Чем отличается проезд от дороги?
Прошу объяснить разницу между терминами «дорога», «улица» и «проезд» и в каком документе изложены требования к проездам.
Прошу объяснить разницу между терминами «дорога», «улица» и «проезд» и в каком документе изложены требования к проездам.
Ответы на вопрос:
Требования смотрите в Приказе Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», там все подробно разъяснено.
Похожие вопросы
У меня такой вопрос, мой участок находится в конце улице, улица тупиковая, улица узкая, дорога не асфальтирована, жители улицы перегораживают дорогу, мешают проезду строительной техники и мне на мой участок, говоря, что строй. Техника разрушает дорогу, хотя дороги как таковой нет, правы ли они, и как мне быть в данной ситуации?
У нас тупиковая улица, Дороги естественно нет! Нас на этой улице 26 участков. Все были «за» сделать отсыпную дорогу и в конце улицы через ручей сделали мостик и естественно дорогу сразу к асфальтированной дороге. Возле мостика поставили шлагбаум т.к. и с соседнего коттеджного посёлка люди узнавшие ринулись косяком. Какие нам нужно составить и подписать документы что бы на проезд через шлагбаум никто в будущем не претендовал. Есть все чеки и заказ наряды.
Расстояние между двумя частыми участками 20 метров, по которым проходит улица (не проезд). Дорога вплотную прилегает к одному из участков.
Есть ли правовые основания для переноса дороги на середину между участками?
На сколько метров дорога должна отступать от забора участка?
Как определить что такое дорога, что такое проезд и какое расстояние должно быть от дома до дороги или проезда?
К земельному участку был согласован проезд. У соседних участков проезды согласованы с других улиц. В целях поддержания удовлетворительного состояния проезда к дому, я за свои средства сделала дорогу пригодной для проезда. Сосед, увидев это, начал пользоваться проездом, а также парковать свои автомобили. У него проезд официально с другой стороны улицы. Компенсировать часть затрат отказывается, к тому же к его участку проехали КАМАЗы, которые испортили насыпь. Могу ли я в судебном порядке затребовать возмещение затрат и в дальнейшем оградить проезд воротами (дорога считается общего пользования без ограничений).
Сосед построил 2 дома на участке, к внутреннему дому хочет проезд по пожарному проезду сделать на соседнюю улицу. Начал отсыпку пожарного проезда. Весной и осенью нас затопит, зимой снег куда денет, выше забора заметает. Для проезда или переулка какие требования по закону, обочина водоотводный канал и ширина дороги. Кто дает разрешение на использование пожарного проезда как основного к дому, на каком основании и законно ли это, если участок соседа выходит на другую улицу.
Я председатель дачного кооператива. Оформляем в собственность землю. На территории дачного кооператива есть улица, но администрация настаивает, что это дорога. Соответственно и налог совсем другой, Объясните в чем разница между дорогой и улицей в дачном поселке.
Улицы в СНТ
Что можно считать улицей в СНТ
Чем отличается улица от проезда
Кроме улиц в садоводческих товариществах также есть и проезды. Главное отличие между этими двумя понятиями — в ширине расстояния между рядами участков. И к улицам, и к проездам предъявляются свои требования, прописанные в своде правил СП 53.13330.2019, который вступил в силу 15 апреля 2020 года.
Согласно пункту 5.7, ширина улиц в садоводческих товариществах не должна быть менее 15 метров, проездов — не менее 9 метров.
Также есть ограничения и по ширине проезжей части:
- для улиц — не менее 7 метров;
- для проездов — не менее 3,5 метров.
Минимальный радиус поворота и для проездов, и для улиц составляет 6,5 м.
В отличие от улиц, проезды нужно оборудовать разъездными площадками длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров. Такие площадки нужно обустроить на расстоянии не более 200 метров друг от друга.
Протяженность проезда, заканчивающегося тупиком, не может превышать 150 метров, а в конце нужно оборудовать площадку для разворота размером минимум 12×12 метров.
Ведение бухгалтерии СНТ
Можно ли поставить шлагбаум на улице в СНТ
Согласно Федеральному закону № 217-ФЗ, каждый собственник в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного проезда к своему участку. Поэтому все улицы в СНТ должны быть свободны для передвижения автомобилей.
Кроме того, установка шлагбаумов или других ограждений на улицах товарищества может быть небезопасной: в случае непредвиденной ситуации (например, при пожаре) искусственные препятствия помешают проезду специальной техники. И тогда речь будет идти не просто об удобстве передвижения, а о жизни и здоровье людей, сохранности их имущества.
Нормы освещения улиц в товариществе
Для безопасности жителей СНТ улицы товарищества должны освещаться с наступлением темноты. Существующие нормы освещенности в сельской местности прописаны в СНиП 23-05-2010. Согласно этому документу, норма освещения улиц и проездов на территории садовых товариществ составляет 2 лк.
Однако нормы освещения на улицах СНТ соблюдаются далеко не всегда. Ведь обязанность содержать линии электропередач и оплачивать расходы на электроэнергию ложится на плечи самих садоводов. Поэтому средств на модернизацию уличного освещения хватает не всегда. Стараясь сэкономить, садоводы смиряются с плохо освещенными улицами.
Чтобы решить проблему содержания электросетей в садоводческих товариществах, губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил консолидировать электросети в СНТ. Садоводы могут передать электросети в своем товариществе на баланс Московской электросетевой компании (МОЭСК). В таком случае вопрос обслуживания электросетей больше не будет касаться дачников и станет заботой компании.
Как присвоить названия улицам в СНТ
Проживая в городе, мы привыкли к тому, что у каждой улицы есть свое название, а у дома — свой номер. Вызывая любую службу, вы называете конкретный адрес, по которому до вас смогут легко добраться.
Более того, необходимость почтового адреса для любого объекта недвижимости предусмотрена Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.
Но во многих садоводческих товариществах у частных домов до сих пор нет конкретных адресов, а у улиц — названий. Решить эту проблему можно с помощью органов местного самоуправления. Присвоить названия улицам в СНТ они могут как по собственной инициативе, так и на основании заявлений физических или юридических лиц.
Присвоить названия улицам и почтовые адреса домам в СНТ возможно только при наличии индивидуального и общего межевания.
Алгоритм действий должен быть таким:
- Председатель проводит общее собрание, повесткой которого становится вопрос о присвоении названий улицам и конкретных адресов — всем садовым земельным участкам.
- Общее собрание утверждает адреса домов и названия улиц. Председатель оформляет протокол, записывая в него рекомендации членов товарищества.
- Далее перед правлением стоит задача подготовить схему земельных участков и улично-дорожной сети в своем товариществе. Сделать это можно вручную на готовом кадастровом плане.
- Также правление должно собрать следующие документы:
- копию и оригинал протокола общего собрания о присвоении адресов и названий улицам;
- копию протокола общего собрания об избрании председателя СНТ;
- схему, отображающую все индивидуальные садовые участки и улицы, проезды, проходы в товариществе с предложенными названиями и адресами;
- паспорт, удостоверяющий личность председателя;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- копию межевого плана СНТ.
Заявление о присвоении названий улицам вместе с собранными документами можно подать через МФЦ. Документы будут рассмотрены в течение 18 рабочих дней. Госпошлину платить не придется.
Также бумаги разрешено отправить почтовым письмом с уведомлением, предварительно составив опись всех документов.
Если у вас возникнут проблемы с присвоением названиями улиц в СНТ, вы можете обратиться за помощью к специалистам «СНТклуба». Наши юристы подробно расскажут об алгоритме действий, которые предстоит выполнить председателю. А с помощью личного кабинета можно подготовить рассылку и проинформировать садоводов о предстоящем общем собрании.
Живые улицы
Проект о городском транспорте и городской среде
Дороги и улицы — в чем разница и как обеспечить безопасность движения по городу?
В Москве на Садовом кольце произошло резонансное ДТП, в котором известный актер в состоянии алкогольного опьянения выехал на своем автомобиле на встречную полосу, где столкнулся c другой машиной. Водитель в другой машине погиб. По следам этого происшествия я выложил в телеграм-канале «Живые улицы» картинку, где вместо разделительной полосы, нарисованной краской, показана разделительная полоса с газоном и деревьями.
Разделительная полоса на Садовом — картинка, разошедшаяся по интернету.
Эту картинку перепостили другие каналы, она попала в паблик движения «Синие ведерки», а оттуда в некоторые московские СМИ. Что я заметил во многих комментариях, которые появлялись под этой картинкой — многие люди считают, что газон с деревьями — это не серьезно, что он не удержит машину на большой скорости и что нужно делать не газон, а бетонный отбойник.
Аналогичные комментарии часто появляются под публикациями про пешеходные ограждения вдоль проезжей части, которые разлетаются на опасные обломки, если в них влетает машина. Люди пишут, что нужно ставить вдоль улиц бетонные отбойники, «на которых грузовик повиснет», чтобы защитить пешеходов.
Между тем, я вполне сознательно не стал изображать бетонный отбойник, но изобразил газон с деревьями, и вот почему.
Люди совершают ошибки
Начнем с того, что разобьем любимую мантру ГИБДДшников и прочих борцов за безопасность со стороны юриспурденции о том, что «все должны соблюдать ПДД и тогда все будет в порядке». Да, действительно, все должны соблюдать ПДД и на каждом участнике движения лежит персональная ответственность за то, чтобы вести себя в соответствии с законом. Это обстоятельство, однако, не отменяет того факта, что многие участники движения ПДД все-таки нарушают — сознательно или по ошибке. Люди вообще довольно часто ошибаются, ведут себя неадекватно и просто делают глупости, в том числе, находясь за рулем, двигаясь на велосипеде или идя по улице пешком. Это утверждение спаведливо для жителей любого города в любой стране мира. А вот что происходит в результате ошибок, которые совершают участники движения — это уже сильно зависит от страны и от города.
В странах, где понимают, что люди несовершенны и склонны ошибаться (например, в Швеции, Нидерландах, Швейцарии и т.д.) проектируют дороги и улицы таким образом, чтобы ошибки участников движения не приводили к трагедиям. В странах, где следуют мантре о том, что «все должны соблюдать ПДД», к которым во многом, к сожалению, относится и Россия, проектируют потенциально опасные дороги и улицы, надеясь, что все будут ездить по ним правилам.
Теперь, если мы тоже признаем несовершенство человеческой природы и попробуем проектировать улицы и дороги так, чтобы ошибки участников движения не приводили к трагедиям, перед нами встает вопрос: как это сделать? Один возможный ответ на этот вопрос я упомянул в начале: поставить везде бетонные отбойники, чтобы изолировать автотранспорт и незащищенных участников движения. Сюда же можно добавить подземные и надземные переходы, чтобы пешеходы вообще никогда не пересекались с автотранспортом в одном уровне.
Дороги и улицы — это не одно и то же
Люди, которые предлагают такие решения, к сожалению, не делают разницы между «дорогами» и «улицами». Для них это всё — «магистрали» или попросту «дороги». Есть загородные дороги и есть городские дороги, и принципиальная разница между ними — это немного другой скоростной режим и некотрая дополнительная сложность связанная со всеми этими светофорами и перекрестками, которые делают городскую дорожную сеть несколько неполноценной по отношению к условному идеалу загородного шоссе. В этой же логике — строительство многоуровневых транспортных развязок внутри города, и другие меры по облегчению городского вождения — пологие радиусы поворотов, в которые можно заходить на большей скорости, широкие полосы, краевые полосы безопасности и т.д. Все это как бы приближает нас к условному идеалу дороги, поэтому в этой логике все это нужно делать. На самом деле это не так.
Если мы посмотрим на примеры стран, где успешно занимаются безопасностью дорожного движения, мы увидим, что там «улицы» и «дороги» — это совершенно разные вещи, с разными задачами и разными способами обеспечения безопасности.
Дорога — это линейное сооружение, единственная задача которого — обеспечение движения автотранспорта. Движение это должно быть максимально беспрепятственным, быстрым и безопасным. Все элементы дороги служат выполнению этой задачи. Поэтому на дорогах примнеяются бетонные отбойники, широкие полосы, краевые полосы безопасности, обочины, плавные повороты, в которые можно входить на большой скорости. Вдоль дорог вырубаются деревья и кустарники, чтобы при вылете за пределы проезжей части машина не врезалась ни в какие препятствия. В общем, на дорогах делается все, чтобы по ним можно было передвигаться с достаточно большой скоростью, но чтобы при этом ошибки участников движения не приводили к трагическим последствиям. В силу того, что с функциональной точки зрения дорога — довольно примитивное сооружение, служащее единственной цели — эта задача вполне выполнима.
Улица — это совершенно другое пространство! На улице, безусловно, как и на дороге, есть проезжая часть, и по этой проезжей части движется автотранспорт. Однако, это далеко не единственное, что на улице происходит. Здесь также движутся пешеходы, едут велосипедисты, на улицу выходят магазины и кафе, на улицах есть парковка на проезжей части, по улицам движется общественный транспорт, люди встречаются на улицах и проводят на них время. В общем, улица — это многофункциональное пространство, в котором движение автотранспорта играет заметную, однако, далеко не принципиальную роль. Помимо него здесь переплетаются траектории движения множества других участников движения. Кроме того, при проектировании улиц мы должны учитывать визуально-эстетические требования, и в том числе по этой причине то, что применимо на автодорогах, неприменимо на улицах — те же бетонные отбойники.
Скорость — основной фактор риска
Вспоминим, что все участники движения иногда совершают ошибки. Если мы примем это за отправную точку, то мы неизбежно придем к идее о том, что улицы и высокие скорости движения автотранспорта — несовместимы. Даже если водитель соблюдает правила движения, всегда может найтись пешеход или велосипедист, который сделает что-то не так — случайно или преднамеренно, не важно — ошибки на дорогах не должны караться смертью или увечьями ни для кого!
На высокой скорости у водителя будет меньше времени, чтобы среагировать на ошибки других участников движения и последствия столкновения будут более тяжелыми. На более низкой скорости многих столкновений просто удастся избежать, поскольку водитель успеет среагировать и затормозить, а если столкновение произошло, последствия его будут менее тяжелыми.
Отсюда вытекает вопрос: как заставить водителей автотранспорта двигаться по городским улицам с безопасной скоростью? В отечественной практике действует установка на то, что проезжая часть улиц должна быть спроектирована с определенным запасом по скорости. Например, расчетная скорость движения на большинстве улиц у нас — 80 км/ч при том, что фактически разрешено двигаться лишь со скоростью 60 км/ч. Считается, что этот запас дает возможность водителям корректировать небольшие ошибки вождения, особенно, если они будут двигаться с разрешенной скоростью, которая меньше, чем расчетная.
Это не то, что происходит в реальности. В реальности же просиходит то, что в психологии называется «компенсацией риска». Люди изменяют свое поведение, в зависимости от ощущаемого уровня риска. Если воспринимаемый уровень риска снижается, люди начинают вести себя менее осторожно и наоборот.
В отношении дорожного движения это означает, что если мы проектируем улицу, исходя из рассчетной скорости 80 км/ч и ставим ограничение скорости «60», водители в массе своей не будут ездить с скоростью 60 км/ч, но будут ездить с той скоростью, которую они воспринимают, как безопасную для себя. И это то, что мы видим в реальности — если плотность движения позволяет, то на многих наших дорогах водители едут со скоростью 80-100 км/ч. И это никак не связано с сознательностью или законопослушностью. Это просто естественное поведение, продиктованное окружающей средой.
При этом данная ощущаемая водителями безопасность достаточно условна и иллюзорна. В любой момент может произойти что-то неожиданное: пешеход оказался на проезжей части, водитель с перпендикулярной улицы выехал на красный свет, велосипедист сделал неожиданный маневр — и вся эта безопасность заканчивается ДТП с ранеными и погибшими.
Проще говоря, избыточное проектирование улиц не ведет к безопасности, но лишь к более рискованному поведению водителей.
Опасная дорога — безопаснее
Та же самая компенсация рисков, которая заставляет водителей ехать быстрее, может помочь нам заставить их ехать медленнее. Для этого необходимо сделать так, чтобы улица воспринималась, как сложное и опасное для движения пространство. Как этого добиться?
Существует множество приемов, которые идут под общим определением «успокоенения трафика». Это и более узкие полосы движения, и более крутые закругления проезжей части на перекрестках, рядная посадка деревьев вдоль проезжей части, которая усиливет ощущение скорости, частое изменение траектории движение и отсутствие длинных прямолинейных участков.
Все это с общебытовой точки зрения делает проезжую часть улицы более опасной. Больше всяких неприятностей может произойти. Однако, на самом деле это не делает улицу менее безопасной, но делает ее более безопасной! Все препятствия, как бы делающие улицу более опасной, на самом деле, заставляют водителей ехать с меньшей скоростью и не потому, что так установлено знаками, а потому что такая скорость воспринимается, как адекватная конкретному участку самими водителями! При этом, конечно, люди по-прежнему будут совершать ошибки, но эти ошибки будут иметь гораздо менее тяжелые последствия, чем при более высокой скорости движения.
Что делать с пьяными летчиками?
Это, что касается нормальных законопослушных участников движения, но как насчет тех, кто нарушает правила сознательно? Например, пьяных за рулем или уличных гонщиков? Успокоение трафика может помочь и в борьбе с этими явлениями. Каким образом? С тем, как спроектированы наши улицы сейчас, пьяный или сознательно превышающий скорость водитель может проехать много километров на высокой скорости, прежде чем врежется, например, в другую машину, и кого-нибудь убьет. На улице с успокоенным трафиком такой водитель либо вообще не успеет набрать высокую скорость, либо не сможет проехать с ней большое расстояние и, скорее всего, довольно быстро закончит свой путь об какой-нибудь элемент благоустройства.
Выводы
Подытожу свои рассуждения.
Первое: люди совершают ошибки. Все участники движения должны соблюдать ПДД, однако не стоит рассчитывать, что они будут это делать всегда. В реальности они будут косячить: осознанно или случайно, и это нужно учитывать при проектировании улиц.
Второе: улицы и дороги — это принципиально разные пространства. Дороги служат только для движения автотранспорта и поэтому обеспечение безопасности на них происходит с сохранением достаточно высокой скорости движения с мерами по минимизации последствий ошибок на этой высокой скорости.
Улицы — это многофункциональные пространства, где сосуществует множество различных участников движения и их безопасное взаимодействие возможно только при уменьшении скорости движения автотранспорта. Скорость движения на улицах является тем, чем можно и нужно жертвовать, ради безопасности.
Третье: проектирование улиц «с запасом» не работает на обеспечение безопасности. Водители лишь начинают ездить быстрее, независимо от своей сознательности и законопослушности.
Четвертое: успокоение трафика создает дополнительные препятствия для движения автотранспорта и тем самым делает его более безопасным, а последствия ошибок, совершаемых участниками движения — менее фатальными.
Наконец, пятое: успокоение трафика не только снижает общую скорость потока, но также помогает минимизировать случаи и последствия асоциального поведения. Пьяный водитель или уличный гонщики просто не сможет набрать опасную скорость, не вписавшись в какой-нибудь элемент благоустройства улицы.
Исходя из этих пяти установок, когда я рисовал свою версию Садового кольца, я изобразил именно деревья и газон. Бетонному отбойнику там не место, потому что это улица, а не автомагистраль. В то же время понятно, что одной лишь разделительной полосой на Садовом не обойтись. По сути такая 10-полосная автомагистраль вообще не может быть улицей и, если мы хотим, чтобы Садовое кольцо было безопасным, нужно либо превращать его в полноценную дорогу, полностью изолированную от городской застройки, чего, я думаю, очень многие не захотят, либо превращать его в нормальную улицу с уменьшением числа полос и других геометрических параметров проезжей части. У этого решения, я думаю, тоже будет масса противников, но в любом случае не делать ничего — означает ждать следующей трагедии, которая, к сожалению, неминуемо случится.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
2) защитные дорожные сооружения — сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
3) искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
4) производственные объекты — сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ пункт 5 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
5) элементы обустройства автомобильных дорог — сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
6) дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ в пункт 7 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
7) владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;
8) пользователи автомобильными дорогами — физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;
9) реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
11) ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги — комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
13) объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
14) платная автомобильная дорога — автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14.1
14.1) автомобильная дорога, содержащая платный участок , — автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также — платный участок автомобильной дороги);
15) полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
16) придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17
17) тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18
18) крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19
19) неделимый груз — груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20
20) сохранность автомобильной дороги — состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;
21) утратил силу с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Информация об изменениях:
22) утратил силу с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Чем отличается проезд от дороги?
Вы когда-нибудь задумывались, сколько разных названий существует для разного типа дорог, по которым едет транспорт/идут люди? Улица, переулок, шоссе, проезд, проспект, аллея, просека. чем они все отличаются? Вернее, очевидно, что шоссе, к примеру,- это большая магистральная улица, а аллеи обычно бывают в парках. Но вот всегда ли? Я вот попробовал разобраться, что есть что.
1) Дорога — это просто дорога. Если верить Федеральному закону, дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. С любым покрытием, в любом состоянии, даже если ее уже нету. Главное чтобы вела куда-то.
2) Улица — это дорога версии 1.1. То есть возникает апгрейд в виде тротуаров (впрочем во многих городах России, особенно в глубинке, об этой особенности улиц не догадываются). А ещё улица в принципе может никуда не вести, в отличие от дороги. Верней вести в тупик.
3) Переулок — как очевидно из названия, это тип улицы, в основном в крупных населенных пунктах, соединяющей две более крупные улицы. Сейчас переулками новые улицы уже почти не называют.
4) Тупик — всезнающий Кэп подсказывает, что это закрытая для сквозного проезда дорога.
5) Линия — как правило прямая, заранее спроектрированная таковой улица. Их либо нумеруют, либо присваивают название каких-то важных зданий или достопримечательностей поблизости. По изначальному плану в Петербурге на Васильевском острове по нынешним линиям должны были быть прорыты каналы. Соответственно, четная и нечетная стороны были бы разными улицами — набережными с односторонней нумерацией. Проект не был реализован из-за того, что уровень воды был бы опасен постоянными наводнениями. Результат налицо — есть Кадетская линия и 1-я линия, которые являются всего-навсего двумя сторонами одной улицы.
6) Проспект — слово возникло от «преспектива», то есть по-современному, перспектива. Это вполне подходит под напрашивающееся определение прямой, длинной и широкой улицы в относительно крупном городе
7) Шоссе — то же самое, что проспект, но это всегда автомобильная, твердая (с асфальтобетонным, цементобетонным) покрытием. Кстати, слово шоссе — французское (chausse) и есть предположение, что оно ведет свое происхождение от латинского calciata, что означает «дорога, покрытая известняком». Да-да, кальций!
8) Проезд — по сути ничем не отличается от переулка, кроме того, что сейчас новые улицы называют именно проездами (часто временно Проектриуемыми №###). Возможно потому, что проезд часто не соединяет две крупные улицы, а сам является крупной улицей. В Москве, скажем, Проектируемый проезд №5396 — продолжение Люблинской улицы в сторону МКАД — имеет все признаки шоссе!
9) Тракт — так назывались большие дороги до того, как их стали называть проспектами.
10) Просека — полоса, которую прорубают в лесу для каких-либо целей: для защиты от пожаров, для топографических изысканий, для прокладки трубопроводов и ЛЭП. Часто просеки нужны просто для того, чтобы поделить лес на сектора хозяйственной ответственности. В общем, транспортное назначение они имеют лишь изредка.
11) Аллея — сравнительно узкая (чаще всего не более 10-15 метров) улица, по бокам которой посажены в большом количестве деревья и, возможно, кустарники. Обычно они проходят по паркам или садам. Чаще аллеи бывают пешеходными, но нередко встречаются и аллеи с автомобильным движением (например, Главная аллея в Измайловском лесопарке).
12) Магистралями в России (согласно ГОСТ Р 52398-2005) называются дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с широкой разделительной полосой по центру, не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками, а также доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга. Вот только непонятно, почему нельзя вводить режим автомагистрали на отдельных участках (30-40 км) многих шоссе, которые вполне соответствуют этому.
13) Спуск, съезд, взвоз — одно и то же, это улица с крутым уклоном. Как назвать — это зависит, откуда смотреть. Кстати, саратовцы, видимо, смотрят обычно снизу и называют такие улицы взвозами. А нижегородцы привыкли смотреть сверху — они называют съездами. Может, это потому, что они выше по течению Волги? 😉
14) Бульвар — пожалуй, самый приятный для большого города тип улицы, на котором обычно имеются скамейки, газончики, тенистые деревья. в общем — все для недолгого отдыха и легкой прогулки. Бульвары часто имеют две проезжие части с односторонним движением, разделенные небольшим сквером вдоль всей улицы. Кстати, в Москве бульварное кольцо — совсем не кольцо, а всего лишь половинка.
15) Набережная — ну тут без особых мудрований — улица, идущая вдоль реки или другого серьезного по размерам водоема.
P.S. Кстати, мне кажется, именно набережные замыкают московское бульварное кольцо. А ведь правда — было бы очень оригинально: Бульварно-Набережное транспортное кольцо!
P.P.S. Ну и, естественно, многие названия — исторические, и переулок может быть шире шоссе, а на бульваре может быть зелени меньше, чем на проспекте! Таковы реалии современного быстро меняющегося города!
Может быть, кто-то подскажет еще какие-то особенности и отличия разных типов улиц?)
Чем отличается проезд от улицы?
Улицы возникают одновременно с населенными пунктами. Они не только обеспечивают комфортное передвижение, но и позволяют определенным образом упорядочить расположение домов и других объектов. Улица является одним из главных элементов городской инфраструктуры и делится на несколько разновидностей.
Когда появились первые улицы?
Историки считают, что первые улицы появились во времена Ярмукской культуры, которая существовала в пределах доисторического Леванта (современные Израиль, Ливан, Сирия) в эпоху неолита 7-4 тыс. до н. э.
Раскопки в Шаар-ха-Голан
Поселение обнаружено в 30-х годах в районе современного города Мегиддо, хотя сперва ученые не выяснили его происхождение. Позже новую культуру идентифицировали в поселении Шаар ха-Голан. Город был размером около 20 гектаров, что довольно существенно для того времени. Исследователи нашли большой дом со двором, на территории которого располагались небольшие постройки.
Такого типа дома разделялись улицами – это свидетельствует о том, что представители Ярмукской культуры позаботились о планировке поселения. Археологи нашли и главную улицу в центре города. Она была вымощена галькой, укреплена глиной, составляла 3 м в ширину. Также обнаружена извилистая аллея шириной около 1 м.
Виды улиц
Классификация улиц предполагает более 10 наименований. Некоторые из них отличаются лишь названиями, которые принято использовать в тех или иных странах. Другие имеют определенные отличительные особенности. Виды улиц:
- Шоссе. Улица магистрального типа, которая связывает между собой районы населенного пункта и выходит за его пределы.
- Бульвар. Улица с зелеными насаждениями, по которой можно прогуливаться пешком. Оснащена скамейками для отдыха.
- Аллея. Дорога пешеходного или проезжего типа с зелеными насаждениями по обе стороны.
- Авеню. Название улиц нескольких типов, обычно используемое во франко- и англоязычных странах. Чаще всего это широкие дороги с озеленением (проспекты и аллеи в наших краях). В США используется прямолинейная система планировки, и авеню здесь принято называть улицы, которые идут в противоположном направлении к «стрит».
- Проспект. Главная магистральная улица в городе.
- Тракт. Устаревшее название дороги, которая выходила за пределы черты города.
- Линия. Улицы-линии получили свое название историческим путем – в связи с географическим положением или нахождением вблизи различных объектов.
- Съезд. Короткая улица, которая соединяет части города, расположенные на разной высоте. В эту же категорию относятся спуски, взвозы, подъемы и раскаты.
- Тупик. Дорога без сквозного проезда. В конце тупика обычно располагается дом либо площадка для разворота транспорта.
- Набережная. Дорога, с одной стороны выходящая к водоему.
Проезд – почти то же самое, что и переулок. Это небольшая дорога, поперечно соединяющая две более крупные улицы, которые идут параллельно друг другу. Однако по проезду могут передвигаться транспортные средства, а в переулке это не всегда возможно.
Например, в Москве до XX века большинство дорог считались именно переулками. А после XX века это название начало устаревать и на смену прошли проезды, улицы.
Улица общего типа обычно предусматривает две полосы движения и тротуар для пешеходов. Проезд состоит из одной полосы и наличие тротуара необязательно. В остальном названия типов улиц считаются условными, поскольку дорога могла появиться в самом начале развития города, и в дальнейшем ее функции неоднократно менялись.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.