Чем отличается бтр от бмп?

В чём разница между БТР и БМП?

Бронетранспортёры и боевые машины пехоты — два класса техники, максимально близких друг к другу. Оба выполняют, по сути, одну задачу — возят пехоту. Так в чём между ними разница и есть ли она вообще?

Бронетранспортёры и боевые машины пехоты — два класса техники, максимально близких друг к другу. Оба выполняют, по сути, одну задачу — возят пехоту. Так в чём между ними разница и есть ли она вообще?

На первый взгляд, ответить на этот вопрос очень просто. Бронетранспортёр — это в первую очередь « маршрутка» для своих пехотинцев, в бой с ними эта машина ходить не должна. БМП же, наоборот, воюет вместе с пехотой, потому у него и вооружение лучше, и ходовая часть чаще гусеничная, ибо нужна лучшая проходимость. Но верные ли это критерии и достаточно ли их?

Если начать изучать вопрос, сразу станет понятно, что ничего тут простого нет. БТР с момента своего появления ещё на полях Первой мировой должны были ходить и ходили в атаку — и почти всегда проектировались в том числе с расчётом на сопровождение пехоты на поле боя. А современные бронетранспортёры часто вооружены и защищены ничем не хуже своих коллег БМП.

Существует, конечно, радикальное предложение: считать все машины с пушечным и ракетным вооружением БМП, а в БТР оставить только машины с пулемётным вооружением. Вот только тогда в БМП попадут БТР-82 и БТР-90, хотя они вроде считаются чистокровными бронетранспортёрами.

Другой вариант — обратить внимание на ходовую. Если есть колёса — значит, зовём это БТР. Но и этот подход совсем не работает, ведь в реальности колёсные БМП вполне существуют, и в БТР их никак не запишешь. Более того, сложись история чуть-чуть по-другому, и колёсной могла бы быть и БМП-1.

Иногда разницу между БТР и БМП ищут в возможности пехоты воевать из-под брони. И правда, многие первые БМП оснащались бойницами, чтобы десант мог вести огонь из личного стрелкового оружия, не спешиваясь. Это позволило бы солдатам, например, воевать в зоне радиоактивного заражения. Вот только на современных боевых машинах пехоты отверстий для ведения огня уже не найти.

И кроме того, бойницы, например, есть на БТР-80, — так что, он тогда БМП?

Более того, в извечную проблему определения что есть БТР, а что БМП, недавно добавился и третий участник. Это « горячих точках» свои задачи выполняют… Но для чего вообще нужны? Сейчас расскажем.
‘ title=>МРАПы. Чем считать их? Они просто бронированные грузовики с защитой от мин или на самом деле уже БТРы? Ведь они как раз транспортируют пехоту и не ходят в атаку — как раз так больше всего любят классифицировать БТР.

Можно сказать: « МРАП не вооружён, в этом и отличие». Но серийные МРАП всё чаще и чаще получают пулемётное вооружение. И нельзя отрицать возможность, что при развитии таких машин мы скоро можем начать их путать не только с БТР, но и с БМП.

Что по итогу? Никакой чёткой границы или единого критерия, позволяющего отличить БМП от БТР ( да и БТР от МРАП), нет. Почти всегда это на совести военных. Захотят и классифицируют как в голову взбредёт — или как будет требовать необходимость.

Наверное, идеальным решением было бы придумать какое-то общее название для всего набора бронированной техники, которая возит пехоту. Но такого названия пока нет.

БТР, БМП, БРМ, БРДМ, БМД

БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829). БТР, БМП. (Россия)

БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829) — современные российские БТР и БМП. Основаны на платформе «Бумеранг».

Разработка «Бумеранга» велась не на пустом месте — активно использовался опыт, полученный при изготовлении опытных БТР-90. В ходе ОКР «Росток» и «Росток-М» была построена почти дюжина машин, отличающихся применяемыми конструктивными особенностями и техническими решениями. Несмотря на это, при создании «Бумеранга» конструкторы столкнулись со многими проблемами, которые в конечном итоге были

БТР-94. Бронетранспортер. (Украина)

БТР-94 — украинский бронетранспортер. Разработан в 1990-х годах и является модернизацией советского БТР-80. В 1997 году Иордания заказала 50 таких машин. Поставки начались в 2000 году, однако в 2004 — Иордания передала все БТР-94 Ираку.

Корпус БТР-94 сварной из катаной броневой стали обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. Лобовая броня обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. Отделение управления с местами механика-водителя и командира находится в передней

БРДМ-2. БРДМ. (СССР)

БРДМ-2 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина (ГАЗ-41). Является дальнейшим развитием машины БРДМ. Была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые испытания машины. В 1962-1965 гг. машина оснащена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина принята на вооружение Постановлением СМ СССР

TPz 1 Fuchs. БТР. (Германия)

TPz 1 Fuchs — немецкий бронетранспортер. Предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск бундесвера.

В первой половине 70-х годов в подразделениях бундесвера возникла необходимость замены американских и французских гусеничных БТРов М113 и «Джоркус». Разработка нового колесного бронетранспортера была начата фирмами «Даймлер-Бенц» и «Порше» в 1973 году, а серийное производство новых машин, обозначенных TPz.1 «Фукс» (Лиса), началось в 1980 году на заводе фирмы

«Тигр». Бронеавтомобиль. (Россия)

«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Заказчиком многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан.

БТР-50П. Бронетранспортер. (СССР)

БТР-50П — бронетранспортер на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Внутризаводское обозначение — Объект 750.

Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на

M-ATV. Бронеавтомобиль. (США)

M-ATV — американский бронеавтомобиль. Разработан компанией Oshkosh Truck по программе министерства обороны США MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). В 2009 году армия США заказала у компании тысячу бронеавтомобилей M-ATV, стоимость одной машины составляла около 470 000 долларов. Стоимость контракта оценивается в 438 миллиона долларов. Комплекты брони для M-ATV поставлял американский филиал Plasan North America израильской фирмы Plasan.

Хорошая мобильность M-ATV, которая определяется

БМД-4. БМД. (Россия)

БМД-4 — современная российская боевая гусеничная плавающая машина. Предназначена для транспортировки личного состава Воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя. Авиадесантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.

Принята на вооружение в 2004 году. Разработана и создана Волгоградским тракторным заводом и является модернизированным вариантом БМД-3. Ранее она обозначалась БМД-3М.

БТР-82. Бронетранспортер. (Россия)

БТР-82 — российский колесный бронетранспортер. Является глубокой модернизацией БТР-80, с двигателем мощностью 300 л.с., с установленным 14,5-мм пулеметом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА-02 со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда. Повышена живучесть

БМД-3 «Бахча». БМД. (СССР-Россия)

БМД-3 «Бахча» — советская и российская боевая гусеничная плавающая машина. Десантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя.

В начале 1980-х гг. продолжалась работа по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Для этого были утверждены «Единые тактико-технические требования к шасси легкой

Patria AMV. ББМ. (Финляндия)

Patria AMV — финская модульная многоцелевая колесная боевая бронированная машина.

Разработана фирмой Patria Vehicles в сотрудничестве с финскими силами обороны, использован опыт, полученный при проектировании, разработке и производстве бронетранспортеров для перевозки личного состава серии ХА с колесной формулой 6х6. Они находятся в производстве с 1984 г., всего в настоящее время выпущено около 1000 машин.

С момента принятия на вооружение серия ХА была расширена для выполнения

«Бумеранг». Универсальная колесная платформа для производства БТР и БМП. (Россия)

«Бумеранг» — российская перспективная универсальная колесная платформа средней весовой категории для производства БТР и БМП. Разрабатона ООО «Военно-промышленная компания». Первые образцы были представлены в 2013 году, массовые поставки начались 2015 году. Широкой публике машины представлены на параде Победы в 2015 году.

На основе унифицированной средней платформы «Бумеранг» планируется производить бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты, боевую машину с тяжелым

БТР, БМП и БМД: на что способны боевые машины и чем их могут заменить

Десантные учения НАТО в небе над Германией в свое время наделали много шуму. Одна из лучших американских частей в Европе потеряла целых три внедорожника при десантировании с самолетов. Российским ВДВ подобные операции удаются на порядок лучше. Как объясняют эксперты, техника американцев слишком громоздкая, а еще США привыкли перевозить транспорт морем. Впрочем, Пентагон уже заявил о разработке новой платформы, предназначенной для десанта с воздуха. За 100 лет БТР и БМП превратились из малоподвижного транспорта в мощное оружие. Как появление бронетранспортеров раз и навсегда изменило тактику боя? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Читайте также  Чем отличается роторный двигатель от обычного?

Российский «Бумеранг»

Наша страна проводит государственные испытания бронетранспортера К-16 и боевой машины пехоты К-17. Если проверка завершится успешно, новые образцы военной техники поступят в серийное производство. Эти БТР и БМП собраны на универсальной платформе. На ее основе конструкторы хотят создать целое семейство бронированных машин для командного состава, разведки или вывоза раненых с поля боя. Перспективная платформа получила название «Бумеранг».

«Боевой автобус» из Англии

Первый в истории бронетранспортер называли IC-15. Единственный экземпляр неслучайно хранится в английском Танковом музее — именно Великобритания стала пионером применения боевых машин.

«Со скоростью пешехода эта железная коробка ползла вперед, постепенно продавливая оборону противника. Подминала под себя колючую проволоку, подавляла огневые точки и пехоту, захватывая вражеские окопы», — рассказывает историк Борис Юлин.

Несмотря на то, что танки передвигались со скоростью шесть километров в час, пехота не успевала за ними из-за плотного огня противника. Осколки мин и снарядов несли смертельную опасность наравне с пулями. В итоге военные задумались о специальной машине для безопасной перевозки солдат на линию фронта. Тогда конструкторы просто переделали танк Mark V в бронетранспортер. Машину прозвали «боевой автобус».

«Это был первый БТР-амфибия. Он был герметизирован и снабжен поплавками, его испытывали моряки. Но повоевать данному БТР так и не удалось, потому что он вошел в строй уже после войны», — говорит военный эксперт Михаил Медведков.

Вслед за немцами и американцами

Hanomag — главный бронетранспортер нацистской Германии. Первые серийные образцы поступили в Вермахт к лету 1939-го. Полугусеничная машина разгонялась быстрее 50 километров в час и перевозила 12 солдат, включая экипаж из двух человек. Этот БТР стал одним из самых массовых в производстве, уступив пальму первенства лишь американскому M3. США выпустили его через два года после Hanomag и активно продавали союзникам.

«Глядя на немецкий Hanomag и американский M3, наши инженеры создали БТР-152 на базе грузовика. Внутри размещались 19 бойцов. Поставлялся он в 40 стран мира», — делится Михаил Медведков.

БМП-1 и БМП-2

В 1966 году в СССР на вооружение поступила БМП-1 — первая в мире плавающая машина пехоты. Вооружена она была 73-миллиметровой пушкой и пусковой установкой для противотанковых ракет. Боевое крещение машины прошли в Афганистане.

«Оказалось, что снаряд пробивает дувалы — так называются заборы в Афганистане — насквозь и не разрушает их. Поэтому создали БМП-2 с 30-миллиметровой скорострельной пушкой, которая разносила дувалы в порошок», — отмечает военный эксперт Виктор Литовкин.

Неубиваемый БТР-80

В Афганистане обкатали и БТР-70. Этот восьмиколесный бронетранспортер прозвали «Жестянкой» из-за тонкой брони. В 1985 году, в самый разгар Афганского конфликта, на замену БТР-70 поступил БТР-80. В новой машине усилили бронирование, заменили карбюраторный двигатель на дизельный и усовершенствовали ходовую часть.

«Машина, подорвавшись и потеряв даже три-четыре колеса, за счет своей компоновки, трансмиссионной части и ходовой может добраться до места назначения, доставить бойцов, прикрыть бойцов. Для чего она и создавалась», — говорит автомеханик Владимир Параховой.

Сын Василия Маргелова

Первая отечественная боевая машина десанта поступила в серийное производство еще в 1968 году. С противопульной алюминиевой броней и защитой от оружия массового поражения она весила больше семи тонн.

«В 1973 году в Советском Союзе впервые провели десантирование БМД-1 с экипажем внутри. Были разработаны парашютные и тормозные системы, которые обеспечивали стопроцентное сохранение жизни экипажа и сохранение техники», — рассказывает директор Музея Войск ПВО Юрий Кнутов.

Идея создания новой машины с небольшими габаритами и массой принадлежала генералу армии и командующему ВДВ Василию Маргелову. На испытания он отправил своего сына. Александр Маргелов и подполковник Леонид Зуев стали первыми в истории людьми, десантировавшимися внутри боевой машины. Сегодня различия между бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты стираются. Эксперты уверены, что будущее — за универсальными платформами, которые можно будет комплектовать в зависимости от поставленной задачи.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории — все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

БТР и БМП «Бумеранг» в сравнении с предшественниками

В ходе недавней выставки «Армия-2019» было объявлено, что бронетранспортер К-16 на базе перспективной унифицированной колесной платформы «Бумеранг» в июле выходит на государственные испытания. По результатам этих мероприятий будет решаться вопрос принятия техники на вооружение. Таким образом, в ближайшем будущем российская армия сможет получить принципиально новый образец с особыми возможностями, выгодно отличающийся от эксплуатируемых бронемашин.


Колесные БМП К-17 на репетиции парада. Фото Vitalykuzmin.net

Новый подход

В отличие от ряда существующих бронетранспортеров и боевых машин пехоты, новый «Бумеранг» разрабатывался с нуля и с учетом актуальных проблем. В основу проекта легли современные идеи и решения, за счет чего достигаются требуемые характеристики и качества.

Прежде всего «Бумеранг» разрабатывался как универсальная платформа, пригодная для использования при строительстве техники разного назначения. При этом облик платформы оптимален для создания защищенного транспорта пехоты. В дальнейшем возможна разработка техники иного назначения.

Проект «Бумеранг» предусматривает создание колесной бронемашины с рядом черт, отличающих ее от существующих отечественных образцов. Некоторые подобные решения прошли проверку в зарубежных проектах. За счет этого удалось избавиться от ряда недостатков, характерных для существующих БТР и БМП отечественного производства.

Вопросы защиты

Проблема безопасности экипажа и десанта в проекте «Бумеранг» решается несколькими способами. Первый – бронирование корпуса. По разным данным, лобовая и бортовая проекции получают комбинированную защиту с керамическими элементами. Броня должна обеспечить защиту от крупнокалиберного стрелкового оружия, малокалиберной артиллерии и различных осколков. Конструкция днища корпуса обеспечивает улучшенную защиту от подрыва. Бронирование дополняется противоосколочным подбоем. К сожалению, точные параметры брони пока не оглашались, известны только самые общие ее особенности.


БТР-80 — заслуженная, но морально устаревшая машина. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Баллистическая защита может быть дополнена другими средствами. Ранее упоминалась возможность установки навесных модулей для усиления стойкости к разным угрозам. Возможно использование активной защиты. В будущем «Бумеранги» предлагается оснащать комплексной системой защиты от высокоточного оружия.

Боевая живучесть и безопасность экипажа также повышаются за счет использования правильной компоновки. Силовые агрегаты вынесены вперед, а для десанта предназначается крупный кормовой отсек. Высадка десанта осуществляется через кормовую аппарель, благодаря чему он максимальное время остается под защитой брони. Бойцы размещаются на энергопоглощающих креслах, сокращающих негативное воздействие подрыва под колесом или днищем.

Серийные БТР и БМП, эксплуатируемые в армии, имеют только противопульное бронирование. Так, БТР-80 без дополнительной защиты не может выдержать огонь крупнокалиберных винтовок или пулеметов. БМП-1/2 поражается в лобовую проекцию снарядами малокалиберной артиллерии. Различные варианты усиления защиты не приводят к радикальному росту показателей. Старые бронетранспортеры подвергаются критике из-за бокового расположения люков для высадки, что приводит к излишним рискам.

Подвижность техники

В разных вариантах проекта «Бумеранг» оснащается дизельными двигателями двух типов мощностью 510 и 750 л.с. При боевой массе порядка 34-35 т бронемашина имеет удельную мощность не менее 15 л.с. на т. В сочетании с гидромеханической трансмиссией это обеспечивает достаточную подвижность и проходимость.

Важным нововведением является независимая подвеска с возможностью изменения клиренса. Перемещение корпуса на 300-350 мм по вертикали позволяет оптимизировать характеристики машины на марше или в бою. Впрочем, как упоминалось ранее, платформа может получать и менее сложную торсионную подвеску. Несмотря на значительную массу, «Бумеранг» может плавать и оснащен водометными движителями.


Бронетранспортер К-16. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Максимальная скорость платформы «Бумеранг» на шоссе превышает 100 км/ч. На грунтовой дороге – 92 км/ч. На пересеченной местности допускается разгон до 50 км/ч.

Для сравнения, 14-тонный БТР-80 имеет двигатель мощностью 260 л.с. и, следовательно, удельную мощность не более 18,5 л.с. на т. Его скорость на шоссе ограничена 80 км/ч, на бездорожье – 40 км/ч. Гусеничная БМП-2 при массе менее 15 т оснащена 300-сильным двигателем (20 л.с. на т). Она может разгоняться до 65 км/ч на шоссе, а на пересеченной местности ее характеристики сопоставимы с «Бумерангом».

Модульное вооружение

На крыше корпуса «Бумеранга» предусматривается место для монтажа боевого отделения или дистанционно управляемого модуля совместимого типа. Уже известно о возможности использования целого ряда подобных изделий, причем часть таких предложений прошла проверку на практике.

В ходе первого публичного показа в 2015 г. «Бумеранги» демонстрировались в двух конфигурациях. Публике показали бронетранспортер К-16 и боевую машину пехоты К-17. Ключевое отличие этих машин состояло в их вооружении. БМП имеет иные боевые задачи, и потому получила более мощное оружие.

БТР К-16 оснащается ДУБМ с крупнокалиберным пулеметом «Корд», что позволяет ему поддерживать десант огнем и эффективно бороться с рядом целей на поле боя. БМП К-17 получает боевой модуль типа «Бумеранг-БМ» с более мощным вооружением. На такой башне устанавливаются 30-мм пушка 2А42, пулемет ПКТ и ракеты «Корнет».


Боевая машина пехоты К-17. Фото «Военно-промышленная компания» / milindcom.ru

В 2017 г. впервые показали вариант БМП «Бумеранг» с обитаемым боевым отделением Б05Я01 «Бережок». Такой модуль имеет ракетное, пушечное и пулеметное вооружение, но отличается своей архитектурой – управление им осуществляется членами экипажа, расположенными непосредственно под башней.

Ранее сообщалось о принципиальной возможности оснащения шасси «Бумеранг» ДУБМ АУ-220М «Байкал» или подобной системой. В таком случае колесная платформа становится носителем мощной 57-мм автоматической пушки, что дает ей особые боевые характеристики.

С точки зрения выбора вооружения «Бумеранг» выгодно отличается от БТР-70/80 и БМП-1/2. В порядке развития последних предлагались разные проекты с применением новых боевых отделений, но их выбор ограничен. Кроме того, совместимость с разными модулями не являлась ключевым требованием к старым проектам.

Читайте также  Чем отличается переднеприводный автомобиль от заднеприводного?

На замену устаревшим образцам

Унифицированная колесная платформа «Бумеранг» создавалась с учетом актуальных и перспективных угроз, а также с оглядкой на отечественный и зарубежный опыт. Результатом этого стал отказ от ряда наработок по предыдущим собственным проектам и внедрение новых для нашей техники решений.

Итогом программы «Бумеранг» уже стали несколько вариантов опытной бронетехники разного назначения и с отличающейся комплектацией. Бронетранспортер К-16 с объемным десантным отделением и пулеметным вооружением выходит на государственные испытания и приближается к постановке на вооружение. За ним последует боевая машина пехоты К-17.


Опытный «Бумеранг» с боевым модулем «Бережок». Фото Bmpd.livejournal.com

В ходе «Армии-2019» организация-разработчик указала, что текущий статус программы «Бумеранг» позволяет приступать к созданию новых проектов. Министерство обороны теперь может заказать командно-штабную машину, противотанковый или зенитный комплекс. Кроме того, возможно появление технического задания на колесный танк. Во всех случаях будет использоваться унифицированное четырехосное шасси.

Впрочем, пока речь идет только о колесных БТР и БМП на общем шасси. В отдаленном будущем они должны будут заменить технику старых моделей и повысить боеспособность сухопутных войск. Прежде всего планируется замена устаревших колесных бронетранспортеров, все еще остающихся в войсках. БТР-70 и БТР-80 давно не соответствуют всем современным требованиям, но пока их попросту нечем заменить. Успешное завершение работ по К-16 и К-17 позволит запустить перевооружение.

Предлагаемые машины на платформе «Бумеранг» имеют очевидные преимущества перед существующими колесными БТР. Последние проигрывают в уровне баллистической и противоминной защиты, имеют ограниченный выбор вооружения, а кроме того, подвергаются критике из-за не самой удачной эргономики обитаемых отсеков. Новый проект полностью снимает эти вопросы.

Разные проекты семейства «Бумеранг» все еще остаются на стадии разработки или полигонных испытаний. Перевооружение с их помощью начнется только в будущем. Однако уже сейчас понятно, какими будут положительные последствия создания и внедрения такой техники. Мотострелки получат улучшенную защиту и более мощную огневую поддержку, что снизит риски и повысит боеспособность.

Легкая бронетехника. Бронеавтомобили и бронетранспортеры

Идея машины с подвижностью колесницы, защищенностью крепости и мощью артиллерии возникла еще в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи и позднее другие изобретатели вынашивали подобные проекты. Но безуспешно – для такой машины требовались: легкая и прочная броня, компактная и мощная тягловая сила и высокоэффективное оружие небольших размеров. Нужные компоненты появились в конце XIX в.

Применяя бронепоезда, англичане осознали потребность в маневренном оружии, не привязанном к железной дороге. Для такой машины как раз подходил компактный и легкий двигатель внутреннего сгорания, созданный немцами Г. Даймлером и К. Бенцем. Первые автомобили с такими двигателями они сконструировали в 1895–1896 гг.

В дни Англо-бурской войны Ф. Симмс предложил армии первый вооруженный автомобиль. Он установил пулемет Максима на французский одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон». Водителя-стрелка защищал щит листовой стали, производство которой стало возможно с появлением прокатных станов. Хотя машина была четырехколесной, она напоминала два соединенных мотоцикла, и водитель сидел на ней верхом. Поэтому иногда изобретение Симмса называют военным мотоциклом.

Вести прицельный огонь и одновременно управлять машиной одноместная компоновка не позволяла. В 1902 г. Симмс спроектировал бронированный автобус с пулеметом и экипажем из 5 человек. Но до применения изобретений Симмса на практике дело так и не дошло, а с окончанием Англо-бурской войны интерес военных к новинке угас.

В 1900-е гг. в разных странах появляются проекты бронеавтомобилей. Первым был построен австрийский «Австро-Даймлер» 1904 г. с противопульной броней и пулеметом во вращающейся башне на крыше. Одновременно в России подъесаул М. Накашидзе на базе французского грузовика «Шаррон» построил похожий броневик. Русская армия, в боях с японцами оценившая вооруженные авто, заказала 10 машин «Накашидзе-Шаррон». Из-за занятости российских заводов заказ разместили во Франции. При перевозке готовых машин через Германию 2 броневика пропали. Возможно, именно на их основе немецкая фирма «Эрхардт» в 1906 г. создала свой броневик с 50-мм зенитной пушкой.

Но ни австрийская, ни немецкая, ни ряд других бронемашин тех лет не пошли в серию. Россия тоже ограничилась опытной партией. Военные не спешили тратить деньги на сомнительную новинку, и к 1914 г. в войсках имелись лишь единичные образцы броневиков. Только успех применения этих машин в начале Первой мировой войны дал старт массовому строительству бронеавтомобилей.

Бронеавтомобили Первой мировой войны

Автоматическое оружие, гранаты, минометы, огнеметы и газы, созданные для преодоления обороны, не решили проблемы «позиционного тупика». Обороняющиеся также их применяли, при этом в отличие от атакующих оставаясь в укрытиях. Только сделав «укрытие» подвижным, способным наступать, можно было сломить преимущество обороны. Необходимость обеспечить войска такими «подвижными ДОТами» подтолкнула развитие бронетехники.

С начала войны повсеместно бронировали и вооружали гражданские машины. Первые наспех собранные образцы, как, например, бельгийская «Минерва», получили легкие и простые в производстве бронекорпуса без крыши и дверей. Посадка и высадка экипажа производилась через борт. Пулеметы устанавливали на поворотных креплениях (турелях), иногда со щитками.

Открытые бронекорпуса не защищали от шрапнели и осколков сверху. Вскоре всюду основной стала схема Накашидзе со сплошным бронированием и поворотной пулеметной башней. Самой массовой такой машиной стал английский «Роллс-Ройс», созданный на базе одноименного роскошного автомобиля с мощным по тем временам двигателем.

Русская армия вела бои на фронте, протянувшемся от Балтики до Каспия. Броневиков требовалось больше, чем выпускали российские заводы. Пришлось закупать любые машины, которые продавали союзники. Так в Россию попали маломощные и слабо бронированные французские «Рено». Эту машину переделал штабс-капитан В. Мгебров, создав на ее основе один из лучших броневиков той войны «Мгебров-Рено». Чтобы усилить защиту, не увеличивая массы, он впервые поставил бронелисты не вертикально, а под наклоном. Пробить такой лист было сложнее, а часто, попадая в броню под острым углом, пули, осколки и снаряды рикошетировали (отскакивали). Мгебров также первым установил над пулеметной башней командирскую – для наблюдения за полем боя.

Броня защищала машины от пуль на дальности от 200 м. С этой дистанции пулеметы броневиков не могли достать врага в окопах, пробить блиндажи и ДЗОТы. Поражать такие цели с безопасного расстояния могло пушечное вооружение. Первой пушечными броневиками вооружилась Россия. В них переоборудовали немецкие грузовики «Маннесман-Мулаг» и американские «Паккард».

Чтобы не перегружать машину, полностью бронировали лишь кабину. Тяжелые и мощные полевые орудия не годились для установки на легкие машины того времени. А вот малокалиберные пушки, служившие на флоте для борьбы с быстроходными катерами, были легче и имели меньшую отдачу. Пушку «Гочкис» калибра 47 мм или автоматическую пушку «Максим-Норденфельд» калибра 37 мм устанавливали на платформе в кузове, бронированном только с бортов.

Машины с пушками показали себя хорошо, но расчет в кузове был уязвим. В 1915 г. Путиловский завод начал выпуск полностью бронированных пушечно-пулеметных машин на базе американского грузовика «Гарфард». Броневик получил три башни – две пулеметные спереди и кормовую, с 76-мм крепостной противоштурмовой пушкой обр. 1910 г. Ее фугасными снарядами разрушали ДЗОТы и блиндажи, а шрапнелью поражали пехотинцев в окопах. Тяжелая машина двигалась медленно, ей трудно было уйти из-под огня вражеской артиллерии. Но благодаря надежной броне и орудию потребность в отходе возникала нечасто.

Бронеавтомобили и бронетранспортеры Второй мировой войны

Задачей легких бронеавтомобилей была разведка, средние и тяжелые использовались также для огневой поддержки пехоты. А вот бронетранспортеры, позволяющие перевозить солдат под защитой брони, стали новым классом военной техники – их широкое применение началось только во время Второй мировой войны.

Вторая мировая война обещала стать маневренной, и генералы решили снабдить свои армии пушечными бронеавтомобилями. При вооружении не хуже, чем у легких танков, броня таких машин была тоньше. Можно сказать, что их защищенность «разменяли» на скорость. Пушечные бронеавтомобили можно было быстро перебросить на другой участок фронта – правда, только по сравнительно хорошим дорогам, но и это было немало.

В предвоенный период в СССР были созданы средние БА-10 и тяжелые БА-11. Германия имела на вооружении пушечные версии бронированной платформы Sd.Kfz.231. В США поняли важность машин этого класса позже – М8 «Грейхаунд» появился на фронте только в 1942 г. Правда, и подошли к делу американцы серьезно: «Серая гончая», как переводится название этого броневика, весила почти в два раза больше тяжелого БА-11 и несла пушку калибра 51 мм.

Сделавшая ставку на «блицкриг» (молниеносную маневренную войну) нацистская Германия особое внимание уделяла мобильности войск. Мотопехота должна была входить в прорыв линии обороны противника вслед за танками. Противник стрелял во фланг прорывающихся, и мотопехотинцев нужно было защищать – хотя бы от пуль и осколков снарядов, мин, гранат. Так появился бронетранспортер (БТР). Машины этого класса, как правило, были полугусеничными – компромисс между проходимостью и трудоемкостью производства.

По этой схеме был построен Sd.Kfz. 251 – самая массовая бронированная машина Третьего рейха. Основной моделью БТРа был Sd.Kfz.251/1. Он перевозил 10 мотопехотинцев и нес 1–2 пулемета 7,92 мм. Экипаж, состоящий из командира машины и механика-водителя, и «пассажиров» от пуль и осколков прикрывала броня толщиной до 14,5 мм. Верх кузова был открытым, потому что крыша мешала бы пехотинцам быстро покинуть БТР при обстреле артиллерией или крупнокалиберными пулеметами, от которых тонкая броня не защищала. Военные, хотя и ругали бронетранспортеры за слабую проходимость, требовали поставлять в армию как можно больше этих машин.

Близкими по характеристикам к немецким были американские БТР семейства М2/М3/М5/М9. Эти машины оказались востребованы для безопасной перевозки войск не только армией США, но и союзниками, и по ленд-лизу (программе союзнических поставок) попадали и в СССР. Было выпущено 41 000 таких бронемашин – абсолютный рекорд для бронетехники Второй мировой войны.

Читайте также  Чем отличается Розовый антифриз от Красного?

Бронетранспортеры широко использовались как платформы для различных видов вооружений и специального оборудования. Например, Sd.Kfz.251 выпускался немцами в 23 модификациях с различными типами орудий, а также в штабной, связной, саперной и даже санитарной версиях.

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

Параллельно с БТР-152 на основе полноприводного грузовика ГАЗ-53 разрабатывался сравнительно легкий БТР-40. Военным не понравилось, что он вмещает всего 8 солдат – меньше, чем мотопехотное отделение (11 человек). Однако такие машины подходили для разведки, дозорной службы, охраны колонн грузовиков. В 1954 г. на базе БТР-40 началась разработка уже специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1), а в 1962 г. появилась БРДМ-2, которая была похожа на БТР-60, только у нее было две оси вместо четырех.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

Боевая машина пехоты

Боевая машина пехоты, БМП — бронированная боевая машина, предназначенная для транспортировки личного состава к месту выполнения поставленной боевой задачи, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Содержание

Отличия БМП от БТР

Многие специалисты считают, что главное отличие состоит в том, что БТР предназначен в первую очередь для транспортировки, а БМП в первую очередь для огневой поддержки и прикрытия пехоты в бою (это видно из названий этих машин). В соответствии со своим боевым назначением БМП, как правило, оборудованы системами стабилизации вооружения, управления огнём, качественными прицелами, фильтро-вентиляционными установками, пожаротушением, противотанковыми средствами, средствами дымопостановки, в то время как БТР-ы обычно минимально укомплектованы подобными средствами. Обычно БМП имеют более высокую огневую мощь, чем БТР, но уровень защиты у них обычно сопоставим. Также принципиальным отличием БМП от БТР можно считать их приспособленность к ведению боевых действий в условиях применения ядерного, химического и бактериологического оружия.

В результате стоимость БМП обычно выше в несколько раз по сравнению с БТР одного с ней поколения.

  • масса 18,7 т,
  • экипаж (десант) 3 (7) чел.,
  • мощность двигателя 500 л. с.,
  • вооружение:
    • 100-мм пушка-пусковая установка 2А70,
    • 30-мм автоматическая пушка 2А72,
    • ПТУР 9М117,
    • три 7,62-мм пулемётаПКТ.

Экипаж: 3 человека — командир, механик-водитель, наводчик-оператор. Десант — 8 человек. БМП рассчитан на перевозку мотострелкового отделения.

Некоторые характеристики БМП стран НАТО

Эволюция требований по защите лобовой проекции и калибру основного вооружения БМП стран НАТО

Период времени Типовые БМП Калибр и тип боеприпаса,
от кот-го обеспечивается защита
Боевая
масса, т
Арт.
система
Параметры
бронепробития
Примечание
1970-е годы «Мардер 1» 20мм БПС
23мм БПС
27,5 20мм
Rh202
20мм/60°/1000м Защита бортов от
14,5 мм пули Б-32
1980-е годы «Бредли» М2А1 25мм БПС
30мм БТ
22,6 25мм
«Бушмастер»
28мм/60°/1500м Защита бортов от
14,5 мм пули Б-32
1980-е годы «Мардер 1А3» 30мм БПС 33,5 20мм
Rh202
20мм/60°/1000м Также усиление крыши корпуса
и башни от кумулятивных БЭ
1980-е годы «Бредли» М2А2 30мм БПС 27,0 25мм
«Бушмастер»
28мм/60°/1500м
37мм/60°/1500м
Также требование по защите
от кумулятивной гранаты ПГ-7.
Решается установкой комплекта ДЗ
1990-е годы ASCOD/«Улан» 30мм БПС 28,0 30мм
МК 30
60мм/60°/2000м Защита бортов от
14,5 мм пули Б-32
2000-е годы ASCOD/«Улан» 30мм БОПС 31,0 30мм
МК 30
60мм/60°/2000м Защита бортов от
14,5 мм пули Б-32
2000-е годы CV9035 Mk 3 30мм БОПС 32 — 35 35-мм автоматическая пушка «Бушмастер III». 75мм/60°/2000м Возможность установки модулей ДЗ для защиты
бортов от кумулятивных средств поражения.
2010-е годы «Пума» 45мм БОПС 43 30мм
МК 30-2/АВМ
60мм/60°/2000м Также защита бортов от
30-мм снаряда БОПС

Примечания к таблице: Предполагается защита лобовых деталей корпуса и башни в пределах угла безопасного маневрирования ±30 градусов. Боевая масса указана без ДЗ. БТ — бронебойный снаряд трассирующий БПС — бронебойный подкалиберный снаряд БОПС — бронебойный оперённый подкалиберный снаряд БЭ — боевые элементы кассетных боеприпасов ДЗ — динамическая защита

Применительно к базовым БМП «М2 Бредли» и «Мардер 1А» их боевая масса повысилась за период эксплуатации с 22 до 33 т и с 27,5 до 37,5 т соответственно. Сказанное предполагает обеспечение, еще на стадии проектирования машины, потенциала ее модернизации при планируемом сроке службы не менее 30-40 лет.

См. также

  • Боевая машина десанта (БМД)
  • Бронетранспортёр (БТР)
  • Боевая машина огнемётчиков
  • Танк
  • Советская и российская бронетехника

Ссылки

Боевая машина пехоты на Викискладе ?
  • БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ И ИХ МОДИФИКАЦИИ НА САЙТЕ «ОТВАГА»
  • Видеосюжет о БМП-3
  • Видеосюжет о БМД-3
  • Видео Кадры БМП в действии. Футажи, снятые на учениях армии зимой
Бронированные машины , бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Улица Академика Янгеля (станция метро)
  • Боевая машина десантная

Полезное

Смотреть что такое «Боевая машина пехоты» в других словарях:

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ — бронированная гусеничная, реже колесная, как правило, плавающая машина в мотострелковых (мотопехотных) войсках. Появилась в 1960 х гг. Экипаж 2 3 человека; 6 9 мотострелков. Вооружение: пушка и 1 2 пулемета; может иметь противотанковую… … Большой Энциклопедический словарь

боевая машина пехоты — (БМП), гусеничная машина амфибия, предназначенная для повышения мобильности, вооружённости и защищённости пехоты. Оснащённые этими машинами подразделения могут действовать на поле боя совместно с танками в одной боевой линии. Впервые БМП… … Энциклопедия техники

боевая машина пехоты — (БМП), бронированная гусеничная, реже колёсная, как правило, плавающая машина в мотострелковых (мотопехотных) войсках. Появилась в 1960 х гг. Экипаж 2 3 человека; 6 9 мотострелков. Вооружение: пушка и 1 2 пулемёта; может иметь противотанковую… … Энциклопедический словарь

Боевая машина пехоты — Термин боевая машина пехоты означает боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную главным образом для транспортировки боевого пехотного отделения, которая обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под… … Официальная терминология

Боевая Машина Пехоты — BMP (véhicule militaire) Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. BMP (signifiant Boyevaya Mashina Pekhoty Боевая Машина Пехоты) soit véhicule de combat d infanterie ) est le nom d une série de… … Wikipédia en Français

Боевая машина пехоты — гусеничная или колёсная боевая машина многоцелевого назначения, используемая в танковых и мотострелковых (мотопехотных) войсках. Появилась в 60 х гг. 20 в. в различных армиях и представляет собой усовершенствованную конструкцию… … Большая советская энциклопедия

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ — (БМП) бронированная гусеничная или колёсная машина (как правило, плавающая), используемая в мотострелковых войсках для передвижения личного состава и ведения боя. Появилась в 60 х гг. Скорость движения до 100 км/ч (по воде до 10 км/ч), масса до… … Большой энциклопедический политехнический словарь

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ (БМП) — боевая бронированная гусеничная машина, сконструированная и оборудованная для ведения маневренных боевых действий и транспортировки бойцов. Обеспечивает возможность вести огонь из машин под прикрытием брони, днем и ночью. Вооружена встроенной или … Война и мир в терминах и определениях

Боевая машина пехоты (БМП) — бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты), предназначенная для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает манёвренность, огневую мощь войск и защищённость личного состава. Современная БМП гусеничная (реже колёсная) машина… … Словарь военных терминов

Американская боевая машина пехоты М2 «БРЭДЛИ» — В настоящее время, по мнению зарубежных военных специалистов, существенно расширились и усложнились боевые задачи, возлагаемые на пехоту. Считается, что они состоят не только в захвате объектов или территории и их удержании, а это при… … Энциклопедия техники

Добавить комментарий

Adblock
detector