Что такое катки на машине?

Катки гламура: зачем нужны большие колеса

Все знают, что диски большого диаметра – это красиво. И дорого. Но повышение привлекательности автомобиля – не единственная их функция. У больших колес есть вполне практические плюсы и минусы, которые разберем подробно.

Покупая новую машину, многие задумываются над возможностью установки колес большего посадочного размера. Зачастую в списке заводских опций есть возможность поставить колесики на 2-3 дюйма больше, чем штатные. Но зачем?

Как менялся размер колес в разные эпохи

История изменения размеров посадочного диаметра и внешнего размера колес показывает две тенденции. Сначала постепенного уменьшения колеса, а потом резкий рост посадочного диаметра и внешнего. Придется вспомнить историю столетней давности.

Самые старые машины использовали довольно большие даже по современным меркам колеса. Например, на Mercedes Simplex 1902 года использовались колеса 910 х 90 и 1020 х 120 на передней и задней осях, а это почти 40 дюймов в диаметре! Посадочный размер (т.е. без учета высоты профиля резины) был поменьше, но явно больше 20 дюймов.

Собственно, иначе было нельзя, дороги были грунтовыми, разбитыми тележными колесами, и каждая машина представляла из себя фактически суровый внедорожник. А широкие колеса научатся делать намного позже, до вытеснения диагональных покрышек радиальными высота профиля будет оставаться значительной, не меньше 70% ширины. Но это уже несколько другая история…

Сами колесные диски на этой модели были деревянными, но в последние годы выпуска были заменены новинкой — штампованными стальными. Красивые спицованные диски набрали популярность немного позднее.

Прошло полвека… В пятидесятые годы машины еще ходили на узких и тонких колесах, хотя и далеко не метрового диаметра. Проходимость легковушкам уже не требовалась, но размер уменьшался медленно — типичный наш Москвич 402 ездил на колесах размерности 5.6 х 15. Самые маленькие колеса встречались на машинах с семидесятых и до начала 90-х годов, посадочный диаметр уменьшился до 13-14 дюймов, а высота профиля покрышки постепенно снизилась до 75 и 65 процентов.

На фото: Москвич 402 — диаметр колеса 15 дюймов и Skoda Rapid — диаметр 13 дюймов

Но в дальнейшем мы наблюдаем устойчивый рост размера колес. Посадочный диаметр покрышек вырос даже на самых маленьких машинах до 15 дюймов, а самыми ходовыми размерами покрышек стали 16 и 17”. И причина явно не в ухудшении качества дорог и необходимости повышения проходимости машин. Но тогда в чем? В моде?

Мода на повышение размера, конечно, имеет место быть, но ею одной не объяснить эту тенденцию. Машина на больших колесах, несомненно, зачастую красивее и куда ближе к дизайнерским скетчам, чем внешность серийного экземпляра. Да и с дизайном диска можно развернуться. Но существуют и объективные причины для роста размера.

Почему колесо с большим наружным диаметром лучше?

Самой важной причиной является рост площади контакта колеса и дороги. Можно, не делая покрышку мягче, увеличить площадь соприкосновения с дорогой за счет уменьшения кривизны колеса в точке контакта. Разница эта невелика, но зато позволяет решать сразу две проблемы.

Во-первых, улучшения сцепления колес с дорогой, что уменьшает тормозной путь и повышает безопасность управления машины в целом. Во-вторых, улучшения экономичности — можно использовать колесо с большим давлением, не опасаясь ухудшения сцепления колес с дорогой.

В свою очередь увеличение рабочего давления покрышки позволяет сделать управление машиной точнее, уменьшить подламываемость боковины колеса — беды всех пневматических шин. При увеличении боковой нагрузки на колесо пятно контакта покрышки и дороги искривляется, форма протектора уходит от оптимальной, а часть покрышки просто теряет контакт с дорогой, тем самым ухудшая сцепление.

Подламыванием называется ситуация, когда боковая часть покрышки теряет форму из-за перегрузки, при этом покрышка контактирует с дорогой боковой частью, а беговая дорожка колеса почти не задействована. Соединение покрышка-колесный диск при этом может потерять герметичность, колесо разбортироваться и, как результат, полная потеря сцепления колес с дорогой.

Улучшается и проходимость, за счет увеличения длины клина «уплотнения» — зоны, в которой мягкий грунт дороги не расходится в стороны, а «подминается» колесом и набирает прочность. И, разумеется, большое колесо позволяет увеличить дорожный просвет.

Чем плох большой наружный диаметр колес?

К сожалению, нельзя просто увеличивать диаметр колес для улучшения сцепления. У увеличения есть множество отрицательных факторов. В первую очередь, такое колесо будет тяжелее маленького, на него пойдет больше резины и металла.

Возрастут вредные неподрессоренные массы (то есть масса колеса и половина массы рычагов подвески), а это ухудшает комфорт и сцепление колес с дорогой. Оно займет больше места в кузове и будет создавать больше вредной турбулентности воздуха. А еще большое колесо будет менее жестким, что отрицательно повлияет на управляемость машины. Но со всеми этими недостатками можно успешно бороться.

Почему же растет посадочный диаметр покрышки?

Понятно, что большое колесо будет иметь преимущество над малым в сцеплении с дорогой только в том случае, если боковина не будет подламываться и терять форму в поворотах, а жесткость колесного диска позволит избежать его изгиба под воздействием боковых сил. То есть негативные эффекты от роста массы колеса не перевесят положительные.

Выход нашли в уменьшении высоты профиля покрышки, что повлекло за собой соответствующее увеличение посадочного диаметра. Высота боковины в этом случае уменьшается, и она лучше противостоит поперечным усилиям. Колесный диск имеет жесткость куда выше, чем резина. А если еще и использовать легкосплавный колесный диск, то он будет еще жестче стального и суммарная масса покрышки с диском может уменьшиться.

А еще увеличение внутреннего диаметра колеса, то есть диаметра диска, очень полезно для тормозных механизмов. В силу конструктивных особенностей на массовых автомобилях дисковые тормозные механизмы размещают внутри диска колеса. А значит, размер диска ограничивает и размеры тормозного диска и суппорта. Тормоза большего диаметра лучше охлаждаются, обеспечивают более эффективное замедление и имеют еще много плюсов.

И о недостатках низкопрофильной резины…

Не бывает идеальных технических решений. Уменьшение высоты профиля покрышки при увеличении посадочного диаметра тоже имеет свои минусы. Меньшая высота «резинового слоя» влечет за собой увеличение жесткости качения — больше вибраций и ударов приходится на долю подвески и кузова машины.

Сказывается и увеличение рабочего давления колеса, оно от этого становится еще жестче. Сама покрышка становится заметно дороже в связи с увеличением требований к прочности боковины и сложности сохранения формы широкой покрышки с невысокими бортиками. С недостатками низкопрофильной резины должны справляться новые подвески и более современные амортизаторы, но все равно при сравнении колес разного посадочного диаметра на одной и той же машине лучший комфорт обеспечит резина с более высоким профилем.

Почему так дороги «большие» колеса с завода?

Часто в числе опций для машин есть колесные диски большего диаметра, но доплата за них значительно больше цены комплекта таких же фирменных дисков у дилера. В чем тут подвох?

Дело в том, что при выборе этой опции иногда изменяются и параметры подвески и тормозной системы. Устанавливается комплект амортизаторов с параметрами для более тяжелых и жестких колес, а тормозные механизмы ставятся большего диаметра. Кстати, вы не сможете поставить на такую машину зимний комплект колес с дисками на дюйм-два меньше, они просто не налезут на суппорт, даже если на более простые комплектации авто они подходят.

Автосленг, или Как понять водителей и механиков

«Ласточка», «Самолет», «РРРакета», «Танк» — автовладельцы дают прозвища своим машинам, демонстрируют своё отношение к ним. Но, помимо этого, возникла ещё масса специфических словечек, которые характеризуют ту или иную модель, деталь автомобиля, его состояние и отношения водителей на дорогах между собой и с власть имущими.

Терминология различается в зависимости от принадлежности к той или иной группе: у водителей один словарь, у тех, кто увлекается ездой по бездорожью, — другой, у любителей скорости — третий. Также специфические словечки свойственны различным регионам. Некоторые из прозвищ или названий могут быть очень грубыми, но точно отражающими суть. Вот лишь небольшой перечень самых распространённых терминов.

Марки и модели автомобилей

Audi — Авдотья, Властелин Колец, Четыре Кольца, Яйца.

  • Авоська — А8.
  • Сигара — 100.
  • Шоха —A6

BMW — Бимер, Бумер, ХХХ, Рулез, Вентилятор, Бэха, Баварец.

  • Акула — модели 1980 годов выпуска с характерным отрицательным углом радиатора.

Citroen — Ситро.

Chevrolet Lacetti — Лача.

Chery Tiggo — Тигрёнок.

Ford — Голубой Овал.

Jeep — Джипарь, Джипер.

Cherokee — Кирпич, Чирик, Широкий.

ISUZU — Зузу, Сузучка.

Honda Prelude — Прелка.

Hyundai Tuscon — Тушканчик.

Lexus — Лёха, Алексей, Лехус.

Mazda — Маздень.

  • Матрёшка — Mazda3.
  • Люська — Luce.
Читайте также  Что значит awd на машине?

Mitsubishi — Митсубон, Митсу.

  • Поджарый, Пейджер, Пыжик, Паджерик — Pajero.
  • Демон, Дима — Diamante.

Mercedes — Мерин, Барбос, Барбарис (Brabus), Панорамик (с крышей панорамного типа).

  • Очкастый, Глазастый, Пучеглазый, Ешник — E-Class.
  • Гелик, Кубик, Квадрателло — Gelendwagen.

Nissan

  • Виноград — Wingroad.
  • Енот — Note.
  • Кефир, Чифирь — Cefiro.
  • Лаврик, Лавр — Laurel.
  • Санька — Sunny.
  • Сафарик — Safary.
  • Скай — Skyline.
  • Терранозавр — Terrano.

Opel — Жопель, Орел.

Peugeot — Пыжик, Пыж, Пеугеот, Пивживот.

Porsche — Паршивец, Поршивец.

Renault Logan — Лохан.

SAAB — Собака.

Subaru

  • Легаська, Люси — Legacy.
  • Врыкса, Зубарь — WRX.

Toyota

  • Крузак, Кукурузер, Грузак — Land Cruiser.
  • Корова — Corolla.
  • Маркуша, Маркуха, Марчелло, Морковник, Самурай, Чемодан, Черноостой — Mark II.
  • Рафик — RAV4.
  • Прадик, Прадед — Land Cruiser Prado.
  • Примус — Prius Hybrid.
  • Сугроб — Crown.
  • Туповоз — Crown 1992 г.
  • Чайник — Chaiser.

Suzuki Escudo — Паскуда.

Volkswagen — Корчваген, ФольЦвагО.

Volkswagen Golf — Носок.

ВАЗ — Таз, Тазик, Жучка.

  • Копейка — ВАЗ 2101.
  • Шаха, Шахид — ВАЗ 2106.
  • Зубило, Пацаномобиль — ВАЗ 2108(9).

ГАЗ

  • Шишига — ГАЗ 66.
  • Козёл — ГАЗ 69.
  • Баржа, Карабь, Волжана — Волга.
  • Сухарь — Волга ГАЗ-3102.

ИЖ 2715 — Каблук, Пирожок.

«Запорожец» — Джагер.

  • Ушастый — ЗАЗ 968.

«Москвич» — Маргарин.

  • Азлик, Азылк — Москвич 2441.

УАЗ — Козёл, Воронок.

  • Бобик — УАЗ 469.
  • Буханка — УАЗ 3909.
  • Гюнтер — УАЗ Hunter.
  • Полбатона, Полбуханки — УАЗ-39094.
  • Патрик — УАЗ-Патриот.

Характеристики автомобилей

Англичанка — европейская машина с правым рулем.
Беспробежный (Б/П) — автомобиль без пробега по России.
Безрамочный — автомобиль без рамок боковых стекол.
Бешеная табуретка — 1) ОКА; 2) скутер.
Ведро (с гайками), дрова, трахома — как правило, старая машина в плохом техническом состоянии. Иногда просто автомобиль в отрицательном контексте.
Вэдовый — полноприводный автомобиль (от английского 4WD — four wheel drive).
Драхет — убитый автомобиль.
Дришпель — автомобиль с пробитым глушителем или без него.
Жетековская — машина серии GT.
Зажигалка — быстрый автомобиль.
Каптилка, керогаз, керогазка, трактор, тепловоз — дизельный автомобиль.
Катафалк, сарай — автомобиль с кузовом универсал.
Кормилец — фура.
Коробчатый — автомобиль с механической КПП.
Коротыш — короткобазный трёхдверный внедорожник.
Корч — «усталый» автомобиль.
Капсула смерти — маленькая машинка.
Кегли — пешеходы на проезжей части.
Ласточка, самолет, РРРакета — любимая машина.
Лоховоз — старый автобус.
Микрик, микроб, микробус — микроавтобус.
Одноглазый — машина с одной исправной фарой.
Перевёртыш — автомобиль, побывавший в аварии с опрокидыванием.
Подготовленный — автомобиль, оборудованный для езды по бездорожью.
Правая, правильная, косорукий — автомобиль с правосторонним расположением руля.
Пузотёрка — так джиперы называют любую легковую машину.
ПЯМ — подержанная японская мыльница.
Слепыш — автомобиль с открывающимися фарами.
Топляк, утопленник — автомобиль после наводнения.
Тотал, затоталить — машина под списание после аварии в связи с нецелесообразностью ремонта.
Тупой — плохо разгоняющийся автомобиль.
Ушатанный, убитый, уставший — агрегат или весь автомобиль, приблизившийся к моменту полной выработки своего ресурса.
Цветная — автомобиль любого цвета, кроме белого.
Цэлли — новый автомобиль.
Чилитра — малолитражка.
Шарабан — неказистый автомобиль.
Шуршалка — лёгкая японская машина.

Автомобили и деньги

Бомбила — таксист-частник или без лицензии.
Накрасить губки, навести марафет — провести предпродажную подготовку машины.
Покупан — покупатель авто.
Купец — покупатель из другого региона.

Сотрудники ГИБДД:

Артемон, Волнистый попугайчик, Гай, Гайец, Гей, Гиббон, Гибддун, Даер, Доер, Ментолог, Мушкетёр, Продавец полосатых палочек, Папуас, Подберёзовик, Постамент (ГИБДДшник на посту).

Управление автомобилем и поведение на дороге:

Аздрама — оторваться от кого-то.
Ашанти — перевернуться на машине.
ЕННТ — Еду-Никого-Не-Трогаю.
Вышивать — движение с постоянным перестроением из ряда в ряд по многополосной дороге.
Долгожитель, лихач — агрессивный водитель, нарушающий ПДД.
Дятел — водитель, нарушающий правила в ущерб другим, создающий аварийную ситуацию.
Жучок — скольжение в боковом заносе по окружности.
Лох педальный, чайник — неопытный участник дорожного движения.
На бледно-розовый — проехать светофор в момент переключения с жёлтого на красный.
Положить спидак — разогнаться до предела.
Пофокать, пафафакать — посигналить.
Прокрутка — буксование ведущих колёс.
Растафари — езда под воздействием наркотиков.
Разложить — попасть в аварию.
Тапка, тапка в пол, топить дырку — полное нажатие педали газа.
ТЛРНО — Тошню-в-Левом-Ряду-Никого-не-Обгоняю.
ТПРНО — Тошню-в-Правом-Ряду-Никого-не-Обгоняю.
Уши (встать на уши, поймать уши) — перевернуться.
Шлифовать — трогаться с пробуксовкой.
Экономить лампочки — не включать поворотники.

Части машины

Автомат, тяпка — автоматическая коробка передач.
Автопилот — круиз-контроль.
Акумм, батарейка — аккумулятор.
Алкоголик, алкаш — приспособление для незамерзания стёкол в кабине в зимнее время, потребляет стакан спирта раз в неделю.
Аморт, мартер — амортизатор.
Балалайка, балдёжник, баян, бубнилка, бухтелка, бухгалтерша, голова, игралка, потеха, стонало, шарманка — автомагнитола.
Банан, желток — запасное колесо небольшого диаметра на ярко-жёлтом диске.
Баллоник — гаечный ключ для снятия колёс.
Бардачок — перчаточный ящик.
Бармагнутый движок — двигатель, который был тюнингован.
Басовик — сабвуфер.
Бочка, банка — спортивный глушитель, рычащий глушитель, бывает очень большого размера.
Бублик — маленькая запаска.

Каток (машина)

Каток (машина)

Каток – специальная машина, которая уплотняет различные виды покрытия. Это может быть грунт, асфальт, щебень, песок и другие слои используемых материалов. Без катков невозможно бы было прокладывать новые автомагистрали, строить идеально ровные асфальтовые площадки различного назначения.

Немного истории о катках

Первые устройства – трамбовщики были мало похожи на каток в современном значении. Это были цилиндры, вылитые из чугуна. Их как плуг таскали лошади. Таким способом еще в XVIII веке пытались выравнивать поверхность.

Естественно, первый каток грунтовый был произведен не в царской России. Имеется в виду настоящий самоходный механизм, ведь металлические и деревянные катки, запряженные лошадьми, для выравнивания поверхности мостовых использовались на Руси уже давно.

Вибрационный комбинированный каток ДУ-84 Производитель: Раскат Масса, кг: 14000 Марка двигателя: Д-260.1.386 Мощность двигателя, кВт: 109 Ширина уплотняемой полосы, мм.: 2000

В конце XIX века несколькими английскими фирмами поставлялись паровые катки, весом от 12 до 18 тонн. В силу своей громоздкости, огромной массы и чрезвычайно высокой цены в России они были не слишком популярны. Для прокладки путей сообщения были закуплены 18 катков, работающие по всем округам. Уже в 1902 году на Коломенском заводе по эскизам братьев Гейслер был выпущен первый паровой каток отечественного производства.

Кроме паровых машин, в 1920 году был разработан первый в мире кулачковый каток, используемый в основном для мерзлого и вязкого грунта. Как каток дорожный кулачковый механизм не стал популярным, тем более на смену пришли моторные катки – более современные самоходные механизмы.

Керосин, нефть, газ – на чем только не пытались заставить ездить каток изобретатели разных стран. Наиболее продуктивными оказались двигатели внутреннего сгорания, работающие на очищенной нефти. Царские властители использовали больше дармовую силу своих крестьян, заставляя их вручную прокладывать дороги, поэтому после революции стало понятно, что острая нехватка техники приводит к плохому путевому сообщению между городами и округами.

Уже в 1925 году началось массовое строительство дорог с асфальтовым покрытием. Благодаря особому режиму социалистического строя, скорее с помощью ручного, чем механического труда, были налажены дороги между главными городами и столицами СССР. Строительство дорог возобновилось с новой силой после окончания ВОВ.

Каток XCMG XS-142 14 тонн. Каток XS 142 оборудован вальцом диаметром 1523мм на передней части. Сзади располагается пневмошинный привод. Общий вес машины достигает 14 тонн, из которых 7 приходятся на сам валец. При этом показатель ширина вальца равняется 2,13м.

Катки в современности

Современный асфальтоукладчик по способу передвижения может быть самоходным или прицепным. По способу воздействия на поверхность – статическим или вибрационным. Каток может иметь малую массу, а может весить более 100 тонн. Сверхтяжелые катки используются редко – для выравнивания покрытий, где чрезвычайно важно, чтобы поверхность была надежной и гладкой, например, на взлетных полосах аэродромов.

Спецтехника с различного вида вальцами позволяет подготовить или сделать завершающие этапы работы на любых покрытиях. Кулачковые катки сейчас применяются для грунтового уплотнения: благодаря небольшим выступам, барабан сначала разрыхляет до однородного состояния почву, а потом ее тщательно уплотняет. Машина с гладкими вальцами выполняет последний этап работ – трамбовку асфальта.

Именно благодаря современному оборудованию и различной спецтехнике города стремительно разрастаются вширь, а скоростные трассы соединяют между собой города, предоставляя возможность водителям преодолевать большие расстояния за считанные часы. Современный дорожный каток – необходимый инструмент в борьбе с бездорожьем.

Характеристики пневмоколесных катков

Пневмоколесный каток (каток на пневматических шинах) – машина для уплотнения дорожно-строительных материалов, в которой в качестве рабочего органа используются пневматические шин. Машины данного типа применяются для уплотнения грунтов с высоким содержанием вяжущих веществ (извести и других), промежуточных слоев дорожного полотна, асфальтобетонных покрытий. Катки на шинах получили распространение вследствие своей высокой маневренности и универсальности.

История пневмоколесных катков

Первые катки на пневматических шинах созданы в середине XX в, сначала – прицепные и полуприцепные, позже – самоходные. Одной из первых машин этого типа стал советский Д-365, выпущенный в конце 1950-х годов. Это была двухосная машина с тремя шинами на передней управляемой оси и четырьмя шинами, собранным попарно на задней оси. Агрегат современного типа с равномерным расположением шин на передней и задней осях был разработан немецкой компанией Hamm в 1963 г. Эта схема оказалась наиболее удачной, в последующие годы она получила широкое распространение и используется на большинстве современных катках.

Классификация и устройство катков на пневматических шинах


Машины делятся на группы по типу привода:

Самоходные катки имеют собственный силовой агрегат, полуприцепные и прицепные – эксплуатируются вместе с колесным трактором или тягачом. Все колесные катки являются статическими – обеспечивают уплотнение материала за счет собственного веса.

Наиболее проста конструкция прицепных и полуприцепных пневмоколесных катков. В обоих случаях основу машины составляет рама, которая опирается на пакет из четырех, пяти или большего числа шин. Рама выступает емкостью для балласта – песка, металлического лома, воды и т.д. Также на раме устанавливается система орошения шин, скребки и другое вспомогательное оборудование. Вес прицепного катка полностью распределяется на колеса, полуприцепного – на колеса и одноосный тягач.

Каток самоходный на пневматических шинах устроен несколько сложнее. Эти машины делятся на две группы по конструкции рамы:

На жесткой раме;

На шарнирно-сочлененной раме.

Все машины являются двухосными, на каждой оси располагаются собранные в пакеты пневматические шины. Для обеспечения равномерного уплотнения на передней и задней осях установлено разное количество колес в шахматном порядке. Наиболее часто в передней части катка устанавливается четыре колеса (все ведущие), в задней части – пять колес, четыре из которых являются ведущими (собраны попарно). Легкие катки могут иметь 7 колес (3 + 4), тяжелые – 11 колес (5 + 6), реже встречаются катки с четным количеством колес (установлены на осях со смещением) и с нестандартным расположением колес. На раме монтируется силовой агрегат, кабина машиниста, емкости для балласта, вспомогательные системы.

На пневматических катках используются плоские шины с изменяемым давлением: при уплотнении материала давление может изменяться от 0,3 до 0,8 МПА. Для очистки шин используются скребки, для охлаждения – распыление воды форсунками. Наиболее часто катки имеют гидравлический привод: каждое колесо или колеса попарно приводятся в движение гидромотором. Для копирования неровностей дорожного покрытия колеса могут отклоняться относительно продольной оси катка на небольшой угол.

Основные характеристики пневмоколесных катков

К характеристикам катков на пневматических шинах относятся:

Ширина уплотняемой полосы;

Наиболее распространены самоходные пневмоколесные катки с эксплуатационной массой (с балластом) 16, 25 и 30 т, прицепные и полуприцепные катки имеют меньшую массу. Рабочая скорость машин редко превышает 20 км/ч, ширина полосы – в среднем от 1,3 до 2,7 м, мощность двигателя – обычно 100 – 150 л. с.

Характеристики и конструктивные особенности пневматических катков в России регламентируются стандартами ГОСТ 21994-82 (СТ СЭВ 2571-80), ГОСТ 31548-2012 и другими.

Производители пневматических катков

В России катки на пневматических шинах выпускает ЗАО «Раскат» (г. Рыбинск), несколько моделей предлагают белорусские «Амкодор» и «Белдортехника». Из иностранных производителей наиболее известны Bomag, Ammann, Hamm, Sakai, Mitsuber. В последние годы все большую долю рынка занимают китайские пневмоколесные катки YTO, Shantui, Sany, ShanDong, XGMA, XCMG и другие.

Интересные факты о пневмоколесных катках

Катки для уплотнения асфальтобетонных покрытий комплектуются специальными шинами, имеющими существенные отличия от обычных транспортных покрышек. Шины для катков имеют гладкий протектор (тип С-1), плоскую поверхность и широкий профиль. Но главное, они изготавливаются из резиновых смесей с высокой термической стойкостью – во время работы шины нагреваются до 120 – 130 градусов, и только сочетание термостойкой резины с постоянным орошением водой спасает их от разрушения.

Виды дорожных катков

Катки предназначены для уплотнения дорожного покрытия и используются при строительстве путей на различных объектах. Современная спецтехника различается по принципу действия, внешнему виду и другим параметрам. По этим критериям катки относят к различным классам.

Катки предназначены для уплотнения дорожного покрытия и используются при строительстве путей на различных объектах. Современная спецтехника различается по принципу действия, внешнему виду и другим параметрам. По этим критериям катки относят к различным классам.

Классификация и особенности дорожных катков

  • принцип перемещения;
  • масса и размер;
  • тип рабочего органа (вальцов);
  • число вальцов;
  • способ уплотнения.

Рассмотрим виды катков более подробно.

Принцип перемещения

Дорожные катки могут быть прицепными либо самоходными. Первые не автономны, для их работы необходима самоходная техника, чаще всего трактор. Они имеют одно- или двухвальцовую металлическую раму.

Самоходные катки – это полноценные машины, оборудованные собственным двигателем. Они гораздо маневреннее, практичнее и производительнее прицепных. Благодаря этим качествам самоходная спецтехника постепенно вытесняет прицепную, которая используется все реже.

Масса и размер

По этим показателям машины подразделяются на 3 типа:

  • легкие. Техника этого класса весит не более 6 тонн, а распределяемая нагрузка не превышает 40 кН/м;
  • средние. Весят 6-10 тонн, показатель распределяемой нагрузки составляет 40-60 кН/м. Мощность силовых агрегатов, которыми комплектуется спецтехника среднего класса, – 20-30 кВт;
  • тяжелые. Это машины, оборудованные моторами высокой мощности (более 30 кВт). Распределяемая ими нагрузка превышает 60 кН/м.

Легкие катки нашли применение при строительстве тротуаров, а также площадок, не рассчитанных на большие нагрузки. Такую технику используют и при строительстве других дорожных объектов в целях предварительного уплотнения покрытия. С помощью техники второго типа уплотняют покрытие разных дорог. Третьи подходят для уплотнения покрытий любого типа – асфальтного или асфальтобетонного, а также слоев щебня и гравия.

Тип рабочего органа

Вальцы – рабочий орган любого катка – бывают следующих видов:

  • гладкие. Оборудование представляет собой металлические цилиндры с гладкой поверхностью. Машины с такими вальцами уплотняют асфальт и асфальтобетон;
  • кулачковые. Вальцы также имеют цилиндрическую форму, но, в отличие от гладких, на их поверхности имеются выступы, так называемые кулачки. Катки с такими вальцами применяют для уплотнения грунта, отсюда их второе название – грунтовые;
  • решетчатые. С их помощью также укатывают грунт. Основание оборудования гладкое, сверху находится металлическая решетка;
  • пневматические. В состав таких рабочих органов входят несколько пневмоколес. С помощью таких вальцов уплотняют асфальтовое/асфальтобетонное дорожное покрытие;
  • компакторные. Внешне такие вальцы очень напоминают кулачковые. Отличие дорожных катков такого типа состоит в том, что их вальцы уступают кулачковым по ширине и имеют значительно меньшее число кулачков;
  • сегментные. Представляют собой тип гладких вальцов, на ободе которых расположены особые сегменты.

Отдельно следует упомянуть специальные вальцы. Их изготавливают только на заказ, когда требуется выполнить определенные работы по неопробованным технологиям. Такое оборудование сочетает конструктивные особенности сразу нескольких типов вальцов.

Количество вальцов

По этому показателю дорожные катки подразделяются на:

  • одновальцовые. Рабочий элемент на таких машинах устанавливается только с одной стороны, другую поддерживают колеса;
  • двухвальцовые. Эта техника оснащена рабочими органами с передней и задней стороны, причем ведущим может быть как один, так и оба вальца;
  • трехвальцовые. По названию понятно, что на спецтехнике установлено одновременно три вальца.

Способ уплотнения

Выделяют следующие виды катков по способу уплотнения:

  • статические. Дорожное полотно уплотняется за счет собственной массы машины. Чем тяжелее техника, тем выше качество уплотнения слоя;
  • вибрационные. Это наиболее современный тип катков. Уплотнение дорожного покрытия достигается за счет сразу двух факторов – собственной массы техники и вибрации рабочего элемента. Для качественного уплотнения вибрационным машинам требуется намного меньше проходов, чем статическим. С помощью виброкатков строят не только дороги высочайшего класса, но и аэродромы, порты, а также другие объекты, дорожное покрытие которых испытывает высокие нагрузки в ходе эксплуатации.

Выбирая дорожно-строительную машину для уплотнения асфальта, асфальтобетона или грунта, важно учитывать характеристики техники и ее конструктивные особенности. Это позволит правильно подобрать каток для выполнения конкретной задачи.

В заключении

Высокую производительность при выполнении дорожно-строительных работ, а также хорошее качество укладки покрытия может обеспечить спецтехника производства SDLG и ООО «Завод дорожных машин». Приобрести модели этих производителей можно в «Русбизнесавто». При необходимости специалисты компании помогут выбрать подходящую технику.

Виброкатки — принцип работы и классификация

Виброкаток— спецтехника для уплотнения грунта, асфальтовой поверхности и иных материалов за счет двух факторов: веса и вибрации. Такое взаимодействие способствует повышению плотности, улучшению эффективности и продлению срока службы готового покрытия. Ниже рассмотрим, в чем особенности оборудования, где оно применяется, какие бывают виды, в чем плюсы и минусы.

Что такое виброкаток, назначение

Работа виброкатка построена на совмещении двух принципов: укатывание / уплотнение под действием вибрации и веса.Результатом является трамбовка обрабатываемого слоя и создание хорошей адгезии на любом этапе укладки.

Благодаря качественной прессовке повышается долговечность итоговой конструкции, предотвращается появление трещин и сколов.

В процессе работы техника перемещается вперед и назад, подготавливая поверхность под разные строительные цели. Вибрационная и ходовая система разделены между собой, что обеспечивает ее автономность и возможность использования технологий по отдельности.

Область применения

В большинстве случаев виброкаток для уплотнения грунта применяется при подготовке насыпей для дорожного строительства: автомобильных и железных дорог, аэродромных площадок и т. д. Техника легко справляется с уплотнением песка, грунта и щебня перед укладкой асфальтового покрытия.

Для многих компаний аренда виброкатка— возможность сэкономить на покупке нового оборудования и решить следующие вопросы:

  • ямочный ремонт;
  • восстановление старых дорог;
  • укладка тротуаров;
  • строительство новых автомобильных магистралей;
  • создание пешеходных участков и велодорожек.

Кроме того, виброкатки применяются при проведении ландшафтном планировании, выполнении отмостков фундаментов, обустройстве площадок для отдыха, создания подвальных помещений и т. д. Сфера применения обширна, что делает технику по-настоящему востребованной во всех сферах строительства.

По каким признакам классифицируют

При выборе модели необходимо учитывать характеристики виброкатка.

Основное внимание уделяется общему весу и массе вальца / плиты, частоте и амплитуде вибраций, функциональным особенностям, производителю и типу. В зависимости о выполняемых задач оборудование классифицируется по нескольким признакам.

Тип рабочей поверхности

При выборе вибрационного катка важно обращать внимание на текстуру вала. На выбор доступны следующие варианты рабочей части:

  1. Гладкая. Простая форма, применяемая для классической утрамбовки грунта. Пример — модель МС-85.
  2. Кулачковая. Отличается наличием в вальцах кулачков, применяемых для уплотнения более рыхлых и вязких участков. После завершения работ толщина слоя не превышает 30 см. Пример —HAMM 3412.
  3. Решетчатая. Применяется для работы на участках с разнотипной структурой. Хорошо справляется с грунтом, в котором имеется много камней и гранитных пород.
  4. Превмоколесная. Вместо вальца-цилиндра применяются резиновые колеса. Оборудование чаще всего применяется при строительстве дорог. Техника незаменима при укладке асфальта и подготовке основания. Пример — ручной виброкаток NTCVVV 600/12.
  5. Кобинированная. Применяются разные технологии, рассмотренные выше. Подходит для случаев, когда необходимо купить виброкаток для уплотнения разных видов поверхностей. Рынок предлагает большой выбор таких машин, к примеру, HAMMHD 12VT.

При выборе вибрационного катка необходимо учитывать его массу, от которой зависят особенности и сфера применения оборудования. На выбор доступны следующие варианты:

  1. Легкие. Вес техники составляет до 3-4 тонн. Как правило, к этой категории относятся ручные вибрационные катки. Пример —NTC VVV 600/12.
  2. Средней тяжести. Такое оборудование имеет вес от 6 до 9 тонн. Применяются для уплотнения грунтов, подготовки дорожного покрытия. Эффективность оборудования зависит от ширины и вида вальцев, их числа и прочих особенностей. Популярная модель —AMMANN AV 70X.
  3. Тяжелые. В эту группу входит оборудование с весом свыше 10 тонн. Техника пригодится при уплотнении твердых пород, когда более легкие виброкатки не справляются. Пример —AMMANNASC 100D.

Тип управления

При выборе необходимо учитывать способ перемещения виброкатка. Условно они делятся на две группы:

  1. Прицепные. Не имеют собственного механизма для передвижения. Буксируются трактором или другом транспортом в зависимости от веса и обрабатываемой поверхности. Популярная модель — прицепной виброкаток BomagBW6.
  2. Самоходные. Оснащаются собственным двигателем и работают без применения дополнительного транспорта. Отличаются по производителю, весу, виду двигателя, типу катка и другим особенностям. Одна из моделей серии —SDLG RS7120.
  3. Ручные. Имеют несложную конструкцию и управляются с помощью одного человека. Оператор вправе самостоятельно регулировать степень вибрации, а эргономичный рулевой механизм позволяет без каких-либо трудностей справиться с управлением тяжелой машины. Применяется при строительстве дорог, а также в промышленной и жилищной сфере.
  4. Дистанционные. В таких устройствах управление вибрационным устройством осуществляется с помощью пульта, к примеру, с кабины водителя. Модель —траншейный виброкаток RTX-SC3. Такое оборудование имеет доступную цену и экономически выгодно.

Количество вальцов

Вибрационные катки отличаются по числу вальцов. Здесь возможны следующие варианты:

  1. Один. Виброкатки комплектуются одним рабочим элементом, установленным в противоположной части от колес. Пример —BaumaxBMX 60H.
  2. Два. В отличие от прошлого типа здесь предусмотрено уже два вальца. Их особенность в том, что механизмы находятся один за другим, что повышает эффективность обработки участка. Двухвальцевые виброкатки востребованы при решении боле сложных задач, когда необходима большая плотность грунта перед укладкой асфальтного покрытия или решения иных задач. Пример —RV-12 DD.
  3. Три. Такие модели оборудуются тремя уплотнителями. Применяются реже рассмотренных выше вариантов из-за сложности конструкции и большого веса. Пример —Changlin RT1215. Модель с дизельным мотором на 77 лошадей, массой 12 тонн и максимальной скоростью в 8,2 км/час.

Число осей

При выборе количества вальцов необходимо учитывать число осей, предусмотренных на технике. В зависимости от модели может применяться разная комплектация:

  1. Две оси / вальца. На каждой из осей предусмотрено по одному вальцу, которые уплотняют грунт друг за другом. Бывают ручными, самоходными и других типов. Пример —Honker R800H мощностью 13 л. с. и скоростью передвижения в 2 км/ч.
  2. Две оси, три вальца. Главное отличие состоит в наличии двух отдельных вальцов сзади. Такая машина отличается улучшенной маневренностью и более устойчива при движении на разных типах покрытия. Одна из моделей—Changlin RT1821. При движении задние вальцы захватывают работу переднего цилиндра на 10-12 см.
  3. Три оси / вальца. Подобные виброкатки необходимы на завершающем этапе работ, когда необходимо окончательно подготовить асфальтное покрытие. Особенность состоит в наличии вальцов идентичной ширины. Плюсы — улучшенная проходимость за счет распределения веса на неровных участках поверхности. Пример — ДУ-49.

Прочие параметры

Кроме рассмотренных выше, необходимо учитывать и другие критерии:

  1. Страна-изготовитель. Виброкатки производится во многих странах, среди которых Россия, Турция, Бельгия, Испания, Италия, Швейцария, Швеция, Великобритания, Беларусь и другие.
  2. Тип мотора. Машина может оборудоваться дизельным или бензиновым мотором.
  3. Число цилиндров двигателя — один, четыре или шесть.
  4. Производитель. Популярные компании —ENAR, Grost, Husqvarna, Bomag, STEM Techno, VEKTOR и другие.
  5. Мощность мотора — до 208 лошадиных сил.
  6. Применение. Виброкатки могут быть ориентированы на работу по асфальту, гравию, грунту, песку и щебню.

Достоинства и недостатки

Виброкатки, используемые в строительной, бытовой и промышленной сферах, имеют ряд положительных и отрицательных качеств.
К плюсам можно отнести:

  1. Уплотняющая способность. В среднем для укатки участка необходимо от 6 до 10 проходов. Этот параметр зависит от типа почвы и назначения.
  2. Технологическая пригодность. Современные вибрационные катки успевают за работой укладчика асфальта (при выполнении дорожных работ). Производительность вибрационного катка на 10-20 процентов больше, чем укладчика.
  3. Экономически показатели. Применение виброкатка позволяет более эффективно задействовать оборудование. Но здесь многое зависит от выбранного веса, количества вальцев, функций и других особенностей.
  4. Надежность и легкость ремонта. Большая часть современных моделей вибрационных катков имеют гарантийный срок службы более пяти лет. В случае выхода из строя любого из элементов его замена не составляет труда.
  5. Эргономика и безопасность. Дорожные виброкатки и техника других видов имеет удобную кабину для водителя и необходимый набор систем, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
  6. Доступная цена. Несмотря на сложность оборудования, можно подобрать модель с учетом финансовых возможностей. В крайнем случае, технику можно взять в аренду и тем самым сэкономить средства на другие работы.
  7. Бесшумность. Современные модели работают почти бесшумно, что позволяет обслуживать механизмы без применения специальных шумоподавляющих наушников.

Кроме того, многие модели обладают и другими плюсами — маневренностью, большим ресурсом приборов / механизмов, универсальностью и эффективностью применения. В процессе работы даже легкий каток может уплотнять грунт всего за несколько проходов.
Несмотря на ряд преимуществ, нельзя забывать о некоторых недостатках виброкатков:

  1. Большое давление на вальцы, что часто приводит к выходу из строя этого механизма. Риск повреждения в случае поломки и буксировки.
  2. Сложность эксплуатации на наклонных поверхностях.
  3. Необходимость обучения оператора для управления машиной.

Вывод

Виброкатки — незаменимые помощники при строительстве дорог и выполнении иных строительных работ. Благодаря широкому ассортименту, можно выбрать оборудование под выполнение конкретных задач и тем самым ускорить процесс. В зависимости от ситуации вибрационный каток можно купить или взять в аренду для экономии денег на другие цели.

Как правильно подготовить площадку под автостоянку — работа виброкатка