Что можно подключить к двухканальному усилителю?

Как подключить сабвуфер к двухканальному (2) усилителю Супра и схема мостового соединения колонок

  1. Что нужно для подключения
  2. Как выбрать сечение провода
  3. Выбор предохранителя
  4. Проводка проводов
  5. Питание усилителя
  6. Заземление
  7. Как подключить
  8. Магнитолу
  9. Сабвуфер
  10. Колонки

Мостовое подключение 2-канального усилителя используется в автомобильных системах звука для того, чтобы повысить мощность путем объединения двух каналов в один. Чаще всего такой способ применяется для присоединения 1 и 2 сабвуферов.

Что нужно для подключения

Вначале проверяется возможность работы автомобильного усилителя в мостовом режиме. Если это устройство не рассчитано на него, оно быстро выйдет из строя из-за перегрева и перегрузки. Также стоит учитывать, что изменится рабочее сопротивление. При мостовом подключении звук будет выводиться только по одному каналу.

Для подключения усилителя понадобятся:

  • акустические кабели;
  • провода питания;
  • колонки и сабвуфер;
  • крепежные элементы.

Как выбрать сечение провода

Поскольку мощность, потребляемая мостовым автоусилителем от бортовой сети, возрастет в несколько раз, сечение используемых для подключения питания проводов должно быть не менее 3 мм. Это поможет избежать внезапного отключения и искажения звука на большой громкости.

Толщина акустических кабелей также не должна быть малой, чтобы гарантировать эффективную передачу звука по мостовой системе.

Выбор предохранителя

Номинал предохранителя подбирается по надежности работы. Если перегорание уже установленной плавкой вставки происходит часто, то номинальный ток не соответствует возросшему энергопотреблению аппарата.

Следует установить предохранитель с большим значением. Можно включить еще и в разрыв плюсового провода дополнительный предохранитель на 30 А для повышения защиты двухканального усилителя, включенного по мостовой схеме, от перегрузки и короткого замыкания.

Проводка проводов

Провода прокладываются таким образом, чтобы избежать повреждений и перегибов. Для этого проводка помещается в гибкую пластиковую трубку подходящего диаметра и прокладывается под обшивкой пола.

Для защиты и экранирования акустических кабелей их можно проложить внутри разрезной металлической трубки, которую можно заземлить.

Питание усилителя

Оно берется напрямую от клемм автомобильного аккумулятора. Другие варианты подключения питания нежелательны, поскольку они приведут к нестабильной работе мостового усилителя и других приборов, питающихся от той же цепи.

Если генератор и аккумулятор не выдерживают высокого энергопотребления, то будет возникать нехватка питания. Световые приборы будут моргать при прослушивании музыки на высокой громкости. Следует поставить более емкий аккумулятор и более мощный генератор, чтобы обеспечить надлежащий уровень питания.

Заземление

Этот момент имеет большое значение для надежной работы усилителя, подключенного в мостовом режиме. Соединение с массой можно выполнить прямо в месте установки аппарата. Для этого берется короткий кусок изолированного провода большой толщины. Подойдет распространенный голый кабель-плетенка.

Один конец провода присоединяется к минусовой клемме автоусилителя, а другой — заводится между скобой или планкой, крепящей устройство, и полом кузова.

После этого место подключения обрабатывается препаратом WD-40 для повышения надежности и защиты от коррозии, и затягивается гайка или болт крепления.

Чтобы не возникали помехи в колонках, не следует допускать соприкосновения корпуса аппарата с кузовом машины. Иначе будут образовываться контуры заземления, которые приведут к неприятным помехам. Для изоляции корпуса от кузова машины можно подложить полоску резины под скобу крепления.

Как подключить

Подключение двухканального усилителя по мостовой схеме осуществляется разными способами в зависимости от используемой магнитолы, колонок и сабвуфера.

Также на метод присоединения влияет количество и особенности компонентов.

Магнитолу

Выбор необходимого способа определяется схемой подключения, нанесенной на этикетку устройства. Подключение магнитолы к двухканальному усилителю в режиме мостования осуществляется так же, как к стандартному. Существуют 2 способа передачи звука от головного устройства.

В первом случае подсоединение осуществляется с помощью линейных выходов. Во втором случае к усилителю напрямую подключаются выводы магнитолы, предназначенные для колонок. Если применяются 2 усилителя, то линейный выход левого канала подключается к первому, а выход правого — ко второму. Голубой провод с белой полоской от магнитолы подсоединяется к вводу реле управления питанием усилителя (усилителей).

Сабвуфер

Перед тем, как подключить сабвуфер к двуханальному усилителю, следует проверить его сопротивление. Если рабочее сопротивление усилителя составляет 4 Ом, то подключаемый в режиме мостования сабвуфер должен иметь сопротивление 2 Ом. При несоблюдении этих рекомендаций автомобильная аудиосистема может работать нестабильно.

Для подключения усилителя к сабвуферу следует присоединить его положительный провод к положительному выводу левого канала. Отрицательный провод низкочастотного громкоговорителя подключается к отрицательному выходу правого канала. В результате такой операции мощность воспроизводимого сабвуфером звука становится выше. При наличии регулятора фильтра низких частот следует установить значение от 100 до 250 Гц.

Перед тем как подключить 2 саба, соединенные последовательно, проводится фазировка.

Она необходима для того, чтобы диффузоры динамиков двигались в одну сторону. Это обеспечивает необходимое качество звучания на низких частотах. Чтобы провести фазировку, выполняется последовательное соединение сабвуферов.

После этого к свободным проводам на мгновение присоединяется пальчиковая батарейка. Если конусы движутся разнонаправленно, то выводы одного из низкочастотных громкоговорителей меняются местами. Если необходимо присоединить и широкополосные колонки, и сабвуфер, то для этого используется кроссовер.

Колонки

К каждому мостовому двухканальному усилителю можно подключить только одну колонку. Стоит учитывать, что звук автомобильной аудиосистемы в мостовом режиме будет монофоническим из-за объединения каналов. Чтобы получить стереозвук в машине при мостовом методе, есть несколько способов подсоединять к усилителю 2 колонки и более.

Один из них — это использование еще одного усилителя. Другой заключается в последовательном подключении нужного числа колонок к мостовому выходу. Широкополосные динамики подсоединяются так же, как и сабвуфер. Настройки фильтров высоких и низких частот не изменяются. Таким образом, подключение 2-канального усилителя по мостовой схеме не вызовет особых затруднений при правильном проведении работ.

Как подключить 2-х канальный усилитель

В прошлой статье я Вам рассказал о том Как подключить 4-х канальный усилитель кто не в курсе ознакомьтесь.

В этой статье я хочу рассказать Вам все о подключении 2-х канального усилителя на примере DLS CA-22.

Итак, в рамках этой статьи мы с вами рассмотрим:

1) Что такое 2-х канальный усилитель, для чего он нужен.

3) Варианты применения.

4) Схемы подключения.

Ну все поехали по порядку 🙂

1) Что такое 2-х канальный усилитель. 2-х канальный автомобильный усилитель — это усилитель с 2-я идентичными/одинаковыми каналами усиления. Применяется для усиления громкости музыки в машине. Подключается к магнитоле и в качестве нагрузки к нему могут быть подключены различные акустические системы или сабвуфер, но обо всем по порядку)).

2) Классификация. На рынке существуют 2-х канальные усилители работающие в классе АВ и D классе.

Вкратце АВ — класс преимущественно обладает меньшей выходной номинальной мощностью и малым коэффициентом нелинейных искажений THD, в следствии чего применение таких усилителей рационально в система SQ — то есть ориентированных на качество звучания. Из минусов АВ класса работы — повышенное энергопотребление и повышенное тепловыделение на радиаторе усилителя в виду низкого КПД.

Теперь про D — класс. Этим усилителям свойственны значительно меньшие габариты они легче по весу, обладают большой высокой номинальной выходной мощностью, но и имеют очень серьезный минус — это более высокие нелинейные искажения, в следствии чего более низкое качество звучания. Но наука не стоит на месте естественно разрабатываются более удачные схемные решения и это же все конечно стоит не малых денег чтобы оправдать более менее приличное качество звучания.

КПД усилителей D класса более высокий и может достигать свыше 90% в сравнении с АВ — классом 50-60%.

2-х канальные усилители выпускаются малой, средней и высокой мощности. Подбирать 2-х канальный усилитель нужно в зависимости от конкретной поставленной/требуемой задачи или цели. То есть что нужно в итоге подключить 2-е колонки? а может все 4? или же сабвуфер? А возможно и то и другое? Давайте четко уясним что мы можем подключить в качестве нагрузки к 2-х канальному усилителю, а что категорически нельзя. Именно об этом наш следующий пункт.

3) Варианты применения. Итак, к 2-х канальному усилителю можно подключить несколько акустических систем или в народе колонок. Мощность акустики/колонок нужно выбирать исходя из мощности и модели усилителя, ведь их и тех и других бывает огромное множество не так ли?!

3.1) К 2-х канальному усилителю можно подключить 2-е колонки например для фронта работающие в широкую полосу или же с использованием активного кроссовера HPF.

3.2) К 2-х канальному усилителю можно подключить не только 2-е, но и 4-е колонки в параллельном включении. Как это выглядит в действии чуть ниже можно будет увидеть наглядно на возможных схемах подключения.

3.3) К 2-х канальному усилителю можно подключить 2-а или более ВЧ твиттеров как с внешним конденсатором, там и без применения внешнего конденсатора, но при этом обязательно нужно включить HPF фильтр в работу и настроить правильно частоту срезу, в противном случае Вы рискуете спалить «пищалки».

3.4) К 2-х канальному усилителю можно подключить 1-н 4-х Омный сабвуфер по мостовой схеме включения или 2-а 8-Омных сабвуфера возможно даже таких автомобильных сабов и не существует :), это я к тому что например Вы захотите использовать динамики от старой СССР акустики, то вполне можете запараллелить и подключить мостом и все будет классно работать. Вы подключаете «+» от одного канала усилителя, например левого и «-» от другого канала, например правого как на схеме ниже. Иногда усилитель нужно переключить в мостовой или моно режим отдельным переключателем. Обратите внимание, что в мостовом режиме 99% усилителей не работают на нагрузку ниже 4 Ом! Это очень важно, не соблюдение этого требования приведет к выходу усилителя из строя.

3.5) Ранее мы рассмотрели что и как можно подключить к 2-х канальному усилителю. В этом пункте я объясню как НЕ НУЖНО подключать и в каких комбинациях. Вот к примеру Вы подключили сабвуфер по мостовой схеме включения на этом все! О подключении колонок к этому же усилителю забудьте! Почему? Потому что — во первых усилитель будет перегружен по мощности, во вторых сабвуферы работают на низких частотах (с включенным фильтром LPF) которые колонки просто не умеют воспроизводить. В третьих номинальные мощности сабвуферов гораздо превышают номинальную мощность работы акустики, а как Вы знаете регулировки в усилителе едины для 2-х каналов, то есть регулируется все одновременно для 2-х каналов!

Вывод: Вы используете 2-е колонки в полную полосу + дополнительно Вы можете подключить 2-е «пищалки» через разделительный конденсатор, причем наличие последовательно включенного конденсатора в цепь с «пищалкой» обязательно!

Если Вы уже подключили сабвуфер подключение колонок не возможно! Или колонки или сабвуфер что-то одно из перечисленного! Надеюсь с этим все понятно, двигаемся дальше. Переходим к следующему пункту непосредственно к схемам подключения. Все что было до этого на словах возможно было не очень понятно на схемах ниже будет более наглядно и уверен все поймут что да как.

4) Схемы подключения. В этом пункте рассмотрим 5 основных вариантов подключения двухканального усилителя.

4.1) Схема подключения 2-х колонок к 2-х канальному усилителю:

4.2) Схема подключения 4-х колонок к 2-х канальному усилителю:

4.3) Схема подключения сабвуфера к 2-х канальному усилителю:

4.4) Схема подключения 2-х колонок и 2-х ВЧ твитеров через пленочные неполярные конденсаторы к 2-х канальному усилителю:

4.5) Схема подключения 2-х ВЧ твитеров к 2-х канальному усилителю:

5) Настройка. Вот мы и подошли к заключительной стадии после подключения нужно настроить 2-х канальный усилитель органами регулировки.

Читайте также  Как подключить камеру заднего вида к компьютеру?

Ручка Gain & Level служит для согласования уровней чувствительности усилителя и линейного выхода магнитолы.

Ручка HPF — это фильтр высоких частот используется в схеме с использованием акустических систем, что-бы отсечь низкие частоты. Работает фильтр следующим образом — он пропускает частоты выше частоты настройки, все что ниже отсекает! В зависимости от типа используемых колонок данная настройка может находится около 100Гц +/- .

Ручка LPF это фильтр низких частот. Работа данного фильтра основана на пропускании частот ниже частоты настройки, как понимать? То есть если к примеру частота настройки установлена на уровне 50Гц значит усилитель будет частоты ниже 50Гц все что выше отсекает. Данный фильтр должен быть включен на усилителе для схем где используется сабвуфер. Еще раз вывод простыми словами оставляет басы на сабе, а голос/речь и все что выше по частотам отсекает! Данную настройку рекомендуют устанавливать не выше 50Гц максимум 100Гц, но это явно перебор, хотя не забывайте все зависит от типа используемого сабвуфера и его оформления. Настраивать нужно не только по цифрам но и на слух чтобы вам самим нравилось звучание.

Переключатель или ручка BassBoost — служит для увеличения подъема низких частот на определенной частоте например 30Гц. Рекомендуется устанавливать в минимум, для избежания клиппирования (избежания искажений) усилителя на большой громкости. Для настройки ВЧ твиттеров фильтр HPF можно устанавливать на частоту среза от 2кГц и выше. В разных усилителях разные диапазоны регулирования фильтров.

На этом по двухканальному усилителю у меня все.

Усилитель двухканальный для сабвуфера

Усилитель двухканальный для сабвуфера — схема установки и подключения

Усилитель двухканальный для сабвуфера — инсталляция сабвуфера в автомобиль однозначно гарантирует повышение качества звучания акустической системы, хотя это в большей степени зависит от грамотного подключения его к усилителю мощности. Но, как и вся работа с радиоэлектронными устройствами не такое простое дело, как считают некоторые дилетанты. Во первых нужно принять в расчет целый комплекс значительных параметров, которые обеспечат правильную и надежную работу оборудования. В данной статье мы хотим поделиться многолетним опытом в работе по монтажу аудио систем в автомобиль.

Перед началом монтажных работ, желательно было бы сравнить величину RMS усилителя и сабвуфера. То-есть ту мощность, на которой аппаратура без проблем сможет работать со звуковым сигналом примерно около часа без каких либо проблем. Сопоставлять радиооборудование, будь это усилитель двухканальный для сабвуфера или четырехканальный — неважно, следует так, чтобы именно эта величина усилителя была несколько больше относительно саба. В случае наоборот, может возникнуть нежелательная пиковая мощность, которая значительно выше номинального уровня. Именно при клиповых всплесках мощности, чаще всего выходит из строя дорогостоящая акустика.

Чтобы комплекс аудио оборудования надежно и правильно работал, старайтесь подбирать усилитель и сабвуфер примерно одинаковой мощности.

КАКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ?

Для того чтобы установить и подключить сабвуфер к двухканальному усилителю, необходимо изначально иметь в своем техническом хозяйстве радиоэлектронные компоненты перечисленные ниже в таблице:

1. Набор клемм и разъемов 2. Конвертер вывода звука

Что касается приобретения нужного вам набора проводов, то наверное каждый автовладелец знает где их купить. Любой магазин, реализующий звуковую аппаратуру для авто, предложат вам комплекты проводов именно для вашей марки автомобиля и имеющегося головного устройства. Длина монтажных проводов высчитывается исходя из выбранной вами схемы подключения и места, где будет установлен усилитель двухканальный для сабвуфера , а также сам сабвуфер.

Прокладка проводов в салоне

На этом этапе работ нужно обозначить для себя, в каком месте авто будет устанавливаться усилитель. Теперь в это месторасположение из моторного отсека по салону надо протянуть провод питания. Предварительно рассчитать всю длину проводки и на запас добавить примерно 40 сантиметров.

В многих моделях автомобилей на перегородке между салоном и моторным отсеком еще с завода предусмотрены специальные отверстия обрамленные резиновыми кольцами. Именно они служат в качестве монтажного окошка для прокладки силовых проводов из под капота через салон в багажник. Если таковые отверстия отсутствуют, то тогда придется самостоятельно сверлить, но с особой осторожностью, дабы чего-нибудь не повредить. Пропускаемые провода через самостоятельно сделанное отверстие нужно защитить изоляционным материалом, чтобы кромки этого окошка впоследствии не повредили жгут.

Питание усилителя

На следующим этапе монтажа усилитель двухканальный для сабвуфера должен получить напряжение питания, поэтому подводим его к усилителю. Здесь нужно снять с аккумуляторной клеммы «плюсовой» провод бортовой сети и подключить к нему провод питания идущий на усилитель. Далее, в цепь силового кабеля устанавливаем предохранительную колодку с предохранителем на 10А. Когда все силовые провода уже будут подсоединены к устройствам, только тогда можно будет подключить клемму к АКБ.

Организация заземления

Далее начинаем работу по организации заземления. Предназначенный для заземления проводник подсоединяем к усилителю, а другой конец заводим под гайку болта под сиденьем. Металл в месте крепления «земли» должен быть тщательно очищен от ржавчины.

Подключение усилителя к головному устройству

Разумеется использовать подключение саба через усилитель не имело бы смысла при отсутствии магнитолы.

Основным моментом является организация питающего напряжения на усилитель двухканальный для сабвуфера. В не штатных головных устройствах обычно имеется провод синего цвета. Вот его можно просто удалить, а на его место поставить провод питания нужной вам длины.

Если в вашем авто установлена штатная автомагнитола, то тогда вам необходимо приобрести переключатель, а затем подобрать место для его установки. Потом сделать вот это:

1. Проложить от усилителя к тумблеру отрезок шнура;
2. Разрезать его на две части;
3. Подсоединить два отрезка шнура к двум клеммам;
4. Протяните одну часть провода назад, при этом нужно сохранить запас 40 см.

Теперь нужно будет подсоединить конденсатор, который выполняет роль фильтра. Его функция — гасить броски напряжения появляющиеся в следствии применения подсветки в комбинации с сильными басовыми атаками. Конденсатор следует устанавливать в непосредственной близости от усилителя задействовав его «землю».

Изначально конденсатор следует зарядить через постоянный резистор с номинальным сопротивлением 1 кОм. Процесс зарядки происходит за считанные секунды. Чтобы проверить напряжение заряженного конденсатора можно с помощью мультиметра, который должен показывать значение в пределах 12v.

Дальнейшие действия заключаются в подсоединении проводов от выходов линейного уровня головного устройства. Жгут этих проводников обычно состоит из шести проводов, однако в медиа плеере их может быть больше. Теперь определяем соответствующие выходные разъемы и подсоединим от них провода на вход усилителя используя при этом межблочные аудио-кабели. Для подключения усилителей состоящих из двух и четырех каналов, существуют соответствующие им межблочные аудио провода.

В случае если автомагнитола имеет только пару линейных выходов, а предполагаемый к установке усилитель четырехканальный, тогда нужно задействовать разветвители сигнала линейного уровня (так называемые Y-адаптеры). Если у вас более современный усилитель мощности, то такие аппараты оснащены функцией внутреннего подключения входов по параллельной схеме, поэтому в этом случае Адаптеры будут не нужны.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ САБВУФЕРА К УСИЛИТЕЛЮ

Подключение сабвуфера к усилителю производится посредством автомобильного конвертора звука (адаптер, переходник). Это небольшого размера устройство имеющее пару RCA выходов и двумя парами проводов, два из которых служат для подключения динамического излучателя. Остальные провода можно просто спрятать — они не нужны пока. Провода линейных выходов (RCA OUT) нужно подсоединить к усилителю.

Принцип подключения сабвуфера к одноканальному усилителю

Чтобы подключить автомобильный сабвуфер к моно-усилителю, вам нужно будет провода положительного и отрицательного напряжения от усилителя подать на аналогичные клеммы сабвуфера — только и всего. Немножко сложнее производится подключение нескольких сабвуферов пассивного действия. Их соединение выполняется по параллельной либо последовательной схеме, но с обязательным точным расчетом их внутреннего сопротивления.

Принцип подключения сабвуфера к двухканальному усилителю

В этом варианте подключение выполняется по мостовой схеме. Такая технология подключения прекрасно работает фактически со всеми усилителями двухканального типа, к которым необходимо добавить еще один сабвуфер. Здесь тоже все просто — берем плюсовой провод с одного канала, а минусовой провод со 2-го канала и подаем на соответствующие клеммы сабвуфера.

Особое внимание при таком подключении нужно уделять внутреннему сопротивлению саба, которое должно составлять 4 Ом. Помимо этого, следует взять во внимание, что при таком варианте выходная мощность обоих каналов складывается. Если усилитель имеет функцию переключения моно и стерео режимов, то в таком случае подключаются провода к плюсовой и минусовой клемме одного канала. Если есть необходимость подсоединить к усилителю два сабвуфера, то в таком случае акустический кабель от них подается на разные каналы.

Для правильной и четкой работы сабвуфера следует предусмотреть LPF-фильтр НЧ, который установит верхнюю границу низкой частоты.

Принцип подключения сабвуфера к четырехканальному усилителю

Стандартное подключение акустической системы к четырехканальному усилителю считается вариант по схеме с двумя колонками и одним сабвуфером.

Итак, типовым способом подключения к усилителю аудио системы будет вариант из двух динамиков и сабвуфера. В этом случае саб подключается к усилителю по мостовой схеме, а аудио колонки каждая к своему каналу. Особенность такого подключения заключается в том, что динамики должны работать с фронтальными каналами, а саб с тыловыми. Но при этом имеется возможность подключения пары сабвуферов разным тыловым каналам.

Способы подключения колонок к усилителю в машине

Для того, чтобы полноценно насладиться звучанием автомобильной акустической системы, не достаточно правильного выбора аппаратуры. Важным аспектом качественного звука является и правильная установка динамиков к усилителю. Как подключить колонки к усилителю в машине? Если установка сабвуфера и усилителя рассчитывается из мощности и месторасположения, то схема подключения автомобильных динамиков к усилителю имеет ряд дополнительных нюансов, которые играют важную роль.

Разработка схемы

Схема подсоединения зависит от количества входов усилителя, расположения и мощности динамиков, наличия или отсутствия сабвуфера.

Усилители мощности бывают:

  • двухканальными, рассчитаны на подключение только пары колонок;
  • четырех-, используются для подключения двух колонок и сабвуфера или четырех (к ним также существует схема последовательного подключения четырех штук и сабвуфера);
  • шести-, используются для стандартного подключения четырех штук и сабвуфера.

Также важно учитывать номинальную мощность (Вт, W) и сопротивление всей подключенной аппаратуры (Ом). Их можно найти или на маркировке устройств или в технических документах. Суммарное сопротивление соединения не должно превышать максимально допустимую норму.

Подсоединять колонки к усилителю можно тремя способами.

  1. Последовательно — однотипные динамики поочередно соединяются друг к другу, а затем к устройству.
  2. Параллельное — выполняется полярным соединением напрямую к выходам устройства, при этом их сопротивление и мощность может отличаться.
  3. Последовательно-параллельное — применяется в тех случаях, когда необходимо соединить две колонки с одинаковым сопротивлением и дополнительные с другими параметрами.

Пошаговая инструкция последовательного подключения

В данном варианте сопротивление суммируется и рассчитывается по формуле:

R1 — первого динамика,

R2 — второго динамика.

При этом R1 должен равняться R2 или в противном случае акустическая система будет быстро изнашиваться, а ожидаемые звуковые эффекты не оправдают надежд. По такой схеме можно подсоединить сколько угодно колонок, но их значение R не должно превышать максимально допустимое R усилителя. Также стоит учитывать, что чем больше колонок соединено последовательно, тем меньше звуковой мощности будет на выходе.

  1. Минусовой 1 соединяется с положительным каналом колонки 2.
  2. Плюсовой 1 подключается к минусовой клемме устройства.
  3. Минусовой 2 подключается к положительному выходу.

Последовательное соединение трех и более колонок осуществляется по такой же схеме, где каждая последующая полярно подключается к предыдущей, а крайние их контакты полярно соединяются с клеммой устройства.

Читайте также  Как подключить клаксон через реле?

Схема параллельного подключения

При параллельном соединении сопротивление нагрузки падает и выходная мощность увеличивается в пропорциональном соотношении к количеству динамиков. Здесь следует обращать внимание на максимально допустимую нагрузку на усилитель и количество каналов.

Большинство моделей рассчитаны на нагрузку в 2 Ом, реже в 1 Ом, но для качественного звучания и долговечности аппаратуры желательно создать оптимальную для устройства нагрузку. Так, например, при подключении двух динамиков с R = 4 Ом и двух динамиков с R = 8 Ом к усилителю с R = 8 Ом, мы получим допустимое сопротивление всех динамиков (4+4+8+8=24 — суммарное; 24_4=6 — общее сопротивление на устройство).

  1. Минусовой канал динамика 1 и динамика 2 соединяется с положительной клеммой устройства.
  2. Положительный — к минусовому контакту того же канала.
  3. Все остальные подключаются по тому же принципу.

Схема параллельно-последовательного подключения

Это самый популярный способ подключения, так как он позволяет регулировать мощность, подаваемую на устройство и избегать перенагрузки на него. При этом получается качественное звучание. В такой схеме соединения совмещаются оба метода.

Пошаговая инструкция соединения четырех колонок к двум каналам устройства.

  1. Минусовой контакт динамика 1 соединяется с плюсовым динамика 2.
  2. Минусовой контакт 3 соединяется с плюсовым
  3. Плюсовой контакт 1 выводится в общий плюсовой канал с плюсовым контактом 3.
  4. Минусовые контакты 2 и 4 выводятся в общий минусовой контакт.
  5. Выведенные общие каналы подключаются к усилителю, учитывая полярность контактов.

Таким же образом в эту систему можно подключить и сабвуферы, если используется двухканальная аппаратура. При четырехканальном — сабвуферы соединяются отдельно мостом.

Посмотрите видео о подключении

Советы

Дадим несколько советов.

  1. Помимо расчета нагрузки на аппаратуру в конкретно выбранном соединении важно правильно выбрать провода, соответствующие сопротивлению в цепи. Предпочтение можно отдать акустическим проводам, которые на выходе дают наиболее чистый звук или обычным с R не ниже 4 Ом.
  2. Чтобы избежать поломку и короткое замыкание, следует строго соблюдать полярность контактов + на -.
  3. При первом включении магнитолы для проверки, громкость должна быть минимальной. В случае, если звук подается в искаженном виде аппаратуру следует сразу выключить. Такой эффект происходит при несоблюдении полярности соединений, которые придется исправить.

Как добавить сабвуфер к стереосистеме?

Сохранить и прочитать потом —

Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?

Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.

Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.

Весомые частоты

Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.

Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.

Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.

Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.

Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.

Ниже нижнего

Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.

В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.

Необходимый минимум

Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.

Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.

Требуется деликатность

Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.

В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.

Бас – на выход!

При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.

LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.

Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.

Имеет ли размер значение?

Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.

Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.

Искать – и не сдаваться

Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.

Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.

По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.

Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.

Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.

Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.

Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.

Читайте также  Как подключить автозапуск на сигнализации томагавк?

Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.

Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.

Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.

О сабвуфере

Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.

И вот, наконец-то, заветный день настал.

Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.

На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.

Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.

Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.

Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.

Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.

Подключение и настройка

1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход

Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.

Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.

Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.

2. Поиск места для сабвуфера

Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.

Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.

Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.

Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.

И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.

3. Поиск фазы

Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.

В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.

Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.

Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.

4. Работа с кроссовером

Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.

Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.

Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.

Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.

При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.

5. Регулировка громкости саба относительно стереопары

Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?

Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.

Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.

Итак, что имеем по итогам настройки:

• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;

• размещение — правее от центра, по оси АС;

• регулятор фазы в положении «180»;

• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;

• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.

Прослушивание и впечатления

Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.

Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!

Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!

В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.

Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.

Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.

Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.

Выводы

Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.