой зазор – если его не будет, при расширении металла на горячем двигателе клапан не будет герметично прилегать к посадочному месту (седлу), мотор может потерять мощность, а в некоторых случаях и вовсе не будет запускаться.

Клапана на ЗМЗ-402 можно регулировать двумя способами. В первом варианте регулировка производится следующим образом (в качестве примера возьмем автомобиль ГАЗ 24):

  • останавливаем двигатель, выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу;
  • открываем капот, снимаем корпус воздушного фильтра;
  • снимаем клапанную крышку, она держится на шести болтах;
  • прокручиваем коленвал, выставляем по меткам первый цилиндр. Метка находится на переднем шкиве коленвала;
  • следует отметить, что метки на шкиве могут совпадать при ВМТ (верхней мертвой точки) 1-го и 4-го цилиндров, и если клапана 1-го цилиндра при этом зажаты, а у четвертого свободны, значит, метки совпали с 4-ым цилиндром, а не с 1-ым. Это можно легко проверить – снять крышку трамблера и посмотреть, куда смотрит бегунок;
  • регулируем оба клапана на первом цилиндре (зазор 0,3 мм), проворачиваем пол-оборота двигателя по часовой стрелке (метки должны находиться внизу)
  • регулируем оба клапана на втором цилиндре;
  • проворачиваем еще пол-оборота (метки снова наверху и совпадают), регулируем клапана 4 цилиндра;
  • делаем еще половину оборота коленвала (метки опять внизу) и производим регулировку на третьем цилиндре.

Закрываем клапанную крышку, запускаем двигатель и проверяем, как работает мотор. Регулировку клапанных зазоров на всех автомобилях ГАЗ производят с помощью специальных щупов, обычно они собраны в одном наборе.

Есть такое понятие как перекрытие клапанов, и при свободных клапанах первого цилиндра (в ВМТ) будут зажаты оба клапана 4-го цилиндра, а вот на втором и третьем по одному клапану останутся свободными. Поэтому регулировку можно сделать за два проворачивания коленчатого вала:

  • выставляем ВМТ первого цилиндра, регулируем клапана 1-2-4-6, считая их от передней части мотора;
  • делаем оборот коленвала и регулируем все остальные клапана (3-5-7-8).

В книгах рекомендуется регулировку проводить на холодную, на крайних клапанах (1 и 8) устанавливать зазор 0,35 мм, на остальных – 0,3 мм. Но на холодную регулировку производить нельзя – алюминиевые штанги с нагревом двигателя расширяются, и зазоры на горячем ДВС в клапанах уменьшаются. Практика показала, что наиболее оптимальный вариант – это регулировка на хорошо прогретом двигателе с зазорами 0,3 мм на всех клапанах. Кстати, точно также производится регулировка клапанных зазоров на машине ГАЗ 21 «Волга».

Как выполнить регулировку клапанов на 402 двигателе своими руками

Если неправильно выполнена регулировка клапанов 402 двигатель начнет работать громче обычного, издавая металлический стук, потреблять больше бензина, а в худшем случае — автомобиль вообще откажется заводиться. Чтобы увеличить время работы силового агрегата, важно своевременно и точно проводить настройку.

Зачем нужна процедура и как часто ее необходимо выполнять

У начинающего водителя может возникнуть вопрос, зачем вообще нужно регулировать клапана двигателя, если на заводе уже все было настроено. Во время работы мотор сильно нагревается, что приводит к изменению размера его элементов, а поверхность кулачков распредвала постепенно изнашивается. Таким образом, сбивается точность касания клапанов, к тому же, они перестают правильно закрывать отверстия, ухудшая качество топливоподачи.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Если процедура не проводилась вовремя или был нарушен порядок регулировки клапанов 402 двигатель станет плохо заводиться без прогрева, а также:

  • при движении будет слышен лязг металла;
  • заметно повысится расход горючего;
  • свечи начнет часто заливать.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Настройку рекомендуется проводить каждые 15 000 километров пробега, а также при возникновении описанных выше симптомов.

Ход работы и полезные советы по регулировке клапанов 402 двигателя

Подробные иллюстрированные советы по выполнению одной из самых значимых процедур по обслуживанию движка помогут запомнить порядок регулировки клапанов и правильно выполнить эту работу даже начинающему.

Необходимые инструменты

Перед тем, как выставлять зазоры клапанов двигателя ЗМЗ 402, следует приготовить:

  • чистую ветошь, чтобы убрать подтеки масла с корпуса (если они есть);
  • ключ для откручивания свечей;
  • молоток;
  • крепкие фигурную и обыкновенную отвертки;
  • трещоточный ключ с удлинителем (для регулировочного винта);
  • 10-миллиметровую торцевую головку;
  • щупы для измерения зазоров клапанов.
Читайте также  Регулировка клапанов на калине 8 клапанов

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Отпустить гайку регулировочного винта можно и обычным ключом на 10.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Хотя в руководствах указывается, что настройку зазоров 402 двигателя следует проводить на полностью остывшем моторе, профессионалы советуют поступать по-другому. От тепла или холода размер металлических деталей изменяется, поэтому чтобы получилась более точная регулировка клапанов 402 двигатель необходимо немного прогреть перед началом работы.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Мастера рекомендуют проводить работы по регулировке зазоров на автомобилях ГАЗ, УАЗ, РАФ и ЕрАЗ (кроме клапанов Газели) при слегка прогретом силовом агрегате, клапанный зазор во всех цилиндрах при этом равен 0,3 мм.

Первый способ

Порядок проведения работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ 402:

  1. Поставить машину на ровную поверхность в непыльном помещении.
  2. Заглушить мотор и выставить нейтральную передачу.
  3. Убрать корпус воздушного фильтра.
  4. Открутить винты, удерживающие крышку газораспределительного механизма, и снять деталь.
  5. Отключить свечи зажигания.
  6. Провернуть коленчатый вал, зафиксировав поршень №1 на верхней мертвой точке такта сжатия при помощи меток.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Если не совместить элементы по метке, то распределительный вал не будет давить на клапана, а если установить деталь в верхней мертвой точке такта выпуска отработки, то все отверстия закроются.

  1. С помощью универсального щупа отрегулировать клапана первого цилиндра (таблицу значений и ход работы можно посмотреть ниже).
  2. Прокрутить коленчатый вал на 180 градусов (по ЧС). Чтобы убедиться, что поршень точно встал в мертвую точку, следует вставить в гнездо свечи зажигания отвертку или тонкий (3 миллиметра) щуп, пока инструмент не прикоснется к поршню. Когда при провороте коленвала деталь будет идти вверх, щуп или отвертка станут выходить из отверстия. Точно определить ВМТ можно по моменту, когда инструмент выдвинется на максимум.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

  1. Настроить клапана цилиндра №2.
  2. Перейти к четвертому, в этом случае нет необходимости использовать дополнительный инструмент, определить точное положение коленчатого вала можно также по метке, которая приблизится к отливу на передней крышке.
  3. Действуя аналогично пункту 7 провернуть коленвал на 180 градусов, и отрегулировать третий.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

При работе 402 двигателя на автомобилях ГАЗ и прочих моделей блок цилиндров работает в определенной последовательности: 1–2–4–3, именно эту очередность необходимо соблюдать при настройке.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Завершив работу, включите зажигание и проверьте подается ли масло, при необходимости слегка открутите гайку крепления оси коромысел. После этого заглушите мотор, положите прокладку крышки ГБЦ, верните на место саму крышку головки блока цилиндров, корпус воздушного фильтра, и подключите шланг вакуумного регулятора, шланг отвода картерных газов и все прочее оборудование.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Чтобы не разбирать агрегат несколько раз, можно совместить работы с чисткой или заменой воздушного фильтра.

Порядок настройки зазоров

Независимо от того, входные они, или выходные, все клапана настраиваются по единой схеме:

  • Открутить стопорную гайку регулировочного винта. На начальных и последних оборотах это необходимо делать плавно и осторожно, иначе можно повредить резьбу.
  • Выбрать подходящий щуп и установить его между верхней шейкой клапана и коромыслом.
  • Регулировочным винтом прижать инструмент так, чтобы его можно было провернуть, но с трудом. Чтобы винт не прокручивался, придерживайте его при помощи отвертки.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Определить назначение клапанов двигателя ЗМЗ 402 несложно: входные расположены напротив входного отверстия, а выходные, соответственно — выходного.

Как определить верный размер зазора

Общая схема регулировки клапанов двигателя ЗМЗ 402 указана на рисунке ниже, но в зависимости от типа топлива для автомобиля (газ или бензин) и стиля вождения значение может немного отличаться:

  • при езде на газовом топливе — 0,35 мм впуск и 0,45 выпуск;
  • 0,4 мм — если вам часто приходится перемещаться по пересеченной местности, преодолевать подъемы и спуски, или вы используете топливо с не рекомендованным производителем октановым числом;
  • 0,3–0,35 мм — для водителей, предпочитающих резкую или спортивную манеру езды.

Таблица: размеры зазоров клапанов ЗМВ 402. h3 4,0,0,0,0 —>

Способы нахождения ВМТ цилиндра

Чтобы верно настроить зазор клапанов 402 двигатель необходимо выставить в правильное положение. Существует несколько способов довести поршень первого цилиндра до верхней мертвой точки:

  1. Через снятие крышки трамблера. Когда поршень стоит в самом верхнем положении, контакт бегунка располагается примерно над контактом бронепровода ведущего к первой свече зажигания на головке блока цилиндров. Убедившись, что точки совпадают, необходимо более точно выставить положение, совместив отлив на передней крышке движка с отметкой на шкиве коленвала.
  2. При помощи бумажной затычки. Чтобы достоверно знать, что элемент встал в верхнее положение, скрутите из бумаги плотный жгутик, и туго вставьте в отверстие свечи зажигания чтобы бумага коснулась поверхности цилиндра. Проворачивайте коленвал, пока затычка не вылетит из отверстия — это и будет искомое положение. Подкорректируйте расположение при помощи меток так же, как и в первом способе.
  3. Ориентируясь на искру зажигания. Не снимая крышки трамблера включите зажигание, вставьте свечу в колпачок бронепровода, который должен идти на первый цилиндр, и прислоните ее к массе. Проверните стартер, пока на конце свечи не появится искра — это крайнее верхнее положение. Уточните позицию поршня, выставив метки.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Второй способ

Более простой вариант, позволяющий выполнить регулировку клапанов ЗМЗ 402 всего за два поворота коленчатого вала. Перед началом работы следует также подготовить комплект щупов, инструмент для регулировочного винта и все остальное оборудование из первого способа.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Для правильной работы силового агрегата необходимо синхронное перекрытие фаз газораспределения, когда при двух открытых клапанах первого цилиндра:

  • все отверстия четвертого закрыты;
  • на втором и третьем открыто по отверстию.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

На следующем провороте закрытые входные и выходные каналы, соответственно, меняются местами. Таким образом, после одного поворота коленчатого вала можно настроить зазоры сразу четырех клапанов.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Как выполняется одновременная регулировка клапанов:

  1. Установите первый поршень в крайнее верхнее положение и выставьте зазоры у первого, второго, четвертого и шестого клапанов (отсчет идет от передней стороны силового агрегата).
  2. Прокрутите коленчатый вал и настройте третий, пятый, седьмой и восьмой элементы.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

При уменьшении или увеличении зазора падает мощность мотора, а также повышается шанс получить прогорание клапанов — чтобы избежать поломки деталей, необходимо точно соблюдать заданные производителем параметры.

Если настройка не помогла

Иногда случается, что настройка выполнена правильно, порядок регулировки клапанов соблюден, но шумы и прочие симптомы остаются, хотя все значения точно соответствуют нормам. Это может произойти по причине неравномерной выработки коромысел или износа других узлов:

  • толкателей;
  • оси коромысел;
  • сухарей пружин;
  • кулачков распределительного вала.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Выработка на коромыслах не даст возможности точно отрегулировать щупами зазоры клапанов — лучше воспользоваться индикатором.