Чем отличается интервал от дистанции?

Лекция №10. Дистанция, интервал, встречный разъезд

Задайте вопрос преподавателю прямо сейчас:

Добрый день! Подскажите пожалуйста возможен обгон по обочине?

нет, обгон по обочине не возможен, потому что обгон это манёвр связанный с выездом на встречную полосу, а обочина это не встречная полоса. Движение по обочине запрещено, поэтому опережение тоже не возможно.

добрый день! Можно начинать обгон сразу за авто, которое только начало обгонять?

нет, это запрещено. Вы должны дождаться пока этот автомобиль выполнит обгон, и только после этого, убедившись в безопасности манёвра начинать обгон.

здравствуйте. Подскажите а что делать если не успеваешь выполнить обгон и на тебя уже едет встречный автомобиль

добрый день! Во первых чтоб таких ситуаций не было нужно четко следовать правилам обгона. Ну а во вторых нужно прижиматься как можно правее, а встречный прижимается как можно правее к своей обочине.

При передвижении на автомобиле важно выдерживать определённую дистанцию и интервал во избежание возникновения ДТП. В данной статье будут раскрыты особенности темы с точки зрения правил дорожного движения.

Базовые понятия

Перед тем как углубиться в подробное изучение вопроса, необходимо привести определения основных понятий:

  1. дистанция. Это расстояние до движущегося впереди транспортного средства;
  2. интервал. Это боковое расстояние между попутными автомобилями и между транспортными средствами, которые двигаются во встречном направлении;
  3. встречный разъезд. Это манёвр, при котором транспортные средства передвигаются по одной ограниченной полосе дороги в разных направлениях.

Обратите внимание! На некоторых участках дороги встречный разъезд двух транспортных средств может быть затруднён рядом условий, к примеру, наличием препятствия. В данной ситуации дорогу должен уступить водитель, на полосе движения которого находится препятствие.

Особенности выбора безопасной дистанции

В ПДД не указано точное значение дистанции, которое водитель должен выдерживать, передвигаясь на транспортном средстве. Однако нужно соблюдать следующие требования:

  • дистанция, выбранная водителем транспортного средства, должна быть безопасной. Это расстояние не должно приводить к возникновению ДТП, аварийных ситуаций на дороге, затруднять передвижение других участников дорожного движения. При выборе дистанции необходимо учитывать скорость передвижения автомобиля, дорожные условия, техническое состояние транспортного средства, погодные условия, наличие или отсутствие перевозимых на авто грузов;
  • передвигаясь на автомобиле за пределами населённого пункта со скоростью, не превышающей отметку в 40 км./ч, нужно правильно выбрать расстояние до едущего впереди транспортного средства. Оно должно быть таким, чтобы водитель другого ТС, намеревающейся совершить обгон, мог беспрепятственно завершить данный манёвр, т.е. вернуться на прежнюю полосу движения. Неправильно выбранная дистанция, не позволяющая выполнить обгон, может привести к возникновению ДТП;
  • если водитель транспортного средства не в состоянии выдержать правильную дистанцию ввиду поломки тормозной системы автомобиля, то он должен включить аварийную сигнализацию и подать звуковой сигнал для предупреждения других участников дорожного движения;
  • останавливаясь на красный сигнал светофора, нужно выбрать оптимальное расстояние до стоящего впереди транспортного средства, ориентируясь по дорожным условиям. Например, если перед светофором присутствует нерегулируемый пешеходный переход, то остановиться надо перед ним, чтобы дать пешеходам возможность перейти дорогу.

Важно! Дистанция до грузового или легкового автомобиля, перевозящего крупногабаритный груз, должна быть максимальна во избежание ДТП при возможном сходе груза.

Особенности выбора бокового интервала

Данное расстояние зависит от следующих параметров:

  1. габариты транспортного средства;
  2. значение тормозного пути;
  3. скорость, с которой передвигается автомобиль;
  4. количество транспортных средств на данном участке дороги, загруженность движения;
  5. погодные условия;
  6. техническое состояние автомобиля, его поломки;
  7. время суток, степень освещённости дороги;
  8. покрытие дороги, по которой передвигается ТС.

Указанные выше условия должны учитываться водителем вне зависимости от его опыта вождения. Увеличивая скорость авто, надо также повышать боковой интервал.

Правила расчёта бокового интервала

По сравнению с дистанцией в ПДД изложено несколько правил, касающихся выбора оптимального бокового интервала при передвижении на любом транспортном средстве:

  • если по дороге передвигается велосипедист или пешеход, то водители должны выдерживать интервал в 1,5 метра до этих участников дорожного движения;
  • боковой интервал до других автомобилей, передвигающихся по встречной полосе, должен составлять 2,5 метра. В отдельных случаях это значение может быть меньше, если, например, проезжая часть не обладает достаточной шириной;
  • при ограниченной, недостаточной видимости, в условиях плохой погоды боковое расстояние до другого транспортного средства рекомендуется увеличивать как минимум в два раза во избежание попадания в ДТП. Эта рекомендация также актуальна при недостатке освещения, при передвижении по некачественному дорожному покрытию;
  • если в поворот одновременно входят два и более автомобилей, то боковой интервал должен увеличиваться, т.к. колёса транспортных средств сместятся в центр дороги;
  • передвигаясь в плотном транспортном потоке, необходимо снизить скорость до 10-20 км./ч., т.к. в данный тип движения не позволяет водителям выдерживать безопасную дистанцию и боковой интервал.

Дополнительная информация! Человеку с маленьким опытом вождения не помешает заучивать, запоминать поведение своего транспортного средства в тех или иных дорожных условиях, чтобы правильно рассчитать дистанцию и интервал в каждом конкретном случае.

Правила выполнения встречного разъезда

В зависимости от места к выполнению манёвра предъявляется ряд требований, указанных в ПДД:

  1. на уклоне. На данном участке дороги приоритет имеет водитель, движущийся на подъём. Т.е. спускающиеся транспортные средства должны уступать дорогу поднимающимся вне зависимости от места расположения препятствия. Уклоны на дорогах обозначены соответствующими знаками;
  2. при отсутствии предупреждающих знаков крутого спуска и подъёма. Как и говорилось выше, в общем виде при затруднении встречного разъезда дорог должен уступить водитель, на стороне которого находится препятствие;
  3. при наличии знаков «Преимущество встречного движения» и «Преимущество перед встречным движением». Такие знаки устанавливаются на узких участках дорог, где затруднён встречный разъезд, и определяют право проезда автомобилей. Проезжая данный участок, нужно ориентироваться по установленному знаку.

Согласно ПДД, если нарушено правило встречного проезда, то на нарушителя возлагается штраф в 1500 рублей.

Затруднения встречного разъезда

В реальных дорожных условиях часто возникают ситуации, при которых сложно определить право встречного разъезда, руководствуясь ПДД. Например:

  • слишком узкая дорога без каких-либо препятствий, на которой двум автомобилям невозможно разъехаться;
  • препятствие находится сразу с двух сторон на пути следования автомобилей. Такие ситуации также часто происходят в России, при этом временные дорожные знаки не установлены.

Обратите внимание! В данных ситуациях водители должны действовать по обоюдному согласию, т.е. договориться между собой и при необходимости сдать назад, чтобы разъехаться.

Таким образом, для безопасности передвижения на транспортном средстве важно соблюдать правильную дистанцию и интервал, руководствуясь ПДД. Не менее важно корректно выполнять встречный разъезд, а в спорных ситуациях, не изложенных в правилах дорожного движения, уметь договориться между собой. Соблюдение требований и рекомендаций поможет избежать возникновения ДТП.

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».
Читайте также  Чем отличается синтетика от полусинтетики моторное масло?

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.



Интервал и дистанция

Все только и делают, что говорят о безопасной дистанции. Но как определить, какая дистанция безопасна, а какая – нет?

Безопасную дистанцию нужно чувствовать. Чтобы научиться этому, вам нужно выехать на свободную (тренировочную) площадку, желательно с асфальтным покрытием, и попытаться несколько раз остановиться на скорости в 60-80-100 км/ч. Вы должны понять для себя, какой тормозной путь проходит именно ваша машина на разной скорости до полной остановки.

Для выработки этого навыка попробуйте выполнить следующее упражнение: вообразите какое-нибудь препятствие (если с фантазией у вас сложно, в качестве препятствия можно использовать пластиковую бутылку). Двигаясь с разной скоростью, постарайтесь затормозить у этого препятствия. Понятно, что ни сбивать, ни наезжать на препятствие не нужно. Но и останавливаться за три метра до него не надо. Вам нужно научиться «дозировать» торможение. (О торможении см. главу 4.)

Совет № 21 Безопасной обычно является дистанция, если расстояние до объекта вы преодолеваете за 2–3 секунды летом и 3–5 секунд зимой

Американцы измеряют дистанцию в секундах. Дистанция в секундах означает количество секунд, через которое вы достигнете определенного объекта, с условием, что ваша скорость будет неизменна. Как же вычислить дистанцию в секундах? Найдите какой-то визуальный ориентир, например столб или дерево, который находится впереди вас. Посчитайте, за сколько секунд вы до него доедите. Это и есть дистанция в секундах.

Можно рассчитать дистанцию и по-другому. Предположим, что машина, которая едет впереди вас, проехала мимо визуального ориентира (дерева, столба, ямы, люка и т. д.). Посчитайте количество секунд, за которое вы достигнете этого ориентира, – это и будет дистанция до машины.

У данного способа измерения дистанции есть преимущество: вам не нужно привязываться к собственной скорости. Вы можете ехать с любой скоростью. (Понятно, что на скорости 120 км/ч вы достигнете визуального ориентира быстрее.)

Значения безопасной дистанции в секундах:

• 2 секунды – если асфальт сухой;

• 3 секунды – если асфальт мокрый;

• 5 секунд – лед (если установлены зимние шины);

• 4 секунды – укатанный снег (если установлены зимние шины).

Читайте также  Чем отличается вариатор от автоматической коробки?

Совет № 22 Дистанция считается безопасной, если расстояние до впереди идущего транспортного средства равно половине вашей скорости движения

Если честно, то данный способ на практике крайне неэффективен. Вы только представьте. Начинающему водителю (а вы как раз таким и являетесь, иначе бы не купили эту книгу) нужно определить две величины: примерное расстояние в метрах до впередиидущего автомобиля и примерную скорость движения. Первую величину иногда не могут определить даже опытные водители с великолепным зрением – некоторым кажется, что до препятствия 5 метров, а на самом деле – 4. А этот метр может сыграть решающую роль!

То же самое и со скоростью – не каждый может точно определить свою скорость. Наверное, каждый водитель современной иномарки был примерно в такой ситуации: не успел тронуться с места, а уже 80-100 км/ч, и тут перед глазами мелькает знак 40! Спрашивается, а зачем тогда спидометр? Сомневаюсь я, что в момент экстренного торможения вы будете смотреть на спидометр. Постоянно смотреть на прибор тоже не будешь – это отвлекает от дороги, поэтому очень важно выработать в себе чувство скорости. Оно приходит с опытом. Как правило, в маленьких автомобильчиках скорость чувствуется лучше, чем в больших.

Чуть не забыл сказать самое главное. В ситуации, когда возможно столкновение, важна не сама скорость движения отдельного транспортного средства, а так называемая относительная скорость, то есть скорость движения одной машины относительно другой!

Если удар произошел на небольшой скорости (то есть сила действия небольшая), ничего страшного, кроме немного испорченного бампера, не случится. А вот если удар произошел на большой скорости, тогда велика вероятность того, что автомобиль потеряет управление. А это, сами понимаете, чем грозит.

Часто причиной аварии является не только неправильно выбранная дистанция, но и психологическая инерция. Глаз человека в дороге плохо определяет расстояние. При ограниченной видимости (дождь, туман, снег) сделать это еще труднее, поэтому нужно быть предельно осторожным. В таких условиях еще неизвестно, как лучше ехать: самостоятельно, когда впереди никого нет, или в составе колонны, сформировавшейся из попутных машин, когда виден впередиидущий автомобиль. Ведь учитывая условия ограниченной видимости и небольшое расстояние между автомобилями, больше вероятность попасть в «паровозик», когда один автомобиль «догоняет» второй, а тот, в свою очередь, третий и т. д.

Совет № 23 Помните: время реакции зависит от физиологических особенностей организма, от состояния водителя и от действия, которое нужно выполнить

Нормальное время реакции для торможения – 1,0 секунды. Минимальное время реакции – 0,5 секунды, а максимальное – 2 секунды.

На дорогу внезапно выбежал пешеход. Реакция водителя? Конечно же, сразу нужно тормозить! Вот только время реакции у них разное, одни начинают тормозить раньше, другие позже, а третьи – уже после того, как наехали на пешехода. С третьими все понятно. А вот «раньше» и «позже» разделяет мгновение, и от этого мгновения зависят здоровье и жизнь человека.

Что же такое время реакции? Это время с момента получения сигнала об изменении дорожной обстановки (то есть время не с момента появления пешехода на проезжей части, а время с того момента, когда водитель заметил пешехода) до момента начала действия водителя (в нашем случае – до начала торможения).

А теперь давайте поразмышляем. Раз водителю нужна 1 секунда только для того, чтобы начать тормозить, следовательно, эту секунду машина будет ехать с той же скоростью, с которой она и ехала. Займемся математикой. Если машина ехала со скорость 80 км/ч, что вполне нормально для городского движения, то за одну секунду автомобиль проедет 22,2 метра и только после этого начнет тормозить! Если же за рулем медлительный водитель или просто уставший водитель или же водитель отвлекся и вовремя не заметил пешехода, то автомобиль со скоростью 80 км/ч проедет как минимум 44,4 метра! Вы можете себе представить, сколько пешеходов можно сбить на этих 44 метрах! Но 44,4 метра – это не весь путь. Прибавьте к этому длину тормозного пути.

Время реакции сложно улучшить, для этого нужно много тренироваться, и не у всех есть для этого время (работа, дом и пр.).

К тому же нужно помнить, что есть факторы, отрицательно влияющие на время реакции:

Алкоголь – расслабляет водителя и притупляет реакцию. Поэтому если вы выпили, то забудьте о том, что у вас есть машина.

Музыка – влияет по-разному: одна музыка расслабляет водителя, притупляя реакцию, а другая музыка заставляет мобилизовать силы и не позволяет заснуть. Но одно ясно: громко слушать музыку нельзя.

Ароматы – действуют, как и музыка: одни расслабляют водителя, другие, наоборот, приводят его в чувство.

Медицинские препараты – если вы принимаете таблетки, значит, вы нездоровы, так, может, не нужно садиться за руль?

Мобильный телефон – а это вообще зло!

Дистанция и боковой интервал

В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции до движущейся впереди машины. Все они сводятся к тому, что на сухой дороге безопасным будет расстояние, которое автомобиль пройдет за две секунды.

Иными словами, около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся впереди машина, Вам советуют оказаться примерно через две секунды. В метрах это расстояние приблизительно равно величине, которая получается, если скорость, с которой движется Ваша машина, разделить на два (например, 60 км/ч : 2 = 30 м).

Рекомендации разумные. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая должна обеспечить безопасную оставновку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но есть одна проблема. Если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным? Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые «мечтают» перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины, а также учитывать прочие особенности национальной езды.

Поэтому вместо системы сухой математики советую Вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния, применительно к конкретной ситуации. Поверьте, Вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, для этого надо просто периодически задавать себе простой вопрос: «Какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?» Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать движущуюся впереди машину в поле своего периферического зрения, и оно Вам подскажет, оптимальная ли дистанция у Вас в данный момент.

На сухой дороге безопасной дистанцией до движущейся впереди машины считается расстояние, которое пройдет автомобиль примерно за две секунды.

А что делать, если в плотном потоке транспорта машина, движущаяся сзади, приблизилась к Вам на небезопасное расстояние?

Что ж, такое бывает. Водитель той машины хочет, чтобы Вы ехали быстрее или вообще освободили его полосу.

В таких случаях следует немного уменьшить скорость, но только очень плавно. Тем самым Вы увеличиваете дистанцию до впереди идущей машины, что позволит Вам применить в случае необходимости менее эффективное торможение, и водитель сзади идущей машины тоже сможет вовремя остановиться. А вообще стоит подумать, Ваша ли это полоса? В состоянии ли Вы поддерживать скорость и дистанцию, которые применяют большинство водителей при движении по этой полосе. Если Вы сомневаетесь, то лучше перестроиться на другую полосу.

Разумной должна быть не только дистанция, но и боковой интервал. Безопасным интервалом считается расстояние, приблизительно равное половине ширины автомобилф. Для среднестатического легкового автомобиля это: 1,7 м : 2 = 0,85 м, или 85 см. Такое расстояние позволяет водителю вовремя среагировать на внезапное изменение направления движения соседней или встречной машины.

Но есть опять проблемы. Всегда ли возможно поддерживать рекомендованный интервал? Надо ли его увеличивать пли уменьшать в зависимости от ситуации?

При выборе бокового интервала следует учитывать скорость и интенсивность движения, покрытие дороги и погодные условия, а также много других факторов.

При любом ухудшении дорожной ситуации боковой интервал необходимо увеличивать.

А если увеличивать некуда?

Тогда водитель должен следовать правилу: «Чем меньше боковой интервал, тем меньше скорость». Пытаясь проехать через узкую щель между припаркованными машинами, проезжая вплотную мимо стоящего на остановке автобуса и в других аналогичных случаях, когда боковой интервал слишком мал, скорость надо снижать вплоть до скорости движения пешехода. Если в транспортном потоке соседние автомобили зажимают Вас с боков, то и здесь есть выход — пропустите их вперед, для чего достаточно лишь немного снизить скорость.

  • При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо также увеличить.
  • Чем меньше боковой интервал, тем меньше должна быть скорость движения.

Интервалы и дистанции

При движении по улицам и дорогам автомобили имеют поперечное и продольное относительно одна к другой расположение. Боковые расстояния между ними, а также препятствиями, тротуарами и обочинами называются интервалами, продольные расстояния между стоящими или движущимися автомобилями называются дистанциями.

Читайте также  Чем отличается проезд от дороги?

Ширина современных автомобильных дорог и улиц с размеченной проезжей частью устанавливается с учетом обеспечения движения грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности не менее как по двум полосам, а ширина полос движения определяется по формуле (34). В соответствии с этим ширина полосы движения установлена для одного ряда автомобилей на дорогах ?? и . категорий 3,75 м, на дорогах . категорий — 3,5м, . — 3м и ?? категории- до 3 м. Шириной полос определяется поперечное расположение автомобилей на многополосных дорогах и широких улицах, не имеющих продольной разметки. Нанесенная разметка на улицах и дорогах строго определяет поперечное расположение автомобилей.

В полосе своего движения интервалы выдерживаются в соответствии с дорожно-транспортной обстановкой, однако они должны быть не менее 1 и не более 2,5 м. При меньших интервалах, особенно на больших скоростях, могут произойти столкновения. Основным критерием, определяющим величину интервала, является скорость дижения, и чем она выше, тем большим должен быть интервал между автомобилями.

Продольное расположение в полосе движения определяется величиной дистанции безопасности между движущимися друг за другом автомобилями. Дистанция безопасности есть расстояние, обеспечивающее предотвращение наезда на впереди идущий автомобиль в случае его неожиданного торможения или наезда на неожиданно появившееся препятствие. Дистанция безопасности в соответствии с этим определяется по формулам (74), (75) и (76).

При движении на загородных дорогах с редкими остановками водитель физически не может длительное время удерживать стоп-сигнал впереди идущего автомобиля в поле своего зрения, так как это утомляет глаза. Кроме того, он обязан следить за действиями других участников движения и прочими дорожными условиями. На перенос зрения, например, с щитка управления на впереди идущий автомобиль требуется до 0,8 с днем и 1,15 с ночью. За это время задний автомобиль пройдет сравнительно большое расстояние, вследствие чего дистанция сократится и для остановки автомобиля может оказаться недостаточно расстояния. К тому же остановочный путь может стать больше нормального, если время реакций у водителя заднего автомобиля окажется больше, чем у водителя переднего.

Особую опасность представляет автомобиль с противоблокировочными тормозными механизмами для идущего за ним автомобиля с блокирующимися тормозными механизмами, так как тормозной путь первого короче второго. Например, тормозной путь автомобиля ВАЗ-2001 « Жигули» на 20 % короче тормозного пути автомобиля « Москвич -412», что и является основной причиной столкновений с автомобилями « Жигули». Чтобы избежать этого, необходимо все перечисленные причины учитывать при определении дистанции безопасности. Например, при движении по загородной автомагистрали со с1коростью 50 км/ч дистанция безопасности может быть:

Для автомобиля ЗИЛ-130 с полной нагрузкой

Для автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Sб= (0,7+1,2+0,2+0,1) + ?45,5 м,

Где jmax — максимальное замедление при торможении на сухом покрытии (для ЗИЛ-130 с полной нагрузкой jmax= =4,3 ; для ГАЗ-24 «Волга» jmax= = 6,5);

tг — время восприятия, переноса и фиксации глаз.

Рассчитать дистанции безопасности при движении легковых автомобилей, автобусов и автопоездов по загородным автомобильным дорогам с различным состоянием асфальтобетонного покрытия (коэффициенты сцепления- от 0,1 до 0,8 на горизонтальных участках, спусках и подъемах- от 1 до 6°, скорость движения- от 20 до 120 км/ч легковых автомобилей, 80 км/ч- грузовых, 60 км/ч — автопоездов и 40 км/ч — автопоездов большой грузоподъемности).

  • 2. Рассчитатт дистанции безопасности при движении по городским улицам для автомобилей и условий, указанных в предыдущей задаче.
  • 3. Рассмотреть дистанции безопасности для тех же автомобилей, совершающих движение по сухим, мокрым и заснеженным полевым дорогам со скоростями 20-50 км/ч.

Составить сводные таблицы результатов решения всех трех задач.

Скорость движения, дистанция и интервал

99. Водитель транспортного средства должен двигаться со скоростью, не превышающей установленные ограничения, с учетом интенсивности дорожного движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, а также дорожных и метеорологических условий (особенно видимости в направлении движения)

100. При возникновении препятствия или опасности для дорожного движения, которые водитель транспортного средства в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости или прекратить движение транспортного средства или, не создавая опасности для других участников дорожного движения, объехать препятствие.

[Запомни! Расстояние видимости в направлении движения всегда должно быть больше длины остановочного пути.]

101. В населенных пунктах скорость движения всех транспортных средств не должна превышать 50 км/ч, а в жилых зонах, на территории дворов многоквартирных зданий, автозаправочных станций и мест стоянки — 20 км/ч. Вне населенных пунктов скорость движения транспортных средств не должна превышать:

101.1. для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т, и автобусов — 90 км/ч;

101.2. для автомобилей и автобусов с прицепом и грузовых автомобилей полной массой свыше 7,5 т — 80 км/ч.

102. На участках дороги, перед которыми установлены соответствующие дорожные знаки, движение транспортных средств при соблюдении установленных в пункте 99 настоящих Правил условий, разрешается со скоростью, не превышающей указанную на дорожном знаке.

103. Скорость движения транспортных средств в других случаях , не упомянутых в 101 и 102 пунктах настоящих Правил, не должна превышать:

103.1. 60 км/ч — при перевозке пассажиров вне кабины грузового автомобиля, предназначенного для производства специальных работ — типа фургон, в котором оборудованы сидячие места для пассажиров;

103.2. 50 км/ч — при буксировке механических транспортных средств;

103.3. 40 км/ч — при буксировке прицепов — технологических агрегатов, упомянутых в 182 пункте настоящих Правил

103.4. при движении по дороге, обозначенной дорожным знаком 552, для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т — 110 км/ч , автобусов — 100 км/ч, автомобилей и автобусов с прицепом, грузовых автомобилей полной массой более 7,5 т — 90 км/ч, а в период времени с 1 декабря до 1 марта для всех упомянутых транспортных средств — 90 км/ч

552.

103.5. 80 км/ч — при движении по дороге с гравийным или щебеночным покрытием:

103.6. 45 км/ч — для мопедов.

104. Водителю транспортного средства запрещается:

104.1. превышать максимальную скорость движения, установленную изготовителем данного транспортного средства;

104.2. превышать скорость, указанную на опознавательном знаке, установленном на транспортном средстве согласно требованиям, упомянутым в п. 238 настоящих Правил.

104.3. создавать помехи дорожному движению, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

104.4. резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности дорожного движения.

105. Водитель транспортного средства в зависимости от скорости движения должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения в случае его торможения, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движе

106. Водители транспортных средств (составов транспортных средств), упомянутых в 241 и 243 пунктах настоящих Правил, при движении по дорогам вне населенных пунктов должны держать между своим и следующим впереди транспортным средством такую дистанцию, величина которой в метрах составляет не менее половины цифрового значения скорости транспортного средства. Это требование утрачивает силу, если водитель транспортного средства готовится к обгону, а также при интенсивном дорожном движении.