Должен ли инспектор ДПС объяснять причину остановки?

Обязан ли инспектор ДПС представляться водителю и называть причину его остановки?

Чаще всего инспекторы ДПС останавливают водителей для проверки документов или же для оформления выявленного у водителя нарушения. При этом непонятно, обязан ли инспектор указывать причину остановки или же по действующему закону он не обязан предоставлять такие сведения водителям. Поговорим поподробнее о том, должен ли «гаишник» называть водителю причину остановки.

Частые споры между водителями и инспекторами

Часто при остановке инспектором водителя для проверки документов возникают различного рода спорные ситуации, которые каждый трактует в свою пользу. Часто такие конфликты возникают по причине незнания автовладельцем своих прав и обязанностей.

«Гаишники» в работе полагаются на нормативно-правовую базу, в которой четко оговариваются права и обязанности всех сторон. Так, например, установлены обязанности инспектора после остановки им машины для проверки. Он в обязательном порядке должен представляться водителю, перед тем как требовать у него документы для осмотра.

Регламентирующее законодательство

Взаимоотношения водителей и «гаишников» регулируется действующим законодательством, в том числе уставом деятельности сотрудников ДПС, в котором четко оговариваются все их обязанности перед водителями. Именно в такой инструкции и указывается, что «гаишник» должен не только представиться водителю, но и назвать причину его остановки.

В то же время в действующем законодательстве имеются определенные нюансы и описываются ситуация, в которых «гаишник» может не называть причину остановки водителя. Например, в том случае, когда водителя или находящихся в салоне пассажиров подозревают в нарушении закона, в подобных случаях инспектор может не называть реальную причину его остановки.

В каких случаях «гаишники» останавливают машины

По действующему законодательству «гаишники» могут остановить автомобиль лишь в строго определённых случаях. Если же это требование не выдерживается, водитель имеет право написать жалобу о превышении полномочий инспектором и его самоуправстве.

Остановка автомобиля возможна в следующих случаях:

1) при выявленном нарушении правил дорожного движения;

2) у автомобиля имеются неполадки, которые не соответствуют требованиям использования авто;

3) водитель или пассажиры были свидетелями дорожно-транспортного происшествия;

4) машина числится в списке угнанных;

5) на водителя или же пассажиров имеется ориентировка;

6) для подтверждения нарушения правил другими водителями;

7) для изъятия автомобиля во временное пользование, что регламентируется законом.

Инспектор должен назвать одну из перечисленных выше причин остановок и обязательно представиться водителю. Если у автолюбителя имеются какие-либо сомнения в законности действий, можно связаться с дежурной частью или позвонить на телефон доверия МВД.

Подведём итоги

По действующему законодательству инспектор при остановке машины должен не только представиться, но и назвать водителю причину его остановки. Лишь в определенных ситуациях, например, когда водителя или пассажиров подозревают в нарушении закона, «гаишник» может не называть истинную причину остановки автомобиля.

Могут ли инспектора, при остановке моего ТС не называть мне причину остановки?

Могут ли инспектора, при остановке моего ТС не называть мне причину остановки? А просто требовать документы на машину и водительские права. Говоря о том, что они не обязаны называть мне причину остановки?

Ответы на вопрос:

В соответствии с Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»,

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Остановка для проверки документов является самостоятельной причиной и инспектор ГИБДД обязан Вам сообщить о причине остановки Вашего ТС.

В некоторых источниках пишется, что есть ново ведение и что останавливать теперь ТС могут где угодно и без причины.

Якобы В новом Регламенте появились дополнительные пункты, на основании которых сотрудник ГИБДД может останавливать автомобиль. Это может быть и просто остановка, и проверка, и привлечение водителя в качестве виновника нарушения, свидетеля, понятого. Движение могут ограничивать или запрещать временно просто на основании пункта 84.7.

Это не означает, что инспектор не должен называть причину остановки? Причина все равно должна быть?

Ответы на уточнение:

Без причины Вас не остановят, простая проверка документов также является причиной остановки, а инспектор обязан называть причину остановки.

Как понимать, что Проверка документов, это и есть основания для остановки ТС, если по Приказу МВД России номер 664 есть четко прописанные основания для остановки ТС и там нет такого пункта, как просто Проверка документов. Просто так посмотреть документы, такого нет.

Ответы на уточнение:

Проверка документов является правомерной причиной для остановки, если она осуществлена на стационарном посту ДПС.

Цитата из указанного Вами приказа:

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

В соответствии с действующей редакцией, сотрудники имеют право проверять документы вне стационарного поста.

И мы смотрим на 106 пункт, где указаны основания для проверки документов? Я сейчас говорю не про ДПС посты.

По 84.13 есть такое как Проверка документов, но по 106 для того что бы остановить для проверки документов, нужны основания указанные в 106.

И говорится там о том, что основания для проверки документов водителя такие:

Выявление признаков нарушения правил дорожного движенияя;

Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;

Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Значит можно сделать вывод, что если водитель ТС не нарушая ПДД едет и его остановили, для проверки документов, то это нарушение со стороны инспектора?

Если остановили и назвали причину, Проверка документов, водитель спрашивает основания, то обязательно должны быть основания из пункта 106? Просто Проверка быть не может?

Должен ли инспектор ДПС объяснять причину остановки?

Причины остановки ТС инспектором ДПС — исчерпывающий перечень

Как показывает практика, абсолютное большинство водителей совершенно не знают, как защищать свои права и законные интересы в общении с сотрудниками ГИБДД.

Сегодня мы расскажем, какие причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС имеются в соответствии с законом, а также вы узнаете, имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать водителей без причины.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2017 года.

Читайте также  Масло в цилиндре двигателя причины

Это очень важный документ, знание которого может сильно помочь водителю в защите своих прав и законных интересов от произвола со стороны отдельных сотрудников.

В качестве возможных причин остановки ТС, Приказ № 664 называет следующие (раздел 84 Приказа):

  • Установленные нарушения ПДД;
  • Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
  • Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
  • Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
  • Привлечение водителя в качестве понятого;
  • Для использования ТС в экстренных целях;
  • Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
  • Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
  • Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
  • В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
  • При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
  • Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
  • Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);

Несмотря на то, что указанный перечень является исчерпывающим, по факту, он предоставляет инспектору почти неограниченные возможности по остановке абсолютно любого ТС на свое усмотрение.

Можно ли останавливать ТС для проверки документов?

Представившись водителю, первое, что делает практически любой инспектор ДПС – просит предъявить документы: водительское удостоверение и «пластик». Зачастую, проверив эти документы, сотрудник полиции возвращает их водителю, желает счастливого пути и продолжает свою работу.

Законны ли такие действия? Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машину только лишь для проверки документов? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос нам придется вновь обратиться к Приказу МВД № 664. В одном из его пунктов черным по белому написано, что инспектор вправе остановить ТС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством.

Казалось бы, здесь все понятно и закон разрешает сотруднику ГИБДД останавливать автомобиль только лишь для проверки документов.

Однако, в приказе № 664 имеется пункт 106, в котором перечисляются конкретные основания остановки с целью проверки документов. К ним относятся:

  • Наличие признаков нарушения ПДД;
  • Наличие ориентировок на причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления, нахождение его в розыске и т.п.
  • Проведение специальных мероприятий по предупреждению ДТП, например, часто проводимая операция « пьяный водитель » (должно подтверждаться документально)

Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.

Это важно! Независимо от того, по какой причине было остановлено ТС, инспектор имеет право попросить водителя предъявить документы

Обязан ли инспектор ДПС объяснять причину остановки?

Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!

В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.

Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру .

Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

Может ли сотрудник ГИБДД остановить без причины

Содержание:

  • 1. Причины остановки
    • 1.1. Зачем обновили регламент?
  • 2. Как производится остановка?
  • 3. Обязан ли инспектор показывать ориентировку или подтверждение проведения спец.мероприятия?
  • 4. Итог
  • 5. Видео по теме:

Многие водители помнят старое правило о том, что для проверки документов инспекторы могут останавливать автомобили только на стационарных постах. Во время действия Приказа МВД №185 это действительно было так, однако на данный момент Приказ №185 утратил юридическую силу: вместо него действует аналогичный, но измененный Приказ №664. В каких случаях сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей – читайте в этой статье.

Причины остановки

Итак, перечень причин остановки в новом Приказе немного изменили. В оригинальном виде его можно увидеть в пункте 84 Приказа №664. Но язык законодателей запутан и наполнен канцеляризмами, поэтому в этой статье будет только краткая выжимка полезной информации.

У инспектора есть следующие основания для остановки автомобиля:

  • оформление совершенного водителем нарушения ПДД (оно может быть установлено визуально самим инспектором или быть зафиксировано с помощью какого-либо прибора);
  • наличие информации о причастности данного автомобиля, его водителя или пассажиров к ДТП или какому-либо правонарушению (информация может быть в виде официальной ориентировки, а может быть передана инспекторам устно от другого наряда ДПС);
  • наличие информации о нахождении автомобиля в розыске;
  • опрос водителя или пассажиров в качестве свидетелей какого-либо происшествия, привлечение их в качестве понятых, привлечение их для оказания какой-либо помощи, необходимость воспользоваться остановленным ТС;
  • приостановление движения всех участников дорожного движения или обеспечение беспрепятственного проезда ТС спецназначения;
  • проведение мероприятий, предупреждающих ДТП;
  • устранение угрозы безопасности водителя и пассажиров останавливаемого автомобиля или угрозы безопасности, создаваемой ими;
  • проверка документов.

В общем-то, весь этот перечень знать и не обязательно, так как его последний пункт – проверка документов – фактически означает, что инспектор при желании может остановить любой автомобиль.

Зачем обновили регламент?

Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.

Как производится остановка?

Чтобы остановить автомобиль, сотрудник ГИБДД должен выделить его из потока жестом руки или жезла и указать место остановки. Игнорировать это требование запрещено, даже если инспектор указывает на место, где стоянка и остановка запрещены.

В обязанности инспектора входит:

  • незамедлительно подойти к автомобилю;
  • поздороваться и представиться, назвать причину остановки;
  • предъявить удостоверение по требованию водителя;
  • разъяснить суть совершенного водителем правонарушения, если оно послужило причиной остановки.

Инспектор имеет право потребовать предоставить водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. У водителей, обязанных иметь путевой лист или документы на перевозимый груз, могут проверить и их. Также инспектор может проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки – эти предметы должен иметь в автомобиле каждый водитель.

В некоторых случаях сотрудник ГИБДД может потребовать водителя выйти из автомобиля:

  • водитель находится в нетрезвом состоянии или своим поведением угрожает безопасности инспектора или других лиц;
  • для устранения тех. неисправности или нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов;
  • для автоосмотра, проверки номеров двигателя и рамы авто;
  • для заполнения документов.
Читайте также  УАЗ патриот не набирает обороты причина

Если же инспектор остановил авто, чтобы воспользоваться им, что бывает очень редко, то он должен будет выдать соответствующую справку со следующими сведеньями:

  • продолжительность и расстояние поездки;
  • свои ФИО, должность, номер удостоверения;
  • наименование подразделения ГИБДД.

Если инспектор не может выдать данную справку на месте, то ее должны заполнить в его подразделении ГИБДД.

Обязан ли инспектор показывать ориентировку или подтверждение проведения спец.мероприятия?

Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.

Юридически перечень оснований для остановки инспектором транспортного средства четко регламентирован и закреплен в Приказе МВД №664. Однако последний его пункт – проверка документов – фактически разрешает сотруднику ГИБДД остановить любой автомобиль даже вне стационарного поста ДПС, как это было до 2017 года.

Что грозит инспектору ДПС, не назвавшему причину остановки?

Практически в каждой публикации, касающейся общения с ДПС, можно прочесть, что инспектор обязан назвать причину остановки транспортного средства. Такая обязанность действительно отражена в п. 89 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664. Но что делать, если инспектор ее не назвал, вы с ней не согласны или же она не соответствует истине? Отвечаем на вопрос оного из посетителей сайта.

Вопрос: Меня остановил инспектор ДПС и попросил выйти из машины для проверки на алкоголь. Причину остановки не назвал, отмахнулся, что «проверка». «Алкотестер» показал наличие остатка алкоголя (был с похмелья). Могу ли я как-то в суде использовать то, что инспектор ДПС не назвал причину остановки? В Интернете видел множество видео, где инспектора не называют причину остановки, неужели нет никакой управы?

Не назвал причину остановки – действия незаконны?

Ответ: Конкретно в вашем случае – неназванная причина остановки едва ли поможет вам избежать лишения права управления транспортным средством. Как и в остальных случаях – беспричинная остановка автомобиля сотрудником ГИБДД может быть, в теории, оспорена в суде, но никакой пользы водителю не принесет.

Говоря прямо, то, что инспектор не назвал причину остановки, а затем вменил вам какое-то нарушение, не повлияет ровным счетом ни на оценку действия инспектора судом, ни на вашу ответственность.

И справедливости ради, подавляющее большинство автоинспекторов уже знают свои обязанности как «отче наш» и без проблем представляются и называют причину остановки. И тут возникает другая проблема – а если водитель не согласен с причиной остановки.

Если же инспектор не назвал причину остановки, водитель это зафиксировал и смог донести до суда, то максимум что грозит инспектору — дисциплинарное взыскание после вступления в силу постановления суда об обжаловании его действий. И кстати, случаев вынесения таких постановлений в Едином банке судебных решений на bsr.sudrf.ru нет.

Причина остановки названа, но водитель не согласен

Вкратце – это проблемы водителя, которые он может решить, подав соответствующую жалобу на действия инспектора ДПС. Подразумевается, что любые действия сотрудника ГИБДД должны быть законными, а установить обратное может или вышестоящее начальство, или суд. Реже – прокуратура в пределах своих полномочий по надзору.

Ниже приведен перечень причин остановки, изложенных в упомянутом выше Административном регламенте.

Как видим, даже если инспектор назвал причину остановки, но она «не та» – что вам это даст?

Допустим, инспектор утверждает, что вы нарушили правила. Например, не пристегнулись ремнем безопасности.

  • Вам выпишут штраф;
  • Вас отпустят.

Во втором случае причина остановки названа неправильно – инспектор ГИБДД явно остановил вас для «пресечения административного правонарушения», но выяснилось, что оно не совершалось – показалось ему, что ремня не видно.

Теоретически, вы можете обжаловать его действия. Гарантируем в 99.9% — ничего не добьетесь, поскольку это «нарушение» — неотъемлемая часть его работы по пресечению и предотвращению правонарушений.

Законна ли причина остановки «Проверка документов»

Да, законна. В п. 84.13 указана такая причина, как проверка документов, подтверждающих прав использования автомобиля и управления им.

Байка о том, что машина может быть остановлена лишь «на стационарных постах» лишь байка, поскольку есть еще пункт 84.11 Регламента, где одной из причин указано проведение специальных мероприятий.

А эти мероприятия проводятся ВСЕГДА каждым отдельно взятым отделом ГИБДД. И в них обязательно входит проверка документов на дороге согласно утвержденному маршруту патрулирования и мест контроля!

В итоге, диалог обычно выглядит так:

  • Инспектор: Добрый день! Инспектор ГИБДД, старший лейтенант Иванов. Проверка документов.
  • Водитель: На каком основании?! Здесь же не пост!
  • Инспектор: В городе проводится месячник безопасности дорожного движения, утвержденный… куда входит….. Ваши документы, пожалуйста.

И все. Вот так и сразу – ВСЕ. Практически всегда остановка автомобиля законна. Согласны вы с ней, не согласны – это лишь ваша проблема.

Почему на Ютубе много видео, где инспектор не называет причину остановки?

Завсегдатаи видеосервиса могли заметить огромное изобилие различных видео, где возмущенные (до визга) водители «держат оборону» в своей машине и требуют на камеру назвать причину остановки. Инспектор ДПС (обычно вместе с коллегой) куда-то звонит, требует выйти из автомобиля или даже предпринимает попытки силой открыть дверь.

Как возникает такая ситуация – ответит наш автоюрист Николай Марков

— Видео-руководства в стиле «Как достать инспектора ДПС» — это настоящий бич, проблема современного мира водителей и полицейских. Едет водитель, никого не трогает. Его останавливает инспектор ДПС, что-то бубнит под нос и тут водитель вспоминает, что «инспектор обязан» и что он видел десяток таких же видео. А если еще и причина остановки, по мнению водителя, «не такая», то все – начинается шоу.

Включается камера, поворачивается на инспектора, водитель вновь и вновь пытается его допросить. Восторженно хлопающие в ладоши зрители и сам герой забывают, что инспектор свои обязанности выполнил (если не услышана причина остановки – всегда можно вежливо переспросить), а дальше начинается обычное позерство, не основанное ни на законе, ни на здравом смысле. А если у водителя еще и проблемы с самообладанием и этикетом, полицейские быстро выведут его на эмоции, а потом привет, тюрьма.

Советую как автоюрист: если инспектор, по вашему мнению, нарушает закон — фиксируйте все на видео, указывайте в протоколах, отражайте в объяснениях и сделайте все возможное, чтобы как можно скорее с ним расстаться и обратиться за помощью к юристам. Разобраться в незаконных действиях инспектора куда легче, чем разбираться и в задержании, и в отстранении, и в привлечении водителя по целому вороху статей ввиду его «принципиальности».

Что же делать?

Остановили, не назвали причину – спросите про нее сами.

Читайте также  Газель 405 двигатель инжектор не заводится причины

Если не согласны – ждите дальнейших действий, а уже потом, если есть знания, время или деньги на юриста – обжалуйте. Препираться с инспектором на месте, а уж тем более делать это в грубой и показушной форме – себе дороже, в том числе и на последующие расходы в виде штрафов и юристов.

Что же касается истинных причин остановки — внимательно выслушивайте первое обращение полицейского и, если вам нечего бояться, просто дайте ему выполнить свои обязанности. Если же за плечами у вас ряд нарушений, то будьте готовы или нести ответственность или обращаться к автоюристу за помощью. Ему будет сподручнее обосновать ошибки инспектора и отстоять ваши права!