Инерция причина нарушения правил дорожного движения

Инерция причина нарушения правил дорожного движения

    Главная
  • Список секций
  • Физика
  • ОПАСНАЯ ИНЕРЦИЯ

ОПАСНАЯ ИНЕРЦИЯ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Многие люди, сидя за рулём автомобиля, даже не подозревают, какая опасность их подстерегает. Ведь всё в этом мире подчинено законам физики. Считаю, что выбранная тема актуальна. Все мы пользуемся автомобилем и должны знать, как предотвратить последствия данного физического явления.

Цель моего исследования – выяснить,насколько опасно явление инерции для автомобилиста, какое устройство помогает предотвратить последствия, связанные с этим явлением.

найти информацию о явлении инерции и ремнях безопасности (в учебниках, в Интернете, в СМИ);

систематизировать найденную информацию;

провести социологическое исследование;

провести физический эксперимент;

разработать рекомендации для автомобилистов и вручить им памятки;

подвести итоги исследования и описать результаты исследования;

представить работу в форме презентации.

Гипотеза — ремень безопасности помогает предотвратить трагические последствия аварий.

Объект исследования – ремень безопасности в автомобиле.

Предмет исследования – процесс влияния физического явления на автомобилиста, предотвращение последствий связанных с этим явлением.

Методы исследования — изучение литературы, анализ, анкетирование,эксперимент, сравнение, обобщение.

Ожидаемый результат – надеюсь, познакомившись с моей работой, ребята сами поймут и убедят родителей в использовании ремней безопасности.

1. Теоретическая часть

1.1. Инерция как физическое явление

Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (Инерция – от латинского «инерциа» – неподвижность, бездеятельность). Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции. Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены Галилеем. Они позволили установить, что если на тело не действуют другие тела, то оно находится или в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли. Например, затормозивший автомобиль, продолжает некоторое время сохранять скорость. Масса водителя во много раз меньше массы автомобиля, поэтому водитель, как менее инертное тело дольше сохраняет свою скорость. Для более быстрого сброса скорости водителю помогают ремни безопасности. [1]

1.2. История происхождения ремней безопасности

Первый патент на приспособление, подобное ремням безопасности, был выдан в США в 1885 г. Спустя 15 лет ремни были опробованы на одном из аэропланов американских ВВС. В 1909 г. в Англии было создано уникальное устройство, состоявшее из спиральной пружины большого диаметра и лямок. Назначение устройства — удерживать пассажира на автомобильном сиденье. В начале 20-х годов XX века ремнями безопасности начали оборудовать гоночные автомобили. Но серийные автомобили начали оснащаться привязными ремнями только в 50-е годы в Америке и Швеции. Первой страной, где узаконили использование ремней безопасности, оказалась Швеция, где в 1957 г. были приняты официальные предписания. С 1 апреля 1970 г. установка ремней безопасности на передних сиденьях новых автомобилей стала обязательной во Франции. Но автопроизводители не хотели оснащать автомобили ремнями, так как их установка влекла за собой дополнительные расходы, что в итоге сказывалось на себестоимости и цене машин и объемах продаж. [5]

В нашей стране обязательное и повсеместное применение ремней безопасности водителями и пассажирами легковых автомобилей было введено с апреля 1975 г. С тех пор ремни спасли не одну тысячу человеческих жизней. Согласно статистике вероятность смертельного исхода при фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении — в 1,8 раза, а при опрокидывании автомобиля — в 5 раз. По отношению к пассажирам статистика дает еще более обнадеживающие цифры — при лобовом столкновении степень риска у пристегнутых пассажиров в 9 раз меньше, чем у не пристегнутых! Использование ремней на 62-75% сокращает количество травм в ДТП. [4]

1.3. Сторонники и противники ремней безопасности

Не только в России, но и во всем мире есть как сторонники, так и противники ремней безопасности. Во многих странах предписания об обязательном применении ремней были встречены в штыки. Многиесчитали, что обязательное введение ремней — это «очередное наступление на свободы и права человека» (хочу — пристегиваюсь, хочу — нет, мое право!). Другие приводили довод о том, что в случае аварии и возникновения пожара пристегнутый человек может сгореть вместе с автомобилем. Считалось более безопасным, если водитель и пассажиры покинут салон аварийного автомобиля как можно быстрее. И это, в общем-то, правильно, но исследования, проведенные в лаборатории физиологии и биомеханики, показали, что при лобовых столкновениях многим автомобилистам приходилось покидать машину отнюдь не по своей воле — их просто выбрасывало из нее через лобовое стекло. Те же исследования выявили, что процент смертности среди водителей, выброшенных из салона, в 10 раз выше, чем у тех, кто воспользовавшись ремнем безопасности, остался на месте. Миф же о возможности сгореть заживо, будучи пристегнутым, развеяли спортсмены. Никому из самых отчаянных гонщиков даже в голову не приходило пренебречь ремнями. [3]

1.4. Плюсы и минусы ремней безопасности

Немало сил и средств пришлось потратить, чтобы преодолев консерватизм и инерцию человеческого мышления, склонить общественное мнение на сторону ремней безопасности. Когда «остыли» страсти по поводу «покушения на права и свободы» и люди смогли беспристрастно взглянуть на статистику ДТП, оказалось, что ремни на самом деле спасают сотни и тысячи жизней. Их признали. В настоящее время число водителей, сомневающихся в эффективности ремней безопасности, не превышает 5%.Когда ремни безопасности стали нормой практически во всех государствах мира, выяснилось, что у медали есть и оборотная сторона. Были отмечены случаи (правда, очень редкие), когда ремни не спасали водителей и пассажиров, а наоборот — способствовали их гибели. Случаи эти тщательно исследовались, и в конечном итоге выяснилось, что гибель наступала из-за неправильного использования ремня или из-за несовершенства его конструкции. Тогда же выяснился и еще один факт — ремни наиболее эффективны на небольших скоростях. В 70-е годы считалось, что ремень безопасности гарантирует сохранение жизни водителя при лобовых столкновениях на скоростях до 50 км/ч. Сегодня верхняя планка поднялась до 70 км/ч за счет совершенствования конструкции ремней. Если учесть, что в большинстве случаев столкновения происходят именно на таких скоростях, то становится ясно — без ремня не обойтись. [2]

В современных автомобилях ремни устанавливаются не только на передних, но и на задних сиденьях, что позволяет сохранить здоровье находящихся там пассажиров. Да и конструкции их претерпели значительные изменения. Сегодня уже почти не встречается ремней, которые приходится подгонять вручную. Это саморегулирующиеся устройства, дающие седоку полную свободу движения и, в то же время, надежно фиксирующие тело в момент столкновения. Понятно и то, что одному ремню, каким бы совершенным он ни был, не справиться с выполнением всего комплекса задач по обеспечению безопасности водителя и пассажиров автомобилей, поэтому система пассивной безопасности включает в себя и другие компоненты, которые в совокупности и делают современный автомобиль таким, какой он есть. [5]

Случаи, в которых специалисты не советуют пристегиваться ремнем:

при движении по ледяной переправе рекомендуется двигаться без ремней безопасности и даже с полуоткрытыми дверями;

при движении по узким дамбам и понтонным мостам: ремни безопасности здесь могут сослужить плохую службу, если автомобиль сорвется в воду;

при движении с невысокой скоростью в условиях плохой видимости и при ограниченных возможностях маневрирования. Когда на улице снежные заносы, ледяные торосы, метель, а у машины залепленные снегом стекла, ремень безопасности может стать помехой в экстренной ситуации, поскольку сильно ограничивает подвижность водителя, что зачастую приводит к столкновениям и наездам на пешеходов. [2]

1.5. Судьба непристегнутого водителя и пассажира

Нет ничего более ужасного, чем судьба водителя, который в момент дорожного происшествия оказался непристегнутым ремнем безопасности. Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на неподвижное препятствие. [3]

сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений;

не пристегнутые пассажиры продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч

водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров

водитель грудной клеткой ломает руль

скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес

Читайте также  Дымит дизельный двигатель черным дымом причины

водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток

водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа

повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв

сидящий за водителем пассажир (если он не пристегнут) оказывается с водителем на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения

наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование водителей

Всегда ли вы пристегиваетесь при поездке в автомобиле?

Известно ли вам, какое физическое явление помогают преодолеть ремни безопасности?

Отрегулированы ремни безопасности в вашем автомобиле?

Есть ли в вашем автомобиле ремни безопасности на заднем сиденье?

Попадали ли вы в такие ситуации, когда вас спасали ремни безопасности?

Сомневаетесь ли Вы в эффективности ремней безопасности?

Число опрошенных водителей:24

1. Всегда ли вы пристегиваетесь при поездке в автомобиле?

2. Известно ли вам, какое физическое явление помогают преодолеть ремни безопасности?

3.Отрегулированы ремни безопасности в вашем автомобиле?

4. Есть ли в вашем автомобиле ремни безопасности на заднем сиденье?

5. Попадали ли вы в такие ситуации когда вас спасали ремни безопасности?

6. Сомневаетесь ли Вы в эффективности ремней безопасности?

Вывод: Очень многие опрошенные сомневаются в эффективности ремней безопасности (75%) , но все равно ими пристёгиваются (83%).

2.2. Определение скорости не пристегнутого водителя

С какой скоростью продолжает двигаться водитель, если через 0, 039 с после начала торможения он по инерции вместе с сиденьем прошел путь 15 см (данные взяты из таблицы п 1.5).

t = 0,039 с V = S/ t

s = 15 cм = 0,15 м V = 0,15 м / 0,039 с

V — ? Выразим эту скорость в км / ч.

3,85 м / с = 0,00385 км * 3600/ч

Ответ: Через 0,039 с после начала торможения водитель продолжает двигаться со скоростью

2.3. Сравнение коэффициентов жесткости ремня безопасности и резиновой полоски

По закону Гука сила упругости прямо пропорциональна изменению длины:

F = — kΔl , где F – сила упругости, k – коэффициент жесткости, Δl = l – l – изменение длины образца (l – первоначальная длина, l – конечная длина).

Отсюда коэффициент жесткости k = |F/Δl|

2.3.1 Определение жесткости резиновой полоски:

Оборудование: резиновая полоска с метками, штатив с лапкой, набор грузов, линейка

Закрепим полоску без груза в лапке штатива. Измерим расстояние между метками.

Подвесим к полоске груз массой 102 г (затем – 204 г, 306 г, 408 г). Измерим расстояние между метками, определим удлинение.

Вычислим коэффициент жесткости во всех случаях.

Занесем результаты измерений и вычислений в таблицу

Определим среднее значение коэффициента жесткости

Исследовательская работа по теме «Инерция — причина нарушения ПДД»

1-я региональная детская конференция «Безопасные дороги детям»

Секция «Юный исследователь»

« Инерция – причина нарушения правил дорожного движения»

Автор: Черемискин Сергей Андреевич, 8 класс

МБОУ «Поломошинская СОШ

Яшкинского муниципального района»

Научный руководитель:

Рябова Наталья Николаевна,

учитель физики МБОУ «Поломошинская СОШ

Яшкинского муниципального района»

Введение ___________________________________________________ 3

Что такое инерция? ___________________________________ 4

Причины нарушения правил дорожного движения _________ 5

Исследование тормозного пути _________________________ 9

Заключение _____________________________________________ 12

Список используемой литературы ___________________________ 13

В средствах массовой информации, на классных часах, на встречах с инспекторами дорожной полиции нам часто приводят примеры, статистику о ДТП с участием детей. Много несчастных случаев происходило зимой вовремя гололеда. Я задался вопросом: почему так происходит? На уроке физики учитель объяснил, что благодаря инерции автомобиль сразу не останавливается. У меня возник вопрос. Как влияет понижение температуры зимой и состояние дорожного покрытия на тормозной путь автомобиля?

Актуальность: Эта тема была выбрана, потому что в осенне-зимнее время происходит больше ДТП. В Сибири зима длится около 5 месяцев. Хотелось бы больше узнать о причинах нарушений правил дорожного движения в зимнее время и рассказать о них, чтобы было меньше жертв ДТП.

Цель: Исследовать влияние физических параметров на тормозной путь.

Гипотезы: 1. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь автомобиля.

2. Чем холоднее на улице, тем больше тормозной путь автомобиля.

Задачи: найти зависимость длины тормозного пути от скорости автомобиля и от температуры окружающей среды.

Метод: физический эксперимент.

Объект исследования: тормозной путь.

Вид проекта: исследовательский; долгосрочный.

Что такое инерция?

Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (Физика 7 класс Перышкин А.В.)

Инерция – свойство тел сохранять состояние покоя или движения, пока какая-нибудь сила не изменит этого состояния. Закон инерции. Двигаться по инерции. Делать что-нибудь по инерции (переносная: по привычке, без сознательных усилий). (Толковый словарь Ожегова)

Инерция – 1) отсутствие активности, бездеятельности. 2) в механике, свойство тела сохранять состояние равномерного движения или покоя, когда действующие силы отсутствуют или взаимно-уравновешены. (Советский энциклопедический словарь)

Причины нарушений правил дорожного движения.

Организация Объединенных Наций включает проблему безопасности дорожного движения в число наиболее острых проблем человечества, наряду с раковыми заболеваниями, загрязнением окружающей среды, истощением энергетических ресурсов. Только на дорогах России за год гибнет больше людей, чем потеряла наша армия во всех малых и больших военных конфликтах, в которых она участвовала в последние полвека! Пешеходы составляют 30% погибших и раненых от общего количества пострадавших в ДТП; 36% — пассажиры и 34% — сами водители.

Из-за ошибок водителей и нарушения ими Правил дорожного движения совершается до 80% ДТП. ГИБДД опубликовала данные по дорожно-транспортным происшествиям на российских дорогах за 12 месяцев 2016 года. Всего произошло 173 694 дорожно-транспортных происшествия, их число сократилось на 5,6%. В целом наблюдается снижение показателей аварийности, кроме некоторых позиций. В частности, выросло число аварий, произошедших по вине плохих дорог.

За 12 месяцев на дорогах страны погибло 20 308 человек (-12,1%), ранено — 221 140 челове к (-4,3%).

Из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств произошло 150 860 ДТП, в которых погибло 16 933 человека (-10,9%), ранено 200 622 человека (-3,5%).

Аварий с участием детей и подростков до 16 лет произошло 19 269 (-1,4%), погибли в них 710 человек (-3,7%), ранено 20 621 человек (-1,5%).

Кроме вины водителей, которые «забывают» пропускать переходящих проезжую часть, немало вины и самих пешеходов, позволяющих себе переходить на другую сторону не где положено, а где им вздумается, где удобней, привычней – отговорок в таких случаях много».

Кузбасс – один из самых автомобилизированных регионов России. Из-за высокой степени урбанизации и проходящей через регион федеральной трассы М-53, в области отмечается значительное количество дорожно-транспортных происшествий. Кемеровская область — один из первых регионов, где посты «скорой помощи» размещают на междугородних трассах: для помощи пострадавшим в ДТП.

Я стал изучать статистику по ДТП в Кемеровской области и Яшкинском районе и заметил, что во время гололеда происходит больше аварий.

За прошедший 2016 год на дорогах Кузбасса произошло 3049 зарегистрированных ДТП, это на 5,7% меньше чем в 2015 году. Так, в целом аварийность на территории Кемеровской области снизилась.

В результате аварий, случившихся в 2016 году, травмы получили 4048 человек, против 4324 в 2015 году, а также 338 погибли, в то время как в 2015 году скончались 435 человек. Об этом сообщили в ГУ МВД по Кемеровской области.

За 12 месяцев 2016 года в регионе зарегистрировано 155 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. 7 несовершеннолетних погибли и 157 получили ранения.

Причиной 104 таких происшествий явились нарушения правил дорожного движения водителями автотранспорта. Неосторожность самих несовершеннолетних привела к 41 ДТП.

Анализ структуры ДТП по категориям участников показал, что 53 ребенка пострадали, будучи пассажирами транспортных средств, 86 – пешеходами и 14 – велосипедистами.

40 детей получили ранения и один ребенок погиб при переходе проезжей части по пешеходному переходу.

Статистика показывает, что больше всего аварий происходит в октябре, а самым безопасным оказался май. Самым аварийным днем недели оказалась пятница, а наиболее безопасным вторник. Количество столкновений и ДТП на дорогах увеличивается в период с 17.00 до 21.00.

Читайте также  Машина сильно дымит белым дымом причина

По информации, полученной в ОГИБДД Отдела МВД России по Яшкинскому району, в нашем районе за 2016год было совершено следующее количество ДТП.

Таблица 1: Количество ДТП в Яшкинском районе за 2016 год.

Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут

Многие водители не замечают мелкие неполадки в автомобиле и продолжают ездить на нем, хотя это запрещено ПДД. По причине их невнимательности и безответственности растет число аварий из-за технических неисправностей. Это подтверждает статистика Госавтоинспекции. Если в 2018 году произошло 6221 таких ДТП, в 2019 году – 6734, то в 2020 году – уже 7658. При этом наказание за поломку зависит от ее вида. За некоторые инспектор выпишет штраф, а за другие суд лишит автомобилиста прав.

Что такое запрет движения авто

Если полицейский запретит движение, то отправит машину на штрафстоянку. Тогда автомобилист должен забрать ее оттуда и довезти до ремонта на эвакуаторе. Только после устранения неполадок он сможет управлять автомобилем (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»).

Так, водитель Руслан Литвинов* ехал по городу Кирово-Чепецк, когда его остановил инспектор ГИБДД. Полицейский обратил внимание, что на авто Литвинова не было переднего бампера и фар. Кроме того, в машине стоял двигатель от другой модели. Инспектор выписал Литвинову штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей» и запретил ему ездить дальше на авто в таком состоянии.

Литвинов не согласился с наказанием и подал жалобу в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области. Он настаивал, что полицейский не является техническим инспектором и не ставит транспортное средство на учет. Поэтому он не имел права проверять машину. К тому же Литвинов выехал из дома на исправном авто, а передний бампер и фара отвалились во время движения, и водитель как раз проезжал мимо полицейского в СТО.

Судья Евгения Коровацкая опросила полицейского. Он отметил, что несколько раз делал замечания Литвинову за неисправный автомобиль. В этот раз водитель без фар создавал опасную дорожную ситуацию, рискуя жизнью окружающих. По этой причине он запретил движение Литвинову и выписал штраф.

Суд оставил наказание для Литвинова в силе. Автомобилист не может продолжать движение на машине без фар согласно п. 2.3.1 ПДД «Общие обязанности водителей». Но водитель пренебрег этой обязанностью. К тому же нарушение ПДД подтверждается протоколом, объяснениями водителя, фототаблицей и видеоматериалом. В вышестоящие суды с жалобой водитель не обращался (дело №12-209/2019).

Когда авто нельзя эксплуатировать

В отличие от движения при эксплуатации водитель использует полезные свойства машины для своих целей. Например, таксист перевозит пассажиров, водитель грузовика – товары для различных компаний, а работник на снегоуборочной машине убирает последствия метелей. Список неисправностей, при которых водителю запрещено эксплуатировать авто, указан в специальном перечне из ПДД. Он довольно объемный. В частности, к таким неполадкам относятся установка приборов, которые мешают обзору водителя, отсутствие звукового сигнала, загрязненные фары, тонировка и др.

Пока водитель не устранит неисправность, инспектор ГИБДД запретит использование авто. В некоторых случаях он разрешит автомобилисту самостоятельно доехать до СТО или автомагазина, например, при отсутствии знака «Начинающий водитель».

Так, в апреле 2020 года водитель Андрей Петров* ехал на машине с каркасными сетками на боковых стеклах. Это заметил инспектор и остановил его. Полицейский решил, что каркасные сетки мешают обзору автомобилиста, снял это нарушение на видео. Сотрудник ГИБДД запретил эксплуатацию машины и выписал Петрову штраф 500 руб. по ч. 1 ст.12.5 КоАП.

Водитель со штрафом не согласился и подал жалобу в Благовещенский городской суд Амурской области. Он говорил, что при управлении каркасные сетки не использовал. К тому же точно установить, что инспектор снимал именно его автомобиль на видео, невозможно.

Судья Татьяна Коршунова оставила штраф автомобилисту в силе. Ведь рапорт, объяснения полицейского и видеозапись подтверждают, что заявитель жалобы ехал с каркасными сетками. К тому же на видео заметно, что водитель не отрицал наличие на стеклах сеток и фактически признал вину в нарушении ПДД. Петров согласился с судебным решением и не обжаловал его (дело №12-720/2020).

Эксперты рассказали о спорных ситуациях при неисправностях в авто

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что главная проблема из-за неисправности авто – это запрет движения на нем и вызов эвакуатора. При этом некоторые неполадки критичны для безопасности движения: если водитель управляет машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Тогда сотрудник ГИБДД законно составит протокол и задержит автомобиль. При других поломках, возникших в пути, водитель может избежать неприятностей и штрафа. Для этого ему нужно убедить инспектора, что машину отремонтируют в первом по дороге СТО.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин обращает внимание на тонировку передних стекол авто. Это неисправность, при которой запрещена эксплуатация машины. К спорной ситуации в этом случае относятся составление протоколов на водителей прибором, срок поверки которого уже истек. «Такие недостатки являются существенными и влекут отмену штрафов в суде», – добавляет эксперт.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что сотрудник ГИБДД прав. Уважительная причина неисправности автомобиля не имеет никакого значения. Неработающие в установленном режиме внешние световые приборы относятся к неполадкам, при которых эксплуатировать авто запрещено. Поэтому полицейский правильно выписал штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что у авто нет задней части, значит, у него нет задних световых приборов (стоп-сигналов, поворотников и др.) и штатных мест для крепления номеров. Это относится к перечню неполадок, когда на машине ездить нельзя. Поэтому лучше накопить денег на эвакуатор или перевезти авто на жесткой сцепке.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что действия сотрудника ГИБДД правомерны. Отсутствие грязезащитных фартуков и брызговиков – неисправность, из-за которой запрещается эксплуатировать авто. Это влечет за собой назначение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Но если брызговик отвалился в пути и его нельзя было установить, то автомобилист вправе уехать для ремонта машины с соблюдением всех мер безопасности.

Ответственность водителей за нарушение ПДД

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 — 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Читайте также  При торможении машину тянет влево причины

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге.

Самый коварный пункт ПДД

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта — там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется — тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность — тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.

Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»