Категория е водительских прав что это значит?

Категория Е в водительском удостоверении: основные сведения

Как открыть категорию Е? Для чего она нужна? Какие требуются документы? Продолжительность обучения, состав итогового экзамена. Ответы на все вопросы, касающиеся категории Е – в предлагаемом материале.

Для чего нужна категория Е водительских прав

Вместительность и грузоподъёмность автомобилей далеко не всегда бывает достаточной для потребностей собственников или владельцев (это не одно и то же). Тогда на выручку приходят прицепы. Их возможности порой достигают и даже превосходят грузовые параметры тягача.
Увеличившаяся вдвое и больше масса меняет инерционные характеристики состава, сложнее становится трогаться и – главное – тормозить.

Управление прицепом в корне отличается от вождения одиночного авто. Например, при движении задним ходом для поворота налево надо сначала повернуть вправо, «сломать» состав, и только потом переходить к собственно левому повороту.

Езда усложняется необходимостью контролировать положение прицепа. На скользкой дороге он может начать раскачиваться с одной стороны в другую. Справиться с ним без должной подготовки будет сложно.

Можно привести много примеров отличия поведения автопоезда от одиночного автомобиля. Вывод из этого – для езды с прицепом надо проходить дополнительное обучение, и открывать специальную водительскую категорию Е.

Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять

Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.

Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.

Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.

Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.

Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.

Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа.

Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.

В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.

Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.

Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.

Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.

Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.

Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.

Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.

Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.

Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.

Как получить Е категорию – требования к соискателю

Многим водителям в процессе эксплуатации автомобилей может потребоваться перевозить грузы большие по весу или объёму, чем может вместить их транспортное средство. Для этого необходим прицеп. Если его параметры превышают определённые показатель (максимальный вес больше 750 кг), для езды с ним нужна дополнительная категория Е.

Требования к водителям

Требования к соискателям категории Е подробно прописаны в 26 статье 196 закона России:

  • Наличие исходной водительской категории – В, С, С1, D, D1
  • 12-месячный опыт управления автомобилем или автобусом, который предполагается водить с прицепом.

Чтобы получить права с отметкой Е надо пройти переобучение в лицензированной автошколе и сдать выпускной квалификационный экзамен.

Условия получения

В соответствии с правительственным постановлением № 1604, регламентирующем состояние здоровья водителей транспорта, требования категории Е идентичны тягачу.

Из наиболее распространённых причин отказа можно выделить:

  • Для категории ВЕ
    • зрение хуже 0,6 и 0,2 на лучшем и худшем глазу соответственно
    • нет обеих рук или обе деформированы
    • нарушение работы вестибулярного аппарата
  • Для категорий СЕ, С1Е, DE, D1E
    • Зрение хуже 0,8 и 0,4 на лучшем и худшем глазу соответственно
    • Один глаз полностью слеп
    • Нет руки или кисти
    • Нет ноги или стопы
    • Нет 2 фаланг пальцев на правой руке
    • Нет 3 фаланг пальцев на левой руке
    • Нога короче 75 см или укорочена больше, чем на 6 см
    • Рост меньше полутора метров
    • Слышимость разговора ближе 3 м или шёпота ближе 1 м.

Требования к состоянию здоровья водителей грузовиков и автобусов с прицепами жёстче, чем легковушек. Это объясняется большей сложностью и ответственностью процесса управления.

Необходимые документы

Для того чтобы сдать экзамен на категорию Е, надо предъявить комплект документов, содержащий:

  • Заявление на имя руководителя уполномоченного органа ГИБДД – обычно РЭО
  • Паспорт или другое эквивалентное удостоверение собственной личности
  • Справку о прохождении обучения в установленном объёме
  • Водительское удостоверение с открытыми категориями B, C, C1, D, D1 в зависимости от испрашиваемой новой отметки
  • Медицинское заключение, подтверждающее здоровье водителя и отсутствие установленных запрещений к вождению искомой категории
  • 2 фотографии 3*4, если снимки не делаются на месте
  • Квитанции об оплате установленных госпошлин. Если платёж проводится через Госуслуги, приносить распечатку чека не надо. Информация поступает в компьютерную систему получателя денег.

Процесс обучения

Учебный процесс должен соответствовать примерному плану, утверждённому приказом Минобрнауки № 1408. Он включает углублённое ознакомление с материальной частью сцепных конструкций, особенностям технического обслуживания и ремонта. Самое большое время отведено отработке и закреплению практических навыков езды с прицепом. Специфика обучения объясняется наличием у курсантов базовых знаний ПДД и умения управлять ТС.

Заканчивается учёба сдачей квалификационных испытаний.
Сколько учиться на категорию Е зависит от организации процесса в учебной организации.

Стоимость обучения на права категории Е приблизительно 15000-30000 рублей.

Сдача экзамена на категорию Е

Сдача экзамена состоит только из практической части. Он состоит из упражнений на автодроме и езды по дороге.

Первая часть – автодромная – включает:

  • Умение парковаться задним и боковым бортами к погрузочной эстакаде
  • Навыки проведения сцепки и расцепки тягача с прицепом.

При успешной сдаче экзамена имеющееся водительское удостоверение сдаётся. Взамен него получают новое с отметками, соответствующими квалификации.

Что дают водительские права категории Е, порядок получения, нужные документы

Права категории Е открывают доступ к управлению транспортными средствами с прицепом. Для получения водительского удостоверения нужно заранее открыть категорию В, С или D, в зависимости от типа автомобиля.

Для чего нужны права категории Е

Такой вид водительских прав необходим для управления средством передвижения с тягачом. При этом далеко не все прицепы требуют открытия специальной категории. Если вы управляете ТС A или B1, проходить дополнительное обучение не нужно. Такой транспорт довольно маленький, к нему можно прицепить небольшой груз, который не влияет на управляемость, а потому обычных водительских прав достаточно.

Читайте также  Треснул диск колеса что делать?

Права с пометкой E не нужны и для прицепов весом менее 750 кг. Согласно закону Российской Федерации, такие грузы не оказывают значительного влияния на управляемость автомобиля. Их можно цеплять к любой машине, способной перевезти подобный груз.

Открытие данной категории необходимо только для перевозки тяжелых грузов или транспорта на отдельных прицепах. Водитель категории Е с соответствующей пометкой в водительском удостоверении — это не простой обыватель, а будущий сотрудник фирмы по грузоперевозкам или пассажирским перевозкам. Права необходимы для управления фурой или вместительным «автобусом-гармошкой»: в России задняя часть автобуса классифицируется как прицеп.

Подкатегории Е: виды транспорта

Выделяют четыре категории E для получения водительских прав. Классификация проходит по типу прицепов, перевозимых в них грузов, а также автомобилей.

ВЕ: легковой автомобиль с прицепом

В подкатегорию входят все транспортные средства из категории B. Это легковые автомобили (за исключением тех, что входят в перечни A и B1), чей максимальный вес не превышает 3500 кг. При этом количество пассажирских мест, помимо водительского, не превышает 8. Масса прицепа выше веса ненагруженного автомобиля, но не больше установленного предела.

Проще говоря, к подкатегории относятся легковые автомобили, микроавтобусы и внедорожники с тягачом. Получение категории BE необходимо для перевозки других автомобилей, мотоциклов, квадроциклов, яхт и прочих транспортных средств.

Прицепы такого типа достаточно тяжелые и габаритные. Они оборудованы специальными тормозами. Подключаются к автомобилю с помощью электророзетки.

СЕ: коммерческие грузоперевозки

Категория E с подтипом C необходима для управления транспортными средствами, чья масса превышает 3500 кг. Для прицепа ограничений нет: его масса просто должна быть больше 750 кг. Сюда относят фуры, массивные тягачи для легковых автомобилей.

Прицепы CE, в свою очередь, делятся на три больших категории:

  • Стандартные тягачи для категории BE, но с большей нагрузкой. Их, как правило, используют для перевозки на массивных внедорожниках, но отдельное обучение пройти все же придется.
  • Прицепы для дальнобойных фур. Согласно законодательству они являются составными частями автомобиля, но в правах квалифицируются как тягачи. Так что категория C с приставкой E необходима всем, кто желает заниматься коммерческими грузоперевозками.
  • Прицепы тракторного типа. Предназначены для перевозки сельскохозяйственной техники и оборудования.

DE: пассажирские перевозки

К подкатегории относят транспортные средства для пассажирских перевозок. Количество мест в таких автомобилях должно превышать 8, за исключением места для водителя. Прицеп должен весить больше 720 кг — для меньшего тягача категория Е водительских прав не нужна.

После обучения в права автоматически ставится кат DE и D1E. Различие между ними в том, что прицепы для последней разновидности не должны использоваться для перевозки пассажиров. DE же значит: «Составная часть автобуса». Сюда относят в том числе автобусы-гармошки — юридически задняя часть классифицируется как отдельный тягач.

C1E: подкатегория

Водительское удостоверение с полученной категорией C1E — это права для управления автомобилем, чья масса выше 3500, но не превышает 7500 кг. При этом вес тягача не должен быть больше автомобильного. Общая масса транспорта с прицепом — максимум 12 000.

По сути, это подкатегория CE. Обучение проходит по одинаковому алгоритму, поэтому при сдаче экзамена в правах выставляются сразу две отметки.

Как правильно открыть категорию Е

Вопрос о том, как получить E категорию, волнует многих водителей. Такие права открывают вам доступ к коммерческим грузоперевозкам. Водитель с отметкой CE ценится и получает больше, чем просто с отметкой C.

Разберем, что необходимо для обучения в школе в соответствии с государственными стандартами.

Требования к водителям

Вне зависимости от подкатегории требования к водителю похожи. В соответствии с законодательством обучаться может только лицо, достигшее возраста в 21 год. Для прав с пометкой DE возрастной порог увеличивается до 22 лет. Это связано с требованием закона о пассажирских перевозках: чтобы управлять пассажирским транспортом, обучающийся должен обладать водительским опытом в 3 и более года.

Важно и отсутствие медицинских противопоказаний. Получить права невозможно при наличии следующих заболеваний:

  • психические расстройства;
  • невротические расстройства;
  • умственная отсталость;
  • эпилепсия;
  • слепота обеих глаз.

Перед сдачей экзамена на категорию E обучающийся должен пройти медкомиссию и предоставить справку в ГАИ.

Для BE, CE, DE нужен стаж не меньше 1 года в категориях B, C и D соответственно.

Условия получения

Чтобы сдать экзамен на государственную категорию E нужно правильно выбрать школу. Ваше учебное заведение должно быть аккредитовано на выдачу соответствующих прав с нужной пометкой. Далеко не все автошколы получили лицензию, поэтому внимательно изучайте информацию на их сайте.

Есть еще несколько условий, которые помогут вам успешно сдать непростой экзамен. Всегда обращайте внимание на:

  • Процент выпускников. Чем он выше, тем больше вероятность, что тут проводят качественное обучение водителей.
  • Наличие специальных тренажеров. В хороших школах перед выездом на площадку учеников сажают за тренажеры с грузовым прицепом.
  • Соотношение часов практики и теории. Всё должно быть сбалансированно. Получая такие права, вы берете на себя огромную ответственность, поэтому должны назубок знать все правила и уметь ездить по городу едва ли не с закрытыми глазами.

Необходимые документы

Для поступления в автошколу вам понадобятся:

  1. Оригинал и ксерокопии всех заполненных страниц паспорта гражданина РФ.
  2. Оригинал и ксерокопия идентификационного кода.
  3. Права, подтверждающие наличие необходимого стажа.
  4. 3 фотографии размером 30х40 мм.
  5. Приписной билет или выписку из военкомата (для мужчин моложе 27 лет).
  6. Медосмотр, пройденный в одном из аккредитованных медицинских учреждений.

Чтобы получить допуск к сдаче экзамена, необходимо написать заявление на имя начальника ГАИ. При себе нужно иметь следующие документы:

  1. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  3. Водительские права.
  4. Медицинская справка.

Процесс обучения

Многих водителей интересует, сколько нужно учиться на категорию E? В среднем теоретический курс занимает 3 недели. Практические занятия — еще 1-2 недели, в зависимости от количества академических часов для выбранной подкатегории.

Поскольку предполагается, что водитель уже знаком с особенностями того или иного вида транспорта, обучение проходит в ускоренном темпе. Правилам дорожного движения и азам вождения уделяется не так много времени, хотя они тоже присутствуют. В первую очередь водителям рассказывают об особенностях управления автомобилем с тягачом, возможных подводных камнях.

Особое внимание уделяется законодательным требованиям касательно массы перевозимого груза, его упаковки, допустимых габаритов и так далее, а также водителей учат правильно реагировать в нестандартных ситуациях.

Стоимость обучения на права в категории Е составляет 15-20 тысяч (суммы актуальны на май 2020 года), в зависимости от региона. Это самые дорогие курсы среди возможных. Однако они окупают себя. Перевозка тягача массой более 750 кг без соответствующей отметки в удостоверении наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей (суммы актуальны на май 2020 года). При этом подобное нарушение — повод к судебному разбирательству и дальнейшему лишению прав.

Проведение и сдача экзамена

Экзамен проводится в два этапа. Первый — теоретический. Во время компьютерного тестирования проверяется знание ПДД, ограничений и особенностей, касающихся перевозки грузов с помощью прицепа. Этот этап может отсутствовать, поскольку он не обязателен.

Второй — практический, который в свою очередь делится на 2 стадии:

  • Езда на автодроме. На транспортном средстве с присоединенным тягачом водитель должен продемонстрировать навыки аккуратной езды. Обычно инструктор просит показать прямое движение задним ходом, постановку автомобиля боком к платформе.
  • Езда по городу. Сдается в условиях реального транспортного потока. Инструктор выбирает оживленную трассу и просит водителя проехать по ней, соблюдая все требования ПДД. Если вы заденете чужой автомобиль, не сможете припарковаться или выехать из узкого прохода — экзамен провален.

При сдаче вы получаете права. В противном случае можете потребовать письменный отказ, где четко прописаны причины провала. Повторный экзамен в ГАИ возможен не раньше, чем через 7 дней после предыдущей попытки.

Что означает категория Е и BE, как получить права на прицеп

Прежде чем осуществлять связку с легковым прицепом, необходимо выяснить, есть ли необходимость проходить дополнительное обучение в конкретном случае и как получить категорию Е. Открыть данную подкатегорию можно лицам, водительский стаж которых составляет больше 12 месяцев. Однако, прежде чем оплачивать автокурсы, необходимо убедиться в том, что отметка Е в правах действительно необходима, ведь не все виды легковых автоприцепов нуждаются в особом разрешении, а в некоторых случаях акцент стоит делать на массе автомобиля. Кроме того, если необходима категория Е, чтобы управлять транспортным средством, но ее нет, предусмотрен штраф, без категории Е ездить нельзя.

Что означает категория Е в правах

Категория Е — это дополнительный штамп в правах, подтверждающий умение управлять автотранспортным средством в связке с прицепом. Однако такую лицензию невозможно получить без предварительного экзамена на права основных категорий (В, C или D), так как разные виды авто подразумевают использование специальных автоприцепов.

Читайте также  Легкие квадроциклы что это такое?

Обладатели прав типа А и В1, необходимых для управления мотоциклами, квадроциклами и трициклами, не нуждаются в дополнительной отметке «Е». Мощность перечисленных видов транспорта не позволит использовать прицеп, грузоподъемность которого будет сказываться на качестве вождения.

Лицам, имеющим тип прав В (вождение легкового автомобиля) не всегда требуется разрешение «Е». Для использования автоприцепов массой до 0,75 т не нужно проходить дополнительное обучение, так как малогабаритный прицеп не влияет на ухудшение характеристик легковушки.

Если масса легкового прицепа больше дозволенного максимума (750 кг), необходимо пройти обучение на открытие категории Е в соответствии с видом эксплуатируемого автотранспорта.

Что означает категория BE

Использование легкового прицепа исключает необходимость получения дополнительного разрешения в правах, однако, если у водителя легковушки возникла потребность использовать тяжёлый автоприцеп (свыше 750 кг), необходимо открыть категорию BE. Такая отметка в правах позволяет:

  • использовать автоприцеп массой свыше 0,75 т;
  • использовать прицеп, масса которого в загруженном виде превышает вес авто (точные параметры указаны в Свидетельстве о регистрации транспортного средства — СТС);
  • управлять автопоездом (автомобиль с прицепом), вес которого превосходит допустимый максимум в 3,5 тыс. кг.

Масса легкового автоприцепа — это вес самого прицепа без учета перевозимого груза. Прежде чем помещать в прицеп объект для перевозки, следует убедиться, что габариты груза соответствуют параметрам прицепа и его грузоподъемности.

Подробно о справке о нелишении водительских прав читайте по ссылке.

Категории CE и C1E

Виды прав С и С1 в водительском удостоверении (далее ВУ) позволяют управлять автомобилями, вес которых превышает 3,5 тонны. Как правило, это фургоны, грузовые автомобили, вспомогательная техника и малотоннажные фуры.

Если вес дополнительного груза по-прежнему не превышает 750 кг, специальные права на прицеп типа Е получать не нужно.

У категорий водительских прав C и С1 изначально существуют различия, которые влияют на перечень требований к габаритам и грузоподъемности легкового прицепа. Таким образом, подкатегории разрешений можно охарактеризовать следующим образом:

  • С1Е дает право управлять автотранспортом, масса которого варьируется от 3,5 до 7,5 тонн при наличии прицепа весом свыше 750 кг. При этом суммарная масса такого автопоезда не должна превосходить 12 тыс. кг;
  • СЕ позволяет управлять автотранспортом весом свыше 3,5 тонн (без ограничений) с легковым автоприцепом, масса которого превышает границу в 750 кг.

Получение категории Е возможно лишь через 12 месяцев после получения ВУ на категории прав С и С1.

Категории DE и D1E

Категории прав D и D1 необходимы водителям транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров в количестве более чем 8 человек. Отметка Е позволяет осуществить сцепление с легковым автоприцепом, вес которого превосходит установленный максимум в 750 кг. Для подкатегории D1E должны быть соблюдены следующие условия:

  • 8–16 пассажирских мест без учета кресла водителя;
  • связка с прицепом массой больше 0,75 т, однако дополнительный груз не может быть тяжелее пустого транспорта;
  • общий вес автопоезда не более 12 тонн.

Подкатегория D1 означает 17 и более пассажирских мест (большие магистральные автобусы) и груз, вес которого превышает 750 кг.

Запрещается производить связку между двумя транспортными средствами, оснащенными пассажирскими сидениями.

Таблица соответствия прицепа категории ВУ

Соответствие массы легковых автоприцепов различным видам транспорта с учетом присвоенного типа прав:

Категория водительских прав Характеристика Масса транспортного средства Масса легкового прицепа
BE Легковые автомобили и малогабаритные грузовики До 3,5 т Более 750 кг
C1E Грузовые автомобили От 3,5 до 7,5 т Более 750 кг (общий вес не превышает 12 тонн)
CE Грузовые автомобили средних габаритов От 3,5 т (без ограничений) Более 750 кг
D1E Транспорт с числом пассажирских мест от 8 до 16 Более 750 кг (общий вес не превышает 12 тонн)
DE Транспорт с наличием пассажирских мест в количестве более 16 Более 750 кг

Кто может открыть категорию Е

Сдать на категорию прав Е может каждый человек, достигший возраста 19 лет.

В России ВУ выдается при достижении человеком совершеннолетия (18 лет), а дополнительное разрешение Е можно получить при наличии года общего водительского стажа.

При обучении в первую очередь приобретается навык вождения авто с тяжелым прицепом, для этого необходимо иметь опыт управления транспортным средством и свободно ориентироваться в ПДД.

Средние сроки и стоимость обучения

Длительность обучения навыкам вождения авто в прицепной связке типа Е может варьироваться от 2 до 3 месяцев. Объем курса зависит от особенностей учебной программы конкретной автошколы. В программу входят и теория, и практика.

Теоретические основы можно изучить в любом специализированном учреждении на территории РФ, однако практическую часть можно сдать только в родном регионе, заблаговременно подав заявку в органы ГИБДД.

Стоимость обучения может составлять от 12 до 35 тысяч рублей, причем в крупных городах ценник, как правило, несколько выше, чем в удаленных областях. Например, в Москве цены колеблются от 27 до 50 тысяч рублей (указана цена за полный курс, включающий теоретическую часть и практику вождения).

Порядок обучения и сдача экзаменов

Прежде чем оплачивать курс на получение подкатегории Е, следует убедиться, что автошкола прошла аккредитацию и имеет специальный сертификат качества (лицензию). Классы должны быть оснащены специальными виртуальными тренажерами, а учебные автомобили должны быть в надлежащем состоянии.

Важно помнить, что открыть категорию прав Е можно только спустя год после получения водительских прав.

Для поступления на автокурсы нужно подготовить пакет документов:

  • паспорт;
  • водительские права;
  • заключение медицинской комиссии;
  • чек об оплате курсов;
  • свидетельство о получении основной категории водительских прав;
  • справку, подтверждающую водительский стаж.

Если отметка Е делается в правах категорий С и D, не всегда в программе обучения присутствует теоретическая часть. Такое исключение делается для граждан, рабочая деятельность которых напрямую зависит от использования водительских навыков. Если водитель предоставит справку с работы, подтверждающую опыт и стаж, процесс обучения сразу переходит в практическую фазу.

После комплекса виртуальных упражнений водитель сразу допускается до практики, включающей в себя маршруты на автодроме и в условиях города/трассы.

После практических занятий водитель подтверждает свою квалификацию на итоговом экзамене. При отсутствии ошибок в управлении автотранспортом в связке с грузом в условиях города или трассы гражданину присваивается подкатегория прав Е.

Вопросы читателей

Как рассчитать суммарную массу авто в связке с легковым прицепом, чтобы выяснить, нужно ли получать категорию Е?

Ответ: Приведем пример расчета. В собственности гражданина находится седан Toyota Camry 2017 года, поколение 9, XV70, комплектации АТ «Стандарт плюс» и курганский легковой автоприцеп «Уралец-2.0». В СТС автомобиля указана его масса, в данном случае 1555 кг. Масса прицепа — 750 кг, грузоподъемность — 605 кг. Проводим расчет:

  • для управления легковым автомобилем массой до 3,5 тонн необходима категория прав В;
  • масса прицепа не превышает установленного максимума в 750 кг;
  • общая масса автопоезда будет составлять 2255 кг.

Следовательно, общий вес не превышает 3,5 т, и для осуществления автосвязки с данным прицепом не нужно получать категорию прав Е.

Здесь же можно привести другой пример. Пусть легковой прицеп будет тот же, но автомобиль другой — Toyota LC 100 весом 3260 кг. В этом случае суммарный вес автомашины и прицепа будет составлять 4010 кг, а значит, управление таким автопоездом без категории прав Е невозможно.

Какой может быть масса перевозимого груза?

Ответ: Если суммарная тяжесть автомобиля и пустого прицепа не превышает установленного максимума, вес груза значения не имеет. Главное, чтобы перевозимый объект соответствовал параметрам грузоподъемности самого прицепа, а груз роли не играет.

Категория Е: особенности и специфика 13:44, 21 июля 2021 Версия для печати

Для чего нужны права серии Е и чем они отличаются от других категорий? Как ее открыть? Сколько длится обучение и как потом устроиться водителем? Ответы на все эти вопросы — в данном материале.

Автомобиль с прицепом и категория Е

Владельцев не всегда удовлетворяют характеристики коммерческого транспорта, поэтому часто они принимают решение использовать прицепы, чтобы повысить грузоподъемность и вместимость машин. Причем прицепы зачастую имеют значительную массу и габариты. Это меняет параметры состава — например, становится сложнее трогаться и тормозить.

Управлять машиной с прицепом значительно сложнее, чем одиночным автомобилем. Например, чтобы совершить поворот влево задним ходом, необходимо повернуть направо, тем самым «сломав» состав, и только после этого поворачивать налево. Водитель должен постоянно держать под контролем прицеп. Ведь, к примеру, на скользкой и заснеженной дороге его может раскачать, а чтобы справиться с проблемой — нужна определенная подготовка.

Автопоезд при этом сильно отличается от обычной машины. Поэтому для управления транспортным средством с прицепом необходимо проходить обучение и получать водительскую категорию Е.

Поскольку легковые авто, грузовики и автобусы дифференцированы на ряд категорий, то и их эксплуатация с прицепом должна быть разделена в соответствии с их характеристиками. Причем категорию Е невозможно получить без наличия основных прав категорий В, C или D.

Разновидность категорий Е или подкатегории

Во времена СССР права серии E позволяли управлять авто более низких категорий, — для них не требовалось проходить специальное обучение.

Сейчас категория E представляет собой не отдельную группу, а служит дополнением для других категорий:

    BE нужны для вождения легковых авто, если они соединены с прицепом, разрешенная максимальная масса которого больше 0,75 т. Это самый младший автомобильный класс, который, однако, тоже способен превратиться в автопоезд. Легковыми автомобилями с прицепами часто пользуются индивидуальные предприниматели, дачники, рыбаки.

CE необходимы для управления грузовыми машинами тяжелее 3,5 т., если они соединены с прицепом массой выше 0,75 т. Грузовики, пожалуй, чаще всего эксплуатируются с прицепами и полуприцепами. Соответственно, эта категория является основной для дальнобойщиков.

  • DE предназначены для водителей больших автобусов, если они соединены с прицепом массой более 0,75 т. Данную категорию можно назвать самой ответственной, так как водитель занимается перевозками людей.
  • Не так давно появились и специальные подгруппы категорий, которые конкретизируют виды транспортных средств с прицепами. Так, C1E даёт право управления грузовым авто до 7,5 т. с прицепом, масса которого более 0,75 т., но не превышает вес данного ТС. D1E — это подгруппа водительских прав для управления микроавтобусами с тяжелыми прицепами

    Как получить права категории Е

    Для того чтобы претендовать на получение категорий ВЕ, СЕ или С1Е, нужно соблюсти два условия: кандидату должно быть больше 18 лет и он обязан иметь один год стажа. Для открытия категорий DE и D1E необходим такой же стаж и возраст от 21 года.

    Чтобы получить водительскую категорию Е, вы также должны располагать действующими правами исходной категории — В, С, С1, D, D1. Вам необходимо успешно сдать медкомиссию и, самое главное, пройти обучение в автошколе.

    Для автошколы вам понадобятся следующие документы: водительское удостоверение, паспорт, справка о медосмотре, а также документ, подтверждающий стаж вождения.

    Процесс обучения делится на два этапа: теоретический и практический. Во время теоретических занятий инструктор знакомит учащихся со сцепными конструкциями, особенностями их ремонта и технического обслуживания. Практические занятия позволят отработать все необходимые умения на специальной площадке и в городе.

    После этого нужно сдать экзамен в ГИБДД. Теоретическая часть сдается за компьютером в специальной аудитории. Практика традиционно состоит из езды по городу и упражнений на специальной площадке. На автодроме нужно проехать по прямой задним ходом и сделать постановку задним бортом к специальной платформе.

    Срок обучения на водительскую категорию Е обычно равен тремя месяцам. Стоимость курсов обычно варьируется от 17 до 30 тысяч рублей. К этой цене следует прибавить несколько тысяч за медицинское освидетельствование и две — уплату госсбора.

    Как устроиться дальнобойщиком без опыта

    Многих водителей-дальнобойщиков, конечно, волнует, как устроиться водителем после окончания автошколы и открытия этой категории. К сожалению, получения прав недостаточно — многие компании не хотят принимать на работу кандидатов без опыта. Однако известные водители делятся свои опытом и предлагают выход.

    «У вас должна быть категория С. Вы должны немножко поработать, понять, чувствуете ли вы себя на машине уверенно. Потом получите категорию СЕ и попробуете устроиться в компанию. Если вас не берут, говорят, что опыт нулевой, вы можете сказать, что на самом деле опыт есть, что вы работали у частника или еще кого-то. Можно прибегнуть к обману, но вы должны четко понимать, что вы это сможете делать, сможете управлять уверенно», — считает блогер-дальнобойщик Александр Вит.

    «Если у вас совсем нет стажа, можно найти транспортную компанию, которая набирает стажеров. Только их всего две-три. Расскажу о своей истории. Нельзя говорить, что у вас совсем нет опыта. Если у вас нет в трудовой книжке стажа, нужно будет обмануть. Ведь в противном случае вас никто не возьмет. Но ни в коем случае нельзя говорить, что вы работали на частника, — говорите, что была своя машина. Когда я так говорил — у меня всегда прокатывало. И обязательно сразу выходите на начальника автоколонны, ведь с ним легче договориться и обсудить все моменты», — поделился своим опытом дальнобойщик Альберт.

    Владея категорией Е, нужно помнить, что автомобиль с прицепом — один из самых сложных видов транспортных средств. Право на управление такой машиной обязывает водителя быть максимально ответственным и внимательным.

    Категории водительских прав

    Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.

    В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.

    Содержание

    • Описание категорий водительских прав
    • Категория прав для управления автомобилем
    • Категория прав для общественного транспорта

    Описание категорий водительских прав

    Двухколёсный транспорт делится на три категории:

    • М – мопеды;
    • А1 – легкие мотоциклы;
    • А – мотоциклы.

    Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

    Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

    Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

    Категория прав для управления автомобилем

    Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

    Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

    К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.

    Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.

    Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.

    В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.

    Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.

    Категория прав для общественного транспорта

    Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:

    • D1 – небольшие автобусы;
    • DE – автобусы с прицепом;
    • D1E – небольшие автобусы с прицепом;
    • Tm – трамваи;
    • Tb – троллейбусы.

    В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.

    Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.