Чем отличаются любительские права от профессиональных?
Новый закон о водителях любителях и профессионалах
Новая отметка в правах: «Профессионал и любитель».
Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу этих изменений, в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется, что водители, управляющие автомобилями, осуществляющие предпринимательскую деятельность либо работающие водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.
То есть Минтранс РФ предлагает вернуть назад старую систему выдачи прав, разделив таким образом водительское удостоверение (права) на любителей и на профессионалов. Чтобы этот закон заработал планируется также внести поправки и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этих поправок будут разработаны новые программы обучения для автошкол, которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.
В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Чтобы получить права категории «C», «D», «Е» (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки, а затем сдать специальные экзамены в ГИБДД получив там отметку в водительские права.
В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.
В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на вопросы, которые могут возникнуть у автомобилистов в связи с возможным его введением в ближайшие годы.
Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?
Согласно нового закона, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители, не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же водители, кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу, с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.
Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?
Данный законопроект Минтранса РФ, который вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает, внесение изменений в статью 25. Так данную статью предлагается дополнить пунктом 4.1.
Вот выдержка из нового закона:
. 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, в случае вступления нового закона в силу управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что запомните, в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде без прав.
На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?
Согласно законопроекта планируется, что профессиональные права будут выдаваться сроком на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения». Вот выдержка из нового закона:
. 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет.
Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?
Согласно нововведениям предусматривается, что после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны будут пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем они должны обратиться в ГИБДД предоставив туда медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов, в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.
Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?
Согласно нового закона водитель-любитель, пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить в правах следующие категории: «А», «А1», «В», «В1», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Какие категории можно открыть в правах пройдя только профессиональную подготовку в автошколе?
Согласно нового законопроекта, в случае подписания и вступления его в законную силу, чтобы открыть в правах категории «D», «DE»,»С», «CE» нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет проходя соответственно переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.
В противном случае водитель-профессионал потеряет право управлять транспортными средствами категорий «D», «DE»,»С», «CE», и сможет сесть за руль автомобилей следующих категорий: «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Что будет с правами легковых категорий?
Согласно нового закона, для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем легкового автомобиля водители должны пройти специальное профессиональное обучение по программе подготовки к управлению автомобилями категории «В». Помимо этого, в рамках подготовки водителям будет разрешено осуществлять управление автомобилем категории «В1» в предпринимательских целях и для трудовой деятельности.
Если же водитель не собирается управлять автомобилем для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, то он сможет пройти упрощенный курс подготовки.
Обучение по общеразвивающим программам в сфере управления транспортными средствами проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Профессиональное обучение проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D», «DE», «C», «CE» D1″, «D1E», «С1», «C1E», «Tm», «Tb» при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
Кстати, вот еще очень важный пункт в новом законе:
«Лица, незаконно осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
О чем это нам говорит? О том, что если вы являетесь водителем-любителем, в правах которого нет специальной отметки о подтверждении прохождения профессиональной подготовки, будете управлять автомобилем в целях осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, то будете привлечены к административной ответственности.
Когда новый закон о водителях-любителях и водителях-профессионалах начнет действовать?
Пока говорить об этом рано. Ведь данный законопроект только проходит общественное обсуждение и только после этого поступит на согласование в Правительство РФ и далее уже в Государственную Думу РФ. Но мы со своей стороны думаем так, что новый закон не найдет ни каких препятствий и в скором времени его примут и подпишут.
Правда в законную силу он все-равно сразу не вступит, так как согласно проекта закона, данные нововведения вступят в силу только по истечении двух лет со дня его официального опубликования.
Так что успокойтесь друзья, многие водители, которых сегодня напугала новость о разделении прав могут спать спокойно еще как минимум 2,5 — 3 года. Но в будущем ужесточение ждет всех без исключения водителей которые занимаются профессиональными перевозками.
Водительские права предлагают разделить на профессиональные и любительские
Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал m24.ru председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.
С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. «Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс», — рассказал Лобарев.
Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. «За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции», — рассказал Лобарев.
По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.
По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.
«Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях», — подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.
По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.
Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.
Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.
«Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше», — отметил он.
Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. «Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой «Газели», наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может», — рассказал он.
По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. «Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе», — заметил Войтко.
Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением запретить водителям-новичкам управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов самостоятельно. В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на курсы психологии. Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды по столичным автошколам. Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы в утренние и вечерние «часы пик».
Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно пожаловаться на действия водителя. Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса экотакси для туристов. В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить еще 150 зарядных устройств для электромобилей.
Чем обучение водителей-профессионалов будет отличаться от обычного?
В Министерстве транспорта планируют провести реформу по подготовке шоферов и разделить водителей на профессионалов и любителей. Отметку, подтверждающую профессиональную компетентность, предлагают ставить в водительском удостоверении. Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», без такой отметки нельзя будет управлять автомобилем по найму.
Отметка «профессиональная компетентность» будет иметь схожее значение с так называемым международным кодом «95», который является обязательным для водителей-профессионалов государств Евросоюза.
Как сказано в проекте закона, отметка о профессиональной компетентности водителя «подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет». После чего при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и после прохождения профессионального обучения по программам повышения квалификации водителю будет предоставлено повторное право на управление транспортными средствами. При сдаче экзамена водители должны будут продемонстрировать не только практические навыки управления транспортными средствами, но и сдать теорию.
Что войдет в программу обучения водителей-профессионалов?
Водители-профессионалы должны будут сначала окончить общие курсы, дающие право на управление автобусом на 16 мест (D1) или грузовиком массой до 7,5 тонны (C1). Затем им предстоит пройти специальный курс на категории C, D или Е, а также их подкатегории для транспортировки прицепов.
Для повышения уровня подготовки водителей-профессионалов также необходимо будет пройти дополнительные курсы, на которых будет проходить обучение вождению в нештатных ситуациях, вождению сочлененного и двухэтажного автобуса, а также изучение основ безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов.
Программы обучения подготовит Минобрнауки в течение года после вступления закона в силу. По оценкам Минтранса, на подготовку к вступлению законопроекта в силу уйдет два года.
Что будет с водителями-любителями?
Для граждан, не желающих работать по найму, обучение упростится. Однако, как говорят эксперты, пока говорить о конкретных изменениях рано, так как программы под данный законопроект еще не разработаны. Специалисты считают нововведение избыточным, поскольку в автошколах и так готовят водителей на приемлемом уровне.
«Неизвестно упростится ли программа для водителей-любителей. В законе „Об образовании“ таких программ не предусмотрено. На сегодняшний день примерные программы предусмотрены только для основных программ: для среднего образования, для высшего и для профессионального обучения. Когда были введены эти программы, то в них уже были заложены повышенные требования к сдаче экзаменов для лиц, проходящих обучение по профессиональным программам. И это дало ощутимый результат. Вопрос сейчас в том, зачем ломать всю действующую систему, когда она дает хорошие результаты. Надеюсь, что будут найдены реальные методы для повышения квалификации водителей, работающих по найму, без таких революционных решений. Ведь сегодня огромное количество вопросов вызывает законопроект не только у автошкол, но и у ДОСААФ. Ведь призывников готовят по категории В и С, а по каким программам будут они теперь идти в армию? По найму?
В принципе, если законопроект пройдет, то сразу же возникнет много вопросов, поскольку вносятся новые нормы, такие, как, например, ограничение права на управление транспортными средствами. Да, во многих странах Европы есть девяносто пятая поправка, без нее не устроиться на работу, но ни в одной из этих стран нет запрета на управление транспортным средством в личных целях. Поэтому, что касается проекта закона, где написано, что водители с правами категории D, DE, С, CE (за исключением соответствующих им подкатегорий D1, D1E, С1, C1E) без наличия в водительском удостоверении отметки о профессиональной компетентности водителя по указанным категориям с действительным сроком не допускается, то это вызывает вопрос. Куда делась категория М из программ? Они прописывают общие и профессиональные, а категории М нет вообще. Вызывает вопрос и двойное обучение. Некоторые категории будут считаться любительскими, выше — профессиональные и т. д. Но при этом целый ряд категорий от (С1 до Е) два раза заведены: и там, и там. То есть вопросов сейчас больше, чем ответов», — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Как утверждает Шутылева, результатом последних изменений в обучающих программах в системе водительского образования стало то, что количество ДТП, совершенных начинающими водителями, сократилось с 2015- 2016 гг. на 46,5%. Если же сейчас отменить все наработки и снизить требования к любителям, то снизится качество их подготовки, что негативно скажется на безопасности дорожного движения.
Россияне могут ввести любительские и профессиональные права для автомобилистов
7 сентября 2015
Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.
С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. «Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс», — рассказал Лобарев.
Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. «За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции», — рассказал Лобарев.
По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.
По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.
«Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях», — подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.
По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.
Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. «Любительскими» считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.
Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.
Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.
«Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше», — отметил он.
Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. «Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой «Газели», наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может», — рассказал он.
По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. «Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе», — заметил Войтко.
Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением запретить водителям-новичкам управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов самостоятельно. В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на курсы психологии. Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды по столичным автошколам. Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин с одной стороны. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы в утренние и вечерние «часы пик».
Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно пожаловаться на действия водителя. Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса экотакси для туристов. В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить еще 150 зарядных устройств для электромобилей.
m24.ru
«Нам просто стыдно брать деньги за то, что водителям не пригодится никогда»
Гильдия автошкол России предлагает разделить водительские права на профессиональные и любительские
С инициативой разделения водителей на профессионалов и любителей выступил председатель правления гильдии автошкол России Сергей Лобарев. По его мнению, обычные автомобилисты должны проходить базовый курс обучения. А вот профессионалы — будущие водители такси, грузового и общественного транспорта — должны учиться по специальной программе. Сергей Лобарев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.
Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ / купить фото
— Обоснуйте, почему вы предлагаете эти категории разделить, они сейчас разве не разделены в какой-то степени?
— Нет, год тому назад нам спустили сверху программы и мы теперь все называемся организацией профессионального обучения. И мы не согласны с тем, что категория М, мопедисты, водитель мотоцикла, категория B, водитель, который получает права и не желает работать по найму — они все являются профессионалами. Утяжелили программы, 130 часов — теоретический курс столько времени проводится. Безусловно, одну треть граждане переплачивают только за то, чтобы стать профессионалом. А 95% по нашим подсчетам не будут являться профессионалами и не будут работать по найму.
И зарубежная практика показывает, что после получения любительских прав через два-три года желающие управлять автомобилем по найму, зарабатывать автомобилем — пожалуйста, могут пройти определенные курсы, сдать экзамены и получить сертификат профессиональной компетенции. Такое разделение, на наш взгляд, будет более объективно и будет влиять на безопасность дорожного движения, снизит стоимость обучения и повысит качество обучения водителей.
— То есть это будут одни и те же школы для любителей и профессионалов, просто разные программы с разным сроком обучения?
— Вы правильно говорите. Действительно здесь обучение можно сделать 50-60 часов теории. Кстати, за рубежом — 20-30 часов теоретический курс, у нас — 130. А вождение для водителей, например, любителей, профессионалов мы бы увеличили наоборот — 70-100 часов с правом выезда на скоростные магистрали. У нас, к сожалению, это одна из проблем — запрещено учебное вождение на скоростных магистралях. Нас поддерживают и региональные отделения в разделении любителей от профессионалов. Профсоюз такси, перевозчиков, считают, что эта инициатива действительно имеет право жить и для создания безаварийного пространства на дорогах, особенно это касается качества подготовки водителя пассажирского транспорта. Это будет интересная новелла и повлияет на безопасность дорожного движения и сохранит человеческие жизни на дороге.
— Какие изменения в закон потребуются для реализации этой инициативы, как вы думаете?
— Нилов Ярослав Евгеньевич, председатель комитета по общественным объединениям и религиозным организациям, увидев наш документ, попросил его немножко доподготовить. Мы будем вносить изменения в 26-ю статью федерального закона «О безопасности дорожного движения» и вносить изменения в закон «Об образовании». Мы думаем, здесь сложного ничего не будет.
— Я так понимаю, люди, которые занимаются частным извозом, тоже должны иметь, видимо, уже профессиональные права?
— Мы полностью с вами согласны, это отдельные компетенции нужны, это охрана труда, правила перевозки крупногабаритных грузов. Ну зачем эта информация: перегон скота, через железнодорожные пути необходимо получать согласования, диспетчерская служба, зачем любителям эта информация, почти на треть они формально изучают, и нам стыдно просто порой брать деньги за то, что им не пригодится никогда, зачем перестраховываться? Лучше больше внимания уделять реальным дорожным условиям.
К сожалению, наши программы заформализованы. Напомню, что из 190 часов обучения всего 17% обучения вождения в реальных дорожных условиях без права выезда на скоростные магистрали. Ну, какое это обучение? Люди права получают и приходят после к нам и говорят: «Я получил права, а теперь, директор автошколы, дайте мне возможность выйти на магистраль».
— А не будут ли эти новые правила идти в ущерб любительским правам? На них вообще меньше будут обращать внимания, меньше тратить сил, в том числе и деятельность автоинструкторов, в основном, будет нацелена на профессионалов, а не на любителей?
— Немного не соглашусь с вами. Дело в том, что по нашей статистике 90-95% — это любители, получая водительское удостоверение, они не желают управлять автомобилем по найму. В основном, мы должны отшлифовывать и сделать безопасными именно водителей-любителей, которые будут управлять, которых на дороге, в принципе, большое количество. Именно нацелить на их обучение, а уж кто хочет переподготовиться — пожалуйста, отдельные курсы, отдельные знания, отдельные компетенции.
Сейчас нонсенс: на грузовой автомобиль не менее 100 часов практики вождения должно быть. Напомню, на любителей, я имею в виду на категорию В, 56 часов, и стоимость на обучение на грузовом автомобиле или на автобусе на треть дешевле. Видимо, экономят автошколы на этом. А здесь на спичках нельзя экономить. Необходимо разделить мух от котлет. И я думаю, что Государственная дума, депутатский корпус и вообще здравомыслящие люди, сообщество автообразования нас поддержат.
Чем отличаются любительские права от профессиональных
Новая отметка в правах: Профессионал и любитель.
Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу изменений, в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется что водители, которые управляют автомобилями для осуществления предпринимательской деятельности либо работают водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.
То есть Минтранс РФ предлагает вернуть старую систему выдачи прав, разделив водительское удостоверение для любителей и профессионалов. Для того чтобы этот закон заработал также планируется внести поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этих поправок будут разработаны новые программы обучения для автошкол, которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.
В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Для того чтобы получить категории «C», «D», «Е» (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки а затем сдать специальные экзамены в ГИБДД, получив отметку в водительские права.
В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.
В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у автолюбителей в связи с возможным его введением в ближайшие годы.
Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?
Согласно новому закону, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.
Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?
Законопроект Минтранса, который вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает внесение изменений в статью 25. Так статью предлагается дополнить пунктом 4.1.
Вот выдержка из нового закона:
. 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть в случае вступления нового закона в силу, управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде без прав.
На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?
Согласно законопроекту планируется что профессиональные права будут выдаваться на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения». Вот выдержка из нового закона:
. 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет.
Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?
Согласно нововведениям после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем обратиться в ГИБДД предоставив медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка, подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.
Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?
Согласно новому закону водитель-любитель пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить следующие категории: «А», «А1», «В», «В1», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Какие категории можно открыть в правах только пройдя профессиональную подготовку в автошколе?
Согласно новому законопроекту в случае его подписания и вступления в силу, для того чтобы открыть в правах категории «D», «DE»,»С», «CE» нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет, проходят переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.
В противном случае водитель-профессионал потеряет право управлять транспортными средствами категорий «D», «DE»,»С», «CE», и сможет сесть за руль автомобилей следующих категорий: «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Что будет с правами легковых категорий?
Согласно новому закону для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем легкового автомобиля, водители должны пройти специальное профессиональное обучение по программе подготовки к управлению автомобилями категории «В». Помимо этого в рамках подготовки, водителям будет разрешено осуществлять управление автомобилем категории «В1» в предпринимательских целях и для трудовой деятельности.
Если же водитель не собирается управлять автомобилем для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, то он сможет пройти упрощенный курс подготовки.
Обучение по общеразвивающим программам в сфере управления транспортными средствами проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Профессиональное обучение проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий «A1», «A», «B1», «B», «D», «DE», «C», «CE» D1″, «D1E», «С1», «C1E», «Tm», «Tb» при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
Кстати, вот еще очень важный пункт в новом законе:
Лица, незаконно осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О чем это говорит? Конечно, о том, что если вы, как водитель-любитель (в правах которого нет специальной отметки о подтверждении прохождения профессиональной подготовки), будете управлять автомобилем в целях осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, то вы будете привлечены к административной ответственности.
Когда новый закон о водителях-любителях и водителях-профессионалах начнет действовать?
Пока говорить об этом рано. Ведь законопроект пока проходит общественное обсуждение и только потом поступит на согласование в Правительство РФ и затем в Государственную Думу. Но мы думаем что новый закон не найдет препятствий и в скором времени его примут и подпишут.
Правда в силу он все равно не вступит, так как согласно проекту закона, в силу нововведения вступят только по истечении двух лет со дня его официального опубликования.
Так что многие водители которых сегодня напугала новость о разделении прав могут спать спокойно еще как минимум 2,5-3 года. Но в будущем ужесточение ждет всех водителей которые занимаются профессиональными перевозками.
По инициативе Гильдии автошкол водительские права могут разделить на любительские и профессиональные. Это означает, что простые водители будут проходить базовый курс, а будущие водители общественного транспорта, грузовиков, такси – углубленный. В Госдуме поддерживают идею – председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов сообщил, что ее рассмотрят в ближайшее время.
Примечательно, что водительские права, получаемые выпускниками автошкол, называются профессиональными. Но по сути профессионалами вчерашние ученики являться не могут. В этом существенное отличие российского и европейского обучения – в Европе практике уделяется куда больше часов (более 100 против наших 56), с выездом на скоростные магистрали. Только после этого водитель получает правда, ездит безупречно 2-3 года, и лишь по истечении может стать профессионалом, сдав экзамены на возможность водить автобус или трамвай.
Обучение профессиональных водителей должно быть продвинутым – с освоением основ логистики, приемов управления машинами с передним, задним и полным приводами, возможностью управлять транспортом в любых условиях, а также умением оказать первую помощь при ДТП.
Большинство экспертов также за разделение прав – они справедливо полагают, что профессионал отвечает не только за себя и свою жизнь, но и за жизнь большого числа людей, пассажиров. Поэтому и концентрация внимания, и подготовка должны быть на высшем уровне.
Сейчас в России работает порядка 1 млн. таксистов, только в Москва их почти 35 тысяч, а водителей общественного транспорта – около 50 тысяч.
В Госдуме в скором времени будет рассмотрен ряд инициатив, посвященных вождения авто: например, законопроект, принятие которого позволит людям с ограниченными физическими возможностями готовится к экзаменам самостоятельно. Еще один касается запрета на выезд учеников автошкол на дороги в утренние и вечерние часы-пик.
Грядут изменения и в работе такси – так, в скором времени столичные авто, возможно, будут ездить с наклейками на заднем стекле, содержащими номера телефонов, позвонив по которым, можно пожаловаться на действия или стиль вождения таксиста. А еще не исключен запуск экотакси для туристов – под этот проект до конца 2015 года Москву оснастят 150 зарядными устройствами для электромобилей.
Водительские права – любитель или профессионал?
В России могут ввести два вида водительских прав – для любителей и профессионалов.
«Гильдия автошкол» предложила на рассмотрение в Госудуму законопроект по разделению водительских прав и программ обучения на два уровня – любитель и профессионал.
Любительские права будут предназначены для обычных водителей, использующих автомобиль в личных целях, а профессиональные – для водителей такси, пассажирского транспорта и грузовиков.
По мнению авторов инициативы, с одной стороны, это должно избавить обычных водителей от ненужных им знаний в процессе подготовки в автошколе и удешевить сами курсы. С другой стороны, позволит более качественно готовить профессиональных водителей, для которых управление автомобилем является работой.