Дорога в деревне кто должен делать?

Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому

Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?

Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.

И вопрос о том, кто должен строить дороги в сельском поселении (не в СНТ или ДНП) — не вопрос: конечно же, администрация. Тут другой вопрос — сроки. В какие сроки и какие дороги должны быть построены администрацией сельского поселения.

Что делать для того, чтобы администрация вас услышала

Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.

Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.

Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.

Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.

Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.

Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.

На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.

Для тех, кто желает построить дорогу своими силами

Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.

Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.

И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.

Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.

Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.

Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля? — Прокуратура разъясняет

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля?

  • Преобразовать Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля? в DOC
  • Преобразовать Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля? в PDF

На Ваш вопрос отвечает прокурор Промышленного района г. Самары Вячеслав Бобровский

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля?

Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

Таким образом, состояние автодорог регулируется администрацией муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог с организациями. В случае некачественного содержания автомобильных дорог ответственность, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне, может нести обслуживающая организация.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Читайте также  Поставил на ручник примерзли колодки что делать?

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.

Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.

Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.

Как правильно оформить ДТП в данном случае?

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото и видео, на котором зафиксировать последствия авария, дорожный дефект, а также найти свидетелей происшествия.

По прибытию на место ДТП сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Если на дороге отсутствуют предупреждающие знаки или размеры ямы выходят за пределы допустимых, инспектор выносит постановление о привлечении к ответственности лица или ответственную за данный участок дорожного покрытия организацию или одного из ее сотрудников.

Наличие фото и видео фиксации должно быть обязательно отображено в протоколе осмотра места ДТП с указанием места и даты съемки. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков, которые обязаны ставить коммунальные службы во время проведения ремонтных работ.

Автовладельцу необходимо снять копии всех составленных документов, поскольку они могут понадобиться при обращении за денежной компенсацией в страховую компанию или же в суд.

Далее собственник транспортного средства может провести необходимый ремонт. В этом случае он должен сохранить всю необходимую документацию, подтверждающую понесенные им затраты. Эти документы с требованием о возмещении необходимо отправить в соответствующую организацию, осуществляющую надзор за надлежащим содержанием дорог.

Кто должен делать дорогу к участку?

Эксперты нашей компании подробно расскажут, кто должен делать дорогу к участку, и как решить проблему отсутствия подъездных путей в соответствии с законодательством. Организуются подобные дороги еще на стадии формирования территории. Эта обязанность возлагается на местную администрацию либо лицо, проводящее разделение или объединение земель. Однако далеко не всегда имеется свободный доступ к наделу. И такую задачу нужно решать в срочном порядке, составив обращения в уполномоченные органы.

Зачастую дорога к участку пролегает через болотистую местность, которой требуется отсыпка и облагораживание в соответствии с установленными нормативами. Либо на пути к владениям образовался овраг или иные препятствия. Также создание подъездов необходимо из-за неправильно проведенных межевых работ. Регистрирующие органы, как правило, приостанавливают оформление территории, если обнаружены подобные нарушения. Но иногда приходится самостоятельно решать вопрос организации дороги к собственной земле.

Куда обращаться чтобы узнать кто должен желать дорогу к участку?

  • Дорожная деятельность в границах населенных пунктов или за ними, производится администрацией поселения, муниципального района или округа.
  • Чтобы узнать, кто должен делать дорогу к участку, необходимо изучить документы на землю, проверив, к какому муниципальному образованию он относится.
  • По общему правилу за обустройством путей надо обращаться в местный муниципалитет. При этом Вы обязательно столкнетесь с очередностью выполнения строительных дорожных работ.
  • Кроме того, власти могут отказать из-за недостаточного финансирования или будут оттягивать создание подъезда, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. В этом случае получение желаемой дороги затягивается на долгие годы.
  • Если Вы оказались в подобной ситуации, можно провести работы за счет собственных средств. Для этого потребуется разрешение, согласованный проект и технические условия.
  • Непосредственно за укладкой полотна надо обращаться в лицензированную компанию.
  • Самостоятельно проводить строительство придется, если участок был оформлен ненадлежащим образом, либо он не числится в государственном кадастре недвижимости.

Наши услуги:

Оформление дороги через суд — от 80000 рублей.

Созданию дороги (новый з/у в населённом пункте) — от 70000 рублей.

Оформление дороги в заявительно-претензионном порядке — от 40000 рублей.

Когда собственник сам должен делать дорогу к участку?

Чтобы понять, кто должен делать дорогу к участку, придется либо обращаться к специалистам нашей компании, либо самостоятельно изучать сложившуюся ситуацию. Проверьте наличие кадастрового номера (он отображается на общей карте) посмотрите межевое дело на предмет ошибок, из-за которых дорожное полотно не проложено. Если таковые обнаружены, их придется устранять, или самостоятельно заниматься строительством подъезда.

При нехватке финансирования со стороны муниципалитета, можно обратиться в суд, который обяжет администрацию уложить полотно. Однако гораздо быстрее будет договориться с остальными собственниками, которые испытывают неудобства из-за отсутствия дороги. Самостоятельно заниматься организацией путей придется, если при разделении одного участка допущены ошибки. Подробности узнавайте у экспертов нашей компании. Мы же найдем пути решения этой проблемы.

Как заставить администрацию сделать дорогу к земельному участку в населенном пункте?

Подъездные пути к вновь образованным участкам должны оборудовать местные власти. Особенно, если такие земли не прилегают к дорогам общего пользования. Процедура организации подъезда к участку зависит от многих нюансов, и главный из них – кому принадлежит земля между дорогой общего пользования и наделом.

Чтобы понять, как будет происходить прокладка подъезда к территории, нужно ознакомиться с межевым планом. В нем указывают особенности обеспечения доступа к участку:

  1. Через земли гос. собственности;
  2. По участкам общего пользования;
  3. В качестве сервитута по частным наделам.

Изучив процедуру создания дороги к участку через муниципалитет, многие решают построить ее самостоятельно, на собственные средства. Но делать это не рекомендуется, иначе подъездные пути признают самовольной постройкой.

Если администрация населенного пункта не спешит прокладывать дорогу к наделу, собственнику нужно самому инициировать процедуру. Перед этим следует:

  • проверить, нанесен ли участок на кадастровую карту;
  • к какому муниципальному образованию он относится;
  • оформлены ли права на землю надлежащим образом;
  • узнать, в чьей собственности находится земля под дорогой;
  • определить возможность строительства подъезда к наделу.

Затем надо обратиться в местную администрацию, к которой относится ваш земельный участок, с заявлением. В нем нужно попросить начать проектирование и строительство автомобильной дороги. Ходатайство подается на имя главы администрации. В нем важно сослаться на необходимость подъездных путей:

  • не может проехать строительная техника;
  • вы планируете круглогодично проживать здесь;
  • другие дороги отсутствуют или закрыты.

Обычно на подобные обращения отвечают отказом. Либо нет денег в бюджете поселения, либо земля под дорогой принадлежит частному лицу, либо по иным причинам. На такой ответ следует подать претензию, где указывают ссылки на законы и основания, подтверждающие необходимость прокладки дороги или возможность ее строительства. Снова отказали – обращайтесь в суд. Чтобы просьбу точно утвердили, проконсультируйтесь с профильными юристами Геобюро по данному вопросу.

Как заставить отремонтировать дорогу местного значения?

Администрация населенного пункта должна проводить текущий ремонт дорог местного значения. Для этой цели привлекаются лицензированные организации. Если этого не происходит, собственники участков, прилегающих к проблемной дороге, могут подать жалобу на состояние проезжей части. Отклонения от нормативов, установленных в ГОСТ Р 50597-2017, должны устранить. Жалобу подают, когда:

  • на дорожном полотне есть ямы длиннее 15 см;
  • мелкие выбоины на протяженности 100 метров;
  • волны более 5 см на улице местного значения;
  • колеи определенной глубины и т.д.
Читайте также  Подклинивает задний суппорт что делать?

На устранение таких нарушений дают до двух недель. Обычно процедура начинается после обращения собственников (одиночного или коллективного):

  1. В администрацию населенного пункта – помимо заявления потребуются доказательства наличия проблем на дороге (ответ дадут в течение 30 дней);
  2. В управление ГИБДД – проводится проверка и, если проезжая часть действительно не соответствует стандартам, выносят предписание на ремонт (его должны исполнить в течение 14 дней).

В небольших муниципалитетах подобные меры, как правило, не приносят результата. В такой ситуации следует подать повторное обращение в администрацию (лучше коллективное, с подписями всех жителей улицы). Добейтесь от представителя ГИБДД, чтобы он возбудил дело об административном правонарушении в довесок к постановлению о ремонте.

Дорожное полотно по-прежнему не отремонтировали – пишите жалобу в прокуратуру, либо сразу в судебные органы. Самостоятельное обращение в суд ускорит процедуру. Иск готовят и в том случае, когда ГИБДД не возбуждает дело об административном правонарушении. Если жалоба прокурору не принесла результатов, но вы не решаетесь идти в суд, можно направить претензию в МВД РФ или в иные вышестоящие инстанции.

Оптимальный вариант – подача искового заявления после отказа в местной администрации. Но начинать разбирательство надо только после консультации с юристом. Он соберет доказательства необходимости ремонта, отправит жалобы в уполномоченные органы и представит ваши интересы в суде.

Как сделать дорогу к земельному участку вне населенного пункта?

Как проходит процедура согласования и определяется орган, ответственный за строительство дороги – зависит от ситуации. Необходимость в дороге возникает, когда приобретается надел сельхозназначения за пределами муниципалитета, либо иная земля, где планируется вести целевую деятельность. Как правило, на такой территории нет какой-либо инфраструктуры.

Если участок находится не в населенном пункте, вопросы строительства дороги решают районные власти. В администрацию района надо обратиться с заявлением и документами на землю. Зачастую здесь еще требуют:

  • картографические материалы на землю;
  • план территории в определенном масштабе;
  • схему организации безопасности движения;
  • план размещения дороги и прочее.

Схема размещения должна содержать способы примыкания к региональным автодорогам. Дополнительно придется заказать проект будущего подъездного пути. В заявлении следует попросить администрацию предоставить доступ к участку и указать, какой именно доступ нужен (автомобильная дорога).

Когда заявление подано, надо подождать 30 дней решения по нему, а далее возможно два варианта развития ситуации:

  1. Администрация согласится создать подъездную дорогу;
  2. Вынесут отказ и придется самостоятельно строить ее.

Если подъездные пути прокладывает собственник за свой счет, необходимо заказать проект и получить допуски в той же районной администрации на использование земли для строительства автодороги. Это сложная процедура, в которой без толкового юриста не обойтись.

В случае немотивированного отказа, либо если вы не согласны с основаниями, озвученными в нем, можно обратиться в суд за разрешением спора. Судья вынес решение в вашу пользу – вместе с ним отправляйтесь в районную администрацию за исполнением требования. Добиться положительного ответа или получить допуски к строительству за свой счет помогут юристы нашей компании.

Что делать если нет проезда к земельному участку?

После приобретения участка может оказаться, что фактически проезда к нему нет, либо дорога имеется, но пролегает она по чужой территории. Порядок действий зависит от ситуации:

  1. Проезда нет совсем – соседи поставили забор так, что надел оказался в замкнутом «кольце»;
  2. Проезд есть, но земля под ним принадлежит частному лицу (владелец соседнего участка);
  3. Дорога имеется, но участок под ней находится в собственности муниципалитета.

В каждом из этих случаев процедура получения доступа к территории будет немного отличаться. Но есть общий порядок действий, к которому прибегают в подобных ситуациях.

  • Если участок находится в границах населенного пункта, необходимо обратиться к главе местной администрации за установлением публичного сервитута.
  • Когда надел расположен за пределами муниципалитета, такое заявление направляют в районную администрацию.
  • Невозможно установить публичный сервитут (отсутствуют основания), либо земля принадлежит частному лицу – придется устанавливать частный сервитут.

Если других вариантов организации проезда к земельному участку не найдут, представители местной или районной администрации вправе установить публичный сервитут к территории. Но важно учитывать, что право проезда может быть временным или постоянным. Первый вариант подходит, если дорога нужна на время строительства, а второй – во всех остальных случаях.

О частном сервитуте придется договариваться с владельцем земли напрямую. Обычно право проезда устанавливают за определенную плату (ежемесячную, ежеквартальную и т.д.). В этих целях составляется соглашение. Договориться не получилось – сервитут можно установить в судебном порядке.

Существует вариант, когда проезд к участку невозможен из-за неправомерно установленных заборов или объектов недвижимости. В данной ситуации все вышеописанные действия осуществляются после ликвидации таких препятствий. Инициировать процедуру можно, написав жалобу в муниципалитет. Учитывая сложность процедуры, проводить ее должны профильные юристы. Так вы исключаете риск отказа и получаете гарантию организации проезда к участку.

Обеспечим проезд на Ваш земельный участок

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Суд подтвердил право требовать от чиновников ремонта грунтовых дорог

Граждане вправе подавать иски к местным администрациям, требуя ремонта проселочных дорог. Ссылки чиновников, мол, рядом есть трасса получше, не принимаются.

Такое принципиально важное разъяснение сделал Верховный суд России в своем обзоре судебной практики. Поводом стал судебный спор в Татарстане, где сельские чиновники наотрез отказались ремонтировать грунтовую дорогу. А нижестоящие суды поддержали поселковую администрацию в ее нежелании бороться с ухабами.

Длина вопроса — 2,1 километра, ширина — 3,5 метра. Дорога официально значится на генеральном плане муниципалитета и находится на балансе поселения. Для жителей она важна, так как связывает два села. Вроде бы невелико расстояние. Но мы еще из сказок знаем, что иногда прямая дорожка бывает длиннее и опасней окольной.

Особенно если прямую дорожку не содержать в порядке.

«Указанная выше дорога относится к категории местных дорог, никогда не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов, в зимний период от снега не очищается, что создает для граждан затруднения в ее использовании, — рассказали в суде местные жители. — Обязанность по содержанию названной дороги лежит на муниципальных органах, однако ими не исполняется, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителей».

Чиновники парировали претензии тем, что, мол, вот же рядом есть прекрасная окольная дорога. Асфальтобетонная. Так что, дескать, все эти «ни пройти, ни проехать» просто капризы.

По логике сельской администрации, с которой согласились нижестоящие суды, еще в июле 2016 года была проложена асфальтобетонная дорога, которая, хоть и не внесена в генплан, но эксплуатируется жителями, следовательно, со стороны чиновников не допущено бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании грунтовой автомобильной дороги.

То есть ненадлежащее содержание дороги, конечно же, было. Но это не бездействие. А, видимо, что-то вроде мудрой медитации.

Трудно сказать, что не устроило местных жителей в данных объяснениях. Вероятно, очень уж прикипели душой к своей старой доброй грунтовке. А потому они дошли — не по ней, конечно, а вообще — до Верховного суда России. И там нашли понимание.

Читайте также  Салонный фильтр вольво хс90 где находится?

«На местную администрацию как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание», — пояснил Верховный суд России.

Раз грунтовая дорога находится на балансе местного поселения, она должна содержаться в порядке. Точка.

«При рассмотрении административного искового заявления. существенное значение имеет установление факта нахождения этой дороги в границах муниципального образования, ее отображение на генеральном плане муниципального образования», — подчеркивается в обзоре судебной практики.Поэтому суды, получив подобные иски, не должны выяснять, есть ли у жителей обходные пути, нет ли в округе дорог получше. Это все не важно. Раз претензии предъявлены к конкретной дороге, ей и надо заниматься.

В данном случае надо было проверить, действительно ли грунтовка находится в настолько плохом состоянии, как рассказывают местные жители. Правда ли ее никогда не ремонтировали, или ухабы укладываются в государственные стандарты (при условии, что ухабы могут в принципе уложиться в стандарты). И если истцы не сгущали краски, а действительно ломали ноги и машины на этой дороге, чиновники просто обязаны дать бой ухабам.

Теперь на эти разъяснения должны ориентироваться все нижестоящие инстанции. Кстати, по данным Росстата, доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, на конец прошлого года составила 47,2 процента. Будем надеяться, что не все из них находятся в таком же состоянии, как грунтовка из обзора Верховного суда. Тем не менее работы у чиновников достаточно, и на хорошие окольные пути они теперь ссылаться не могут.

Текст: Владислав Куликов

Российская газета — Федеральный выпуск № 165(8516)

Как добиться от властей ремонта дороги в частном секторе?

Плачевное состояние дорог в частном секторе – проблема, знакомая жителям многих российских регионов. С приходом весны она ощущается особенно остро. Под дождем насыпь из щебня или накатанная земля превращается в грязное месиво. Передвигаться по такой «дороге» трудно и пешеходам, и автомобилистам. В данной ситуации местным жителям приходится бороться с бездействием властей. Вот несколько рекомендаций, которые помогут добиться долгожданного ремонта дорожного покрытия.

Кто отвечает за ремонт дороги?

В большинстве случаев дороги, находящиеся в частном секторе, числятся на балансе муниципалитета. Соответственно, финансирование их строительства и ремонта производится из местного бюджета. Контроль состояния дорожного покрытия также является обязанностью администрации (ст.14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Чтобы узнать, кому принадлежит дорога, можно отправить запрос в адрес местных властей (в городскую или районную администрацию). Второй вариант – проверить ее принадлежность через публичную кадастровую карту

Как добиться ремонта дорог?

Когда выяснится, кто должен ремонтировать покрытие, пора начинать действовать. Прежде всего, нужно сфотографировать разбитую дорогу со всеми колдобинами, ямами и прочими недостатками. После этого составляется письмо в муниципалитет, к которому прикладываются фотографии. Написать его вправе даже один человек, хотя коллективные обращения оказываются более эффективными.

Форма письма может быть произвольной, но в нем должна содержаться следующая информация:

  • Данные адресата.
  • Личные и контактные данные заявителя.
  • Адрес и точное месторасположение проблемного участка.
  • Проблемы, с которыми приходится сталкиваться жильцам из-за плохой дороги. Но в этом пункте можно ничего и не писать, чиновники все равно должны решить вопрос с ремонтом.

Если обращение составлено от имени группы жильцов – стоит выбрать ответственное лицо, которое будет поддерживать связь с администрацией. На его домашний адрес либо электронную почту должен будет прийти ответ.

Заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один экземпляр передается администрации города или района, к которому относится улица. Второй (с росписью получателя) остается у жителей. Еще один вариант – отправить документ заказной почтой с уведомлением о вручении. Если письмо содержит несколько страниц – их нужно пронумеровать и на каждом листе поставить подпись

После отправки заявления останется ждать результата. На его рассмотрение уполномоченным лицам дается месяц. Но проблема состоит в том, что бюджет (в том числе по такой статье, как ремонт и строительство дорог) обычно формируется ежегодно. Если расходы только планируются, а чиновники сочтут восстановление дорожного покрытия целесообразным – деньги будут выделены.

В противном случае придется ждать утверждения бюджета на следующий год. Но в любом муниципальном образовании существует статья расходов на непредвиденные нужды. Если дорога действительно находится в аварийном состоянии, а жильцы проявят настойчивость – необходимые средства можно получить из НЗ.

Администрация бездействует: что можно сделать?

К сожалению, нередки случаи, когда власти не торопятся принимать меры, ссылаясь на отсутствие финансов и другие причины. В такой ситуации стоит писать жалобы вышестоящим чиновникам: мэру города, губернатору области. Можно привлечь к решению проблемы местных депутатов.

Если не помогли и они – стоит подать иск в суд или обратиться в прокуратуру. Ведь вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а также содержания дорог общего пользования, регулируются федеральными законами. Соответственно, чиновники, игнорирующие обоснованные требования граждан, нарушают законодательство. Поскольку надзор за его соблюдением находится в компетенции работников прокуратуры, она должна принять меры к устранению нарушений.

Также имеет смысл написать письмо в местное отделение ГИБДД, приложив фотографии проблемных участков дороги. После проведения проверки муниципалитету может быть выписан штраф и выдано предписание о приведении дороги в надлежащее состояние

Кроме того, некоторые жильцы используют следующие способы защиты своих интересов:

  1. Жалоба в интернете на специальном портале. Практически во всех регионах есть онлайн-сервисы, обеспечивающие обратную связь с местной администрацией (например, в Москве это портал «Наш город»). Заявителю нужно зарегистрироваться, в профильном разделе описать проблему и загрузить фотографию ямы. После проверки модератором заявка поступит в администрацию, а жителям останется контролировать процесс. Также для этой цели можно использовать общероссийские порталы с аналогичным функционалом – «РосЯма» и «Сердитый гражданин».
  2. Письма в управляющую компанию . Для ускорения процесса стоит направить письмо с требованием восстановления дороги в УК. Желательно, чтобы такое обращение было коллективным. Если же дорога нуждается не в частичном, а в капитальном ремонте, потребуется проведение общего собрания жильцов.
  3. Привлечение средств массовой информации. Еще один эффективный способ – написать письмо в местную газету или обратиться на телевидение. Неизвестно, насколько быстро удастся решить задачу, но внимание властей будет привлечено.

В последнее время популярны и креативные акции, с помощью которых жители стараются достучаться до администрации. Например, в Ярославле люди посадили в дорожных ямах картошку, в Челябинске – установили таблички с надписью: «Асфальт 2014-2015. Помним, скорбим». В Екатеринбурге художники нарисовали на дорогах портреты городских чиновников. Немного фантазии – и, возможно, ситуацию удастся сдвинуть с мертвой точки.

Так что добиться от властей ремонта дороги в частном секторе – вполне посильная задача. Хотя, скорее всего, придется набраться терпения, проявить настойчивость и смекалку. Зато наградой за труды будет ровная дорога, покрытая новеньким асфальтом.

Нужна помощь юриста в борьбе за свои права? Обращайтесь прямо сейчас!