Система ebd в автомобиле что это такое?

Описание и принцип работы системы EBD

Аббревиатура EBD расшифровывается как “Electronic Brake Distribution”, что в переводе означает “электронная система распределения тормозных усилий”. EBD работает в комплексе с четырехканальной ABS и является ее программным дополнением. Она позволяет более эффективно распределять тормозное усилие на колесах в зависимости от загрузки автомобиля и обеспечивает более высокую управляемость и устойчивость при торможении.

  1. Принцип действия и конструкция EBD
  2. Основные элементы системы
  3. Процесс распределения тормозных усилий
  4. Преимущества и недостатки

Принцип действия и конструкция EBD

При экстренном торможении центр тяжести автомобиля смещается в переднюю часть, уменьшая нагрузку на заднюю ось. Если в этот момент тормозные усилия на все колеса будут одинаковыми (что происходит в автомобилях, на которых не используются системы, регулирующие тормозное усилие), задние колеса могут быть полностью заблокированы. Это приводит к потере курсовой устойчивости под воздействием боковых сил, а также к заносам и потере управляемости. Также регулировка тормозных сил необходима при загрузке автомобиля пассажирами или багажом.
В случае, когда торможение выполняется в повороте (при этом центр тяжести переносится на колеса, идущие по внешнему радиусу) или произвольные колеса попадают на поверхности с различным сцеплением (например, на лед), действия одной системы ABS может быть недостаточно.
Решить эту проблему позволяет система распределения тормозных усилий, которая взаимодействует с каждым колесом в отдельности. На практике это включает следующие задачи:

  • Определение степени проскальзывания на дорожном покрытии для каждого колеса.
  • Изменение давления рабочей жидкости в тормозных механизмах и распределение тормозных усилий в зависимости от сцепления колес с дорогой.
  • Сохранение курсовой устойчивости при воздействии боковых сил.
  • Снижение вероятности заноса автомобиля в процессе торможения и поворота.

Основные элементы системы

Конструктивно система распределения тормозных усилий реализована на базе системы ABS и состоит из трех элементов:

  • Датчики. Они фиксируют данные о текущей частоте вращения каждого колеса. При этом EBD использует датчики ABS.
  • Электронный блок управления (общий для обеих систем управляющий модуль). Получает и обрабатывает информацию о скорости, анализирует условия торможения и приводит в действие соответствующие клапаны тормозной системы.
  • Гидравлический блок системы ABS. Выполняет регулировку давления в системе, изменяя тормозные усилия на всех колесах в соответствии с сигналами, подаваемыми блоком управления.

Процесс распределения тормозных усилий

На практике работа электронной системы распределения тормозных усилий EBD представляет собой цикл, схожий с работой системы АБС и состоящий из следующих этапов:

  • Анализ и сравнение тормозных усилий. Выполняется блоком управления ABS для задних и передних колес. В случае превышения заданной величины в работу включается алгоритм действий, предустановленный в памяти блока управления ЕБД.
  • Закрытие клапанов для удержания заданной величины давления в контуре колеса. Система определяет момент начала блокировки колеса и фиксирует давление на текущем уровне.
  • Открытие выпускных клапанов и уменьшение давления. Если риск блокировки колес сохраняется, блок управления открывает клапан и уменьшает давление в контурах рабочих тормозных цилиндров.
  • Повышение давления. Когда угловая скорость колеса не превышает пороговое значение блокировки, программа открывает впускные клапана и таким образом повышает давление в контуре, создаваемое водителем при нажатии на педаль тормоза.
  • В момент начала блокировки передних колес система распределения тормозных усилий выключается, и в работу включается ABS.

Таким образом, система непрерывно контролирует и наиболее эффективно распределяет тормозные усилия на каждом колесе. При этом если в автомобиле перевозится багаж или пассажиры на задних сидениях, распределение усилий будет осуществляться более равномерно, нежели при сильном смещении центра тяжести в переднюю часть автомобиля.

Преимущества и недостатки

Основным преимуществом является то, что электронный распределитель тормозных сил позволяет наиболее эффективно реализовать потенциал торможения автомобиля в зависимости от внешних факторов (загрузка, движение в повороте и т.д.). При этом система работает автоматически, и для ее запуска достаточно нажатия на педаль тормоза. Также система EBD позволяет тормозить при затяжных поворотах без риска уйти в занос.
Основным недостатком является то, что, в случае использования шипованных зимних шин, при торможении с применением системы распределения тормозного усилия EBD, по сравнению с обычным торможением, возрастает тормозной путь. Этот минус также характерен для классических антиблокировочных систем.
Фактически электронная система распределения тормозных усилий EBD является отличным дополнением ABS, делая ее более совершенной. Она вступает в работу до начала запуска антиблокировочной системы, подготавливая автомобиль к более комфортному и эффективному торможению.

Как работает система распределения тормозного усилия EBD

После появления в автомобилях первых антиблокировочных систем для тормозных механизмов (ABS), работавших по простейшему принципу сброса давления в гидравлике при первых признаках скольжения шин, стало ясно, что эффективность системы надо повышать. Расплатой за стабильность авто в ходе торможения стали: удлинение тормозного пути и несколько других недостатков.

В ходе развития техники появились многоканальные системы с добавочным интеллектом, позволяющие предсказывать ситуацию и более точно управлять торможением, раздавая давление на каждое колесо строго дозированно, учитывая его положение и условия работы.

Конструкция получила аббревиатуру EBD, то есть Electronic Brakeforce Distribution, распределение тормозных усилий.

Для чего в машине система EBD

Принцип работы обычной ABS из первых воплощений подразумевает наличие единого канала управления. На каждом колесе имеется датчик скорости вращения, показания которого в виде частоты электрических импульсов передаются по кабелям в общий электронный блок, где кодируются в цифровую информацию и обрабатываются микрокомпьютером.

Прибор анализирует все поступившие данные и определяет скорость движения автомобиля. Заметив начало торможения, он приступает к оценке отклонений частоты вращения отдельных колёс, фиксируя таким образом начало их проскальзывания из-за превышения предела сцепления с дорогой.

Поскольку эффективность замедления в случае перехода в скольжение сильно ухудшается, что дополнительно может быть отмечено по сигналам датчика линейного ускорения автомобиля, принимается решение на регулирование давления в тормозной магистрали.

В состав системы входят следующие устройства:

  • датчики вращения колёс, обычно индукционные или те, что работают за счет эффекта Холла;
  • электронный блок обработки данных и управления исполнительными механизмами;
  • гидравлический блок с насосом тормозной жидкости, ресивером-аккумулятором давления, входными и выходными электрогидравлическими клапанами;
  • раздельные тормозные магистрали по осям или отдельным колёсам;
  • тормозная педаль и связанный с нею главный тормозной цилиндр;
  • рабочие колёсные тормозные цилиндры.

Подобная организация антиблокировочной системы позволяет решить задачу стабильности и частично оптимизировать торможение, но достигается это ценой неминуемого увеличения тормозного пути в некоторых условиях.

Не учитываются особенности загрузки автомобиля, распределения массы по осям, а также динамического перераспределения веса.

Дополнением к ABS стала система распределения тормозных усилий, позволяющая почти полностью решить проблему. Достигнуто это было применением четырёхканального управления раздельно по колёсам, и более точного прогноза поведения автомобиля.

Таким образом, EBD можно считать усовершенствованной ABS, учитывающей больший объём информации и располагающей дополнительными возможностями по индивидуальному управлению каждым тормозным цилиндром или их кластерами.

Принцип работы системы распределения тормозных усилий

EBD, в отличие от ABS, работает ещё до того, как началось скольжение. Система располагает данными о загрузке осей, полученными в процессе работы и умеет управлять усилиями.

Например, если основная масса машины приходится на переднюю ось, то есть зад машины не нагружен, то естественный эффект динамического перераспределения веса машины вперёд при торможении будет усугубляться лёгкой задней осью.

В условиях экстренного торможения на скользком покрытии задние колёса начнут блокироваться слишком рано, результатом станет снижение давления во всей системе и возможности хорошо нагруженных передних колёс не будут реализованы. Тормозной путь устремится в бесконечность.

Ещё хуже ситуация может возникнуть в повороте на неровной дороге. Водителей старых автомобилей, не оборудованных тормозной электроникой, даже учили, что тормозить в повороте категорически не рекомендуется, а что происходит при подбросе колёс на ухабах во время нажатия на тормозную педаль они могли заметить сами и запомнить на всю жизнь.

Читайте также  Прокладка ДВС что это такое?

Антиблокировочные системы очень облегчили управление, теперь торможение в повороте стало не только возможным, но и рекомендуемым действием.

В сложных условиях неопытному водителю надо было только нажать на тормоз с максимальным усилием и дальше корректировать машину только рулевым колесом, нужное сцепление обеспечит автоматика.

Роль EBD во всех этих случаях заключалась в минимизации тормозного пути. Если передние колёса при обычном торможении имеют запас по сцеплению, когда задние уже заблокировались и подвергнуты обслуживанию со стороны ABS, то будет очень нерационально сбрасывать давление и с них тоже.

Наоборот, надо добавить усилие на переднюю ось, не сбрасывать его равномерно со всех колёс, а перераспределить. Четырёхканальные системы на это способны, а соответствующая программа управления электронным блоком и стала основой EBD.

То же самое и в повороте. Внутренние колёса могут настолько разгрузиться из-за центробежной силы, что буквально поднимаются в воздух. Естественно, при попытке торможения они мгновенно заблокируются, поскольку сила сцепления близка к нулю.

ABS отреагировала бы на ситуацию полным прекращением торможения, то есть поступила бы как водитель старой школы.

Но EBD гораздо умнее, она способна не только исключить блокировку разгруженных колёс внутренней по отношению к повороту стороны автомобиля, но и увеличить давление в тормозных цилиндрах внешней, загруженной стороны.

Машина начнёт достаточно эффективно замедляться, что в ситуациях с превышением скорости в повороте может спасти и технику, и водителя с пассажирами.

Возможны и другие ситуации, когда раздельное управление с прогнозированием может помочь быстро остановить автомобиль:

  • торможение на дороге с неоднородным покрытием, когда коэффициент сцепления для всех колёс сильно различается, это попадание в лужи, локальную грязь или пятна льда;
  • начало вращения автомобиля, некоторые колёса ещё способны к торможению, когда прочие уже скользят и неуправляемы;
  • кратковременные подбросы колёс на неровностях;
  • неисправности или загрязнения в тормозной системе, когда имеются различия в эффективности колёсных тормозных механизмов.

Принцип помощи водителю со стороны EBD именно в том и состоит, что добавляется ранее недоступная ему функция раздельного обслуживания колёс при торможении.

Если раньше он мог в какой-то степени имитировать работу ABS прерывистым нажатием на педаль, то уж управление тормозным балансом было доступно только в отдельных гоночных сериях, где самые опытные пилоты управляют сложными и дорогими автомобилями.

С появлением EBD это стало доступным каждому, причём без каких-либо особых навыков и знаний.

Устройство системы

Регулирование тормозного усилия раздельно по всем колёсам в первую очередь потребует применения многоканальной антиблокировочной системы.

Отсюда и формируется состав EBD:

  • индивидуальные датчики на каждое колесо;
  • впускные и выпускные клапаны, открывающие давление жидкости на рабочие цилиндры, фиксирующие его неизменным или сбрасывающие усилие;
  • электрический насос тормозной жидкости, способный быстро изменять давление в системе;
  • гидравлический аккумулятор давления, оптимизирующий работу насоса;
  • специальная управляющая программа, которая, собственно, и составляет основу EBD, отличая её от четырёхканальной ABS;
  • дополнительные датчики, расширяющие возможности системы, они могут входить в состав бортовой электроники более высокого уровня, чем отвечающей только за тормоза.

Точные алгоритмы работы EBD разных производителей по понятным причинам не афишируются, но можно выделить общие алгоритмы, образующие модель EBD в программной памяти её компьютера.

Существует некое пороговое условие, за которым EBD оживает из ждущего режима и включается в работу тормозов. Это условие формируется по результатам непрерывного анализа поступающей от датчиков информации.

Как только блок поймёт, что существует вероятность блокировки колёс, он переходит в режим фиксации давления, в результате чего перекрываются оба клапана на каждом колесе, давление стабилизируется.

Дальше оценивается развитие ситуации и подаются команды на открытие или закрытие отдельных клапанов, давление увеличивается или уменьшается, происходит импульсное регулирование торможения на грани блокировки, то есть самое эффективное.

Признаки неисправности EBD

Любой отказ системы приводит к ухудшению торможения в экстренной ситуации, что вряд ли может быть замечено водителем. Поэтому единственным признаком неисправности является зажигание контрольной лампочки на приборной панели.

Появление этого сигнала требует немедленной диагностики специальным сканером с выявлением кодов ошибки и устранением неисправностей.

Система очень надёжна, поэтому самой частой неисправностью бывает отказ колёсных датчиков. Это связано с их работой в тяжёлых условиях по влажности и загрязнённости.

Коррозия и механические поломки приводят к пропаданию сигнала, что немедленно будет замечено электронным блоком, и появится индикация контрольной лампы. Проверка достаточно проста для диагностики, ремонт сводится к замене датчика или ревизии его проводки.

Плюсы и минусы

Соотношение достоинств и недостатков EBD сильно зависит от конкретного исполнения, система непрерывно совершенствуется, количество версий уже давно перевалило через десяток.

  • уменьшается тормозной путь, даже по сравнению с ABS;
  • машина стабильно ведёт себя при торможении в повороте;
  • характер замедления меньше зависит от загрузки автомобиля, что особенно важно для коммерческого транспорта;
  • минимизируется набор условий, при котором может возникнуть занос при торможении.
  • возможны ситуации, когда срабатывание системы удлиняет тормозной путь, вплоть до ощущения полного отказа тормозов, ведь случаются ситуации, в которых более эффективно машина замедляется именно в скольжении, а его EBD призвана исключать;
  • не до конца отработаны алгоритмы работы на автомобилях с полным приводом, такие шасси могут создавать проблемы даже опытным водителям;
  • система недостаточно совершенна для работы на скользких склонах, поэтому до сих пор она автоматически отключается в таких условиях на малых скоростях.

Каждая ситуация, в которой EBD раскрывает свои возможности недостаточно полно, анализируется, и в алгоритмы её работы вносятся коррективы.

Кроме того, с развитием техники идёт повышение быстродействия работы её элементов. Поэтому каждая последующая версия имеет всё меньше недостатков, а достоинства не оспариваются.

Что делает EBD? Зачем еще один наворот к ABS и ESP?

Кажется, что про системы торможения можно рассказывать бесконечно. Как только происходит апробация одной системы, она внедряется на большинство марок автомобилей, на подмогу ей производители спешат создать еще одну тормозную программу, которая по их словам намного упрощает режим торможения и облегчает управление автомобилем в сложных дорожных условиях. Действительно, предусмотреть все тонкости экстренного торможения, поведение авто на разных дорожных покрытиях сложно. Время показало следующие недостатки простых систем ABS:

  • неадекватное поведение тормозной системы на дороге с неравномерным покрытием (одно колесо в грязи, второе на песке, третье в яме, а четвертое на гололеде, типичная ситуация на российских просторах);
  • непредсказуемое поведение во время торможения на льду, гололеде;
  • смещение тормозного пути на повороте, когда одна из групп колес разгружена;
  • во время экстренного торможения на прямолинейном отрезке пути задние колеса сильно разгружаются, при этом даже при небольшом усилии на тормозные колодки они могут быть заблокированы, следовательно, неуправляемы.

Система EBD первоначально была предназначена только для уменьшения тормозного пути для последней из перечисленных ситуаций, особенно, когда автомобиль находится в пригруженном состоянии. Согласно кинематике при резком торможении по инерции задние колеса немного разгружаются. Теоретически они могут вообще оторваться от земли, как в роликах про мотоциклы. Почти вся нагрузка при этом приходится на передние колеса. Для равномерного распределения нагрузки на тормозные оси и разработали систему EBD. Она предназначена для уменьшения тормозного пути:

Что дополняет ЕBD к ABS

Системы ABS, разработанная в 80-х годах, вела контроль по наличию момента заблокирования одного из колес. При этом программно-техническое обеспечение не просчитывало, с какой скоростью вращаются другие колеса, каков их режим сцепления с дорогой. С появлением более умного микропроцессорного управления сигнал с каждого датчика частоты вращения колес преобразуется сначала в цифру (то есть в прямоугольные импульсы стандартной амплитуды, кодирующие частоту). Цифровой сигнал обрабатывается в микропроцессоре по определенному математическому алгоритму. При этом можно математически учесть различные ситуации. Например, если частота вращения переднего колеса значительно меньше, чем всех других, возможно, что оно «зависло» над дорогой. Если только одно из задних колес заблокировано, скорее всего, оно находится на песчаной обочине. Можно запрограммировать большое количество возможных ситуаций и «манеру» торможения каждого колеса в конкретном случае.

Читайте также  Реле бензонасоса Лада гранта где находится?

Основная идея EBD – научить каждое колесо тормозить по своему сценарию в зависимости от ситуации. Именно поэтому система называется Тормозное Распределение (Brake Distribution).

  • в результате анализа сигналов датчиков АБС формирует тормозные распределенные усилия по каждому контуру в отдельности;
  • помогает системе курсовой устойчивости, распределяя усилия торможения по осям;
  • уменьшает тормозной путь автомобиля, особенно, загруженного;
  • контролирует усилия торможения при воздействии продольных и поперечных нагрузок.

Что работает на систему EBD

Как и все системы помощи при торможении система EBD бессовестным образом эксплуатирует штатную систему ABS, а именно:

  1. Датчики частоты вращения колес.
  2. Блок управления ABS, амплитудно-цифровые преобразователи, входные цепи. Микропроцессор, обрабатывающий сигнал, может быть установлен отдельно.
  3. Гидравлический блок АБС может также доукомплектовываться специальными клапанами EBD.
  4. Датчик ускорения (G-сенсор).

Техническое исполнение EBD выполнено на базе ABS, его схема имеет стандартный вид.

Причины и признаки неисправности системы, устранение

Причинами неисправности системы EBD могут являться:

  • неисправность микропроцессорного управления;
  • нарушение программной прошивки;
  • отказ одного из датчиков частоты вращения колес, нарушение электропроводки, рабочего зазора;
  • отказ клапана гидравлического блока;
  • неисправность насоса блока ABS;
  • отказ G-сенсора.

Обычно неисправность EBD индицируется одновременно с ошибкой ABS. Признаками такой неисправности является, прежде всего, загорание соответствующих лампочек в процессе движения автомобиля. После программного сброса ошибки свечение предупредительных лампочек на приборной панели может на время пропадать. Но оно вновь появляется после нескольких километров пробега. Поэтому нельзя доверяться горе-диагностам, которые сбросили ошибку и уверяют, что проблема устранена. Надо еще до сброса ошибки записать ее код, расшифровать и устранить. Если ошибка заключается в отказе или пропадании сигналов датчиков вращения колес, необходимо проверить проводку от датчика к блоку АБС, величину и засорение рабочего зазора датчика перед тем, как менять датчик. Датчик должен прозваниваться в режиме «диод» мультиметром хотя бы в одну сторону. Разъемы датчиков для передних колес находятся в районе лонжеронов, задних колес – возле или под задними сиденьями.

После устранения ошибок, возможно, сразу система может быть неработоспособна. Необходима адаптация EBD. Для каждого автомобиля она различна, но обычно включает несколько последовательных торможений. Часто бывает достаточно выехать на трассу и на средней скорости произвести несколько торможений до полной остановки транспортного средства.

Плюсы и минусы

К плюсам системы можно отнести следующие факторы:

  • EBD первоначально разработана для контроля экстренного торможения при загруженном авто, поэтому при работе на малом коммерческом транспорте она просто необходима;
  • система увеличивает эффективность основной ABS;
  • EBD продляет срок службы задних шин, тормозных колодок;
  • значительное уменьшение тормозного пути загруженного автомобиля.
  • во многих случаях система является ненужным дополнением к другим тормозным программам, если автомобиль эксплуатируется без нагрузок, EBD может находиться в бесконечном оплаченном отпуске;
  • как и всякая система, EBD требует обслуживания, если загорелся значок ее неисправности, проблему придется решать, даже если использование системы не принципиально;
  • есть случаи неадекватного срабатывания системы.

Сейчас приблизительно 50% автомобилей оборудовано EBD. Показательно, что в последние годы этот процент не увеличивается.

Система распределения тормозных усилий EBD

Инженеры-автопроизводители давно установили факт, что в процессе торможения большая доля нагрузки переносится на ведущую пару колес, тогда как задние колеса часто блокируются именно от недостатка массы. В случаях экстренного торможения на льду или мокром асфальте автомобиль может начать разворачивать из-за разницы в степени сцепления каждого колеса с дорожным полотном. То есть, характеристики сцепления с дорогой разные, а давление тормозов на каждое колесо одинаковое — это и располагает к тому, что авто начинает разворачивать во время движения. В особенности заметен этот эффект на неоднородном дорожном покрытии.

Чтобы избежать возникновения подобной аварийной ситуации, на современных автомобилях устанавливают систему распределения усилий тормозов – EBD. Эта система всегда работает в паре с антиблокировочной системой ABS и, по сути, является результатом усовершенствования ее функционала. Суть работы EBD заключается в том, что она обеспечивает безопасность управления транспортным средством в стабильном режиме, а не только в тот момент, когда водитель резко надавливает на тормозную педаль.

Система распределения усилий тормозов получает информацию с датчиков ABS и интегрирует скорость вращения каждого из четырех колес, обеспечивая им необходимое тормозное усилие. Благодаря работе EBD производится разная степень давления торможения на каждое колесо, что обеспечивает стабилизацию положения автомобиля на дороге. Таким образом, системы EBD и ABS всегда работают совместно.

Система распределения тормозных усилий призвана выполнять несколько функций:

  • сохранение изначальной траектории движения транспортного средства;
  • сокращение рисков заносов, сносов или разворотов автомобиля при резком торможении на поворотах или льду;
  • обеспечение легкости управления автомобилем в постоянном режиме.

Цикл работы EBD

Как и ABS, система EBD имеет цикличный характер функционирования. Под цикличностью подразумевается выполнение трех этапов в постоянной последовательности:

  • удерживается давление в системе тормозов;
  • сбрасывается давление до необходимого уровня;
  • вновь увеличивается давление на все колеса.

Первый этап работы выполняется блоком ABS. Он собирает показатели, которые поступают с датчиков скорости вращения колес, и сравнивает усилия, с которыми вращаются передние и задние колеса. В том случае, если разница между показателями совершаемых усилий при вращении между передней и задней парой начинают превышать установленную величину, в дело включается система распределения усилий тормозов. Блок управления закрывает клапаны, работающие на впуск тормозной жидкости, в связи с этим давление на задних колесах удерживается на том уровне, в котором было на момент закрытия клапанов.

В этот же момент клапаны на впуск, которые расположены в устройствах передних колес, не закрываются, то есть давление тормозной жидкости на передние колеса увеличивается. Система нагнетает давление на переднюю пару колес до момента их полной блокировки.

В случае, если этого недостаточно, то EBD подает импульс на открытие клапанов задней пары колес, которые работают на выпуск. Это быстро уменьшает давление на них и исключает возможности для блокирования. То есть задние колеса начинают так же эффективно тормозить.

Если потребуется корректировка имеющихся настроек

Современные модели автомобилей практически все на сегодняшний день оснащены этими активными системами безопасности. Споров о достоинствах EBD не может возникнуть: повышенная управляемость и исключение рисков заносов при экстренном торможении позволяет считать систему EBD одной из самых востребованных в автомобилестроении.

В ряде случаев может потребоваться дополнительная корректировка настроек системы, например, в связи с началом нового сезона в эксплуатации авто. Самостоятельно регулировать сложные электронные системы не рекомендуется, целесообразнее обратиться к специалистам. Компания ГК FAVORIT MOTORS предлагает оптимальное сочетание соотношения цены и качества ремонтно-восстановительных работ, благодаря чему диагностика и ремонт систем активной безопасности EBD+ABS будут выполнены грамотно и по разумной стоимости.

Система электронного распределения тормозного усилия (EBD): конструкция и принцип действия

Почему нужно покупать только автомобили с выштамповками на порогах? Их сложнее повредить

Представлен новый WEY Macchiato с расходом 0,8 литра на 100 км. Дата начала продаж уже известна

Все, что нужно знать о новом Changan Aushan X7 Plus 2021 года — последние новости

Популярное за неделю

Абсолютно новый кроссовер МАЗ-5516 2022 дешевле 1 млн рублей раскрывается на первых фото. Он похож на BMW X1

Дешевле Kia Carnival на 2 миллиона: новый Mitsubishi Xpander 2022 года — кросс-вэн с 7-местным салоном

Новый Opel Mokka 2022 года: за 1,4 миллиона рублей кросс с экономичными моторами и комфортным салоном

Обновленный Mitsubishi Delica 2022 года — надежный минивэн, который стал комфортнее

Haval H2 2022 года — самый дешевый кросс марки с мотором и оборудованием, как у F7

Далеко не все автомобилисты, выступающие владельцами современных транспортных средств, осведомлены о том, какие именно электронные помощники присутствуют у них в авто. В частности, большинство свежих машин оборудованы такой опцией, как EBD – Electronic Brake Distribution или система электронного распределения тормозных усилий. Это вспомогательный компонент антиблокировочной системы, позволяющий распределять тормозное усилие между всеми колесами автомобиля, чтобы достигнуть оптимального результата. Так как далеко не все автолюбители осведомлены об этой опции, здесь предстоит рассмотреть ее принцип работы, а также основные компоненты.

Читайте также  Примерзли колодки ручника к диску что делать?

Конструкция EBD и принцип действия системы

В тот момент, когда транспортное средство совершает экстренное торможение, то его центр тяжести планомерно начинает смещаться в сторону передней колесной оси. Затем давление, оказываемое на заднюю колесную ось, начинает стремительно снижаться. При этом, если в данный временной отрезок усилие, прилагаемое тормозной системой, распределяется равномерно между всеми колесами, то задняя ось может заблокироваться. В свою очередь, это может привести к заносу и аварийной ситуации. Также не стоит забывать о том, что в оптимальном порядке распределение тормозных усилий может потребоваться автомобилисту, если багажное отделение авто загружено, а в салоне транспортного средства присутствует не только водитель, но и пассажиры.

В ситуации, когда транспортное средство проходит поворот и при этом водитель вынужден прибегнуть к экстренному торможению, центр тяжести резко смещается на колеса, которые идут по внешнему радиусу. Такое же явление можно наблюдать, когда определенные покрышки наезжают на поверхность с отличным сцеплением (к примеру, на ледяное покрытие или водную пленку). При таких обстоятельствах одной лишь антиблокировочной системы будет явно недостаточно. Именно поэтому, производители автомобилей стали оборудовать транспортные средства дополнительной опцией распределения тормозных усилий EBD, которая может взаимодействовать с каждым отдельным колесом в собственном порядке.

Что касается практики, то здесь упомянутая система перераспределения усилий позволяет решить сразу несколько крайне важных задач, а именно:

  • наличие такой опции позволяет существенным образом снизить риск возникновения заноса и потери устойчивости автомобилем;
  • отслеживание степени проскальзывания каждого отдельного колеса на дорожном полотне в зависимости от дорожного покрытия;
  • возможность сохранения курсовой устойчивости автомобиля в тот момент, когда на него оказывают воздействие боковые силы;
  • изменение уровня давления тормозной жидкости в соответствующих механизмах в зависимости от сцепления с дорогой каждого колеса.

В частности, при наличии этой системы автомобилист более защищен на дороге, независимо от погодных условий и состояния дорожного покрытия.

Основные компоненты EBD

Автолюбители должны принимать во внимание тот факт, что конструктивно такая система в полной мере реализована на базе антиблокировочной функции ABS, которая присутствует практически на все современных авто. В состав EBD входят следующие компоненты:

  • так как эта опция основана на системе ABS, ключевым компонентом выступают датчики антиблокировочной функции, считывающие частоту вращения колес;
  • гидравлический блок или исполнительное устройство, выполняющее необходимое распределение тормозной жидкости по основным вспомогательным элементам системы при нажатии на педаль тормоза водителем;
  • также среди компонентов в отдельном порядке стоит выделить электронный блок управления. Прибор, который считывает необходимую информацию, а также вносит необходимые корректировки.

Примечательно, что для автомобилей, оборудованных одновременно системами ABS и EBD, электронный блок управления используется один. Этот модуль в данном случае получает соответствующую прошивку, чтобы в полной мере управлять всеми необходимыми процессами.

Как происходит распределение тормозных усилий

Если рассматривать функционал системы EBD, то по своей сути принцип работы этого электронного помощника схож с функцией ABS. В частности, в работе опции предусмотрены следующие последовательные шаги:

  • в первую очередь, осуществляется анализ показаний с датчиков, считывающих частоту вращения колес автомобиля;
  • если заданные параметры превышают норму, то в работу включается соответствующий заложенный алгоритм;
  • происходит закрытие впускного и выпускного клапанов, чтобы в контуре сохранялось необходимое давление;
  • далее система отслеживает момент, когда начинается блокировка колеса, после чего давление фиксируется на данном показателе;
  • следующим этапом происходит открытие выпускных клапанов, чтобы произошел сброс давления до необходимого показателя;
  • если риск блокировки остается, то система открывает клапана, чтобы уменьшить давление уже в тормозных цилиндрах;
  • после этого, в случае необходимости происходит повторное повышение давления в контуре при открытии впускного клапана;
  • как только наступает момент, когда блокируются передние колеса автомобиля, система EBD отключается и передается управление ABS.

Этот процесс на современных автомобилях происходит непрерывно, что позволяет наиболее эффективно распределять необходимые тормозные усилия для каждого колеса в отдельном порядке. Стоит отметить, что в случае загруженности авто, распределение усилий происходит более равномерно.

Преимущества системы EBD

Наличие такой опции в автомобиле делает его более безопасным и предсказуемым в плане управляемости. Более того, также можно выделить сразу несколько важных преимуществ этой функции:

  • потенциал торможения реализуется наиболее эффективно;
  • система срабатывает автоматически при нажатии на педаль тормоза;
  • при наличии такой опции нет риска, что автомобиль уйдет в занос;
  • если транспортное средство оборудовано электронной функцией распределения тормозных усилий, то замедлять авто можно без риска абсолютно на любом участке дороги, в том числе и в момент прохождения затяжных поворотов.

Также не стоит забывать о том, что при наличии такой системы в автомобиле, машина становится более устойчивой на дороге и не будет преподносить автомобилисту непредвиденные сюрпризы.

Основные недостатки EBD

Несмотря на тот факт, что система электронного распределения тормозных усилий в автомобиле делает массу всего полезного, есть у этой функции и характерные недостатки, а именно:

  • на скользкой дороге у автомобилей с шипованной резиной увеличивается продолжительность тормозного пути;
  • данная система неэффективно ведет себя на мягком дорожном покрытии (к примеру, песок или заснеженная трасса);
  • функцию EBD в современном автомобиле, как и систему ABS отключить достаточно сложно;
  • при наличии электронной системы распределения тормозных усилий невозможно заблокировать колеса, даже в той ситуации, когда это необходимо.

Необходимо понимать, что эту опцию автомобильные производители используют для повышения уровня комфорта и безопасности автолюбителя при передвижении по дорогам общественного пользования.

Нюансы, связанные с работой EBD

Как уже было сказано ранее, система электронного распределения тормозных усилий в автомобиле — это соответствующий электронный помощник, который берет ряд задач на себя, облегчая тем самым обязанности автолюбителя. Однако, не стоит наивно полагать, что такая опция способна выручить наряду с ABS независимо от состояния дорожного покрытия и иных сопутствующих обстоятельств. В определенных ситуациях на машинах с EBD тормозной путь не только не уменьшается, но и существенно увеличивается, что требует от водителя большей концентрации на дороге. Если этот факт не принимать во внимание, то автомобилист рано или поздно рискует угодить в дорожно-транспортное происшествие, которое в условиях зимнего периода времени сулит крайне негативные последствия.

Вывод

Современные автомобили с системой электронного распределения тормозных усилий, а также с антиблокировочной функцией колес существенно безопасней иного транспорта, где нет соответствующих ассистентов и электронных помощников. Однако, автомобилист должен учитывать, что в полной мере эти опции не гарантируют безопасность движения, по той простой причине, что на дорогах случаются абсолютно разные явления. Именно поэтому, автовладелец должен полагаться не только на функции, ориентированные на комфорт водителя, но и на собственные силы, так как в определенные моменты никакие помощники не смогут защитить авто от столкновения, если попросту не выдерживается безопасная дистанция и скоростной режим движения. Автор: Олег Мокров