СТОА по направлению страховщика что это значит?

Вопросы, связанные с условиями и порядком возмещения вреда

Если возмещение вреда в натуральной форме (ремонт) осуществляется по договору ОСАГО, заключенному 29 апреля 2017 года и позднее, при условии, что потерпевший является гражданином Российской Федерации и автомобиль, которому причинен вред, является легковым, доплат от потерпевшего не требуется, кроме случаев, когда стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму по договору ОСАГО или максимальный размер страхового возмещения для ДТП, оформленных в рамках так называемого «Европротокола», а также в случае, если в ДТП имела место «обоюдная» вина и потерпевший не имеет права на возмещение вреда в полном объеме в силу того, что несет определенную долю ответственности за произошедшее ДТП.

В случае если натуральная форма возмещения с учетом установленных Законом об ОСАГО условий не является обязательной, но тем не менее по согласованию со страховщиком выбрана потерпевшим, доплата от потерпевшего может потребоваться в случае необходимости оплаты СТОА суммы износа деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене в рамках восстановительного ремонта.

Предполагаемый размер доплаты должен быть указан в направлении на ремонт.

Пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО установлен срок выдачи направления на ремонт страховщиком после обращения потерпевшего с полным комплектом необходимых документов (20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней), а также пунктом 15.2 статьи 12 указанного закона установлены максимальные сроки проведения СТОА восстановительного ремонта со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТОА – 30 рабочих дней.

В ситуации, когда у страховщика нет договора со СТОА, на которой может быть осуществлен восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО, страховое возмещение осуществляется в денежной форме.

Страховая компания выдает направление на СТОА, которая соответствует установленным пунктом 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО требованиям в части доступности и порядка проведения ремонта, с которой у страховой компании имеется договор. Потерпевший может провести ремонт на иной СТОА только при условии отсутствия у страховщика договора с СТОА, соответствующей требованиям Закона об ОСАГО, на которой может быть осуществлен ремонт транспортного средства потерпевшего, а также только при наличии соответствующего согласия на это страховой компании. При этом решение о возможности осуществить ремонт в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО на предложенной потерпевшим СТОА и выдаче направления на эту СТОА принимает страховщик. В случае отсутствия согласия страховщика на осуществление ремонта на СТОА, предложенной потерпевшим, возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

Осмотр страховщиком поврежденного транспортного средства потерпевшего должен быть организован и проведен в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с Правилами ОСАГО документов. При этом страховщик обязан организовать и провести осмотр или независимую техническую экспертизу, а потерпевший обязан представить поврежденное транспортное средство для осмотра. Страховщиком и потерпевшим может быть согласован иной срок проведения такого осмотра.

После представления потерпевшим в страховую компанию полного комплекта документов согласно требованиям Правил ОСАГО, а также проведения осмотра поврежденного ТС, в течение 20 календарных дней страховщик обязан произвести страховую выплату или выдать потерпевшему направление на ремонт либо направить мотивированный отказ в осуществлении страхового возмещения. Срок рассмотрения претензии в рамках досудебного порядка разрешения споров составляет десять календарных дней со дня поступления претензии в страховую компанию.

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства потерпевшему рекомендуется первоначально обратиться в страховую компанию с досудебной претензией. Если претензия остается без ответа, можно обратиться в РСА или Банк России.

Потерпевшему, который застрахован по ОСАГО, следует обращаться в страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО.

Потерпевшему, который не застрахован по ОСАГО, следует обращаться в страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность виновника.

В данной ситуации, если причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, пунктом 1 статьи 18 Закона об ОСАГО предусмотрено осуществление компенсационной выплаты, т.е. потерпевший (его наследники) вправе обратиться в РСА.

Если вред причинен имуществу потерпевшего, например, автомобилю, при этом виновник ДТП не установлен, то возместить причиненный вред некому, восстанавливать такой автомобиль придется самому потерпевшему.

Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В случае если в результате ДТП вред причинен ТС и/или иному имуществу — сведения о повреждениях ТС и иного имущества должны содержаться в первичных процессуальных документах, оформленных уполномоченными сотрудниками полиции (протокол об административном правонарушении/постановление по делу об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении).

Отзыв лицензии не влечет одномоментное прекращение деятельности страховщика. Соответственно, страховая компания обязана урегулировать заявленный до момента отзыва лицензии страховой случай. В случае необходимости получить представленные страховщику документы нужно обратиться с письменным заявлением об этом в страховую компанию, в которую были поданы документы. Если по каким-либо причинам получение этих документов от страховщика невозможно, для обращения за возмещением повторно (например, к страховщику причинителя вреда или РСА) необходимо восстановить требуемые документы (документы о ДТП). При этом в случае отсутствия возможности проведения осмотра поврежденного транспортного средства у страховщика причинителя вреда (РСА) не будет возможности установить размер подлежащего возмещению вреда, что приведет к невозможности осуществить страховую выплату.

Страховщик не имеет права заменять форму страхового возмещения в одностороннем порядке

Верховный Суд опубликовал Определение № 4-КГ21-13-К7 от 27 июля, в котором рассмотрел вопрос о возмещении ущерба со страховщика владельцу автомобиля, пострадавшего в ДТП.

24 декабря 2018 г. произошло ДТП, в результате которого пострадали автомобили Николая Дружинина и П., который был позднее признан виновником происшествия. Гражданская ответственность Николая Дружинина на тот момент была застрахована в СК «Росгосстрах». 10 января 2019 г. он обратился к страховщику с заявлением о наступлении страхового случая. Через несколько дней «Росгосстрах» предоставил ему направление на ремонт, однако в тот же день Николай Дружинин обратился к страховщику с заявлением об организации восстановительного ремонта в ином месте, в связи с тем что его не устраивает качество работы с другими автомобилями в предлагаемой СТОА.

Впоследствии страховая компания выдала истцу направление на ремонт в другой СТОА, однако там в осуществлении ремонта заявителю было отказано. 2 марта 2019 г. «Росгосстрах» сообщил Николаю Дружинину о пересмотре ранее принятого решения о проведении восстановительного ремонта, аннулировании выданного направления на ремонт, осуществлении страхового возмещения в денежной форме.

В дальнейшем Николай Дружинин направил в адрес страховщика заявление о предоставлении актов осмотра ТС, проведении независимой экспертизы, выплате страхового возмещения. В апреле 2019 г. страховая компания перечислила ему страховое возмещение в размере 65 тыс. руб. Не согласившись с размером возмещения, страхователь обратился для проведения независимой экспертизы в «Верхнекамский центр экспертизы и оценки». Согласно заключению эксперта от 21 мая 2019 г., стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила без учета износа 125 тыс. руб., а с учетом износа – около 90 тыс. руб.

Ссылаясь на данное заключение, Николай Дружинин направил в страховую компанию претензию, в которой просил о доплате страхового возмещения в размере около 60 тыс. руб., однако страховщик отказал в удовлетворении претензии.

Полагая отказ страховщика неправомерным, Николай Дружинин обратился в суд с иском к компании «Росгосстрах», в котором просил взыскать невыплаченное страховое возмещение, неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, расходы по хранению автомобиля, по оплате независимой экспертизы и по оплате услуг представителя – в общей сложности более 187 тыс. руб.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 9 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены частично: с «Росгосстраха» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, штраф, компенсация морального вреда, расходы по хранению ТС, расходы по оплате независимой экспертизы и расходы по оплате услуг представителя в общей сумме – 165 тыс. руб. Судом также была взыскана неустойка с 9 июля 2019 г. по день фактического исполнения ответчиком своих обязательств, исходя из расчета 1% в день от суммы невыплаченного страхового возмещения (59 900 руб.), в размере, не превышающем 340 тыс. руб.

Суд посчитал, что страховщиком не было надлежащим образом организовано возмещение причиненного ущерба в натуре, в связи с чем он произвел расчет исходя из разницы между суммой ущерба, установленной заключением эксперта, и суммой размера выплаченного страхового возмещения. Апелляция оставила решение первой инстанции без изменения, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение было отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

3 августа 2020 г. при новом рассмотрении апелляция изменила решение первой инстанции: Николаю Дружинину возмещен ущерб в общей сумме 71 тыс. руб., а также в его пользу взыскана неустойка с 4 августа 2020 г. по день фактического исполнения ответчиком своих обязательств, исходя из расчета 1% в день от суммы невыплаченного страхового возмещения, в размере, не превышающем 375 тыс. руб. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано. Апелляционный суд указал, что поскольку страховое возмещение было определено истцу в денежном эквиваленте, а не в соответствии с правилами, предусмотренными п. 15.1–15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО, то размер расходов на запасные части должен определяться в соответствии с п. 19 ст. 12 данного Закона, то есть с учетом износа комплектующих изделий.

Апелляционная инстанция также отметила, что Закон ввел правило, в соответствии с которым страховщик при наступлении страхового случая обязуется возместить потерпевшему причиненный вред не в полном объеме, а лишь в пределах указанной в его ст. 7 страховой суммы и с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Суд подчеркнул, что данное правило направлено на обеспечение баланса экономических интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц и на доступность цены договора ОСАГО для владельцев ТС. Суд кассационной инстанции согласился с выводами апелляции.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Николай Дружинин обжаловал судебные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций. После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на п. 1 ст. 15 ГК РФ напомнила, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Читайте также  Виска муфта что это такое?

Как пояснила Коллегия, согласно п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется в соответствии с п. 15.2 или 15.3 данной статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС потерпевшего.

Обращаясь к п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Верховный Суд разъяснил, что, в отличие от общего правила, оплата стоимости восстановительного ремонта легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в РФ, осуществляется страховщиком без учета износа комплектующих изделий. При этом отмечается, что если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих, то при восстановительном ремонте поврежденного ТС не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных изделий.

ВС подчеркнул, что страховая компания в случае выдачи направления на ремонт обязана направить потерпевшего в ту СТО, которая соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, при условии согласования сроков и полной стоимости проведения такого ремонта. «Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует требованиям к организации такого ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты (п. 15.2 Закона об ОСАГО)», – отмечено в определении.

Суд также указал на право потерпевшего самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспорта на СТО, у которой отсутствует договор со страховщиком, при наличии согласия страховой компании в письменной форме. ВС пояснил, что п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО установлен перечень случаев, когда страховое возмещение вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, данная замена может произойти по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств. В связи с этим Суд заметил, что сам по себе отказ СТО в осуществлении восстановительного ремонта ТС потерпевшего не тождественен основаниям, предусмотренным упоминаемым перечнем, и, соответственно, не освобождает страховщика от обязательств по восстановительному ремонту. Отказ не дает права страховщику в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства по оплате ремонта в натуре с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий на выплату страхового возмещения в денежной форме, добавил Верховный Суд.

В рассматриваемом случае ремонт автомобиля на СТО, куда страховщик направил потерпевшего, произведен не был. Вины в этом самого потерпевшего не установлено, подчеркнул ВС. Впоследствии страховщик в одностороннем порядке перечислил страховое возмещение в денежной форме. При этом Суд обратил внимание, что указанных в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО обстоятельств, дающих страховщику право на замену формы страхового возмещения, судами не установлено.

Таким образом, Верховный Суд заключил, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что страховщик правомерно произвел выплату страхового возмещения истцу в денежной форме и не должен возмещать убытки, вызванные отказом в организации и оплате ремонта ТС в натуре, противоречат приведенным выше положениям закона. В связи с выявленными нарушениями дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Адвокат АП Нижегородский области Елисавета Ноянова считает, что ВС РФ в очередной раз воспроизвел позицию о применении положений п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО и о его императивном характере. По мнению адвоката, практически полезной представляется позиция о действии принципа полной компенсации причиненных убытков. Адвокат отметила, что зачастую рассматриваемая презумпция встает в противовес с принципами разумности и чрезмерности, поскольку при получении ущерба потерпевшая сторона не должна получить обогащения.

Елисавета Ноянова подчеркнула, что нередко в спорах потребителей с профессиональными участниками гражданского оборота снижаются заявленные представительские расходы, в этих случаях суды руководствуются принципами справедливости, соразмерности, а также положениями процессуального законодательства. При этом эксперт указала, что имеют место случаи необоснованно высоких гонораров представителей, которые вполне правомерно снижаются. «Однако можно ли считать выводы правоприменителей о снижении рассматриваемых расходов соответствующими положениям ст. 15 и ст. 393 ГК, в случае если они соответствуют среднерыночным по региону и подтверждена их реальность? Полагаю, что нет, поскольку в таком случае нельзя говорить о восстановлении прав потерпевшей стороны», – добавила адвокат.

Юрист практики разрешения споров Lidings Эллина Изоткина указала, что предусмотренный законом порядок выплаты страхового возмещения и оплаты ремонта транспортного средства страховыми компаниями детализирован законодателем не случайно. По ее словам, регулярность происходящих ДТП предполагает простоту и понятный для простого гражданина процесс компенсации причиненного ему вреда (возмещения убытков) страховой компанией. Нарушение такого порядка, тем более в одностороннем порядке, влечет за собой нарушение прав граждан, пояснила эксперт.

Эллина Изоткина обратила внимание на то, что фактически Суд установил, что одностороннее изменение страховой компанией формы страховой выплаты по собственному усмотрению без наличия на то оснований, в том числе в договоре страхования, является нарушением прав страхователя. «Верховный Суд в очередной раз указал на недопустимость злоупотребления доминирующим положением страховыми компаниями», – считает юрист.

По мнению эксперта, обратная ситуация позволила бы страховым компаниям не только по собственному усмотрению отказывать страхователю в компенсации стоимости ремонта транспортного средства, но и, как в рассматриваемом деле, существенно уменьшать размер страховой выплаты. «Страховые договоры должны предусматривать возможность изменений по согласованию сторон формы страхового возмещения. Между тем для ненарушения прав страхователей положения таких договоров должны предусматривать среди прочего подробный порядок установления размера денежной выплаты страховой компанией страхователю», – резюмировала Эллина Изоткина.

Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше?

В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2019 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка. Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!

Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

Читайте также  Хрипит динамик в колонке что делать?

А полный пакет документов включает в себя:

заявление о страховом возмещении,
заполненное извещение о ДТП,
паспорт собственника машины,
свидетельство о регистрации авто,
страховой полис ОСАГО,
постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2019 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?

А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна… По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.

Какой срок обращения?

Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.

Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие «разумного срока» прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.

Какой срок ремонта?

30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:

срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
30 дней для непосредственно восстановления.

Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.

Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:
— либо доплатить из своего кармана,
— либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2019 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

«срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)».

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2019 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы. По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.

Если приглашают составить смету

Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.

Повторю в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Деньги или ремонт по ОСАГО — что выбрать?

Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны. Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику. Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.

  1. Последние изменения в законодательстве
  2. В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
  3. Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
  4. Если машина на гарантии
  5. Сроки и гарантия на ремонт
  6. Действия в случае некачественного ремонта
  7. Как добиться получения денежной выплаты?
  8. Ответы на вопросы
    1. Кто выбирает форму страховой компенсации?
    2. В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
    3. Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?
  9. Подведем итоги

Последние изменения в законодательстве

Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?

Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.

Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.

Читайте также  Украли водительское удостоверение что делать?

Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.

Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.

Можно ли выбрать СТО самостоятельно?

Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

Если машина на гарантии

Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

Сроки и гарантия на ремонт

Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

Действия в случае некачественного ремонта

Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

  • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
  • подача жалобы в РСА или Центробанк;
  • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

Как добиться получения денежной выплаты?

Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

  • невозможность восстановления авто;
  • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
  • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
  • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
  • обоюдная вина обоих участников ДТП;
  • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

Ответы на вопросы

Кто выбирает форму страховой компенсации?

Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.

В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?

Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.

Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.

Подведем итоги

Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Основным критерием выбора становится выгодность для компании. Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.

Ремонт по ОСАГО — что нужно знать?

До 28 апреля 2017 года владельцы легковушек, признанные потерпевшими в ДТП, могли выбирать: провести ремонт по ОСАГО в СТОА страховщика или получить от него деньги и провести ремонт самостоятельно. Однако в действующей редакции фед. закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ) такая возможность предоставляется лишь в исключительных случаях. Тем не менее выбор: ремонт или деньги по ОСАГО, продолжает волновать страхователей.

Ремонт по ОСАГО — как это работает?

По общему правилу ОСАГО (п. 15.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ) страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю потерпевшего гражданина, осуществляется путем организации его восстановительного ремонта (так называемое «возмещение вреда в натуре»).

После осмотра и технической экспертизы разбитой машины страховая компания выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания автомобилей (далее — СТОА) и осуществляет оплату ремонта в размере, определенном в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», а именно: с учетом износа автомобиля, места и времени аварии.

Методика эта довольно запутанная. Например, стоимость ремонта в ней зависит от даты и места ДТП, поэтому сумма на его проведение будет разной в зависимости от того, зима на дворе или лето, в Московской или в Томской области произошло ДТП. Кроме того, на цену ремонта будет влиять износ автомашины, ее деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене (до 50% — см. п. 19 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Зная о недостатках действующей методики определения расходов на ремонт по договору ОСАГО, Банк России доработал ее для принятия в 2021 году обновленной редакции. По мнению БР, предложенные новации должны помочь экспертам дать более точную оценку ущерба, а потерпевшим — получить справедливое страховое возмещение.

Чтобы правильно применить указанную методику и помочь автовладельцам в определении средней стоимости ремонта (запчастей, нормочасов, материалов), на сайте РСА (Российского союза автостраховщиков) работает специальный калькулятор. С его помощью владелец-страхователь может узнать примерную сумму, необходимую для восстановления его разбитой машины.

Что лучше — ремонт или деньги?

Как уже было отмечено, под СТОА в страховании ОСАГО понимается станция технического обслуживания автомобилей, куда страховщик должен направить на ремонт поврежденное в ДТП транспортное средство. Причем каждая страховая компания имеет договоры с несколькими СТОА, с учетом требований законодательства об их 50-километровой доступности либо от места ДТП, либо от места жительства потерпевшего (п. 15.2 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Казалось бы, такой ремонт по ОСАГО избавляет страхователя-автовладельца от многих хлопот: есть четко указанные сроки, конкретная сумма, контроль со стороны страховой. Однако на практике, несмотря на, казалось бы, отлаженную систему восстановительного ремонта, частенько возникают неприятные ситуации.

Проиллюстрируем на примере. 26.10.2020 произошло ДТП по вине другого водителя. Потерпевший своевременно заполнил и направил в свою страховую компанию заявление о страховом возмещении и извещение о ДТП, получил направление на ремонт. Под замену определили бампер, капот, фары, усилитель бампера. 07.11.2020 он пригоняет свою машину в СТОА и передает ее по акту техникам, а 12.12.2020 приезжает туда, чтобы проверить работу. Его удивило, что рядом с машиной лежат родные бампер и капот, причем восстановленные и неокрашенные. Техники подтвердили, что будут ставить именно такие, склеенные, детали. Дальнейшая проверка показала, что и усилитель бампера ставят «бэушный». В результате автовладельцу пришлось обратиться к страховщику с требованием устранить выявленные нарушения.

В данном случае были нарушены нормы п. 15.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, согласно которым при проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих. Такое возможно лишь при наличии отдельного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Как отказаться от ремонта на СТОА по ОСАГО и забрать деньги

Для легковых автомобилей, принадлежащих российским гражданам, законодательство ОСАГО в качестве приоритетного возмещения устанавливает натуральное, т. е. направление на ремонт в СТОА. Однако существуют и исключения, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, когда страховщик не имеет возможности выполнить обязательства по натуральному возмещению. Например, в следующих случаях:

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о страховом возмещении он денежную выплату;
  • если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал денежную выплату;
  • если стоимость ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму, либо если все участники ДТП признаны виновными, а потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТОА;
  • наличия соглашения о денежной выплате между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует еще ряд случаев, когда можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги. Например, если автомобиль возрастом не старше двух лет находится на гарантии, ремонтировать его должен официальный дилерский центр. И если у страховщика нет договора с такой СТОА, можно потребовать денежной выплаты (п. 15.2 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Что выбрать: ремонт по ОСАГО или выплату?

Несмотря на действующие ограничения, законодательство по ОСАГО иногда позволяет выбрать между направлением на ремонт или получением денежной выплаты. В каждом конкретном случае это решает сам автовладелец-страхователь, с учетом сложившейся страховой практики.

Вот пример из жизни. 23.11.2020 владелец старенького VolvoS80 1999 года выпуска попал в ДТП не по своей вине. Фара разбита, бампер со стороны удара — в щепки, крыло замято, капот заблокирован. Оформил извещение о ДТП и направил в страховую заявление о возмещении. Перед этим проехался по мастерским — сумму ремонта определили в 50-60 тыс. руб. Морально стал готовиться к независимой экспертизе и суду. Однако 07.12.2020 обнаружил поступление на свою карту 70 тыс. руб. от страховой компании. Удивили, и на ремонт хватает!

Как видим, и в наше время есть возможность качественно отремонтировать автомобиль. Главное — правильно и в срок подготовить и направить документы, а затем найти со страховщиком взаимопонимание по конкретной ситуации.