Как подключить сабвуфер к усилителю дома?

Как подключить сабвуфер к стереоусилителю: настройка живого звука

Как подключить сабвуфер к стерео усилителю или аудио системе? Сабвуферы часто интегрируются со звуковыми системами домашнего кинотеатра, что позволяет им воспроизводить более широкий диапазон частот. Это дает возможность аудиосистемам учитывать все разнообразие нот, которые посылает сигнал источника звука.

Без встроенного в акустическую систему сабвуфера вы можете не услышать разные звуковые частоты, являющиеся частью исходной звуковой дорожки. Тем более, в вашем общем впечатлении от прослушивания могут отсутствовать некоторые важные компоненты, такие как басовые ноты. Хотя эта технология чаще используется в системах объемного звука или домашнего кинотеатра, ее также можно интегрировать со стерео усилителями для улучшения качества звука.

Как подключить сабвуфер к усилителю: настройка сабвуфера для живого звука

В то время как домашний кинотеатр и AV-ресиверы подключаются к сабвуферу с помощью одного соединительного кабеля, стерео ресиверы и предусилители не имеют одинаковых вариантов управления басами. AV-ресиверы, например, позволяют направлять низкие частоты на динамики через канал, который настраивает диапазоны частот до того, как они достигнут выхода.

В настройке стерео усилителя требуется более высокий уровень (или поверхностный уровень) соединений из-за отсутствия внутреннего управления басами. Чтобы точно иметь представление как подключить сабвуфер, то при подключении стерео системы из-за наличия двух каналов все соединения необходимо удвоить.

Некоторые сабвуферы поставляются со встроенными внутренними усилителями, но если у вас его нет или ваш внутренний усилитель не такой мощный, вы можете интегрировать в свою звуковую систему отдельный стерео усилитель. Если у вас есть двухканальный интегрированный усилитель или двухканальный стерео ресивер без выхода сабвуфера RCA для подключения к активному сабвуферу, это руководство покажет вам, как интегрировать его с двухканальным интегрированным УМ с выходом только для динамика B. Выход Speaker A будет подключен к фронтальным динамикам.

Требования к оборудованию перед началом работы

Перед тем, как начать, вам необходимо проверить следующее на вашем двухканальном стерео ресивере или двухканальном интегрированном стерео усилителе, например: на этом устройстве должны быть динамики (условно A и B.) В этом руководстве выход вашего динамика A будет подаваться в настройку переднего динамика.

Выход на ваш динамик B — это то, что мы будем использовать для его интеграции со встроенным усилителем активного сабвуфера. Подойдите к задней части вашего двухканального усилителя-ресивера и обратите внимание, что здесь нет видимого выхода сабвуфера. Вместо этого вы найдете выход динамика A (правый и левый) и выход динамика B (правый и левый).


Сетевой аудио приемник Yamaha R-N402 с кнопками переключения динамиков A + динамик B спереди и выходами динамиков A + динамика B сзади.

На активном сабвуфере вместо низкоуровневых входов RCA вам понадобятся высокоуровневые входы для подключения проводов левого и правого динамиков. Подойдите к задней части активного сабвуфера и найдите левый и правый входные порты высокого уровня.

Помимо этого, другое оборудование, которое вам понадобится для этой установки, — это два набора из двух кабелей для акустических систем.

Убедившись, что ваше оборудование соответствует двум указанным выше условиям, и вы подготовили акустические провода для динамиков, тогда можете приступить к подключению, описанному выше.


Подключение динамика В к входным разъемам активного сабвуфера с помощью проводов.

Как подключить сабвуфер и правильно настроить

  1. Убедитесь, что ваш сабвуфер и стерео усилитель отключены от любого источника питания.
  2. Подключите выходы динамика A от двухканального выходного ресивера к клеммам передних динамиков.
  3. Возьмите комплект проводов громкоговорителя и подключите его к положительным и отрицательным клеммам правого выхода динамического излучателя B на задней панели двухканального стерео усилителя-ресивера с положительными и отрицательными клеммами правого входа высокого уровня. Помните о положительном/отрицательном и правом/левом маркировках рядом с клеммами и точно подключите их. Вы можете закрепить провода без коннекторов или использовать с «бананами» на концах, для удобства.
  4. Повторите вышеуказанный шаг с другим набором проводов громкоговорителей для левого выхода вашего двухканального стерео усилителя-ресивера и высокоуровневого входа активного сабвуфера.

  • Расширенная настройка: если вы хотите заняться настройкой сабвуфера, начните со следующих настроек. Для сабвуферов с размером излучателя 4 дюйма или меньше установите частоту кроссовера (используется во встроенном фильтре низких частот) на 100 Гц или выше. Для сабвуферов размером 5 дюймов или больше используйте частоту кроссовера 80 Гц или ниже. Этот шаг не является обязательным. Большинство сабвуферов имеют уже настроенную умеренную базовую настройку.
  • Перед включением системы поместите ее где-нибудь рядом с экраном мультимедиа. Поскольку сабвуфер в основном работает для усиления низких частот, размещение этой акустической системы не имеет решающего значения для определения звучания. При более высоких частотах вы должны обращать внимание на угол наклона излучателя и возможное эхо или возврат, чтобы получить максимальную отдачу от этих тонов. Однако с сабвуфером это намного проще, и ваш динамик можно произвольно разместить где угодно. Рекомендуется держать его близко к экрану и поворачивать в том направлении, где требуется звук.
  • Подключите усилитель к источнику питания с выключателем.


    Подключение двухканального стерео ресивера и активного сабвуфера к портам динамика B.

  • Проверьте провода в последний раз, как описано в шагах выше. Убедитесь, что соединения надежно и правильно расположены.
  • Когда все будет готово, включите питание.
  • Включите динамик A и наблюдайте за звуком в передних колонках. Выключите его, а затем включите динамик B и наблюдайте за басами на сабвуфере. Включите оба одновременно, чтобы получить усиленный звук в полной мере.
  • Отрегулируйте громкость сабвуфера до уровня, при котором вы можете слышать низкие частоты. Если вы хотите больше басовых нот, увеличьте это. Отрегулируйте основной регулятор громкости на динамиках до нормальной громкости, а регулятор звука сабвуфера — для произведения низких частот.
  • Заключение

    После того, как вы завершите первоначальную настройку, вам нужно будет прослушать множество песен с разными уровнями низких частот, чтобы вернуться и отрегулировать частоту разделения и громкость сабвуфера. Это займет некоторое время, чтобы оптимизировать именно то, что вам нужно для большей части музыки или звука, которые вы собираетесь слушать. Частоты кроссовера, указанные в процедуре настройки ранее, являются общими стандартными частотами для интеграции сабвуфера и стерео усилителя. Однако для вашего вкуса вы можете немного подправить их.

    Как добавить сабвуфер к стереосистеме?

    Сохранить и прочитать потом —

    Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?

    Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.

    Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.

    Весомые частоты

    Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.

    Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.

    Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.

    Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.

    Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.

    Ниже нижнего

    Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.

    В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.

    Необходимый минимум

    Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.

    Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.

    Требуется деликатность

    Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.

    В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.

    Бас – на выход!

    При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.

    Читайте также  Как подключить obd2 bluetooth адаптер к андроид?

    LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.

    Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.

    Имеет ли размер значение?

    Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.

    Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.

    Искать – и не сдаваться

    Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.

    Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.

    По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.

    Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.

    Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.

    Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.

    Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.

    Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.

    Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.

    Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

    Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.

    Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.

    О сабвуфере

    Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.

    И вот, наконец-то, заветный день настал.

    Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.

    На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.

    Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.

    Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.

    Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.

    Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.

    Подключение и настройка

    1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход

    Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.

    Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.

    Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.

    2. Поиск места для сабвуфера

    Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.

    Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.

    Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.

    Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.

    И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.

    3. Поиск фазы

    Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.

    В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.

    Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.

    Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.

    4. Работа с кроссовером

    Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.

    Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.

    Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.

    Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.

    При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.

    5. Регулировка громкости саба относительно стереопары

    Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?

    Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.

    Читайте также  Как подключить телефон к mitsubishi outlander?

    Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.

    Итак, что имеем по итогам настройки:

    • саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;

    • размещение — правее от центра, по оси АС;

    • регулятор фазы в положении «180»;

    • срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;

    • регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.

    Прослушивание и впечатления

    Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.

    Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!

    Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!

    В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.

    Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.

    Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.

    Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.

    Выводы

    Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.

    Схема Подключения Сабвуфера И Усилителя

    Предварительно рассчитать всю длину проводки и на запас добавить примерно 40 сантиметров.


    Профессионалы используют моноблок 1 канальный усилитель или несколько моноблоков объединяя их в мост для более мощного звука в авто.

    Ещё один провод предназначен для управления сабом.
    Как качает сабвуфер AUDIOBAHN с накопителем Sony 3f/Без посадок

    Для этого необходимо использовать резистор с сопротивлением в 1кОм.

    Но и лишняя длина тоже не нужна — достаточно одного метра запаса.

    Итак: Сначала, под обшивкой авто, от усилителя до магнитолы прокладываете сигнальный кабель. Если мостовое подключение для усилителя не предусмотрено, нужно подумать, как к автомагнитоле подключить усилитель и сабвуфер, сделав это так, чтобы сигнал был суммированным.

    Если усилитель не рабочий на выходе может присутствовать некий уровень постоянного напряжения который спалит Ваш динамик, прям дым пойдет да ужасно : так что все делаете на свой страх и риск Avtousilok. Если мостовое подключение для усилителя не предусмотрено, нужно подумать, как к автомагнитоле подключить усилитель и сабвуфер, сделав это так, чтобы сигнал был суммированным.

    В готовых комплектах межблочных проводов всегда есть кабель управления.

    Автозвук дома. Как подключать усилители, акустику, сабвуферы?

    Домашний усилитель из автомобильного

    При отсутствии — выход есть. Ну все поехали: Итак, давайте выясним прежде всего, какие бывают разновидности авто сабвуферов: 1 Активный сабвуфер. В случае если у Вас есть тестер и Вы еще и им пользоваться умеете то думаю дальше не нужно ничего говорить я уверен Вы и без меня знаете что можно померить напругу на выходе, и только потом подключать саб — все просто на самом деле, а кто не умеет учитесь работать с приборами в жизни пригодится тот же аккумулятор измерить тем более простой тестер стоит не так дорого буквально пару тыщ тенге Подключение пассивного автомобильного сабвуфера. При отсутствии усилителя пассивный сабвуфер подключают к фронтальным динамикам.

    Судя по характеристикам самых дешёвых моделей, которые продаются сейчас в магазинах — это 12А. В таком случае, усилитель подключают к динамикам см.

    Как известно, у автомагнитол имеется специальный выход обычно синего цвета. Подсоединить два отрезка шнура к двум клеммам; 4.

    Так же кольцевой оканечиваем и на кузов машины, и у-образной на усилитель.

    Если Вы купите хороший сабвуфер но подключите тонюсенькими проводами саб — будет «пердеть» он просто не будет давать басов, объясняется это чудовищными просадками по питанию, просаживается питание борт сети машины с нормальных 14 Вольт до Вольт по первичке, на вторичке преобразователя усилителя тоже просадки соответственно теряется мощность и качество.

    После выполнения вышеперечисленных процедур, остаётся только присоединить провода, передающие звуковой сигнал от усилителя к сабвуферу, звук после усиления имеет большую мощность, поэтому сечение проводов должно быть соответствующим. В пассивном нет встроенного усилителя — поэтому он и называется пассивный.

    В нём предусмотрены разъёмы для подсоединения сабвуфера. Для них режим ставим OFF.
    Как подключить автомобильный усилитель

    Как подключить сабвуфер

    Нагрузкой для усилителя является акустическая система. Дальнейшие действия заключаются в подсоединении проводов от выходов линейного уровня головного устройства.

    Активный стоит в раза дороже, чем пассивный.

    Усилителей работающих мостом в 2 Ома очень мало на нашей планете, а людей портящих усилители очень много, кто так соединяет это насилие усилителя и потеря в качестве звука в лучшем случае, в худшем выход из строя аппарата.

    Выглядеть он может очень красиво. Динамики для сабвуфера Перед тем как подключить колонки и сабвуфер к усилителю, важно выбрать динамики. C вопросами разобрался, ребята под никами IvanStav и siam4eg ответили доступно и информативно. Силовой кабель должен быть соответствующей длины и сечения.

    Еще хуже если усилитель не тянет саб на клипе перегрузке когда усилитель фактически вместо чистого синусоидального сигнала на выход выдает прямоугольные импульсы тем самым разогревает звуковую катушку и «тупо» палит ее имейте это ввиду, все должно быть в меру, просто не перегружайте технику и будет гуд! В некоторых местах проводку нужно дополнительно защитить изолентой. Если вывернуть ручку переменного резистора на 8V, то на вход поступит минимальный сигнал от плеера. Можно взять кабель с чуть большим сечением.

    Схемы подключения


    Сначала демонтируют ее корпус, обнажая места соединения проводов. Читайте также:. Подключение акустических проводов Такая схема подключения сабвуфера подойдет для одного канала усилителя или моноблока.

    Диапазон частот в автомобильном усилителе должен быть не менее 20 Гц — 20 КГц. Подключения на задней панели усилителя Последним в данном процессе осуществляется подключение к динамикам. Перед началом работ обратите внимание на несколько моментов: Корпус сабвуфера и сам усилитель — габаритные устройства. Подключают данное устройство на клеммы питания усилителя, максимально короткими проводками.

    Надо продумать, где их разместить. Главное требование к силовому проводу заключается в его сечении, то есть толщине медной жилы.
    Подключение сабвуфера с двумя катушками к усилителю

    Читайте также:

    После, следует найти технологическое отверстие, соединяющее подкапотное пространство и салон. Далее вам останется только произвести настройку усилителя согласно инструкции производителя.

    Задача фильтра — погасить высокочастотную составляющую звукового сигнала и подать на саб только басы.

    Но если окажется наоборот, есть все шансы, что в процессе эксплуатации и усилитель, и динамики выйдут из строя.

    Добавляем олово Припаиваем провод Надеваем термоусадку Прокладку силовых проводов от аккумулятора до усилителя нужно выполнить так, чтобы исключить возможность их случайного повреждения. Именно поэтому, сабвуфер и нужно включать в режим мост. Силовой провод следует заранее вставить в гофрированный рукав — именно по его диаметру должно быть просверлено отверстие. В любом случае, при подключении динамиков и колонок к автоусилителю надо помнить о том, что сопротивление их должно быть не менее 2 — 4 Ом.

    Подключение сабвуфера к магнитоле

    Для этого необходимо присоединить выбранный провод к усилителю и от него к участку голого обезжиренного, неокрашенного и без следов коррозии металла. Так можно подключить сабвуфер к двух или к четырехканальному усилителю, используя 2 канала для акустики, а оставшиеся 2 для сабвуфера. Схема подключения активного сабвуфера. Но чтобы ухо нормально воспринимало НЧ-звуки вместе с другими СЧ и ВЧ , звуковая мощность должна быть в 2 раза больше, чем правого R и левого L каналов в отдельности.

    С помощью стандартных настроек получают хорошие басы. В этом маленьком мануале не была раскрыта тема акустики. Переключатель для удаленного питания 5. Данный материал прежде всего ориентирован на начинающих меломанов или кто в этом не соображает ну вообще никак бывает и такое ничего страшного, никого обидеть не хочу наиборот : пардон наоборот постараюсь рассказать Вам подробно «на пальцах» и в деталях последовательность действий, при подключении, эксплуатации и настройки сабвуфера в авто.

    При этом мощности складываются. Провода не должны быть тонкими. Дополнительные и фронтальные басы сабвуфера усиливаются или звучат тише за счет динамиков разного размера. Процесс зарядки происходит за считанные секунды. Естественно, уровень сигнала можно выставить и регулятором громкости самого MP3-плеера.

    Он позволяет работать усилителю в различных режимах, а так же частотах различного диапазона. Для пассивного сабвуфера придется подобрать усилитель как правильно это сделать читайте на этой странице. Проводка проводов Перед установкой сабвуфера и усилителя необходимо определиться с тем, где именно будет располагаться автоусилитель. Примеры активных сабвуферов, как они выглядят смотрим на картинках ниже: 2 Пассивный сабвуфер.
    Как установить УСИЛИТЕЛЬ?

    Настройка и подключение сабвуфера для домашнего кинотеатра

    Советы, которые помогут вам правильно настроить и подключить свой сабвуфер.

    Плотный, четко определенный и, да, ГЛУБОКИЙ бас является ключевым компонентом любого домашнего кинотеатра. Наличие активного сабвуфера является обязательным условием для того, чтобы услышать раскаты грома, взрывы и другие низкочастотные эффекты звуковой дорожки фильма. Многие люди просто помещают свой саб в любом свободном месте, подключают его к ресиверу и заканчивают на этом. Но несколько ключевых моментов могут помочь правильно настроить домашний сабвуфер. Читайте дальше, чтобы узнать все, что вам нужно знать, чтобы получить максимальную отдачу от вашего сабвуфера.

    Где я должен разместить сабвуфер?

    Как правило, вы должны попробовать установить сабвуфер рядом с фронтальными громкоговорителями. Но давайте будем честными: большинство людей размещают свой сабвуфер, там где он меньше всего мешает. И это не всегда плохая идея.

    Низкочастотные волны, которые мы слышим и называем «басы», имеют меньшую направленность, чем более высокие частоты, генерируемые полнодиапазонными колонками. Это означает, что даже если сабвуфер будет установлен не у телевизора, вам будет достаточно тяжело понять где именно он находится.

    Некоторые производители рекомендуют размещать сабвуфер в углу. Стены могут помочь отражать больше низкочастотных волн в пространство комнаты. Если вы любитель очень полного, захватывающего баса, это хороший вариант.

    Если у вас есть несколько вариантов размещения сабвуфера в комнате, просто поэкспериментируйте меняя место размещения перед окончательным подключением. Итак, подключение .

    Как подключить ваш сабвуфер

    Для всех сабвуферов требуется два подключения: питание и сигнал. Для питания вам просто нужна ближайшая розетка. Мы настоятельно рекомендуем подключить ваш сабвуфер к устройству защиты электропитания, чтобы защитить от перенапряжений.

    Для подключения к источнику сигнала есть три варианта. Начнем с наиболее распространенного соединения.

    Подключение LFE к ресиверу домашнего кинотеатра

    Это самое простое и наиболее распространенное соединение. Оно актуально для любого AV-ресивера или усилителя с отдельным выходом для сабвуфера. Используйте сабвуферный кабель для подключения выходного сабвуферного сигнала вашего ресивера (как правило обозначается SUB OUT или Subwoofer Out) к входу на сабвуфере (как правило обозначается LFE или LINE IN). Многие стереоресиверы и усилители также имеют выходы для сабвуфера и подключаются точно так же.

    Читайте также  Как подключить указатель температуры охлаждающей жидкости?

    Подключите выход «Sub Out» ресивера с помощью Y-образного или обычного сабвуферного кабеля к входам сабвуфера.

    Кроссовер — «регулировщик» вашей системы

    Вам необходимо удостовериться, что все низкие и сверхнизкие частоты отправлены на ваш сабвуфер. Это позволит вашим фронтальным, центральным и объемным динамикам воспроизводить только те частоты, которые они могут воспроизводить без искажений. Кроссовер позволяет определить, какие частоты идут на конкретные динамики.

    Вы найдете настройки кроссовера как на вашем сабвуфере, так и в меню вашего ресивера. Обычно мы рекомендуем использовать тот кроссовер, что есть на ресивере. Но прежде чем вы погрузитесь в системное меню вашего AV-ресивера, сначала выполните следующие шаги. Они могут решить эту задачу проще и быстрее.

    1. Автокалибровка

    Скорее всего ваш ресивер укомплектован калибровочным микрофоном для оптимизации звучания ваших динамиков. Обычно эти системы автоматической коррекции комнаты очень хорошо справляются с адаптацией звука к вашему окружению.

    Но что, если у вашего приемника нет автоматической калибровки? Или вы пробовали его и все еще не впечатлены басом? Вы можете выполнить ручную настройку.

    2. Настройка размера громкоговорителя

    Войдите в меню настроек вашего ресивера и найдите настройку динамиков. Там должна быть настройка размера ваших фронтальных левого и правого динамиков. На самом деле меньше связано с физическим размером ваших колонок. Это больше касается управления басами.

    Установите громкоговорители на «маленький», даже если вы используете напольные колонки. Потому, что настройка для «маленькой» колонки будет отправлять низкие частоты на сабвуфер. Это полезно по трем причинам:

    1. Это разгружает фронтальные громкоговорители, чтобы они были сфокусированы на средних и высоких частотах.

    2. Это позволит вашему ресиверу выделять больше энергии для средних и высоких частот.

    3. Это может помешать низким частотам повредить динамики.

    3. Настройки кроссовера

    После того, как вы установите динамики на «маленькие», вам может не понадобиться тонкая настройка кроссовера. Но если вы хотите настроить его более точно, вы можете установить точную отсечку кроссовера, измеренную в Герцах. Все сигналы ниже точки отсечки будут отправлены на сабвуфер. Для полочных динамиков вам потребуется более высокая частота кроссовера — около 120 Гц. Для напольных громкоговорителей используйте 60 Гц. Настройки большинство ресиверов по умолчанию находятся где-то посередине, обычно около 80 Гц.

    Завершение размещения вашего сабвуфера

    Если у вас есть несколько вариантов размещения, теперь вы готовы выбрать идеальное место. Запустите какую-нибудь музыку с хорошим басом. Затем сядьте на свое основное место и послушайте. Слабые басы? Или, может быть, слишком сильные?

    Перейдите в пару разных мест комнаты и послушайте. Вероятно, вы заметите, что при изменении своего местоположения бас может звучать совсем по-другому.

    Если вы использовали автокалибровку для настройки вашей системы домашнего кинотеатра, не забудьте повторно ее запускать каждый раз, когда вы перемещаете сабвуфер.

    Чтобы настроить бас на «идеальную точку», используйте популярный метод, известный как «Subwoofer Crawl». Начните с размещения сабвуфера на позиции прослушивания или рядом с ней. Затем передвигайтесь по разным местам вашей комнаты, которые подходят для установки саба и послушайте выбранный вами отрезок музыки еще раз внимательно слушая бас. Когда вы найдете место, где бас звучит правильно, это и есть точка где вы должны поставить свой сабвуфер.

    Окончательные настройки

    Переключатель фазы. Если вам кажется, что субвуфер отключен или не выдает насыщенные басы, возможно сабвуфер работает в противофазе с вашими основными динамиками. Большинство активных сабвуферов имеют двухпозиционный переключатель фазы на задней панели. Переключите его в другое положение и послушайте, изменился ли бас в лучшую сторону.

    Контроль уровня. Большинство активных сабвуферов имеют независимые регуляторы уровня громкости. Это простой способ получить немного больше «бум, бум, бум» или уменьшить басы в особенно громком саундтреке. Возможно, вам придется вносить эти коррективы из фильма в фильм.

    Установите сабвуфер ​​на платформу. Если ваш пол, стены и потолок вибрируют в такт вашему сабу, вы получите нежелательные резонансы, которые окрасят басы вашего сабвуфера. Чтобы остановить вибрации, поместите ваш субвуфер на звукопоглощающую платформу.

    Что делать, если у моего AV-ресивера нет сабвуферного выхода, или у моего сабвуфера нет входа LFE?

    Не волнуйтесь — вы все равно можете подключить свой сабвуфер, используя один из следующих двух вариантов:

    Схема подключения для предварительного выхода / основного входа.

    Или вы можете использовать акустические кабели для подключения к акустическим входам вашего сабвуфера:

    Недостаточно баса? Попробуйте два сабвуфера.

    Если у вас очень большая комната и нужно много басов, мы рекомендуем добавить второй сабвуфер. Это лучший вариант для равномерного распределения басов в большом пространстве. Большинство новых AV-ресиверов имеют два выхода для подключения сабвуфера. Или вы можете просто использовать Y-адаптер.

    Как подключить автомобильный усилитель дома?

    Домашний усилитель из автомобильного

    Чтобы задействовать автомобильный усилитель дома, нам понадобиться блок питания и акустические колонки (сабвуфер по желанию).

    Предупрежу сразу, что потребляемый ток некоторых автомобильных усилителей подходит к планке в 40А ! Это очень большой ток. Поэтому найти подходящий блок питания на 12V и током 30 — 40 А смогут не все:)

    Но для питания автоусилителя сгодится компьютерный блок питания формата AT и ATX. Некоторые модели компьютерных БП могут отдавать по шине +12V значительный ток. Судя по характеристикам самых дешёвых моделей, которые продаются сейчас в магазинах — это 12А. Топовые, дорогие модели выдают по 50 — 70А !

    Вот такой блок выдаёт на выходе +12V ток 14А.

    Как определить? Смотрим характеристики блока питания, строчку «мощность по линии 12V». Видим, например, 200 Вт. Делим 200 Вт на 12, получаем максимальный ток по шине 12V

    16 ампер. Если блок питания на руках, то смотрим наклейку на корпусе. Там обычно указываются все параметры блока, в том числе и максимальный ток на каждую шину.

    У всех пк’шных блоков питания жёлтые провода, идущие на MOLEX и SATA разъёмы — это +12V, а чёрные — это минус (общий, GND). Подробнее об использовании блоков питания от ПК я уже рассказывал.

    Если вы нашли блок питания на меньший ток, например, как я на 12V (10А), то расстраиваться не стоит. Усилитель просто не сможет работать на «полную катушку», будет играть тише. Теперь о подключении.

    На корпусе автоусилителя имеется 2 клеммы для подключения питания. Минус питания подключается к клемме GND, а на клемму +12V заводим плюс питания. В результате усилитель находится в спящем режиме (Stand by). Чтобы перевести усилитель из ждущего режима в рабочий, нужно подать +12V на клемму REM (Remote – «управление»). Кидаем перемычку с клеммы +12V на клемму REM. Затем включаем блок питания.

    Как известно, у автомагнитол имеется специальный выход (обычно синего цвета). Он есть у большинства современных магнитол, и служит для включения активных антенн, выдвижения антенн и включения внешних усилителей и сабвуферов. Если включить автомагнитолу, то на этом выходе появляется напряжение +12V. Ток нагрузки этого выхода небольшой, порядка 100 — 120 мА.

    Кстати, при монтаже усилителя в автомобиле, бывает так, что управляющий (синий) провод уже задействован, например, на ту же активную антенну. Как быть? Тогда можно подавать напряжение +12V на клемму REM через кнопку с фиксацией, а саму кнопку разместить на панели автомобиля. Такой же приём можно реализовать и дома. Просто в разрыв провода +12V — — -> REM ставим обычный тумблер или рокерный выключатель. Такие продаются в любом магазине автотоваров.

    Внимание! Так как ток потребления автоусилителя может достигать 40 и более ампер, то подключать его к блоку питания следует медными проводами с сечением 6 — 10 мм 2 . По возможности, соединительные провода сделать покороче. Это в идеале. На практике, если не будете «загонять» усилитель на максимальный режим, подойдут обычные провода с сечением 1,5 — 2,5 мм 2 .

    В качестве источника звукового сигнала может сгодиться рядовой MP3-плеер. Также потребуется переходник с 3,5 мм. джейка на «тюльпаны».

    При наладке усилителя не стоит забывать, что на его панели есть регулятор входного уровня сигнала — «LEVEL». Это — не что иное, как регулятор громкости, наподобие тех, что имеется у аналоговых магнитол или кассетников.

    При уровне в 0,2V на вход поступает максимальный уровень сигнала — усилитель будет работать громче. Если вывернуть ручку переменного резистора на 8V, то на вход поступит минимальный сигнал от плеера. Естественно, уровень сигнала можно выставить и регулятором громкости самого MP3-плеера.

    У многих усилителей регулятор уровня входного сигнала имеет только указатель в виде стилизованной стрелочки или указателя.

    В зависимости от комплектации автоусилителя, его можно применять по-разному. Простейший пример.

    В большинстве усилителей есть переключатели режимов работы фильтров (кроссоверов). Например, у автоусилителя CALCELL я обнаружил переключатель X-OVER SELECTOR (у других моделей может быть переключатель BASS/ FLAT/ TREBLE и аналогичные). При выборе режима задействуется соответствующий фильтр — LP (40Hz — 160Hz), HP (40Hz — 600Hz). Режим OFF выключает все фильтры (он же FLAT).

    В режиме FLAT никакой коррекции сигнала не происходит. Грубо говоря, что пришло на фильтр, то и вышло.

    Если выбрать режим LP, то входные фильтры срезают все частоты выше 40 — 160 Гц и оставляют только низкие звуковые частоты. Такой режим подойдёт для работы на сабвуфер.

    Фильтр работает сразу на два из 4 каналов усилителя, например, на фронтальные колонки (FRONT). Такие переключатели есть и у 2 других усилителей — тыловых (REAR). Деление усилителей на FRONT и REAR условно. Если детально рассмотреть схемотехнику аппарата, то окажется, что все четыре усилителя в его составе одинаковы как сиамские близнецы. Но суть не в этом.

    Все автоусилители могут работать в режиме моста (Bridge). Это когда два усилителя работают на один динамик или колонку. При этом мощности складываются. Таким образом, при наличии 4-канального автоусилителя можно смонтировать стереосистему с сабвуфером 2+1(sub).

    Достаточно 2 канала усилителя включить в мост и подключить к НЧ-динамику, он будет выполнять роль сабвуфера. При этом переключателем режимов выбираем режим LP и выставляем нужную частоту среза для сабвуфера. В результате мы получим полноценный сабвуфер. Оставшиеся 2 канала можно задействовать для усиления правого и левого фронтального канала. Для них режим ставим OFF.

    Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в акустических системах всегда применяют один, но мощный сабвуфер? Дело в том, что на низких частотах человеческое ухо плохо воспринимает стереоэффект. То есть уху «по барабану» откуда грохот. Но чтобы ухо нормально воспринимало НЧ-звуки вместе с другими (СЧ и ВЧ), звуковая мощность должна быть в 2 раза больше, чем правого (R) и левого (L) каналов в отдельности. Именно поэтому, сабвуфер и нужно включать в режим мост. Думаю, это понятно.

    В этом маленьком мануале не была раскрыта тема акустики. В любом случае, при подключении динамиков и колонок к автоусилителю надо помнить о том, что сопротивление их должно быть не менее 2 — 4 Ом. Если хотите узнать, как правильно соединить несколько динамиков, то загляните на эту страницу. Также советую ознакомиться с устройством динамика и его основными параметрами.

    Прежде чем что-либо подключать, обязательно читаем инструкцию к вашему усилителю!