Белый нагар на клапанах причина

Откуда берется нагар на клапанах и как с ним бороться?

Газораспределительный механизм важен для каждого автомобиля, так как ухудшение его работы непосредственно влияет на мощность двигателя, а также может спровоцировать целый ряд разнообразных неисправностей – плавающие обороты, прогары и так далее. Все дело в том, что клапана – это конечный элемент ГРМ, подверженный образованию нагара (углеродистых отложений), который негативно влияет на работоспособность не только механизма газораспределения, но и всего двигателя в целом. Сегодня мы разберемся, откуда берется нагар на клапанах, и как с ним можно бороться своими руками.

Функция клапанов

Для понимания процесса в целом, стоит освежить информацию о функции конечных элементов ГРМ – они закрывают собой камеру сгорания, чтобы в определенный момент она не пропустила воспламененную топливную смесь. Закрытие позволяет направить энергию смеси на поршень, который опускается и раскручивает коленчатый вал – так работает двигатель. Система ГРМ оснащена клапанами двух видов:

  1. Впускные – они пропускают новую воздушную или топливовоздушную смесь внутрь двигателя (здесь все зависит от типа впрыска топлива).
  2. Выпускные – сквозь них проходят уже отработанные газы, которые ранее сгорели внутри ДВС.

Нагар на клапанах – откуда он берется

В первую очередь, углеродистые отложения могут образоваться за счет конструкции самого мотора – в этом случае все зависит от типа впрыска, который бывает распределенным и непосредственным. При распределенном впрыске (MPI) топливо подается внутрь впускного коллектора, а там смешивается с воздухом. Полученная смесь попадает в цилиндры, где затем сжигается – такой впрыск ополаскивает клапана топливом, поэтому нагар там образуется лишь по прошествии длительного времени под влиянием посторонних факторов (отсутствие капитального ремонта, отсутствие чистки, неисправность ГРМ).

Что касается непосредственного впрыска (GDI) – двигатели с такой системой являются более современными, однако более подверженными угрозе образования нагара на клапанах. Это происходит по одной простой причине: топливо подается напрямую внутрь цилиндров, а впускной коллектор подает только воздух – клапана остаются не у дел, они лишь пропускают поток воздуха, который никак не удаляет образующиеся углеродные отложения.

Помимо особенностей конструкции, нагар появляется также по другим причинам:

  1. Низкокачественное топливо – отечественное топливо, будь то дизель или бензин, порой содержит в себе огромное количество примесей, среди которых встречаются вредные вещества, например, свинец или сера. Смесь с таким топливом сгорает, переводя некоторые из вредных веществ в состояние смолы, которая оседает на клапанах ГРМ.
  2. Масло на клапанах – частая причина появления отложений, если у вас неисправны маслосъемные колпачки. Проблемы с колпачками приводят к тому, что моторное масло попадает на клапана, к которым потом пригорает. Таким простым образом образуется известный многим черный нагар.
  3. Система EGR – ее функция заключается в дожигании отработанных газов, а сама система применяется во множестве современных транспортных средств. Стоит отметить, что возвращение внутрь впускного коллектора выхлопных газов также приносит с собой смолистые отложения, сажу и другие загрязнители. Впоследствии вся эта грязь оседает на стенках или тарелке клапанов.
  4. Время – любой ДВС со временем покрывается слоем отложений с налетом, а чем пробег больше – тем вероятность этого выше.

Помните, что образование отложений – это частая проблема, с которой сталкивается множество автолюбителей, особенно те, кто эксплуатирует автомобиль регулярно. Поначалу они не так опасны, однако затем могут принести целый ряд проблем как автомобилю, так и водителю.

Боремся с нагаром на клапанах

Производитель автохимии и автокосметики LAVR – это отечественная команда специалистов, которые неустанно трудятся над созданием идеальных препаратов для очистки разнообразных систем автомобиля от нагара. В ассортименте нашей компании представлено несколько средств для борьбы с нагаром на клапанах, для начала рассмотрим очистители:

  1. Очиститель клапанов и камеры сгорания LAVR – препарат является присадкой в бензин, попадает в разряд профессиональных средств. Состав удаляет начальные высокотемпературные отложения, восстанавливает мощность двигателя, а также защищает топливную систему.
  2. Комплексный очиститель топливной системы LAVR (в бензин) – профессиональная присадка, с основой из запатентованного нашей компанией комплекса – очищает форсунки, клапаны, катализаторы и камеру сгорания, а также защищает их в дальнейшем.
  3. Комплексный очиститель топливной системы LAVR (в дизельное топливо) – эффективный и безопасный состав, обладающий теми же функциями, что и средство из пункта выше, но разработанный специально для дизельных двигателей.
  4. Моющая присадка в топливо LAVR. Мы уже разобрались, что нагар на клапанах появляется по причине низкокачественного горючего, поэтому наши специалисты разработали специальное моющее средство. Универсальная присадка подходит как для дизельных, так и для бензиновых агрегатов. Если вы заправились топливом сомнительного качества, добавьте активное средство в бак, чтобы улучшить свойства горючего и придать ему моющие характеристики.

белый нагар на поршнях и клапанах, белый нагар на поршнях и клапанах

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Всем привет, по какой причине может быть белый налет на клапанах и поршня? 2 и 3 цилиндры и клапаны идеальны, вообще без нагара. А 1 и 4 цилиндры и клапаны ч белым налетом. И когда замерял компрессию, была такая:
1 — 25 бар
2 — 30 бар
3 — 20 бар
4 — 15 бар

Из 4 цилиндра болты гбц и прочее очень воняют. Наверное жженым маслом.
В чем может быть проблема белого налета?

Вечером поптыюсь скинуть фотки, просто как скинул шдвигатель, так срочно пришлось уехать в другой город, детально пока не изучал свою проблему.

Ещё форсы отдавал в бош сервис, там сказали все с ними отлично, в пределах нормы, чуть чуть обратка завышена. Но хз точно, может обманули, хотя какой смысл.

Машина e46 320Cd с двигателем m47n

Сообщение отредактировал ExMIB — 29.10.2014, 22:52

Гордость Клуба

Сообщений: 1656
Регистрация: 17.11.2011
Из: Вологодская обл.

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Гордость Клуба

Сообщений: 1656
Регистрация: 17.11.2011
Из: Вологодская обл.

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Попросил wd-40 брызнуть, протереть и сфоткать получше, трещин вроде никаких нет.

Ну так впускные клапаны, впускают только воздух. Из-за излишков воздуха образуется белый налет?

Гордость Клуба

Сообщений: 1656
Регистрация: 17.11.2011
Из: Вологодская обл.

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Гордость Клуба

Сообщений: 2098
Регистрация: 8.12.2010
Из: Беларусь, Минск

Новичок

Новичок
Сообщений: 4
Регистрация: 12.6.2011
Из: гродно

billi11, Не сбивай человека с мысли а то он щас ещё выхлопной докалупается (IMG:https://forum.bmwland.ru/style_emoticons/default/haha.gif)

Сообщение отредактировал west255 — 30.10.2014, 23:46

Гордость Клуба

Сообщений: 1656
Регистрация: 17.11.2011
Из: Вологодская обл.

Авторитет

Сообщений: 705
Регистрация: 30.12.2010
Из: м.о. Щёлково

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Гордость Клуба

Сообщений: 2098
Регистрация: 8.12.2010
Из: Беларусь, Минск

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Гордость Клуба

Сообщений: 2098
Регистрация: 8.12.2010
Из: Беларусь, Минск

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Вообщем раскидал я блок.
В итоге поршни вынимать из блока, а они на 2мм высунулись и застряли, прям звонкий звук такой, упираются кольцами в ступеньку (IMG:https://forum.bmwland.ru/style_emoticons/default/sad.gif)
Ступенька элипсная, хон на 9 и 3 часа остался в остальных местах стерт и ступень офигенная там.
Замерить ступеньку пока не смог, отвезу завтра наверное в «Механику» там сразу скажут что и как быть.
Щупов тоже не оказалось, что бы померить зазор в замке поршневого кольца, но штангель циркулем прикинул достаточно точно, получилось так:
Вверху где поршень не сточил (не рабочая поверхность) зазор был 0.4-0.6мм
А там где поршень расточил все, там было 1.3-1-4мм

Что скажите? Судя по всему скорей всего до 1ого ремонтного не выйдет точнуть? Не уберет он это все дело?

Гордость Клуба

Сообщений: 2098
Регистрация: 8.12.2010
Из: Беларусь, Минск

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

У меня предыдущая 39ая с м51 мотором, прошла 400тыс и еще бы прошла столько же. Отличный в этом плане мотор.
Но то, что он не едет и тарахтит зимой, это ужасно (IMG:https://forum.bmwland.ru/style_emoticons/default/sad.gif) и жрет больше.
Зато с пробегом в 400тыс без свечки накала, заводился с пол оборота в -33 градуса всегда!
Ну эта фиг знает, может с нормальным движком тоже в любой мороз будет. А еще вопрос, если вдруг я найду блок и там будет хон заводской полностью, везде присутствовать, на всей поверхности. То можно даже без замеров знать, что зазоры цилиндров в норме?

Гордость Клуба

Сообщений: 1280
Регистрация: 19.9.2010
Из: Беларусь

Новичок

Пользователь
Сообщений: 49
Регистрация: 3.4.2012
Из: Нижний Новгород

Вообщем, не послушал я никого наверное. Отвез эту тяжесть чугунную в механику, там посмотрели, сказали, что из-за перегрева на таком пробеге так вырабатолось все. Коленвал идеален, так, чутка полирнут и все. Блок загильзуют, ГБЦ опрессуют и если что притрут либо заменят клапана с колпачками.
Сказали, что ремонтируют постоянно и знают что к чему. У них там коленвал с 2 холодильника при мне протачивали (IMG:https://forum.bmwland.ru/style_emoticons/default/smile.gif)
Сказал, что многие не доверяют и не любят гильзованый мотор, а насамом деле ходят движки долго, в крайнем случае при правильном уходе на этот кузов должно хватить его после переборки.

Читайте также  Вытекло масло из двигателя причины

Кстати, натяжитель из каких частей состоит? Пластмасска, пружинка, поршень, пружинка, поршень? как то так? Я привез двигатель в механику, и вдруг мне стрельнуло достать гвоздик (IMG:https://forum.bmwland.ru/style_emoticons/default/smile.gif)

В итоге 2 разбитые рамки с фотографиями и стена в масле. ппц на 4тыс.рублей стрельнул так.

Что кстати еще стоит поменять помимо блока и гбц расходников?!

1) Вкладыши все
2) Цепи наверное тоже стоит, все же уже 260тыс, хотя движки то ходят на много больше, еще на столько же и больше хватит, может тогда и не стоит?
3) Все прокладки, сальники
4) гидрокомпенсаторы проверить, сжать плоскогубцами и посмотреть, все ли одинакого разжимаются?

Сообщение отредактировал ExMIB — 19.11.2014, 19:11

Снял голову

#1 ОФФЛАЙН Evil

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 315
    • Город: Татарстана

    Всем привет! Снял голову, обнаружил белый налёт на выпускных клапанах. Похож на известь, как в чайнике. Налёт
    пупырчатый. Не тосол ли? Парни подскажите.

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал Evil: 05 Июнь 2010 — 21:39

    w124 102920 2.0 88г. январь 5.1

    #2 ОФФЛАЙН Alex724842

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 1 664
    • Город: Казахстан-караганда
    • Автомобиль:
      mercedes 230E

    извиняюсь что втиснулся в тему,но подскажите как и чем притирают клапана.
    просто наждачкой.

    Mercedes Benz 230Е кузов W124
    Двигатель:102.982
    АКПП: 722.408
    Шасси:1240231B302500
    Год:1990
    Философы пытались объяснить красоту. Инженеры просто сделали это.

    #3 ОФФЛАЙН Evil

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 315
    • Город: Татарстана

    извиняюсь что втиснулся в тему,но подскажите как и чем притирают клапана.
    просто наждачкой.

    Не братуха. Пастой притирочной. Сначала очистить от нагара, клапана, седла. Сёдла ацетоном, клапана щёткой металической на дрели. Потом проверить визуально нет ли раковин на сёдлах, клапанах. Если есть, клапана под замену, сёдла шорошить. Притерается сначала крупной фракцией пока на всей рабочей поверхности седла и клапана не появятся следы претирания. Потом мелкой фракцией, до зеркала. После наливаем керосин на камеру сгорания, если протёк, претираем дальше. Клапана должны держать керосин без пружин. Претирается по разному.
    Одни тянут на себя дрель через резиновый шланг. Другие с присоской давят на тарелку. Третьи клеют приспособу на седло с прорезью под отвертку на дрель. Это гаражный способ. Я лучше отдам профессионалам

    w124 102920 2.0 88г. январь 5.1

    #4 ОФФЛАЙН BAF.F1

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 4 847
    • Город: Кубань
    • Автомобиль:
      .

    Не братуха. Пастой притирочной. Сначала очистить от нагара, клапана, седла. Сёдла ацетоном, клапана щёткой металической на дрели. Потом проверить визуально нет ли раковин на сёдлах, клапанах. Если есть, клапана под замену, сёдла шорошить. Притерается сначала крупной фракцией пока на всей рабочей поверхности седла и клапана не появятся следы претирания. Потом мелкой фракцией, до зеркала. После наливаем керосин на камеру сгорания, если протёк, претираем дальше. Клапана должны держать керосин без пружин. Претирается по разному.
    Одни тянут на себя дрель через резиновый шланг. Другие с присоской давят на тарелку. Третьи клеют приспособу на седло с прорезью под отвертку на дрель. Это гаражный способ. Я лучше отдам профессионалам

    ещё вот способ ручной притирки. 80 рублей.

    #5 ОФФЛАЙН Evil

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 315
    • Город: Татарстана

    ещё вот способ ручной притирки. 80 рублей.

    отличная вещь. а по моей теме ответьте позалуста)

    w124 102920 2.0 88г. январь 5.1

    #6 ОФФЛАЙН Alex724842

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 1 664
    • Город: Казахстан-караганда
    • Автомобиль:
      mercedes 230E

    ооо спасибо.
    а по теме,это вроде антифриз,когда мне прокладку пробило ГБЦ такая же фигня была на клапанах!белый налет!

    Mercedes Benz 230Е кузов W124
    Двигатель:102.982
    АКПП: 722.408
    Шасси:1240231B302500
    Год:1990
    Философы пытались объяснить красоту. Инженеры просто сделали это.

    #7 ОФФЛАЙН Валёк

  • Пользователи
  • Cообщений: 124
    • Город: Воронеж-Сити
    • Автомобиль:
      W201

    MB190 W201 102,962 85г.в.

    #8 ОФФЛАЙН Evil

  • Мерсоводы
  • Cообщений: 315
    • Город: Татарстана

    там на бошке ржавчина, не вода ли?
    обычно когда тосол в цилиндр попадает то отмывает и впускной и выпускной клапан, да и поршень тоже. к тому же маловероятно что во все цилиндры сразу лило.
    а какая разница то теперь? всё равно голова снята, прокладка новая будет. текла не текла эт теперь история

    Ну тосол от воды отличаю пока) Дымит здорово. Дым какойто сизый. Сегодня достал поршня, кольца в отличном состоянии. Колпачки менял недавно. Масло есть перестал, а дым остался вот и ищу откуда ноги ростут. Дымит в основном на светофоре. Газу дашь, с зади невидно никого. А так дыма нет когда едешь. Да и с сапуна тоже
    никаких газов всё чисто. Свечи не капчёные изолятор беленький.
    Клапана правда люфтят чуть чуть в направляющих. Из за этого может дымить? Если масло, откуда оно может ещё попадать? Колпачки новые.

    Сообщение отредактировал Evil: 06 Июнь 2010 — 17:40

    Нагар на клапанах. Причины, симптомы и как от него избавиться?

    Устройство ГРМ (газораспределительного механизма) очень важен, для любого автомобиля. Ведь его доработка может прибавить мощности к силовому агрегату! А вот ухудшение наоборот может придушить двигатель и вызвать большое количество проблем, начиная плавающими оборотами и заканчивая прогарами клапанов (про это чуть ниже подробнее). НО вы скажите – «постой, ведь никто специально не ухудшает эту систему?» Да это правда, но она может стать не такой эффективно сама, просто обрастая нагаром! Причем это сплошь и рядом на многих современных автомобилях …

    СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

    • Зачем нужны клапана в ГРМ?
    • Как образуется нагар?
    • Чем страшен нагар на клапанах?
    • Что делать?
    • ВИДЕО ВЕРСИЯ

    Я уже как то писал статью про MPI (распределенный впрыск) и GDI (непосредственный), и что из них лучше. НО у GDI зачастую может проявляться проблема – зарастания клапанов нагаром, особенно при больших пробегах. Что намного ухудшит характеристики вашего автомобиля, многие даже пишут, что двигатель становится «тупой» и не едет.

    Зачем нужны клапана в ГРМ?

    Информация совсем для чайников, но она нужна для понимания всего процесса в целом. Клапана это определенные элементы ГРМ, которые закрывают камеру сгорания — в нужный момент — не выпуская от туда воспламененную смесь. Благодаря этому смесь давит на поршень, он в свою очередь идет вниз (раскручивая коленвал), благодаря чему происходит работа двигателя.

    Причем клапана должны герметизировать систему ГРМ, то есть они не должны пропускать газы, от слова вообще. Это важно и запомните это.

    В системе ГРМ мы можем видеть два типа клапанов:

    • Впускные – через них заходит новая воздушная или воздушно-топливная смесь в двигатель (в зависимости какой у вас впрыск топлива)
    • Выпускные – через них выходит отработанные газы, которые уже сгорели в двигателе

    Причем диаметр тарелки клапана, может различаться у некоторых производителей. Делается это для того, чтобы увеличить прохождение смесей (как новой поступающей, так и отработанной). Однако большой конструкцию делать не стоит, он будет тяжелый, будет обладать большой инерцией, и будет работать не так эффективно. Поэтому тут нужна золотая середина.

    Как образуется нагар?

    Вообще тут есть несколько причин:

    • Например, от плохого топлива, низкого качества, с большим количеством серы, при сгорании которого выделяется много гари – все это способствует образованию нагара на клапанах.
    • Пропускание масла через маслосъемные колпачки (сальники) клапанов, масло попадает вниз, оседает и пригорает на клапанах, вот вам и нагар.
    • EGR (система предназначена для дожигания отработанных газов, сейчас мы не будем углубляться, как она работает) просто нужно понять, что некоторая часть отработанных газов, возвращается из выпускного коллектора во впускной для дожигания, ну и соответственно несет с собой некоторое количество нагара, который может осесть на стенках, тарелках клапана и т.д.
    • От времени. При больших пробегах, нагар «волей – неволей» может образовываться сам. Ведь у нас двигатель внутреннего сгорания, и образования различных налетов, это нормально

    Но что я хочу отметить. ВАЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАШИН С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКОМ (GDI). Здесь нагар, образуется от конструктивной ошибки с точки зрения разработчиков.

    В чем смысл?

    Распределенный впрыск – тут топливо подается во впускной коллектор, там смешивается с воздухом и подается в цилиндры двигателя. Таким образом, происходит как бы «ополаскивание» клапанов этой воздушно – топливной смесью, и нагар ИМЕННО В РАСПРЕДЕЛЕННОМ ВПРЫСКЕ явление ОЧЕНЬ РЕДКОЕ! Если, конечно же, он исправен, а не течет масло через сальники клапанов

    Непосредственный впрыск – тут топливо подается в цилиндры двигателя напрямую, то есть форсунка находится в самом блоке (А НЕ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ – ЭТО ВАЖНО, через него ТОЛЬКО подается только воздух), и затем смешение воздуха и топлива происходит непосредственно в самом цилиндре двигателя.

    Читайте также  Причины завоздушивания системы охлаждения двигателя

    И ИМЕННО НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ВПРЫСК – СТРАДАЕТ НАГАРОМ! Почему? Да очень просто, у распределенного клапана омываются, воздушно-топливной смесью, которая образовалась цилиндров, бензин отмывает весь нагар и просто смывает его. А вот у непосредственного впрыска, бензин подается в цилиндры, минуя клапана, через них идет только воздух, который никак не может очистить их от различного типа налета. Вот вам и нагар! EGR гонит туда повторно газы, у них есть сажа, которая оседает везде и всюду!

    Справедливости ради, сейчас многие производители стараются поместить форсунку инжектора ближе к головке блока, а то и в самой головке. НО помогает это не очень сильно. Также есть системы, где стоит сразу две форсунки, сверху в коллекторе и снизу в блоке (но такие системы это редкость).

    Чем страшен нагар на клапанах?

    Тут все элементарно и просто — нагар начинает снижать проходные каналы для воздуха (мощность падает), а иногда является причиной того что система ГРМ вообще выходит из строя, теперь подробнее:

    • Неровный холостой ход. Чем меньше воздуха, тем меньше топлива подает ЭБУ, на холостом ходу это может быть причиной неровного холостого хода.
    • Рывки при разгоне. Опять же не хватка воздушной смеси, жмете на газ а машина не едет как раньше
    • Уменьшение мощности. Опять же ЭБУ через датчики кислорода видит, что в топливной смеси, воздуха мало, значит нужно подавать меньше топлива. Машина, которая раньше была резвой, теряет в мощности.
    • «Зависание». От большого количества нагара, клапана могут, как бы «замереть» на одном месте. Это очень плохо, конечно поршень с ними, скорее всего не встретится (хотя есть такая вероятность), но с ними может случиться другая проблема прогорание
    • Прогар.Клапан банально не закрывается до конца, герметичность камеры сгорания нарушается, падает мощность (уменьшается компрессия). При такте воспламенения, нет герметичности системы, вся эта горючая смесь огибает клапана, опаливая их, и они просто сгорают.

    Все это в большом количестве случаев характерно для непосредственного впрыска топлива, еще раз повторюсь – это просто такая конструкция

    Что делать?

    Распределенный впрыск — вы можете об этой проблеме даже не задумываться!

    А вот непосредственный, тут есть над чем подумать:

    • Многие пишут, что нужно заливать хорошее топливо – но это нужно делать для любого впрыска, а не только для непосредственного. ДА и на клапана оно практически никак не влияет, ведь оно практически не попадает на него! Хорошее топливо для непосредственного варианта, нужно в основном для того, чтобы прочищались форсунки, ведь они находятся в камерах сгорания и также могут загрязняться нагаром
    • Хорошее масло. Опять же таки нужно лить в каждый мотор, и менять его чаще. Но опять же таки масло на нагар клапанов никак не влияет. Ведь оно практически не соприкасается с их тарелками.

    Лично я считаю что нужно хотя бы раз в 80 – 100 000 км, смотреть эндоскопом нагар. Есть ли он там или нет! Если есть — тогда стоит обратиться в компании которые могут его убрать. Просто снимают впускной коллектор и очищают клапана, машина просто полетит.

    Для тех, кто немного не понял, видео версия смотрим.

    НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. Читайте мой АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.

    (7 голосов, средний: 4,14 из 5)

    Похожие новости

    Расточка блока цилиндров. Зачем нужно двигателю и можно ли сдела.

    Крутить или не крутить двигатель до отсечки? Нужно ли это делать

    Нужно ли заливать масло в фильтр при замене масла в двигателе? П.

    Нагар на клапанах

    Признаки, причины и последствия образования нагара на клапанах газораспределительного механизма карбюраторного двигателя автомобиля. На примере клапанного механизма двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).

    Признаки появления нагара на клапанах

    Хлопки в глушитель или впускной коллектор

    В зависимости от того какой клапан начал плохо закрываться от нагара – впускной или выпускной.

    Снижение мощности и приемистости двигателя

    По причине уменьшения просвета между кромками тарелок клапанов и их седлами в головке блока снижается объем топливной смеси, попадающей в камеры сгорания на впуске.

    Если клапана неплотно прилегают из-за нагара, снижается компрессия в цилиндрах двигателя. Соответственно мощность и приемистость падают, двигатель не тянет. Возможно обгорание кромок тарелок клапанов, что еще более усугубляет ситуацию.

    Неустойчивые обороты холостого хода

    Разброс значений компрессии по цилиндрам и уменьшение количества топлива попадающего в цилиндры приводит к троению двигателя.

    Калильное зажигание

    После остановки двигателя он самопроизвольно делает еще несколько оборотов коленчатого вала, так как раскаленный нагар на клапанах может поджечь пары топлива без искры на свечах. Такое калильное зажигание помимо неприятных ощущений для водителя негативно сказывается на ресурсе двигателя провоцирую быстрый износ его деталей.

    Причины появления нагара на клапанах карбюраторного двигателя

    — Работа двигателя автомобиля на богатой топливной смеси

    Богатая топливная смесь плохо и не полностью сгорает. Ее продукты горения откладываются на клапанах, стенках камер сгорания и днищах поршней. Длительная эксплуатация двигателя на богатой топливной смеси всегда приводит к образованию нагара.

    — Проблемы с зажиганием

    Слишком раннее или слишком позднее зажигание снижают эффективность сгорания топливной смеси. Продукты ее горения откладываются в виде черных сажевых отложений на клапанах.

    Такой же эффект будет если свечи зажигания работают через раз, пробиты высоковольтные провода или в высоковольтной цепи имеется иное короткое замыкание.

    — Неисправны маслосъемные колпачки

    Моторное мало через поврежденные колпачки попадает на тарелку клапана и в камеру сгорания. При этом нарушается состав топливной смеси, и продукты горения такой смеси откладываются в виде маслянистого черного налета на клапанах.

    — Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме

    Неплотное прилегание тарелок клапанов к седлам появляется при слишком маленьких тепловых зазорах в клапанном механизме двигателя. В результате часть горящей топливной смеси выбрасывается во впускной коллектор, где оседает в виде нагара на клапанах, коллекторе и карбюраторе.

    — Большой пробег двигателя

    В любом случае при длительной эксплуатации двигателя автомобиля (на пробегах боле 200 тыс км) клапана обрастают нагаром. Ускоряет отложение нагара появление возрастных неисправностей в двигателе. Например, износ поршневой (поршни, кольца, цилиндры). А так же применение некачественных моторных масел.

    Что делать если имеются признаки появления нагара на клапанах?

    Самый эффективный и безопасный метод для карбюраторного двигателя 21083 – снять головку блока и очистить клапана вручную.

    Очистка ультразвуком или с применением растворителей даст большое количество частиц нагара, которые приведут в негодность зеркало цилиндров.

    Проверить и отрегулировать тепловые зазоры между кулачками распределительного вала и толкателями клапанов. См. «Регулировка клапанов на двигателе 21083».

    Проверить и устранить неисправности в системе зажигания двигателя автомобиля.

    Проверить компрессию в цилиндрах и по результатам замеров определить состояние двигателя.

    Примечания и дополнения

    В большинстве случаев нагар на клапанах двигателя не одинок. Ему сопутствуют нагар на днище поршня и нагар на стенках камеры сгорания. Такая комбинация уменьшает объем камеры сгорания и приводит к возникновению детонации.

    Нагар в современных двигателях: откуда он берется и как предотвратить появление отложений

    Самые частые причины появления нагара в современных двигателях

    Одной из самых больших проблем современных двигателей является накопление в них углеродистых отложений, что ухудшает их работу и даже приводит к серьезным неисправностям. Чаще всего нагар образуется в современных моторах с прямым впрыском бензина. Вот почему это происходит и как это предотвратить.

    Откуда нагар?

    Образование отложений углерода вызвано многими факторами и характерно для всех типов двигателей внутреннего сгорания – бензиновых и дизельных, безнаддувных и турбированных, с косвенным и прямым впрыском топлива.

    Отложения в двигателе возникают в результате неидеального сгорания топливовоздушной смеси. Например, в двигателях с прямым впрыском бензина одной из причин углеродных отложений является сам способ подачи топлива – бензин в этом случае не моет клапана, а идет непосредственно в камеру сгорания. Это вызывает накопление отложений на клапанах и, следовательно, ограничивает со временем доступ кислорода в камеру сгорания, что в свою очередь приводит к неправильному сгоранию топливной смеси.

    Если посмотреть на проблему более широко, нетрудно обнаружить и другие косвенные причины появления нагара в двигателях автомобилей. Они связаны с тем, что за последние годы большинство автолюбителей изменили способ использования автомобиля. Сегодня все больше людей эксплуатируют автомобиль как велосипед, общественный транспорт или для короткой прогулки/поездки в магазин.

    – Чаще всего крупные отложения накапливаются в двигателях транспортных средств, эксплуатируемых в городском режиме, на небольших расстояниях. И неважно, о какой марке и модели идет речь. Важен способ использования автомобиля: низкая скорость, низкие рабочие температуры, использование авто без прогрева двигателя – вот главная формула, гарантирующая быстрое появление нагара в двигателе, – объясняет эксперт «Профмоторсервиса» Владимир Дроздовский.

    Читайте также  Стук в двигателе МТЗ 80 причины

    Плюс добавьте к этому факт, что многие современные бензиновые двигатели сегодня часто оснащены турбонаддувом, а это означает, что турбированный автомобиль в городском режиме чаще всего используется на низких оборотах двигателя. В верхнем же диапазоне оборотов турбомоторы сегодня редко используются в условиях города. Но даже безнаддувные современные моторы с непосредственным прямым впрыском бензина также не стимулируют владельцев ездить на высоких оборотах. Дело в том, что сегодняшние атмосферные двигатели неплохо генерируют высокий крутящий момент на низких оборотах. Соответственно, у автовладельца отпадает необходимость часто ездить на высоких оборотах. Это существенное отличие бестурбинных современных моторов от двигателей 20-летней давности.

    К сожалению, из-за более низких оборотов современные двигатели прогреваются дольше (плюс не забывайте, что многие двигатели сегодня алюминиевые, быстро теряющие свою температуру нагрева, в отличие от старых чугунных), а низкие обороты не позволяют естественным образом удалить из двигателя углеродистые отложения. В итоге в силовом агрегате на различных деталях начинают скапливаться отложения.

    В прошлом, до 2000 об/мин, было невозможно ездить даже с постоянной скоростью. Сегодня во время ускорения вам не нужно их превышать. Отсюда большое накопление отложений в двигателе.

    Еще одна причина образования нагара – это неправильная замена масла и несвоевременное обслуживание двигателя. Например, главным врагом любого двигателя внутреннего сгорания является увеличение интервалов замены моторного масла. Ведь известно, что чем дольше не меняется масло в двигателе, тем больше в нем образуется побочных продуктов. К сожалению, сегодня многие производители намеренно увеличили свои межсервисные интервалы по замене масла. Например, многие автопроизводители увеличили интервалы замены масла с 10 тыс. км до 15 тыс. км (в России).

    По их мнению, современная конструкция двигателя, электроника и качество синтетических масел позволяют без вреда двигателю использовать моторное масло в течение 15 тыс. км. Некоторые производители пошли еще дальше, расширив межсервисный интервал до 20 тыс. км. А посмотрите на рекомендации производителей в Европе и вы будете удивлены. Там по сравнению с Россией межсервисные интервалы по замене масла увеличены еще больше – до 25 тыс. км и даже 30 тыс. км!

    Но мы уже рассказывали вам, почему не нужно слушать дилера и завод, строго соблюдая рекомендации по замене масла. В большинстве случаев нужно понять, что рекомендации производителей касаются общих легких условий эксплуатации автомобиля. Если же вы используете машину преимущественно в городе, то сразу можете смело снижать рекомендованный максимальный пробег автомобиля до замены масла на 20-30 процентов. Если используете авто на короткие расстояния на недогретом моторе, без колебаний делите рекомендации производителя на два.

    Но масло – это полбеды. Сегодня в сложных экономических условиях, когда доходы населения оставляют желать лучшего, а стоимость топлива уже приближается к стоимости 1 литра молока, многие водители стараются сэкономить на техническом обслуживании своих автомобилей, посещая не только неавторизованные неофициальные технические сервисы, но и не очень профессиональных мастеров, работающих в так называемых гаражных автосервисах. Да, это дает возможность автовладельцам неплохо сэкономить на обслуживании и сберечь время. Но есть одна проблема. В таких дешевых гаражных автосервисах у многих автослесарей нет возможности подключить транспортное средство к компьютеру для обновления программного обеспечения автомобиля и для диагностики возможных проблем.

    А знаете ли вы, что самой частой причиной образования излишнего нагара в двигателе является необновленное программное обеспечение блока управления двигателем? Ведь из-за этого двигатель машины может работать неправильно, в результате чего происходит неправильное сгорание топливной смеси. А производители часто обновляют программное обеспечение своим автомобилям.

    Еще одной из непосредственных причин накопления углеродистых отложений является неправильная синхронизация работы двигателя, за которую отвечает ремень ГРМ/цепь ГРМ. К сожалению, в бензиновых моторах ремень и даже цепь имеют тенденцию растягиваться. Это проблема многих современных двигателей (хорошим примером являются популярные в мире двигатели TSI/TFSI). Если натяжка цепи или ремня ослабевает, происходит рассинхронизация системы газораспределения, что в свою очередь приводит к неправильному сгоранию топливной смеси.

    Отсюда делаем вывод: все, что оказывает косвенное или прямое влияние на ход процесса сгорания, является причиной накопления углеродистых отложений в двигателе. Это также относится к некачественному топливу или работе системы зажигания (катушки, свечи и т. д.).

    Как предотвратить накопление в двигателе углеродистых отложений?

    Вышесказанное позволяет сделать простой общий вывод: вам нужно позаботиться о двигателе вашего автомобиля. Как? Все очень просто. Вам нужно регулярно посещать технический центр. И не только когда пришло время менять масло в двигателе. Желательно заезжать в сервис чаще, проводя компьютерную диагностику. Вы должны рассматривать двигатель вашего автомобиля как целостный механизм, не разделяя его на области, обслуживая каждую по очереди. Таким образом, проверка двигателя не должна ограничиваться заменой масла и фильтра, а должна включать полную диагностику мотора, в том числе обновление программного обеспечения.

    Кроме того, чем чаще вы будете подключать машину к компьютеру, тем больше вероятности, что вовремя обнаружите проблемы. Ведь механик не всегда может своевременно понять, что, например, какая-то катушка зажигания начала работать неправильно. Но подключив диагностическое оборудование, он может узнать об этом, прежде чем машина начнет показывать признаки неисправности.

    Также, например, подключив машину к компьютеру, можно даже узнать, открывается ли термостат слишком рано или поздно. А как известно, неисправный термостат может привести к перегреву двигателя и т. д.

    – Избыточное накопление углеродных отложений может вызвать проблемы с неравномерной работой двигателя, и такими симптомами будут пропуски зажигания, неправильный состав выхлопных газов, неправильная работа лямбда-зонда (датчика (-ов) кислорода в выхлопной системе). Это также может привести к проблемам с системой зажигания и даже к увеличению расхода топлива. Самой же большой проблемой нагара являются отложения, появляющиеся на элементах системы впрыска, – говорит Владимир Дроздовский.

    Если водитель или механик замечает какие-либо из перечисленных выше симптомов или неисправностей, он должен заподозрить излишнее накопление углеродистых отложений в двигателе.

    Как удалить нагар в двигателе?

    Одним из самых простых способов удаления отложений углерода является так называемая промывка двигателя специальным составом. Для этого используется специальное промывочное средство, заливаемое в двигатель, когда вы меняете масло. Вы можете промыть двигатель самостоятельно. Также можете заказать эту услугу в сервисе, когда приедете проводить стандартную замену масла. Правда, в этом случае вы заплатите за это дополнительно.

    – Одним из немногих инвазивных способов удаления скопившихся отложений углерода без демонтажа головки блока двигателя является так называемая гидрогенизация двигателя. Однако не стоит ожидать от этого процесса впечатляющих результатов. Гидрогенизация – это введение в двигатель газовой смеси, которая повышает температуру выхлопных газов. Таким образом, отложения превращаются в газы и выбрасываются вместе с выхлопными газами, – объясняет Владимир Дроздовский.

    Следует помнить, что таким путем невозможно удалить углеродистые отложения со всего двигателя, а только с тех участков, через которые протекают газы – камера сгорания, выхлопная система.

    Единственный же действительно эффективный способ очистки двигателя – это его разборка и очистка всех деталей вручную или механически, в зависимости от компонента. Но подобная дорогостоящая очистка, как правило, целесообразна только для двигателей, которые уже имеют много проблем и не могут быть очищены по-другому. В любом случае подобная работа будет стоить очень дорого, особенно принимая во внимание объем работ.

    Нет промывки, нет гидрирования .

    – Сегодня уже есть автовладельцы, которые интересуются качественной промывкой двигателя. Но совсем недавно эта услуга не пользовалась спросом. Хотя, стоит признать, в старые добрые времена при каждой замене масла многие промывали двигатели своих старых машин. Но когда появились современные транспортные средства, о промывке массово забыли. Однако постепенно автовладельцы все больше узнают о том, что промывка или комплексная очистка двигателя от нагара крайне необходима. Во многом этому способствуют автомастера, работающие в дилерских центрах, рассказывающие водителям о последствиях углеродных отложений в двигателе, – говорит Владимир Дроздовский.

    Тем не менее лучшая мера предосторожности – это, конечно, обычный уход за двигателем. Вместо того чтобы использовать дорогие промывочные средства для удаления нагара, вы можете в некотором смысле промыть мотор своей машины, просто меняя масло в два или три раза чаще, с более короткими интервалами, например каждые 5000-7000 км. Также стоит помнить о более частой смене моторного масла в двигателях, эксплуатируемых на небольших расстояниях. Чтобы не ломать голову, что делать с нагаром, лучше предотвратите накопление углеродистых отложений. Для этого не только чаще меняйте масло, но и двигайтесь на автомобиле более динамично после прогрева двигателя, используя более высокие обороты.