Не долили бензин на заправке что делать?
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС — НОВОСТИ
Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС
Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС
Если возникли сомнения в правильности работы топливораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями или с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на этом, продавец сделает перерасчет, и вам вернут деньги добровольно.
Как вариант, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее – ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.
Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от –20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации АЗС.
При этом необходимо иметь в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.
Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.
Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете сообщить об этом в Управление Роспотребнадзора по пермскому краю и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.
Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия, в том числе, квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).
Потребителям необходимо знать, что отношения, возникающие между потребителем и продавцом моторного топлива, регулируются Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.
Если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право: требовать долива бензина либо получить назад излишне уплаченные денежные средства, а также право на обращение в суд.
Претензии к качеству моторного топлива и вопросы недолива топлива рассматриваются отделом Госнадзора по Пермскому краю Приволжского Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (адрес: 614068, г. Пермь, Борчанинова ул., 85).
Недолив бензина
Многие автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как недолив бензина на автозаправке. Водитель оплачивает в кассе определенное количество литров, но замечает, что значок уровня топлива на приборной панели начинает гореть раньше, чем он проедет тот километраж, на который должно хватить горючего. Результатом мошеннических действий сотрудников заправочных станций являются значительные расходы собственников авто, которые существенно переплачивают за приобретаемое топливо. Чтобы избежать обмана, стоит узнать, как проверить, сколько залили бензина на заправке.
Уловки АЗС по недоливу топлива
В арсенале сотрудников автозаправочных станций множество уловок, которые позволяют обманывать покупателя. Основных из них пять. И они включают как мошенничество на программном уровне, так и жульничество самих сотрудников станции – кассиров, заправщиков.
Нажатие на заправочный пистолет
Это одна из самых простых хитростей. Как работает способ – топливо в машину заливает заправщик. При этом автовладельца рядом с ним нет. В этот момент он расплачивается за услугу на кассе или сидит в машине. Во время заливания последней порции бензина работник станции отпускает рычаг заправочного пистолета раньше времени. Результат – не все оплаченное топливо попадает в бак автомобиля. Часть его остается в шланге. Разумеется, обратно в колонку горючее не сливается. Заправщик ждет, когда клиент уедет и сливает остатки горючего в подготовленную заранее емкость. Размеры недолива топлива, бензина при этом виде мошенничества впечатляют. За одну смену заправщик может «сэкономить» для себя до 100 л горючего. Недолив на одного клиента составляет в среднем 1 л.
Обман на сдаче
Не все автовладельцы имеют деньги для оплаты горючего под расчет. Они подают купюры и ждут сдачу. Но кассир говорит, что мелочи на сдачу нет. После чего предлагает, казалось бы, хороший выход из трудной ситуации – долить бензин. Вот только доливают топливо далеко не всегда, а автомобилист этого просто сразу не видит. Он замечает, что объем горючего не изменился только через какое-то время. Когда понимает, что в баке пусто, но по идее подобного быть не должно. Такой способ мошенничества срабатывает с рассеянными клиентами, не привыкшими проверять, какое количество бензина залили на заправке.
Перегибание шланга
Простой, но эффективный метод жульничества – скрутить или сделать перегиб топливного шланга. Из мест перегиба бензин до конца не вытекает. После того, как клиент уезжает, заправщик его сливает в канистру. Такой способ очень заметен, поэтому чаще всего срабатывает на мелких автозаправках, где не налажен контроль за сотрудниками.
Недолив на АЗС после отсечки
Есть модели топливных колонок, в которых предусмотрен специальный отсекающий клапан. Он срабатывает, если подача горючего завершается из-за того, что бак машины полностью заполнен. О том, что клапан сработал, свидетельствует громкий щелчок. Казалось бы, никакого мошенничества. Но на самом деле в шланге и пистолете после отсечки остается примерно 500 мл топлива. Чем и пользуются сотрудники заправочной станции. Чтобы вылить оставшиеся пол-литра, достаточно включить пистолет на несколько секунд после заправки.
Мошенничество с помощью программы
В данном случае компьютерные программы, контролирующие залив топлива, настраиваются таким образом, чтобы был недолив. При этом клиент о происходящем догадываться не будет. На экране, показывающем количество залитого горючего, он увидит правильные цифры. И будет уверен, что получил столько бензина, сколько оплатил.
В данной ситуации проблема в том, что водитель ничего не может доказать. Если действия заправщиков еще можно как-то отследить, то работу программного обеспечения нет. При этом программы, позволяющие воровать у водителей бензин, могут также контролировать работу касс, оборудование счетчиков.
Как не дать себя обмануть на АЗС
Никому не хочется оказаться обманутым. Есть несколько способов, как избежать недолива бензина на АЗС. И их водителям обязательно нужно освоить. Это поможет сохранить деньги.
Заливайте полный бак
Самый простой способ выяснить, есть ли недолив на автозаправке, − залить полный бак. При этом на станцию стоит ехать, когда загорается лампочка аварийного остатка топлива. На этот момент в баке остается еще 5 литров. Если попросить залить топливо под завязку, горючее должно начать вытекать из горлышка. Если такого не происходит, значит, бензин не долили. Правда, нужно помнить, что, кроме бака, бензин еще остается в других частях автомобиля – топливных шлангах и трубках. Поэтому если горючее залито до горлышка, то, скорее всего, недостачи нет. Если его уровень намного ниже, есть.
Используйте канистру
Один из способов, как бороться с недоливом бензина на АЗС, − при покупке использовать канистру. Преимущество метода – можно сразу увидеть, сколько топлива залито. И если обнаружен недолив, можно сразу предъявить претензии сотрудникам автозаправки. Минус – не на всех станциях соглашаются заливать топливо в тару клиента. Работники автозаправок ссылаются в этом случае на закон, что в канистры заливать бензин нельзя. Но по закону запрещено для хранения топлива использовать пластиковую или стеклянную тару. Металлическую – можно.
Что делать, если выявлено мошенничество: предъявить свои претензии оператору. Чаще всего клиенту предлагают вернуть разницу деньгами или долить бензин. Если работники заправки отказываются признавать недолив, придется приглашать администратора, делать контрольный залив и составлять акт, что объем купленного горючего не совпадает с оплаченным. В акте должны быть подписи водителя, администратора и оператора. Сотрудники АЗС редко соглашаются подписывать подобные документы, поэтому водителю придется искать свидетелей, которые согласятся поставить свою подпись. После этого автолюбителю нужно будет обратиться с актом в суд, чтобы отстоять свои права.
Не прибегайте к услугам заправщика
Избежать недолива бензина на АЗС можно, отказавшись от услуг заправщика. Тогда никто не сможет перекрутить шланг или раньше времени нажать на кнопку заправочного пистолета. Водитель сам будет контролировать залив горючего по счетчику. Такой вариант не спасет при обмане при помощи программных средств, но позволить исключить человеческий фактор.
Не заправляйтесь помногу в незнакомых местах
Чем больший объем горючего покупает автолюбитель, тем существенней будет его недостача. Чтобы не оказаться обманутым, значительные объемы бензина стоит покупать только на проверенных заправках. В незнакомых местах стоит закупать топливо по минимуму. Тогда, если водителя и обманут, его потери окажутся небольшими. Тогда как при заправке полного бака недолив может доходить до 5 – 10 л.
Следите за смотровым окошком на колонке
Чтобы проверить залитый объем бензина на заправке, сколько залили топлива в бак воителю нужно смотреть самому. Не стоит доверять это работникам АЗС. Водитель должен убедиться, что счетчик показывает именно тот объем горючего, за который он заплатил.
Заправляйтесь на количество литров, а не на сумму
Многие автолюбители предпочитают заправляться на какую-то сумму денег. Это удобно – не нужна сдача, сокращается время стояния у кассы. Но такой подход – прекрасный шанс для мошенников обмануть водителя. Сколько ему не дольют, неизвестно. И доказать это не получится, так как при покупке на сумму оплата будет не за точное количество литров, а за литры и миллилитры. Чтобы минимизировать риск недостачи топлива, лучше платить за количество топлива.
Куда жаловаться при обмане
Что водителям делать, если автозаправки не доливают бензин, − писать жалобу в Роспотребнадзор. Тогда в отношении данной станции может быть проведена проверка. Что требуется от автомобилиста – составить заявление, приложить к нему копию чека. Также желательно иметь видео, которое бы подтвердило, что при нахождении на территории АЗС водитель не делал ничего, кроме покупки горючего.
С получением видео могут возникнуть проблемы, так как работники заправки вряд ли захотят его добровольно предоставлять. Поэтому желательно заручиться свидетельскими показаниями других водителей, находящихся в данный момент на заправочной станции.
Чтобы доказать свою правоту, придется делать контрольный замер топлива, в котором сотрудники АЗС тоже могут отказать. Но, если водитель уверен в своей правоте, можно сразу позвонить в Роспотребнадзор и сообщить о правонарушении, а отправить официальное заявление в контролирующий орган уже позже. Также стоит потребовать жалобную книгу и составить в ней претензию. Ее обязаны сотрудники заправки предоставлять клиентам по первому требованию. Кроме того, о недоливе нужно составить акт, как это описано в статье выше. Его надо оформлять в двух экземплярах. Один остается водителю, другой – у сотрудников АЗС. Копию акта надо приложить к заявлению в Роспотребнадзор.
Недолив бензина на АЗС начнут строго наказывать: как и куда жаловаться
- Количество недобросовестных АЗС
- Как обманывают
- Нажатие на клапан заправочного пистолета раньше времени
- Перегиб заправочного шланга
- Обман на сдачу
- Заправка топлива до отсечки
- Программы и вирусы
- Что делать, если обнаружили недолив
- Штрафы увеличат
- Как водители могут обезопасить себя
- Итоги
Недолив топлива на АЗС – это распространенная проблема, но куда жаловаться и как вести себя, если закралось подозрение на обман — многие автомобилисты не знают. Те же, кто решают доказать свою правоту и наказать нечестных владельцев и работников станций, сталкиваются с еще одной проблемой – несовершенством законодательства и очень маленькими штрафами. Сегодня владелец, который регулярно обманывает своих клиентов, не доливая горючее, может получить штраф в размере 100 тысяч рублей. В это же время, прибыль от каждых недолитых 300 мл на 10 литров приносит прибыль в размере 150 тысяч рублей.
Прекрасно понимая несправедливость происходящего, представители закона разработали и включили в проект КоАП новый пункт. На днях весь документ опубликовали официально. Разберемся, что к чему.
Количество недобросовестных АЗС
Согласно данным Росстата, на сегодня порядка 19% из представленных на рынке точек были замечены в обмане своих клиентов.
Представители общественного контроля со своей стороны уверяют – данные некорректны. На самом деле регулярный обман практикует порядка трети всех АЗС. Причем грешат нарушением закона как мелкие компании, так и крупные сети.
Как обманывают
Способов обмана на АЗС существует несколько.
Нажатие на клапан заправочного пистолета раньше времени
Схема обмана в данном случае очень простая и примитивная. Если работник видит, что водитель не следит за колонкой и вышел из автомобиля только, чтобы оплатить горючее, заправщик немного раньше времени нажимает на клапан.
Вовремя зажатый клапан — это 0,5 л бензина, оплаченного, но так и не полученного клиентом
Данная схема раньше практиковалось часто. Сегодня она осталась только на заправках, расположенных вдали от населенных пунктов, не оборудованных системами видеонаблюдения и с небольшим потоком клиентов.
Перегиб заправочного шланга
Это еще один вариант того, как недоливают бензин на заправках. Он схож с преждевременным нажатием на клапан. В данном случае за счет перегиба часть топлива скапливается в шланге, и как только авто отъезжает, горючее сливают.
В качестве тайных покупателей выступают представители общественного движения, но по закону — это неправомочно
Обман на сдачу
В случае расчета клиента наличными операторы могут заявить об отсутствии мелких купюр и невозможности дать сдачу. В качестве альтернативы они предлагают водителю заправить бак на всю сумму.
Согласившись, автомобилист может не досчитаться ровно того объема, который должен был получить на сдачу.
Заправка топлива до отсечки
В рамках безопасности в современных колонках предусмотрена система отсечки. С ее помощью бензин перестает подаваться автоматически, как только бак залит полностью.
Остатки сливаются в заранее приготовленные канистры
Работник станции, как правило, в этот момент сразу убирает шланг из горлышка бензобака. А между тем в нем остается еще около 0,5 л горючего. Сразу после отъезда автомобилиста остатки топлива тоже можно слить.
Программы и вирусы
Все способы, перечисленные выше, были актуальны еще 10 лет назад. Сейчас с развитием автоматизации, они считаются примитивными. Крупные сети такими уловками не пользуются.
В данном случае все решает программа. По словам представителей Роспотребнадзора, это и есть самый популярный способ мошенничества. Чтобы сделать недолив контролируемым, умельцы заражают ПК и колонки специальными программными вирусами. В итоге, данные в чеке и показатели на колонке будут соответствовать друг другу, но в баке бензина окажется меньше, чем нужно.
Программное обеспечение АЗС предоставило доступ к точному и легко регулируемому способу обмана
Отследить эти моменты сложно. Согласно правилам, работники Роспотребнадзора должны согласовать проверку. Возможны случаи, когда сотрудники контролирующего органа приходят без предупреждения, но они в любом случае обязаны дождаться работника АЗС, осуществляющего заправку, и администратора.
Что делать, если обнаружили недолив
На самом деле способов того, как определить недолив бензина на АЗС, немного. Заправлять собственные канистры на многих заправках запрещено. Счетчики приборной панели авто также не ведут подсчет с точностью до мл.
Проверить самостоятельно недолив бензина с помощью своих емкостей водитель не имеет права
Если все-таки подозрения закрались, клиент вправе потребовать провести контрольный замер. Для этого представитель руководства заправки по требованию покупателя обязан предоставить специальный опломбированный мерник, соответствующий ГОСТу.
Топливо, которое используется для контрольного замера, всегда оплачивается тем, кто потребовал данную проверку. Если погрешность была обнаружена, водитель и представитель заправочной станции должны составить акт в двух экземплярах. Один бланк остается у администратора, второй передается водителю.
Мерники, соответствующие ГОСТу
Обнаружив факт недолива бензина на АЗС, вариантов куда жаловаться – два. Вместе с письменным заявлением автомобилист должен направить подписанный акт в прокуратуру или Роспотребнадзор.
Нередко бывает, что представители АЗС отказывают в предоставлении мерника. В этом случае водитель также имеет право позвонить в полицию или Роспотребнадзор и заявить об этом факте.
Если же обманутому клиенту удастся доказать факт недолива, согласно закону, он имеет право получить недолитый объем горючего либо соответствующую ему материальную компенсацию.
За топливо для контрольного замера платит водитель
С учетом того, что максимальный объем недолива может составлять 1,5 л на 10 л, связываться с подобной процедурой хотят далеко не все. Тем более, что сейчас владельцы автозаправочных станций не наглеют. С каждых 10 л воруется примерно 300 мл бензина, хотя законом допускается всего 25 мл в качестве погрешности.
Штрафы увеличат
Даже если Роспотребнадзор нагрянет и удастся доказать факт того, что данная автозаправочная станция недоливает бензин, размер штрафа смехотворный. Максимальная сумма на сегодня составляет 100 тысяч рублей.
Согласно новому КоАП, эти цифры будут пересмотрены. Уже с 1 января 2021 года нечистых на руку предпринимателей будут штрафовать на сумму в размере 1% от выручки за предыдущий календарный год либо конкретный период времени. При этом минимальная сумма штрафа также указывается. Она будет составлять 500 тысяч рублей.
Суммы штрафов сейчас малы. Даже погасив взыскание, нерадивые заправщики все равно остаются в плюсе
По мнению специалистов, подобные штрафы – это только начало борьбы с недобросовестными заправщиками. Чтобы навести порядок на рынке, правительство должно узаконить процедуру «тайный покупатель».
Но сегодня проверять АЗС таким образом запрещено. Представители органов обязаны предупреждать об этом работников и администрацию заправочной станции.
Как водители могут обезопасить себя
Несмотря на распространенное количество рекомендаций, фактически водитель остается незащищенным перед недобросовестными владельцами станций.
Роспотребнадзор обязан предупреждать о проверках
Поскольку стандартом проверки для организаций являются 10 л, погрешности в таких объемах если и есть, то они минимальны. Если водитель очень не хочет быть обманутым, ему рекомендуют заправляться чаще и по 10 л.
Итоги
- Число недобросовестных АЗС, не доливающих топливо, сегодня составляет примерно 30%.
- Доказать факт обмана сложно. Недолив осуществляется с помощью специальных программ.
- Согласно новой редакции КоАП, 1 января 2021 года штраф для недобросовестных владельцев станций возрастет с максимальных 100 тысяч до минимальных 500 тысяч рублей.
А вы сталкивались с недоливом на АЗС?
Не долили бензина на АЗС. Можно ли требовать справедливости?
В этой статье поговорим про ещё одну несправедливость. Знаете, безусловно, каждый крутится как может и зарабатывает так же, но наживаться на обычных людях это уже грех. Бензин стоит не малых денег, так его ещё и разбавляют. А мы сейчас выясним можно ли с этим как-нибудь бороться и если да, то интересно как.
Многие автомобильные заправки действительно грешат таким делом, они имеют дополнительный заработок с недолива топлива. И знаете, с этим можно и даже нужно бороться. Как? Запоминайте. Итак, приезжая на АЗС, обязательно смотрите где располагается стрелка уровня топлива до того, как вы заправите машину. Бензин начнёт пополнять бак и вы наверняка увидите неладное, тогда можете идти сразу к администратору АЗС и требовать объяснений.
Кстати, данные советы российским автомобилистам дал старший преподаватель департамента правовых дисциплин Университета «Синергия». Она говорит действенные вещи, касаемо администратора АЗС, вы имеете полное право выразить своё недовольство. Кстати, практика показывает, что такие люди, так сказать, борцы за справедливость, есть и они устраивают целые скандалы бедным сотрудникам. Интересно то, что администраторы зачастую отпускают скандалистов не прося оплаты, то есть бесплатно, лишь бы те скорее покинули эпицентр разразившегося крика.
Гражданское законодательство, точно так же как и закон «О защите прав потребителей», говорят о том, что клиент имеет полное право требовать долить бензин, либо попросить возместить разницу в денежном эквиваленте. Не долили — тогда платите, давайте сдачу в конце концов. Так же у человека есть полное право пойти в суд, кстати, обычно этого и избегают администраторы. Ведь речь идёт о сущих копейках и разбирательства ни к чему. Но если встать в позу, то можно дойти и до суда, а быть может впоследствии и потерять работу, ведь начальство наверняка от таких перспектив будет не в восторге.
А что насчёт слежки за стрелкой? Тот совет от эксперта, который советует предельно внимательно следить за стрелкой, очень сомнительный. Вроде бы, на первый взгляд, всё очень просто, смотришь на каком уровне находится стрелка и понимаете где она должна быть после заправки. После того, как вы посчитаете разницу, то вроде должны понять долили вам бензин или нет.
Совершенно непонятно какой у госпожи Пшеничниковой автомобиль, может такой на котором датчик может подсчитать количество топлива до миллиграмма, но на стандартных транспортных средствах приборы до боли примитивные. Так что, хотелось бы посмотреть на того человека, который будет высчитывать миллиграммы, точнее на сам способ вычисления.
И знаете, даже если не доливают, то на какие-то сущие копейки. И понять это по показаниям прибора будет просто невозможно. Никаких цифр на приборе, которые могли бы обозначать точные данные количества залитого бензина, нет. Там есть только две-три риски и ещё столько же значений- 0 (или E), ½ и 1 (или F).
А кстати, ещё имеются показания на дисплее бортового компьютера, которые высчитывают остаточный пробег для данного количества залитого в бак бензина. Но для того, чтобы с помощью этого определить точность обмана, нужно быть математиком.
Итак, что нужно было понять? Во-первых то, что требовать справедливости закон позволяет. Если вдруг вы точно знаете, что сейчас на АЗС вас надурили, то идите к администратору и просите долить вам бензин, либо возместить разницу. Но другой вопрос, как вы будете это вычислять. Так что, остаётся вам только пожелать не обращать внимание на пустяки и не заморачиваться по поводу подобных вопросов. Главное тут не количество, хотя и оно играет не малую роль, а конечно же качество. Другой вопрос, если бы вам вместо бензина какую-нибудь воду разведённую залили, то тут да, искра, буря и безумие в глазах появляется. А если обманули на пару рублей, то пусть судьёй таким людям будут высшие силы, они, кстати, не дремлют.
Как доказать недолив или плохое качество бензина. Пошаговая инструкция
Автовладельцы сегодня все чаще сталкиваются на заправках с недоливом бензина или продажей топлива плохого качества, которое выводит из строя автомобиль. Несмотря на проверки различными общественными организациями и официальными органами, а также анонсированные правительством жесткие меры, проблему это не решает. Как доказать факт обмана и вернуть потраченные деньги?
27 сентября глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции одобрила законопроект о введении штрафов с оборота для АЗС, которые попадутся на недоливе топлива.
Законопроект нами одобрен и в ближайшее время будет согласован с ведомствами и по решению Госкомиссии внесен в правительство для одобрения и последующего внесения в Госдуму. Мы постараемся внести в осеннюю сессию, но, возможно, это перейдет в весеннюю,
Он добавил, что закон о штрафах может вступить в силу уже с начала 2019 года.
Д. Мантуров. Фото: www.globallookpress.com
Министр еще в августе озвучивал параметры документа: АЗС могут быть наказаны штрафом в размере 1% от выручки за прошлый год, но не менее 500 тыс. рублей. Повторное нарушение должно караться уже 3% от выручки, но не менее 2 млн рублей.
Почему в последнее время особенно обострилась проблема недолива или продажи некачественного бензина? Минувшее лето было тяжелым для АЗС, столкнувшихся с резким ростом цен на топливо на внутреннем рынке.
Этот рост стал следствием заметного увеличения мировых цен на нефть. Оказалось, что гораздо выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не в России. Делали компании это, между прочим, не только из-за привлекательности экспорта, но и из-за увеличившегося налогового бремени. Продажа топлива в России стала для многих поставщиков нерентабельной.
Телеканал «Царьград» неоднократно и подробно разбирал причины этой ситуации.
В итоге автозаправочные станции как независимых продавцов, так и крупных нефтекомпаний начали торговать бензином – по словам их представителей – себе в убыток. Логично, что они пытались и пытаются сократить потери – недоливают топливо или разбавляют бензин.
Как откровенно признает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, в кризис бензин «бодяжат» подавляющее большинство заправщиков.
«Когда идет кризис по нашему рынку – всегда идут «бодяжничество», недоливы, потому что в кризис АЗС работают в убыток и вынуждены хоть как-то компенсировать себе эту ситуацию», — сказал Танкаев.
Кстати, недоливы на заправках еще летом были зафиксированы «тайными покупателями» Федерации автолюбителей России (ФАР). О проблемах говорили и в Росстандарте: недоливы могут составлять до 20% от всего оплаченного топлива.
Что делать, если машина сломалась из-за плохого бензина
Если ваш автомобиль не заводится после заправки или же двигатель работает не так, как это было раньше, – скорее всего, дело в плохом бензине. Сразу возникает вопрос: как доказать, что вам залили некачественный бензин?
Шаг первый. Обязательно сохраняйте чек после заправки. Он станет основным подтверждением того, что вы заправили машину именно на этой АЗС. Эксперты советуют сохранять чек хотя бы в течение 2-3 дней после заправки. Если же чек утрачен – не беда. Доказательством может послужить выписка из операций по банковской карте (если оплата была безналичной), где будут отмечены продавец, время и сумма покупки.
Шаг второй. Вам необходимо зафиксировать поломку машины в сервисном центре или на станции технического обслуживания. После осмотра попросите мастера выдать заключение о причинах неисправности машины и затратах на ремонт.
Шаг третий. Уже на этом этапе проблему можно урегулировать в досудебном порядке, если продавец добровольно согласится компенсировать вам убытки. Заключение о поломке (лучше копию) нужно направить на адрес продавца топлива. К этому документу в обязательном порядке следует приложить претензию, в которой в свободной форме вы должны изложить, когда, на какой АЗС и какое топливо вы приобрели и какие убытки понесли в результате поломки машины.
В претензии необходимо указать ваши контактные данные, чтобы продавец мог связаться с вами. Претензия – важный документ в вашей защите. Поэтому она либо вручается под подпись представителя продавца, либо направляется ценным письмом по почте с описью вложения. Продавец обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней.
Шаг четвертый. Необходимо провести экспертизу топлива. По этой причине – не сливайте бензин из бака. Если в срок до 20 дней от продавца не было никакой реакции на вашу претензию, тогда придется отправить образец бензина экспертам. Такую услугу предоставляют многие лаборатории.
К сожалению, все расходы на данном этапе вам придется взять на себя. Нужно обязательно уведомить продавца о проведении экспертизы. Для этого по каналам обратной связи (через сайт продавца), лично или телеграммой нужно указать дату, время и место проведения анализа. По результатам анализа ваш пакет документов пополнится экспертным заключением.
Шаг пятый. Если продавец отказывается удовлетворить ваши требования или тянет время, то пора идти в суд по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика. Для этого нужно написать исковое заявление о взыскании ущерба, который вы понесли из-за некачественного товара.
Основания для возмещения предусмотрены статьей 14 закона «О защите прав потребителей», а также статьей 1095 Гражданского кодекса, которая гласит, что продавец товара обязан возместить вред здоровью или имуществу, причиненный из-за недостатков товара. В суд должны быть переданы:
копия чека на покупку бензина или выписка операций по банковской карте;
оригинал заключения сервисной станции о поломке машины;
копия претензии, которую вы направляли продавцу;
заключение экспертизы топлива.
К этим документам не лишним будет приложить и чеки, например, за транспортировку машины в сервис, за экспертизу и другие расходы в рамках дела.
В суде придется доказать:
факт покупки бензина у этого продавца;
плохое качество бензина;
связь между поломкой и плохим качеством топлива;
размер причиненного вреда.
Что делать, если вам недолили топливо на АЗС
Если с доказательствами плохого качества бензина проблем быть не должно, так как у вас на руках будут необходимые документы и заключения, то с недоливом бензина дела обстоят не так просто. Ведь когда вы доказываете плохое качество бензина, то налицо факт поломки или плохой работы двигателя автомобиля. Факт недолива топлива, напротив, неочевиден, у вас есть лишь подозрения, что вас обманули.
Шаг первый. Если вы подозреваете, что вам недолили бензин, например, если датчик топлива в бензобаке упорно показывает совсем не то количество, которое вы купили, то не спешите покидать АЗС. Не стесняйтесь подойти к другим автовладельцам и попросить быть свидетелями, записав при их согласии имена и контактные данные. Разумеется, чек за заправку нужно сохранить: в нем указано количество литров, которое вам якобы продали.
Шаг второй. Юристы советуют смело идти на АЗС, заносить произошедшее в жалобную книгу и требовать компенсации переплаченной суммы. Бывает, что продавец сразу признает вину и соглашается компенсировать вам этот недолив. Чаще всего АЗС ссылаются на то, что «что-то не так с техникой».
Шаг третий. Если продавец отказывается признать факт обмана, то следует перейти к проверочным процедурам. На каждой АЗС должен быть соответствующий ГОСТу образцовый мерник, опломбированный Центром стандартизации и метрологии (ЦСМ).
С его помощью можно произвести замер того, сколько топлива на самом деле раздает колонка. Процедуру лучше фиксировать на фото или видео. Результаты проверки следует предъявить руководству АЗС. Бензин для проверки придется оплатить из своего кармана (чек, разумеется, тоже следует сохранить).
Шаг четвертый. Замеры можно произвести также с помощью канистр для топлива. Однако понятно, что не каждый автолюбитель готов возить с собой канистры, чтобы выявлять недолив. Но если вы решили доказать свою правоту во что бы то ни стало, то канистру все же лучше иметь под рукой. Процедуру замера также нужно фиксировать на фото или видео.
Шаг пятый. По поводу окончательных действий юристы расходятся во мнениях. Недолив бензина является нарушением условия договора купли-продажи по статье 456 гражданского кодекса.
Эта статья квалифицирует такие действия, как обсчет, взимание суммы в большем размере, чем обусловлено ценой товара, или как утаивание излишней суммы от потребителя.
С зафиксированными при проверке фактами недолива можно обратиться с письменной жалобой в Роспотребнадзор или полицию (на этот случай у вас есть свидетели). В заявлении нужно указать все детали. Недолив также является нарушением закона «О защите прав потребителей», по которому продавец обязан возместить причиненный ущерб, если этот факт доказан.
Наконец, нельзя не вернуться к тому, с чего мы начинали. Если анонсированный Денисом Мантуровым законопроект будет принят и обретет силу закона, то недобросовестных заправщиков будут ждать жесткие меры за недолив. В этой ситуации, скорее всего, АЗС решит урегулировать спор с вами, «не вынося сор из избы», чтобы не получить громадный штраф с оборота.
Как видим, все эти процедуры требуют от покупателя – потерпевшего – определенных затрат и, хуже того, потерянного времени. Именно на это и рассчитывают недобросовестные продавцы – мало кому захочется возиться с доказательством потери несущественной в целом суммы (в случае недолива), чтобы потом сперва доказывать вину продавца, а потом еще отдельно взыскивать с него компенсацию за потраченные ресурсы.
Ситуация была бы куда приятнее, если бы российское законодательство позволяло в таких случаях взыскивать с виновника ощутимую сумму морального вреда или компенсаций за издержки (потраченное рабочее время и т.д.). Но и ужесточение санкций со стороны властей тоже станет дополнительным барьером на пути любителей легкой наживы.