Как правильно ездить зимой на машине?

как правильно ездить зимой на машине

Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.

Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.

Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180—360 градусов. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.

Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15—16 секунд, а «спортсмены» — за 8—9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.

Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.

Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.

Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.

Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.

Если буксуют колеса

Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель — «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.

ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.

МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.

Движение по трассе

Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам.

Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.

Езда в туман и снегопад

При движении в условиях ограниченной видимости водителю важно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-первых, включите заднюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также позволит вовремя увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.

Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдателя заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить важный вопрос — движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно остановиться на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и желательно выставить за 50 м знак аварийной остановки.

Облегчают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет не более 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, конечно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.

Читайте также  На что клеить молдинги на машину?

Особую осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, но и искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый — желтоватым). Также особое внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость — идущий справа или слева «шумахер» может не увидеть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.

10 советов безопасного управления автомобилем зимой

Современные автомобили провоцируют полностью расслабиться и опереться на надежное плечо электронных помощников. Однако ни самая современная электроника, ни хорошие шины, ни полный привод, который порой кажется всемогущим, не обеспечивают стопроцентной безопасности и не избавляют водителя от ответственности. Поэтому за рулем следует сохранять предельную концентрацию — особенно в зимнее время, когда асфальт в городе покрыт снежной кашей и скользкой реагентной пленкой, а загородные дороги припорошены снегом.

Ниже — десять правил, соблюдение которых сделает ваше вождение зимой максимально безопасным.

1. Не стоит забывать о на первый взгляд очевидных вещах, которыми, увы, пренебрегает большинство водителей. Руление в зимний период — только плавное, нежное, деликатное, лед под колесами не простит вам резкого обращения с баранкой. Объемной теплой одежде, обуви на толстой подошве и мягким подстилкам на сиденье «для тепла» — однозначное нет.

2. Чтобы избежать пробуксовки при трогании с места на скользком покрытии, нужно крайне уважительно обращаться с педалью газа, не топтать ее в пол — и строго следить за углом поворота колес: они должны стоять строго прямо.

3. Зимой на дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед собственным капотом, но и на несколько машин вперед (помним об увеличенной дистанции и ограниченной свободе маневра). Основа «правильного» водительского зрения — смотреть не туда, куда едешь, а туда, где хочешь оказаться: не на вход в поворот, а на выход из него, не на само препятствие, а на его объезд.

4. Как понять, какое покрытие под колесами, и спрогнозировать поведение машины? Можно на пустом отрезке дороги (чтобы не напугать других водителей) несколько раз коротко и уверенно нажать на педаль тормоза. Юз шин на автомобиле без АБС или вибрация педали на машине с антиблокировочной системой предупредят вас о том, что под колесами скользкое покрытие.

5. Если автомобиль ушел в занос, ни в коем случае нельзя резко бросать педаль газа или лихорадочно жать на тормоз. Чтобы побороть скольжение, следует быстро повернуть руль в сторону заноса и сразу же вернуть его в исходное положение.

6. На ледовом покрытии старайтесь направлять колеса туда, где сцепление с дорогой потенциально максимальное в данных условиях. Асфальтовые проплешины, снежные островки, старый шершавый лед позволяют шинам лучше цепляться за дорогу и стабилизировать автомобиль в начальной фазе скольжений.

7. В снежной каше лучше придерживаться проторенной «первопроходцами» дороги. Если же это по каким-то причинам невозможно, рулить надо резкими короткими движениями и крепко держаться за баранку, чтобы не давать автомобилю «гулять». А лучший способ проехать по глубокой колее — это двигаться, прижавшись колесом к ее краю.

8. Любые, даже самые полезные навыки, освоенные исключительно в теории, ничем не помогут вам в экстренной ситуации. Поэтому все движения надо отработать до автоматизма. Лучше потренироваться где-нибудь на безлюдной площадке за городом или взять несколько уроков в школе контраварийного вождения. Чтобы эффективно бороться со скольжениями, нужно научиться их не бояться — а этого возможно добиться только практикой.

9. Не забывайте о подготовке автомобиля к зиме. Помимо желательной обработки «автохимией» кузова, дверных уплотнитетелей и петель, будет нелишней замена салонного фильтра: в противном случае из-за плохой циркуляции воздуха стекла быстро запотеют. А с изношенными щетками стеклоочистителя на зимнюю дорогу лучше и не выезжать.

10. И, наконец, немаловажная составляющая безопасной езды зимой — зимние шины. Шипованные или фрикционные — выбирайте по своему вкусу и своим потребностям, но помните о некоторых особенностях: фрикционные покрышки менее шумные и чаще лучше ведут себя на мокром асфальте и снегу, зато шипованные позволяют чувствовать себя уверенно на льду. Впрочем, в сильный мороз фрикционные шины получают преимущество за счет более эластичного протектора, в то время как шипы не могут уцепиться за затвердевший лед и пасуют в снегу. Вдобавок стоит внимательно следить за остаточной глубиной протектора: если для летних шин достаточно 1,6 мм, то для зимних покрышек лучше оставлять не менее 4 мм. Однако помните, что состояние протектора не стопроцентный залог успеха: резина имеет свойство стареть и становиться менее эластичной, потому совсем уж старые покрышки следует заменить на новые.

Как ездить зимой на машине: советы начинающим

Очень часто автолюбители, ещё набирающие опыт вождения, задаются вопросом: «Как ездить на машине зимой?». Особенно часто он возникает у тех, кто обучался в тёплое время года. Машины отлично передвигаются по сухой чистой трассе, а не по покрытому коркой льда асфальту. С этой задачей хорошо справляются сани, снегоходы и прочая техника. К сожалению, автомобили не оборудованы специальными приспособлениями или лыжами. Потому не удивительно, что зимой возрастает количество аварий. Причина кроется в том, что во время передвижения по обледеневшей дороге многие не справляются с управлением.

Как ездить зимой на машине: общие советы

Почему с наступлением зимы на дорогах всё чаще случаются аварийные ситуации, вызванные заносом транспортного средства? Ответ лежит на поверхности. Зимой резина покрышек остывает, становясь гладкой, твёрдой. Эти факторы становятся причиной плохого сцепления колёс и дорожного покрытия. Потому по обледенелой или занесённой снегом дороге необходимо ездить плавно, избегая резкого старта, торможения, поворотов.

Кроме того, в холодное время года существенно снижается видимость. Причина — обильные осадки, метель, раннее наступление сумерек. Поэтому необходимо всё время быть готовым к непредсказуемым движениям соседей по полосе или неожиданно появившегося транспортного средства.

Зачастую к аварийной ситуации приводит экстренное торможение. Конечно, большинство современных моделей оснащаются ABS, помогающей технике сохранить устойчивое положение. Однако более старые ТС её не имеют, да и система может попросту не сработать. Это означает, что при резком нажатии на педаль тормоза, колёса будут заблокированы. Потому так важно уметь правильно останавливаться и не допускать полной блокировки колёс.

Специалисты советуют перед каждым выездом проверять работоспособность тормозной системы.

Как передвигаться в холодное время года на механической коробке передач

Считается, что автомобили на механической коробке более безопасны. В этом случае исключительно водитель ТС принимает решения, когда притормозить, а когда ускориться. Но даже в этом случае необходимо знать, как правильно ездить зимой:

  1. Сухая дорога. На сухом асфальте оптимальный вариант снизить скорость — применить способ «торможения двигателем». Если говорить простыми словами, то водителю необходимо выжать соответствующую педаль, при этом оставаясь на повышенной передаче. Также этот метод подойдёт для остановки машины при передвижении на высоких скоростях.
  2. Обледеневшая поверхность. Чтобы уверенно тронуться на асфальте, покрытом коркой льда, следует немного придержать сцепление.
  3. Остановка. Чтобы не пустить машину «юзом», сперва следует включить пониженную передачу, а только затем несколько раз нажать на педаль. В экстренной ситуации, например в случае внезапного появления пешехода на проезжей части, также требуется сначала включить пониженную передачу, а потом резко и быстро полностью выдавить педаль тормоза. Манипуляцию нужно повторять до тех пор, пока машина не остановится совсем.
  4. Как рулить. В морозное время года плавности требует не только торможение, но и управление рулём. Важно помнить, что любое резкое движение может стать причиной блокировки колёс или привести к аварии.
  5. С горы и в гору. Спускаться следует исключительно с включённой передачей. В противном случае транспортное средство начнёт набирать скорость, скользить. Кроме того, в случае непредвиденной ситуации это поможет быстрее отреагировать и принять верное решение. Чтобы тронуться в гору, требуется одновременно выжать педаль газа и сцепления. Причём на первую нужно нажать сильнее. Переключаться на повышенную передачу требуется только тогда, когда двигатель наберёт больше оборотов, чем этого требовалось в обычное время.

Важно помнить, что передвигаться на нейтральной передаче в зимнее время года категорически запрещено! Это необдуманное решение может обернуться серьёзными последствиям.

Как передвигаться в морозное время года на автоматической коробке передаче

Каких-либо определённых правил для моделей, оборудованных АКПП, не существует. Однако есть ряд рекомендаций, которыми следует руководствоваться при езде на любой трансмиссии, но более актуальны они будут именно для АКПП:

  1. Как и в случае с «механикой», при передвижении на машине, оборудованной «автоматом», необходимо избегать резкого старта, торможения, поворотов. Все движения должны быть плавными, размеренными.
  2. В любой ситуации важно соблюдать дистанцию с машиной, находящейся спереди. Даже в том случае, если модель оборудована современными системами ABS. Вспомогательные функции лишь помогают избежать блокировки и сохранить устойчивость транспортного средства. Сократить тормозной путь они, увы, не способны.
  3. Некоторые современные модели обладают специальной опцией — Winter (Зима). Она помогает передвигаться по заметённым снегом дорогам. Если трасса покрыта приличным слоем снега, есть смысл воспользоваться предусмотренной производителем функцией. Если же она отсутствует, избежать пробуксовки колёс можно, перейдя на ручное управление АКПП. Необходимо установить рычаг переключения скоростей на второе или третье положение.

Передвижение на переднем приводе

Считается, что езда на переднеприводной модели значительно проще, чем на машине с задним приводом. В целом это так, но и здесь есть парочка нюансов. Если машина пошла в неуправляемый занос, произошла потеря управления, важно помнить: ни в коем случае нельзя бросать педаль газа и выжимать тормоз! Эти необдуманные действия могут стать причиной серьёзной аварии.

Нужно постараться сохранить спокойствие, уверенность и вернуть автомобилю утерянную устойчивость. Как это осуществить? Следует пустить машину в так называемый управляемый занос — сделать так, чтобы заднюю часть немного занесло. Главное — не бросать газ, и даже слегка прибавить скорость. После чего плавно нажать на педаль газа. Руль необходимо поворачивать туда, куда должен ехать автомобиль, а не в сторону заноса!

Передвижение на заднем приводе

Машины, оборудованные задним приводом, не отличаются хорошей устойчивостью на зимней дороге. Причина кроется в конструктивных особенностях: силовой агрегат и коробка располагаются спереди, ведущий привод — сзади. Потому основная часть массы приходится на «передок», тогда как зад остаётся менее нагруженным. Именно поэтому заднеприводные модели менее устойчивы, чем переднеприводные «собратья».

Но всё же по дорогам передвигается множество автомобилей с задним приводом. А значит, и на них можно ездить вполне безопасно. Необходимо лишь соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Не стоит превышать скорость, особенно при езде по трассе, покрытой коркой льда. Это может стать причиной серьёзных, а порой и летальных последствий.
  2. Во время заноса следует немного сбавить газ и выкрутить руль в сторону заноса.
  3. Если неуправляемой стала передняя часть, ни в коем случае не нужно нажимать на педаль газа: это приведёт к повороту авто на 180°. В этом случае следует перейти на пониженную передачу, после чего резко бросить педаль сцепления. Также можно немного дёрнуть на себя стояночный тормоз или резко и однократно нажать на педаль тормоза.
Читайте также  Почему греется генератор на машине?

Передвижение на полном приводе

Широко распространено мнение, что моделям, оборудованным полным приводом, под силу любые препятствия. Они с лёгкостью перемещаются по любому дорожному покрытию, в том числе по заснеженным и обледеневшим трассам. В действительности это ошибочное мнение. Зимой внедорожники ведут себя так же, как и заднеприводные «собратья». Потому ездить на них нужно с умом:

  • при повороте следует всегда сбрасывать скорость: так можно избежать заноса;
  • если произошёл занос задней оси, требуется немного отпустить педаль газа;
  • как и в других случаях, нельзя допускать резкого старта, разворота, торможения — все движения рулём и педалями должны быть плавными;
  • выезжать с обочины следует на минимальной скорости.

В любом случае, какой бы вариант транспортного средства не эксплуатировался, рассчитывать следует только на свои силы, знания, умение сохранять спокойствие в экстренных ситуациях. Важно соблюдать правила дорожного движения, не превышать скорость, не совершать необдуманных поступков. А если есть сомнения в собственных навыках управления на заснеженной или обледеневшей дороге, от поездки стоит отказаться и отдать предпочтение общественному транспорту.

Что нужно знать для безопасной езды зимой на машине (10 советов)

Знай, как! Управление автомобилем зимой

Зима- время чудес! Не только из-за Нового Года, но и просто по факту того, насколько преображается природа, даря нам незабываемые моменты, отличное настроение и ощущение той истинной Зимней Сказки, которое все мы помним из детства.

Зима необычайно красивое время года. Особенно настоящая русская зима, когда все вокруг утопает в мягком покрывале ослепительно белого снега, а термометр за окном стабильно показывает минус –дцать градусов. Как сказал классик, «Мороз и солнце, …».

Но для автомобилиста, зима, настоящее испытание его способностей, ему в прекрасную снежную пору не расслабиться, всегда нужно быть начеку. Особенно сложно приходится новичкам, которые только начинают осваивать премудрости бытия автомобилистом и имеют очень небольшой опыт. Первая зима для каждого водителя это незабываемое приключение и испытание, которое каждый из нас обязан пройти без происшествий!

Существует очень много «подводных камней» в зимнем вождении, описать которые даже в цикле статей не представляется возможным, скорее тут важен практический опыт, чем голая теория, но основами, которые должен знать каждый, мы поделимся прямо сейчас.

Важные статьи по теме зимнего вождения:

! И еще один немаловажный факт. Некоторые автомобили лучше подходят для зимнего вождения, некоторые хуже. Но даже в том случае, если Вы приобрели самый дорогой, самый современный, самый технологически совершенный и очень безопасный автомобиль, помните, лишь от Вас зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих людей. Механику и физику поведения автомобиля никто не отменял и Майбахи попадали в аварии, во многих случаях причиной неприятных инцидентов была человеческая глупость.!

1. Обслуживание автомобиля

Правильное обслуживание автомобиля в зимний период является ключевым фактором. Подробную информацию о правильном уходе за автомобилем зимой вы найдете на страницах нашего Информационного интернет издания 1GAI.RU.

Вкратце напомним, что перед зимой необходимо проверить автомобиль на возможные неисправности (в особенности, если машине более 3 лет), при необходимости сменить технические жидкости в автосервисе, даже в том случае, что небольшой запас по времени еще остался (ну вроде, того, что осталось 1.500 км до смены масла, или три месяца еще можно не менять тормозную жидкость) лучше заехать в сервис, сменить жидкости. Низкие температуры предъявляют повышенные требования к качеству техжидкостей и смазкам.

Так Вы сможете предотвратить неприятный момент в виде буксировки автомобиля или вызова эвакуатора из-за поломки в «самый неподходящий момент».

2. Обязательно поставьте на автомобиль зимнюю резину или приобретите цепи на колеса, если вы живете в регионах с очень снежным климатом

Самое главное правило безопасной езды на машине зимой, приобретение зимней резины. Хорошая зимняя резина залог безопасности и комфортного передвижения по зимней дороге.

Не верьте тем кто говорит, что «всесезонки» тоже прокатят, НЕ ПРОКАТЯТ. Зимой- ТОЛЬКО ЗИМНЯЯ РЕЗИНА! Благо предложений на рынке покрышек хоть отбавляй, на любой кошелек, шипованные или «липучки», для дорог и бездорожья, всех известных мировых производителей.

Мы лишь добавим, что зимние шины рассчитаны на эксплуатацию при среднесуточной температуре ниже +7 градусов (когда большинство летних шин при такой температуре постепенно начинают терять свои свойства и при 0 или минусовой температуре становятся дубовыми, превращаясь в подобие пластика). Из-за особого компаунда покрышки для зимы сохранят эластичность даже в сильные морозы, а шипы или ламели не дадут шинам потерять контакта с твердым покрытием дороги.

3. Практикуйтесь вождению зимой

Практика- всему голова. Применительно к зимнему вождению это вдвойне верно. Лишь с практикой вы почувствуете автомобиль. Но практиковаться нужно с умом. Лучше всего обратиться в профессиональную автошколу экстремального вождения. Там опытные инструкторы расскажут, покажут, научат, как нужно обращаться с автомобилем на заснеженной, обледенелой дороге. В зависимости от типа привода передний/полный/задний привод научат безаварийному вождению в зимний период и обучат контраварийным маневрам.

4. Если у вас задний привод, загрузите заднюю ось

Ездить на заднем приводе зимой- целое искусство. Одно из самых коварных явлений- пробуксовка задней оси. Чтобы свести к минимуму буксовку ведущих колес, загрузите что-нибудь тяжелое в багажник. Это может быть какой-нибудь дополнительный инструмент (актуально для не очень новых машин) или же просто мешок с песком, достаточно тяжелый для того чтобы уменьшить пробуксовывание, 10,15,20 килограмм будет вполне достаточно для загрузки. Хотя опять же все достаточно индивидуально, смотря какой автомобиль, его техническое состояние и другие условия.

Главное зафиксировать его в багажнике, а то 15 килограммовый мешочек, в случае чего может нанести очень серьезный урон салону автомобиля и пассажирам.

5. Внимательно следите за обстановкой на дороге, держите безопасную дистанцию, как минимум в два раза превышающую соответствующую дистанцию летом

Внимательно следите за обстановкой на дороге вокруг Вас.

Самое главное не спешите и держите безопасную дистанцию. Абсолютных величин нет (все зависит о скорости движения, состояния дороги, технического состояния автомобиля и других факторов), но зимнее безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть, как минимум в два раза выше, чем летом.

6. Осторожно работайте с педалью газа

Даже зимние шины не помогут избежать пробуксовок колес на любом приводе. Не жмите «тапку в пол», машина на льду от этого быстрее не поедет! Все должно быть в меру. Почувствовали пробуксовку ведущих колес, сбавьте газ, вращение колес замедлится, автомобиль благополучно тронется.

7. Не превышайте скорость, адекватно оценивайте свои возможности

Движения на зимней дороге должны быть плавными, но уверенными. Никаких «шашечек» или другой опасной чепухи. Представьте, что Вы управляете не автомобилем, а кораблем, Вы капитан, и Ваша задача аккуратно довести свой белоснежный красавец лайнер из пункта «А» в пункт «Б». Плавные разгоны, аккуратные, заблаговременные торможения, безопасные перестроения.

8. Аккуратно нажимайте на педаль тормоза

Как и с педалью газа, тормоза нужно нажимать очень плавно. В противном случае при резком торможении, особенно при колейности дороги или в повороте, легко потерять управление автомобилем. Последствия после такого неуправляемого заноса могут быть самые непредсказуемые. Так, что не спешим и учимся предугадывать поведение других участников движения, во избежание резких торможений.

9. Занос

Здесь стоит дать отсылку к пункту 3. В школе экстремального вождения всему научат и расскажут. Самостоятельные попытки и обучение не приведут к хорошим последствиям.

10. Аквапланирование

Не вращайте рулем. Торможение двигателем, тормоза тут не помогут. Для восстановления контакта с поверхностью дороги достаточно плавно сбросить газ, двигатель начнет замедлять автомобиль и шины вновь «обретут твердую почву под ногами».

Как правильно ездить зимой: советы эксперта

Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Утренние упражнения

У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Ездим правильно

Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

Читайте также  Стоит ли брать праворульную машину?

Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.

Как безопасно ездить зимой: семь важных правил

Залогом вашей безопасности на зимней дороге будет правильная подготовка автомобиля. Прежде всего, речь идет о качественной зимней резине — шипованной или фрикционной. «Всесезонка» — это полумеры и, как правило, необоснованное повышение рисков. В бачок омывателя должна быть залита опять-таки качественная морозоустойчивая жидкость (остерегайтесь подделок и покупайте «омывайку» в проверенных магазинах). В запасе обязательно должно быть определенное количество незамерзающей жидкости для стеклоомывателя.

Вы должны также убедиться, что светотехника вашего автомобиля исправна, а тормозная система (тормозные колодки, диски, патрубки и т.п.) в порядке и не выходили свой ресурс. Специалисты рекомендуют также не оставлять машину ночевать на улице на ручном тормозе, особенно после моек во избежание примерзания тормозных колодок. Наконец, всегда держите в багажнике предметы, которые могут помочь «откопать» автомобиль из снега. Речь о тросе, лопате, цепях на колеса.

После перепада температур или снегопадов на дорогах можно встретить машины, водители которых расчистили лишь фрагмент лобового стекла, понадеявшись, что остальное оттает на ходу. Такая езда — игра с огнем. Ведь неважный обзор, особенно в темные утренние или вечерние часы, резко повышает вероятность ДТП.

Если вы торопитесь, воспользуйтесь для ускорения очистки стекол специальными размораживателями. Перед стоянкой откройте окна или двери автомобиля на пару минут, чтобы запустить в салон холодный воздух — это уменьшит образование наледи на стеклах. Уделите внимание также состоянию стеклоочистителей, которые могли «задубеть» в сильный «минус». Правильным решением будет также установить зимние щетки, оснащенные дополнительной защитой в виде резинового или пластикового каркаса-чехла, а еще лучше имеющие функцию подогрева (позволяет «дворникам» не примерзать к стеклу даже при мокром снеге и сильном морозе).

Давление в шинах зимой необходимо проверять как минимум раз в неделю. Учтите, что с понижением температуры воздуха ниже нуля давление падает в пределах от 0,1 — 0,3 атм. Помните о том, что, если шина накачана в теплом гараже до 2 бар, на сильном морозе этот показатель может снизиться до 1,8 бар.

Автомобиль с меньшим, чем паспортное, давлением в шинах зимой имеет большее раскачивание и представляет опасность для всех участников движения. Правда и то, что на недокаченных шинах уменьшается тормозной путь за счет увеличения пятна контакта, однако управляемость автомобилем, как следствие, заметно ухудшается. При самом неблагоприятном раскладе может случится даже срыв шины с диска в резком повороте. Однако и перекачанные покрышки зимой не менее опасны, поскольку пятно контакта с дорожным покрытием уменьшится, а эластичность полимеров снизится.

Если же после парковки в снегу или езды по заснеженной дороге в колесные диски набился снег, рекомендуем извлечь его оттуда (лучше всего это сделать на мойке). В противном случае у колес появится дисбаланс, что чревато проблемами с управляемостью на большой скорости.

При осуществлении любых маневров на скользких поверхностях не усердствуйте с резкими ускорениями и торможениями — это основное правило зимней езды. Перестроения совершайте только тогда, когда это действительно необходимо.

Резкое нажатие на педаль газа или тормоза может спровоцировать занос. Особенно это опасно, когда дорога имеет участки с разным коэффициентом сцепления, или когда вы решили изменить скорость в повороте. Будьте особенно внимательны перед перекрестками, даже если на светофоре «зеленый». Именно в этих местах лед особенно скользкий из-за постоянного притормаживаний транспортных средств. Сбрасывайте скорость заранее.

Практикуйте торможение двигателем, иначе говоря переключайтесь на низшие передачи на автомобилях с «механикой» или в ручном режиме автоматической трансмиссии. На «автоматах», снабженных зимним режимом, имеет смысл его активировать уже при первых признаках обледенения трассы. Коробка в этом случае начнет работать по такому алгоритму, который исключает пробуксовку при трогании с места за счет активации повышенных передач, а реакции на «газ» программно ослабляются.

Не следует также совершать на зимней дороге резкие повороты, особенно на шоссейных скоростях. Кроме того, все перестроения необходимо совершать в моменты, когда педаль тормоза отпущена.

При развитии заноса на переднеприводных машинах следует поверните руль в сторону заноса, и увеличить подачу газа. Удерживать педаль акселератора нужно до того момента, пока угол заноса не уменьшится. После этого педаль газа следует отпустить, а руль поддерживать в прямом положении. На заднеприводном автомобиле при заносе нужно, наоборот, уменьшить подачу топлива, ни в коем случае не тормозить, вывернув руль в сторону заноса.

Четкие рекомендации по управлению в заносе автомобилем с полным приводом дать сложнее, поскольку полноприводные системы разных моделей настроены по-разному. Но спасительная последовательность действий все же существует. Выворачиваем руль в сторону заноса и, удерживая ровный газ, не усиливая тягу, ждем, пока занос не начал компенсироваться. После этого следует добавить газ для возвращения автомобиля на нужную траекторию.

Если машину все же «закрутило», следуйте примеру автогонщиков — продавливайте «в пол» тормоз и педаль сцепления (в автомобилях с «механикой»). Это позволит быстрее стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль.

Правильно выбранная дистанция на зимней дороге — одно из важнейших слагаемых вашей безопасности. В снег и на обледенелой дороге следует держаться от впереди идущего транспорта как минимум на вдвое большем расстоянии, чем в летний период. Существует общее правило: на скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Скажем, если вы двигаетесь со скоростью 50 км/час, то безопасное расстояние до впереди едущего автомобиля — 100 метров.

Во дворах с заснеженным или обледенелым асфальтом старайтесь не парковаться в узких местах и впритирку к другим машинам. Резкое нажатие на газ при трогании с места или при попытке остановиться может привести к тому, что автомобиль сойдет с траектории с очевидными неприятными последствиями. Старайтесь выбирать для стоянки ровную и чистую площадку.

Уклоны и неровности способны сильно осложнить последующий выезд со стоянки. Вот и еще пара советов. Всегда паркуйтесь зимой таким образом, чтобы утром не пришлось двигаться задним ходом. Перед тем, как глушить мотор, продвиньтесь несколько раз вперед и назад. Это позволит накатать колею и облегчить последующий выезд с парковки.