Api cf sl что значит?

Расшифровка классификации масла по API

Система классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института ) начинает свое существование с 1969 года. Основное её предназначение – разделение моторных масел по качеству и используемой технике.

В соответствии с этими категориями, в названиях соответствующих стандартов используется нужные обозначения. Например, обычно, масла стандартизированные таким образом имеют названия API SE. Сейчас мы подробнее разберем, что означают данные буквы.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным (указывает для какого мотора масло), а второй на возможность использования от года создания двигателя, и есть ли у него турбина или отсутствует.

S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.

C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке.

Если масло проходит по нескольким стандартам, например, API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории. На рисунке ниже приведены все основные стандарты масла в категории API.

Исходя из двух данных таблиц, расскажем о самых популярных на сегодняшний день категориях.

Бензиновые масла

SJ — Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.

SL — введен в июле 2001 года для многоклапанных турбированных двигателей, оборудованных системами контроля и нейтрализации выхлопа. API SL подразумевает следующие совершенствования моторных масел:

  • пониженную токсичность выхлопа
  • защиту систем контроля и нейтрализации выхлопа
  • повышенную защиту от износа
  • усиленная защита отвысокотемпературных отложений
  • удлиненный интервал замены

SM — введен в действие в ноябре 2004 года. API SM включает в себя моторные масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2004 года. Удовлетворяющие требованиям моторные масла, обеспечат надежную смазку турбированным и многоклапанным двигателям. Моторное масло сертифицированное по классификации API SM может иметь дополнительную спецификацию ILSAC GF-4, что говорит о высоких энергосберегающих свойствах моторного масла.

SN (нет в таблице) — введен в действие в октябре 2010 года. На сегодня это самые последние (потому и самые жесткие) требования, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей. Сертифицированные масла подразумевают возможность применения во всех бензиновых двигателях современного поколения (производством после 2010 года).

Важным в появлении класса API SN классификации API можно отметить введение следующих требований

  • Можно применять в двигателях, использующих биотопливо;
  • Все масла стандарта энергосберегающие;
  • Повышенные требования к обеспечению износостойкости двигателя;
  • Моторные масла API SN должны обеспечивать «долгую и счастливую жизнь» системам контроля эмиссии и «экологически чистый» выхлоп.

Дизельные масла

СF — введен в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD.

СF-2 — введен в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей. Наивысшее масло для двухтактных двигателей.

СF-4 — введен в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. Высшее для четырехтактных моторов.

СG-4 — введен в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. Высшее для моделей с 1995 года.

СH-4 — введен в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.

СI-4 — введен в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям.

CJ-4 — введен в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла. Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.

CF – что это? Расшифровка спецификации API SN/CF

Чтобы машина работала хорошо, необходимо подобрать правильные смазочные материалы. Для дизельных движков водители покупают моторное масло CF. Оно отличается неплохими техническими свойствами, положительно влияет на срок работы мотора, недорого стоит.

В тексте рассмотрены вопросы того, какова расшифровка CF, что следует знать об этой спецификации, можно ли заливать его в бензиновые двигатели.

Моторное масло CF

  1. CF. Расшифровка
  2. Стандарт API. Что это?
  3. Классификация моторных масел по API
  4. Масла для дизельных двигателей
  5. Масла для бензиновых двигателей
  6. Универсальные масла SN/CF
  7. Рекомендации

CF. Расшифровка

CF – стандарт для современных моторных масел высокого класса. Смазка этого типа используется в дизельных движках с разделенным впрыском, которые выпущены не раньше 1994 года.

Двигатель может работать на топливе с высоким содержанием серы (более 0,5%). Заливать следует в легковые автомобили, грузовики, автобусы, сельскохозяйственную и специальную технику.

Эффективно подавляет образование гари на поршнях, минимизирует риск коррозии, положительно влияет на срок годности моторной системы.

Стандарт API. Что это?

В 1969 году Американский институт топлива разработал классификацию моторных масел, которую назвали API (аббревиатура – American Petroleum Institute). По требованию стандарта каждой моторной смазке присваивается допуск.

По классификации в двигатель автомобиля нужно заливать жидкость соответствующей категории или выше. Информация о допуске должна наносится на этикетку, чтобы покупатель смог подобрать моторную жидкость. Подбор моторного масла следует делать по API, SAE и ACEA. В статье рассмотрим только стандарты API.

  • Минимизация расхода топлива.
  • Снижение трения внутри двигателя.
  • Минимизация риска заклинивания или перегрева деталей.
  • Улучшение работы системы при высоких или низких температурах.
  • Снижения уровня вредных атмосферных выбросов.

Классификация моторных масел по API

Смазка для двигателя обладает различным составом. Поэтому ее физические свойства могут отличаться для разных масел. Стандарт учитывает эти особенности.

Классификация пересматривается и регулярно пополняется новыми категориями масел. Типология учитывает химический состав, режим работы, год выпуска и другие свойства моторных смазок. Масла также разделяются на синтетические, полусинтетические и минеральные.

По классификации они разбиваются на такие группы:

  • Разряд C. Для дизеля.
  • Разряд S. Для бензиновых движков.
  • Универсальный разряд C/S. Заливается в бензиновых и дизельных моторах.

Смазочные материалы помимо основного класса также имеют подкатегорию в зависимости от чистоты очистки и наличия присадок. Каждый имеет маркировку — это код из двух символов.

Первая буква — это C либо S (дизель, бензин). Второй код – буквы латинского алфавита от A до N. Скажем, CD — это дизельная смазка, которая соответствует стандарту D. Более подробная расшифровка представлена ниже.

Читайте также: расшифровка api масло, которое включает в себя классы для ДВС на бензине: SN, SM, SL, SJ.

Масла для дизельных двигателей

Смазочные материалы C имеют несколько подкатегорий. Это обозначения CA, CB, CC, CD, CE и другие. Чем ближе к концу латинского алфавита вторая буква, тем качественней, чище моторная жидкость. Некоторые из масел признаны устаревшими, поэтому мы их рассматривать не будем.

При выборе используйте правило:

  • В технической документации на авто уточните вариант присадки. Скажем, Вы изучили бумаги и обнаружили, что можно использовать CF.
  • Заливайте смазку категории из документов либо более высокого качества. Для предыдущего примера мотору могут подойти CF, CH, CG, CH, CI, CJ + подклассы.
Читайте также  Оппозитный двигатель что это значит?

Стандарт CF по классификации API

Группа API CF. Таблица карты основных классов масел для дизельных движков:

CA, CB, CC, CD, CE Признаны устаревшими, по состоянию на 2021 год не используются
CF Подходит машинам, выпущенным после 1994 года, мотор должен обладать распределенным впрыском, хорошо переносит топливо с высоким содержанием серы (более 0,5%)
CF 2 Подходит для автомобилей или силовой техники с двухтактным двигателем, эффективно подавляет образование гари, накипи. Транспорт должен быть выпущен не позднее 1994 года
CF 4 Применяется для силовых тягачей с четырехтактным движком, отличается меньшим расходом при угаре, минимизирует риск накипи. Транспорт должен быть выпущен не позднее 1990 года
CG-4 Используется для авто с мощным четырехтактным движком, минимизирует риск накипи и пенообразования, подходит для грузовиков, выпущенных после 1995
CH-4 Подходит машинам, грузовикам, силовым агрегатам с четырехтактным движком, отличается повышенной экологической безопасностью, стандарт распространяется на авто, выпущенных после 1998 года
CI-4 Распространяется на авто, которые выпущены после 2002. Минимизирует расходы топлива, свободно функционирует в моторных системах с рециркуляцией отработанных газов
CI-4 Plus Вспомогательный разряд, который была принят в 2005. Обладает свойствами CI-4 + проходит дополнительную очистку, что улучшает экологические свойства
CJ-4 Применяется на тяжелых системах, минимизирует риск образования накипи и вредоносных частиц. Отличается повышенной экологической безопасностью. Подходит для машин, выпущенных после 2007

Таблица API класс C

Масла для бензиновых двигателей

Они имеют также ряд подклассов. Это SA, SB, SC, SD, SE, SF, SM, SN, SP и другие. Действует стандартное правило – чем ближе к концу латинского алфавита вторая буква, тем чище масло.

Некоторые жидкости признаны устаревшими и не применяются – мы их обозревать не будем. Заливать нужно состав, который указан в бумагах к автомобилю – либо более качественный.

Стандарт SN по классификации API

Группа SN. Таблица основных моторных смазок для бензиновых двигателей:

SA, SB, SC, SD, SE, SF Признаны устаревшими, по состоянию на 2021 год не применяются
SJ Подходит для автомобилей, выпущенных после 1995 года, отличается неплохими физическими свойствами, безопасностью для окружающей среды
SL Дата принятия стандарта – 2001, масляные присадки минимизируют расход топлива, защищают мотор от коррозии, предотвращает накипь
SM Дата принятия – 2004, повышенная устойчивость к окислению, минимальный риск коррозии, износа, образования отложений
SN Дата принятия – 2010 год, улучшенное энергосбережение, минимальное содержание фосфора, эффективная работа при любых температурах (высоких, низких)
SP Новейший стандарт (дата принятия – 2020 год). По физическим свойствами похож на стандарт SN, но отличается улучшенной защиты поршней от отложений, которые образуются при высокой температуре

Таблица API класс S

Универсальные масла SN/CF

В продаже сегодня можно встретить универсальные жидкости SN/CF. Каковы ее особенности? Ее можно заливать как дизельные (C-класс), так и бензиновые движки (S-спецификация). Косая черта (слэш) указывает, что она универсальна.

Двухбуквенные коды отражают, что смазку можно вливать в двигатели с допуском моторных масел SN и CF (или выше). По техническим свойствам универсальные масла ничуть не уступают обычным, хотя зачастую они дороже (рост 20-30%).

Обратите внимание, что помимо SN/CF существуют и другие универсальные жидкости. В России популярны всесезонные универсальные масла, например 5w-40 API SN/CF или 5w-30 API SN/CF.

  • SL/CF. Наличие слэша указывает на универсальность. Заливать его можно в дизельные (CF) либо бензиновые моторы (SL).
  • SM/ CF. Есть слэш – относится к универсальному разряду. Заливать его можно в дизельные (CF) либо бензиновые моторы (SM).

Стандарт SN/CF по классификации API

Рекомендации

Рассмотрим несколько рекомендаций о выборе смазочных материалов:

  • Если не знаетедопуск своего мотора, прочитайте техническую документацию к автомобилю. Если не можете найти бумаги (например, потеряли или оставили дома), посетите сервисный центр, дилера. Они пробьют машину по базе данных и узнают оптимальную спецификацию.
  • При выборе моторной смазки учитывайте ее дату выпуска. В закрытой таре рекомендуется хранить до 5 лет. По истечении срока присадки теряют полезные свойства. В открытой канистре моторное можно хранить до 3 лет, однако некоторые механики советуют применять его не более 1 года с момента снятия крышки.
  • Если заливаете аналогичный или более качественный состав, то замену можно выполнять стандартным способом (обычно он указывается на упаковке). Если же используете менее качественное масло, у машины был очень большой пробег, автомобиль недавно попадал в аварии, то перед заменой обязательно выполните промывку двигателя. Ведь есть риск того, что там накопились вредные отложения, которые негативно влияют на работу смазки.

При выборе моторной жидкости обязательно изучите этикетку на канистре, определите функцию масла по API. Если класс моторного масла не указан, то от покупки смазочной жидкости следует воздержаться.

Это указывает на одну из двух вещей – либо смазка используют устаревшую спецификацию, либо она и вовсе не прошла тесты по правилам стандарта. Гораздо разумнее купить другого производителя – двигатель машины за сертифицированный CF скажет Вам спасибо.

Выбираем моторное масло согласно спецификации API

Чтобы сделать правильный подбор моторного масла, необходимо уметь верно расшифровывать маркировку на упаковке. Неправильный подбор смазочных материалов и длительная эксплуатация на моторном масле, которое не подходит вашему двигателю, может привести к его поломке!

Среди классификаций моторных масел одна из самых распространённых и общепринятых — спецификация API — American Petrolium Institute (Американский Нефтяной Институт). По данной спецификации проходит более 80% товаров, представленных на рынке моторных масел. На упаковках спецификация API маркируется так: API SN, API CF и т.д.

Традиционно принято делить на две больших категории:
S — моторные масла для двигателей, где в качестве топлива используется бензин;
C — моторные масла для дизельных двигателей.

В настоящее время так же выведена категория ЕС (энергосберегающие масла нового поколения).

Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API — SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) — «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости (по классификации SAE), категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения (ЕС).

Моторное масло спецификации S (бензиновые двигатели)

SP — вступил в действие с 1 мая 2020 года. Ресурсосберегающие масла, позволят автомобилям соответствовать стандартам экономии топлива. Обеспечат более надежную защиту турбокомпрессора для использования в современных и будущих двигателях, включая двигатели, предназначенные для работы на этанолосодержащем топливе до E85. Масла разработаны для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания, явления, характерного для бензиновых двигателей с турбонаддувом и прямым впрыском (GDI).

SN Plus — утвержден в 1 мая 2018 года, включает все преимущества API SN, но дополнен защитой от преждевременного воспламенения смеси при низких оборотах.

SN — утвержден 1 октября 2010 года. Современный класс автомасел, отвечающий высоким экологическим требованиям, обладает хорошими эксплуатационными характеристиками, которые способствуют защите двигателя. API SN имеет одно существенное отличие от масел предыдущего поколения: в составе уменьшено процентное содержание фосфора и увеличены свойства, помогающие существенно сократить топливный расход. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение.

SM — утвержден 30 ноября 2004 года. Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC. Моторные масла, соответствующие требованиям API SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SL или более ранние.

SL — предназначается для использования в двигателях, выпущенных в соответствии с требованиями по экологичности 2000 года. Обладает улучшенными свойствами, а также способно сокращать расход топлива. В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.

SJ — масло этого класса является действующим и по сегодняшний день. Впервые было сертифицировано в 95-м году. Предназначается для обслуживания легковых, небольших грузовых автомобилей, а также микроавтобусов. Улучшенные свойства, помогающие защитить двигатель от коррозии, окисления, износа. Может заменять смазки предыдущих классов.

Читайте также  Суд наложил арест на автомобиль что делать?

SH — данный класс был сертифицирован и является формально действующим с 1993 года. Состав с улучшенными эксплуатационными характеристиками, способен защитить двигатель от окисления металлических деталей, образованию скоплений продуктов сгорания на внутренних стенках силового агрегата; содержит набор присадок, способствующих долгой работе автомобиля. Может заменять предыдущие классы. На сегодняшний день используется по рекомендации производителя.

SG — класс был действующим с 1988 по 1995 год, смазочные жидкости этой категории применялись в двигателях, которые в качестве топлива использовали неэтилированный бензин; в составе присутствуют присадки, защищающие металлические детали двигателя от коррозии.

SF — улучшенные характеристики масла SE — защита от износа, окисления и образованию нагара. Применялось в автомобилях 1981-1989 годов.

SE — относительно высокий уровень защиты двигателя от негативных воздействий продуктов окисления и нагара, может служить заменой предыдущим классам. Применялось в автомобилях с 1971 по 1980 год выпуска.

SD — обладает улучшенными свойствами предыдущего класса, применялось для смазки некоторых легковых и грузовых автомобилей с 1968 по 1971 год выпуска. На сегодняшний день используется только при наличии рекомендации производителя автомобиля.

SC — использовалось в двигателях легковых и небольших грузовых автомобилей, выпущенных в период с 1964 по 1967 год. Низкий уровень антикоррозийных и противокислотных свойств, защищает внутренние части силового агрегата от оседания на стенках продуктов сгорания.

SB — масло, применявшиеся в автомобилях тридцатых годов. Применяется только в случае рекомендации производителя автомобиля.

SA — самый старый класс моторных масел. Применяется, только в случае, когда производитель автомобиля сам рекомендовал данную классификацию.

Моторное масло спецификации C (дизельные двигатели)


Классы CA, CB, CC, CD и CE (и их модификации) на сегодняшний день считаются устаревшими, и могут быть применены только при наличии рекомендации производителя автомобиля.

CK-4 (PC-11A) — был введён в 2016 году. Описывает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, соответствующих стандартам снижения токсичности выброса 2017 года на грузовых автомобилях и внедорожной технике, а также для предыдущих моделей дизельных двигателей. Эти масла разработаны для использования с дизельным топливом, с низким содержанием серы (0,0015% — 0,05% по весу). Содержание серы в топливе может повлиять на долговечность выхлопной системы доочистки и/или интервал замены масла. Рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами обработки выхлопных газов. Совместимо со всеми предыдущими допусками.

FA-4 (PC-11B) — был введен 1 декабря 2016. Моторное масла данного класса отвечает самым высоким требованиям по содержанию зольных соединений для новейших высокооборотистых, тяжело нагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей и внедорожной техники 2017 года выпуска и позднее. Масла класса FA-4 являются маловязкими, что ведет к более высокой экономии топлива. Смазочные материалы стандарта FA-4 рекомендуются для применения в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы до 15 ppm (0,0015% по массе). Рекомендовано для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами обработки выхлопных газов. Не совместимо со всеми предыдущими допусками, т.к. является допуском только для современных автомобилей ( год выпуска от 2017 и более). Применяется в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

CJ-4 — действует с 1 октября 2006 года. Современный класс моторных масел для коммерческих дизелей, применяется в четырёхтактных двигателях, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года (EURO 5-6), а также рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами обработки выхлопных газов.

CI-4 PLUS — в 2004 году была введена дополнительная категория. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям.

CI-4 — действует с 2002 года. Масло данной спецификации обладает свойствами, которые отвечают многим современным требованиям. Применяется в четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов EURO 1-5. Характеризуется повышенной устойчивостью к температурным колебаниям, защищает силовой агрегат от износа, кислотности и образованию нагара. Также применяется в двигателях, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR), системой селективного каталитического восстановления (SCR), без сажевых фильтров DPF.

CH-4 — соответствует европейским и американским стандартам экологии, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов с 1998 года (напр. EURO 1-4). Обладает повышенными рабочими характеристиками. Применяются в двигателях, использующих топливо с содержанием серы меньше 0,5%. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. Совместимо с системой рециркуляции отработанных газов (EGR).

CG-4 — соответствует требованиям экологии середины девяностых годов. Обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками CF-4. Применяется в двигателях, работающих на топливе с предельным содержанием серы (0,5%). На данный момент является устаревшим, но повсеместно применяется для классификации.

CF-4 — применяется с 1990 года в 4-тактных дизелях, работающих с большими нагрузками. Содержат в своём составе набор присадок, обеспечивающих уменьшение расхода топлива, а также защищающих цилиндропоршневую группу от образования нагара. На данный момент является устаревшим, но повсеместно применяется для классификации.

Как выбрать моторное масло? Обзор классификаций

Зачастую выбор моторного масла оказывается нетривиальной задачей даже для опытного автовладельца. API, SAE, ACEA — этикетка канистры пестрит аббревиатурами и индексами. Как их расшифровать, чтобы подобрать оптимальное масло для вашего автомобиля? Именно этому вопросу посвящен наш материал.

Воспользуйтесь сервисом быстрого подбора масел, чтобы получить рекомендации ЛУКОЙЛ для вашего автомобиля.

Какое моторное масло лучше подойдет для вашего автомобиля?

Ответ прост и однозначен: по качеству и эксплуатационным свойствам синтетические масла на голову превосходят минеральные. Главной проблемой последних является нестабильность вязкостных показателей, зависящих от химического состава, который, вследствие происхождения сырья, не отличается постоянством.

Чтобы исправить этот недостаток, в минеральные масла добавляется большое количество загущающих присадок, чувствительных к воздействию высоких температур и подверженных интенсивному разложению в ходе термоокислительных реакций. Продукты их распада наряду с тяжелыми фракциями основы выпадают в виде массивных отложений, что может приводить к преждевременному износу двигателя.

Ограничения по использованию минеральных масел

Сегодня минеральные масла используются лишь в карбюраторных бензиновых и дизельных двигателях устаревших моделей, которые эксплуатируются в условиях умеренного климата: значительное увеличение вязкости при отрицательных температурах делает их непригодными для эксплуатации зимой.

Кроме того, минеральные масла не подходят для смазки двигателей, оснащенных системой принудительной подачи воздуха, поскольку масло слишком быстро разлагается и теряет свои свойства, его использование способно привести к выходу турбины из строя.

Напротив, синтетические масла отличаются химической стабильностью и при этом способны сохранять постоянные показатели вязкости в широком диапазоне температур, вследствие чего подходят для двигателей любых типов.

Что касается полусинтетических масел, их можно рассматривать как компромиссный вариант: они дешевле синтетических, но при этом значительно превосходят минеральные по эксплуатационным параметрам.

Классификация моторных масел по химическому составу основы

Даже начинающий автолюбитель знает о том, что существуют минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла, но вместе с тем далеко не каждый способен внятно сформулировать, чем они отличаются друг от друга. Давайте разбираться.

Любое моторное масло, независимо от марки, состоит из базового масла и присадок — специальных добавок, улучшающих физические свойства основы.
Согласно классификации, предложенной Американским институтом нефти (API — American Petroleum Institute), выделяют шесть базовых масел.

Масла I, II и III групп, получаемые непосредственно из мазута с использованием различных методов очистки, принято называть минеральными:

  • I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
  • II — полученные с помощью гидроочистки (отличаются низким содержанием парафинов и ароматических соединений, а также высокой окислительной стабильностью);
  • III — полученные с использованием каталитического гидрокрекинга (характеризуются высоким индексом вязкости).

При производстве базовых масел IV, V и VI групп задействуют технологии органического синтеза (сырьем в данном случае служит природный газ или другие нефтепродукты), поэтому их относят к синтетическим:

  • IV — масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
  • V — масла на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров и т.д.

Что касается «полусинтетики», так принято называть минеральные масла с добавлением 20–30% синтетических компонентов.

Классификация моторных масел по степени вязкости

Разберем подробнее каждую категорию, начав с зимних масел.

В записи типа SAE 5W цифра 5 указывает на максимальное значение динамической вязкости (обусловлена взаимным трением слоев масла при их смещении друг относительно друга) при отрицательных температурах и минимальную кинематическую вязкость (текучесть) при 100°C, а литера W указывает, что моторное масло пригодно для эксплуатации в зимнее время года (от английского winter — «зима»).

Максимальная динамическая вязкость рассчитывается применительно к минимальным температурам прокачиваемости масла насосом по каналам смазочной системы и проворачивания коленчатого вала стартером при холодном запуске двигателя.

Читайте также  Реле света газель 3302 где находится?

Максимальная динамическая вязкость (мПа·с) при заданной температуре (°С)

Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм 2 /с)

Моторное масло. Классификация API и группы качества

Моторное масло — это смесь 2 основных компонентов — базового масла и пакета присадок

ИА Neftegaz.RU. Моторное масло — это смесь 2 основных компонентов — базового масла и пакета присадок.

Применение терминов «Синтетика», «Полусинтетика» либо «Минеральное масло» подразумевает тип базового масла, которое было использовано в производстве смазочного материала.

Само базовое масло делится на группы:

2 группа — это масла очищенные водородом (гидрокрекинг).
Масло данной группы почти не содержат серы, при производстве, до момента добавления присадок, представляют из себя практически прозрачную жидкость, за счет чего срок службы самого смазочного материала существенно увеличивается, а уменьшение отложений и нагара в двигателе существенно увеличивает его ресурс.
Терминология -«Минеральное масло».

3 группа — это по сути то же масло 2 группы, но с увеличенным индексом вязкости.
Индекс вязкости масла — это показатель, который фиксирует изменение вязкости в зависимости от температуры.
Путем дополнительных процессов изомеризации масла получают лучшие показатели как низко-, так и высокотемпературной вязкости, что позволяет быть уверенным в смазочном материале как при запуске в самый сильный мороз, так и при эксплуатации при максимальных нагрузках.
Терминология — «Синтетика».

Смешение 3 или 4 групп базового масла с 1 или 2 группой базового масла — «Полусинтетика». При смешении 3 или 4 групп базового масла с 1 группой получается «Полусинтетика» увеличенным показателем по сере и иным элементам, что негативно отражается на ресурсе двигателя.

Классификация базового масла Американским институтом нефти (API).

Всего 5 групп (API 1509, Приложение E). Группа IV содержит полностью синтетическое базовое масла из полиальфаолефинов. Группа V для всего другого базового масла, не включенного в группы I — IV.

  • 1 я буква обозначает применение смазочных материалов:
    — масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S
    — масла для дизельных двигателей — буквой C.
  • 2 я буква обозначает уровень свойств моторного масла.

Классификация моторного масла API для бензиновых двигателей

SE *** Бензиновые двигатели 1972. Те же требования к моторному маслу, что и для категории SD, но лучше защита двигателя.
SF *** Бензиновые двигатели 1980. Те же требования, что и для категории SE, но улучшена защита от износа и окислительная стабильность.
SG *** Бензиновые двигатели 1988. Те же требования, что и для категории SF, но лучше защита от износа, образования шлама и окисления масла.
SH *** Бензиновые двигатели 1993. Те же требования, что и для категории SG, но вводится система лицензирования и записи результатов всех моторных тестов и формул с целью гарантии качества. Символ API, который свидетельствует о дейсвтительном соответствии уровню SH помещается на этикетки канистр.
SJ Бензиновые двигатели 1996. Те же требования, что и для категории SH (включая лицензию и систему сертификатов) с лучшей защитой от окисления масла при высоких температурах и забивания катализатора.
Начиная с 01/08/97, уровень SJ официально заменяет SH.
SL Бензиновые двигатели 2001. Новые тесты на степень износа (Seq IVA), моющие свойства моторного масла (TEOST MHT4), окисление (Seq IIIF) и низкотемпературные отложения (Seq VG) для лучшей защиты двигателя и продления интервала замены масла. Стандарт SL заменил API SJ в середине 2001г.
SM Бензиновые двигатели 2004. Улучшены общие свойства для максимально-расширенного интервала замены масла. Ужесточен тест на высокотемпературные отложения (TEOST), новый тест на окисление (Seq. IIIG).
SN Бензиновые двигатели 2010. Представлен в октябре 2010 г. Разработан для автомобилей 2011 года выпуска и более ранних. Улучшенная защита от высокотемпературных отложений на поршнях. Более жесткие требования к контролю сажи и совместимости с уплотнителями.

*** устаревшие классификации, подобно APISA, APISB, APISC и APISD.

Классификация моторного масла API ДЛЯ 2-тактных двигателей

Классификация API для дизельных двигателей.

Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками (2002). Масла для последних дизельных двигателей с пониженным выхлопом, перекрывает требования CH-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Ужесточенные требования к свойствам масел и одновременное увеличение интервала замены масла в 2 раза. Увеличение срока службы двигателя. Также принимается во внимание более строгие требования к работе с системами доочистки выхлопных газов.

Новая версия, названная API CI-4 Plus была опубликована в 2004г. с целью улучшить совместимость с системами EGR

* устаревшие спецификации, ровно как и API CA, API CB, API CC and API CD. CF и CG-4.

Классификация API для 2-тактных дизельных двигателей.

CD-II 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1988). Улучшенная защита от износа и отложений. Удовлетворяет требованиям уровня CD.
CF-2 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1994). Более жесткие требования, чем API CD-II. Усиленная защита от износа поршневых колец и цилиндров.

Классификация API трансмиссионного масла

Классификация ACEA

Категория А/B:
A – бензиновые двигатели
B – дизельные двигатели

Без экономии топлива Экономия топлива
Увеличенный интервал замены A3 / B4 A5 / B5
Стандартный интервал замены A3 / B3 A1 / B1

Категория C:
Двигатели с системами доочистки выхлопных газов

Без экономии топлива Экономия топлива
Низкое содержание SAPS С4 С1
Среднее содержание SAPS С3 С2

Описание требований ACEA 2008 к маслам категории Low SAPS (низкое содержание серы, фосфора и сульфатных зол)

Высокая экономия топлива
Низкое содержание SAPS

2.9 ≤ HTHS
P ≤ 0.05 %;
S ≤ 0.2%,
CS ≤ 0.5 %

Высокая экономия топлива
Среднее содержание SAPS

2.9 ≤ HTHS
0.070 % ≤ P≤ 0.090 %,
S ≤ 0.3 %,
CS ≤ 0.8 %

Стандартная экономия топлива
Среднее содержание SAPS

HTHS ≥ 3.5
0.070 % ≤ P≤ 0.090 %,
S ≤ 0.3 %,
CS ≤ 0.8 %

> 1%
(вязкость xW-30)

Сатндартная экономия топлива
Низкое содержание SAPS

HTHS ≥ 3.5
Пониженная летучесть (≤11%)
P≤ 0.090%, S ≤ 0.2%, SA ≤ 0.5%

> 1%
(вязкость xW-30)

HTHS — вязкость масла в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры.

Классификация ACEA для тяжелой техники

Низкое содержание SAPS

Среднее содержание SAPS

Расширенный интервал замены

Стандартный интервал замены

TBN — щелочное число

Классификация моторного масла SAE J300

Классификация SAEJ 300 используется для характеристики вязкости (сопротивления течению) масла при высоких и низких температурах.
SAE: Society of Automotive Engineers (Общество автомобильных инженеров, США).

Класс вязкости по SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Проворачивание 1), МПа*сек, max при температуре,
°С
Прокачиваемость 2), МПа*сек, max при температуре,
°С
Кинематическая вязкость 3), мм 2 /сек при 100 °С При высокой скорости сдвига 4), МПа*сек, при 150 °С и 106 с-1, min
min max
0W 6200 при -35 60000 при -40 3,8
5W 6600 при -30 60000 при -35 3,8
10W 7000 при -25 60000 при -30 4,1
15W 7000 при -20 60000 при -25 5,6
20W 9500 при -15 60000 при -20 5,6
25W 13000 при -10 60000 при -15 9,3
20 5,6 9,3 2,6
30 9,3 12,5 2,9
40 12,5 16,3 2,9
(0W-40,
5W-40,
10W-40)
40 12,5 16,3 3,7
(15W-40, 20W-40,
40)
50 16,3 21,9 3,7
60 21,9 26,1 3,7

1. ASTMD 2602 – имитатор холодного пуска CCS
2. ASTMD 4684 и D 3829 – мини-ротационный вискозиметр MRV
3. ASTMD 445 – стеклянный капиллярный вискозиметр
4. ASTMD – конический имитатор подшипника HTHS

Пример: SAE 15W- 40

15W — Низкотемпературный класс вязкости.
Буква « W » означает winter (зима)
Чем ниже класс, тем ниже температура возможного старта двигателя
40 — Высокотемпературный класс
Чем выше класс, тем выше температура, которую может выдержать масло (защита двигателя при высоких рабочих температурах).

SAE xxW-yy — Всесезонное масло, например Quartz 9000 5W-40
SAE xxW или SAE yy – Сезонное масло, например Rubia S 10W

Сезонные масла, в основном, используются там, где нет сильных перепадов температуры и среднегодовая температура достаточно высокая. Всесезонные масла предлагаются как с зимней, так и с летней степенью вязкости.