Чем отличается dot3 от dot4?

Лучшие тормозные жидкости и различие DOT 3, 4, 5.

Тормозная жидкость — это жидкость, которая применяется в тормозной и системе сцепления. Функции тормозной жидкости: корректная передача усилия. Основные свойства тормозной жидкости: низкая сжимаемость, высокая температура кипения, устойчивая вязкость, тормозная жидкость должна хорошо предотвращать разрушение, иметь незначительную степень абсорбции влаги (накопление жидкости), не оказывать разрушительное действие на резиновые детали тормозной системы.
Разработаны и приняты международные стандарты тормозной жидкости.
Тормозная жидкость, соответствующая принятым нормативным документам (а значит безопасная в использовании), должна иметь на упаковке соответствующую информацию.
Основные свойства тормозной жидкости и их значение: тормозная жидкость в процессе эксплуатации транспортного средства должна сохранять незначительное значение уровня сжимаемости.
Важный показатель – температура кипения. В процессе торможения тормозные колодки из-за взаимодействия с другими деталями тормозной системы нагреваются. Приобретенная тепловая энергия транлируется тормозной жидкости и его зачастую может быть достаточно для закипания тормозной жидкости. При закипании образуются пузырьки воздуха, они могут стать причиной отказа всей тормозной системы. Вывод: чем выше температура закипания тормозной жидкости, тем более безопасна она для тормозной системы.
Уровень вязкость тормозной жидкости не должен изменяться с наименьшей зависимостью от температуры.
Поддержание при низких температурах минимально возможной величины вязкости особенно важно учитывать при использовании антиблокировочной тормозной системы (ABS).

Тормозная жидкость не должна способствовать коррозии металлических деталей тормозной системы поэтому тормозная жидкость содержит соответствующие антикоррозийные присадки.
Т.к. при торможении тормозная жидкость нагревается, а впоследствии охлаждается, в ней образуется конденсат, который накапливается в тормозной системе и может вывести ее из строя.

Рекомендуется раз в 2 года менять тормозную жидкость.

Различия тормозной жидкости класса DOT

Главное отличие жидкостей класса DOT в составе жидкости, температуре кипения и способности к абсорбации. Стоимость тормозной жидкости прямо пропорционально зависит от температуры кипения, чем больше температура, тем стоимость тормозной жидкости выше.

Тормозная жидкость DOT 3 – основой DOT 3 являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая жидкость имеет большую гигроскопичность (способность накапливать влагу) что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.

Тормозная жидкость DOT 4 – основой DOT 4 являются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости при контакте с влагой полностью нейтрализует её. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы тормозной жидкости. Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость DOT 5.1 – имеет сходный состав с жидкостью DOT 4 но имеет большую температуру кипения. Что позволяет её использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, автомобилях которые развивают большую скорость, а также в мототехнике.

Все жидкости класса DOT смешиваются между собой, но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низки, а наоборот нельзя.

Это значит, что если в автомобиле была залита жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1, это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4, это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.

Каждый автомобилист знает, что самое главное в машине – это тормоза. Ну а надежность и безотказность тормозной системы напрямую зависит от свойств применяемой тормозной жидкости.

Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить основные показатели 17 марок тормозных жидкостей, по которым можно судить о надежности жидкости в эксплуатации, и узнать, что же нам продают в автомагазинах под видом «качественной» тормозной жидкости.

Участники

Участие в тесте приняли практически все марки тормозных жидкостей, представленных в торговых сетях. Эксперты закупили в специализированных магазинах и на рынках 17 марок тормозных жидкостей, из них восемь украинского производства (ТСХ — Химреактив, Велвана, Тектрон (Аляска и Ойлрайт), Океан, ВАМП Гост, ВАМП Соболь, ВАМП Рось, ВАМП Полюс, ВАМП Премиум, МФК), два — российского производства (Тосол-Синтез, Дельфин индастри), один белорусский образец (Ваксойл) и три представителя «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly).

Все они по утверждению производителей, кроме ВАМП Премиум (DOT 5.1), принадлежат к классу DOT 4. Образцы были опечатаны и доставлены сразу в две независимые друг от друга лаборатории, сертифицированные на подобного рода работы. Таким образом, при дальнейшем сравнении, гарантировался объективный результат.

По каким показателям оценивали жидкость

Тормозная жидкость — это вещество, предназначенное для работы в сложных условиях, поэтому в лабораториях образцы тормозных жидкостей проверялись по шести основным показателям — температуре кипения сухой и увлажненной жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах. Но обо всем по порядку.

Как известно, в процессе торможения автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая частично уводится набегающим потоком воздуха, а частично поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя выполняет и тормозная жидкость. Если жидкость, не дай Бог, закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения.

Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).

Весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости, особенно в условиях наших зим. Эти свойства нормируются кинематической вязкостью жидкости при минус 40 °С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений. Иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что приведет к снижению быстродействия или даже отказу тормозов. При этом отказ может произойти при любой отрицательной температуре.

Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно — по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0 — 11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 — возможна коррозия алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.

Анализ результатов испытаний

По итогам тестирования, эксперты разбили результаты на несколько групп.

Категория «Рекомендуемые» — лидеры по проверенным показателям. В этой категории 5 образцов из 17. Все они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT-4.

Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, и два «наших» — российский и украинский бренды: РосДот-4 (Тосол-Синтез) и Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).

Категория «Условно рекомендуемые». Здесь оказалось три образца Sintec Дот-4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и Аляска Дот-4 (ООО «Тектрон»). Образцы не соответствуют требованиям класса DOT-4 по температуре кипения. Но эти же значения с запасом соответствуют классу DOT-3. Образец Аляска Дот-4 имеет небольшое отклонение по вязкости при — 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT-4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT-4, он не дотягивает до своих заявленных характеристик — жидкости класса 5.1 по классификации ISO — 4925. Кстати, жидкостей этого класса даже среди импортных пока немного. Новые, более жесткие, требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO — 4925 обусловлены применением в тормозах систем ABS, ESP нового поколения.

Категория «Под вопросом». В этой категории оказалось 5 образцов. У двух образцов Ойлрайт Дот-4 (ООО «Тектрон») и Аляска Дот-4 (ЗАО «Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT-3, не говоря о заявленном для этих марок DOT-4. То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» (торговая марка «ВАМП») — Гост, Рось, Соболь, Полюс. У этих образцов имеются отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 и по вязкости при — 40 °С: значения на 10 — 15 % выше допустимой нормы.

Категория «Не рекомендуемые». Здесь из исследованных 17 оказалось 4 образца. У образцов Океан Дот-4 и МФК Дот-4 вязкость при — 40 °С выше нормы на 60 — 90 %, но по крайней мере соответствуют температуре кипения. У образцов Super DOT — 4 (ТОВ «Экспохим»), и Vaxoil Дот — 4 (ООО «Ваксойл») полностью неприемлемая картина: вязкость при — 40 °С выше нормы на 400 — 600 % (!) и не соответствует температура кипения увлажненной жидкости. Образец Super DOT — 4 (ТОВ «Экспохим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей системе торможения.

К сожалению, из исследованных 17 образцов тормозных жидкостей заявленному классу DOT-4 полностью соответствуют только 6.

Это три импортных образца (Castrol, Liqui Moly, Mobil), один российский: РосДот-4 (Тосол-Синтез); и два украинских образца: Velvana Дот-4 (СП «Велвана») и VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп»). Классу DOT-3 (но при заявленном DOT — 4) соответствует Sintec Дот — 4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив») и с небольшим допущением Аляска Дот — 4 (ООО «Тектрон»).

Потребителям же эксперты Института потребительских экспертиз рекомендуют покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но и имеют одобрения, допуски автопроизводителей.

Чем отличается тормозная жидкость ДОТ 4 и ДОТ 3

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 01 мая 2016 .
Категория: Автотехника.

Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.

Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.

Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.

Отличия тормозных жидкостей по составу

Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых – это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.

Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.

Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость – гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.

Классификация ДОТ-ов

Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка – на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.

Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.

Читайте также  Чем отличается коленвал 2103 от 2106?

Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.

Исходя из этого, появились следующие составы:

DOT 3

Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.

Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много – 1500 мм 2 /с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

DOT 4

Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.

Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.

Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

DOT 5

Если говорить о том, тормозная жидкость – какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.

Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 – это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.

DOT 5.1/ABS

Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.

Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.

С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос – а что будет если смешать разные классы жидкостей?

Можно ли смешивать жидкости DOT

Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.

Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.

Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило – ничего страшного не произойдет.

В заключении

Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.

DOT-3 или DOT-4?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    DOT-3 или DOT-4?

    На крышке «тормозного» бачка в Визарде написано DOT-3. Не знаю, насколько она взаимозаменяема с 4-й, т.к. в продаже есть американская DOT-3, но срок годности уже на исходе. А DOT-4 навалом ( всяких разных фирм).
    Кто может дать проверенную информацию, можно ли заменить тормозную жидкость на DOT-4? Ведь у них немного отличаются параметры.

    лей ДОТ-4 и не парься по этому поводу.

    DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 абсолютно взаимозаменяемы, т.е. можно к одной дободяживать другую, если необходимо. Невзаимозаменяема с вышеперечисленными тормозуха DOT-5, у неё другая основа. Но в «гражданские» машины её, как правило, не льют. Поэтому можно смело заливать DOT-4. ИМХО, я раньше в автомагазине торговал 🙂

    они абратно заменяемы а не абсолютно.
    т.е. вместо 3 можно лить 4 но не наоборот

    Денис, я всегда ездил на 4-м ДОТе, однажды по дороге в Шелехов, выдавило манжету на заднем правом тормозном цилиндре. Ну, **** делать, заехали в гараж «дяди Васи», поставили затычко на трубку, а жидкость-то половину выгнало. Товарищ дал DOT-3, поллитровую бутылочку, вся вошла. Ездил так месяца два, пока не пришли 2 новых тормозных цилиндра и жидкость не была полностью заменена.
    Так что можно 🙂 Ровно как и II-й Dexron подбадяживать в III-й. Так тоже приходилось делать.

    Можно на 80м ездить, и воду в тосол подливать, и лукойлом дорогую синтетику разбавить и быдлсвечи вместо иридия вкручивать, фильтра покупать по 80 рублей вместо оригинала и много еще и будет ездить техника, только вот правильно ли и надолго ли;)

    Ну что же, спасибо. Стало быть, можно заменить на 4-й без последствий.

    Можно, лей смело!

    Да ладно, не перегибай 🙂 Нужда заставит и солярки в радиатор зальёшь и поедешь 🙂
    Лучше скажи, как поживает твоя лаборатория?

    +Subaru Legacy B4 ’01

    The Power of Dreams
    Была Honda Fit ’03 — Белая

    Международно признанной классификацией, регулирующей основные требования к рабочим жидкостям является Департамент Транспорта Соединенных Штатов Америки (United States Department of Transportation) или сокращенно USDOT или DOT.
    Подразделение транспортного департамента Америки под названием U.S. National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) публикует перечень стандартов Federal Motor Vehicle Safety Standards (FMVSS), один из стандартов FMVSS под номером 116 регулирует требования к тормозным жидкостям.

    Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена в таблице. Также в таблице указаны два значения температур кипения жидкости : сухой ( без воды) и влажной ( с 3.5 % масс воды). Оба показателя важны с точки зрения важности обеспечения безопасности движения. Чем выше данные показатели, тем выше стандарт DOT.

    Большинство производителей производят тормозные жидкости с более высокими температурами кипения, чем того требуют стандарты, и данные жидкости находятся между двумя классами — DOT 4 и DOT 5. Тормозная жидкость Shell Brake and Clutch Fluid DOT 4 ELS удовлеторяет стандартам DOT 4, при этом обладая температурами кипения на уровне DOT 5.

    В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон. Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя. Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Точной информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нет, и можно предположить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты. Так же отдельно существует класс жидкостей DOT 5.1/ABS, предназначенный специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной другой.
    При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к материалу уплотнителей. Замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна, но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости.
    Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становится старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации. DOT 5.1 более гигроскопична, но и содержит гораздо большее количество присадок, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 4-5 лет. Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет, но она имеет ряд других проблем, и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS).
    Хранение тормозных жидкостей требует особого внимания: только в сухих и отапливаемых помещениях в герметичной таре. После открытия тары тормозная жидкость должна быть немедленно залита в узел. Хранение открытой тары не допускается по причине высокой гигроскопичности основы тормозных жидкостей.

    Различия тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и прочих

    vad1kis

    Форумчанин
    • 10 Окт 2018
  • #1
  • Ребята, подскажите, пожалуйста!

    Сегодня видел в магазине тормозную жидкость Motul DOT 5.1 и не понял, чем она лучше DOT 4? Может кто-нибудь сможет подсказать, в чём вообще различаются тормозные жидкости?

    Mark Icons

    DD — Dрифтер в DУше
    • 1 Дек 2018
  • #2
  • Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.

    Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.

    Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5 и DOT 4+, но ни та, другая маркировка не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.

    Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

    Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

    Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком «ABS», отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.

    Читайте также  Чем отличается контрактный двигатель от обычного?

    Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS. Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.

    Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему — склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.

    Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.

    Температура кипения тормозных жидкостей

    Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:

    Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту DOT.

    Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2-3 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.

    Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность!

    В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4, которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:

    VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M3 — 1 литр
    VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M1 — 0,25 литра

    Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.

    Особенности тормозной жидкости ВАГ ДОТ 4 (501.14):

    • Минимальное воздействие на резиновые составляющие тормозной системы;
    • Превосходные антикоррозийные и противоизносные свойства;
    • Стабильная защита всех узлов и механизмов во всех диапазонах эксплуатации;
    • Высокая устойчивость к термальным перепадам и окислению;
    • Продление служебного срока тормозной системы.

    Поэтому, для исключения проблем со смешиванием тормозных жидкостей, следует использовать заводское решение, которое испоьзую все дилеры концерна VAG.

    Тормозная жидкость ДОТ 4

    Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

    Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

    Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

    Технические характеристики ДОТ 4

    Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

    • вязкость;
    • температура кипения;
    • антикоррозийность;
    • гигроскопичность.

    Минимальная температура кипения тормозной жидкости

    График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

    Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

    По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

    Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

    На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

    Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

    Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

    Основные классификационные показатели тормозной жидкости

    DOT 3 — в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

    Что нужно знать про тормозную жидкость?

    DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

    Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток — она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

    Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

    Цветовая маркировка тормозной жидкости

    Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

    Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

    Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

    Совместимость тормозных жидкостей

    На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

    Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

    Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно. То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS, то ответ – однозначно нельзя! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

    Из выше изложенного можно сделать вывод что:

    • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
    • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
    • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

    Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью. Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти невозможно. Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

    Срок службы тормозной жидкости

    Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

    Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера измеряющего процент воды, накопленной в жидкости. Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

    График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

    Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

    Читайте также  Чем отличается ларгус кросс от обычного ларгуса?

    Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

    Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

    Лучшая ТЖ должна обладать:

    • высокой температурой кипения (с запасом);
    • хорошими смазывающими свойствами;
    • достойной низкотемпературной вязкостью;
    • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

    В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

    Какую ТЖ лучше купить

    Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

    Первую позицию держит европейский «Castrol» – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

    Второе место удерживает американская «Hi-Gear HG7044» – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

    Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

    На третьей позиции может с уверенностью оказаться «Mobil Brake Fluid DOT 4«. Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

    Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.

    Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты. Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

    Чем отличается dot3 от dot4?

    Вход в партнерскую зону.
    Эксклюзивно для зарегистрированных пользователей.

    —> Товары —> Акции —> Новости —> Статьи/Новости —>

    • О компании
      • История компании
      • Эрнст Прост
      • Мы в мире
      • Liqui Moly в спорте
      • Liqui Moly в мотоспорте
      • Для партнеров
      • Флагманские магазины Liqui Moly
      • Официальные дилеры
      • Обратная связь
      • Производство в Германии
      • Фотогалерея
      • Бизнес с Liqui Moly
    • Каталог
      • Масла и смазки
      • Специальные жидкости
      • Консистентные смазки
      • Мотоциклетная программа
      • Автокосметика
      • Автохимия потребительская
      • Автохимия профессиональная
      • Программа для квадроциклов
      • Снегоходная программа
      • Лодочная программа
      • Садовая программа
      • Велосипедная программа
    • Программы
      • Мотоциклетная программа
      • Программа для квадроциклов
      • Садовая программа
      • Велосипедная программа
      • Лодочная программа
      • Грузовая программа
      • Снегоходная программа
      • Truck Series
      • Сервисная программа
      • «Чистое движение»
    • База знаний
      • Технологии Liqui Moly
      • Информационные материалы
      • Проблема-решение
      • Онлайн обучение NEW
      • Подбор масла по марке автомобиля
      • Подбор промывок Liqui Moly
      • Видео о продукции
      • Инструкции по очистке кондиционера
      • Подбор масла для лодочного двигателя
      • Подбор масла по марке грузовика
      • Подбор масла по марке мотоцикла
    • Новости
      • Акции
      • Обновление характеристик
      • Пресса о нас
      • Новинки продукции
      • Календарь спортивных событий
      • Дайджесты
    • Форум

    Тормозная гидра и не боевой DOT

    Для начала немного о том, откуда появился сам термин DOT. Это не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation), который в свое время установил стандарты на тормозные жидкости, пронумеровав их, соответственно, DOT 3, DOT 4 и так далее. С тех пор весь мир этим стандартом пользуется.

    Прежде всего, можно ли смешивать разные типы жидкостей? И да, и нет! Как ни странно, ответ на этот вопрос целиком и полностью зависит от совершенства тормозной системы автомобиля. Формально вся линейка тормозных жидкостей от одного производителя в стандартах от DOT 3 до DOT 5.1 смешивается в любых пропорциях, и такой коктейль не должен оказывать негативного влияния на состояние тормозов. Единственный продукт, который нельзя добавлять ни при каких обстоятельствах, имеет стандарт DOT 5, без точки и единицы. Вот эта, сугубо гоночная силиконовая жидкость неприменима в системах обычных машин. Она рассчитана на такие же специфические материалы тормозной системы и абсолютно обособлена от остальных. Что до остальных, то действует принцип «новое поглощает старое, но не наоборот». То есть пятнадцатилетнему автомобилю, которому заводом прописана жидкость стандарта DOT 3, совершенно безболезненно подойдут и 4, и 5.1. Но вот современному внедорожнику с развитыми системами динамической помощи водителю годятся только те, класс которых не ниже указанных заводом.

    Итак, старая знакомая всем жидкость стандарта DOT 3 была рассчитана на эксплуатацию в малонагруженных тормозных системах автомобилей. Представитель этого устаревшего класса – отечественный продукт «Нева», появившийся в России вместе с первыми дисковыми тормозами 412-го Москвича. До неё о ДОТах говорили только применительно к военным оборонительным укреплениям, а в качестве тормозной жидкости использовали архаичную «красную» смесь бутилового спирта с касторкой – БСК, с характерным запахом. Если внимательно изучить стандарты, то видно, что DOT 3 можно применять в тихоходных автомобилях с дисковыми или барабанными тормозами. Она кое-как справится с работой антиблокировочной системы ранних поколений, но, к примеру, в продвинутых современных машинах попросту закипит. Вот, кстати, мы и подошли к главному критерию тормозной жидкости – температуре её кипения.

    Чем современнее автомобиль, чем выше его мощность и скорость, тем больше энергии необходимо для его остановки. А значит, выше нагрев тормозов. Вместе с тормозами нагревается жидкость. В этом нет ничего страшного. Фатальная опасность подстерегает водителя, если жидкость внутри тормозного цилиндра закипит, и паровая субстанция станет сжимаемой. В такой ситуации тормоза просто откажут! Чтобы этого не произошло, производители изобретают сложные основы жидкостей, закипающие только при очень высоких температурах.

    Важно помнить, что на температуру кипения оказывает влияние и время эксплуатации. Тормозные жидкости гигроскопичны и быстро впитывают влагу из воздуха. Через два-три года смесь с водой начнёт закипать заметно раньше. Особые присадки призваны снизить подобный эффект, благодаря чему жидкости более высокого класса устойчивее к «мокрому» кипению. Под «мокрым» кипением подразумевается точка закипания смеси жидкости с водой.

    Не менее важна и низкотемпературная вязкость тормозной жидкости – чтобы в мороз под –50 °С педаль тормоза не встала колом. Наконец, чтобы быстрее и точнее передать усилие от тормозной педали к колодкам, нужна низкая вязкость жидкости при нормальных условиях. Проще говоря, тормозная жидкость никогда не должна превращаться в сироп, с трудом прокачиваемый по тонким тормозным трубкам.

    Чтобы лучше понять, в чём заключаются различия тормозных жидкостей разных поколений, используем популярную у нас линейку Liqui Moly. Начнём с DOT 4, так как DOT 3 рассчитана на автомобили без ABS, а их на современных конвейерах почти не осталось. DOT 4 – это синтетический продукт с присадками, которые предотвращают коррозию и окисление металлических внутренностей тормозов.

    Жидкость содержит компоненты, борющиеся с образованием водяных паровых пробок, и может использоваться в тормозных системах как с ABS, так и без неё. Это наиболее часто встречающийся тип жидкости, применимый в большинстве современных автомобилей. Максимальная температура кипения у DOT 4 – не менее 230 °С.

    Её более совершенная версия SL6 DOT 4 соответствует классу 6 стандарта ISO-4925, который регламентирует маловязкие жидкости. Этот продукт создан на основе гликольэстеров и эфиров борной кислоты и специально разработан для увеличения срока эксплуатации тормозной гидравлики. Имеет высокую «сухую» температуру кипения (речь о жидкости, не загрязнённой влагой) и высокую температуру кипения в увлажненном состоянии. Обладает низкой вязкостью при низких температурах. SL6 DOT 4 используется в машинах, оборудованных современными системами безопасности ESP/DSC, ABS и ASR, а также в мотоциклах. Температура кипения SL6 DOT составляет не менее 265 °С.

    Следующая по рангу – DOT 5.1. Вот именно так, с точкой, поскольку без неё – чистая пятёрка, и это, как мы выяснили, особый силиконовый состав для спорта с чрезвычайно высокой температурой закипания – 320 °С. Полностью синтетическая, на основе полигликолей, DOT 5.1 содержит присадки против коррозии и существенно уменьшает процесс окисления при высокой температуре. Она рассчитана на удлиненные интервалы замены и подходит для автомобилей с ABS, благодаря низкой вязкости при – 40°С, равной 900 единицам. Сниженная вязкость позволяет тормозам срабатывать быстрее и точнее. Кроме того, DOT 5.1 хорошо смазывает все подвижные детали тормозной системы. Жидкости этого класса используют в основном там, где частые разгоны и интенсивные торможения – обычное дело. Речь тут не только о стрит-рэйсерах, «зажигающих» на ночных улицах. DOT 5.1 выдержит тяжелый режим резкого торможения трехтонного внедорожника с груженым прицепом или длительные непрерывные торможения на опасном каменистом спуске. Закипает эта жидкость минимум при 260 °С.

    Залив тормозную жидкость в бачок автомобиля, вы включаете счетчик времени, в течение которого в неё постоянно будут попадать влага из воздуха, абразивная пыль от истирания тормозных поршней о стенки цилиндров, мельчайшие фрагменты резиновых уплотнений и оксид металла, из которого сделаны тормозные трубки. Если не обращать внимания на эти тикающие часы, то через пару-тройку лет вы заметите явное потемнение или даже почернение тормозной жидкости – верный знак необходимости её срочной замены. Но в идеале менять ее нужно не дожидаясь явных симптомов – максимум через полтора-два года. А ещё лучше, инструментально проверить процент влаги при помощи гигрометра. Тем более что сделать это можно самостоятельно. В продаже есть миниатюрные приборы размером не больше обычного маркера.

    Итак, чаще всего в наши машины заливается рядовая жидкость DOT 4. Приплюсовав к этому стандарту приставку SL6, получим более специфический продукт для автомобилей с продвинутыми системами стабилизации, а выбрав на полке «пятерку с единицей», можем смело воображать себя гонщиками «Дакара» в местном, поселковом, формате.

    Сводная таблица характеристик тормозных жидкостей
    Вязкие Маловязкие
    DOT 4 Racing Brake Fluid DOT 4 SL6 DOT 5.1
    Температура кипения без содержания влаги, °С Не менее 230 Не менее 320 Не менее 265 Не менее 260
    Температура кипения с содержанием 3% влаги, °С Не менее 155 Не менее 195 Не менее 175 Не менее 180
    Кинематическая вязкость при -40°С, мм 2 /с 1800 1800 700 900
    Срок службы 2–3 года 2–3 года* 3–4 года 3–4 года

    * Зависит от условий эксплуатации и нагрузки на тормозную систему

    Bremsflussigkeit SL6 DOT 4 рекомендуется для использования в современных автомобилях европейского производства немецкой школы, таких как Мercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen и другие. Brake Fluid DOT 5.1 рекомендуется для использования в современных автомобилях японско-азиатского производства, таких как Toyota, Nissan, KIA, Hyundai и т.д.

    В случае, если автомобиль подготовлен к максимальным нагрузкам и на него установлена более эффективная тормозная система либо, если автомобиль используется в автоспорте, лучше применять Racing Brake Fluid с максимальными температурными характеристиками