Можно ли жить без машины?

Остаться без машины не худшая перспектива, особенно сейчас. Опыт, который стоит изучить

Я не слежу за стоимостью бензина, не жду отмены госпошлины и не думаю про то, когда менять шины. Все просто: впервые за 22 года я остался без «колес» — по собственной инициативе. Почему я решил отказаться от машины, как «выживаю» и думаю ли «исправляться»? Ответы ниже.

Баланс изменился

В какой-то момент пробеги стали уменьшаться. Сначала было 30 тыс. км в год, затем 20, 15, 10… Последние несколько лет даже того меньше! Что же, логично. Во-первых, я холостяк, так что поездки по семейным делам сведены к минимуму. Во-вторых, я работаю преимущественно на дому, а последнее время работы «в полях» стало меньше. Бывало так, что 3-4 дня в неделю машина просто стояла без дела во дворе.

Да, раза два в неделю наступает “разъездной» день, когда с утра до вечера надо мотаться по городу, участвуя в планерках, деловых встречах, присутствуя на разного рода мероприятиях, причем на многие без машины добраться трудновато. Но стоит ли только ради этих двух дней в неделю иметь собственный автомобиль?

В-третьих, я достаточно активно езжу на велосипеде. Если позволяют условия и погода, то выбираю его, потому что люблю крутить педали, а в городе байк дает ценное чувство свободы. Я и раньше наматывал за сезон 3-4 тысячи километров, а сейчас, похоже, будет еще больше. 150-200 км в неделю выходит легко. И к слову, у меня два велика: старый «горный» на каждый день и легкий городской для тренировок и дальних поездок по ровным дорогам.

Выходные? Времена, когда я посещал 30-40 гонок в год, давно позади. Дача никогда не манила, хотя и есть. А короткие и длинные автомобильные путешествия, как правило, все равно проходят на чужих машинах. Это уже в-четвертых.

В общем, как-то постепенно потребность в личном автомобиле «скукожилась» до 6-7 тыс. км в год. А если откинуть ряд поездок, которые можно совершить на другом транспорте или которые вызваны как раз наличием автомобиля (то есть чтобы съездить на авторынок или отогнать машину в ремонт, встретить кого-то в аэропорту, а затем его обратно туда же и отвезти, решить транспортные проблемы родных и знакомых), то этот километраж и вовсе можно делить пополам.

И вот я созрел. И после того как был сначала продан легендарный «сырник», а затем отправлен в люди и «резервный» Qashqai отца, я впервые с момента получения «прав» остался без машины — и решил на какое-то время зависнуть в этом статусе. Наверняка не навсегда. Я отношусь к этой затее именно как к эксперименту и новому опыту, про который и хочу рассказать.

Есть ли жизнь без «руля» ?

Прошло более двух месяцев, ломки нет, а транспортные вопросы я решаю по следующему сценарию.

Аномально теплая зима позволила не прекращать велосезон, так что более 1200 км с декабря уже есть. Это здорово: я практически не потерял форму, держу тонус и экономлю на транспортных расходах.

Размеры Минска позволяют доехать из одного конца города в другой за 40-50 минут, смотаться туда-сюда в несколько мест в течение дня не проблема, так как редко суммарный маршрут превышает 40-50 км. На практике велосипед быстрее общественного транспорта, а если едешь в центр, то скорость сообщения почти приближается к автомобильной. В часы пик тоже экономишь время и нервы.

Ну и, разумеется, никаких проблем с парковками и практически никаких затрат. Ладно, все же 2-3 велосипедные камеры за сезон «уходит»… Плюс покрышки, ТО раз в год и прочее. Но все равно дешевле, чем содержание автомобиля.

Конечно, велосипедом можно воспользоваться не всегда. «Нелетная» погода, большие расстояния, а иногда просто обстоятельства требуют использования альтернатив.

Оказывается, троллейбус или трамвай тоже может быть удобным, не говоря уже про метро. Конечно, в том случае, если их маршруты совпадают с твоими планами. Но зачастую это именно так: лично мне удается делать поездки без пересадок и без потерь времени.

Здесь здорово выручают мобильные приложения, которые помогают строить маршруты, подсказывают варианты по транспорту, а самое главное — показывают график движения, благодаря чему реально тратишь меньше времени и нервов.

Поездки настолько нерегулярны и непредсказуемы, что покупать проездной мне нецелесообразно: просто закупаюсь талончиками, а в трамвае №6 оплачиваю поездку карточкой Visa. Пока что самой затратной статьей расходов на общественный транспорт стала покупка iPhone, чтобы не выделяться из общей массы пассажиров.

Кстати, когда едешь пассажиром, будь то трамвай или такси, можно использовать время поездки для чтения или работы через мобильный интернет. Порой это помогает экономить немало времени и компенсирует длительность поездки.

Но если использование общественного транспорта не обещает быть быстрым и комфортным, то я без сожаления выбираю такси или каршеринг. Главная проблема последнего — отсутствие машин поблизости, что особенно часто мешает уехать в середине рабочего дня из сурового «Серебронкса». Что же, тогда Uber. Еще он удобен, когда нужно быстро добраться в центр и не тратить время на поиск стоянки.

На все транспортные расходы я закладываю в месяц 200 рублей, что сопоставимо с прежними затратами на автомобиль (топливо, обслуживание, прочие эксплуатационные расходы). Но реально трачу в разы меньше — все-таки чаще я езжу на велосипеде или общественном транспорте.

«Ага, посмотрим, как ты, нагруженный пакетами, на своем велосипеде или троллейбусе поедешь», — наверняка напишут в комментариях некоторые читатели. Во-первых, вы просто не представляете, как много можно увезти на велосипеде. Во-вторых, путь от супермаркета до остановки общественного транспорта часто не больше чем до машины, как затем и до дома. Во-вторых, если покупок действительно много, никаких проблем — берется такси или каршеринг.

В аэропорт на каршеринге я доезжал за 10 рублей 50 копеек. Обратно, правда, пришлось на автобусе — свободных машин не было, а на такси денег пожалел (но это проблема личной прижимистости). Как-то пришлось помотаться полдня по городу и окрестностям. Полтора часа и 70 км чистой езды плюс многочисленные «паузы» обошлись в каршеринге чуть больше 33 рублей.

С наступлением летнего сезона предвижу определенные проблемы с дальними поездками, когда буду уезжать на один-два дня на 100-200 км от города. В этих режимах каршеринг и такси будут слишком дорогими. Придется что-то придумывать.

Да, и еще несколько соображений насчет времени. Кажется, что на автомобиле я бы перемещался быстрее и с большим комфортом. Отчасти это так, но есть и обратные аргументы. Если посчитать все затраты времени, связанные с эксплуатацией автомобиля, то здесь «безлошадный» гражданин тоже получает свою экономию.

Я не езжу на заправки, не трачу время на прогрев утром, не ищу, где бы оставить машину в центре города. А по вечерам не совершаю привычный ранее «ритуал» поиска места в радиусе нескольких кварталов от дома. Опять же мне не надо «заморачиваться» по поводу мойки, шиномонтажа, оформления страховки и прочего. Ну и, конечно, вопросы обслуживания и ремонта…

При больших пробегах эти временные затраты — капля в море, и оно того, безусловно, стоит. Но при малых пробегах, да еще в случае старого автомобиля, который любит выкинуть коленце в самый неподходящий момент и в целом требует к себе больше внимания, все эти временные потери более существенны.

И все же…

Парадокс в том, что я очень люблю ездить на автомобиле, но в данный период жизни он мне не очень-то и нужен. Более того, пока за все время эксперимента я ни разу не пожалел об отсутствии личного авто, притом что число поездок за последние два месяца даже увеличилось.

Добавим к этому чисто практические соображения. Даже если ездить немного, затраты на автомобиль все равно будут, тем более что техника при нерегулярной эксплуатации начинает «хандрить». При этом тянет не только деньги, но и время. Почему бы не экономить и то и другое? В моем случае ситуация позволяет.

Тем не менее машину я себе рано или поздно куплю. При всех расчетах и всей «нецелесообразности». Просто потому, что я действительно люблю ездить на автомобиле. Точнее так: «пилотировать» его с удовольствием от процесса.

С учетом планируемых малых пробегов можно задуматься о каком-нибудь интересном янгтаймере вроде Peugeot 205 GTI или, чем черт не шутит, Mitsubishi Evolution 5-6-го поколения. Или что-нибудь другое интересненькое. Но здесь снова начинаются стенания по поводу временных и финансовых затрат, неизбежно связанных с эксплуатацией подобной техники. От этого я в свое время как-то устал, а сейчас уже и отвык от подобного бремени. В общем, ожидаются стенания и раздумья, а пока…

Все сложно!

Сейчас я даже рад, что не имею машины. Да, в текущих эпидемиологических условиях личный автомобиль безопаснее. Но по-хорошему эти недели лучшее вообще минимизировать активность и перемещения в пространстве, что я и стараюсь делать. А вот дальше…

Давайте начистоту. Дальше будет очень сложно в экономическом плане. Просто почитайте мрачные прогнозы экономистов, посмотрите на ситуацию на нефтяном рынке, попробуйте угнаться за изменением курса рубля. «Вангую», что в ближайшие месяцы многим станет не до покупки автомобиля. Более того, кому-то даже придется ставить его на прикол. Замороженные в железе деньги будут просто стоять на улице и ждать лучших времен. И выгодно конвертировать эту «недвижимость» в валюту будет непросто.

В общем, я рад, что пока без «колес». Точнее, рад тому, что отсутствие машины никак не сказалось на образе жизни и мобильности, а также не ограничивает меня финансово, что важно на данный момент. Это, конечно, не мое достижение — просто условия так складываются. Так что мой опыт подойдет далеко не всем. Но тому, кто может обойтись без машины, для кого целесообразность ее наличия под большим вопросом, стоит задуматься над тем, не последовать ли моему примеру.

Не готовы повторять такой эксперимент? Тогда смотрите машины в нашей базе объявлений!

«100 рублей за километр». Как живут и работают дальнобойщики, у которых нет тягачей 09:19, 15 сентября 2020 Версия для печати

Что за люди ездят в дальнобой на малотоннажниках, сколько они зарабатывают и с чем они сталкиваются на российских дорогах?

Константин Шулин из Первоуральска объездил на своей ГАЗели всю Россию – от Москвы до Владивостока. Его машина не похожа на обычный малотоннажник: вместо второго ряда сидений в ней обустроен спальник, а сзади присоединён вместительный прицеп. Такой автопоезд может увезти значительно больше груза, чем обычная ГАЗель: он конкурирует со среднетоннажными грузовиками и приносит неплохие деньги.

— Ты в ГАЗель грузишь груз по 30 рублей за километр, в прицеп – от 24 рублей. Средняя ставка на фуру по стране 45-50 рублей, и получается, что ты везешь в ГАЗели груз за эти деньги. Расходы при этом не сопоставимы с расходами владельца фуры: у тебя колесо стоит всего три тысячи рублей! – объясняет предприниматель, общаясь с ведущим youtube-канала VITOZ Виктором Петровым.

Входной билет в этот бизнес стоит недорого. ГАЗель 2008 года обошлась Константину в 225 тысяч рублей и еще 95 тысяч пришлось отдать за прицеп ЛАВ-81013С. Технику, впрочем, пришлось существенно доработать, вложить в неё более 300 тысяч рублей. Константин довёл машину до ума, сварил каркас для прицепа, купил тент и начал возить грузы.

— В сентябре я её купил и починил, в конце декабря полностью отбил стоимость машины, – рассказывает предприниматель.

Таких как Константин на российских дорогах немало. В сети можно найти блоги водителей, выполняющих дальние рейсы на, казалось бы, не предназначенных для этого машинах – зачастую им действительно удаётся зарабатывать неплохие деньги с минимальными вложениями. Но какую цену за это приходится платить?

Читайте также  Генератор в машине что это такое?

«Водители, которым не хватило на свой тягач»

— Оптимальное плечо для обычного малотоннажника, грузовика весом до 3,5 тонн это 300 километров, – рассказывает генеральный директор компании «Вилар» Сергей Ариншин. – На этом расстоянии можно получить оптимальную ставку за километр. Машина возвращается в день выезда, из-за быстрого возврата растёт и оборачиваемость.

В компании «Вилар» 13 ГАЗелей, и обычно они работают именно на таком плече – развозят продукцию из Москвы и Подмосковья в соседние регионы. Но иногда приходится ездить дальше: в Санкт-Петербург или в Петрозаводск.

— Петрозаводск это, скорее, исключение, – объясняет Сергей Ариншин. – Но иногда бывают и такие случаи: например, если большая партия груза не влезла в фуру, а доставить её нужно срочно.

Водители берутся за такую работу с удовольствием. Наш собеседник уверен: все газелисты в душе дальнобойщики, а в длительных рейсах есть определенная романтика.

Главное, чтобы соблюдались элементарные бытовые условия. Но в «Виларе» проблем с этим нет: все машины компании, в том числе и ГАЗели, оснащены надкрышными спальниками с автономным отоплением.

По словам Сергея Ариншина, его компания, как и все остальные перевозчики, работает «от клиента»: если появится необходимость перевезти груз на ГАЗели на большое расстояние, работа будет выполнена. Но делать ставку на необычные модификации – например, на малотоннажники с полуприцепом – предприниматель не собирается.

— Надо понимать, что ГАЗель с полуприцепом это категория Е. И когда ты будешь нанимать водителей, тебе придётся конкурировать с компаниями, которые платят дальнобойщикам по 100 тысяч рублей. Комфорт тоже играет большую роль: где водителю захочется ночевать – на крыше ГАЗели или в комфортабельном иностранном тягаче? «Федералы» сегодня закупают новые, иномарки со всеми удобствами. А полуприцепы к ГАЗели покупают в основном частники, которым не хватило денег на свою фуру.

Дальнобой категории В

У Константина, впрочем, прицеп самый обычный – с разрешенной максимальной массой до 750 килограмм. Категория Е для него не нужна, хватит обычных прав на легковой автомобиль. Водитель признаётся: грузить можно и больше, до 1200 килограмм. Дышло, правда, к таким нагрузкам не приспособлено – за три года чинить его приходилось трижды.

Поломки – неотъемлемая часть жизни предпринимателя, что неудивительно: машине уже 12 лет, а пробег перевалил за 400 тысяч километров. Константин прекрасно знает устройство своей ГАЗели и многие запчасти может заменить самостоятельно. На замену бензонасоса (эту деталь перевозчик называет расходником) уходит около 20 минут.

— Многие говорят: ну нафиг эти ГАЗели, они ломаются… они действительно ломаются! Но в любой ж*пе мира ты сможешь её починить и не будешь стоять неделю в ожидании запчасти, – рассуждает Константин.

Самый надёжный агрегат видавшей виды машины – двигатель ЗМЗ-405. Несмотря на внушительный пробег, у него ни разу не снималась головка блока цилиндров: он ходит с родной прокладкой.

Работа дальнобойщика на ГАЗели полна неожиданностей. Иногда на объекте выгрузки может просто не оказаться грузчиков.

— Есть два закона, устав автомобильного транспорта и правила перевозки грузов. В них сказано, что загрузка и выгрузка всегда производится силами грузоотправителя и грузополучателя! Обычно так и происходит. Но бывает, что приезжаешь на выгрузку, а там сидит одна 50-летняя женщина… в таких случаях приходится разгружать самому, а потом жестко ругаться и требовать деньги, – рассказывает Константин.

Не конкурент, но без «обраток» оставит

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен: дальнемагистральные перевозки на малотоннажниках – это, скорее, исключение из правил, нежели устоявшаяся бизнес-модель. Иногда у предприятий возникает необходимость доставить небольшую партию дорогостоящего груза в кратчайшие сроки – и если федеральные компании не могут уложиться в необходимое время, за дело может взяться водитель ГАЗели или даже легковушки.

— Знакомые ребята «дальнобоили» на обычных каблучках от Москвы до Читы, возили какие-то дорогие комплектующие для электроприборов, – вспоминает эксперт. – Это очень узкий и специфичный сегмент перевозимых грузов.

Валерий Войтко отмечает, что увеличение плеча у обычных малотоннажников сегодня связано с последствиями финансового кризиса. Если раньше промпредприятия и магазины отправляли партии по 15-20 тонн, то сегодня в некоторых сегментах объемы отгрузок сократились до такой степени, что для перевозок стали востребованы средне- и малотоннажные грузовики.

— Существует огромное количество полуприцепов, различных надстроек для малотоннажников, от цистерн под молоко до высоких фургонов для перевозки мебели. Есть даже автовозы! Но их количество на сегодняшний день несопоставимо с количеством фур.

Речь идёт о нескольких тысячах машин на фоне полутора-двух миллионов большегрузов. Составляют ли конкуренцию ГАЗели фурам на длинном плече? Вряд ли, но для тех кто на обратном пути из Западной Сибири подбирает попутные грузы, они, конечно, конкуренты.

А условия работы на такой технике на дальние расстояния выходят за грани разумного. У некоторых моделей есть какое-то подобие спальника, но в остальных случаях говорить о полноценном отдыхе не приходится.

ГАЗель повышенной комфортности

Частники, решившие отправиться в дальнобой на ГАЗели, стараются сделать свою работу комфортнее. Константин заменил водительское кресло – купил себе новое сидение, в котором можно без труда проехать 450 километров и оборудовал удобный спальник.

Для тех, кто не хочет заниматься «хендмейдом» есть и готовые варианты – различные модификации малотоннажных ГАЗелей и других LCV от как от заводов-производителей, так и от сторонних компаний.

Серийный 7-местный кабинный модуль NEXT, который устанавливается на ГАЗели и ГАЗоны NEXT, может обеспечить водителя местом для отдыха – сидения второго ряда служат отличным спальным местом, а в некоторых моделях даже раскладываются, создавая ровную поверхность.

Для того, чтобы в автомобиле на ночлег разместить не только водителя, но и пассажира, существуют варианты с закабинным спальником, выполненные сертифицированными предприятиями-доработчиками спецтехники. В этом случае на базе двухрядной или однорядной кабины NEXT появляется 2 полноценных спальных места 1900х680 мм.

Если необходимо оснастить машину спальником без потери полезной длины автомобиля на базе шасси с однорядной кабиной, оптимальной будет классическая модель с надкрышным спальником, существующая на автомобильном рынке уже давно.

За обеспечение защищенности водителя, автомобиля и груза на дороге на междугородних трассах отвечают сразу несколько систем. Это ЭРА ГЛОНАСС, ГАЗ-КОННЕКТ и ГАЗ-АССИСТАНС: кнопка вызова экстренной помощи, помощь на дороге в радиусе 250 км от границ городов, дозаправка топливом, хранение или транспортировка груза неисправного автомобиля – лишь небольшая часть того, на что можно рассчитывать. Кроме того, использование сервиса ГАЗ-КОННЕКТ позволяет отслеживать непосредственное местоположение автомобиля в режиме онлайн, что повышает прозрачность междугородних перевозок и эффективность бизнеса в целом.

Кабинный модуль NEXT обеспечивает водителю необходимые для междугородних перевозок комфортную посадку и условия, безопасность, увеличенное жизненное пространство и великолепную обзорность.

Приобрести современные ГАЗели NEXT сегодня можно приобрести на особо выгодных условиях.

Для физических лиц действует специальное предложение, позволяющее купить бортовой грузовик с выгодой до 356 тысяч рублей.

Для юридических лиц действуют отсрочки, благодаря которым можно стать приобрести машину сейчас, а платить потом.

100 рублей за километр

Пищу Константин готовит прямо в машине с помощью газовой горелки. Обедает обычно во время разгрузки, если разгружается что-то вроде утеплителя и за процессом можно не следить. Во время разгрузки или ожидания в очереди Константин ищет заказы.

— В регионах загрузки ищу на АТИ. Кто-то ругает АТИ? Они просто не умеют его готовить. От Алексина (Тульская область) до Москвы (Третье транспортное кольцо) 135 километров, платят 15 тысяч рублей, больше 100 рублей за километр! Пробежал, выгрузился, пятнашку получил, – рассуждает водитель. – Но такой груз, 45 кубов, обычная газель не возьмёт: либо я, либо среднетоннажник.

За самый дальний рейс из Екатеринбурга во Владивосток Константин получил 250 тысяч рублей. В пути он провёл 12 дней.

— На старте взял заказ за 50 тысяч, приехал в Москву, загрузился за 56, в Ижевске догрузился еще на 12 и уехал на Киров… – рассказывает Константин о ставках. – Не важно, сколько тебе предлагают, надо всегда просить больше. Даже если заявка полностью устраивает. Хороший продажник всегда сторгуется.

Итоговый доход, объясняет водитель, подсчитать очень непросто. По словам Константина, он может зарабатывать около 60-70 тысяч рублей в месяц «чистыми» практически не напрягаясь. Но если в буквальном смысле жить за рулём, то заработать можно гораздо больше.

— Средняя цена – 31 рубль за километр. Пока я добирался до сюда, у меня получилась 161 тысяча рублей грязными за 17 дней. Сейчас поеду в Вельск, там выгружусь и на Москву, надеюсь найти догруз с Вологды, а домой как карта выпадет.

Суть работы не в том, что ты доехал, выгрузился, взял обратку и вернулся. Суть в том, что ты крутишься. Весь день катаешься, берешь ставку туда, куда тебе «вкусно».

Самый долгий рейс Константина длился 71 день. За это время он оказался дома лишь однажды: переночевал и на утро снова отправился в путь. Но бывали и простои, когда не было интересных загрузок: как-то раз водитель целую неделю прожил на стоянке у гипермаркета. Свою работу он бросать не собирается:

— На какую работу я поменял бы дальнобой? Ни на какую. Возможно, занялся бы бизнесом в грузоперевозках. Хотя я и сейчас им занимаюсь: и менеджер, и логист, и бухгалтер, и механик: всё в одном лице.

Владельцы малотоннажников, оснастившие свои автомобили вместительными прицепами и выполняющие многодневные рейсы – немногочисленная, но сформировавшаяся прослойка перевозчиков. Работа у них непростая: она требует постоянной концентрации и практически не оставляет свободного времени. Как отметил Валерий Войтко,

называть дальнобой на ГАЗели устоявшейся бизнес-схемой нельзя: это инициатива частников, экстремальный способ сокращения издержек, подходящий далеко не всем.

Транспортные компании отправляют малотоннажники в длительные поездки сравнительно редко. Многие фирмы, впрочем, стараются приобретать машины с надкрышными или закабинными спальниками, чтобы не упускать интересные загрузки.

Самая популярная машина, используемая в таком формате перевозок это, безусловно, ГАЗель. Основные достоинства современных ГАЗелей – доступная цена, надёжность, ремонтопригодность и большое количество как заводских, так и сторонних модификаций. И хотя надкрышный спальник вряд ли сравнится по удобству с кабиной седельного тягача, закабинные решения выглядят гораздо привлекательнее. Именно они позволяют водителям, чьих средств не хватает на покупку собственного тягача, отправиться в длительный рейс и стать дальнобойщиками.

Использованы материалы youtube-каналов VITOZ (Андрей Петров) и Территория заката (Константин Шулин).

Журналист Onliner.by Денис Логунович: «Попробовал пожить без машины. Не выдержал и месяца!»

В конце концов, это временно. Закончу ремонт в выбившей меня из колеи стабильности «однушке» и пойду к дилеру за кредито-рассрочкой. Не тут-то было! Без автомобиля моя жизнь превратилась в сущий ад, и на прошлой неделе я решил взять хоть какого «корча» за пару тысяч долларов на «Автобарахолке» (кому интересно, взял Megane 1999 года).

Скажете «Тоже мне проблемы белых людей!»? Не совсем так. На минувших выходных волной личных дел меня прибило к берегам улицы Кальварийской, и я решил заодно наведаться в «Корону» за продуктами, порошками, туалетной бумагой. Типичная закупка выходного дня, которую я делаю раз в две-три недели. Нащупал в кармане 50-копеечную монету, перерубил ей «пуповину» крайней тележки, отправился в торговый зал. Сразу закинул пару пятилитровых бутылок воды, несколько пачек риса, гречки. По пути в рыбный отдел меня осенило: я же приехал сюда на метро! Как дотащить все это до подземного поезда, потом до маршрутки и затем до дома (от остановки идти метров 200)?

Читайте также  Как проверить предохранитель мультиметром на машине?

Вернул на место товары и тележку, забрал свои полрубля, повесил на руку корзину и потопал за молоком да хлебом. Но ведь можно было вызвать Uber! Да и «Е-доставка» позволяет совершать крупные закупки, не вставая с дивана, — еще и на этаж поднимут. Конечно, все это так, но я привык, что всегда перемещаюсь по городу на автомобиле и что вся моя жизнь заточена под наличие своего транспорта.

Зависимость? Пусть так! Я живу в Боровлянах. Работаю на «Грушевке». Часто навещаю мать, которая живет в Ошмянах. Мои друзья разбросаны по всему городу, а некоторые вообще живут в Гродно. Я тупо привык жить с автомобилем! Три недели без машины для меня превратились в целое испытание.

А начиналось все не так уж плохо. Поначалу я даже с энтузиазмом отнесся к своему новому статусу «пешеход only». Подумаешь, машина. Маршрутки из Боровлян ездят стаями. Серьезно! Если приехала одна забитая, подожди две минуты — приедет другая, полупустая. Еще 20 минут — и вот уже эскалатор спускает меня к метро (мой любимый вид общественного транспорта!). Еще 15 минут — и я топаю от «Грушевки» к родному бизнес-центру, наслаждаясь голосом солистки The Dø в наушниках.

Дорога от дома до офиса на маршрутке/метро занимала минут на пять больше времени, чем на автомобиле (ведь мне нужно проехать фактически через весь город в час пик). В сутках появилось полтора дополнительных часа на чтение книг. Умные часы каждый день хвалили меня за то, что я много хожу, «сжигая» положенные мне пять километров. Да я даже не перестал ездить рано утром в тренажерный зал два раза в неделю!

Первые дни мне казалось, что моя жизнь не изменилась. Она даже в чем-то улучшилась! Я посмотрел на новогоднюю елку на Октябрьской площади (впервые лет за пять), вспомнил, что такое гулять по Немиге, перестал корить себя за малую подвижность и сидячий образ жизни. Опять же стал быстро заканчивать книги — можно прочитывать по одной в неделю! Но на этом, увы, перечисление плюсов «безлошадной» жизни подходит к концу.

Больше всего я боялся, что мне будет неудобно добираться до работы: живу ведь в деревне! Но как раз это оказалось абсолютно ненапряжным. А вот отсутствие возможности в любую минуту отправиться в любую точку Минска (или даже Беларуси) в какой-то момент начало меня пугать — даже бессонница появилась. «Сегодня свободный вечер — сгоняю в Jysk, выберу наконец декоративные подушки для нового дивана», — всплывают в моей голове мысли к концу рабочего дня. И тут же приземляют: «А нет, я же без машины! Поеду домой. Не забыть бы зайти в боровлянский магазин купить хлеба».

Перед выходными автоматически планирую время: «Уже месяц не навещал маму — не мешало бы съездить к ней. Заодно привезу новую лежанку для ее собаки: старая уже порвалась, а большие (для лабрадора) в Ошмянах не продаются. И старый журнальный столик завезу, как обещал. Мать давно просила доставить его на дачу. Ой блин! Я же на маршрутке поеду — физически не дотащу все это. Да и как до маминого дома дойти? Там же километров пять!»

Вечерние покатушки с новой подругой по ночному Минску? Внезапная поездка-сюрприз к другу в Гродно? Вкусный кофе на любимой АЗС? Мамкины закатки и самые вкусные на свете голубцы, которые она всегда дает мне с собой в Минск? Свободное и комфортное перемещение в пространстве? Забудь про все это! Я не преувеличиваю: машина вывела мою жизнь на абсолютно другой уровень.

Конечно, жить без автомобиля можно. Общественный транспорт, Uber и друзья с машинами позволяют не чувствовать себя «одноногим». Но если хотя бы пару лет ты каждый день имел возможность в любую секунду отправиться куда угодно, то внезапная потеря личного транспорта сродни кандалам на ногах. К хорошему быстро привыкаешь, и понижать уровень комфорта своей жизни ой как не хочется. Да и надо ли? За последнюю неделю человек пять спорили со мной по поводу того, что машина абсолютно не нужна для жизни в большом городе с развитым общественным транспортом и что я сам придумал себе проблемы.

Все эти люди без исключения никогда не имели автомобилей. До 2010 года я тоже жил без машины — и тоже прекрасно себя чувствовал. Но сейчас это реально зависимость. Такая же зависимость, как, например, от мобильного телефона или интернета. Жили ведь люди без личных телефонов — и не мучились. Думаю, окажись я сейчас в 1995 году, я бы не смог доказать, что жизнь без мобильника крайне дискомфортна и лишает нас кучи прелестей общения (я про адекватное пользование смартфоном, а не про тех, кто не выпускает его из рук). Так и с машинами. Если у вас сейчас нет автомобиля и вы прекрасно себя чувствуете — не покупайте машину! Потому что потом без нее будет трудно. За минувшие недели я сделал для себя один вывод: по уровню комфорта между Renault Logan и Bentley Bentayga разница намного меньше, чем между Logan и проездным.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автолюбители как жить без авто?

Anonymous написал(а): >> Скажите, есть ли такие как я и сталкивались ли вы с такой ситуацией когда на какое-то время остались на своих ногах? Как привыкнуть, организовать быт?

Они вам не ответят. Померли все без машины.

Неудобно, но абсолютно не смертельно и без машины жить, если вы более-менее здоровы все.

Лет 10 на дачу ездила с ребенком по выходным на электричке+автобусе, это с детскими вещами + нагруженная на обратной дороге припасами и букетами. Все живы.
Аналогично продукты закупались не по 20 пакетов в гипермаркете раз в неделю, а по 2-3 пакета раз в пару дней в ближайшем магазине. В Мегу или еще куда в ТЦ (она у нас просто ближайшая) — опять же на ОТ (маршрутка+электричка+автобус уже от станции электрички до Меги); то же самое — по гостям-к родне.
Если учесть частые пробки в Москве, то на ОТ часто бывает быстрее до места добраться, чем на авто.

А если совсем так жить не захотите — чуть подкопите и купите недорогую машинку бу, хоть ту же классику какую на крайняк.

купите гламурную тележку на колесиках, типа такой
все лучше, чем на горбу таскать



Традиционно надо найти виноватых. Виноват может быть кто угодно другой. Партия и правительство в первую очередь. Они всё делают не так, в отличие от кухарок™, которые как нефиг делать могут управлять государством. Конечно, наверняка действия властей не были идеальными, но.

Что должно быть в голове, чтобы в таких условиях ехать на МКАД, учитывая:
1. В Я-пробках пол-МКАДа в бордовом пунктире.
2. СМИ, включая радио и ТВ, все уши прожужжали о том, что на МКАД кота-строфа, он стоит в самом буквальном смысле.
3. В сильный снегопад так всегда бывает.

Но нет, эти люди всё равно поехали стоять в многочасовую пробку.

Про перекрытия. Вы правда думаете, что движение перекрывали ради прикола? Если нет, то зачем, по-Вашему? И как, по-Вашему, можно было обойтись без перекрытий?

Как минимум надо было закрыть въезды на МКАД, чтобы люди в ловушку не попадали.

+++ Может быть. Я вот не знаю, ну не кухарка я, не умею управлять государством. Просто считаю, что раз у этих людей недостаточное количество мозга, чтобы не ломиться на мёртво стоящую магистраль, они ССЗБ.

И аккуратно выводить с мкада хотя бы легковые машины через съезды.

+++ Кто мешал этим легковым машинам уезжать через эти съезды? Правильно, никто.

А вы, я смотрю, теоретик. Про виноватых. Не власти перекрыли почти на сутки движение, ага.

+++ Я по МКАДу езжу ежедневно и много. В тот день тоже поехал, но быстро свалил, как только стало понятно, что ловить там нечего. В результате и до работы доехал, и ночевал дома. Не бином Ньютона вроде бы

Что фуры пускают в снегопад в Москву, что сначала ждут замыкания дороги, а потом только перекрывают, что люди сутками стоят из-за фур, которые не должны были быть допущены в снегопад.

+++ Кто, когда и где, по-Вашему, должен был остановить фуры?
Можете КОНКРЕТНО ответить?

А так да, власти всегда в белом.

+++ Я не обеляю власти. Я офигеваю от тупости людей.

Не зря они про перекрытия нигде даже не пикнули, наверное, слишком громких аплодисментов засмущались.

+++ Нельзя было рассосать эту пробку без кратковременных локальных перекрытий. Вы же умеете управлять государством, неужели неочевидно?

Почти 20 лет жили без машины — изредка только отец отвозил на /с дачи, а так все сами, даже на дачу ездили. Утомительно, учитывая наши дороги и общественный транспорт.
Теперь на машине (с 2005 года) — это счастье.

Без машины — сложнее, чем с ней. Сочувствую.

Жизнь в большом городе без личного автомобиля

Можно ли жить в большом городе без личного автомобиля? В России это сложно представить. Люди вообще даже не допускают мысли, что кто-то может ограничить их комфорт передвижения на автомобиле по городу. Посмотрите любой пост про платные парковки. Обязательно найдется куча автомобилистов, которые считают, что им к машине прилагается кусок земли в центре города или прямо около подъезда, где они должны ставить свою машину. Интересно, как автомобилисты выживают в других городах?

Я попросил своего друга Костю

moscowlondon написать, как там в у них в Лондоне обстоят дела с парковкой? Как выживают лондонские автомобилисты? Далее текст Кости, а фото мои:

«Варламов меня уже несколько месяцев терроризирует и всеми правдами и неправдами просит написать о том, как обстоят дела в Лондоне с машинами и парковками. А я каждый день обещаю дописать и искренне верю, что допишу. Когда обещаю. Но сегодня уже не отнекаться, поэтому пишу как есть. О машинах и парковках.

Машина в Лондоне — это скорее исключение, чем правило
Начнем с того, что Лондон — это скорее красный двухэтажный автобус, подземка и черный кэб, чем личный автомобиль.

В сторону центра подавляющее большинство лондонцев едет не на машине, а на общественном транспорте. Машины исчезают с улиц Нерезинового уже лет 20.

Я в посте про метро сказал такое — многие не поверили. Поэтому в этот раз не поленился и нашел официальную статистику. Смотрите, в 2012 году в Лондоне у 45% домохозяйств не было автомобиля. Лондон — это единственный регион в Великобритании, где количество автомобилей снижается, а не растет.

Я на себе это прекрасно заметил. За 8 лет жизни в Лондоне я абсолютно охладел к машинам. Когда жил в Москве — мог с закрытыми глазами отличить все марки автомобилей, знал примерные цены на разные комплектации всяких BMW, думал, мечтал, прикидывал, знал, какая у меня будет машина, когда я буду зарабатывать Х или Y миллионов. В Лондоне отпустило. К автомобилям равнодушен стал абсолютно.

На машинах тут ездят семьи — раскидывают детей по школам и детским садам. Причем опять же — скорее те, у кого двое детей и больше. Молодежь и просто те, у кого нет необходимости переводить большое количество грузов по разным точками города — едут на велосипедах или общественном транспорте.

Читайте также  Сход развал что это на машине?

На машинах если и ездят, то в основном в пределах своего района. Если надо ехать в центр, то даже если есть машина, то скорее всего люди предпочтут общественный транспорт.

И это при том, что подержанные машины стоят в 2-4 раза дешевле, чем в России.

Объяснение тут одно — ездить на машине очень дорого и не очень удобно. Дорого не потому что машина дорогая, а потому что страховка стоит больших денег, бензин в два раза дороже, чем в Росси, за въезд в центр вам придется заплатить £11.50, то есть примерно 670 рублей по современному курсу. А дальше еще надо припарковаться.

Сколько стоит парковка в Лондоне?
Простой ответ на этот вопрос — по-разному. Тут очень много составляющих — район, популярность места, время суток и проч. В любом случае это будет недешево. Гораздо дороже, чем в Москве.

Давайте покажу порядок цен и пару примеров. Само собой, есть миллион исключений, но в общем и целом — в центре парковка на улице будет стоить от £2.4 до £4.4 в час (то есть от 140 до 260 рублей в час). Кто любит покопаться в тонкостях — подробности тут. Еще в качестве бонус трека иногда надо поездить вокруг, чтобы найти парковочное место. А еще больше 4 часов в одном месте чаще всего стоять нельзя — выпишут штраф.

Вот цена за парковку в центре — 23 рубля за 5 минут (276 рулей в час!). Стоять можно не более 2-х часов!

Крытая парковка с разной степенью охраны — от 5 до 15 фунтов в час (300-900 рублей в час). В спальных районах — 2-3 фунта в час (120-180 рублей в час). На специальном сайте можете посмотреть конкретные примеры — там карта центрального Лондона с указанием парковок.

Оплачивается все легко и просто — либо закидываете деньги в автомат и получаете специальную бумажку, которую вешаете на окно. Либо платите по телефону, указывая номер автомобиля.

Бывают ли исключения?
Да — ночью можно парковаться бесплатно 🙂

В большинстве районов центра деньги за парковку берут с 8.30 до 18.30. Где много театров и ресторанов — там в субботу тоже платно. Воскресенья обычно бесплатные.

А у дома-то бесплатно?
По-разному 🙂 Начнем с того, что совсем не факт, что у вас получится припарковаться возле дома. Парковки вообще может не быть. Современные комплексы строят из расчета на то, что ни у кого нет автомобилей (car free housing так называемый).

В бедных районах можно встретить типичную для России картину — все тротуары запаркованы.

Иногда парковка есть в подвалах зданий, но она стоит дополнительные 50-100 фунтов в месяц.

Иногда можно забиться в узкий проход между зданиями.

Как и в России, если в Лондоне кого-то закрываешь, оставляют телефон

Но это большая редкость.

На улице в большинстве случаев нужен Resident’s Permit, то есть то, что говорит о том, что вы не просто так приехали, а вы тут живете. Обычно такие на год покупают и стоимость сильно зависит от района и автомобиля. Вот, например, расценки в Излингтоне, где я живу (это вторая зона).

1 фунт сейчас для простоты = 60 рублей.

И как люди относятся к тому, что нельзя припарковаться бесплатно?
Нормально. Британия — это нация землевладельцев. Эти люди столетиями покупают и продают землю и ценят ее. Они точно помнят, когда покупают кусок земли. И точно знают, что вместе с автомобилем никто не продает 6-10 квадратных метров земли в любой части Лондона.

Парковка в Лондоне уже много десятилетий стоит больших денег.

Можно ли избежать оплату парковки в Лондоне?
Можно, но по-хорошему игра не стоит свеч. Попробовать можно, но шанс, что вас поймают за хвост и потом не отвертитесь — очень большой. И платить придется дорого. Проще 100 раз заплатить.

Обойти систему сложно, потому что за соблюдением правил следят люди. Люди, чья зарплата напрямую зависит от того, сколько штрафов они навыписывают.

Сейчас есть возможность заплатить смской. Самые хитрожадные могут сидеть в кафе или офисе рядом с машиной и платить за парковку, если на горизонте появляется парковщик. Но они тоже не дураки. Будут сидеть в западне и оштрафуют вас так, что вы сами не поймете, как это случилось. И в суде потом доказать ничего не сможете. Большинство играет в кошки мышки с парковщиками до первого штрафа.

Законопослушность в целом зашкаливает, но все равно штрафуют и делают на этом большие деньги. Центральный район Westminster извесен своим жестоким отношением к нарушениям. В прошлом году только в этом районе насобирали штрафов на 24 миллиона фунтов. Сами понимаете, деньги для бюджета не лишние.

Штраф 80 фунтов, если оплатил сразу — скидка 50%

И как вы там живете?
Да отлично живем. Правила всем ясны. Хочешь ездить на машине — плати.

Зато улицы свободные и пробок нет. Хоть город и строился в средние века. Улочки кривые и узенькие, а пробок в разы меньше, чем в Москве.

Много улиц теперь полностью сделали пешеходными и город куда приятней. Теперь с трудом верится, что когда-то та же Carnaby st была проездной и на ней в два ряда еще парковались. Кошмар.

И без машины жить — на самом деле большое удовольствие. Никаких расходов, никакой головной боли, автомоек, автосервисов, техосмотров, ремонтов и прочей траты времени и денег.

Общественный транспорт
И все же есть один момент.

Нельзя просто так запрещать автомобили и делать их дорогими — надо при этом развивать инфраструктуру и общественный транспорт.

В Лондоне до 60х годов верили в светлое автомобильное будущее и до 80х забивали на метро и автобусы. Только после пожара на Kings Cross снова начали финансировать общественный транспорт. Настоящие инвестиции начались в 1999. И только после этого на автобусе и метро ездить стало непозорно. Машина перестала быть статусным символом и количество поездок на машине поползло вниз, уступая дорогу автобусам с метро.»

Большое спасибо Косте

moscowlondon за рассказ. Будете в его краях — записывайтесь на экскурсии. У него самые крутые туры по Лондону, сам каждый раз с ним хожу и вам советую. Ну и добавляйте его журнал «Записки эмигранта».

Предыдущие посты из Лондона:
Как Лондон разговаривает с жителями

Жизнь без автомобиля: почему стоит отказаться от личного транспорта

Сложно представить современный город без авто. Выходишь утром издома ипробираешься через лабиринты личного транспорта, напешеходнике тебя чуть несбивает какой-то умница, азайти водвор офиса невозможно, потому что там три автомобилиста немогут разъехаться. Машины стали неотъемлемой частью жизни каждого— даже если утебя нет автомобиля итыникогда несидел зарулем, тывсе равно вовлечен вдорожные дела вроли пешехода. Ате, кто зарулем, вообще немогут представить себе жизни без своего «железного коня». Однако, мытут собрались, чтобы обсудить, почемуже все-таки нужно отказаться отличного автомобиля икак это повлияет навашу жизнь иокружающий мир.

Давайте начнем сочевидного: меньше машин— меньше вреда экологии. Обэтом уже говорено-переговорено, нопочему-то невидно движения всторону защиты матушки-природы. Покрайней мере, унас встране. Вэтой вашей Европе уже непервый год отказываются отдизеля впользу более экологичных электрокаров, развивают возможности для пешеходов ивелосипедистов ипридумывают вцелом много разных альтернатив привычным, ноэкологически небезопасным предметам иявлениям. Опятьже, уменьшая количество автомобилей, выизменяете городское пространство вокруг себя: становится больше воздуха— нетого, которым дышим, асвободного места,— становится легче дышать, ничего недавит, нераздражает. Ради интереса просто вспомните, как хорошо двигаться поглавной улице вовремя большого праздника, когда все движение перекрыто!

pixabay.com

Естественно, если отказываешься отличного транспорта, приходится пересесть натранспорт общественный. Есть унего иминусы вроде бабулек стележками, давки излых кондукторов, ноесть ибольшие плюсы. Во-первых, пробка, вкоторой стоишь (сидишь) всвоем автомобиле, больше нестрашна: вышел измаршрутки идобежал доработы пешком, есть даже вероятность того, что успеешь прийти вовремя. Во-вторых, уобщественного транспорта есть еще одно большое преимущество перед личным: даже если тынестоишь впробке иникуда неопаздываешь, утебя есть время почитать, что-то послушать, очем-то подумать, составить список покупок, сделать звонок, расслабиться, вконце концов. Поездка втрамвае нетребует сосредоточенности надороге, единственное, очем тут нужно думать— какбы непроехать свою остановку. Кстати, изокон большого транспорта часто открывается красивый вид— попробуй-ка полюбуйся нароскошный закат зарулем автомобиля.

Теперь подумаем вот очем. Владение автомобилем подразумевает, что отпунктаА допунктаБ выдоберетесь, невыходя измашины. Ночто, если нужно посетить какой-нибудь Старооскольский тупик, вкоторый незаехать иневыехать? Психология водителей такова, что этот факт сразуже выбьет изколеи. Машину придется бросить где-то занесколько дворов, идти пешком, аэто очень раздражает— ячто, автомобиль купил, чтобы пешком ходить?

Вообще, кстати, обилие машин водворах— больной вопрос идля водителей, идля пешеходов. Первым вечно негде припарковаться, вторым вечно негде пройти. Неточтобы кто-то изних был неправ, нораз ужпокупаешь транспорт, позаботься иотом, чтобы было где его оставить, разве нет? Дружить сплатной парковкой водитель нехочет, астоять полчаса наморозе иждать, пока выйдет хозяин заблокировавшей выезд тачки ивыпустит тебя, видимо, всем понраву. Неговоря уже отом, что чтобы зимой куда-нибудь добраться, нужно потратить время наочищение ипрогревание машины, тогда как такси квам приедет уже тепленькое ичистенькое.

vk.com/gorod_na_neve

Кслову опарковках водворе: пример изжизни. Жителям одного издомов вСмоленске настолько надоело бесконечное число машин, которые постоянно превращали дорогу под окнами вбеспардонное месиво, что они скинулись всем домом ипоставили навъезде знак: «Проезд ипарковка только для жильцов дома. Решение принято общедомовым собранием». Там даже суд был содной автоледи, инеудивительно, что жильцы проиграли, нопредставьте, насколькож сильно кипело, если даже незаконная установка знака посравнению савтобеспределом показалась приемлемой.

Втомже Смоленске несколько человек подошли квопросу более продуманно, итеперь вгороде есть сообщество «Среда почетвергам», которое поднимает важные вопросы урбанистики— вчастности говорят иотом, что касается комфортного перемещения погороду.

Жизнь без автомобиля— это нетолько свобода передвижения нанебольших дистанциях, ноиэкономия. Ктобы что ниговорил, отсутствие машины дешевле его наличия, особенно, если дело касается моделей, которым больше 10лет. Почитайте любую историю того, кто отказался отсобственного авто, ипосмотрите, какие деньги фигурируют вихисториях. Если хочется посмотреть намногацифер, посмотрите вот здесь, нонасамом деле, это обойдется дешевле, даже если периодически ездить натакси. Ктомуже, инаштрафах пару тысяч рублей сэкономите.

Знаете, почему многие бросают автошколу или неездят после получения прав? Потому что дорога— это стресс. Этот козел невключил поворотники, эта обезьяна проехала накрасный, этот ***акрезко затормозил, витоге уровень напряжения растет ирастет. Безопаснее всего вэтом плане ходить пешком. Кстати, физическая активность всегда полезна— полчаса туда иполчаса обратно, ивыуже выполняете половину или даже целую дневную норму. Разумеется, недействует, если работа находится за20км отдома, нодаже общественный транспорт нетребует постоянного вовлечения инапряжения. Многие изтех, кто отказались отавтомобиля, замечают, что стали спокойнее. Совпадение? Недумаю.

Вот иполучается, что единственный плюс собственного автомобиля втом, что тынезависимо отвнешних обстоятельств можешь передвигаться налюбые расстояния, при этом страдает как окружающая среда, так исам водитель— стрессы, опоздания понезависимым отнего причинам, экономическая невыгодность. Стоитли оно того?

Рассказывайте вкомментариях, как появление автомобиля или отказ отнего изменил вашу жизнь.