Как подключить ксенон через реле?
—>Автозапчасти и СТО —>
Популярность ксеноновых газоразрядных лампочек для автомобилей обусловлена их лучшей эффективностью по сравнению с другими источниками освещения. Подключить ксенон возможно как в автосервисе, так и самостоятельно.
Как выбрать хороший комплект ксенона?
Подбор подходящего ксенонового источника освещения для машины должен опираться на два фактора: известность и надёжность фирмы-производителя и необходимую яркость ламп.
Из чего должен состоять комплект ксенона?
Комплектация газоразрядных лампочек для головного света или противотуманных фар включает в себя:
- источники освещения, рассчитанные на определенную мощность и обладающие конкретной маркировкой;
- устройство розжига;
- комплект проводов и элементов для подключения и фиксации ламп.
Блок розжига представляет собой модуль, предназначенный для подачи определенной величины напряжения, требующегося для активации, на световые источники. Более дорогие блоки обладают усложненной конструкцией, что позволяет им контролировать большее количество процессов. Если устройство высококачественное, оно сможет обеспечить длительную и бесперебойную работу световых элементов. Это обусловлено тем, что при розжиге ламп соблюдаются основные технические параметры в необходимом диапазоне.
Как подключить ксенон
Ксеноновые лампы для автомобильных фар работают по иному принципу, нежели обычные галогеновые. В них отсутствует нить накала. Свечение возникает не вследствие её нагрева, а за счёт горения электрической дуги. Для её возникновения необходимо изменить характеристики напряжения бортовой сети автомобиля, поэтому схема подключения ксенона предполагает внесение некоторых изменений в штатную проводку автомобиля.
Инертный газ, которым под высоким давление (около 25 АТМ) наполнена колба лампы, предотвращает выгорание её электродов. Благодаря чему срок службы осветительного прибора увеличивается до 3000 часов (против 600 часов у «галогенки»). Электрическая дуга также обеспечивает более высокую интенсивность светового потока, чем свечение нагретой спирали. В силу этих двух преимуществ некоторые автолюбители заинтересованы в замене ксеноновыми лампами обычных галогеновых.
Как выбрать ксеноновые лампы
Лампы выбираются по нескольким составляющим критериям.
HID-лампы выпускаются в соответствии со стандартами. Для замены «галогенок» H7, H11 или любых других необходимо приобретать изделия с такой же маркировкой.
В галогеновых лампах с цоколями H4, HB5, H13 для дальнего и ближнего света используются разные нити накаливания. Аналогичные им газоразрядные называются биксеноновыми. В них смена режимов работы происходит за счёт изменения положений колбы или отражающей шторки посредством электромагнитов.
По температуре свечения и потребляемой мощности
На ксеноновых лампах указывается так называемая цветовая или спектрофотометрическая температура (в градусах по Кельвину). По её значению можно заранее определить, насколько комфортной будет езда в тёмное время суток. При естественном дневном освещении значение цветовой температуры составляет от 6000К.
О том, как будет выглядеть свет фар с лампами различной цветовой температуры, можно составить впечатление по следующему изображению.
При выборе ксенона для противотуманных фар лучше отдавать предпочтение лампам с температурой 4000 – 4300К. Чем ближе спектр излучения к жёлтому, тем меньше эффект световой стены перед автомобилем, возникающий в тумане. Для фар ближнего и дальнего света ближе к естественному освещению ксеноновые лампы с температурой 4300 – 6000К.
Различаются лампы и по потребляемой мощности – она может быть 35 и 50 Вт. Как правило, водители отдают предпочтение лампам 35 Вт – они меньше «нагружают» бортовую сеть авто и не так сильно нагревают фары.
Наиболее популярные производители
Для розжига электрической дуги требуется подать на электроды напряжение около 25 000 Вольт. Для поддержания горения достаточно 50-80 Вольт. Чтобы обеспечить соблюдение этих условий работы, необходим блок розжига ксенона. При первоначальной установке ксенона требуется приобретать весь комплект – лампы, блок розжига и провода. Комплект должен сопровождаться инструкцией со схемой подключения. В дальнейшем отдельные комплектующие можно покупать порознь – по мере выхода их из строя.
Такие известные производители светотехнической продукции, как Hella, Osram и Philips не выпускают комплектов для самостоятельной установки ксенона. В продаже можно найти только лампы их производства или китайские подделки.
Среди прочих у российских автолюбителей пользуются спросом комплекты следующих марок:
- MTF-Light Slim Line.
- Optima.
- Sho me.
Каждый из этих производителей выпускает ксенон, что называется, в ассортименте – с различными лампами и модификациями блоков розжига.
Порядок установки
Далее – немного о том, как подключить ксенон своими руками.
Подготовка
Объём подготовительных работ зависит от компоновки автомобиля. Иногда к лампам противотуманных фар удаётся подобраться лишь при снятом переднем бампере. Но важнее всего – удачно разместить блоки розжига. При этом желательно максимально сократить длину проводов от них к фарам. Следует учитывать то, что излишне «спрятав» блоки, вы тем самым ограничите доступ к ним. Это вызовет затруднения при поиске и устранении неисправностей.
Для подведения проводов к лампам, скорее всего, придётся просверлить отверстия в колпаках фар, закрывающих лючки. В наборе для подключения предусмотрены специальные резиновые уплотнители и сверло следует выбирать в соответствии с их размерами. В тех случаях, когда колпаки в фарах сделаны из резины, достаточно сделать в них отверстия.
Выбор способа крепления блоков розжига не имеет принципиального значения. Их можно зафиксировать на деталях кузова при помощи скоб, входящих в комплект или просто приклеив на двухсторонний скотч.
Варианты схем подключения
Самый простой способ подключения HID-лампы выглядит так.
Принцип работы прост: при включении переключателя света напряжение подаётся на блок розжига, в нём генерируется высокое напряжение, которое и подаётся на электроды газоразрядной лампы. Положительные и отрицательные провода перепутать при подключении не получится – их разъёмы несовместимы друг с другом.
Ввиду того, что напряжение бортовой сети может быть изрядно «просажено» в момент розжига дуги, предпочтительнее осуществлять подключение ксенона через реле.
Как видите, тоже ничего сложного. На обмотку обычного реле света (контакты 85 и 86) подаётся напряжение, которое в штатной схеме подводилось к контактам «галогенки». В результате замыкаются контакты 87 и 30 реле, которые используются в качестве выключателя, «врезанного» в плюсовой провод, идущий непосредственно от аккумулятора. Таким образом исключаются потери напряжения, подаваемого на блок розжига, и облегчается «запуск» ксеноновой лампы – цепь становится практически автономной. Такой способ идеально подходит не только для того, чтобы подключить ксенон в противотуманки, но и для переделки основных фар.
С биксеноном ситуация несколько сложнее. Самый простой вариант улучшить срабатывание переключения ламп при смене режимов «дальний/ближний» — установить между «плюсовыми» выводами диод, исключающий «залипание» управляющего электромагнита.
Полная схема подключения биксенона Н4.
Несмотря на то, что HID-лампы имеют существенные преимущества по сравнению с галогеновыми, следует учитывать возможные неблагоприятные последствия самостоятельной их установки:
- Конструкция некоторых фар исключает возможность правильной настройки светового пучка с «неродными» лампами. Поэтому «колхозный» ксенон зачастую ослепляет других водителей.
- Внесение изменений в конструкцию фар головного света запрещается Правилами.
При самостоятельной доработке противотуманных фар таких проблем у вас не возникнет. Правильная их настройка значительно улучшит видимость во время тумана.
Инструкция по подключению ксенона
Ксенон представляет собой инертный газ отличающейся особенностью становиться мощным источником светового излучения при пропускании через него электрического разряда. Головная автомобильная оптика, оснащенная ксеноновыми лампами, дает яркий свет, близкий по спектру к дневному освещению. Высокая светоотдача позволяет водителю хорошо видеть дорогу, в результате он меньше устает при поездках в темное время суток. Подключение ксенона можно выполнить самостоятельно.
- Подробнее про подключение
- Как подключить?
- Что потребуется?
- Схема подключения
- Пошаговые действия
- Ксенон
- Ксенон в ПТФ
- Биксенон
- Дальнейшая настройка
- Возможные сложности
- Если доверить подключение профессионалам
- Как найти хороший сервис?
- Ориентировочная стоимость работы
- Плюсы и минусы
Подробнее про подключение
Выбор ксеноновых ламп затрудняется разнообразием имеющихся в продаже модификаций, выпускаемых разными производителями. Следует разобраться в принципе действия этих источников света.
Ксеноновые лампы комплектуются блоками розжига, крепежными деталями и соединительными проводами.
Блок розжига представляет собой электронное устройство, подающее необходимое напряжение для загорания ксеноновой лампы.
От качества изготовления этого элемента зависит срок службы ксенона.
Яркость и цвет светового излучения определяется его цветовой температурой. Она обозначается специальной маркировкой на корпусе изделия.
Приближающийся к белому оттенку спектр свечения лампы с цветовой температурой 5000К лучше всего воспринимается зрением человека. Ксеноновая оптика устанавливая производителями автомобилей имеет цветовую темперературу от 4200 до 5000К.
Критерием выбора для конкретной марки автомобиля не должна становиться самая высокая цена ксенона. Она не всегда оправданна. Следует учитывать особенности конструкции автомобиля.
Если в электрической части не предусмотрена возможность контроля за напряжением бортовой сети, нет смысла покупать блок розжига, учитывающий эту функцию.
При наличии свободного места в моторном отсеке не нужно приобретать тонкие блоки розжига, значительно превосходящие по цене стандартные.
Как подключить?
Установить ксенон самостоятельно может практически каждый автомобилист. Нужно только следовать пунктам инструкции и тщательно соблюдать технику безопасности, так как для загорания лампы требуется очень высокое напряжение, достигающее величины в 23000 В.
Что потребуется?
Для подключения ксенона необходимо:
- идущие в комплекте с лампами блоки розжига и монтажные провода;
- отвертки с плоским и крестовым лезвием;
- зажимные хомуты и скотч.
Также может понадобиться аккумуляторная дрель со сверлом, накидные или рожковые ключи.
Схема подключения
Установка ксенона осуществляется по схеме, изображенной на рисунке:
Упрощенно порядок действий выглядит следующим образом: в подкапотном пространстве на свои места монтируются блок розжига и лампочки, после чего они соединяются комплектными кабелями.
Пошаговые действия
Перед началом работы следует обесточить бортовую сеть автомобиля, сняв клемму с аккумуляторной батареи. К поверхности лампы нельзя прикасаться руками.
Место случайного контакта следует протереть спиртом.
Ксенон
Для снятия старой лампы с задней части фары снимается крышка.
Галогенный источник света извлекается после отсоединения проводки.
Для выполнения этой процедуры иногда требуется отжать фиксатор.
Ксеноновая лампа устанавливается на место, проводка пропускается сквозь крышку. Аккумуляторную батарею лучше снять, так как она будет создавать помехи в работе.
К установленной лампе подключается кабель от блока питания.
Идущие от ламп провода пропускаются сквозь проделанные в крышках фар отверстия. Они вырезаются в резиновых заглушках и высверливаются, если крышки изготовлены из металла.
Затем монтируется блок розжига. Для предотвращения натяжения проводки его лучше разместить поблизости от фар в месте, куда не проникают влага и загрязнения. Для дополнительной защиты этот узел следует обернуть скотчем или изоляционной лентой.
Зафиксировать блок можно винтами, зажимными хомутами или с помощью широкого малярного скотча.
Затем выполняется соединение проводки для предотвращения ошибки обозначенной разноцветной маркировкой.
Подключение ксенона во второй фаре осуществляется аналогично описанной схеме.
Если в конструкции автомобиля предусмотрен бортовой компьютер, блок розжига следует подключить через реле, стабилизирующее нагрузку на сеть во время загорания и свечения ксенонового источника света.
В противном случае монитор будет сообщать об ошибке.
Ксенон в ПТФ
Противотуманные фары оснащаются ксеноновыми лампами с маркировкой 4300 и 5000К. Такие показатели цветовой температуры обеспечивают хорошую видимость на мокром асфальте и в густом тумане. Для подключения ксенона в ПТФ часто приходится демонтировать передний бампер.
Для этого отвинчивается крепеж колесных арок и бампера.
Установленные в противотуманные фары ксеноновые источники света подключаются к блоку розжига и бортовой сети автомобиля.
Биксенон
Конструктивной особенностью биксеноновых ламп является наличие электромагнита. Он позволяет формировать ближний и дальний пучки света. Помимо ламп, блока розжига и соединительных проводов в комплект биксенона входит контроллер.
Соединенный с лампой, контроллер подключается к аккумуляторной батарее и блоку розжига. Его функциональным назначением является стабилизация и контроль напряжения в бортовой сети автомобиля при загорании и свечении биксеноновых источников света.
Схема подключения биксенона показана на рисунке:
Дальнейшая настройка
Для предотвращения ослепления водителей встречных и попутных автомобилей излучающие мощные пучки света ксеноновые фары обязательно следует настроить.
Необходимые для этого манипуляции приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Возможные сложности
Фары, предназначенные для эксплуатации ксеноновых ламп, маркируются буквами DCDR или DCR. Если газоразрядные источники освещения установить в не предназначенные для них фары возможно возникновение сложностей при остановке автомобиля сотрудниками автоинспекции.
Такие действия наказываются штрафом или даже лишением водительского удостоверения. Избежать административной ответственности можно установкой на головную оптику форсунок омывателя и корректора направления светового пучка. Лучше всего поставить фары с соответствующей маркировкой, в этом случае у автоинспектора не будет повода для составления протокола о нарушении.
Если доверить подключение профессионалам
Доверив установку ксенона мастерам автосервиса можно избежать поломки дорогостоящего оборудования и травматизма, которые возможны при ошибках в самостоятельной работе.
Подключить ксенон на гарантийные автомобили допустимо сертифицированными специалистами.
Как найти хороший сервис?
Многие станции технического обслуживания автомобилей берут повышенную плату за установку ксенона. Для предотвращения финансовых потерь нужно проанализировать цены на соответствующие монтажные работы автосервисов в своем регионе. Найти хороший сервис помогут отзывы автовладельцев, подключивших ксенон в определенной мастерской.
Ориентировочная стоимость работы
Монтаж ксенона на различные модели автомобилей занимает от 40 минут до 2 часов, соответственно различается и цена.
Она зависит от особенностей конструкции транспортного средства.
Ориентировочная стоимость работы по установке ксенона в головном освещении и противотуманных фарах в некоторых городах показана в таблицах:
Плюсы и минусы
Использование ксеноновых фар помимо множества положительных качеств имеет и недостатки. К плюсам относится:
- яркий свет;
- хорошее восприятие ксенонового освещения зрением человека;
- длительный срок эксплуатации;
- малое потребление энергии;
- невысокий нагрев при эксплуатации;
- разнообразие цветовых оттенков светового пучка.
Имеются и отрицательные стороны. К минусам ксенона относится:
- высокая стоимость;
- необходимость использования специальных приспособлений для монтажа;
- возможность ослепления водителей встречных и попутных транспортных средств.
Благодаря имеющимся достоинствам ксенон использует множество автомобилистов.
Недостатки проявляются при установке газоразрядных источников света в не предназначенные для их использования фары автомобиля, ошибках монтажа и приобретении дешевых контрафактных изделий.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Как подключить ксенон через реле?
Как и обещал, в продолжении поста об установке биксеноновой линзы в фару моего «нового» BMW R1100RS, я опишу как все правильно скоммутировать с цепями питания и управления, без нагрузки на штатную проводку, а также предотвратить пропадание питания на блоке розжига в момент переключения света с ближнего на дальний и наоборот.
Так как все уже разжевано много-много раз, буду краток. В чем суть проблемы: штатная лампа мощностью 55 Ватт потребляет (55 Ватт / 12 Вольт = 5 Ампер) 5 Ампер, причем в момент зажигания лампы, потребление тока практически не возрастает. Блок розжига ксеноновой лампы в момент включения может потреблять до 20 Ампер. Конечно, это потребление краткосрочное, но и оно может привести к нагреву проводки, обгоранию контактов переключателей. Поэтому будет не самым лучшим выбором подключение блока розжига напрямую к контактам колодки на лампу, каким бы быстрым и легким этот способ не выглядел.
Правильным решением будет использовать силовую (или протянуть отдельную новую от аккумулятора, или подключиться к существующей) проводку, а контакты на колодке использовать для управления подачей питания. Для реализации такой схемы предназначено простейшие устройство под названием реле (про реле я все подробно описал в посте про установку подогрева ручек). Коротко повторю – реле, это, по сути, дистанционный выключатель, который замыкает силовую цепь после подачи питания на управляющие контакты (это питание может подаваться по слаботочным цепям). Обычное автомобильное реле может коммутировать цепи с потребляемым током 32А и даже больше. Причем не кратковременно, а постоянно. С реле, я надеюсь, разобрались, и как обеспечить блок розжига питанием тоже.
Следующая задача – предотвратить пропадание питания при переключении с ближнего света на дальний и наоборот. Так как речь идет о подключении к колодке Н4, это как правило означает то, что в момент перехода разрывается цепь, и даже в случае использования реле, блок розжига юудет отключаться и включаться заново. Чем это чревато? Сложно сказать, но скорее всего это крайне негативно скажется на сроке его службы. Еще, возможно, он сможет «зажечь» лампу после переключения и придется полностью выключать свет и выключать его заново, ну и еще что-то может вылезти. На форумах видел предложения поставить перемычку в пульте с ближнего на дальний – это устранит проблему пропадания питания, но все равно будет требоваться реле, так почему бы не решить все вопросы сразу. Тем более, что сделать это легко и просто.
Я буду описывать случай с конкретно моим мотоциклом. В моем BMW R1100RS на колодку приходит один общий ПЛЮС и 2 МИНУСА – на ближний и дальний свет. Такая схема называется «Управление по минусу». Как определить: берем мультиметр, ставим его в режим замера напряжения постоянного тока, находим плюс – черный щуп на раму, красный по очереди в каждый контакт и в каждой позиции щелкаем переключателем света, хотя по стандарту контакты должны располагаться так:
Если на экране появится значение 12В или около – значит это плюсовой контакт в колодке. Если такой контакт 1, а два другие не дадут «показаний» — это управление по минусу. Если плюсовых контактов 2 – управление по плюсу.
Общие схемы для обоих случаев выглядят так:
Принцип работы:
Управление по ПЛЮСУ – после включения света (ближний или дальний), замыкается цепь на контактах 85 и 86 на реле (управляющие контакты), а также начинает заряжаться конденсатор. Диоды на цепях нужны для того, чтобы при включении ближнего не опускалась шторка линзы. При переключении света цепь на колодке разрывается, но заряда конденсатора хватает для удержания реле включенным до момента замыкания цепи в новом положении переключателя света.
Управление по МИНУСУ – все в принципе тоже самое, только схема проще – нужен всего 1 диод.
Саму схему можно собрать на автомобильном реле, припаяв к нужным контактам конденсатор и диоды, однако сделать это красиво довольно проблематично (фото не мое, да простят меня его авторы за использование их творения в качестве примера: о) )
Я все собрал на базе простейшей печатной платы, сделать которую легко в домашних условиях. Свой опыт я описывал в этом посте про светодиодный стоп сигнал.
В качестве реле я взял компактное 5-ти контактное реле с креплением в отверстия платы. Согласно ТТХ оно коммутирует до 20А при напряжении 12В, хватает с избытком. Конденсатор я использовал 2200 мкФ (какой был). Для максимальной компактности диод я использовал типа SMD.
Схема платы выглядит так:
Для крепления контактов я использовал винтовые клеммы, позволяющие закрепить кабель сечением до 1,5 мм2 Текстолит односторонний, с толщиной фольгированного слоя 35 мкм.
Контакты по порядку (слева направо):
1. Силовая цепь – выход «+12В«на блок розжига
2. Силовая цепь – входящий контакт „+12В“ с аккумулятора
3. Вход « — дальний» / выход « — на шторку» (объединены)
4. Вход « — ближний»
5. Выход « + на шторку»
6. Вход « + с колодки Н4».
После сборки все выглядит так:
Размер готового модуля (ДхШ): 36х31 мм. Несмотря на ширину дорожек и толщину фольгированного слоя, на силовых цепях я дополнительно напаял медную проволоку сечением 1,5 мм2.
В дальнейшем все будет упаковано в термоусадочную трубку. На мотоцикл еще не установил, так как по-прежнему не могу забрать его из сервиса – жду из Англии прокладки впускных патрубков, в России таких не нашлось.
Как всегда буду раз конструктивным замечаниям, предложениям и мотивированной критике.
Как подключить ксенон
Ксеноновые лампы для автомобильных фар работают по иному принципу, нежели обычные галогеновые. В них отсутствует нить накала. Свечение возникает не вследствие её нагрева, а за счёт горения электрической дуги. Для её возникновения необходимо изменить характеристики напряжения бортовой сети автомобиля, поэтому схема подключения ксенона предполагает внесение некоторых изменений в штатную проводку автомобиля.
Инертный газ, которым под высоким давление (около 25 АТМ) наполнена колба лампы, предотвращает выгорание её электродов. Благодаря чему срок службы осветительного прибора увеличивается до 3000 часов (против 600 часов у «галогенки»). Электрическая дуга также обеспечивает более высокую интенсивность светового потока, чем свечение нагретой спирали. В силу этих двух преимуществ некоторые автолюбители заинтересованы в замене ксеноновыми лампами обычных галогеновых.
Как выбрать ксеноновые лампы
Лампы выбираются по нескольким составляющим критериям.
По совместимости цоколя
HID-лампы выпускаются в соответствии со стандартами. Для замены «галогенок» H7, H11 или любых других необходимо приобретать изделия с такой же маркировкой.
Стандарты ламп
В галогеновых лампах с цоколями H4, HB5, H13 для дальнего и ближнего света используются разные нити накаливания. Аналогичные им газоразрядные называются биксеноновыми. В них смена режимов работы происходит за счёт изменения положений колбы или отражающей шторки посредством электромагнитов.
По температуре свечения и потребляемой мощности
На ксеноновых лампах указывается так называемая цветовая или спектрофотометрическая температура (в градусах по Кельвину). По её значению можно заранее определить, насколько комфортной будет езда в тёмное время суток. При естественном дневном освещении значение цветовой температуры составляет от 6000К.
О том, как будет выглядеть свет фар с лампами различной цветовой температуры, можно составить впечатление по следующему изображению.
Виды освещения ламп
При выборе ксенона для противотуманных фар лучше отдавать предпочтение лампам с температурой 4000 – 4300К. Чем ближе спектр излучения к жёлтому, тем меньше эффект световой стены перед автомобилем, возникающий в тумане. Для фар ближнего и дальнего света ближе к естественному освещению ксеноновые лампы с температурой 4300 – 6000К.
Различаются лампы и по потребляемой мощности – она может быть 35 и 50 Вт. Как правило, водители отдают предпочтение лампам 35 Вт – они меньше «нагружают» бортовую сеть авто и не так сильно нагревают фары.
Наиболее популярные производители
Для розжига электрической дуги требуется подать на электроды напряжение около 25 000 Вольт. Для поддержания горения достаточно 50-80 Вольт. Чтобы обеспечить соблюдение этих условий работы, необходим блок розжига ксенона. При первоначальной установке ксенона требуется приобретать весь комплект – лампы, блок розжига и провода. Комплект должен сопровождаться инструкцией со схемой подключения. В дальнейшем отдельные комплектующие можно покупать порознь – по мере выхода их из строя.
Такие известные производители светотехнической продукции, как Hella, Osram и Philips не выпускают комплектов для самостоятельной установки ксенона. В продаже можно найти только лампы их производства или китайские подделки.
Среди прочих у российских автолюбителей пользуются спросом комплекты следующих марок:
- MTF-Light Slim Line.
- Optima.
- Sho me.
Каждый из этих производителей выпускает ксенон, что называется, в ассортименте – с различными лампами и модификациями блоков розжига.
Порядок установки
Далее – немного о том, как подключить ксенон своими руками.
Подготовка
Объём подготовительных работ зависит от компоновки автомобиля. Иногда к лампам противотуманных фар удаётся подобраться лишь при снятом переднем бампере. Но важнее всего – удачно разместить блоки розжига. При этом желательно максимально сократить длину проводов от них к фарам. Следует учитывать то, что излишне «спрятав» блоки, вы тем самым ограничите доступ к ним. Это вызовет затруднения при поиске и устранении неисправностей.
Для подведения проводов к лампам, скорее всего, придётся просверлить отверстия в колпаках фар, закрывающих лючки. В наборе для подключения предусмотрены специальные резиновые уплотнители и сверло следует выбирать в соответствии с их размерами. В тех случаях, когда колпаки в фарах сделаны из резины, достаточно сделать в них отверстия.
Выбор способа крепления блоков розжига не имеет принципиального значения. Их можно зафиксировать на деталях кузова при помощи скоб, входящих в комплект или просто приклеив на двухсторонний скотч.
Варианты схем подключения
Самый простой способ подключения HID-лампы выглядит так.
Схема подключения
Принцип работы прост: при включении переключателя света напряжение подаётся на блок розжига, в нём генерируется высокое напряжение, которое и подаётся на электроды газоразрядной лампы. Положительные и отрицательные провода перепутать при подключении не получится – их разъёмы несовместимы друг с другом.
Ввиду того, что напряжение бортовой сети может быть изрядно «просажено» в момент розжига дуги, предпочтительнее осуществлять подключение ксенона через реле.
Как видите, тоже ничего сложного. На обмотку обычного реле света (контакты 85 и 86) подаётся напряжение, которое в штатной схеме подводилось к контактам «галогенки». В результате замыкаются контакты 87 и 30 реле, которые используются в качестве выключателя, «врезанного» в плюсовой провод, идущий непосредственно от аккумулятора. Таким образом исключаются потери напряжения, подаваемого на блок розжига, и облегчается «запуск» ксеноновой лампы – цепь становится практически автономной. Такой способ идеально подходит не только для того, чтобы подключить ксенон в противотуманки, но и для переделки основных фар.
С биксеноном ситуация несколько сложнее. Самый простой вариант улучшить срабатывание переключения ламп при смене режимов «дальний/ближний» — установить между «плюсовыми» выводами диод, исключающий «залипание» управляющего электромагнита.
Подключение биксенона
Полная схема подключения биксенона Н4.
Несмотря на то, что HID-лампы имеют существенные преимущества по сравнению с галогеновыми, следует учитывать возможные неблагоприятные последствия самостоятельной их установки:
- Конструкция некоторых фар исключает возможность правильной настройки светового пучка с «неродными» лампами. Поэтому «колхозный» ксенон зачастую ослепляет других водителей.
- Внесение изменений в конструкцию фар головного света запрещается Правилами.
При самостоятельной доработке противотуманных фар таких проблем у вас не возникнет. Правильная их настройка значительно улучшит видимость во время тумана.
Как самостоятельно установить ксеноновые лампы
Ксеноновая лампа разработана еще в 40-х годах прошлого столетия. Этот источник света с равномерным спектром, близким к естественному освещению, изначально применялся для сценической подсветки. С начала 90-х годов ксеноновые светильники стали широко использоваться в автомобильной светотехнике в качестве ламп для фар ближнего и дальнего света. Для поворотников и габаритов лампы на основе Xe не применяют – они не любят частого включения и выключения.
Что нужно для установки ксеноновых ламп
Установить и подключить ксенон можно самостоятельно. Для этого потребуются:
- собственно ксеноновые лампы;
- блоки розжига – по одному на каждую фару;
- высоковольтные провода от блока розжига к лампам;
- обычные провода от бортсети и схемы управления к блокам розжига.
Во многих случаях все это можно купить комплектом, но можно и по отдельности. Также потребуются материалы для крепления блоков розжига внутри автомобиля. В зависимости от выбранного способа, это могут быть:
- пластиковые стяжки (хомуты);
- двусторонний скотч;
- саморезы по металлу.
Не обойтись и без мелкого столярного инструмента (отвертки, гаечные ключи) – подбирается по ходу работ.
Схема подключения ксенона
Схема подключения несложна, но различна для двух вариантов ламп – ксеноновой и биксеноновой. Общее у них – наличие блока розжига (его часто называют неверным в данном случае термином – балласт). Это принципиально необходимый узел. Для инициации зажигания дуги требуется ионизация межэлектродного промежутка напряжением 25-30 кВ в течение небольшого времени. После этого напряжение можно снизить до нескольких десятков вольт – этого достаточно для поддержания физических процессов, вызывающих свечение. Формирование этих напряжений возложено на блок розжига. Он включается между схемой управления освещением, выдающей 12 вольт, и лампой на основе Xe.
Если у штатной фары для ближнего и дальнего света используются раздельные лампы, то вместо каждого осветительного элемента устанавливается отдельная ксеноновая лампа со своим блоком розжига.
Если в штатной фаре использовалась одна лампа с нитями для ближнего и дальнего света, то надо будет ставить биксеноновую лампу. У нее яркость и интенсивность свечения при подаче внешнего сигнала регулируются:
- встроенной шторкой (биксеноновая линза, устаревший вариант, почти не выпускается);
- изменением положения колбы.
Потребуется дополнительный сигнал, переключающий ближний свет на дальний. Его формирование зависит от изначальной схемы электрооборудования автомобиля, поэтому подсоединять провод управления во многих случаях придется по месту.
Существуют две базовые схемы включения двойной лампы. Первая – с использованием диода. Он развязывает цепи розжига и управления.
Несколько сложнее выглядит схема разделения цепей с помощью электромагнитного реле. Подключение разъема к схеме управления дальним-ближним освещением выбирается исходя из фактической схемы электрооборудования машины.
Правила подбора ксеноновых ламп
В первую очередь, выбирать лампы надо по проверенному производителю. На рынке РФ хорошую репутацию имеют фирмы:
- Osram;
- Sho-Me;
- Philips;
- Silverstar;
- ClearLight;
- другие отечественные и зарубежные производители.
Но даже в линейке ламп одного производителя имеются изделия с разными техническими характеристиками. Прежде, чем самостоятельно установить биксенон или ксенон, надо сделать осознанный выбор по этим параметрам.
По совместимости цоколя
Ксеноновые лампы выпускаются с тремя сериями цоколей – H, D, HB. Данные о применении и назначении ламп внутри серии сведены в таблицу.
Серия | Цоколь | Применение |
---|---|---|
H | H1 | Дальний, ближний свет, противотуманные фары (ПТФ) |
H3 | ПТФ, редко дальний свет | |
H4 | Биксеноновые лампы для ближнего и дальнего режимов освещения | |
H7 | Ближний свет | |
H8 | ПТФ, встречается редко | |
H9 | Дальний свет, встречается редко, большей частью в немецких авто | |
H10 | Встречается крайне редко | |
H11 | ПТФ у автомобилей японского производства | |
H27 | ПТФ у автомобилей корейского производства | |
D | D1S | Ближний свет. Встроенный блок розжига. |
D1R | Ближний свет. Имеет антипаразитное напыление. | |
D2C | Ближний свет. Для установки в линзованную фару. | |
D2R | Ближний свет. | |
D4S | Ближний свет. Устанавливается в линзованую фару автомобилей Toyota и Lexus. | |
HB | HB2 (9004) | Встречается крайне редко |
HB3(9005) | Дальний свет, реже – ПТФ. | |
HB4 (9006) | ПТФ | |
HB5(9007) | Встречается крайне редко |
Цоколь H4 самый массовый, он наиболее распространен. Лампы с цоколем H1 самые универсальные. Подбор светоизлучающего элемента по этому конструктиву прост – если нет желания возиться с переделкой, надо покупать лампы с тем цоколем, что стоял раньше. Типоразмер Н4, кстати, очень распространен у галогенок, поэтому установка газоразрядных ламп взамен штатных в большинстве случаев не составляет труда.
По температуре свечения и потребляемой мощности
Надо сразу оговориться, что термин «цветовая температура» (ЦТ) к реальной температуре, которую можно измерить термометром, не относится. На самом деле, температура плавления, например, стали составляет около 1500 К, вольфрама – 3500 К. Трудно представить, из какого материала надо изготовить светильник, выдерживающий нагрев до 5000..7000 К. На самом деле, если не вдаваться глубоко в физические явления, цветовая температура лишь характеризует спектр излучения источника белого света, или его оттенок.
Спектр излучения чистого ксенона имеет цветовую температуру около 6200 К, что означает смещение в синюю часть. Этот параметр не очень комфортен для человеческого глаза. Наибольшую чувствительность сетчатка органа зрения имеет к свету, чей спектр соответствует около 4600 К. Поэтому лучшими по эффективности считаются лампы именно с такой цветовой температурой. Спектр излучения смещают в сторону желтой части с помощью добавок в ксенон различных примесей (включая пары ртути). Также на ЦТ несколько влияет окрас колбы лампы.
Неплохие результаты также дают лампы с большим смещением в желтую область, в район цветовой температуры около 3500 К. Смещение спектра излучения в синюю область (ЦТ 5500 К и выше) дает неплохой декоративный эффект, но как осветительный прибор такая лампа работает хуже. Уменьшается восприятие очертаний предметов и ухудшается цветовосприятие.
Если говорить о мощности, то выбор у автомобилистов небольшой. Выпускаются лампы на 35 или 55 ватт. Первого варианта хватает на все случаи жизни. Увеличивать мощность практического смысла нет – усиленное световое излучение утомляет глаза водителя, создавая слишком резкие тени. Да и вероятность ослепления встречных водителей увеличивается.
Как правильно подключать
Правильное подключение ксеноновых излучателей связано не только с техническими вопросами, но и с проблемами с законом. Перед тем, как ехать в магазин за комплектом светотехнического оборудования, правильно будет изучить нормативную документацию.
В обычные фары
Технически поставить ксеноновые светоизлучатели в обычные фары можно. Это особенно легко сделать, если в штатной фаре стоят лампы с цоколем H4. Переделка в этом случае заключается в просверливании в тыльной стороне лампы отверстия для дополнительного провода и установке под капотом блоков розжига. Их надо устанавливать так, чтобы минимизировать попадание на них пыли и влаги. Высоковольтные провода должны быть не в натянутом состоянии.
В какой тип фары не устанавливалась бы ксеноновая или биксеноновая лампа, блок розжига надо располагать так, чтобы не пришлось резать высоковольтные провода (для укорочения или удлиняющей вставки). Кустарными методами восстановить изоляцию разрезанного провода на нужном уровне качества не получится.
После подключения согласно выбранной схеме можно наслаждаться ярким светом, не выезжая из гаража. Чтобы пользоваться переделанными фарами на дорогах общего пользования, надо как минимум:
- настроить пучок света согласно ГОСТ;
- оснастить фары омывателями (в противном случае частицы грязи будут рассеивать яркий свет и перенаправлять его в разные стороны, ослепляя встречных водителей);
- если в автомобиле присутствуют штатные гидрокорректоры, надо убедиться в их исправности;
- если гидрокорректоров нет, надо как-то решить этот вопрос.
После этого придется посетить отделение ГИБДД для легализации изменений. Узаконить установку ксенона в осветительные приборы, не предназначенные для этого, будет крайне сложно. Придется ездить от одного поста ДПС до другого, собирая штрафы, но это не самое страшное. Хуже, что все встречные водители будут ослеплены, и это может привести к ДТП.
В противотуманки
Перед установкой газоразрядных светоизлучателей в ПТФ, надо ознакомиться с нанесенной на фару маркировкой. Литера H означает, что прибор предназначен для использования только с галогенной лампой, и все проблемы сводятся к предыдущему разделу. Если же фонарь отмаркирован буквой D, то установка ксеноновых элементов законна.
Технически подключение ксеноновых излучателей в этом случае не сложнее, чем к обычным фарам. Но ПТФ в большинстве случаев расположены ниже основных светотехнических приборов. Это означает, что выбор места для монтажа блоков розжига ограничен. Длина проводов сужает варианты крепления блоков в защищенных местах.
В линзованные фары
Наиболее правильный с точки зрения закона путь установки ксенона в основные световые приборы автомобиля. Такие фары дают наиболее направленный пучок света и уменьшают риск ослепления встречных водителей.
Существует два варианта развития событий по установке ксенона в линзованные фары:
- Если производителем установлена линзованная оптика и на ней имеется маркировка D, то нет никаких проблем. Надо приобрести комплект для установки и выполнить монтаж самостоятельно или обратиться к специалистам.
- Если производителем не предусмотрена установка линзовых фар, то надо обратиться в ГИБДД и получить предварительное разрешение. Также надо пройти экспертизу на предмет возможности установки ксенона и линзового оборудования. Дальше можно приобретать комплект светотехники, с обязательным получением от продавца копии сертификата. Далее надо снова пройти экспертизу, установить оптику и ехать на технический осмотр. Все изменения надо внести в документы на машину.
Процедура длительная, но пройти ее вполне возможно. Зато все проблемы будут сняты.
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.
Очевидно, что установка ксеноновых светоизлучателей сопряжена с рядом проблем, несмотря на многие преимущества,. При принятии решения о оснащении автомобиля этими современными элементами светотехники надо подумать не только о своем удобстве и о том, как обезопасить свой карман от штрафов. Самое главное – держать в голове вопросы безопасности движения.
Как подключить ксенон через реле?
или есть какие-то аргументы в пользу реле?
Через реле, основную силу брать напрямую с аккумуля.
Через автокорректор и омыватель фар
или есть какие-то аргументы в пользу реле?
Че вы какую то мутотень все говорите. Разгрузка штатной проводки — офигеть красиво звучит. Только вообще ниачем. Токи пусковые больше чем рассчитано — тоже краиво, тоже ниачем. Хоть у одного человека сгорала штатная проводка? Хоть какие-то проблемы были с ней?
Для тех кто в танке — штатная проводка тоже через реле завязана.
Для тех кто в танке — штатная проводка тоже через реле завязана.
Хоть у одного человека сгорала штатная проводка? Хоть какие-то проблемы были с ней?
Для тех кто в танке — штатная проводка тоже через реле завязана.
Хоть у одного человека сгорала штатная проводка? Хоть какие-то проблемы были с ней?
Для тех кто в танке — штатная проводка тоже через реле завязана.
Хоть у одного человека сгорала штатная проводка? Хоть какие-то проблемы были с ней?
Для тех кто в танке — штатная проводка тоже через реле завязана.
Помимо красивых слов аргументы есть?
Мои аргументы:
1) Штатная проводка на фары завязана через реле и предохранители на — ВНИМАНИЕ — 10А. С этим спорить не будем? Далее, подключив ксенон через штатную проводку я езжу так уже полтора года. Далее, за все это время НИ РАЗУ не менялись предохранители на фары. Далее, перед этим, за три года эксплуатации штатных лампочек предохранители на фарах менялись несколько раз.
Внимание, вопрос: если ксенон потребляет ток более 10А, ну или просто больший ток чем штатные лампочки, почему не сограют предохранители на 10А, при том что со штатными лампочками 1-2 в год стабильно сгорают?
Мой ответ: ксенон потребляет всегда меньше и по крайней мере стабильнее, чем даже родные галогенки. Более того, на случай экстренных ситуаций в блоках ксенона есть защита от замыкания и переполюсовки, плюс все те же родные ВАЗовские предохранители на 10А.
Жду ваших аргументов, почему же нельзя или просто не рекомендуется подключать ксенон по штатной проводке?
Только не надо лить воду или красивые слова по «загрузку штатной проводки».
Аффор!
Голову не забивай!
Реле какое-то? Вообше не понятно откуда оно у тебя там взялось, если у тебя обычный моно ксенон, его как правило вообше в комплекте нет!
Подключай напрямую.
Бред, т.к. вспомним тот же амперметр 10ашный на этих китайских тестерах. Провода там толщиной с пару ниток, и 10а если дать то начинают греться через 5 секунд гдето.
Если да, то сами физику читайте о проводимости. Можете даже про электроно-дырочную проводимость поискать. для развития(к сабжу отношения не имеет).
Вобщем, поставил вчера на штатную проводку, предварительно ее проверив.
Делал так.
1) Снимаем штатные лампы и устанавливаем ксеноновые. Штатную проводку фары аккуратненько укладываем внути.
2) Берем заднюю крышку фары и дрель (Я юзал мебельное наборное сверло на 25). Сверлим посередине обеих крышек отверстия под уплотнители лампочек.
3) Ставим крышки на место и устанавливаем уплотнители лампочек. Все. В фары больше не лезем.
4) Вынимаем из штатного разъема, который идет к фаре, 2 провода (серый и зеленый для одной фары и серый с черной полосой и зеленый с черной полосой для другой) и вставляем их в «маму» двойного разъема. Номер разъема не помню. После чего возвращаем на место штатный разъем.
5) Берем комплект проводки ксенона и аккуратненько из разъема релюхи вытаскиваем проводку, идущую к блокам розжига. У меня это были синий и черный провод на каждый блок.
6) Берем ножницы и обрезаем это дело по вкусу. Я оставил кусок провода где-то сантиметров 30.
7) Зачищаем концы проводов, обжимаем синий (+) стандартным «папой», а черный (-) ушком под болт. Хотя под минус можно и переходник сочинить, но я предпочел отказаться от него и задублировать массу. Можно обжатые части клемм обтянуть термоусадочными кембриками, но это уже необязательно.
8 ) Прикручиваем массу туда же, где и масса фары (гайка фары в районе поворотника).
9) Вставляем клемму (+) синего провода в «папу» двойного разъема так, чтобы он совпал с серым (серым с черным) проводом в «маме». Второй контакт «папы» двойного разъема остается пустым, т.к. дальний у нас пока не предвидится, но в будущем сделаю псевдо-моргалку дальним.
10) Выбираем место размещения блоков на свой вкус и цвет и подключаем лампы.
11) Выпиваем батл пива в предвкушении, включаем зажигание и ближний. Вуаля!
ЗЫ: В процессе теста по территории ГСК обналужил, что луч одной фары немного трясется. То ли лампа глючит, то ли рефлектор трясется (эта фара родная). Буду седня смотреть.
ЗЫЫ: В отчет могу довавить фото всего процесса, если кому интересно.