Треснул диск колеса что делать?

Ремонт легкосплавного диска.

Всем привет.
Сегодня я покажу вам процесс ремонта трещины на литом диске.
Малыш попал боком в бордюр, у него лопнула полка, но он не стал восьмеркой и даже не спустил…
Я уверен, что многие из вас не одобрят этот ремонт и посчитают самоубийством езду на таком колесе.
Ребята, мое дело заварить, а ездить или нет дело всадника…

Вот такой красавец приехал на воскрешение.
Он уже поправлен по геометрии, осталось только заварить.

Трещина, 15см, вид снаружи.

Она же, вид изнутри. Трещина от точки до точки.

Теперь берем болгарку и несчадно делаем пропил от начала и до конца трещины, с небольшим запасом.
Пропил нужен для проварки металла на всю толщину.
Так же сразу зачищаю диск от краски вокруг места будующей сварки.

Далее одеваем наши краги из шкуры жопы дракона…

Сделано в России, весит, мама дорогая…

И варим. Для начала изнутри. Ток 110А. Присадок 2мм 4043.

Потом проварил снаружи.

Швы далеко не художественные, но провар получился полный, качественный.
После торчащий шов был сточен. Геометрия места сварки близка к заводской.

На данный момент колесо стоит на машине. Проблем не доставляет. Поездит, посмотрим.
Всем спасибо за внимание!

Комментарии 70

«Ребята, мое дело заварить, а ездить или нет дело всадника…»

Девиз настоящего ХАЛТУРЩИКА. Ни один МАСТЕР никогда на такое не пойдет ибо НЕСЕТ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ СВОЕЙ РАБОТЫ.

полностью согласен) все именно так и есть

Болгарка и сварка алюминия вещи не совместимые.Только борфрезы, тогда не будет грязи в шве.Конечно на такой
толщине это не критично, а вот например на трубках кондиционера, уже могут быть поры

Спасибо, буду иметь ввиду

сварочный шов ЛОХ.варить учись.ЧАПА

Надо было сделать фаски для лучшей наплавки шва

Краги из шкуры жопы дракона))))) каждый раз улыбает))), вышло хорошо, все бы так к работе подходили…

Чем снимал сварку с стороны резины

цитата из пункта 2.3. (EUWA — Association of European Whil Manufacturers) «Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки или удаления материала, абсолютно запрещен.» Видимо что Вы, что всадник не покурсу, после того как всадник убьется как жить с виной то будете. Ах да деньги это самое главное.))

у меня машина не пригодна к эксплуатации, шаровые разбиты, люфт в рейке около сантиметра, немного ржывчины течь тормозного шланга и тд, что не останавливает меня ездить на ней 190кмч при каждодневной экспулотации на протяжении уже года. Так что не надо с этими вашими цитатами и пунктами, каждый решает для себя, наше авось прокатить в купе сэкономией денег не остановит никого. За рубежом другое дело, там этот дист на наши стоит 500р а у нас 3 000. Афтор все норм сделал и готов спорить что это колесо можно на гоночном треке приминить и ниче с ним не произойдет ИХМО.

Молодец, лишь бы платили, а там хоть космический корабль варить… а кто завидует пусть себе такой агрегат купит, лет десять потратит на навыки, а потом бесплатно варит и только то, что жизнь спасает…

Зря геометрию поправляли, после сварки диск опять поведет и снова надо править

Трещина была «разошедшаяся» поэтому пришлось сначала править. После сварки кстати геометрия осталась в норме

Тогда конечно надо было трещину подтянуть

а вы в конечных точках трещины засверливались?

Можно ли ремонтировать литые диски?

Свойство автомобильных дисков гнуться и ломаться часто является одной из больших проблем для владельца. Это характерно и для литых дисков, которые изначально являются более надежными на фоне своих аналогов, так как характеризуются малым весом и отличной балансировкой. Диск может треснуть или погнуться, от него может отвалиться определенный элемент или отколоться кусок. Эти повреждения первое время могут быть и незаметными, но со временем деформация увеличивается, из-за чего потребуется ремонт. И тут встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски?

Восстановление или рихтовка литых дисков может потребоваться в разных ситуациях, для этого необязательно ездить по некачественному дорожному покрытию, можно просто попасть в выбоину на повышенной скорости, что приводит к значительным повреждениям, а также неудачно припарковаться, ударив диск о бордюр. Это только краткий обзор возможных событий, которые могут стать причиной повреждения.

В самом лучшем случае можно увидеть царапину на поверхности диска либо вмятину обода, которая не очень заметна. Насчет этого можно даже не особо тревожиться. Однако иногда наступает неприятный момент, когда визит на станцию шиномонтажа заканчивается тем, что мастера обнаруживают сильное биение по оси. Особо сложные случаи сопровождаются тем, что диски лопаются на ободе или в лучах, иногда даже видны сколы цельных кусков металла. Можно сказать, что в случае поломки литого диска выходов из сложившегося положения всего два: либо просто заменить их на новые, либо ремонтировать. Если встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски, то тут можно сказать о существовании двух основных видах процедуры.

Прокатка литья

Когда повреждение не сильно заметно невооруженному глазу, можно отдать литой диск на прокатку, чтобы ему придали прежнюю точную геометрию. Это делается с применением того же оборудования, что и для обработки стальных дисков. Происходит вытягивание и прокатка посредством специального гидравлического пресса, оснащенного роликового профиля. Геометрия контролируется либо посредством маркировки поверхности, либо с помощью лазерного измерителя.

Если обод погнулся не слишком сильно, а повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке, то поверхность колеса будет восстановлена именно посредством холодной прокатки. Если вмятина достаточно велика, то длительность прокатки составит часа полтора часа либо более. Иногда мастера не хотят возиться длительное время с одним колесом, поэтому применяют нагрев диска сваркой либо паяльной лампой, чтобы ускорить процесс. Этого делать нельзя, так как колесо в таком случае придет в негодность.

Особенность литого легкосплавного диска состоит в том, что он обладает цельной кристаллической структурой металла. Если нагревание до высокой температуры будет производиться в одном месте, то происходит безнадежное разрушение все структуры, что приводит к появлению напряжения в месте нагрева. С учетом того, с какой скоростью тяжелый диск вращается на оси во время движения автомобиля можно говорить о том, что при малейшем ударе точка напряжения может пострадать настолько, что в колесе появится раскол. Это очень опасно, так как в этот момент скорость движения вашего автомобиля может оказаться достаточно велика.

Сварка литого диска

Эта мера из всех является самой крайней, поэтому идти на нее не стоит. С технической точки зрения можно починить диск, имеющий любые повреждения, даже тот, что развалился на несколько кусков. Нет такой проблемы, которую невозможно решить, это только вопрос времени и денег. Существуют современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов, которые позволяют устранить трещины, имеющиеся в ободе диска, сварить лопнувшие лучи, а также наварить фрагмент обода, который по тем или иным причинам отсутствует.

Поврежденный участок диска или трещина прогревается на всю глубину, проваривается в двух сторон, а потом трещина заполняется металлом полностью. Далее требуется отшлифовать сварочный шов, а потом отполировать его. По завершению этой процедуры производиться балансировка колеса, которое потом вручается владельцу.

Такое восстановление дает определенный эффект, но важно помнить, чем чреват нагрев диска, а сварка в этом случае наносит ему еще больший урон. Процесс сварки, используемая сварочная проволока – это все уже не то. Невозможно восстановить внутреннюю структуру диска. И балансировка даже с самой высокой степенью точности никак не способна исправить положение. После термической обработки металл приобретает определенное внутреннее напряжение. В этом случае никто не способен дать гарантию, что литой диск после сварки окажется способен выдержать 800-1000 оборотов в минуту, и при этом еще справляться с воздействием нагрузки в треть тонны. Тут ситуация такова, что разрушение может случиться через полгода, а может и на следующий день, сложно предсказать исход.

Читайте также  2 din что это значит?

Если по каким-либо причинам легкосплавный диск лопнул или от него откололся кусок, то не стоит рисковать, а следует купить новый.

Рихтовка дисков

Рихтовка требуется при появлении вмятин на автомобильном диске. В процессе обработки используется молоток, если речь идет о мелких повреждениях, либо кувалда, если повреждения более крупные. Сначала с помощью молотка исправляются деформации, а потом начинается основной процесс рихтования. Литые диски могут сильно пострадать от ударов, чем они и отличаются от прочих. Это требует особой осторожности и аккуратности в процессе работы. Для этих целей используется специальный молоток. Сильные повреждения устраняются на специальном станке, где имеется центровка, гидравлика, а также иные насадки. Весь процесс рихтовки сводится к нанесению ударов по изогнутой поверхности с целью ее выровнять. Новичок не должен этим заниматься, так как при неправильных действиях можно просто сломать диск. При правильном проведении ремонтного процесса можно реализовать всю работу за максимально короткие сроки, при этом избежать каких-либо неприятных последствий.

Выводы

Следует максимально внимательно относиться к приобретению литых дисков, которые уже были в употреблении. Некоторые умельцы ремонтируют сломанные диски, восстанавливают покрытие посредством покраски, а потом реализуют их. Алюминиевый диск покрывается порошковой краской, чтобы скрыть следы сварки, шлифовки и полировки. Все следы нагрева металла скрываются этими средствами, а выявить их можно только при помощи дефектоскопа.

Ремонт колесных дисков. Виды повреждений. Можно ли восстанавливать?

Колёса являются не только главным элементом конструкции автомобиля, но и наделяют его красивым видом. Большинство автовладельцев любят, когда машина выглядит ухоженой. Чтобы поддерживать эстетичный вид колёс, рекомендуется время от времени самостоятельно делать косметический ремонт дисков. Это поможет продлить их эксплуатацию. После сильного удара в дорожную выбоину, обод можно восстановить. Однако, не все диски подлежат капитальному ремонту.

Колёсные диски разделяются на три вида: стальные (штампованные), литые и кованые. Все они могут эксплуатироваться разные сроки. Продолжительность использования зависит от условий эксплуатации и стиля вождения.

  • «Штамповки» самый распространённый и недорогой вид дисков. Они достаточно крепкие и ударопрочные. При этом, мягкая структура стали позволяет поглощать часть ударной энергии, сминаясь в месте повреждения. Это меньше травмирует подвеску и покрышки. Но, штампованные диски не противостоят коррозии. В месте повреждения, если была сбита эмаль, незамедлительно появляется ржавчина. Особенно много очагов коррозии появляется в зимний и весенний периоды, после обработки дорог реагентами. Образование рыжих пятен усугубляет, и без того, не эстетичный вид стального обода. Со временем, коррозия может стать сквозной, что повлечёт утечку воздуха.
  • Литые диски сделаны из алюминиевого сплава, с добавлением титана и магния. Они легче и крепче стальных аналогов. Поэтому, срок эксплуатации «литья» дольше. Однако, эти обода имеют низкую степень пластичности и при сильном ударе не гнутся, а лопаются. Поэтому, любой сильный удар может стать фатальным для диска. Но если эксплуатировать машину бережно, то колёса прослужат долго. Они не ржавеют и имеют привлекательный внешний вид.
  • Кованые диски — это ещё одни представители легкосплавных изделий из алюминия. Но этот тип ободов изготавливается не методом литья, а методом формовки в прессе, напоминающем ковку. Эти колёса ещё легче «литья» и «штамповок», а вместе с этим они намного крепче аналогов. Обода не ржавеют и в большинстве случаев эксплуатируются вместе с автомобилем весь срок его службы.

Кованый диск настолько крепкий, что при попадании в дорожную выбоину, скорее порвётся покрышка, нежели лопнет диск.

Виды повреждений колесных дисков

Колёса подвержены влияниям внешних факторов, которые могут делиться на эксплуатационные и беспечные. К первым относятся погодные условия и состояние дорожного полотна. К беспечным, можно отнести неаккуратную бортировку шин, наезды на поребрик, небрежное хранение и так далее.

Появление царапин не избежать. Этому подвержены все виды дисков. При попадании в яму и сильном ударе, стальной обод погнётся, а литой аналог может лопнуть. Кованый диск, тоже может дать трещину, но это должен быть очень сильный удар. Скорее деформируется рычаг.

Основной недостаток стальных ободов — это коррозия. У легкосплавных аналогов нет такой проблемы. Однако, они могут окисляться. В составе алюминиевого сплава есть немного магния, который и является основной причиной утери эстетичного вида. Кроме того, алюминиевые диски мутнеют со временем. Корень проблемы — это абразивное влияние песка и гравия.

Как осуществляется ремонт колесных дисков

Самый поддаваемый реставрации диск, это «штамповка». Вмятину легко отрихтовать молотком. В иных случаях, есть возможность восстановить радиальный размер на прокатном станке. Ржавчина поддаётся чистке корщёткой на дрели. Есть вариант отдать ржавые «штамповки» на «пескоструй». После чистки, для придания эстетичного внешнего вида и защиты открытого металла, обода грунтуются и окрашиваются антикоррозийными эмалями.

Если литой или кованый диск получили вмятину, их стараются восстановить на прокатном станке, но это не совсем корректно. Прокатный станок только для «штамповок». А если легкосплавный диск лопнул? Его заваривают при помощи газовой смеси с аргоном. Однако, восстановление способом нагрева не является нормативным, так как при 220-230°С меняется структура металла.

О неприемлемости таких ремонтов указала Ассоциация европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers) в Рекомендациях по сервису и безопасной эксплуатации колёсных дисков: п. 2.3. «Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен». Такие же правила в Японии.

Зарубежные умельцы, стачивают сварные швы и заделывают поверхность таким образом, будто бы обод не ремонтировался. Затем, восстановленные колёса направляются на аукцион, где их приобретают российские перекупщики.

Не запрещено косметическое восстановление легкосплавных дисков. Они поддаются более щадящей обработке, в сравнении со «штамповками». А далее, окрашиваются грунтом и эмалью для алюминия. Весь необходимый материал: наждачка, грунтовка, шпатлёвка и краска – свободно продаются в специализированных автомагазинах.

Ремонт колесных дисков, в некоторых случаях, вполне возможен. Косметическую реставрацию можно сделать своими руками. Лопнувшие алюминиевые обода, восстанавливать не стоит из соображения мер безопасности. Сварочный шов способен лопнуть на скорости в любой момент. Со «штамповками» всё проще, они поддаются рихтовке и прокатке.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

Дождевые шины: виды, особенности, преимущества

Индекс нагрузки шин — что это, как обозначается, как рассчитать

Грыжи, проколы, порезы: какие повреждения шин можно ремонтировать, а какие – нет

«Шеф, да тут тебе работы на десять минут, дырка же пустяковая! Ну придумай что-нибудь…» Такие слова наверняка доводилось слышать каждому шиномонтажнику. Увы, далеко не все повреждения шин поддаются ремонту…

Но ситуация может быть и обратной. Пробитое торчащей арматурой колесо может оказаться ремонтопригодным, в то же время как небольшой порез спишет шину в утиль. Опытные шиномонтажники считают, что все зависит от точки повреждения и предмета, который его нанес.

Читайте также  Гибридный двигатель что это такое?

Чаще всего водители сталкиваются с проколами в зоне протектора шины. Обнаружить его сразу удается далеко не всегда. Если во времена покрышек и камер колесо при малейшем проколе теряло давление, то бескамерные шины куда надежнее в этом плане. Гвоздь или саморез обычно заделывает место прокола, не позволяя быстро выходить воздуху.

С такой «заглушкой» иногда можно ездить и месяцами. Шина может минимально терять давление, не вызывая подозрений. В то же время попытка вытащить замеченный гвоздь в пути, скорее всего, обернется проблемой. В данном случае рекомендация единственная – вытаскивать посторонний предмет только в шиномонтаже и ремонтировать колесо.

В большинстве случаев проколы протектора заделываются или специальными жгутами, (есть для временного использования, есть для постоянного) или латками с внутренней стороны шины. Ремонту поддаются даже повреждения, нанесенные массивными штырями. Главное, чтобы не был вырван кусок шины вместе с кордом.

В последнем случае отверстие заполняется сырой резиной, вулканизируется, а с внутренней стороны ставится специальная кордовая заплатка. Но это будет лишь временной мерой. К тому же такой ремонт недешев, и приобретение новой шины может оказаться и выгоднее, и безопаснее.

Помимо пластыря применяют и кордовые «грибки». Смазанный клеем, «грибок» вставляется в прокол с внутренней стороны шины, затем лишняя часть «ножки» отрезается с внешней.

Зато кордовая заплатка может серьезно помочь при боковых порезах. И с ними автовладельцы встречаются довольно часто. Но и тут есть несколько нюансов. В придорожном шиномонтаже порез вероятнее всего не залечат. Нужно обращаться в фирму со специализированным оборудованием, прежде всего – вулканизационным.

Причем одним вулканизатором здесь не обойтись. Кордовые латки должны быть с определенным количеством слоев, предназначенные для строго определенных мест повреждений и подходящего размера. И снова говорим о нюансах.

Если порез находится в плечевой зоне шины, то качественно отремонтировать его чаще всего невозможно. Шиномонтажник, предложивший такую услугу, очень рискует, даже если и утверждает, что сплетет руками кусок нового корда и завулканизирует его. Чудес в этой ситуации не бывает, но в любом случае последнее слово за опытным специалистом.

Плохо лечатся боковые порезы у низкопрофильных шин с высотой протектора менее 50% от ширины. Именно поэтому в случае использования автомобиля на дорогах с вероятностью повреждения шин лучше ставить те, которые повыше. Они куда проще и дешевле в ремонте.

Кстати, повреждение, кажущееся на первый взгляд порезом, может и не быть таковым. Если колесо зацепилось боковиной за что-то острое, и на шине образовался надрыв, без повреждения корда, то это называется выщип. Сиюминутной опасности он не несет и никакого сложного ремонта не требует.

Тем не менее если кусочек резины сохранился, то он подклеивается обычным суперклеем. Если нет – понадобится сырой каучук и вулканизатор. Оставлять корд оголенным нельзя: под действием влаги он может разрушиться, что приведет к полной утрате шины.

Один из частых и фатальных дефектов шин – вздутие или попросту «грыжа». Несмотря на отсутствие открытого повреждения резины, такое колесо пойдет в утиль досрочно. Дело в том, что при ударе боковины происходит разрыв нитей каркаса шины. Даже если вздутие совсем небольшое, рано или поздно шишка разрастается в размерах, а это уже чревато взрывом колеса на скорости.

Тем не менее некоторые грыжи поддаются ремонту, но это опять же временная мера. Мастера могут поставить кордовые пластыри даже в область протектора. Но лишь при условии, что расстояние от боковины до вздутия – более 40 мм. Если меньше – шина дальнейшей эксплуатации не подлежит. Кстати, на низкопрофильных шинах грыжи, по большей части, неремонтопригодны – как на протекторе, так и на боковинах.

Одна из серьезных проблем с шинами возникает из-за непрофессионального ремонта. Более того, владелец о ней чаще всего не догадывается. Речь идет о повреждении бортового кольца, в результате которого первоначально шина не держит заданное давление.

В конечном итоге бортовое кольцо начинает выдавливать с обода. На высокой скорости или под значительной нагрузкой такое колесо может разбортироваться, что опять же грозит автомобилю потерей управления.

Отремонтировать такое повреждение возможно при условии, что проволочное кольцо или основа не повреждены. Специальных технологий для такого ремонта не предусмотрено, но опытные мастера используют так называемую «холодную» или химическую вулканизацию при помощи двухкомпонентного герметика. Полученной массой покрывают места, где на бортовом кольце отсутствует резина. Главное условие – выждать трое суток перед монтажом шины на диск.

Что же касается шин Run Flat, то согласно инструкции большинства производителей ремонту они не подлежат. В крайнем случае можно использовать баллон со специальным герметиком под давлением, который идет в качестве ремкомплекта.

Прежде всего напомним, что большинство шинных производителей не признают кустарный ремонт шин. Он считается признаком внешнего воздействия и внесения изменений в конструкцию шины. Такая шина автоматически теряет гарантию. Этого не случается, если ремонт шин производится в специализированных, авторизованных шинными брендами сервисах. Отметим, что практически все крупные шинные бренды дают собственную расширенную гарантию, по которой в большинстве случаев ремонт оказывается бесплатно, со скидкой или вообще производится замена изделия на аналогичное, в зависимости от условий программы.

По нашему опыту работы можем отметить, что в большинстве случаев повреждения в зоне борта и в плечевой зоне неремонтопригодны.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что большинство низкопрофильных шин имеет высокие скоростные индексы (V и выше), и даже после профессионального ремонта они не смогут эксплуатироваться в прежних режимах без ограничений. Поэтому мы настоятельно рекомендуем менять шину во всех случаях, кроме проколов беговой дорожки протектора.

ЛЕГКОСПЛАВНЫЙ ДИСК: УТИЛИЗИРОВАТЬ ИЛИ РЕМОНТИРОВАТЬ?

От удара в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода. Наружную закраину, усиленную спицами, загнуть тяжелее

При прямолинейном ударе о край рытвины в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода. Наружную закраину, усиленную спицами, загнуть тяжелее, но можно — все зависит от силы удара, определяемой скоростью, на которой колесо угодило в яму, и формы края ямы — острой или тупой. При косом ударе, когда, например, водитель пытался увернуться от ямы, но не получилось и колесо бьется о препятствие под углом, помимо силового воздействия на закраины обод нагружается еще и боковым давлением. В таких случаях помимо загиба закраины происходит деформация диска в виде «восьмерки».

На исправительные работы
Плох и загиб, и «восьмерка», но можно ли это исправить? Вопрос отнюдь не праздный, ибо проблема заключается не столько в том, что легкосплавный диск недешев, сколько в том, что найти ему замену может оказаться неразрешимой задачей. Не отправлять же из-за одного поврежденного диска в утиль весь комплект, который стоит ощутимых денег? В то же время характеристиками материала литые легкосплавные диски существенно отличаются от штампованных стальных — не опасно ли подвергать «литье» ремонту? С этими вопросами мы обратились к Александру, владельцу одного столичного шиномонтажа.

Если трещина пошла по лицевой части диска, по полке, вдоль закраины диска, то после сварки потребуется еще и качественная зачистка

— Все зависит от экономической целесообразности и деформации диска — исправимая она или нет. Могу сказать, что как минимум 90 процентов литых дисков можно вернуть в строй либо с помощью обычной раскатки загиба, либо путем гидравлической правки для устранения «восьмерки». Примечательно, что для стальных дисков «восьмерка» — практически неисправимый дефект. Это подтверждалось неоднократно — после правки за счет упругости материала диска «восьмерка» возвращается. У литых дисков структура материала иная и имеет свойство позиционироваться. Поэтому вернуть такой диск к первоначальному виду можно. Однако стоимость гидравлической правки — порядка 80 у.е. А стандартный литой диск на распространенные модели VW, Opel, Ford и других марок обойдется в 100 у.е., найти его не так трудно, как кажется. Поэтому иногда есть смысл поискать диск. Но если машина эксклюзивная или диски покупались китайские, привозились из Америки, тогда, да, сложно будет что-то подобрать.

Читайте также  Потеет фара на калине 2 что делать?
От сильного удара легкосплавный диск может не только деформироваться, но и дать трещину

Обычный загиб в устранении проще — стоимость раскатки литого диска в среднем около 10-15 у.е. Но чтобы однозначно понять, какой вариант ремонта нужен — раскатка или правка, желательно диск проверять в разобранном состоянии. Пока на диск надета покрышка, далеко не всегда можно сразу определиться с вариантом ремонта и сориентировать клиента по стоимости.

Если лопнул
От сильного удара легкосплавный диск может не только деформироваться, но и дать трещину, даже лишиться фрагмента закраины.
Очередной вопрос Александру: можно ли что-то сделать в таких случаях?

Загиб закраины колесного диска можно устранить с помощью раскатки

— Трещины завариваются. Наверняка кто-то скажет, что такие диски нельзя эксплуатировать. Только заваривают же трещины на головках цилиндров, а там нагрузочные и температурные режимы гораздо выше, чем на колесном диске. Если работу делает квалифицированный сварщик, для сварки берутся хорошие присадки, то, как показывает практика, восстановить треснутый диск можно. Качественный шов получается даже прочнее основного материала. Я видел заваренные диски, которые повторно попадали в ремонт, но из-за поломки в совсем другом месте, а не по сварке. Стоимость сварочных работ строго индивидуальна и зависит от того, где трещина появилась и какой она длины. Если трещина пошла по лицевой части диска, по полке, вдоль закраины диска, что после сварки потребует еще и качественной зачистки, то работа обойдется дороже, чем когда трещина не выходит на места, где с диском контактирует покрышка. В среднем можно ориентироваться на 5 у.е. за каждый сантиметр трещины.

При прямолинейном ударе о край рытвины в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода

Коррозия — а как же без нее
Кроме механических литые диски подвержены еще и коррозийным повреждениям. Считается, что коррозия влияет только на внешний вид дисков, однако подмечено, что по прошествии определенного времени колеса с дисками из легких сплавов начинают хуже поддаваться балансировке. Не с коррозией ли связана эта проблема? И опять слово Александру:
— Есть такое дело. Раньше этого не было, но сейчас колеса со ступиц стали сниматься гораздо сложнее. Я связываю это именно с тем, чем посыпают наши дороги. Похоже, современная химия более агрессивно ведет себя по отношению к покрытию дисков, даже если оно не было повреждено, и к материалу дисков. Раньше литые диски всегда по плоскости крепления к ступице были ровные. Теперь обычно там появляется слой наподобие порошка. Очевидно, что это результат окисления. В запущенных случаях, когда проводишь пальцем по плоскости после очистки металлической щеткой, чувствуются выщербины. Говорить о качестве балансировки таких дисков не приходится. На балансировочный станок этот диск установили, а на машине он встанет иначе, так как плоскость прилегания некачественная и из-за этого может проявиться дисбаланс. Когда окисляется диск, рекомендуется очищать не только плоскость крепления на диске, но и встречную посадочную плоскость на ступице — она ржавеет. Загрунтовать плоскости после очистки тоже нелишне.

Бывает, коррозия переходит на внутреннюю полку. Тогда колесо может начать травить воздух. Прилегание покрышки к полке не оказывает никакого влияния, потому что края покрышки прилегают к лаку, а воздух просачивается наружу между лаком и диском. Надо разбирать диск, счищать лак. В идеале нужно наносить новое покрытие — полимерное, лакокрасочное, но это индивидуально по желанию клиента. Шиномонтажи обычно покраской дисков не занимаются, но есть организации, которые такую услугу оказывают. Что можно посоветовать клиенту шиномонтажа? Проследить, какие грузики использовались при балансировке. Клеящиеся грузики лучше однозначно, поскольку при набивке грузика со стальной скобой происходит задир покрытия. Условия для коррозии созданы, покрытие через какое-то время вспучивается.

Стоимость гидравлической правки — порядка 80 у.е. Обычный загиб в устранении проще — стоимость раскатки литого диска в среднем около 10-15 у.е. Стоимость сварочных работ строго индивидуальна и зависит от того, где трещина появилась и какой она длины. В среднем можно ориентироваться на 5 у.е. за каждый сантиметр трещины.

Посадил дед репку
В немалом числе ремонтных случаев с различными узлами и агрегатами автомобилей повинен человеческий фактор. Если не принимать в расчет невнимательность или неаккуратность при движении по дорогам с покрытием, усеянным ямами, чем еще водитель может навредить колесным дискам?
— Диски с разбитыми посадочными отверстиями под колесные болты нечасто, но встречаются, и этот дефект, как правило, на совести владельца машины. Посадочные места страдают, если плохо закрутили крепежные гайки или болты, например после самостоятельной замены колес, и машина поехала. Многие водители все же дилетанты и запросто могут не обратить внимания даже на стук, который идет, когда катится недожатое колесо. Едут, пока колесо не отвалится. Спрашиваем клиента: почему? Отвечает: думал, что это не в колесе дело, хотел доехать до сервиса, чтобы там разобрались, что постукивало. А восстановить диск с разбитыми отверстиями непросто. Что нужно хорошее токарное оборудование, координатный станок — это полбеды. Чтобы правильно сцентрировать, должна быть идеальная внешняя геометрия диска, по которой надо базировать диск на станке, но она обычно нарушается раньше, чем посадочные места.
Еще стоит сказать о прилегании к ступице. Если нет возможности почистить плоскости на дисках и ступицах, рекомендуется дожимать крепеж дисков через некоторое время после выезда с шиномонтажа. Из-за наличия окисленного слоя затяжка может ослабиться. Если поленитесь сделать это самостоятельно, то на следующий день после замены колеса постарайтесь снова заехать на шиномонтаж и попросите работников дожать колесные гайки. Сейчас ослабление затяжки чаще и чаще проявляется.

Напоследок
Немалое значение для пригодности диска из легкого сплава для ремонта имеет технология его изготовления. Мы говорили о литых дисках, а кроме них есть еще кованые легкосплавные диски. Они более прочные, поэтому удары держат лучше. Однако если кованый диск повредить, то восстановить его с помощью холодной раскатки или правки проблематично — прочность идет во вред. Требуется нагрев, чтобы материал стал податливее, но после остывания появляется риск, что сплав потеряет прочность.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.