Чем отличается бмп от бмд?

БТР, БМП и БМД: на что способны боевые машины и чем их могут заменить

Десантные учения НАТО в небе над Германией в свое время наделали много шуму. Одна из лучших американских частей в Европе потеряла целых три внедорожника при десантировании с самолетов. Российским ВДВ подобные операции удаются на порядок лучше. Как объясняют эксперты, техника американцев слишком громоздкая, а еще США привыкли перевозить транспорт морем. Впрочем, Пентагон уже заявил о разработке новой платформы, предназначенной для десанта с воздуха. За 100 лет БТР и БМП превратились из малоподвижного транспорта в мощное оружие. Как появление бронетранспортеров раз и навсегда изменило тактику боя? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Российский «Бумеранг»

Наша страна проводит государственные испытания бронетранспортера К-16 и боевой машины пехоты К-17. Если проверка завершится успешно, новые образцы военной техники поступят в серийное производство. Эти БТР и БМП собраны на универсальной платформе. На ее основе конструкторы хотят создать целое семейство бронированных машин для командного состава, разведки или вывоза раненых с поля боя. Перспективная платформа получила название «Бумеранг».

«Боевой автобус» из Англии

Первый в истории бронетранспортер называли IC-15. Единственный экземпляр неслучайно хранится в английском Танковом музее — именно Великобритания стала пионером применения боевых машин.

«Со скоростью пешехода эта железная коробка ползла вперед, постепенно продавливая оборону противника. Подминала под себя колючую проволоку, подавляла огневые точки и пехоту, захватывая вражеские окопы», — рассказывает историк Борис Юлин.

Несмотря на то, что танки передвигались со скоростью шесть километров в час, пехота не успевала за ними из-за плотного огня противника. Осколки мин и снарядов несли смертельную опасность наравне с пулями. В итоге военные задумались о специальной машине для безопасной перевозки солдат на линию фронта. Тогда конструкторы просто переделали танк Mark V в бронетранспортер. Машину прозвали «боевой автобус».

«Это был первый БТР-амфибия. Он был герметизирован и снабжен поплавками, его испытывали моряки. Но повоевать данному БТР так и не удалось, потому что он вошел в строй уже после войны», — говорит военный эксперт Михаил Медведков.

Вслед за немцами и американцами

Hanomag — главный бронетранспортер нацистской Германии. Первые серийные образцы поступили в Вермахт к лету 1939-го. Полугусеничная машина разгонялась быстрее 50 километров в час и перевозила 12 солдат, включая экипаж из двух человек. Этот БТР стал одним из самых массовых в производстве, уступив пальму первенства лишь американскому M3. США выпустили его через два года после Hanomag и активно продавали союзникам.

«Глядя на немецкий Hanomag и американский M3, наши инженеры создали БТР-152 на базе грузовика. Внутри размещались 19 бойцов. Поставлялся он в 40 стран мира», — делится Михаил Медведков.

БМП-1 и БМП-2

В 1966 году в СССР на вооружение поступила БМП-1 — первая в мире плавающая машина пехоты. Вооружена она была 73-миллиметровой пушкой и пусковой установкой для противотанковых ракет. Боевое крещение машины прошли в Афганистане.

«Оказалось, что снаряд пробивает дувалы — так называются заборы в Афганистане — насквозь и не разрушает их. Поэтому создали БМП-2 с 30-миллиметровой скорострельной пушкой, которая разносила дувалы в порошок», — отмечает военный эксперт Виктор Литовкин.

Неубиваемый БТР-80

В Афганистане обкатали и БТР-70. Этот восьмиколесный бронетранспортер прозвали «Жестянкой» из-за тонкой брони. В 1985 году, в самый разгар Афганского конфликта, на замену БТР-70 поступил БТР-80. В новой машине усилили бронирование, заменили карбюраторный двигатель на дизельный и усовершенствовали ходовую часть.

«Машина, подорвавшись и потеряв даже три-четыре колеса, за счет своей компоновки, трансмиссионной части и ходовой может добраться до места назначения, доставить бойцов, прикрыть бойцов. Для чего она и создавалась», — говорит автомеханик Владимир Параховой.

Сын Василия Маргелова

Первая отечественная боевая машина десанта поступила в серийное производство еще в 1968 году. С противопульной алюминиевой броней и защитой от оружия массового поражения она весила больше семи тонн.

«В 1973 году в Советском Союзе впервые провели десантирование БМД-1 с экипажем внутри. Были разработаны парашютные и тормозные системы, которые обеспечивали стопроцентное сохранение жизни экипажа и сохранение техники», — рассказывает директор Музея Войск ПВО Юрий Кнутов.

Идея создания новой машины с небольшими габаритами и массой принадлежала генералу армии и командующему ВДВ Василию Маргелову. На испытания он отправил своего сына. Александр Маргелов и подполковник Леонид Зуев стали первыми в истории людьми, десантировавшимися внутри боевой машины. Сегодня различия между бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты стираются. Эксперты уверены, что будущее — за универсальными платформами, которые можно будет комплектовать в зависимости от поставленной задачи.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории — все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

БТР, БМП, БРМ, БРДМ, БМД

БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829). БТР, БМП. (Россия)

БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829) — современные российские БТР и БМП. Основаны на платформе «Бумеранг».

Разработка «Бумеранга» велась не на пустом месте — активно использовался опыт, полученный при изготовлении опытных БТР-90. В ходе ОКР «Росток» и «Росток-М» была построена почти дюжина машин, отличающихся применяемыми конструктивными особенностями и техническими решениями. Несмотря на это, при создании «Бумеранга» конструкторы столкнулись со многими проблемами, которые в конечном итоге были

БТР-94. Бронетранспортер. (Украина)

БТР-94 — украинский бронетранспортер. Разработан в 1990-х годах и является модернизацией советского БТР-80. В 1997 году Иордания заказала 50 таких машин. Поставки начались в 2000 году, однако в 2004 — Иордания передала все БТР-94 Ираку.

Корпус БТР-94 сварной из катаной броневой стали обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. Лобовая броня обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. Отделение управления с местами механика-водителя и командира находится в передней

БРДМ-2. БРДМ. (СССР)

БРДМ-2 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина (ГАЗ-41). Является дальнейшим развитием машины БРДМ. Была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые испытания машины. В 1962-1965 гг. машина оснащена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина принята на вооружение Постановлением СМ СССР

TPz 1 Fuchs. БТР. (Германия)

TPz 1 Fuchs — немецкий бронетранспортер. Предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск бундесвера.

В первой половине 70-х годов в подразделениях бундесвера возникла необходимость замены американских и французских гусеничных БТРов М113 и «Джоркус». Разработка нового колесного бронетранспортера была начата фирмами «Даймлер-Бенц» и «Порше» в 1973 году, а серийное производство новых машин, обозначенных TPz.1 «Фукс» (Лиса), началось в 1980 году на заводе фирмы

«Тигр». Бронеавтомобиль. (Россия)

«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Заказчиком многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан.

БТР-50П. Бронетранспортер. (СССР)

БТР-50П — бронетранспортер на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Внутризаводское обозначение — Объект 750.

Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на

M-ATV. Бронеавтомобиль. (США)

M-ATV — американский бронеавтомобиль. Разработан компанией Oshkosh Truck по программе министерства обороны США MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). В 2009 году армия США заказала у компании тысячу бронеавтомобилей M-ATV, стоимость одной машины составляла около 470 000 долларов. Стоимость контракта оценивается в 438 миллиона долларов. Комплекты брони для M-ATV поставлял американский филиал Plasan North America израильской фирмы Plasan.

Хорошая мобильность M-ATV, которая определяется

БМД-4. БМД. (Россия)

БМД-4 — современная российская боевая гусеничная плавающая машина. Предназначена для транспортировки личного состава Воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя. Авиадесантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.

Принята на вооружение в 2004 году. Разработана и создана Волгоградским тракторным заводом и является модернизированным вариантом БМД-3. Ранее она обозначалась БМД-3М.

БТР-82. Бронетранспортер. (Россия)

БТР-82 — российский колесный бронетранспортер. Является глубокой модернизацией БТР-80, с двигателем мощностью 300 л.с., с установленным 14,5-мм пулеметом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА-02 со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда. Повышена живучесть

Читайте также  Чем отличается синхронный генератор от асинхронного?

БМД-3 «Бахча». БМД. (СССР-Россия)

БМД-3 «Бахча» — советская и российская боевая гусеничная плавающая машина. Десантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя.

В начале 1980-х гг. продолжалась работа по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Для этого были утверждены «Единые тактико-технические требования к шасси легкой

Patria AMV. ББМ. (Финляндия)

Patria AMV — финская модульная многоцелевая колесная боевая бронированная машина.

Разработана фирмой Patria Vehicles в сотрудничестве с финскими силами обороны, использован опыт, полученный при проектировании, разработке и производстве бронетранспортеров для перевозки личного состава серии ХА с колесной формулой 6х6. Они находятся в производстве с 1984 г., всего в настоящее время выпущено около 1000 машин.

С момента принятия на вооружение серия ХА была расширена для выполнения

«Бумеранг». Универсальная колесная платформа для производства БТР и БМП. (Россия)

«Бумеранг» — российская перспективная универсальная колесная платформа средней весовой категории для производства БТР и БМП. Разрабатона ООО «Военно-промышленная компания». Первые образцы были представлены в 2013 году, массовые поставки начались 2015 году. Широкой публике машины представлены на параде Победы в 2015 году.

На основе унифицированной средней платформы «Бумеранг» планируется производить бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты, боевую машину с тяжелым

Боевая машина десанта: зачем российской армии БМП-лайт?

Две крайности

Аналогов нашей БМД-4М, как водится, нет. Почему? Давайте пока возьмем за основу лишь основные показатели машины. Ее масса 14 тонн, длина 6,1 метров, высота 2,2 метра, мощность дизеля УТД-29 составляет 500 л.с. Для сравнения, унифицированная с ней по ряду узлов БМП-3М, выпускаемая тем же Курганмашзаводом, имеет следующие показатели: 22,7 тонны с динамической защитой, 7,1 и 2,3 метра, 500 л.с. с дизелем УТД-29 или 660 л.с. с УТД-32. Для десантных целей она тяжеловата.

За рубежом гусеничные аналоги БМД и БМП развиваются чуть в другом направлении. Одни страны наращивают защиту и тем самым запредельно разгоняют массу. Вот примеры. Американская M2 Bradley набрала с 23 (ранние модификации) до 30 тонн (версия М2А3), при этом ей сохранили плавучесть. Габариты машины: 6,5 и без малого 3 метра. Вооружение: пушка калибром 25 мм и пулемет 7,62. Немецкая Marder: 33 тонны, 6,8 и 3 метра, пушка 20 мм, пулемет 7,62. Плавать не умеет. И, наконец, новейшая германская БМП Puma: 43 тонны, 7,3 и 3,1 метра, пушка 30 мм, пулемет 5,56. Позвольте, но это же масса тяжелого танка КВ-1 времен войны. Именно! А еще и высота перспективного БМП больше, чем у танка Leopard 2A6. Такие они, боевые машины пехоты ряда стран НАТО. Слишком высокие, слишком тяжелые, вооруженные только мелкокалиберными пушками. Какие тут нужды десанта и выброска с парашютом? Ту же Puma даже перевезти по воздуху может лишь транспортный самолет А400М и только при том, что это будет сильно облегченный БМП со значительно ослабленным уровнем защиты! Выходит, при транспортировке по воздуху теряем то, ради чего городили огород.

Эта техника уступает нашим БМД-4М по всем параметрам. Бронированию, живучести, вооружению, скорости на суше и на плаву, запасу хода, мощности двигателя. Ситуация критична настолько, что турецкое изделие получило модификацию ACV-SW c боевым модулем от. российской БМП-3! И наконец, ZBD-03 из Поднебесной. Это специализированная боевая машина десанта. В транспортный Ил-76 их влезает аж три штуки. Показатели: 8 тонн, китайский аналог нашей пушки 2A72 калибром 30 мм, пулемет 7,62. Машина плавающая, авиадесантируемая. Но, положа руку на сердце, находится не выше уровня советских БМД второго поколения.

Чем же блеснет на этом фоне отечественная новинка?

Присесть и жахнуть

БМД-4М тоже относится к категории легкобронированных боевых машин, хоть и тяжелее предшественниц. Ее корпус сделан из алюминиевой брони с противопульным уровнем защиты. Иначе и быть не может — десантируемая техника имеет жесткие ограничения по габаритам и массе. В отличие от БМП, на нее много защиты не навесить и в «почти танк» не превратить. Ничего не поделаешь, проектировать БМД приходится с оглядкой на размеры отсеков и грузоподъемность транспортной авиации, характеристики парашютных систем. На сегодняшний день с транспортника Ил-76 можно десантировать две БМП-4М. Но ведутся работы по совершенствованию самолетов и бесплатформенных парашютных систем, чтобы десантировать с одного борта три единицы боевой техники, то есть взвод. Поэтому технику ВДВ не стоит критиковать за слабое бронирование. В данном случае лучше тонкая броня, чем вообще без нее. Резерв усиления защиты в пределах разумного, конечно, есть. На машину можно установить дополнительные листы стали спереди и по бокам и модули с керамической броней. Фотографии таких БМД-4М попадаются на просторах интернета.

Что касается ходовых возможностей, то в этом плане БМД-4М типичная представительница отечественной школы конструирования. Подвижная, быстрая, маневренная. Силовая установка — мощный атмосферный дизель и полуавтоматическая коробка передач. В числе талантов машины легкое рулевое управление, солидный запас хода, умение плавать с помощью водометных двигателей (10 км/ч при волнении до 3–4 баллов). Еще один несомненный плюс — способность маскироваться. БМД-4М и так невысока в сравнении с зарубежной гусеничной техникой. Мало того, она оснащена гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом. Рабочий дорожный просвет БМД-4М порядка 450 мм, но его можно увеличить до 530 или уменьшить до 130 мм. Военные ценят это умение «приседать» — ходят байки, что боевые машины могут незамеченными проползти по полю пшеницы.

Но главное достоинство нашей легкобронированной БМД-4М — мощное вооружение. Вот где мы опережаем зарубежные БМП и БМД. Причем как легкие, так и большинство тяжелых. Блок вооружения состоит из автоматического 100-миллиметрового орудия-пусковой установки 2А70, скорострельной (до 330 выстрелов в минуту) пушки 2А72 калибром 30 мм и пулемета 7,62 ПКТМ.

В едином автомате заряжания главного калибра — 34 осколочно-фугасных снаряда ЗУОФ19 повышенной мощности и дальности стрельбы и 4 противотанковые управляемые ракеты «Аркан» с тандемной кумулятивной боевой частью. Скорострельность пушки — 10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы снарядами до 7 километров. Бронепробиваемость ракет — 750 мм (эквивалент гомогенной брони с динамической защитой), дальность действия — 5500 метров. То есть БМД-4М может поразить любой танк.

Мелкокалиберная скорострельная 2А72 с подвижным стволом — пушка со сниженной отдачей. Разработана для установки в оружейные модули с тонкой броней. Наибольшая дальность стрельбы по наземным целям — 4 километра. В боекомплекте могут быть использованы осколочно-фугасно-зажигательные, осколочно-трассирующие, бронебойно-трассирующие и бронебойные подкалиберные снаряды улучшенной пробиваемости (ЗУБР8 «Кернер»). Пушка оснащена двухсторонним ленточным питанием с автоматизированным и ручным переключением подачи.

Надо отметить, что БМД-4М комплектуют современным и эффективным комплексом управления огнем. Он позволяет круглосуточно поражать наземные и, что немаловажно, воздушные цели. С места и в движении. В составе комплекса стабилизатор вооружения и баллистический вычислитель, лазерные дальномеры, тепловизионный прицел с автоматом сопровождения цели и панорамный тепловизионный прицел командира. Кстати, в системе управления огнем предусмотрено полное дублирование стрельбы командиром всеми видами вооружения, на случай, если этого не сможет сделать наводчик-оператор.

Вывод напрашивается сам собой — спарка из двух пушек много лучше, чем только мелкий калибр. А уж орудие-пусковая установка и вовсе подарок — работа с внешними (установленным на башне) ПТУРами зачастую требует покидать машину, а здесь все операции проделает автомат заряжания.

Перечислю плюсы БМП-4М. Подвижная и маневренная боевая машина ВДВ с мощным вооружением и хорошей проходимостью. Плавающая, авиадесантируемая.

В числе недостатков, а как же без них — сложная ходовая часть, проблемная при ремонте в полевых условиях, затрудненный выход десанта из-за особенностей компоновки, малое число десантников на борту. Но последний недостаток, можно считать, устранен — в подразделения ВДВ поступают гусеничные бронетранспортеры БТР МДМ Ракушка вместимостью 13 человек, не считая двух членов экипажа. Эти машины широко унифицированы с БМД-4М по ходовой части и должны действовать совместно. Конек одной — огневая мощь, другой — число мест для десантников.

БМД-4М

Длина / ширина / высота 6100 / 3150 / 2227 мм
Дорожный просвет изменяемый 130–530 мм
Число мест экипаж+десант 3+4 (5) чел.
Масса 14000 кг
Максимальная скорость 70 км/ч
Скорость на плаву 10 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км

ДВИГАТЕЛЬ
Тип дизельный, многотопливный, безнаддувный
Расположение сзади поперечно
Модель УТД‑29
Конфигурация / число клапанов V10 / 20
Рабочий объем 26,5 л
Мощность 2600 кВт/л. с. при 331/500 об/мин

ПОДВЕСКА гидропневматическая

БРОНИРОВАНИЕ катаная алюминиевая броня

В чём разница между БТР и БМП?

Бронетранспортёры и боевые машины пехоты — два класса техники, максимально близких друг к другу. Оба выполняют, по сути, одну задачу — возят пехоту. Так в чём между ними разница и есть ли она вообще?

Читайте также  Чем отличается осмотр от досмотра автомобиля?

Бронетранспортёры и боевые машины пехоты — два класса техники, максимально близких друг к другу. Оба выполняют, по сути, одну задачу — возят пехоту. Так в чём между ними разница и есть ли она вообще?

На первый взгляд, ответить на этот вопрос очень просто. Бронетранспортёр — это в первую очередь « маршрутка» для своих пехотинцев, в бой с ними эта машина ходить не должна. БМП же, наоборот, воюет вместе с пехотой, потому у него и вооружение лучше, и ходовая часть чаще гусеничная, ибо нужна лучшая проходимость. Но верные ли это критерии и достаточно ли их?

Если начать изучать вопрос, сразу станет понятно, что ничего тут простого нет. БТР с момента своего появления ещё на полях Первой мировой должны были ходить и ходили в атаку — и почти всегда проектировались в том числе с расчётом на сопровождение пехоты на поле боя. А современные бронетранспортёры часто вооружены и защищены ничем не хуже своих коллег БМП.

Существует, конечно, радикальное предложение: считать все машины с пушечным и ракетным вооружением БМП, а в БТР оставить только машины с пулемётным вооружением. Вот только тогда в БМП попадут БТР-82 и БТР-90, хотя они вроде считаются чистокровными бронетранспортёрами.

Другой вариант — обратить внимание на ходовую. Если есть колёса — значит, зовём это БТР. Но и этот подход совсем не работает, ведь в реальности колёсные БМП вполне существуют, и в БТР их никак не запишешь. Более того, сложись история чуть-чуть по-другому, и колёсной могла бы быть и БМП-1.

Иногда разницу между БТР и БМП ищут в возможности пехоты воевать из-под брони. И правда, многие первые БМП оснащались бойницами, чтобы десант мог вести огонь из личного стрелкового оружия, не спешиваясь. Это позволило бы солдатам, например, воевать в зоне радиоактивного заражения. Вот только на современных боевых машинах пехоты отверстий для ведения огня уже не найти.

И кроме того, бойницы, например, есть на БТР-80, — так что, он тогда БМП?

Более того, в извечную проблему определения что есть БТР, а что БМП, недавно добавился и третий участник. Это « горячих точках» свои задачи выполняют… Но для чего вообще нужны? Сейчас расскажем.
‘ title=>МРАПы. Чем считать их? Они просто бронированные грузовики с защитой от мин или на самом деле уже БТРы? Ведь они как раз транспортируют пехоту и не ходят в атаку — как раз так больше всего любят классифицировать БТР.

Можно сказать: « МРАП не вооружён, в этом и отличие». Но серийные МРАП всё чаще и чаще получают пулемётное вооружение. И нельзя отрицать возможность, что при развитии таких машин мы скоро можем начать их путать не только с БТР, но и с БМП.

Что по итогу? Никакой чёткой границы или единого критерия, позволяющего отличить БМП от БТР ( да и БТР от МРАП), нет. Почти всегда это на совести военных. Захотят и классифицируют как в голову взбредёт — или как будет требовать необходимость.

Наверное, идеальным решением было бы придумать какое-то общее название для всего набора бронированной техники, которая возит пехоту. Но такого названия пока нет.

Федору Лапшину первым среди журналистов удалось познакомиться с новейшей боевой машиной десанта БМД-4М

В «грузовой» рубрике — еще и военная техника? Да!
В январском выпуске рассказывалось про БТР-82А, а теперь мне первым среди журналистов удалось познакомиться с новейшей боевой машиной десанта БМД-4М. Целый день на армейском полигоне я сравнивал новинку с заслуженными БМД-2, водил эти машины, участвовал в стрельбах. И, перефразируя девиз десантников «никто, кроме нас», могу сказать про «бээмдэшки»: такое не может никто, кроме них!

П о рации звучит команда — и из стволов вылетает огонь, а на бетонную площадку со звоном сыпятся гильзы. «Та-та-та-та» — бьет словно пулемет 30-мм пушка БМД-2. Ей вторит, только не так часто, аналогичная пушка новейшей БМД-4М, а потом стреляет и могучее 100-мм орудие этой машины, выбрасывая позади башни толстую гильзу-поросенка.

Небольшой перерыв, и «бээмдэшки» уходят в поле: стрельба с хода, преодоление препятствий. Когда три гусеничные машины, окутанные снежным вихрем, ­синхронно проскакивают мост, чуть не вставая на дыбы, — это, братцы, сильно!

Читатели Авторевю привыкли к сравнительным испытаниям автомобилей. Но сравнительные испытания гусеничной бронетехники? Получив приглашение от военных, такого я не ожидал. Думал, на полигоне меня ждет одинокая машина с экипажем, а оказался в гуще событий. Боевых машин — полно. Людей — тоже. Ревут моторы, расторопно бегают десантники, здесь же — заводчане, «представители производителя».

Это — «подконтрольная войсковая эксплуатация», которой наша армия обязана нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Если раньше от появления новой военной техники до принятия ее на вооружение проходили годы (и результаты зачас­тую оказывались неудовлетворительными), то теперь новинки сразу отправляют в вой­ска, где их гоняют «в хвост и гриву», выявляя слабые места и недочеты. «А заводчане удивляются: у них-то все работало нормально», — смеются военные.

БМД-4М, о которых пойдет речь, проходят такую эксплуатацию с конца прошлого лета, но до визита к десантникам я толком не знал, что это за машины. Неудивительно: испытания проходят первые десять экземпляров.

Какие БМД бывают

Увидев новую «бээмдэшку», я решил показать, что уже кое-что знаю о ней из интернета.

— Это же Садовница? — говорю.

Лучше бы молчал, честное слово. Оказалось, название «Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это — обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому — просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным — полностью переработанная.

БМД-1, принятая на вооружение в 1969 году, произвела настоящую революцию: десантники получили доселе невиданную машину — легкую, компактную, плавающую. А главное — спус­каемую на парашютах.

Я хорошо помню наш давний репортаж о первом опыте парашютного десантирования ­КАМАЗа: после жесткого приземления у него помялся передок. А «бээмдэшки» должны приземляться не просто невредимыми, но с экипажем внутри — и сразу вступать в бой!

Поэтому подвеску сделали гидропневматической, кузов сварили из прочной, но легкой алюминиевой брони (говорят, впервые в советской истории), а с 1971 года водитель-механик и командир десантировались вмес­те с машиной — в дополнительных креслах, как у космонавтов.

За десять лет было выпущено больше двух тысяч БМД-1 — за это время модель претерпела ряд модернизаций и успела повоевать в Афганистане. Там и оказалось, что 73-мм пушка «Гром» малоэффективна. У нее не было стабилизатора, она не позволяла стрелять по вершинам гор, а снаряды плохо пробивали афганские глинобитные стены.

Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую — автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», пос­кольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.

А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее. Но вооружение-то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров.

Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 — по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшест­венницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось.

А военные не просто просили — требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году: «Машина нужна как воздух. Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи. А если противник посерь­езней? С одной ­30-­мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!»

Ему вторил начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов (цитата из выступления, опуб­ликованного в 2013 году в «Независимой газете»): «БМД-2 устарели и морально, и физически. Возраст машин составляет 20—25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности. По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск — Ф. Л.) вышли из строя две единицы БМД-2».

Сделано в Кургане

И вот, наконец, перед нами БМД-4М — разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка».

Читайте также  Чем отличается фара от фонаря?

Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с ­БМП-3­: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование.

И «силовой блок» с двигателем — 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса — в 1,75 раза.

Танковая арифметика: «Стальной кулак» Москвы лучше оценивать на расстоянии

Россия производит танки, Польша их считает — это больше, чем хочет сама купит у США

Считать российские танки любят по всему миру, особенно в странах, которые держат в уме тот факт, что этот бронированный кулак Москвы может и до них докатиться. Как, например, сейчас этой арифметикой занялись в Польше. Местное издание Defence24 насчитало в составе Вооруженных сил РФ около 3500 танков, 7300 боевых машин пехоты, 4500 бронетранспортёров и 4800 артиллерийских систем, миномётов и реактивных систем залпового огня. Как ни странно, польские эксперты где-то близки к истине.

Ранее американское издание We Are The Mighty со ссылкой на данные сайта Global Firepower указывало, что в российском арсенале находится примерно 22 тысячи танков. В 2020 году Международный институт стратегических исследований (штаб-квартира находится в Лондоне) насчитал в российской армии 12 950 танков. Отмечалось также, что по всему миру имеется в наличии примерно 73 000 танков разных модификаций, то есть четвёртая их часть у России.

Точную численность российских танков не назовёт даже начальник Генштаба Валерий Герасимов или главком Сухопутных войск Олег Салюков. По той причине, что многие танки находятся на хранении, на консервации, готовятся к модернизации и их учёт с точностью до одной боевой машины невозможен. Известно лишь, что танков в ВС РФ около 4 тысяч — тех, которые на ходу и стоят на вооружении армии. Большего по большому счёту и не нужно, речь здесь можно вести не о численности, а повышении боевых возможностей как совершенно новых, так и о модернизированных танках.

Так что польское издание в своих расчётах не особо ошиблось. Называет Defence24 и другие цифры, со ссылкой на открытые данные Минобороны России. А это более 90 танков Т-72Б3 и Т-72Б3М, около 80 танков Т-80БВМ с газотурбинным двигателем, около 70 танков Т-90Ь «Прорыв», которые российская армия получит в 2021 году. Среди пополнения также более 120 единиц БМП-3, свыше 280 модернизированных БМП-2 с боевым модулем «Бережок» и около 300 БТР-82АА и БТР-80АМ. «Как можно догадаться, в эти цифры не входят машины, предназначенные для морской пехоты (БМП-3Ф) и воздушно-десантных войск (БМД-4 и БТР-МДМ «Ракушка», — пишет издание, отмечая, что Сухопутные войска России по-прежнему являются одними из крупнейших в мире и по своим размерам сопоставимы только с соответствующими силами США и Китая.

Польша, к слову, свои танки тоже считает — в июле Варшава торжественно подтвердила принятие решения о закупке американских танков в количестве 250 единиц. Речь идёт о закупке довольно свежей модификации M1A2 Abrams SEPv3, которые в Польше позиционируют как самые современные танки, созданные для противостояния российской «Армате». Но это импорт брони, а не свои новые танки.

В составе Варшавского договора под эгидой СССР Польша была в особом статусе — новую технику сюда, на направление «главного удара» против Запада, поставляли регулярно, как и в ГДР — Восточную Германию. В том числе, и достаточно большое количество советских танков — на тот момент самых продвинутых средних танков Т-72, которым предопределялась задача добраться молниеносным броском едва ли не до берегов Ла-Манша, понятно, что во взаимодействии с танковыми подразделениями советских групп войск, располагавшихся как в самой Польше, так и в Германии, Чехословакии, и в Венгрии.

Собственно танк Т-72М1 и по сей день является основным танком польской армии — таких насчитывается 350 бронемашин в строю и ещё 200 находится в резерве. Есть также порядка 230 танков РТ-91 Twardy, который хотя и польского производства, но фактически является модификацией Т-72 в модифицированном варианте. Ударная танковая мощь Польши — немецкие танки «Леопард» (Leopard 2 и Leopard 2A4), численность которых оценивается в 142 машины). Несмотря на то, что «бронированный кулак» Варшавы является сильнейшим в Восточной Европе, он уже безнадёжно устарел и не способен противостоять той же России, за слабым исключением «Леопардов», большая часть из которых эксплуатировалась в Германии до 1990-х годов, а затем были проданы Польше.

Танки и сейчас нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованны до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленных сейчас в новом варианте Т-72Б3 и Т-72БЗМ, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ. Танки эти, несомненно, вполне успешные и конкурентно способные, однако их век уже постепенно уходит. Это неизбежность, точно также как были ранее сняты с вооружения легендарные Т-34, как потом отказались и от массово выпущенных Т-55, потом Т-62 и Т-64, которые имели множество модификаций.

— За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новых и отличающихся бронемашины, — рассказывает военный эксперт полковник Виктор Мураховский, выпускник, к слову, Казанского танкового училища. — Это весьма высокий показатель, с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации. Тем не менее, тогда было разработано и создано три принципиально новых направлений в танкостроении. Это танки серии Т-62−64, Т-72−90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк — Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.

Вероятно, это наиболее правильное решение на перспективное развитие танковых войск. Аналогично тому, как есть один основной танк в США — «Абрамс», или в Германии — «Леопард», они модернизируются, приобретают новый облик, но это всё те же танки ранних модификаций, усовершенствование которых не требует особого дополнительного вложения средств. У нас по такому пути развивается серия Т-72 — Т-90, а вот с Т-80 с его газотурбинным двигателем и скоростными характеристиками не всё так однозначно. Скорость для танка особо значения не имеет, скажем, 99 процентов пробега для бронемашины приходится на продвижение в колонне, где любая другая техника тормозит продвижение. Быстрее по определению не получится, а чтобы вырваться на оперативный простор потребуется дополнительное время. И нынешнее продвижение Т-80, даже в усовершенствованном до уровня Т-80БВМ, это лишь система поддержки танкостроительной отрасли, в данном случае «Омсктрасмаша», где их производят. Это, по большому счёту, проблемы бедности. Модернизировать проще, чем создавать что-то новое с «нуля».

Одним из приоритетов в развитии отечественного танкостроения является унификация боевых машин. Это дешевле в эксплуатации, особенно в боевых условиях. У российских танков она в определенной степени присутствует. В первую очередь за счёт единого калибра вооружения, который сейчас приведён к единому — 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести стрельбу как снарядами, так и управляемыми ракетами. Есть заменяемость запчастей, Т-72 и Т-90 имеют схожую ремонтную базу. С турбореактивным двигателем Т-80 несколько сложнее, его проще отремонтировать при помощи деталей от вертолёта.

Если вернуться к танковому счёту, то статистика, упоминающая то 13 тысяч танков, то 22 тысячи, несколько лукавит. В расчёт можно брать лишь те боевые машины, которые находятся в активной эксплуатации. А их, повторимся, в Сухопутных войсках, Береговой охране, а теперь и в ВДВ насчитывается не более 4 тысяч. Да и чисто танковых полков в Вооруженных силах всего-то 12, плюс ещё две отдельных танковых бригады. Так что имеющегося количества танков российской армии вполне достаточно. Остальные — на хранении.