Мобильная засада что это такое?

Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2021 году?

Добрый день, уважаемый читатель.

Ежегодно количество камер ГИБДД, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, становится больше. Камеры снижают аварийность на соответствующих участках дорог, поэтому увеличение их количества — это хорошая новость. Они делают дороги безопаснее.

Что касается водителей, то зачастую они задаются вопросом, «какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД?». Его сегодня и рассмотрим. Кроме того, речь пойдет о разновидностях камер, используемых для фиксации нарушений ПДД.

Разновидности камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

В первую очередь камеры фотовидеофиксации нужно разделить на следующие группы:

  • Камеры работающие в автоматическом режиме.
  • Камеры, которые используются сотрудниками ГИБДД при наложении штрафов.

Камеры автоматической фиксации нарушений ПДД

Список нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, законодательно не определен. Т.е. теоретически автоматические камеры могут зафиксировать любое нарушение правил дорожного движения.

На практике камеры умеют фиксировать лишь некоторые нарушения правил, однако список их постоянно пополняется.

Отмечу, что камеры, работающие в автоматическом режиме делятся на:

  • Переносные.
  • Стационарные.
  • Мобильные.

Переносные камеры требуют ежедневной установки и настройки сотрудниками ГИБДД. На практике такие камеры фиксируют только нарушения, связанные с превышением скорости.

Стационарные камеры постоянно располагаются на одном и том же месте дороги (обычно, на столбе или иной опоре). Их требуется настроить только один раз, после чего они могут зафиксировать следующие нарушения:

  • Превышение скорости.
  • Проезд на запрещающий сигнал светофора.
  • Выезд за стоп-линию.
  • Выезд на перекресток при заторе.
  • Выезд на встречную полосу движения.
  • Движение по обочине.
  • Проезд под знак «Въезд запрещен».
  • Проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено».
  • Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств.
  • Выезд на тротуар.
  • Движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей (МКАД).
  • Нарушение требований дорожной разметки.
  • Выполнение поворота из второго ряда.
  • Не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни.
  • Нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.
  • Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах.

Стационарные камеры могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам движения, в том числе и по встречным.

Поскольку технические средства постоянно совершенствуются, возможно появление камер, которые накладывают штрафы и за другие нарушения правил. Если на практике Вы получили автоматический штраф, которого нет в данном списке, напишите об этом в комментариях к статье в нижней части страницы.

Например, ГИБДД планирует научить автоматические камеры фиксировать отсутствие страховки ОСАГО у водителя. Проверить ОСАГО по единой базе не так уж и сложно, так что практическая реализация не заставит себя ждать.

Примечание. Автоматизация штрафов за отсутствие ОСАГО обсуждается уже несколько лет, однако в настоящее время (2021 год) камеры не умеют фиксировать это нарушение.

Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях госавтоинспекции или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств.

Мобильные камеры могут зафиксировать:

  • Превышение скорости.
  • Нарушение правил парковки.
  • Нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.

Камеры, работающие совместно с сотрудниками ГИБДД

Перейдем к рассмотрению камер, работающих совместно с сотрудниками ГИБДД. В данном случае камеры являются дополнительным инструментом, позволяющим подтвердить виновность водителя и наложить штраф.

Такие камеры могут использоваться для фиксации любых нарушений правил. Однако в отличие от автоматических камер они не присылают «писем счастья». Сотрудники ГИБДД могут наложить штраф только вручную.

При этом возможны несколько вариантов использования камер:

  • Камера у инспектора. Инспектор снимает нарушение правил дорожного движения на камеру, после чего останавливает автомобиль.
  • Камера у другого инспектора. Сотрудник ГИБДД фиксирует на камеру нарушение правил, после чего передает информацию на ближайший пост. Водителя останавливают на посту и накладывают штраф.
  • Стационарная камера перед постом ДПС. Стационарная камера работает автоматически, она распознает номера проезжающих автомобилей, проверяет их по базам и передает информацию о возможных нарушениях на пост. Сотрудник ГИБДД выходит, останавливает автомобиль и проводит проверку.

Внимание! Если оформлением документов о нарушении занимается сотрудник ГИБДД, то штраф накладывается как за обычное нарушение, а не как за автоматическое. Например, за повторное превышение скорости водитель может быть лишен прав.

Установка знака и нанесение разметки фотовидеофиксация

В 2021 году в правилах дорожного движения описаны знак 6.22 и горизонтальная дорожная разметка 1.24.4, указывающие на наличие камер фотовидеофиксации в данном населенном пункте или на участке дороги вне населенного пункта.

Указанный знак применяется с 1 марта 2021 года. Он рассмотрен в соответствующей статье.

Однако многие водители до сих пор ошибочно считают, что перед каждой камерой ГИБДД должен быть установлен знак и нанесена разметка. Это утверждение неверно. Камера может не быть обозначена заранее, это не будет являться нарушением.

Что делать, если пришло «письмо счастья» от ГИБДД?

Письмами счастья водители называют штрафы ГИБДД, зафиксированные в автоматическом режиме и отправленные по почте.

Если Вы получили «письмо счастья», то не стоит паниковать. Для начала нужно убедиться, что это реальный штраф ГИБДД, а не письмо от мошенников. В первую очередь проверьте наличие штрафа онлайн. Затем позвоните в подразделение ГИБДД, которое наложило штраф. Телефон Вы можете найти на официальном сайте ГИБДД.

Если штраф не поддельный, то рекомендую оплатить его не откладывая. Начиная с 1 января 2016 года водитель может получить скидку 50 процентов на оплату штрафа, если оплатит его в течение 20 дней с момента нарушения. Поскольку письма счастья отправляются по почте, они могут дойти до водителя в один из последних дней, так что будьте внимательны.

Если Вы не согласны со штрафом, то можете обжаловать письмо счастья. Тем не менее заниматься этим нужно лишь в том случае, если у Вас есть существенные доказательства невиновности.

Например, если за рулем в момент нарушения находился другой водитель, то он может «взять» штраф на себя.

Еще один пример — это неправильное определение номеров автомобиля. На практике такое иногда происходит. В данном случае отменить штраф будет довольно легко.

Существуют и другие ситуации, в которых можно обжаловать штраф.

Примечание. Если водитель пытается оспорить штраф указывая на неправильную установку камеры, то вероятность отмены наказания довольно мала.

Чтобы оспорить «письмо счастья», следует обратиться в подразделение ГИБДД, которое вынесло данный штраф. Если Вы не можете лично посетить его (штраф получен в другом регионе), то можете отправить заказное письмо.

При обращении Вам потребуется заявление, в тексте которого нужно изложить свое видение ситуации и попросить отменить штраф. К заявлению следует приложить доказательства собственной невиновности. Например, объяснение водителя, который был за рулем в момент нарушения.

Обжалование «письма счастья» — несложная процедура, особенно если у водителя есть доказательства собственной невиновности.

Ну а в завершение данной статьи предлагаю Вам посмотреть интересное видео про то, как работает автоматическая камера фиксации различных нарушений:

Водители нашли способ защититься от «Автодории»

  • Водители нашли способ защититься от «Автодории»
  • Подруга убитых студенток рассказала об их последнем вечере перед смертью
  • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
  • В Германии концлагеря пыталась сбежать от суда
  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
  • ТВ Белоруссии показало видео убийства сотрудника КГБ особо опасным преступником
  • автомобили
  • Главная дорога. Лаборатория
  • штрафы
Читайте также  Геометрия колес что это такое?

Скворечники «Автодории», в отличие от привычных радаров, не излучают электромагнитных волн, но способ вовремя предупредить о камере есть.

Комплексы «Автодории», фиксирующие среднюю скорость движения, не увидит. «Автодория» работает с помощью системы ГЛОНАСС. Две камеры фиксируют номер автомобиля и точное время снимков в начале и конце участка трассы, после чего вычисляют скорость.

Водителям поможет спутниковая навигация. На каждый ГЛОНАСС есть свой GPS. Можно поставить российского производства, тайваньский регистратор с функцией оповещения о радарах, оба устройства оборудованы встроенными . Навигатор в телефоне тоже об опасности предупреждает, причем бесплатно.

Автомобилисты обращают внимание на камеры и в мобильном приложении нажимают кнопку «здесь камера». Можно еще поставить в смартфон две бесплатные программы. Принцип действия тот же — база данных и спутниковая навигация.

Антон Куховаренко, директор камер фиксации нарушений: «Люди все равно вынуждены будут соблюдать скоростной режим».

На одной из трасс на протяжении 20 километров контролируют скорость 19 камер — 9 комплексов «Автодории» и радар «Стрелка». О «Стрелке» предупредили все, кроме навигационной программы. Навигатор камеру не видит. «Автодорию» тоже обнаружили все, кроме навигатора.

Леонид Медников, аналитик сервиса «Яндекс.Пробки»: «Наверное, нет идеальной базы, но пользователи ее всегда могут уточнить».

Регистратор и предупредили обо всех камерах. Навигатор увидел только 2 камеры из 10. Самая популярная программа для смартфона не знает, что камеры «Автодории» работают в паре. Отсюда вывод: если перед первой камерой притормозил, а перед второй опять разгонялся, штраф гарантирован.

Другая программа сама показывает среднюю скорость. В административном кодексе нет отдельного упоминания о средней скорости, только штраф за превышение установленной скорости.

Роман Гафаров, заместитель председателя Верховного суда Республики Татарстан: «Кодекс об административных правонарушениях не содержит понятия „средняя скорость движения“, но при этом, кодекс не уточняет, каким методом измерения должен определяться нарушение скоростного режима».

В Самарской области «Автодория» работает с осени прошлого года. Аварий стало намного меньше.

Алексей Платов, Начальник ЦАФАП ГИБДД Самарской Области: «За этот период комплексами выявлено более 190 тысяч правонарушений. С момента установки комплексов не зарегистрировано на этих участках дорог ни одного ДТП».

Видеорегистратор предупреждает даже о возможных мобильных засадах ДПС. Программа, которая предупреждает об «Автодориях», тоже. Сейчас «Автодория» рассылает штрафы в 7 регионах России, в трех камеры работают в тестовом режиме, еще в 6 их готовятся установить.

Антон Куховаренко: «Теперь мы измеряем расстояние не по двум точкам, а путем прямого измерения по дороге. Соответственно, дорога теперь может быть абсолютно любой конфигурации».

И детектор, и регистратор камеры видят, 2 мобильных приложения тоже отреагировали на все камеры, а программа навигации подкачала и определила всего 3 из 19. Но главное, никто из них не видит реальные мобильные радары, а предупреждают только о тех, что имеются в базе данных программы. Подробнее о том, как защититься от комплексов «Автодории», смотрите в материале программы «Главная дорога».

Радар-детектор в смартфоне. Мобильные приложения против детекторов-гаджетов

Десятки тысяч камер контроля скорости в нашей стране установлены в местах, где скоростной предел существенно занижен безо всяких на то объективных причин… Вернее, по причине необходимости пополнять водительскими деньгами городские и областные бюджеты. Подобную «финансовую поддержку» чиновникам оказывать категорически не следует! И эффективные средства для этого имеются.

Программы и приложения для смартфонов все чаще с успехом заменяют традиционные и узкофункциональные «железные» устройства. Облачные хранилища выполняют роль флэшек и винчестеров, телефоны с приложениями вытесняют из оборота навигаторы-гаджеты, MP3-плееры, читалки книг. Методично сдаются под их напором и непременные еще недавно почти для каждого второго автовладельца радар-детекторы…

Первый в мире телефон со встроенным GPS-приемником появился в 2000-м году – им стал коллекционный уже «кирпич» Benefon ESC. В России он, кстати, тоже продавался, хотя и был по цене доступен лишь подзабытому сегодня уже типажу «нового русского», возможности меж тем имея крайне ограниченные… Однако никто в то время не мог предвидеть повсеместное сегодня использование мобильника с навигацией в качестве эффективного «антирадара» для водителей, поскольку массовое распространение камер на российских дорогах началось существенно позже – примерно в 2008 году.

Малочисленные ручные радары, впервые появившиеся на вооружении у советских гаишников в 1972 году, до начала 2000-х не представляли и десятой доли той проблемы, которую в наши дни породила сеть автономных стационарных камер контроля скорости и проезда, цели установки которых давно уже не имеют отношения к повышению безопасности движения. Впрочем, стационарность стала их же слабой стороной! Благодаря «всеобщей смартфонизации» достаточно быстро стало возможным держать в памяти телефона базу координат камер и при их совпадении с местоположением автомобиля выдавать водителю предупреждающий сигнал. Собственно, поначалу функция «GPS-информера» в смартфонах появилась в составе навигационных приложений. В начале 2000-х в приложениях, бывших тогда на слуху у водителей – АвтоСпутник, Nokia OVI Maps, iGo и других (многие из которых давно лишились интереса со стороны пользователей, либо переродились в какие-то иные проекты), появились оповещения о так называемых POI – «точках интереса». Чуть позже в POI начали добавлять места установки стационарных радаров – сперва робко, неточно, бессистемно. Но с начала 2010-х эта тема приобрела первоочередное значение – количество дорожных камер самого разного рода начало год от года расти феноменальными темпами, взяв четкий курс на пополнение местных региональных бюджетов. И постепенно все популярные навигационные приложения вывели в меру своих сил и возможностей предупреждения о камерах и засадах в список важнейших функций, а в магазинах Android и Apple появилось огромное количество приложений, ориентированных чисто на информирование о камерах, без навигации. Проблема заключалась в относительной простоте написания таких приложений – десятки программистов-любителей решили подзаработать, незатейливо совместив в программке для смартфона (чаще всего бесплатной, с рекламой) базу данных координат камер, API Google Maps и пару десятков свистнутых из фотобанков незатейливых иконок… Сегодня магазины приложений переполнены таким «софтом», мало отличающимся один от другого и почти бесполезным из-за кривости, глючности и плохо обновляемых баз данных координат камер. Впрочем, есть и профессионально сделанные приложения (их существенно меньше), которые работают весьма успешно и качественно, имея количество скачиваний от миллиона и выше.

Например, MapCamDroid, ContraCam, Антирадар М, SmartDriver, Radarbot и некоторые другие. Они характерны неплохой обратной связью от разработчиков, поддержкой, регулярными обновлениями как самого приложения, так и базы камер. В силу этого они в массе либо платные, либо имеют бесплатную базовую и платную расширенную версию. Одно из наиболее известных и удачных среди них (если не самое известное) – приложение «Стрелка».

Стрелка – одно из старейших приложений-«антирадаров» на рынке. Его разработчики изначально сделали ставку на продвинутых пользователей и на максимальную гибкость настроек. Как показывает опыт, с изобилием настроек и регулировок всегда можно «заточить» приложение под себя, а вот минималистичные варианты, рассчитанные в том числе и на «блондинок», рано или поздно удаляются из-за какой-то неустранимой (или отсутствующей) мелочи, которая нервирует, как песчинка в ботинке, и ничего с ними не поделать.

Читайте также  Заклинил тормозной суппорт что делать?

Пресловутая гибкость наблюдается даже на этапе установки. «Стрелка» доступна не только для стандартных Android и iOS, как у многих аналогов, но и, например, для устройств Huawei, лишенных штатного магазина Google и использующих собственный маркет App Gallery: «Стрелка» для Android, «Стрелка» для iOS, «Стрелка» для Huawei, «eСтрелка» (упрощенный вариант с уменьшенным количеством настроек) для Android, «eСтрелка» (упрощенный вариант с уменьшенным количеством настроек) для iOS.

Поскольку многие производители смартфонов видоизменяют операционные системы под себя, на сайте производителя «Стрелки» www.ivolk.ru можно найти подсказки, как победить сложности при работе приложения на отдельных смартфонах и планшетах. Например, как получить стабильную работу на популярных гаджетах Xiaomi, Meizu и т. п. с прошивкой MIUI. Или на смартфонах Sony с ее фирменной системой энергосбережения Stamina, мешающей многим фоновым программам. Это правильный подход к поддержке пользователей, тогда как многие другие производители программ-«антирадаров» ограничиваются общением в рамках вялой переписки на Google Play, где отзывы переполнены жалобами типа «не работает или вылетает на смартфоне хххх!».

«Стрелку» можно использовать либо совместно с любым другим приложением (как правило, навигационным или сервиса такси), либо самостоятельно – если вы знаете, куда ехать и без навигации. В первом варианте поверх карты всплывает полупрозрачное окно с информацией о радарах и прочих дорожных событиях, а во втором экран по умолчанию выключен и загорается лишь при появлении сообщений от «Стрелки». Надежность работы фонового режима на наибольшем количестве самых разных Android-устройств – гордость разработчика, ибо у аналогов отзывы зачастую содержат в себе многочисленные жалобы в духе «приложение незаметно отключилось, перестало подавать оповещения, и пришло несколько штрафов!» – такое часто случается при обновлениях операционной системы телефона, в том числе и незаметных автоматических проходных, а не только на новую версию Android.

Вот так выглядят дежурные и развернутые в предупреждение полупрозрачные окна «Стрелки» на фоне «Яндекс-Навигатора»:

Война с треногами

Конфликт на обочине

За 2018 год с помощью камер Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в Республике Крым вынесено более 236 тысяч постановлений в отношении нарушителей. А в республиканскую казну поступило около 65 миллионов рублей штрафов. Но водители то и дело пересказывают друг другу истории о неверно настроенных камерах, из-за которых якобы ошибочно выписывается штраф. Появились и слухи: будто бы некоторые операторы мобильных комплексов работают из засады за коммерческий интерес, то есть за процент с оформленных штрафов. На обочинах началась настоящая война, в которой камеры и их операторы оказались в меньшинстве — водители предпринимали попытки разбить треноги, в машины операторов летели различные предметы. А недавно под Евпаторией водитель машины, проезжавшей мимо мобильного комплекса, из огнетушителя облил пеной и саму камеру, и автомобиль оператора. Полиция сейчас разыскивает хулигана, чтобы привлечь его к ответственности за эту выходку.

— Самое безобидное, что делают — матерятся из окна проезжающей машины, — рассказал «РГ» оператор такого комплекса Сергей, работающий на дороге Симферополь — Алушта. — Бывает, останавливаются и ставят автомобили прямо перед камерой, мол, сломались. Благодетели. Швыряют, что попало в мою машину, выходят, угрожают. Парня в Севастополе избили до полусмерти. И таких историй — огромное количество.

В чем его вина, Сергей не понимает, ведь в его обязанности входит только установка камеры в указанной ГИБДД точке, настройка на местности и охрана. Повлиять как-то на работу комплекса оператор не может — он опломбирован. Установить прибор таким образом, чтобы скорость проезжающих мимо авто искусственно увеличивалась, невозможно: сотрудники ГИБДД тут же заметят это через интернет в режиме онлайн — «забракуют» и заставят переставлять треногу. Еще хуже, если брак обнаружится спустя какое-то время — в этом случае штрафы могут аннулировать за весь день. Впрочем, Сергей, как и другие операторы, процент со штрафов, как предполагают многие, не получает: у него твердый оклад, и ему по большому счету все равно, сколько автолюбителей в итоге получат «письма счастья».

— Я всегда говорю нарушителям, называющим меня «крысой»: не нарушайте, и у вас не будет тех проблем, которые, по вашему мнению, создаю я. Но в последнее время я понял, что доказать им ничего не смогу, — говорит Сергей, с досадой демонстрируя «боевые ранения» своей старенькой «девятки» — небольшие вмятины от предметов, брошенных из проезжающих автомобилей. — Они вбили себе в голову, что я купил этот комплекс и зарабатываю «откаты» с каждого штрафа. А я сижу на окладе, как любой другой наемный работник, потому что схемы, позволяющей купить себе комплекс и «стричь бабло» — нет. Во-первых, это не предусмотрено законом, во-вторых, этот комплекс стоит почти два миллиона рублей.

Операторам дали задание

Откуда же взялись столь нелюбимые народом «треноги»? В 2017 году правительство Республики Крым решило создать на полуострове комплекс фиксации нарушений ПДД. Примерную стоимость проекта оценили в 1,5 миллиарда рублей, которые, естественно, надо было где-то искать. Лишних денег не нашли, поэтому было решено действовать по «материковой системе»: выставить техзадание на торги, проще говоря, передать фиксацию нарушений ПДД в частные руки с последующей передачей государству. Торги выиграла фирма «Безопасные дороги Крыма», которая тут же взялась за работу.

По словам начальника Центра фиксации ГИБДД МВД по Республике Крым Дмитрия Леонтьева, фирма тесно сотрудничает с автоинспекцией: именно ГИБДД решает, где будут стоять камеры.

— Мы выбираем точки установки камер в зависимости от уровня аварийности, — объясняет он. — Естественно, это самые аварийно-опасные участки. После того, как камеру установили, контролируем, чтобы она верно была направлена или заставляем переставить прибор по правилам. Мы без проблем с помощью GPS можем определить, где стоит комплекс. Если не там, где надо — виновного накажут. При этом мы акцентируем внимание оператора на том, что камера должна быть хорошо видна. И призываем водителей сообщать обо всех попытках операторов работать «из засады». А в последнее время мы обязали их окружать комплекс конусами, чтобы камера была еще заметнее.

Впрочем, это требование не означает, что перед мобильным комплексом должен быть установлен дорожный знак с изображением фотоаппарата «Ведется фотофиксация». Он, согласно правилам дорожного движения, ставится исключительно перед стационарными камерами.

Тормозите по схеме

Чтобы водители знали, в каких точках работают передвижные камеры, сами сотрудники ГИБДД сообщают о местах их расположения.

— Мы постоянно обновляем базу и вносим на «Яндекс» и Google данные о размещении комплексов, — рассказал Леонтьев. — Плюс сейчас минтранс Крыма раз в месяц будет публиковать список мест расположения камер. Так, в эти дни появятся данные на август. Надо понимать, что наша задача — это не штрафы, а профилактика аварийности. Там, где стоят камеры, — снижается количество ДТП, это факт. Именно поэтому большая часть комплексов сейчас работает на строящейся трассе «Таврида».

Читайте также  Главное реле гранта где находится?

При этом в ГИБДД открыли читателям «РГ» небольшой секрет: несмотря на действующее на трассе «Таврида» временное ограничение скорости 60 километров в час, установленные там камеры сейчас фиксируют превышение 90. А камеры, скажем, на трассе Симферополь — Алушта, где перед пешеходными переходами стоит ограничение скорости 40 километров в час, фиксируют превышение 60-ти. Но даже при этом штрафов на обеих дорогах выписывается очень много. Обгоняя по «встречке», многие по-прежнему пренебрегают безопасностью, отсюда и большое количество ДТП со смертельными исходами. И на отрезках трассы, откуда убирают мобильные комплексы, количество ДТП тут же возрастает.

Согласно данным ГИБДД, в 2018 году удалось полностью ликвидировать девять очагов аварийности в зоне установки стационарных комплексов фиксации нарушений ПДД.

462 тысячи штрафов на общую сумму более 285 миллионов рублей выписано с использованием стационарных и мобильных камер фиксации нарушений ПДД в Республике Крым за первое полугодие 2019 года.

Кстати

За минувший год ЦАФАП УГИДД зафиксировало несколько рекордных превышений скорости автомобилистами на территории полуострова. Так, в мае 2019 года на подходе к Крымскому мосту, вне населенного пункта, водитель автомобиля Skoda разогнался до 218 километров в час. В этом же месяце водитель автомобиля Audi уличен камерой в движении по Симферополю со скоростью 198 километров в час. Еще раньше водитель автомобиля BMW X6 проехал по Крымскому мосту со скоростью более 240 километров в час. Все «рекордсмены» привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 5000 рублей.

ГИБДД выбивает почву из-под треног

Передвижных камер фиксации нарушений становится меньше

С российских дорог постепенно уходят мобильные камеры-треноги и передвижные комплексы на автомобилях: в 2020 году их парк сократился на 5%. «Треноги умирают, как мамонты», отмечают эксперты, из-за их технологического несовершенства и ужесточения правил применения систем фиксации нарушений. Парк стационарных камер при этом за год вырос в России почти на треть. При этом радикальное влияние на аварийность, свидетельствует статистика, комплексы оказывать перестали.

Дорожные камеры на треногах выбывают из эксплуатации как технологически устаревшие

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Дорожные камеры на треногах выбывают из эксплуатации как технологически устаревшие

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Согласно отчету научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, с которым ознакомился “Ъ”, в 2020 году количество передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД снизилось на 5,4%, до 3,5 тыс. штук, годом ранее — на 2,3%, до 3,7 тыс. штук. Речь идет о мобильных комплексах на треногах и камерах, установленных на крышах автомобилей или микроавтобусов. Парк мобильных камер стабильно рос до 2016 года, следует из данных МВД, впервые опубликованных в виде ретроспективы, тогда он составил 3,9 тыс. штук.

В отчете НЦ БДД этот тренд не объясняется. Количество «передвижек» сокращается по ряду причин, пояснили “Ъ” в ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации). Во-первых, это устаревающая технология: в передвижных камерах используются радарные блоки определения скорости, не требующие, с одной стороны, настройки, юстировки и привязки к конкретному отрезку дороги, с другой — способные фиксировать только превышение скорости и еще один—три состава правонарушений.

Треноги изначально ставили для «оперативного реагирования» на очаги аварийности, их установка требовала меньшего количества согласований, говорят в ОКО.

«Из-за изменившихся нормативов, уравнявших стационарные и передвижные комплексы (речь идет о вступивших в силу 1 марта ГОСТе и новой редакции ПДД.— “Ъ” ), это преимущество утрачено,— пояснили в организации.— Например, если раньше предупреждающие знаки выставлялись только перед стационарными комплексами, теперь их нужно ставить и перед «передвижками»». Стационарные камеры — преимущественно оптические, более современные, говорят в ОКО, способные фиксировать большее количество составов, чем треноги. При этом оптические комплексы стоят дешевле, чем радарные, подчеркнули в ассоциации.

Как на смену треногам приходят камеры на крышах автомобилей

Известна масса случаев, когда треноги провоцировали агрессивную реакцию водителей. В сети немало видеороликов, как граждане нападают на сотрудников, охраняющих камеры, а комплексы ломают. Власти Подмосковья сообщали о двукратном росте подобных инцидентов в 2020 году. Подобные акты вандализма связаны, как правило, с убеждением автомобилистов, что камеры устанавливаются для создания ловушек вместе со знаками ограничения скорости. «Камеры, устанавливаемые на крыши автомобилей или автобусов, более заметные, чем камеры в кустах,— говорит представитель компании «Технологии распознавания» (производитель камер «Автоураган») Сергей Кусов.— К ним меньше претензий. А треноги умирают постепенно, как мамонты». По его словам, сейчас достигнут «паритет между претензиями автовладельцев и интересами эксплуатирующей стороны»: стало меньше жалоб и обращений граждан в суд по вопросу правомерности применения камер, снизилось и количество агрессивных атак. В ОКО отмечают, что в Подмосковье оператор отказался от использования треног, после чего втрое сократилось число мест, где в принципе можно установить передвижной комплекс, чтобы не создавать помех движению.

Источник “Ъ” в МВД говорит, что аварийно опасные места, где ранее выставляли «передвижки», взяли под постоянный контроль.

Согласно полицейской статистике, за год количество стационарных камер увеличилось в РФ на 27,4%, до 17,2 тыс. штук. В рамках объявленных в 2021 году тендеров власти закупают и монтируют по большей части именно такие комплексы: два конкурса на 7,7 млн и 28 млн руб. недавно объявили власти Удмуртии для улиц Ижевска, еще один тендер на 398 млн руб.— в Санкт-Петербурге. Значительная часть стационарных камер устанавливается в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги»: в 2019 году, рассказали “Ъ” в Росавтодоре, их было смонтировано более 3,4 тыс., в 2020 году — более 2,7 тыс., в 2021 году планируется установить еще 1,2 тыс. комплексов. В 2021–2024 годах на установку комплексов выделяется около 28,7 млрд руб., пояснили в дорожном агентстве.

Как столичный ЦОДД расширяет функционал передвижных комплексов

В Росавтодоре заявляют, что системы фиксации нарушений дисциплинируют водителей и приводят к снижению количества ДТП. Однако из данных НЦ БДД этого не следует: на участках, контролируемых стационарными камерами, в 2020 году зарегистрировано более 2,89 тыс. ДТП, на 23,1% больше, чем в 2019 году (по «передвижкам» информации нет). «Камеры показали свою эффективность на ранних стадиях своего внедрения, убрав чудовищный бардак с дорог,— считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Сейчас они практически перестали влиять на аварийность и лишь поддерживают определенный стиль поведения на дорогах. Новые камеры устанавливаются часто вместе с абсурдными ограничениями. Неудивительно, что водители воспринимают их исключительно как способ наполнения региональных бюджетов и операторов систем фиксации».