Дымит дизельный двигатель черным дымом причины

Дымит дизельный двигатель черным дымом: причины

Исправный дизельный мотор в процессе работы производит выхлопные газы в небольшом количестве и с нейтральным цветом. При длительной эксплуатации машины ее двигатель может работать некорректно, что приводит к густому выхлопу насыщенной расцветки, обычно это черный дым. Он может сказать о ряде неполадок в двигателе, которые нужно исправить, чтобы не допустить полной поломки автомобиля.

Почему дымит дизельный двигатель черным дымом

Если дизельный двигатель дымит черным дымом, есть разные причины. Чаще это технические нюансы, связанные с недостаточным давлением подачи солярки или засорения топливопровода. Самая простая причина черного выхлопа — некачественное топливо, это предположение нужно проверить первым.

Неполное сгорание топлива приведет к образованию густого черного дыма. Основной причиной этого является некачественное топливо. Оно обычно продается на маленьких заправках, которые закупают солярку у сомнительных поставщиков.

Проверить это предположение легко, достаточно поменять топливо, заправившись на другой АЗС. Если выхлоп стал нормальным после нескольких запусков — причина черного дыма связана с топливом.

В случае, когда смена топлива не принесла результатов, обследуется техническая часть. Это не только нарушения работы двигателя, но и всей системы подачи топлива, засор форсунок и ТНВД. Если не учесть первый «звоночек» в виде черного дыма из выхлопной трубы, последствия ухудшатся.

Неисправен турбокомпрессор

Из-за особенностей дизельных двигателей, в которых температура выхлопных газов ниже, чем в бензиновых ДВС, турбонаддув в них встречается чаще. Преимущественно это недорогие конструкции, которые могут сломаться. Если это произошло — деталь не будет давать нужного наддува для сгорания воздушно-топливной смеси и выхлоп станет черным.

Часто неисправности этой детали сопровождаются увеличенным расходом масла и падением мощности мотора. Основной причиной являются:

  • засора воздуховодного канала;
  • протечки впускного тракта или выпускного коллектора.

Определить утечку воздуха из единой системы можно по громкому свисту, который издается турбиной при включенном двигателе. Если он присутствует, значит проблема заключается в слабом обогащении топлива. Оно сгорает не до конца и проявляется в виде большого количества сажи. При отсутствии посторонних звуков, проверяются воздуховоды, там может скопиться сажа, образовав пробку.

Проблемы с ТНВД

Топливный насос высокого давления- это технически сложная деталь автомобиля, которая может выходить из строя. Проверяется правильность угла впрыска, нарушение которого приводит к поджогу топлива с задержкой. Вследствие этого давление внутри цилиндров растет и в системе появляется много сажи.

Интересно! Об опережении момента впрыска, при котором горючее подается слишком рано, может сказать сильная детонация в камерах сгорания. Громкость работы мотора при этом также возрастает в разных режимах.

Она забивает сажевый фильтр, он не может продолжать очистку и посторонние частицы попадают в масло. Каналы, проводящие масло, забиваются, жидкость не может эффективно отводить тепло двигателя, мотор перегревается. Последствий такой неисправности несколько:

  • на поршневых кольцах образуется налет (специалисты называют это закоксовкой), мешающий их слаженному движению при нагрузке;
  • прогорают клапаны и поршни, по причине недостаточного поступления масляной смазки и повышенного износа;
  • в масло попадает солярка, что снижает его вязкость и ведет к недостаточному смазыванию узлов.

В ТНВД могут сломаться плунжерные пары, что сопровождается густым черным дымом, неравномерными холостыми оборотами во время прогревания двигателя. Нужно показать машину специалистам, которые смогут проверить угол впрыска специальным оборудованием и при необходимости отрегулировать его.

Низкая компрессия

Основной причиной нарушений в процессе воспламенения топлива и его сгорания, является низкая компрессия в цилиндрах. Именно она приводит к дымлению, ведь давление в конце такта сжатия для дизельных моторов имеет особую важность. Температура сжимаемого воздуха при поступлении топлива влияет на продуктивность, с которой топливно-воздушная смесь сгорает.

Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью. В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться.

Забился воздушный фильтр

Самая простая неполадка, которая может повлечь высокую дымность- засорение воздушного фильтра. Этот расходник отлавливает из поступающего в цилиндра воздуха твердые частицы, предупреждая их накопление и проникновение в систему. Если фильтр чрезмерно засорен, воздух не поступает в нужном объеме, падает мощность и увеличивается расход дизеля.

Неполадки с воздушным фильтром можно определить через бортовой компьютер, в перечне считанных ошибок должны быть коды P0171 или же P0172. Данную проблему можно решить простой заменой воздушного фильтра, это должно делаться ежегодно, либо при прохождении максимум 20 тысяч километров.

Если условия эксплуатации машины связаны с поездками по пыльным дорогам, засорение произойдет быстрее, значит обслуживание фильтра потребуется раньше.

Забились форсунки

Данную проблему легко диагностировать, ведь она связана с проблемами при холодном запуске мотора и черным выхлопом, который при этом появляются. Кроме того, автомобиль может глохнуть при разгоне, ведь форсунки не пропускают достаточного количества топлива, будучи засоренными.

В основном это происходит из-за некачественного топлива, в котором присутствуют посторонние частицы, задерживающиеся в форсунках. Спасти ситуацию может только химическая или физическая промывка, которую проводят только профессионалы.

Другие причины

Есть и некоторые другие причины того, что машина начинает сильно дымить. Они не настолько распространены, как перечисленные, но все же могут проявляться:

  • большой нагар на клапане системы EGR, отвечающей за рециркуляцию отработанных газов. Из-за налета механизм постоянно остается открытым, увеличивая приход уже отработанных газов через впускной коллектор;
  • неисправность кислородного датчика — электронный блок, отвечающий за работу двигателя, работает некорректно и не может обеспечивать подачу нужного количества воздуха в солярку;
  • сбои в системе зажигания — в некоторых двигателях присутствует регулятор блока зажигания, который может ломаться;
  • негерметичные воздушные каналы — упуская нагнетаемый воздух, они не поставляют достаточно объема кислорода в двигатель, из-за чего топливо не может сгореть полностью.

Перечисленные причины могут приводить к образованию черного дыма из выхлопной трубы. Но есть и другие расцветки дыма, которые могут рассказать об иных неполадках и тоже не являются нормой.

Белый дым

Если при работе дизельного мотора из выхлопной трубы появляются белые облака, это означает, что в камеру сгорания попала посторонняя жидкость. Сама топливная система должна быть герметичной и любое попадание влаги в нее является критичной. Антифриз может пройти в цилиндры через:

  • пробитую прокладку головки блока цилиндров;
  • прогнивший патрубок системы охлаждения на корпусе дроссельной заслонки.

Чтобы определить заливку цилиндров нужно открыть расширительный бачок. Влага проявит себя булькающим звуком, а также наличием масляной пленки на поверхности жидкости. Запах выхлопных газов из бачка также свидетельствует о попадании туда влаги, а уровень жидкости там будет пониженным.

Антифриз вытекает из расширительного бачка

Синий дым

Появление синих выхлопных газов вызывает панику у водителей. Это означает ряд неисправностей в двигателе, диагностировать проблему можно, посмотрев на образуемый дым.

Если выхлоп отчетливого синего цвета, значит топливная струя малоэффективна, топливо не сгорает, а выводится в виде капель через глушитель. Их прогревание дает синий цвет, но есть проблема глобальнее — основная смесь сгорает не в воздушном пространстве камеры сжатия — а на днище.

Интересно! При таком темпе работы поршень обгорает, на цилиндрах появляются повреждения, влекущие за собой дорогой ремонт.

Сизый выхлоп означает, что солярка воспламеняется с трудом. Виной этому является недостаточная компрессия, проявляющаяся по причине износа цилиндро-поршневой группы. Кроме того, недостаток давления можно объяснить тем, что тарелки клапанов не до конца прилегают на седла из-за нагара. Вторая причина заключается в неисправности свечей накаливания, они попросту не дают температуры для воспламенения.

При других вариациях цветов с разными оттенками голубого, можно диагностировать проникновение масла в цилиндры и его сгорание. Этой жидкости в цилиндрах быть не должно, но появиться там она может через:

  • картер двигателя при отработанных или заклинивших маслосъемных кольцах;
  • изношенные маслосъемные колпачки, которые пропускают масло из клапанной коробки;
  • уплотнения в подшипниках, установленных в турбине;
  • воздушный фильтр, по причине засорения картерной вентиляции.

При работе двигателя с густым выхлопом черного, синего или белого цветов, следует сразу начать диагностику. Самыми частыми причинами являются неисправности топливного насоса, системы зажигания, пробои в воздуховодах.

Со временем двигатель может полностью выйти из строя, если не принять мер по ремонту. Для этого лучше обратиться к мастерам. Они проведут точную диагностику и займутся ремонтом и уходом автомобиля, устранив не только дымящий выхлоп, но и причину неисправности.

Почему дымит дизельный двигатель: причины и способы устранения черного дыма из выхлопной трубы

На российских магистралях нередко можно наблюдать картину, когда тяжело груженная фура с дизельным мотором поднимается в гору, буквально извергая клубы черного или синего дыма. Подобное явление характерно не только для грузовых, но и для легковых авто. О чем свидетельствует черный дым из выхлопной трубы дизеля? Может, это связано с особенностями двигателя или чем-то другим? Разберемся подробнее.

Черный дым из дизельного пикапа

Причины и методы устранения черного дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

Появление дыма у моторов, работающих на солярке, происходит гораздо чаще, чем у бензиновых силовых агрегатов. Все дело в принципе воспламенения топлива. Для осуществления этого процесса, в дизеле раскаляется воздух до 750-800 градусов и создается давление. В бензиновом моторе воспламенение происходит от свечи зажигания. Плюс солярка требует более высокой температуры для возгорания, чем легкие фракции топлива. Если сравнивать с бензиновым двигателем, то в дизеле смесь образуется за очень короткое время, что приводит к ее неоднородности.

Не стоит забывать: для того, чтобы сжечь 1 л горючего, требуется до 15 л воздуха. Дымление говорит о нарушении функционирования какой-либо системы или сразу нескольких. Тому есть несколько причин.

Загрязненность воздушного фильтра

Этот элемент топливной системы относится к категории расходных материалов. Поэтому его нужно вовремя менять в соответствии с инструкцией к машине. Однако если она постоянно эксплуатируется в тяжелых условиях, например, при сильной запыленности, то промежутки между заменой воздушного фильтра нужно сократить. Особенно важно не допускать попадания на него влаги. Если это все же произошло, фильтр нужно тщательно высушить либо поставить новый.

Читайте также  Цвет нагара на свечах зажигания причины

Стандартный воздушный фильтр прямоугольной формы

Периодичность замены воздушного элемента – от 15 до 30 тыс. км. Рекомендуется менять фильтр вместе с маслом, т. е. примерно через 10 тыс. км. Процесс замены можно поручить мастерам на СТО или сделать все самому: это не составляет особого труда. На каждой машине фильтр крепится по-своему: это могут быть болты, винты, пластиковые защелки. Но в большинстве случаев алгоритм действий следующий:

  • поставьте авто на ровную площадку, активируйте ручной тормоз, заглушите мотор;
  • откройте капот, найдите месторасположения фильтра и снимите его крышку;
  • вытащите воздушный элемент с осторожностью, чтобы накопившаяся пыль и мусор не попали внутрь двигателя;
  • впускной патрубок заткните чистой ветошью;
  • с помощью компрессора, а лучше пылесоса удалите пыль из посадочного места;
  • уберите ветошь из патрубка и поставьте новый фильтр;
  • верните крышку на место и закрепите ее.

Если нет возможности приобрести новое изделие, можно очистить старое, но это лишь временная мера: фильтр все равно придется покупать.

Низкая компрессия в цилиндрах

Этот параметр работы двигателя можно проверить на ближайшей СТО или сделать самостоятельно, если у вас имеется компрессометр или компрессограф. Разница между этими приборами – в способе вывода информации для считывания. В первом случае уровень компрессии показывает стрелочный манометр. Во втором – все выводится на монитор компьютера с возможностью распечатки полученных результатов.

Для правильного проведения замеров нужно соблюдать определенные условия. Воздушный фильтр должен быть не забитым, частота вращения коленчатого вала – 200-250 об/мин. Требуемое значение компрессии указано в документации на машину.

  • от насоса высокого давления (ТНВД) отсоедините соответствующие клапаны, чтобы прекратилась подача горючего;
  • отключите дозатор ТНВД;
  • снимите свечу накаливания;
  • к фланцу подсоедините измеряющий прибор;
  • проверните коленвал стартером и одновременно снимите показания с компрессометра или компрессографа;
  • засчитывайте показания, когда давление перестанет увеличиваться;
  • протестируйте каждый цилиндр, записывая полученные данные.

На компрессию двигателя влияет состояние цилиндро-поршневой группы. Если давление сильно не соответствует норме, причина чаще всего кроется в изношенности деталей: поршневых колец, самих поршней, стенок цилиндров. Зачастую это связано с низким качеством топлива и смазочных материалов. Исправить положение можно посредством расточки блока в специализированной мастерской. Если же несоответствие компрессии параметрам, указанным в документации незначительное, можно воспользоваться специальными присадками.

Еще одна причина снижения компрессии – отсутствие герметичности клапанов. Здесь потребуется разборка механизма и очистка (замена) деталей.

Неисправность топливной системы

Необходимо проверить ее основные элементы: ТНВД, форсунки. Не помешает тестирование герметичности воздушных каналов (шлангов) и их соединений, выполняемых с помощью хомутов. Для этого создайте давление в системе посредством компрессора (используйте ресивер, чтобы воздух нагнетался бесшумно) или даже велосипедного насоса: при нарушении герметичности будет слышно шипение воздуха.

Проверка работоспособности форсунок

Если одна из них забита, мотор будет «троить»: вычислить виновницу несложно. Нужно запустить двигатель и поочередно отключать каждую форсунку. Изменение звука работающего мотора говорит о нормальном состоянии детали. При отсутствии реакции со стороны силового агрегата можно считать, что проблемная запчасть найдена. Но если форсунка переливает, то для ее поиска понадобится более сложная процедура. Перед тестированием приготовьте одноразовый шприц на 20 мл и прозрачную трубку от капельницы.

  • из шприца извлеките поршень;
  • запустите мотор и подсоедините шприц к «обратке» форсунки, т. е. вставьте трубку в горлышко мединструмента;
  • пару минут держите шприц, пока в него не наберется дизтопливо (если наберется);
  • повторите операцию для всех форсунок.

Пустой шприц или 4-5 мл солярки в нем свидетельствует об исправности детали. Наличие внутри 10-15 мл – признак ее частичной работоспособности (возможен ремонт, чистка). Объем в шприце 20 мл топлива указывает на необходимость замены форсунки. Точный объем дизельного топлива, которое она должна сбрасывать обратно, должен быть указано в инструкции к автомобилю.

Как проверить ТНВД

Неправильная работа этого устройства может сопровождаться не только черным дымом, к попутным симптомам относятся:

  • увеличенный расход горючего;
  • неустойчивая работа на холостом ходу;
  • проблемы при запуске дизеля;
  • постоянный перегрев;
  • падение мощности, вялый разгон;
  • посторонний шум при работе силового агрегата.

Лучший вариант проверки работоспособности ТНВД – использование стенда в автотехцентре. В условиях гаража проверить насос можно только частично:

  1. Для проверки плунжерных пар устройства снимите ремень ГРМ и медленно проверните шкив. Если чувствуется переменное усилие, в деталях воды нет. При ее наличии вал крутиться не будет, и насос при старте может заклинить.
  2. Проверка давления в насосе производится тестером RB-4802 либо иным аналогичным прибором. Он вворачивается вместо топливной трубки насоса. Правильные показания – 300 кг/кв. см., если это не так, плунжерную пару замените.
  3. В моторе с электронным управлением возможна поломка датчика оборотов. В этом случае солярка не поступает в цилиндры. Датчик проверяется омметром: бесконечное сопротивление говорит о разрыве.
  4. Еще одна причина плохой работоспособности ТНВД – утечка горючего. Чтобы проверить предположение, запустите двигатель и покачайте ось рычага устройства. Если увидите подтекание солярки, замените в проблемном месте резиновый уплотнитель.

Проблемы с турбокомпрессором (турбиной)

Ее неисправности можно выявить самостоятельно, без снятия агрегата с машины. Помимо появления черного (серого) дыма из выхлопной трубы, о проблемах с турбокомпрессором свидетельствует:

  • чрезмерно шумная работа мотора под нагрузкой;
  • постоянный перегрев;
  • уменьшение тяги силового агрегата и динамики;
  • возрастание расхода ГСМ.

Проверить работоспособность турбины можно на слух и визуально. Нормально функционирующий агрегат не должен скрипеть, шипеть, свистеть. Проверьте герметичность соединений трубок и состояние воздушного фильтра. Чтобы убедиться в отсутствии износа устройства, поверните его ротор: он не должен касаться корпуса (допускается люфт не более 0,05 мм).

Встречаются и неожиданные причины, когда дымность двигатель повышенная. «Виновником» может оказаться регулировочный электромагнитный клапан системы зажигания, внешне представляющий собой небольшой болт. Иногда достаточно стукнуть по нему, чтобы мотор перестал дымить: восстановится правильный угол зажигания.

Если из выхлопной трубы идет синий (сизый) дым

Причин этому явлению несколько: неправильное формирование топливного факела, «некомфортные» условия для воспламенения горючего. Причины сизого дыма из выхлопной трубы дизеля могут быть связаны с маслом. При попадании его в солярку, вязкость резко падает. Это приводит к неспособности смазочного материала противостоять трению. Выявить проблему голубого дыма несложно, для этого нужно вытащить щуп. Если масло с него капает и ощущается запах топлива, диагностика и ремонт двигателя необходимы. Попадание масла в камеру сгорания может происходить несколькими путями:

  • через изношенные маслосъемные кольца при их залегании либо износе;
  • через плохие сальники подшипников турбокомпрессора;
  • из воздухофильтра, если вентиляция картера не работает (забита).

Синий дым из выхлопной трубы дизельного двигателя может появиться при малоэффективной струе топлива, когда солярка не сгорает до конца и выходит из глушителя. Она и придает дыму сизый оттенок. Но здесь есть другая опасность: смесь начинает сгорать на днище поршня, а не в камере, в итоге деталь испытывает огромные нагрузки, что ведет к задирам на стенках цилиндров. Дизельный двигатель дымит синим дымом и при плохом воспламенении топлива, что связано с износом элементов ЦПГ, низкой компрессией, неисправностью свечей накаливания. Кроме последнего случая, выход один – капитальный ремонт силовой установки.

Синий дым из двигателя

Почему дизель дымит белым цветом

Густой светлый выхлоп указывает на присутствие в камере сгорания воды (охлаждающей жидкости – антифриза).

Попасть она туда может разными путями:

  • порвана прокладка ГБЦ;
  • вышла из строя трубка охлаждения дроссельной заслонки.

Для определения причины появления белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя взгляните в расширительный бачок. Если вышеописанные версии верны, увидите маслянистость жидкости в емкости, ее низкий уровень и запах отработанных газов. При снятии картера, вместо масла там окажется непонятная жижа. Для решения проблемы потребуется установить новую прокладку и (или) заменить патрубок. Но не стоит впадать в панику, если дизель дымит на холодную, а потом перестает: это нормальное явление.

Белый дым из двигателя

Последствия при игнорировании проблемы

Наиболее печальный результат – заклинивание двигателя и последующий капитальный ремонт. Менее сложное, но тоже неприятное последствие – уменьшение эксплуатационного ресурса силового агрегата. Поэтому проще и дешевле вовремя выявить неисправный узел, деталь и отремонтировать их либо заменить. Например, при забивании сажевого фильтра, грязь начинает попадать в смазочный состав, из-за чего забивается масляная магистраль.

В итоге детали мотора начинают перегреваться и работать с повышенной нагрузкой, что ведет к сокращению срока службы мотора. В худшем случае прогорают клапаны, поршни.

Появление дыма любого оттенка из выхлопного патрубка еще не говорит о том, что незамедлительно требуется капитальный ремонт. Это всего лишь серьезный сигнал, который нельзя игнорировать, чтобы не «нарваться» на дорогостоящее восстановление силового агрегата в автосервисе. Рекомендуется как можно раньше прекратить эксплуатацию автомобиля, и на первоначальном этапе заняться диагностикой состояния двигателя.

Почему дизель дымит черным дымом при нагрузке

Дизели старших поколений дымили все и почти всегда. Тогда это не считалось признаком неисправности, а бесполезные потери топлива на образование сажи можно было не считать из-за дешевизны горючего. Тем более никого не волновала экология. Сейчас дизели стали такими же чистыми, как и бензомоторы, а чёрный цвет выхлопа недопустим даже в самых неудобных для разработчиков топливной аппаратуры режимах.

Причины появления черного дыма из выхлопной трубы дизеля

Общей причиной является неисправность топливной аппаратуры. Это наиболее важная и сложная система экологически чистого дизельного мотора. При наличии хорошей компрессии поджечь загруженное в камеру сгорания топливо несложно, сжатый воздух развивает значительную температуру.

Не требуется, подобно бензиновому двигателю, правильный и строго соблюдаемый состав смеси, мощная искра и точно рассчитанный момент опережения зажигания. Но вот обеспечить максимально полное сгорание впрыснутой порции дизельного топлива, которое содержит тяжёлые нефтяные фракции, да ещё и в самых разных режимах, достаточно затруднительно.

Читайте также  Выбивает масло из бачка ГУР Камаз причины

Признаком неполного сгорания является выделение чистого углерода, исторически называемого сажей. Её радикально чёрный цвет и окрашивает выхлопные газы, вызывая характерное «дизельное» дымление, которое трудно с чем-то перепутать.

Особенно при резком нажатии на педаль акселератора, когда количество горючего в цикловой подаче резко возрастает, чтобы разогнать инертный тяжёлый двигатель с большим запасом прочности.

Экологические нормы заставили разработчиков полностью исключить чёрное дымление. Помимо оптимизации горения, в систему вводится сажевый фильтр, многокомпонентные нейтрализаторы и прочие ухищрения.

Всё это имеет свойство со временем отказывать, от чего дизелю и возвращается его старая привычка выбрасывать клубы сажи.

Некачественное топливо

Все процессы горения оптимизированы под эталонные свойства дизельного горючего, в частности, по цетановому числу. Этот показатель характеризует способность солярки сгорать быстро, но плавно, без развития аномальных процессов.

При низком цетановом числе топливо медленно воспламеняется, но быстро и неравномерно сгорает, перегружая детали мотора, вызывая снижение мощности и обильное дымление. Лечение одно – замена содержимого топливного бака.

Недостаток воздуха

На пути кислорода в камеру сгорания имеется несколько препятствий. Основное из них – воздушный фильтр. Его качество обеспечивает защиту мотора от износа, но вместе с тем и повышение насосных потерь, снижение наполнения.

А если фильтр уже забит дорожной пылью или попавшей туда грязью и водой, то с обеспечением двигателя воздухом не справится и турбонаддув. Кислорода не хватает, всё топливо сгореть не может, начинается сажевый выхлоп.

Разрегулирована топливная система

Система питания очень точно отбалансирована, поэтому любые нарушения в её работе препятствуют нормальному горению.

Возможны разные варианты:

  • изношены или засорены форсунки;
  • нарушено регулирование рабочего давления ТНВД;
  • неправильно настроен момент опережения впрыска;
  • проблемы с агрегатом турбонаддува;
  • не работает канал рециркуляции EGR.

Современные топливные системы устроены гораздо сложнее, чем в бензиновых моторах, поэтому их точная диагностика потребует квалифицированного персонала, электронного оборудования и стендового хозяйства. Да и ремонт обойдётся дорого из-за высокой стоимости заменяемых деталей.

Механические нарушения

В дизеле всё обычно сводится к потере компрессии и уходу от нормы фаз газораспределения. Помимо дымления, это ещё и вызовет проблемы с запуском двигателя. Топливо воспламеняется с большими задержками, пропусками и догореть за рабочий цикл не успевает.

Остатки либо попадают в выхлоп либо стекают по стенкам цилиндров, разбалансируя масло в картере. Двигатель очень быстро потребует капитального ремонта.

Последствия образования сажи

Как только чёрный выхлоп перестал быть свойством данного типа двигателей, а начал означать неисправность, последствия стало невозможно игнорировать.

Несвоевременное устранение причин приведёт к удорожанию неизбежного ремонта:

  • перегрузится и выйдет из строя сажевый фильтр;
  • копоть забьёт выпускную систему, турбину и клапан EGR;
  • углеродные отложения проникнут в масляный картер и выведут из строя систему смазки;
  • кроме сажи, масло будет разбавлено и жидкими фракциями несгоревшего топлива, что лишит его запрограммированных свойств и приведёт к ускоренному износу цилиндро-поршневой группы и коленчатого вала с подшипниками и шатунами;
  • нарушится тепловой режим мотора, перегревы приведут к поломкам и деформациям деталей;
  • придёт в негодность механизм газораспределения, в первую очередь клапаны;
  • мотор снизит мощность и увеличит расход топлива.

Возможность самостоятельного ремонта очень ограничена, простейшие дизели уже не производятся, а в современных можно разве что сменить топливо и воздушный фильтр.

Всё остальное потребует обращения в специализированные предприятия, обслуживающие именно дизельные двигатели.

Почему дымит дизельный двигатель черным дымом и причины этого

Многие владельцы дизельных автомобилей и спецтехники сталкиваются с проблемой, когда дизельный двигатель дымит, и ищут причины неисправности. Рассмотрим тот случай, если во время работы выхлоп двигателя черного цвета.

Главной причиной, из-за которой это происходит, является неполное сгорание используемого топлива. Черная сажа, вылетающая из выхлопной трубы, это остатки не сгоревших углеродов. Для их полноценного сгорания в камере не хватает кислорода либо превышено оптимальное количество подаваемой топливной смеси.

Любой, даже самый современный дизельный двигатель вырабатывает небольшое количество копоти при полностью исправной работе. Для снижения её количества в выхлопе используют повышение давления при подаче топлива в камеру сгорания. Встроенные сажевые фильтры улавливают большую часть вылетающей сажи. Для их полноценной работы необходимо проводить регулярную очистку или замену.

Для многих регионов актуальна проблема низкого качества дизельного топлива на АЗС, что также является частой причиной. При этой причине часто проявляются детонационные стуки, так как такое топливо опережает установленный процесс сгорания.

Определение точной причины

Часто причиной дымности мотора становится поломка электронной системы контроля правильного сгорания топлива. Отказ, какого либо датчика, включенного в эту систему, приводит к хаотичным впрыскам, как топлива, так и кислорода. Также основной причиной дымления двигателя является неправильное образование воздушно-топливной смеси.

Недостаток подачи воздуха обусловлен в основном загрязнением воздушного фильтра двигателя либо засором воздуховодов. Со стороны электронных систем из строя могут выйти датчики количества подаваемого воздуха. Практически все датчики данного типа не подлежат ремонту и меняются на новые.

Если чернота выхлопа резко повышается с набором оборотов двигателем необходимо провести диагностику топливного насоса высокого давления (ТНВД). На его работе сказывается нарушение герметичности всего топливного тракта и интеркулера. Явной причиной будут подтеки масла в местах соединения хомутами либо трещины шлангов.

Для проверки герметичности можно использовать любой бытовой насос (велосипедный, автомобильный), чтобы создать имитацию высокого давления. Для этого необходимо отсоединить подходящие к турбине и впускному коллектору шланги, закрыть их с обеих сторон и при помощи насоса создать давление. Если есть утечка, то это будет либо видно, либо слышно звук исходящего воздуха.

Устранение черного дыма из выхлопной трубы

Наиболее простым решением станет простая замена фильтров. В случае, когда замена не помогла, стоит обратить внимание на состояние топливных форсунок.

Главной причиной выхода из строя топливных форсунок является никое качество дизельного топлива. Внешне неисправность форсунок выражается в появлении густого дыма при движении с нагрузкой или попытке быстрого ускорения. При этом в салон передается ощутимая вибрация от двигателя.

Иногда причиной становится ранний угол впрыска топлива, в результате чего воздушно-топливная смесь воспламеняется с большой задержкой, что приводит к созданию повышенного давления в рабочем цилиндре. В результате смесь не сгорает полностью, и большое количество углеродов превращается в черную сажу, которая выкидывается в выхлопную трубу.

Если в результате диагностики угла впрыска правильные, а качество топлива соответствует нормам, тогда будет необходим ремонт и форсунок и ТНВД.

Неисправности турбокомпрессора и проблемы с компрессией

Современные дизельные двигатели оснащены турбокомпрессорами, что дало им большое распространение на легковых автомобилях для повседневного пользования. Также это добавило еще одну причину дымящего двигателя.

Это либо попадание повышенного количества масла во впускной тракт из-за износа резиновых уплотнителей, либо турбина по какой-то причине не способна нагнетать необходимое давление. Если в двигателе низкая компрессия, тогда наблюдаются проблемы с запуском двигателя, заметная потеря мощности и появление густого черного дыма под нагрузкой.

Очень редкой причиной, почему дымит дизельный двигатель черным дымом, является переизбыток компрессии. В салоне отчетливо слышен звук работы мотора, шумы детонации топлива. Такой дефект появляется при ошибках во время сборки всего мотора в целом. Сама по себе высокая дымности дизельного двигателя не приводит к поломке мотора.

Но если причиной является неправильно установленный угол впрыска или постепенный выход из строя форсунок, тогда езда на таком автомобиле приведет к разрушению деталей двигателя от повышенной нагрузки. Конечным итогом станет необходимость капитального ремонта либо полной замены агрегата, что является очень дорогостоящей процедурой для дизельных двигателей.

Редкий случай

Иногда даже долгая диагностика не позволяет выявить причину черного дыма от дизельного мотора. В этом случае стоит осмотреть механизм зажигания. Некоторые модели моторов оснащаются клапаном, который регулирует работу блока зажигания. Момент работы такого блока регулируется при помощи болта на корпусе. Такие блоки построены на электромагнитном принципе регулировки.

Проверить работоспособность таких установок можно по звуку (исправный датчик начнет трещать), либо отключить его от системы. Если эта манипуляции наладила работу двигателя и пропала дымности это указание к замене элемента.

Последствия образования сажи

При повышенном образовании сажи в дизельном двигателе первым из строя, как правило, выходит сажевый фильтр дизеля, что приводит к необходимости его замены. В дальнейшем сажа попадает в масло, которое циркулирует по всему мотору. Масляные каналы быстро забиваются, из-за чего масло не может эффективно выполнять отвод тепла от деталей двигателя и происходит их перегрев.

Сначала на поршневых кольцах происходит образование налета (они закоксовываются). Затем все установленные в автомобиле фильтры быстро забиваются грязью и теряют свои свойства.

Снижение проходимости топливных каналов уменьшает количество поступающего масла для смазки деталей, из-за чего они подвергаются повышенному износу. Работа двигателя в условиях повышенных температур со временем приведет к прогару клапанов и поршней. Замена этих деталей является одной из самых дорогостоящих процедур при обслуживании автомобиля.

При смешении топлива и моторного масла, вязкость последнего сильно снижается и в таком состоянии масло не способно защитить детали от износа в процессе эксплуатации. Визуально это можно определить, вынув масляный щуп из двигателя. Если даже при отрицательных температурах, моторное масло будет капать со щупа, а по запаху напоминает солярку это прямое указание на необходимость срочного ремонта.

Заключение

В статье рассмотрены основные причины, по которым дизельный двигатель дымит черным выхлопом. Появление черного дыма из выхлопной трубы не означает, что двигатель нуждается в дорогом ремонте или замене. Но если полностью игнорировать этот сигнал о неисправности, то дальнейшее использование автомобиля приведет к разрушению внутренних стенок двигателя, коксованию поршней либо прогару форкамер.

Для устранения этих последствий придется потратиться на капитальный ремонт всего двигателя, а возможно и на покупку нового. При появлении такого признака как дымление двигателя стоит как можно быстрее обратиться в автосервис для выяснения причины.

Если причиной послужил не просто износ воздушного фильтра, а что-то серьезнее, тогда лучшим решением будет сразу приступить к устранению причины и временно отказаться от использования такого автомобиля.

Читайте также  Моргает светодиодная лента во включенном состоянии причина

Черный дым из выхлопной дизельной трубы: причины, методы устранения неполадки

ДВС на бензине и солярке имеют принципиальное отличие. Топливовоздушная смесь бензиновой группы моторов воспламеняется в цилиндрах от электрического разряда, а солярка – от раскаленного до 800 градусов воздуха. Отсюда и разные «болячки», хотя симптом один – шлейф сажи за трубой глушителя.

Автомобили, которые ездят на солярке, независимо от того, «КамАЗы» это или изящные «Лэнд Крузеры» с «Мерседесами», нередко оставляют за собой след от белесых до сине-серых оттенков. А также черный дым, который может признаком износа выхлопной дизельной трубы.

О чем может рассказать черный цвет выхлопа

Выхлопные газы от двигателей, работающих на бензине или на солярке, проходят очистку в катализаторе. Когда мотор новый и работает исправно, выхлопы прозрачные, незаметные для глаза. Со временем силовой агрегат стареет и изнашивается – в «сердце» автомобиля происходят необратимые процессы.

Если вы заметили, что из выхлопной трубы у дизеля систематически идет черный дым, то первое, что приходит на ум – это признак естественного старения двигателя. На начальном этапе машина работает еще хорошо, но уже не выдает прежнюю мощность.

Опытному водителю черный выброс из глушителя, в целом, говорит о двух вещах:

  • Не полностью сгоревшее топливо вытесняется в выпускной тракт.
  • Горит масло.

Почему идет черный дым

В последнем обстоятельстве убедиться нетрудно: проверьте уровень моторной смазки.

При резком нажатии на педаль газа

Стиль вождения не может быть равномерным: приходится то газовать на обгоне или преодолении препятствий, то замедляться, то длительно ехать на одной передаче. Если вы видите, что при резком нажатии на педаль газа повалил черный дым из выхлопной дизельной трубы, причины ищите в инерции турбины.

При ускорении

Набор скорости тоже не обходится без перегазовки. Причины выброса черного дыма из выхлопной трубы у дизеля при резком нажатии и удержании ускорителя (акселератора) связаны с коллектором. В цилиндры подается мало кислорода: убедитесь, что ВФ (воздушный фильтр) чист.

При обгоне на дизеле

Некоторая задымленность на обгоне не страшна: дизтопливо не успевает выгорать в цилиндрах. Но если вы окутаете участников дорожного движения дымовой завесой угрожающего черного цвета, ищите провоцирующие факторы. Среди последних могут быть:

  • тосол или масло попали в цилиндры;
  • износилась цилиндропоршневая группа;
  • неполадки во всасывающем тракте.

Конкретную причину черного дыма из выхлопной дизельной трубы вам озвучат на СТО, после проверки системы на профессиональном диагностическом оборудовании и газоанализаторах.

Какие неполадки в автомобиле приводят к появлению черного выхлопа

ДВС на бензине и солярке имеют принципиальное отличие. Топливовоздушная смесь бензиновой группы моторов воспламеняется в цилиндрах от электрического разряда, а солярка – от раскаленного до 800 градусов воздуха. Отсюда и разные «болячки», хотя симптом один – шлейф сажи за трубой глушителя.

Разберемся в неисправностях дизельных моторов, ведущих к интенсивному выбросу несгоревших углеводородов.

Неисправен турбокомпрессор

Автомобильный турбокомпрессор призван создавать необходимый наддув для сгорания дизтоплива без остатка. Однако этого не происходит по ряду причин:

  • не хватает масла, и его давление критически низкое – 1,2 кгс/см 2 : ищите протечку или пережим масляных шлангов;
  • моторная смазка грязная: вы не поменяли вовремя фильтр;
  • внутрь турбокомпрессора попал сторонний предмет и повредил лопатки компрессорного колеса.

Почему дымит дизель

Вы почувствуете, что пропала тяга, снизилась разгонная динамика, и с выхлопной трубы на дизельном двигателе валит черный дым. Демонтировать узел можно самостоятельно, купив готовый ремкомплект.

Проблемы с ТНВД

Кроме активного выделения хлопьев сажи из глушителя, неполадки топливного насоса высокого давления проявляются в затрудненном запуске мотора. При этом вы заметите течь дизтоплива из насоса, посторонние шумы в узле. И в итоге станете частым клиентом АЗС.

Неисправный ТНВД неравномерно подает горючее в камеры сгорания, из-за чего нарушается соотношение дизтопливо-воздух. Мотор работает с перебоями, особенно на низких оборотах. Предотвратить поломку агрегата легче, чем ремонтировать, поэтому чаще проводите технический осмотр автомобиля.

Низкая компрессия

Дизельные двигатели характеризуются понятиями компрессия и степень сжатия топливовоздушной смеси. Поршень в цилиндре, перемещаясь из нижней мертвой точки (НМТ) в верхнюю (ВМТ), создает определенное давление. Эту величину, измеряемую кг/см 2 , называют компрессией.

Чем выше компрессия, тем лучше воспламенится топливо в камере сгорания. Для дизелей нормальным считается давление 20-32 (в идеале – 40) кг/см 2 : тогда мотор заведется при 25-35 °С ниже нуля.

Когда изнашиваются клапаны, маслосъемные кольца, прокладка блока цилиндров, герметичность силового агрегата нарушается, давление (компрессия) падает. Первым сигналом будет черный «хвост» за машиной.

Забился воздушный фильтр

К воздушным фильтрам (ВФ) дизельных моторов предъявляют строгие требования: от фильтрующих элементов зависит обогащение топлива кислородом.

Фильтры могут быть ремонтопригодными и необслуживаемыми. В первом случае:

  1. Демонтируйте деталь.
  2. Снимите крышку и разберите ВФ.
  3. Продуйте воздухом фильтроэлемет.
  4. Промойте горячей водой и просушите корпусную часть.
  5. Последовательно соберите все на место.

Интенсивный черный дым

Необслуживаемый расходник замените в сборе.

Забились форсунки

Топливная аппаратура машин на солярке – высокоточный инструмент, который часто становится причиной того, что черный дым из выхлопной дизельной трубы валит при нагрузке. Рабочий ресурс форсунок составляет 150 тысяч км, хотя есть свидетельства службы деталей 200 и 300 тыс. на спидометре.

Но картину портят некачественная солярка и не вовремя замененный топливный фильтр. Сеточка форсунок забивается отложениями, после чего начинается неправильная дозировка топлива. Дело поправить несложно: очистите деталь от грязи самостоятельно или в сервисе.

Некачественное топливо

Заметив черный дым из выхлопной дизельной трубы, первым делом поменяйте АЗС. Некачественная солярка – традиционный бич российских автомобилистов. Половина всех ремонтов дизельных силовых агрегатов связана с плохим горючим.

Обращайте внимание на цетановое число дизтоплива: в норме оно составляет 40-55 единиц (евростандарт – 48 ед.). От показателя цетана зависит, насколько быстро воспламенится горючее, и будете ли вы помехой другим водителям из-за повышенной дымности авто.

Недостаток воздуха

Если в цилиндры поступает мало кислорода, это часто связано с поломкой турбокомпрессора, грязными ВФ. Нарушенное соотношение воздуха с дизтопливом просигнализирует выбросами несгоревших углеводородов.

Разрегулирована топливная система

Правильно настроенная топливная аппаратура (ТА) снабжает цилиндры горючем через форсунки в строго определенное время, когда поршень стремится в ВМТ.

Когда нарушается регулировка момента подачи, происходит преждевременный впрыск дизтоплива. Мотор работает жестко. При поздней подаче солярка догорает уже на фазе расширения (поршень идет к НМТ), и, конечно, с образованием черного дыма. В многоцилиндровых двигателях («Киа Соренто») моменты начала и продолжительность впрыска, а также количество топлива должны быть одинаковыми.

Валит черный дым из выхлопной трубы

Регулируют проблемы на специальных стендах.

Механические нарушения

Подобные повреждения автомобиль получает на бездорожье и разбитых трассах. В результате ударов и сотрясений двигатель разгерметизируется: в него попадает охлаждающая жидкость либо происходит подсос воздуха. Дымный шлейф за кормой обеспечен.

Неправильная регулировка подачи топлива

Некорректная работа ТА бывает вызвана множеством причин: список исчисляется не одним десятком. Цветовая палитра выбросов включает белый, сизый, голубой дымок.

Что касается черного цвета дымов, то здесь «виновники»:

  • забитый грязью воздушный фильтр;
  • нарушенная работа ГРМ;
  • неисправный турбокомпрессор.

Поздний впрыск топлива

На позднее зажигание машина реагирует «чиханием» даже на прогретом моторе, а из выхлопной трубы у дизеля идет черный дым: топливо сгорает неполностью. Кроме того, падает мощность силовой установки, солярки расходуется непомерно много.

«Лечение»: отрегулируйте УОЗ (угол опережения зажигания).

Непроходимость обратного топливопровода

Обратку в высокопроизводительной топливной аппаратуре дизелей правильнее называть «возвраткой». Линии возврата (дренажные трубки, трубопроводы отвода топлива) удаляют «управляющую дозу» и протечки в распылителе, попутно подогревая горючее.

Засоренные магистрали обратки (здесь проверьте топливный фильтр) оставят за глушителем заметный след. А чтобы держать обратный топливопровод в чистоте, механически удаляйте грязные отложения с сеточек форсунок.

Неправильная регулировка клапанов

Впускные и выпускные клапаны двигателей на цилиндрах, поочередно открываясь, помогают поступлению в камеры сгорания топливной смеси и выводу отработавших газов. Зазор между клапаном и направляющей втулкой должен быть 0,3 мм, но нередко составляет 1 мм (увеличенный) или 0,13-0,18 мм (уменьшенный). Говоря о регулировке клапанов, подразумевают величину теплового зазора.

Одна из неприятностей разрегулированных клапанов – падение компрессии, которое сопровождается задымленностью.

Другие причины

Среди прочих причин появления черного дыма за дизельным автомобилем можно назвать систему ЕГР (EGR), а точнее – клапан единой газовой рециркуляции. При повреждении компонента оксиды азота интенсивно выбрасываются из глушителя, отравляя окружающую среду.

Неполадки в двигателе

Также следите за поршневыми кольцами. Элементы предотвращают протечку моторного масла внутрь цилиндров: сгорая, смазка образует черные облака. Нагары в камерах сгорания старых двигателей – еще одна причина, по которой придется покопаться в моторе.

Методы устранения черного дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

В магазинах давно появились средства автохимии против дымности. Практика показала, что присадки продлевают ресурс нового мотора, но удорожают ремонт, когда приходит время реставрации движка.

Лучше найти и устранить проблему: грязные форсунки, забитый топливный или воздушный фильтры, подсос воздуха, разрегулировку клапанов. Самостоятельно, если вы не профессиональный автомеханик, копаться в моторе придется долго: отгоните машину на диагностику.