Как выбрать сабвуфер в машину?

Несколько советов по выбору и установке сабвуфера в авто.

Сабвуферы делятся на активные и пассивные.

Активные сабвуферы — это сабы с уже встроенным прямо в них усилителем. По сути готовый комплект, который прост в эксплуатации и элементарно подключается. Воткнул 2 контакта от головного устройства и поехал. Считается, что у большинства производителей активная акустика обладает худшими характеристиками, чем пассивная. Принято считать, что связано это с простым желанием завода-изготовителя сэкономить на качестве и на материалах.

Пассивные — это сабы без встроенного усилителя. Пассивный саб требует обязательной и чёткой совместимости между собой трёх компонентов: головного устройства, усилителя и собственно самого сабвуфера. При использовании пассивного сабвуфера необходим усилитель такой же мощности (мостовое подключение), какая указана в инструкции самого саба, как номинальная.

Громкость, насыщенность и правильность работы саба напрямую зависят от конкретного типа кузова авто. Установка саба в каждом из типов очень желательна в правильном месте.

> В кузове типа универсал (большие двухобъёмные авто) — саб необходимо направить фазоинвертором и динамиком назад.

> Для кузова типа хэтчбэк (не крупные двух объёмные авто) — саб (и его динамик и фозоинвертор) должны быть направлены вверх или в сторону багажника. Не стоит направлять на заднюю спинку сиденья (это грозит ощутимыми потерями в звуке).

> В случае с кузовом типа седан (авто типа классических ВАЗов) — саб (и порт и динамик) необходимо направить непосредственно на заднее сиденье с зазором до 8-ми см. Ещё лучше направлять на подлокотник. В последнем случае не наблюдается эффект гулкости (или приглушения), и саб (особенно мощный) — звучит качественно.

И еще несколько советов при выборе автомобильного сабвуфера.

1. При выборе автомобильного сабвуфера никогда не смотрите на заявленную мощность (ни на номинальную, ни особенно на максимальную). Многие компании врут, причем и одну и в другую сторону, хотя конечно в основном завышают реальные характеристики. Больше полагайтесь на репутацию фирмы.

2. На мой взгляд, оптимальный размер для сабвуферного динамика это 12 дюймов.

3. Берите действительно хорошие фирмы. Сейчас очень много дешевых «Китайских» фирм, которые преподносятся как дорогие «Американские». Консультируйтесь с грамотными продавцами.

4. Лучше что бы верхний подвес был из резины, а корзина литая алюминиевая, а не железная штампованная.

5. Если надо очень много баса (так что бы волосы дыбом встали), то возможно вместо одного дорогого целесообразней взять два, но более дешевых. Чувствительность у них будет выше, чем у более мощных автомобильных сабвуферов, а мощность (за счет того, что их два) будет такой же.

6. Слишком мощный и дорогой сабвуфер автомобильный (12000руб и дороже) есть смысл брать, если вы хотите озвучить улицу. В автомобиле в большинстве случаях по большому счету такая мощность не нужна. С другой стороны дешевые (до 3500руб за корпусной саб) тоже брать не стоит. Оптимальная цена на мой взгляд это от 4000руб до 10000руб за вариант в корпусе и от 2500руб до 8000руб за вариант динамиком.

7. Если у Вас сабвуфер автомобильный будет стоять в багажнике седана, то все же звук от него будет доходить ослабленный, чуть искаженный и с запозданием. Берите сабвуфер с запасом.

8. Мощность автомобильных сабвуферов, как правило, с каждым годом постоянно растет. Растет и мощность усилителей. Правильно выбирайте мощность и того и другого.

9. Перед покупкой прослушайте различные автомобильные сабвуферы на стенде. Это не так тяжело, особенно если Вы выбираете корпусной автомобильный сабвуфер. Звука от него должен быть плотный и как можно более четкий. Гудений должно быть как можно меньше. После этого берите, какой больше понравился.

10. На многие автомобильные сабвуферы (в основном на верхние модели) часто действуют всевозможные специальные предложения и скидки. Конечно стоит поискать такие. Некоторые можно купить в два раза дешевле.

16. Помимо мощности нужно смотреть и на чувствительность автомобильного сабвуфера. Но как правили чем больше мощность, тем ниже чувствительность, ведь у мощных Сабов должен быть жесткий подвес, а он в свою очередь снижает чувствительность.

Как выбрать хороший сабвуфер в машину

Купить хороший сабвуфер в машину в последнее время желает все больше автолюбителей. Особенно сильно это желание у тех водителей, кто уже установил в авто качественную магнитолу и хорошую акустику, сделал шумоизоляцию своего «железного коня», но качеством звучания аудиосистемы все равно не удовлетворен. Как лучше поступить в такой ситуации?

Мощных басов без хорошего сабвуфера не бывает, поэтому перед тем как бежать в магазин автозвука, следует узнать, как выбрать хороший сабвуфер в машину.

В конце этой статьи можно посмотреть видео, в котором на примерах показано, какой лучше выбрать сабвуфер в машину.

Ещё до покупки сабвуфера неплохо было бы разобраться с такими вопросами:

  1. Как подключить сабвуфер в машине – ведь особенности установки и настройки могут повлиять на ваш выбор.
  2. Зачем нужен конденсатор для сабвуфера и для чего он вообще нужен в машине?

При выборе желательно изучить все плюсы и минусы активных и пассивных сабвуферов, их виды, а также выделить основные ценовые категории, чтобы не купить слишком дорогой «саб» или откровенный ширпотреб.

Активный или пассивный сабвуфер — какой лучше?

Главное отличие между пассивным и активным сабвуфером в их конструкции и компоновке. В машину можно устанавливать и первый, и второй тип. Ниже мы рассмотрим основные достоинства и недостатки этих видов сабвуферов.

Активный сабвуфер

Активный сабвуфер располагает встроенным усилителем и обходится без внешней регулировки звука. Высокая надежность, которая достигается за счет сбалансированной конструкции – это и есть основное достоинство таких акустических систем.

Если приоритетной является надежность, то стоит обратить внимание именно на активные сабвуферы для машин.

Но недостатки у такой компоновки тоже есть:

  1. Во-первых, так как этот тип сабвуфера предлагается в уже собранном виде, зачастую возникают трудности во время его установки в машине.
  2. Во вторых, качество звучания активных сабвуферов зачастую хуже, чем у пассивных. Причина этого – бюджетные материалы, из которых, как правило, изготавливается корпус.

Пассивный сабвуфер

Пассивный сабвуфер предполагает покупку лишь одного низкочастотного динамика, а это значит, что усилитель придется приобретать отдельно. Тоже самое касается и качественных акустических кабелей.

Монтаж пассивного сабвуфера лучше доверить специалисту, который сможет органично вписать весь аудиокомплект в ваш автомобиль. Кроме автомагнитолы, регулировка звука производится также и в усилителе, что благотворно сказывается на общей звуковой картине в салоне машины.

Виды автомобильных сабвуферов

Все сабвуферы по своему исполнению делятся на два основных вида:

  1. Открытые,
  2. Корпусные (закрытые).

Подробней остановимся на каждом из них.

Открытые сабвуферы

Открытый автомобильный сабвуфер представляет из себя мощный динамик, встраиваемый непосредственно в какую-либо панель машины. Но у простоты конструкции есть и обратная сторона — дело в том, что такие сабвуферы не предназначены для искушенных меломанов и любителей качественных басов. Ведь правильно настроить частоту звучания такого «саба» можно лишь при помощи специальных фильтров, без которых устройство просто не в состоянии выдать мощные глубокие басы в диапазоне ниже 100 Гц.

Тем не менее, открытые сабвуферы, хоть и не отличаются высококлассными характеристиками, имеют привлекательную цену и отлично подойдут для установки в машинах с не слишком взыскательными слушателями.

Корпусные сабвуферы

А вот корпусные сабвуферы гораздо сложнее. Их динамики помещают в специальные ящики (корпуса), параметры которых заранее рассчитываются при помощи формул. Такой подход позволяет не просто купить готовый сабвуфер, но и сделать индивидуальный заказ, с учетом особенностей места подключения сабвуфера в машине.

Подобные изделия подразделяются на несколько типов, у каждого из которых есть свои особенности:

Фазоинвертор представляет из себя ящик (закрытый корпус) в котором имеется специальный тоннель, предназначенный для повышения давления звука на встроенный внутри динамик. За счет такой конструкции отсутствуют звуковые провалы в диапазоне частот от 50 до 120 Гц.

При этом искажения звука фактически исключаются, потому как давление на диффузор значительно возрастает (влияние замкнутого пространства), а фазоинвертор блокирует избыточное давление, что не только повышает производительность сабвуфера, но и ограждает динамик от повреждений.

Закрытый корпус – данный тип сабвуферов встречается редко, даже несмотря на крайнюю простоту конструкции (динамик заперт в герметичном корпусе, который и гасит тыловые звуковые волны). Из достоинств таких сабвуферов можно отметить выдачу очень приличных нижних частот и минимальный риск механических повреждений. А причина малой популярности заключается в низком КПД таких устройств.

Бандпасс объединяет в себе оба предыдущих типа — это более сложный по конструкции сабвуфер (его еще называют полосовым громкоговорителем). Такой «саб» имеет несколько большие габариты, так как он представляет из себя инверторный тоннель в корпусе, разделенном динамиком на две части.

Подобная конструкция, с одной стороны дает выход звука наружу посредством фазоинвертора, а с другой — через закрытое пространство (герметичное) сзади динамика, придает необходимую жесткость диффузору. Преимущества бандпасса следующие:

  • высокий КПД,
  • отлично играет уже с 20 Гц,
  • позволяет расположить устройство в любом месте машины, так как звук выходит из динамика только через передний фазоинвертор.

Но и здесь существует такой недостаток, как относительная сложность конструкции. Чаще всего самостоятельные попытки провести расчеты и сделать подобный сабвуфер своими руками ни к чему, кроме потраченных нервов, сил и средств не приводят. Поэтому целесообразно будет приобрести уже готовый бандпасс в заводском корпусе.

Перед тем как покупать сабвуфер в машину стоит учесть все эти нюансы, чтобы выбрать изделие, максимально отвечающее вашим запросам.

Сколько стоит хороший сабвуфер в машину?

Цена на автомобильные сабвуферы разных производителей может очень сильно отличаться. Сколько будет стоить сабвуфер в машину зависит от производителя, диаметра динамика, мощности и других параметров.

Читайте также  Как пристегнуть люльку от коляски в машине?

Чаще всего в машины покупают сабвуферы фирм ALPINE, JBL, Kenwood, MYSTERY, Pioneer, PROLOGY и Sony.

Как правило, цены на сабвуферы для машин начинаются от 2000 руб. Естественно, выдающихся характеристик от бюджетных моделей ждать не приходится. Представителями этой ценовой категории можно назвать:

  • PROLOGY WOW BOX 1200 (порядка 3 000 руб.),
  • PROLOGY WOW BOX 1000 (ок. 2 500 руб.),
  • DRAGSTER DER-210 (ок. 4 000 руб.) и так далее.

Средняя ценовая категория (от 7 000 до 12 000 руб.) представлена такими автомобильными сабвуферами, как:

  • CADENCE MBX12A (ок. 7 500 руб.),
  • CADENCE XBP122 (ок. 10 000 руб.),
  • ESX SXB302 (ок. 12 000 руб.).

Для подавляющего большинства автолюбителей такие сабвуферы в машину будут наиболее оптимальны по соотношению цена-качество.

Ну а для настоящих меломанов предназначены мощные и дорогие сабвуферы с ценой от 15 000 руб. К ним относятся:

  • ALPINE SWD-3000 (ок. 15 300 руб.),
  • FOCAL BOMBA 27 V1 (ок. 16 200 руб.) и так далее.

Цена может достигать даже 60 000 руб. и более, например, AUDISON THESIS TH 10 (ок. 63 000 руб.). Так что на вопрос, сколько стоит сабвуфер в машину, дать ответ чрезвычайно сложно.

Подводя итог, можно отметить, что сабвуфер в машину нужен далеко не каждому водителю. Большинство автолюбителей будет удовлетворено звучанием устройств средней ценовой категории. А всё, что стоит свыше 20 000 руб. – это уже товар для настоящих ценителей звука.

Какой выбрать сабвуфер в машину

Как выбрать сабвуфер для автомобиля

Очень часто получается так, что купил в машину хорошее головное устройство и качественные динамики, но полного удовлетворения от звука нет. Катастрофически не хватает мощных «низов», чтобы раскачало, как следует. Получить полное наслаждение от качественного «баса» музыки можно только с установкой мощного и хорошего сабвуфера.

Примечание: Эта статья является частью большой лекции по установке качественного автозвука. Если вы новичок и не знаете с чего начать, пожалуйста почитайте первую статью из этого цикла: Главные составляющие хорошего автозвука.

Виды автомобильных сабвуферов

Чтобы точно знать, как выбрать сабвуфер нужно в первую очередь разобраться, какие бывают виды автомобильных сабвуферов:

1 — Открытого и закрытого (корпусного) типа:

  • Открытого типа сабвуферы представляют собой мощные низкочастотные динамики, установленные непосредственно в автомобильные панели без замкнутого пространства. «Подгонка» воспроизводимой частоты производится только за счет фильтров, но такая регулировка не дает глубокого баса ниже 100 Гц, поэтому открытый тип сабвуфера можно назвать начальным этапом создания качественной музыки.
  • Корпусные сабвуферы представляют собой низкочастотные динамики «запертые» в определенном объеме. Их можно либо приобрести, либо изготовить по индивидуальным параметрам, причем второй вариант более распространен для почитателей «глубоких низов».

Корпусные сабвуферы бывают:

Ящик закрытого типа — динамик устанавливается в герметичный ящик заданного объема, причем замкнутая звуковая волна сзади динамика гасится в ящике, что предотвращает от механических повреждений. Простота расчета по объему конструкции, малая вероятность перегрузки динамика, отличное воспроизведение нижних частот – основные факторы существования такого типа сабвуфера в машину. Но такая конструкция имеет довольно низкий КПД и поэтому редко применима.

Сабвуфер Vibe SLR 12 имеет корпус закрытого типа.

Фазоинвертор представляет собой закрытый ящик с тоннелем (фазоинвертором), заданных размеров, за счет которого создается повышение звукового давления на установленный динамик, что создает подъем звука на определенной частоте в пределах 50-120 Гц. Замкнутое пространство ящика повышает давление на диффузор, что уменьшает вероятность искажений звука и механических повреждений динамика, а фазоинвертор (акустический фильтр) корректирует подъем АЧХ и разгружает диффузор от избытка давления, что значительно повышает КПД устройства. Фазоинвертор дает возможность создавать сабвуфер для авто с практически любыми характеристиками.

Сабвуфер с фазоинверторм JBL GT5-1204BR

Полосовой громкоговоритель (Бандпасс) самая сложная конструкция сабвуфера, требующая дополнительного пространства, т.к. сочетает в себе конструкцию закрытого ящика и фазоинвертора. Основа конструкции – это ящик с фазоинверторным тоннелем и установленным внутри динамиком в качестве перегородки на два отделения, таким образом, сзади динамика образуется закрытое герметичное пространство, придающее жесткости диффузору, а спереди динамика объемное пространство «с выходом наружу» через фазоинвертор.

Бандпасс сабвуфер JBL GTO-1204BP-D

Бандпасс очень проблематичен в расчетах, но позволяет создать значительный подъем звука даже на 20 Гц, имеет высокий КПД, а сам звук выходит исключительно через отверстие, что дает возможность устанавливать сабвуфер в любом месте, причем выход звука можно организовать за счет тоннелей в любой точке автомобиля.

Бандпасс предоставляет хорошее давление на звук, но бас при этом становится чаще рыхлым, чем плотным.

Внимание: Подобные сабвуферы стоит брать в автомобили только в родных корпусах, собранным производителем с учетом всех тонкостей поскольку самим рассчитать хорошо играющий бандпасс — задача не из лёгких, которая чаще заканчивается неудачей. Причем, после таких неудач приходится собирать всё заново, если на то остаются силы и желание.

2 — Активного или пассивного типа

Активный сабвуфер имеет в своем корпусе встроенный усилитель и не требуют дополнительного внешнего регулирования звукового сигнала. Главным преимуществом активного сабвуфера является его сбалансированная комплектация динамик/усилитель, что очень важно для надежной эксплуатации устройства. Но у активного сабвуфера есть, конечно, и отрицательная сторона – это уже собранная конструкция, которая проблематично располагается в автомобиле, при этом для изготовления корпуса часто используются более дешевые материалы, что неминуемо влияет на качество автозвука.

Пассивный сабвуфер не имеет встроенного усилителя, а значит, требует дополнительного соответствующего усилителя мощности и качественной электропроводки. При соблюдении условий пассивный сабвуфер выгодно отличается своей лояльностью конструктивного исполнения, т.е. установление его в автомобиле выглядит более органичным. Управление звучанием производится на головном устройстве и усилителе мощности, что значительно удобнее, нежели у активных сабвуферов.

Правила выбора сабвуфера

Как правильно выбрать сабвуфер, чтобы он органично вписался в интерьер салона авто и «давал» качественное звучание – достаточно следовать правилам:

Мощностные характеристики сабвуфера должны соответствовать выходной мощности усилителя низкой частоты, причем его мощность должна быть равна сумме всех мощностей выходных каналов, т.е. имеете 4 канала по 100 Вт – значит, сабвуфер необходимо устанавливать на 400 Вт. К тому учтите, что подбор мощности должен осуществляться по аналогичному параметру: номинальной или пиковой мощности.

Эквивалентный объем сабвуфера просчитывается от мощности динамиков. Но пространство салона имеет ограничение, значит еще до приобретения динамиков необходимо точно рассчитать максимальные размеры динамиков и короба сабвуфера, а также место его расположения. Если не учесть этот параметр, то может стать остро вопрос о правильном расположении сабвуфера в машине, при этом уменьшение размеров его корпуса нежелательно из-за ухудшения АЧХ воспроизведения.

Выбор вида сабвуфера осуществляется по желаемому качеству звука и параметров головного устройства. Если головное устройство способно «выдать» достаточную мощность для раскачки, то можно использовать пассивную систему динамиков, а при недостаточной мощности – потребуется активный сабвуфер или дополнительный усилитель мощности. Для создания низов среднего качества достаточно установить мощные низкочастотные динамики на заднюю панель у стекла, а хотите получить качественный глубокий низкий бас – то без фазоинвертора или полосового громкоговорителя не обойтись.

Совет: Подбирайте всегда оптимальные размеры и мощность сабвуфера для вашего автомобиля с учетом размеров и особенностей его салона. Приобретение уже собранных систем всегда приводит к проблемам при установке, а создание индивидуального сабвуфера лишь на первый взгляд проблематично и дорого, а в итоге получается более оправданным из-за получения отличного качества звука и органичного вписывания в интерьер салона.

Как это низко! Выбираем сабвуфер в машину

Какой же звук без хороших басов?! Если вы слушаете в автомобиле музыку в высоком качестве, вам не обойтись без сабвуфера. Рассказываем, как его выбрать.

Автозвук — один из приоритетных параметров для автовладельцев. Достойное звучание любимых композиций достигается подбором качественной акустики и грамотным расположением акустических элементов в салоне автомобиля. Сабвуфер в акустической системе отвечает за низы, он способен заставить даже самый заурядный трек зазвучать ярко и по-новому.

Как выбрать сабвуфер в машину — каждый определяет, исходя из собственных приоритетов. Одним достаточно компактного элемента под сиденьем, другим нужна мощная установка, занимающая весь багажник. Большинство автомобилистов предпочитают выбирать недорогой, но хороший саб, который не занимает много места в машине и выдает качественные нижние частоты.

Какой сабвуфер лучше: активный или пассивный

Все существующие сабы можно объединить в две категории: активные и пассивные.

Активные модели

Так называют сабвуферы, в конструкции которых есть усилители. Они просты в подключении, легко настраиваются, их можно купить за относительно невысокую цену. Уровень звучания при этом будет несколько ниже, чем у пассивных моделей, но этот недостаток компенсируется удобством. При монтаже не понадобится устанавливать усилительные элементы, прокладывать провода через весь салон авто, а также изучать всевозможные схемы подключения.

Один из типичных примеров этой категории — однополосная 12-дюймовая модель Alpine SWD-355.

Саб поставляется в фазоинверторном корпусе с возможностью использования в исполнении «закрытый ящик». Легко размещается в салоне за счет небольших габаритных размеров (45х39.2х42.2 см). Состоит из одного динамика мощностью до 650 Вт. Частотный диапазон звука составляет от 30 до 200 Гц. Модель оснащена входом для универсального подключения.

Пассивные модели

Эта категория характеризуется хорошим звучанием, но требует установки отдельного усилителя. Обязательное условие — полное соответствие параметров саба и усилительного элемента. Если оно не соблюдается, добиться полноценного звука будет сложно. Такой выбор подходит для ценителей качественной акустики, готовых потратить время и средства на установку многоэлементной системы.

Представитель таких сабов — мощный однополосный 10-дюймовый Rockford Fosgate P1-2X10 с двумя динамиками, выполненный в фазоинверторном вентилируемом корпусе.

Диапазон мощности от номинала до максимума составляет 500-1000 Вт. Частотный ряд воспроизведения составляет 30-800 Гц при акустической чувствительности до 92 дБ.

Читайте также  Pwr что это такое в машине?

Нельзя утверждать однозначно, что лучше — активный или пассивный сабвуфер. Для одних покупателей приоритетом является простота и удобство, а для других — высокое качество звучания низов.

Виды конструктивных исполнений

Вторым шагом в принятии решения, как выбрать сабвуфер в авто, является выбор корпусного исполнения. Ассортимент рынка сабов включает пять типов корпуса:

  • закрытый ящик;
  • фазоинверторный ящик;
  • компакт;
  • полосовой (банд-пасс);
  • пассивно-радиаторный (рад-пасс).

Закрытый ящик

Такой тип корпусного исполнения исключает наличие отверстий в ящике, внутри которого расположен динамик. Пользуется постоянным спросом за счет того, что хорошо звучит и при этом недорого обходится.

Одна из таких моделей — Kenwood KSC-SW11. Корпус оснащен высоковольтным входом, имеет небольшие габаритные размеры (19х7х28 см), что упрощает его размещение и подключение.

Звучание однополосное, с максимальной мощностью до 150 Вт. Частотный диапазон звука составляет от 35 Гц до 150 Гц. Динамик (12х20 см) с ферритовым магнитом и каучуковым подвесом дополнен встроенным усилителем. Корзина динамика сделана из штампованной стали.

Фазоинверторный ящик

Похож на закрытый ящик, но внутреннее пространство соединено с внешним при помощи небольшого тоннеля (это и есть фазоинвертор). Цена таких моделей выше, чем представителей предыдущей категории, но и звучание более качественное. Единственный минус — такие корпуса обычно больше в размерах по сравнению с закрытыми ящиками.

Вот пример, однополосный 12-дюймовый пассивный Cadence XBP121 с низкочастотным динамиком диаметром 30.5 см. Его мощность составляет от 300 Вт номинала до 600 Вт максимального уровня.

Диапазон низких частот от 29 до 500 Гц при акустической чувствительности 91 дБ. Корпус имеет средние габариты, позволяющие установить саб в любой багажник (56х38х34 см). Отличительным плюсом модели является наличие позолоты на контактах, что препятствует их окислению.

Компакт

Небольшие компактные модели, которые легко установить в салоне или под сиденьем. Демонстрируют среднее качество звука, не занимают много места, а также отличаются невысокой ценой.

Один из ярких примеров — получивший статус «Выбор покупателей» благодаря хорошим отзывам на Яндекс.Маркете, активный 8-дюймовый компактный Pioneer TS-WX130DA.

Его габаритные размеры составляют всего 28х20х7 см при диаметре динамика 20 см. Модель демонстрирует среднюю мощность (от 50 Вт номинальной величины до 160 Вт максимальной), широкий низкочастотный диапазон воспроизведения (от 20 Гц до 200 Гц). Диффузор динамика — алюминиевый. Магнит выполнен из стронция.

Банд-пасс

Полосовый вариант, предполагающий размещение низкочастотного динамика внутри с выходом звука через фазоинверторное отверстие. По сути это гибрид закрытого ящика и фазоинверторного варианта. КПД у таких моделей выше, чем у предыдущих типов.

Одно из лидерских мест в рейтинге моделей этой категории занимает мощный 12-дюймовый JBL GT-12BP пассивного типа без встроенного усилителя.

Модель оснащена 30-сантиметровым динамиков с полипропиленовым диффузором. Мощность звука регулируется от номинальных 300 Вт до максимума 1200 Вт, в низкочастотном диапазоне от 45 Гц до 130 Гц. Дополнительным плюсом конструкции является наличие удобных и надежных винтовых клемм для соединения с другими элементами системы.

Рад-пасс

В конструкцию входят два динамика низких частот, каждый из которых имеет собственный диапазон. С помощью дополнительного динамика можно снижать резонансную частоту звучания. Эта категория является одной из самых дорогих и применяется обычно в профессиональной среде на соревновательных мероприятиях.

К этой категории относится и высокомощный однополосный 12-дюймовый Kicker DL7122, оснащенный двумя 30-сантиметровыми низкочастотными динамиками. Максимальная мощность воспроизведения достигает 1800 Вт при диапазоне воспроизводимых частот от 20 Гц до 100 Гц.

Соединение с остальными деталями акустической системы осуществляется при помощи пружинных клеммных контактов. Габариты корпуса (86х40х49 см) рассчитаны на размещение в просторном багажнике.

Больше интересного для автомобилистов:

Как выбрать автомобильный сабвуфер?

Каждый любитель автозвука не представляет свою аудиосистему без сабвуфера. Только его частоты проходят сквозь стены или корпус автомобиля. Как не растеряться среди огромного выбора предложений на рынке от разных производителей? Задача у них одна, но они такие разные. В этом материале мы расскажем, на что нужно обращать внимания при выборе автомобильного сабвуфера и какой сабвуфер подойдёт именно вам.

Начать стоит с небольшой аксиомы: собрать действительно качественную аудиосистему без покупки автосабвуфера практически не возможно. Самые маленькие сабвуферы начинаются с шестидюймового размера. Этот габарит чаще встречается у широкополосных дверных динамиков, реже – в узкополосном частотном диапазоне. Отличаются сабвуферные «шестёрки» увеличенным ходом диффузора (для воспроизведения более низких частот) и улучшенной системой вентиляции (охлаждения) звуковой катушки. Возможность «жить» в малогабаритном корпусе является главным плюсом малышей, поскольку более лёгкий диффузор легче контролируется усилителем. А это значит, что минисабвуферы звучат чуть быстрее, резче и чётче, чем их громоздкие братья по частоте.

Чем больше динамик — тем выше громкость и тем более насыщенным получится бас,
но вместе с этим «маленькие» модели звучат быстрее и чётче

Но вместе с этим небольшая площадь диффузора создаёт меньше звукового давления, поэтому недостаточно громких сабвуферных малышей чаще всего ставят парами: две 6-дюймовые модели будут чуть громче одного 8-дюймового «звукодава», две 8-дюймовые лучше одной десятки и т.д.

Больше всего сабвуферов на рынке предложено в 10- и 12-дюймовых размерах. Это золотая середина между ещё не слишком громоздким корпусом, оптимальным уровнем звукового давления и импульсными характеристиками, т.е. точностью и скоростью баса.

15- и 18-дюймовые сабвуферы самые громкие и требуют около 50-100 литров акустического оформления. Иными словами, ради них придётся пожертвовать местом в багажнике.

Тип сабвуферов

Усилитель, встроенный в магнитолу, рассчитан на озвучивание четырёх коаксиальных или компонентных динамиков. Но если в устройстве предусмотрена возможность настройки громкости сабвуфера, то значит оно имеет также линейные выходы на дополнительный внешний усилитель мощности для сабвуфера.

Дополнительный усилитель может быть как встроенный в корпус сабвуфера, так и продаваться отдельно. Главное, что он должен быть обязательно, иначе сабвуфера мы попросту не услышим.

У активных сабов есть силовые, линейные и высоковольтные входа (сверху).
Иногда подключение выполнено в виде общего разъёма (фото снизу)

Активный сабфувер – низкочастотный динамик в акустическом оформлении (корпусе), оснащённый собственным усилителем мощности. Выбирая такой тип сабвуфера пользователю не обязательно владеть дополнительными знаниями по стыковке мощности, сопротивления и вариантов подключения – всё для вас уже подобрано, подключено и запаковано производителем. Установить его проще, т.к. коробка одна, а не две. Просто меряем его у себя в багажнике и, установив, наслаждаемся глубоким басом.

Отличить активный сабвуфер от пассивного можно по количеству подключаемых проводов. Вместо двух акустических клемм у активных сабвуферов имеются силовые, линейные и высоковольтные входа (для подключения к штатным магнитолам, не имеющим линейных выходов RCA). Т.е. быстрый демонтаж (например, для перевозки чего-либо в багажнике автомобиля) и обратный монтаж активного саба усложняется. Удобно, если подключение выполнено в виде общего разъёма, предполагающего вариант лёгкого демонтажа сабвуфера без съёма подкапотного предохранителя.

К активным также принадлежат самые маленькие и плоские сабвуферы, которые благодаря своим размерам претендуют на скрытую установку под сиденья. Подобное решение, экономящее место в багажнике, будет положительно оценено любым автомобилистом, но, скорее всего, только до того момента, как вы включите сам сабвуфер. К сожалению, плоские активные сабы являются компромиссным решением между штатной акустикой и любым, даже самым маленьким сабом в традиционно большой коробке. Только более дорогие модели способны опровергнуть
прилипшую к ним кличку «вибраторы».

Активные сабвуферы могут быть в любом акустическом оформлении, кроме фриэрного (безкорпусного), но чаще всего встречаются в закрытом и фазоинверторном корпусах. Состоят в основном из более бюджетного комплекта: усилитель + НЧ головка + корпус + проводка. Во-первых, чтобы «равно» (т.е. результат) не зашкаливало, а во-вторых – более продвинутый покупатель предпочитает собирать свою аудиосистему отдельно.

Пассивным сабвуфером называют низкочастотный динамик в корпусе без усилителя. Т.е. это незаконченное изделие, которое нужно ещё дополнить усилителем, без которого, собственно, он не «запоёт». Этот тип сабвуферов предложен на рынке в гораздо больших вариациях акустического оформления, которые мы сейчас рассмотрим более подробно.

Оформление сабвуферов

Закрытый корпус – это самый простой вариант оформления

Объём воздуха в корпусе напрямую влияет на параметры динамика. Разные виды акустического оформления применяются для корректировки диапазона воспроизводимых частот и повышения звукового давления на некоторых частотах.

Закрытый корпус – это самый простой вариант акустического оформления и, как правило, наименьший по габаритам. Воздух внутри такого герметичного ящика заперт и не имеет выхода наружу, в связи с чем это является не самым громким. Зато звучит сабвуфер в закрытом корпусе классически ровненько и чётко, но если вам не хватает давления с акцентом на определённых частотах, тогда лучше выбрать другое акустическое оформление.

Фазоинверторный корпус имеет специальную трубку,
которая обеспечивает бонусные децибелы

Фазоинверторный корпус. Этот тип сабвуферов имеет специальную трубку (фазоинвертор), соединяющий его внутреннее пространство с внешним миром. Здесь излучение тыльной части диффузора не умирает в герметичном оформлении, как в случае с закрытым корпусом, а используется в виде бонусных децибел. Через трубу или щель «пролазит» только определённое количество «мясистых» (или их ещё называют «вкусных») частот, которые соединяясь с частотами, излучаемыми фронтальной частью диффузора, удваиваются и усиливаются, как будто второй динамик подыгрывает через фазоинверторный порт, но в очень узком диапазоне.

Фазоинвертор напоминает функцию «басбуст» на усилителях мощности, только у «фазиков» акцентирование «вкусной» частоты получается естественнее и чище. Чтобы не потерять лишние децибелы нужно учитывать, что порт, инвертирующий тыльную фазу, нельзя перекрывать чем-либо.

Пассивный излучатель работает с эффектом фазоинверторного
корпуса, приукрашая определённую частоту

Габариты фазоинверторных корпусов, как правило, всегда больше закрытых. И в этом есть свой плюс: чем больше акустическое оформление, тем громче подыгрывает труба «фазика». Чем ближе фазоинвертор к объёмам закрытого корпуса, тем менее заметна работа «фазика». Но сильно увлекаться данным эффектом нельзя, т.к. слишком большой объём дудит, а не играет. Это хорошо заметно на дешёвых моделях в виде корпуса бочки, которые ориентированы на привлечение неопытного покупателя громким и бубнящим басом.

Читайте также  Куда лучше крепить видеорегистратор в машине?

Пассивный излучатель работает с эффектом фазоинверторного корпуса, приукрашая определённую частоту. Только в этом оформлении в роли «басбуста» выступает второй диффузор. Спереди он похож на обычный динамик, а с тыльной стороны лишён звуковой катушки и магнитной системы. Голую подвижку заставляет подыгрывать на своей резонансной частоте основной динамик.

Полосовой корпус – решение для гурманов мощного баса

Полосовой корпус или бандпасс – решение для гурманов мощного баса. Подобные устройства в продаже встречаются редко из-за своих немалых размеров. НЧ-головка в таком виде исполнения идеально защищена от внешних повреждений, т.к. находится между двумя видами корпусов: закрытым и фазоинверторным, т.е. два корпуса в одном. Здесь порт закрывать категорически нельзя, это единственный выход усиленных и низких частот. Такой вид исполнения по звуку лучше подходит для музыкальных жанров, требующих как можно больше звукового давления, а не передачи всех тонкостей звука.

Безкорпусные сабвуферы могут быть двух типов:

Безкорпусные сабвуферы бывают двух типов: одни могут играть
без корпуса вообще, другие просто продаются отдельного от него

Free air – это низкочастотник, способный играть без акустического оформления. Устанавливается в заднюю полку, если она ровная и жёсткая, что большая редкость в современных автомобилях, или в открывающийся задний подлокотник, где предварительно нужно изготовить подиум.

НЧ головка, которая продаётся без необходимого для неё корпуса. Это сабвуфер для самых продвинутых пользователей. Нужно владеть определёнными знаниями и навыками для изготовления правильного корпуса своими руками. Или можно обратиться к профессионалам и заказать, например, корпус «Стелс», прячущийся в заднем крыле.

Мощность

Сабвуфер должен быть самым мощным звеном в аудио системе, потому что:

  • чувствительность низкочастотных головок, как правило, ниже дверных коаксиалов или компонентов;
  • ему зачастую приходится пробиваться сквозь заднюю полку и сидение, чтобы докричаться до водителя;
  • порог слышимости человеком сабвуферных частот гораздо ниже слышимости средних частот;
  • на скорости его заглушает шум двигателя и кузова;
  • музыкальных записей с должным уровнем баса не так много.

На ярких упаковках указывают два значения мощности: пиковая и номинальная. Причём чем бюджетнее модель, тем жирнее и больше шрифт пиковой мощности.

Приобретая сабвуфер с заманивающей надписью MAX 1300 W надо понимать, что она говорит не о мощности, с которой теперь у вас будет «петь» сабвуфер, а о предельных для него ватах, которые на самом деле могут и вовсе спалить громкоговоритель. Гораздо важнее значение номинальной мощности, означающее долгоиграющую мощность. Как правило, она в 3-4 раза ниже пиковой, что актуально для верного подбора усилителя.

Диапазон воспроизводимых частот

Полезный рабочий диапазон сабвуферов – от 20 до 120 Гц, хотя на практике он ещё уже. Сверху сабвуферный диапазон при настройке аудиосистемы стыкуют с краем частотного диапазона дверных мидбасов или овалов в задней полке. Для корректной стыковки используется фильтр низких частот (LPF), который обрезает частоты выше 80-100 Гц, чтобы сабвуфер не локализовался из багажника, а высокие и средние частоты не перегревали звуковую катушку. Cнизу сабвуферный диапазон ниже 30-20 Гц должен быть тоже подрезан фильтром высоких частот (HPF). Для сабфуверов этот фильтр называют «сабсоником». Его задача предохранять подвижную систему динамика от чрезмерных колебаний на инфранизких, неслышимых частотах.

Иными словами, от частотного диапазона, указанного в инструкции, используется лишь малая часть, остальное нужно отрезать фильтрами, чтобы бас звучал эффективнее и качественнее. Некоторые сабвуферы, в основном более маленькие, могут не доигрывать до края слышимого человеком диапазона в 20 Гц, но это и не так страшно, т.к. записи с данной частотой найти практически не реально. Диапазона частот, заканчивающегося на 40-30 Гц вполне хватает для воспроизведения всех музыкальных стилей.

Что ещё нужно знать при выборе сабвуфера:

И напоследок ещё одно дополнение о влиянии корпуса на характер звукопередачи. Разные акустические оформления подходят под разные музыкальные стили. Реперам больше подойдут бандпассы или фазоинверторы, а классикам – фриэрные или закрытые акустические оформления. Неопределившимся в своих музыкальных предпочтениях рекомендуется предварительное прослушивание сабвуфера перед покупкой.

Как выбрать сабвуфер в автомобиль

Существует мнение, что хорошую звуковую систему в автомобиле без сабвуфера построить не возможно. Многие за время существования музыки в автомобиле пытались это оспорить. Полноценно ни у кого это не получилось. И это факт. Нормальный сабвуфер в авто ничем не заменишь.

Сабвуфер можно подключить к любой автомагнитоле. Если она штатная, то сигнал на сабвуфер берется с динамиков, на которых есть подноценная составляющая, особо важен диапазон от 20 до 100 Гц, преобразуется в линейный и далее подается на усилитель для саба или активный сабвуфер. Такой проеобразователь может быть встроенный в усилителе для саба или в активном сабвуфере, а может быть приобретен отдельно. Если магнитола не штатная, то выходы на усилитель или сабвуфер в ней всегда имеются.

Сабвуферы делятся на два основных класса: активные и пассивные с усилителем.

Активные сабвуферы обычно компактны, имеют встроенный усилитель, просты в установке, не требуют толстых проводов питания от аккумулятора, могут размещаться как в багажнике, так и под сидением автомобиля. Минус у них — посредственный звук и низкая мощность. Это решения для бюджетных систем, где нет претензий по звуку и хочется чуть-чуть добавить баритончика. Редко когда корпус активного сабвуфера выполнен из дерева, чаще это пластик, иногда металл.

Несколько удачных вариантов:

Пассивный сабвуфер это динамик в акустическом оформлении с внешним усилителем мощности. Некоторые производители автомагнитол достаточно давно пытаются выжать из своих автомагнитол возможность суммирования пары каналов и подключения сабвуфера напрямую к автомагнитоле — это все ерунда. Для нормального сабвуфера нужен внешний усилитель и это факт.

Среди пассивных сабвуферных динамиков есть так называемые Free Air, то есть те, которые могут работать на свободный объем. Такие динамики можно установить в заднюю полку, на объем багажника, в результате Ваш багажный отсек останется свободным. Минусы такого акустического оформления — низкое качество звука.

Нормальное акустическое оформление для сабвуферного динамика это деревянный корпус. Существует ошибочное мнение, что он должен быть изготовлен на заводе-производителе. Более чем за десятилетие продажи и установки сабвуферов а втомобиль могу сказать что это не так. Если корпус производен в России стоимость сабвуфера получается значительно ниже, а качество грамотно сделанного корпуса ничем не хуже. Корпуса, которые производит наша мастерская я встречал через 5 лет эксплуатации в авто — они сохранились ни чем не хуже их заграничных аналогов. Также стоит заметить, что любой корпус должен быть рассчитан и изготовлен под конкретный сабвуферный динамик, в каком попало акустическом оформлении звук получить не получится. Единственный плюс фирменного корпуса иногда — красивый внешний вид, но точно не звук.

Наиболее распространенные акустические оформления для сабвуферов:

  • Закрытый ящик. Дает качественный звук, имеет компактный размер. Такой сабвуфер обычно достаточно музыкален, подойдет для фанатов хорошей детальности звука.

    MTX RT10-04 box

    JBL GT5-12 box

    Gladen M 12 box

    MTX RT12-44 box

    Focal Performance Sub P 30 DB Box

    Alpine SWR-10D2 box

  • Корпус с фазоинвертером. Дает неплохое давление с хорошей глубиной баса. Корпус должен быть идеально просчитан, при неправильном корпусе будет гудеть и раздражать слух.

    Alpine SBE-1044BR

    MTX RT12-04 vented box

    Kicker CWS124 vented box

    Ground Zero GZRW 300X vented box

    Alpine SWR-12D2 vented box

    Focal Performance SB P 25

  • Бандпасс. Красивый корпус, большое давление и плохая детальность баса. Такой корпус сложнее сделать самому, чаще всего он будет родной, а соотвественно и ценник на такие сабы не низкий, при весьма посредственном качестве звука.

    Alpine SBG-1244BP

    Ground Zero GZRB 250BPX

    Audio System HX 12 SQ BP-2

  • Четвертьволновой резонатор или коротко ЧВ. Популярный корпус для соревнований по Автозвуку, как правило делается самостоятельно, занимает много места в багажнике, часто вообще в него не помещается, имеет очень высокий КПД с хорошим качеством звука.

    Также сабвуферный динамик может быть установлен в изготовленный для него корпус «стелс» в багажнике автомобиля. Такой корпус делается мастерами студии установки Автозвука вручную под конкретный динамик и обычно представляет из себя закрытый ящик.

    Сабвуферные динамики бывают разных размеров: 8, 10, 12, 15 дюймов. Чем больше размер диффузора динамика, тем больше он дает звуковое давление и воспроизводит более низкие частоты, но при этом имеет большую инертность и, соответственно, низкое качество звука. Чем меньше диффузор сабвуферного динамика, тем меньше он дает давление, имеет более высокую резонансную частоту, но при этом играет четко и быстро. Из этого ясно, что самые распространенные динамики 10 и 12 дюймов — золотая серединка.

    При выборе сабвуфера стоит обращать внимание на его мощность и не забывать при этом про чувствительность. Также важен производитель сабвуферного динамика, хоть и сложного в нем ничего нет, но наши китайские товарищи качественно делать их пока не начали. Перед покупкой сабвуфера обязательно его прослушать, как минимум в магазине, а лучше у себя в автомобиле. Сказать точно, что этот сабвуфер будет играть в Вашем авто именно так, как Вам захочется не может никто — настолько много ньюансов, которые могут влиять на звук сабвуфера в автомобиле.